Изучение социальных позиций и ролей преступников доклад

Обновлено: 18.05.2024

Тема 8
Личность преступника

Тема 9
Предупреждение преступности

Все, что рассматривалось ранее (преступность, ее причины, личность преступника), в конечном счете преследует цель овладеть современными криминологическими знаниями о предупреждении преступности. По своей сути предупреждение преступностиили, иначе говоря, профилактика преступности(эти два термина с точки зрения этимологии идентичны и используются как взаимозаменяющие) – это специфическая область социального регулирования, управления и контроля, имеющая многоуровневый характер и преследующая цель борьбы с преступностью на основе выявления и устранения ее причин и условий, иных детерминант.
Криминология изучает предупреждение преступности как сложную динамическую систему. Ее функционирование связано с решением как общих задач социального развития, так и специализированных задач в области борьбы с негативными явлениями.
Как правило, в криминологии профилактическая система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей, анализируется по ее направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.
По уровню принято выделять общесоциальное (или общее) и специальное предупреждение преступности. Общесоциальное предупреждение напрямую не связано с преступностью. Оно основывается на том, что позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических, социальных и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений, питающих преступность, объективно способствует ее предупреждению.
В отличие от общих, специальные предупредительные меры осуществляются целенаправленно в интересах предупреждения преступности.
В зависимости от масштаба применения различают меры предупреждения:
• общегосударственные, относящиеся к большим социальным группам;
• относящиеся к отдельным объектам или микрогруппам;
• индивидуальные.
По стадиям принято выделять непосредственное предупреждение преступности и предупреждение рецидива. Более значимо с практической точки зрения выделение в предупреждении преступности таких стадий, как профилактика, предотвращение, пресечение.
Общесоциальное предупреждение преступности.В сегодняшних условиях сохраняются, хотя во многом проявляются по-новому, следующие признаки мер общего предупреждения преступности: масштабность, всеохватывающий и разносторонний характер, комплексность и взаимозависимость, непрерывность, радикальность. Благодаря этим характеристикам общее предупреждение представляет собой основу, фундамент специального предупреждения – упреждающего противостояния преступности.
Специальное предупреждение преступности.Специальное предупреждение преступности, в отличие от общего предупреждения, имеет направленный на недопущение преступлений характер. Специальная предназначенность для выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин, условий, иных детерминант преступности – его профилирующий, конституирующий признак, главная особенность. Наряду с этим специально-криминологическое предупреждение включает предотвращение замышляемых и подготавливаемых, пресечение начатых преступлений.
По степени радикальности можно выделить специально-криминологические меры: предупреждающие возможность возникновения криминогенных явлений и ситуаций; нейтрализующие (блокирующие, минимизирующие) такие явления и ситуации; полностью устраняющие их.
По правовой характеристике различаются специально-криминологические меры: базирующиеся на нормах права, но ими не регламентированные (правовое просвещение, воспитание); детально урегулированные юридическими нормами (административный надзор).
Субъекты предупреждения преступности.Что касается общего предупреждения преступности, то его субъекты – это практически все общество, все институты гражданского общества, государство в целом. Индивидуальная профилактика – это выявление лиц, от которых, судя по достоверно установленным фактам их антиобщественного, противоправного поведения, можно ожидать совершения преступлений, и оказание на них, а также на их окружение воспитательных и иных мер воздействия в целях предупреждения преступлений.
Задачи специального (специально-криминологического) предупреждения преступности решаются также множеством субъектов: государственными и негосударственными, специализированными и неспециализированными, различающимися по другим признакам. Круг этих субъектов определяется в установленном законом порядке.
Основы виктимологической профилактики.Виктимология – это учение о жертве. Применительно к теории и практике предупреждения преступности речь идет не о жертвах вообще, а только о жертвах преступлений.
Опыт борьбы с преступностью свидетельствует, что в механизме преступного поведения значимы личностные качества людей, становящихся жертвами преступления. Тот же опыт подтверждает и еще одну истину: преступления могло и не быть, а начавшееся преступление могло окончиться безрезультатно, если бы предполагаемая жертва проявила предусмотрительность и дала надлежащий отпор потенциальному преступнику.
Виктимология изучает преступление и преступное поведение под углом зрения обусловленности их личностными и ролевыми качествами потерпевшего, взаимоотношением его с преступником до и в момент совершения преступления. Непосредственным предметом изучения являются лица или общности людей, которым преступлением прямо или косвенно причинен моральный, физический или материальный ущерб, а также те ситуации, которые предшествовали или сопровождали момент причинения ущерба.
Поведение человека, отдельных групп населения по своей природе может быть не только преступным, но и виктимным, т. е. рискованным, неосмотрительным, легкомысленным, распущенным, провокационным, опасным для самого себя.
Виктимологическая профилактика – это специфическая деятельность социальных институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений, выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности и воздействие на них в целях восстановления или активизации их защитных свойств, а также разработка либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты граждан от преступлений и последующей виктимизации.
Борьба с преступностью.Борьба с преступностью представляет собой органическое единство трех направлений:
• общей организации борьбы;
• предупреждения преступности;
• правоохранительной деятельности.
Общая организация борьбы с преступностью включает в себя составляющие, рассмотренные ниже.
1. Информационно-аналитическую деятельность по регистрации проявлений преступности, изучению этих проявлений, их причинности и детерминации, результатов борьбы с преступностью на предшествующих этапах и оценке соответствующих данных. Осуществляется это путем создания систем учетов преступности, статистической отчетности; текущей аналитической деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью; развития криминологических исследований, использования теоретических обобщений получаемых сведений.
2. Криминологическое прогнозирование. Криминологический прогноз – это оценка будущего состояния преступности и иных криминологически значимых последствий тех или иных управленческих решений.
3. Определение стратегии борьбы с преступностью. На основе оценок криминологической ситуации (т. е. преступности, ее причинности, детерминации, состояния борьбы с ней), прогноза и рекомендаций специалистов по дальнейшей борьбе с преступностью государство как основной субъект организации этой борьбы определяет ее стратегию.

Криминологические исследования фиксируют особенно­сти социальных позиций и ролей личности, ее социально-ролевого поля.

Социально-ролевой подход стал получать все большее распространение в криминологии 70-х годов, хотя как бы стихийно применялся и раньше при изучении социально-де­мографических характеристик личности.

Существует четыре подхода к определению и понима­нию социальных ролей:

1. Поведение человека зависит от позиций, занимаемых им в обществе. Человек занимает ряд позиций и исполняет ряд ролей, каждая из которых имеет свое содержание (сце­нарий роли). И человек следует этому сценарию. Это норма­тивное понимание социальной роли.

Сама эта социальная позиция — своеобразный узел свя­зей в социальных отношениях, а роль — содержание требо­ваний, предъявляемых к лицу, занимающему данную пози­цию.

2. При втором подходе роль — это спонтанное, свободное поведение личности, обусловленное ее индивидуальными осо­бенностями. Человек творит роль как свободный художник. Этим подчеркивается творческое начало в исполнении роли, неповторимость ее исполнения каждым человеком.

3. Роль — это содержание ожидания других людей и социальных групп относительно того, как себя будет вести человек, занимающий определенную позицию. Практически это частный вариант первого подхода, но делающий акцент именно на социально-психологических ожиданиях, а не на официальных требованиях. Ожидания рассматриваются как компонент личности, определяющий ее поведение.

4. Роль как продукт взаимодействия социальных факто­ров и внутреннего мира человека. При этом равнозначно рас­сматриваются как предписания внешней среды, так и соци­альные ожидания других субъектов.

В криминологии целесообразно исходить из норматив­ного понимания роли.

Итак, социальная позиция — это своеобразный узел от­ношений в социальной системе. Человек одновременно зани­мает множество социальных позиций. Только в семье он — сын (дочь), отец (мать), брат (сестра), внук (внучка).

Каждой социальной позиции соответствует сценарий роли, одновре­менно составляемый тремя группами субъектов:

1) государ­ством и выраженный в системе официальных предписаний (законов, подзаконных актов);

2) обществом в форме обще­принятых и поощряемых общественным мнением норм пове­дения: моральных, эстетических, религиозных и иных;

3) неофициальными структурами (семьей, досуговыми груп­пировками, группами сослуживцев и т. п.) — в форме непи­саных правил поведения, их социальных ожиданий. К по­следней группе субъектов относятся и преступные формиро­вания с их нормами поведения и социальными ожиданиями.

Социологами и социальными психологами отмечается, что для человека важна значимость социальной позиции, значи­мость субъекта, от которого исходят нормы-ожидания. Су­щественна оценка личностью условий исполнения каждой роли.

Само исполнение роли, особенно если это продолжается долго, накладывает на личность определенный отпечаток, развивает у нее одни качества и подавляет другие.

Напри­мер, отмечено, что формирование несовершеннолетних пра­вонарушителей преимущественно под влиянием неформаль­ных досуговых группировок развивает у них качества, важ­ные для неофициального межличностного общения: они лег­ко устанавливают контакты с людьми, чутко реагируют на их настроения и т. п. В то же время у них нередко отсутству­ют черты, которые ценятся в трудовом коллективе, на про­изводстве: дисциплина, профессионализм и т. п.

1) роль как совокупность нормативных предписаний, соответствующих данной позиции;

2) роль как понимание лицом того, что от него требуется и что он наме­рен исполнять;

3) фактическое исполнение роли в конкрет­ных условиях места и времени.

В последнем случае сильно влияние социальных условий, а также уже сформированных личностных характеристик.

Криминологически значимы следующие социально-ро­левые ситуации:

1) человек не занимает многих социальных позиций, ко­торые позволили бы ему ознакомиться с нормами государст­ва, "большого общества" и вести себя в соответствии с тре­бованиями права и морали (он, например, находится в край­не деморализованной среде со специфическими представле­ниями о допустимом и привык решать конфликты с приме­нением физической силы);

2) человек занимает одновременно позиции, которые свя­заны с противоречивыми требованиями, нормами поведения, т. е. налицо конфликт социальных позиций и ролей (право­вые предписания запрещают сокрытие преступлений от учета, а руководство требует не отражать в статистике все став­шие известными преступления);

3) человек занимает такие позиции, которые прямо дик­туют противоправное, преступное поведение (член преступ­ного формирования);

4) отсутствие преемственности ролей и позиций, в ре­зультате чего отмечается неподготовленность лица к соблю­дению правовых норм в соответствующей социальной позиции (это влечет нарушение правил охраны труда, халатность и т. п.);

5) человек занимает одни социальные позиции, а ориен­тируется на другие. Примером здесь может быть следую­щее: получающий скромное содержание следователь стре­мится утвердиться в группе удачливых предпринимателей, дорожит их вниманием и мечтает вести характерный для них образ жизни. Если ему такие предприниматели предла­гают выполнить определенную просьбу, а тем более за со­лидное вознаграждение, указанный следователь сразу мо­жет решить две актуальные для него задачи: сохранить "дружбу" этих людей и получить необходимые средства для расточительного образа жизни. Но средство в таком слу­чае — получение взятки и злоупотребление служебным по­ложением;

6) конфликт уже исполняемых и ожидаемых в будущем ролей. Преступное поведение человека в этом случае может противоречить уже исполняемым ролям, но быть логичным с точки зрения референтных ролей (конфликт реального и ожидаемого, настоящего и будущего).

Социально-ролевой подход не исключает активности личности, но задает социальные пределы этой активности. Позиция личности влияет на выбор социальных ролей и на их творческое исполнение. У несовершеннолетних этот вы­бор практически ограничен, у осужденных, отбывающих срок лишения свободы, и военнослужащих срочной службы — также.

Существует объективный конфликт ролей, когда их со­держание действительно противоречиво, и субъективный, когда лицо воспринимает их в качестве противоречивых, не умеет их согласовать.

В динамическом аспекте встречаются:

1) прямая преем­ственность социальных позиций и ролей, порождающих в оп­ределенных взаимодействиях преступное поведение;

2) су­щественное отрицательное усугубление содержания социаль­ных ролей, когда они из противоречивших только нормам морали в новых условиях перерастают в противоречащие нормам закона;

3) затруднение процесса нормального фор­мирования и нормальной жизнедеятельности личности в ре­зультате наличия или отсутствия в прошлом определенных социальных позиций и ролей. Например, исследования пока­зывали, что многие лица, формировавшиеся в неполных или иного рода неблагополучных семьях, даже если они искрен­не стремятся иметь собственную хорошую семью, в своей семье воспроизводят характерные для родительской стан­дарты поведения: избиение супруги, грубые оскорбления и т. п. В одних случаях это прямо выливается в преступное поведение, в других — влечет распад семьи, уход в досуговые группы собутыльников, усиление деморализации и участие в пьяных криминальных конфликтах либо утрату работы и со­вершение краж ради приобретения спиртных напитков.

Деформация социальных позиций и ролей в большинст­ве случаев существенно различается применительно к ли­цам, совершающим общеуголовные и экономические престу­пления. У первых она носит более очевидный и грубый ха­рактер.

При анализе деятельности лиц, совершающих преступ­ления, учитывается следующее:

1) фактическое поведение лица не идентично содержа­нию роли;

2) личность представляет собой определенную целост­ность при всем многообразии ее позиций и ролей, в деятель­ности она проявляет себя именно в этой целостности, субъ­ективной интеграции разных социальных позиций и ролей;

3) деятельность оказывает на человека обратное воздей­ствие, при этом важно одобрение или неодобрение поведе­ния, его закрепление и закрепление его результатов в созна­нии личности. В этом аспекте криминологически значима проблема безнаказанности части преступников, баланс их приобретений и потерь в результате преступной деятельно­сти. Иногда они считают выгодным даже отбыть определенный срок лишения свободы, но сохранить добытое преступ­ным путем во имя своего солидного материального обеспече­ния на долгие годы.

Деятельность — это определенная система действий, сис­тема поведения. Она охватывает и материально-практиче­ские, и интеллектуально-духовные операции, т. е. и работу мысли.

Термин "преступная деятельность" в отличие от "преступ­ного поведения" отражает не только наличие системы опреде­ленных преступных деяний, но и целенаправленный поиск лич­ностью социальных позиций, условий для реализации преступ­ных замыслов, развитие в процессе самовоспитания качеств, важных именно для преступной деятельности.

При анализе деятельности личности важно понять сле­дующее:

1) представляет ли собой преступное деяние изолиро­ванный акт или оно — звено в цепи определенной системы поступков (какой?);

2) является ли преступное поведение скачком от нормы к преступлению или оно представляет собой итог эскалации антиобщественного поведения. Выявляются факты:

а) нару­шения требований, соответствующих нормальным для чело­века определенного возраста и положения социальным пози­циям (преждевременное оставление школы несовершенно­летним, отказ в материальной поддержке детям и т. п.);

б) аморальных, но не противоречащих праву поступков (пьян­ство, половая распущенность и т. п.);

в) противоправных по­ступков непреступного характера (дисциплинарно, админи­стративно наказуемых, гражданско-правовых деликтов), пре­ступлений;

3) в какой сфере деятельности совершаются преступле­ния.

Криминологические исследования указывают на то, что, как правило, совершение тяжких преступлений бывает резуль­татом не скачка от нормального поведения к наиболее общест­венно опасному преступному, а постепенного нарастания ин­тенсивности и общественной опасности негативного поведения. По данным выборочных исследований, более 80% лиц, совер­шавших умышленные убийства, ранее совершали либо пре­ступления, либо неоднократные иные правонарушения.

Анализ сфер деятельности, взаимодействий, в которых совершались преступления, затем сопровождается выясне­нием того, насколько распространены соответствующие типы взаимодействий и как часто они дают криминальный результат, при участии в них каких лиц, с какими именно характе­ристиками. На этой основе может даваться прогноз развития преступности, а также формулироваться рекомендации по предупреждению преступлений со стороны соответствующих лиц в данных условиях.

Изучение системы поступков личности, ее деятельности в целом помогает выявить определенные стереотипы пове­дения, ставшие для нее привычными способы реагирования на те или иные обстоятельства.

Вопрос о личности преступника является одной из наиболее сложных, спорных и наименее разработанных криминологических проблем. Значимость этой проблемы выражается прежде всего в том, что преступление как акт человеческого поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от его сущностной характеристики и особенностей. Так, можно сказать, что преступление и преступник являются теми составляющими организма преступности, изучение и познание которых способно дать криминологический материал для последующей работы по предупреждению преступлений.

Выделение личности преступника из всей массы людей осуществляется на основе двух критериев: юридического и социального (социально-психологического). Исходя только из юридического критерия, личность преступника можно определить как лицо, совершившее преступление. Однако в этом суждении можно усмотреть элементы тавтологии. Кроме того, такое понятие личности преступника имеет формальный оттенок,[7]поэтому юридический критерий должен быть по необходимости дополнен критерием социальным (социально-психологическим), в соответствии с которым личности преступника присущи та или иная степень антиобщественной направленности (ориентации) или, как минимум, отдельные антисоциальные черты.

Данное положение относится к лицам, совершившим не только злостное, но и так называемое случайное преступление, а также к лицам, совершающим преступления в состоянии аффекта и даже по неосторожности. Сюда же включаются и лица, которые еще не нарушили уголовного закона, но в силу антиобщественных взглядов и привычек, проявившихся, например, в виде совершения соответствующих административных правонарушений, могут встать на преступный путь.[8]Иначе говоря, в предмет криминологии входит личность правонарушителя, понимаемая в указанном выше смысле и включающая не только собственно лиц, совершивших преступление, но и другие категории лиц, подвергающиеся целенаправленному профилактическому воздействию.

В целом данные о личностных свойствах применительно и к субъектам всех преступлений, и к отдельным их видам содержат существенную информацию о причинах преступлений, которая может быть использована при определении мер, направленных на предупреждение новых преступлений.

Объектом криминологического изучения личности преступника являются:

• отдельные лица, совершающие преступления;

• различные контингенты преступников (несовершеннолетние, рецидивисты);

• различные криминологические типы преступников.

Задача криминологии при изучении личности преступника – вычленить круг тех характеристик, которые позволяют выявить ближайшие к преступлению и преступности причинные связи, причинные комплексы, цепочки.

Наиболее распространено в криминологии выделение следующих групп признаков:

3) социальных проявлений в разных сферах жизнедеятельности (иногда говорят о социальных связях);

4) нравственных свойств;

5) психологических признаков;

6) физических (биологических) признаков.

Изучение социальных позиций, ролей и деятельности преступников. Человек в обществе занимает ряд позиций, от которых зависит его поведение, и исполняет ряд ролей, каждая из которых имеет свое содержание – так называемый сценарий роли, и человек следует этому сценарию.

• роль как совокупность нормативных предписаний, соответствующих данной позиции;

• роль как понимание лицом того, что от него требуется и что он намерен исполнять;

• фактическое исполнение роли в конкретных условиях места и времени.

При изучении личности преступника важно определить его социально-ролевой статус. Например, человек может не занимать тех социальных позиций, которые позволили бы ему ознакомиться с нормами государства и вести себя в соответствии с требованиями права и морали (к примеру, человек привык решать конфликты с применением силы). Человек может одновременно занимать позиции, которые связаны с противоречивыми требованиями, нормами поведения, т. е. налицо конфликт социальных позиций и ролей. Человек может занимать такие позиции, которые прямо диктуют противоправное, преступное поведение (например, если он является членом преступного формирования). Человек может попасть в ситуацию отсутствия преемственности ролей и позиций, в результате чего он окажется неподготовленным к соблюдению правовых норм в соответствии с его социальной позицией (а это, в свою очередь, влечет нарушение правил охраны труда, халатность). Наконец, человек может занимать одни социальные позиции, а ориентироваться на другие; он может попасть в ситуацию конфликта уже исполняемых и ожидаемых в будущем ролей. Преступное поведение человека в этом случае может противоречить уже исполняемым ролям, но быть логичным с точки зрения референтных ролей (конфликт реального и ожидаемого, настоящего и будущего).

Основными побудительными мотивами, лежащими в основе преступного поведения, преступности являются:

1) общественно-политические (механизм управления государством и обществом, участие в управлении, влияние на него и т. д.);

* удовлетворение жизненно важных потребностей;

* достижение своего идеала – некоего материального стандарта (богатства) или социального стандарта (проникновение в высшие слои общества), на которое ориентировано данное лицо;

3) насильственно-эгоистические (агрессивные в физическом и психическом плане):

* абсолютизация идеи самоутверждения, реализации имеющихся потребностей и интересов в любых формах;

* самоутверждение в тех формах, которые возможны для лица в конкретных ситуациях;

* отсутствие потребности и заинтересованности в соотношении своих поступков с существующими нормами поведения, законом;

* избирательность такого соотношения (например, только в условиях строгого внешнего контроля либо в общении с власть имущими, но не подчиненными и безответными людьми).

Существовали разные теории личности преступника. Утверждалось, что существует наследственная предрасположенность к преступности – определенный набор хромосом у преступника. Другой подход отрицает биологизацию преступного поведения, преступник формируется социальной средой.

Изучение социальных позиций, ролей и деятельности преступников. Криминологические исследования фиксируют особенности социальных позиций и ролей личности, ее социально-ролевого поля. Существует 4 подхода к определению и пониманию социальных ролей.

1. Поведение человека зависит от позиций, занимаемых им в обществе. Человек занимает ряд позиций и исполняет ряд ролей, каждая из которых имеет свое содержание (сценарий роли). Человек следует этому сценарию. Социальная позиция – своеобразный узел связей в социальных отношениях, а роль – содержание требований, предъявляемых к лицу, занимающему данную позицию.

2. Роль – спонтанное, свободное поведение личности, обусловленное ее индивидуальными особенностями. Человек творит роль как свободный художник.

3. Роль – содержание ожидания других людей и социальных групп относительно того, как себя будет вести человек, занимающий определенную позицию.

4. Роль – продукт взаимодействия социальных факторов и внутреннего мира человека. При этом равнозначно рассматриваются как предписания внешней среды, так и социальные ожидания других субъектов.

Социальная позиция – своеобразный узел отношений в социальной системе. Человек одновременно занимает множество социальных позиций (сын, брат, друг, коллега). Каждой социальной позиции соответствует сценарий роли, одновременно составляемый тремя группами субъектов. 1. Государством (выраженный в системе официальных предписаний (законов, подзаконных актов). 2. Обществом в форме общепринятых и поощряемых общественным мнением норм поведения: моральных, эстетических, религиозных, норм партии и т.д. 3. Неофициальными структурами (семьей, друзьями, преступными формированиями).

Само исполнение роли накладывает на личность определенный отпечаток, развивает одни качества и подавляет другие (рецидивист не говорит попусту, у него нет профессиональной ответственности, дисциплины). Криминологические значимы социально-ролевые ситуации, когда:

1) человек не занимает многих социальных позиций, которые позволили бы ему вест себя в соответствии с требованиями права и морали (живет по правилам криминальной контркультуры, хотя и не является преступником, но может им стать);

3) человек занимает такие позиции, которые прямо диктуют противоправное, преступное поведение (член ОПГ);

4) отсутствует преемственность ролей и позиций, в результате чего отмечается неподготовленность лица к соблюдению правовых норм в соответствующей социальной позиции (это влечет нарушение правил охраны труда, халатность);

Социально-ролевой подход не исключает активности личности, но задает социальные пределы активности. Позиция личности влияет на выбор социальных ролей и на их творческое исполнение. Может возникнуть преемственность социальных позиций и ролей, что влечет совершение преступления. Например, человек воспитывался в неблагополучной семье, и сам воссоздает в своей семье такую же атмосферу.

Деятельность преступника – определенная система действий, поведения. Она охватывает и фактическую деятельность и мыслительную. При анализе деятельности личности важно понять следующее. 1. Представляет ли собой преступление изолированный акт или оно – звено в цепи определенной системы поступков (какой системы. 2 Является ли преступление скачком от нормы к преступлению или это итог эскалации антиобщественного поведения. Выявляются факты: а) нарушения требований, соответствующих нормальным для человека определенного возраста и положения социальным позициям (оставление школы несовершеннолетним); б) аморальных, но не противоречащих праву поступков (пьянство, половая распущенность); в) противоправных поступков (не преступлений). 3. В какой сфере деятельности совершаются преступления.

Крим. исследования показывают, что, как правило, тяжкие преступления являются результатом постепенного наращивания интенсивности и общественной опасности негативного поведения. Более 80% убийц ранее совершали либо преступления, либо иные правонарушения.

Изучение потребностно-мотивационной сферы. При анализе механизма преступного поведения большое значение придается потребности (в еде, одежде), интересы (зависят от системы ценностных ориентаций человека (дорогой автомобиль) и мотивационная сфера личности (совокупность мотивов). Можно выделить следующие типы мотивов:

1) общественно-политические (участие в управлении государством);

3) насильственно-эгоистические – хулиганство;

4) эмоционально-эгоистические – на почве ревности, зависти (убийство из ревности);

5) легкомысленно-безответственные (халатность).

Ценностно-нормативные характеристики сознания личности. Ценностная ориентация указывает на наиболее значимые для личности объекты. Обычно говорят об иерархии ценностных ориентаций, которая отражает определенное предпочтение личностью одних ценностей по сравнению с другими. Криминологические исследования показали, что на первом месте у преступника находятся личный (Солженицын – основное правило воров – хочу жить и наслаждаться) или кланово-групповой интерес (сохранить власть в руках определенной группы лиц). В сознании преступника искажены нравственные ценности, что приводит к существованию контркультуры.

Нормативная характеристика личности преступника (отношение его к закону). Большинство преступников плохо знают законы (УК, УПК) или знают только то, что касалось их лично. Большинство убеждено, что они осуждены невиновно или чрезмерно сурово. Считается, что в какой-то ситуации закон можно нарушить. Не воспринимаются принципы равенства, социальной справедливости. Значительное количество преступников вообще не воспринимают законы и общечеловеческие правила поведения, заменяют их своими (не воруй у своих, право сильного и т.д.).

Классификация преступников. Изучение преступников оказывается более результативным, если систематизируются данные о них. Существуют два вида классификации: группировка и типология. Группировка – распределение лиц на определенные группы, категории с использованием такого критерия, как статистическая распространенность одного или нескольких признаков. Наиболее распространены группировки, основанные на: демографических данных (пол и возраст); социально-экономических критериях (образование, род занятий); гражданстве; состоянии личности в момент совершения преступления (опьянение, преступная группа); характере преступного поведения (умышленного или неосторожного, насильственного, корыстного, первичного, повторного). Указанные группировки позволяют определенным образом систематизировать контингент преступников для их более тщательного изучения, указывают основные направления изменений в этом контингенте, позволяют выделить группы, требующие первоочередного внимания.

Однако только статистического анализа оказывается недостаточно, поскольку уяснение определенных статистических закономерностей еще не отвечает на вопрос о характере связи разных признаков. Более глубокой характеристикой разных контингентов преступников является их типология. Она основывается на существенных признаках, причинно связанных с преступным поведением. Можно выделить следующие типы преступников. Криминогенный тип и случайный преступник. Для криминогенной личности характерно:

1) формирование личности в условиях интенсивного, противоправного и аморального поведения окружающих (семья, знакомые);

2) постоянное совершение аморальных проступков и правонарушений, которые продолжали повторяться и после принятия установленных законом мер воздействия;

3) отрыв от ценностно-нормативной системы общества и государства;

5) активность при совершении преступления и, как правило, совершение преступления без достаточно обоснованных внешних проводов.

Внутри типа криминогенной личности выделяются следующие подтипы. 1. Последовательно-криминогенный подтип формируется в среде, где постоянно нарушаются нормы морали и права, отличается стойкими антиобщественными взглядами, социальными установками. Как правило, ситуация совершения преступления активно создается такими лицами. 2. Ситуативно-криминогенный подтип формируется и действует в микросреде, характеризующейся нарушением моральных норм и совершением правонарушений непреступного характера. Преступление в значительной мере обусловлено сложившейся ситуацией (конфликт, отсутствие денег, влияние сверстников или более старших). К преступлению такое лицо приводят его микросреда и весь предшествующий образ жизни. 3. Ситуативный подтип формируется в более благополучной среде. Безнравственные элементы сознания и поведения микросреды такой личности выражены незначительно. Такой преступник не может в должной мере реагировать на изменяющуюся социальную среду (в ответ на оскорбление применяет физическую силу). Преступление совершается под решающим воздействием ситуации, возникшей не по вине этого лица.

Случайный преступник совершает преступление в состоянии аффекта или по неосторожности.

Выявление причинности и детерминации преступности. Процесс выявления причинности и детерминации преступности осуществляется с одновременным использованием двух приемов: посредством анализа общих данных о состоянии общества, разных его сторонах и их взаимосвязи с негативными социальными отклонениями; путем криминологического анализа данных о причинах и условиях отдельных преступлений, их творческого обобщения и перехода на уровень выявления причинности и детерминации преступности как массового явления. Полученные данные сопоставляются и анализируются во взаимосвязи.

Изучение причин и условий преступления. Исследование производится путем изучения уголовных дел. Опросов, анкет и т.д. Полученные данные обобщаются.

При анализе социальной среды учитываются. 1. Характеристика микросреды (семейно-бытовой, досуговой, учебной), а также связи лица с более широкой социальной средой (участие в общественных объединениях). При этом выделяются референтные группы и лица, социальные позиции и роли, на которые лицо ориентируется. 2. Субъективное восприятие преступником этих условий и его реагирование на них. 3. Особенности разных сфер жизнедеятельности: семьи, быта, учебы, труда и т.д. 2. Анализ данных о преступнике: состояние здоровья, психофизические, психологические, демографические и др. По данным к. исследований, определяющими являются. Для несовершеннолетних и молодежи – семья, школа, досуговая группа. Для лиц 24-30 лет – собственная семья, характер труда и коллектив по месту работы, досуговые связи играют менее заметную роль. Для лиц старше 30 лет – семейно-бытовая среда. 3. Анализ ситуации преступления характеризуется определенным состоянием или поведением потерпевшей стороны и условиями, в которых происходит взаимодействие преступника и потерпевшей стороны. Могут быть ситуации: заранее создаваемые преступником с целью облегчения совершения преступления; создаваемые по вине преступника, но не преднамеренно (в результате употребления спиртного; возникающие в результате аморальных или противоправных действий других лиц; вызванные экстремальными ситуациями природного, техногенного характера; возникшие в результате случайного стечения обстоятельств.

Читайте также: