Доклад про пианиста 4 класс

Обновлено: 08.07.2024

Ференц Лист (1811–1886) — выдающийся пианист, композитор, дирижер, публицист. Вошел в историю как один из ярких представителей музыкального романтизма. Ференц Лист, биография которого стала примером небывалой работоспособности, оставил после себя богатое музыкальное наследие — около 1200 сочинений. Огромный вклад внес в фортепианное искусство и был первым, кто выступал на длительных сольных концертах, играя на фортепиано.

Детство и юность

Будущий музыкант появился на свет 22 октября 1811 года в небольшом венгерском городке Доборьян. Имя, данное мальчику при крещении, было записано по-латыни как Franciscus, а по-немецки произносилось Франц. В венгерских источниках упоминается имя Ференц, которое так и закрепилось за композитором.

Отец Ференца с ранних лет стал обучать сына музыке. Поначалу он сам давал ему уроки, которые не прошли даром — в возрасте 8 лет впервые выступил в публичном концерте. Это выступление имело большой успех, и Лист-старший понял, что нужно развивать талант сына.

Так с 1821 года Ференц переехал в Вену, где брал уроки игры на фортепиано у известного педагога Карла Черни. Теоретическую часть преподавал мальчику Антонио Сальери.

Юный Ференц Лист произвел настоящий фурор в музыкальной жизни Вены. Интересный факт: после одного из выступлений мальчика поцеловал Бетховен, потрясенный его виртуозной игрой. Эту встречу со своим кумиром Лист запомнил на всю жизнь.

Жизнь в Париже

Ференц начал давать концерты и постепенно в его жизни появились новые знакомства, самыми важными из которых оказались дружеские отношения с Никколо Паганини. Игра гениального скрипача пробудила у Листа желание совершенствовать собственную технику.

Жизнь на колесах

В краткой биографии Ференца Листа нельзя не осветить его новый период жизни, который начался с 1835 года и ознаменовался длительной гастрольной деятельностью. Прибыв в Италию, он впервые в истории сыграл сольный концерт без участия других музыкантов.

Путешествия Ференц Лист совмещал с концертами. Он объехал всю Европу, побывал в Турции, России. Лист с неподдельным интересом отнесся к русской музыке, и в дальнейшем издал сборник избранных отрывков из русских опер.

Последние годы жизни

Ференц Лист стремился донести до европейского слушателя красоту мелодий своей родной страны. В 1847–1885 гг. он написал 19 венгерских рапсодий, которые пользовались большой популярностью.

В 1860 году, устав от житейской суеты, Лист переселился в Рим, где спустя несколько лет принял малый постриг в аколиты. Лист считался романтиком в мире музыки, однако в 1865 году тематика его творчества изменилась, и композитор стал писать духовную музыку.

Последние годы жизни великий музыкант и композитор посвятил себя педагогике, оказывал покровительство молодым талантливым музыкантам. Личная жизнь его не была счастливой: Лист не был официально женат, но у него было трое внебрачных детей.

Скончался Ференц Лист 31 июля 1886 года, незадолго до этого успев дать свой последний концерт.

Сергей Рахманинов – один из известнейших российских композиторов 19 и 20 веков, основатель первых композиторских школ в России.

Сергей Васильевич Рахманинов появился на свет 1 апреля 1873 г. в маленьком селе, близ Великого Новгорода. Всё детство будущего композитору прошло в отцовском имении Онег. Его родители были потомственными дворянами. Любовь к музыке мальчику привила мать, которая отлично играла на пианино. Она изучала вместе с сыном нотную грамоту. Вскоре для Рахманинова была нанята учительница. В 1882 г. Сергей отправился на обучение в столичную консерваторию. Но окончить её юному музыканту так и не удалось. Его выгнали за необразцовое поведение и частые прогулы. Родители отправили его в Московский пансион, где работники строго следили за учениками. Рахманинов играл на музыкальных инструментах по 7 ч. в день, а вечером вместе с классом посещал московские театры.

В 1888 г. Сергей покидает пансион и остаётся жить у родственников в Москве. Он поступает в консерваторию и оканчивает её с отличием. Там он написал свою первую оперу “Алеко”, которую использовал в качестве дипломной работы. После выпуска будущий композитор начинает преподавать в ВУЗ’ах для женщин. Спустя несколько лет он сменил род деятельности и стал дирижёром. Вскоре он стал организовывать собственные театральные и оперные постановки. На этой должности Рахманинов проработал вплоть до прихода большевиков к власти. Самыми знаковыми его произведениями того периода считается опусы “Второй фортепианный концерт”, “Остров мёртвых” и “Симфония № 2”.

После Октябрьской революции Сергей уехал из России в Стокгольм. Там он давал концерты и ставил спектакли. Новый режим был ненавистен композитору, поэтому он решил остаться в Европе. Для заработка на жизнь ему пришлось стать уличным музыкантом. Но вскоре Рахманинову удалось пробиться на большую сцену. Финансовое положение музыканта налаживалось. Скопив достаточно денег, Сергей переезжает в США. Там он продолжает давать концерты. Параллельно с этим Рахманинов пишет произведения “Симфония № 3”, “Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром”. Все эти шедевры считаются образцами мировой классической музыки. Их до сих пор изучают в музыкальных академиях и университетах.

Стресс во время эмиграции сказался на здоровье композитора. Он много курил, что вызвало онкологию. От рака лёгких Сергей Рахманинов скончался 28 марта 1943 г. в Калифорнии.

Рахманинов Сергей Васильевич

Популярные сегодня темы

Великим русским автором многих стихотворений эпохи классицизма является Гавриил Романович Державин.

Косуля – это маленький, грациозный евразийский олень семейства парнокопытных. Различают два вида косуль: европейскую или западную косулю и более крупную сибирскую. Несмотря на распространение

Вельможи и состоятельные люди древнего Египта находились на самом верху социальных слоев. Их жизнь была тесно связана с царями и фараонами. Египтяне боготворили царей

Иудаизм представляет собой одну из древнейших и крупнейших религий мира. Особенностью этой религии является национальная принадлежность.

На данный момент в нашем цивилизованном и развитом обществе существует множество интересных и увлекательных профессий, среди которых найдётся занятия даже для самого уникального и необычного

Арктическая зона самая таинственная и неизведанная зона земного шара. Здесь бесконечные просторы льда и снега, под которыми и на которых таится много опасного и чудесного

Вариант №2

Одного из самых известных музыкантов и композиторов 20 века звали Сергей Прокофьев. Он оставил неизгладимый вклад в музыкальное искусство.

Сережа родился в селе в 1891 году. Его мама работала пианисткой, именно она воспитала в Сергее любовь музыки. Она частенько играла на фортепиано своему сыну произведения известных музыкантов. Начал свое образование Сергей дома.

Уже в пять лет будущий композитор написал свое первое произведение. Им стала небольшая пьеса, написанная для фортепиано. А в 9 лет музыкант сочинил свои первые оперы. Сережа увлекался игрой в шахматы, он верил, что данное занятие служит ему помощником в сотворении музыкальных произведений. Уже в 11 лет талант Сергея оценил Танеев. А на следующий год Сергей был принят в консерваторию. Его наставниками стали многие знаменитые музыканты. К примеру, Римский-Корсаков. Спустя 6 лет обучения юное дарование оканчивает консерваторию как композитор, но продолжает учебу по специальности пианист и органист. В 1917 году Сергей окончательно выпускается из консерватории. За время своего обучения он успел создать две оперы.

На следующий год после окончания консерватории Прокофьев отправился на гастроли по Японии, Соединенным Штатам Америки. Также он побывал тогда в столицах Великобритании и Франции. В это время композитор продолжает писать произведения.

В 1923 году Сергей женился на певице. Она была испанкой. Лина подарила мужу двух сыновей.

В возрасте 45 лет музыкант переезжает в Москву и становится преподавателем. В последующие годы он посвящает много времени написанию балетов и музыки к кинофильмам.

Когда композитору было 57 лет, его произведения подверглись сильной критике. Его обвиняли в "формализме". В то же время пианист женился второй раз. Почти весь последующий год музыкант жил на даче, активно занимаясь творчеством.

Великий музыкант покинул наш мир в 1953 году. Он умер в тот же день, что и Сталин, поэтому многие не обратили на его кончину должного внимания. После себя композитор оставил множество восхитительных произведений, которые радуют музыкантов и слушателей по сей день.

Прокофьев Сергей Сергеевич

Прокофьев Сергей Сергеевич

В Древнем Египте образование играло огромную роль в жизни человека. Тот, кто умел читать, писать и считать, всегда мог рассчитывать на безбедное существование.

С давних времён музыка сопровождала человека повсюду. Первобытные люди, с помощью примитивных песен и танцев общались между собой, поднимали боевой дух перед боем. С самого зарождения жизни, звуки и музыка очень тесно взаимосвязаны

В мире существует много музыкальных инструментов. У каждого своя история, свой неповторимый голос, свои особенности. Как из такого множества можно выбрать лучший инструмент? Многие великие музыканты и композиторы считали фортепиано самым популярным музыкальным инструментом.

Я всегда мечтала научиться играть на фортепиано и просила родителей отвести меня в музыкальную школу, потому что, мне нравится слушать музыку, исполняющую на фортепиано, ведь у него огромные безграничные возможности: оно может звучать легко, как флейта, а может и как целый оркестр. И вот – я поступила в школу искусств, где начала свое знакомство с фортепиано. Правда, продлилось это недолго. Но мечта играть на фортепиано осталась. Я каждый раз представляю себя, как мои руки касаются клавиш, и начинает звучать прекрасная музыка…

С помощью этой работы я решила больше узнать о фортепиано, чтобы потом поделиться своими добытыми знаниями с одноклассниками, а также выяснить, насколько популярным, узнаваемым остается такой интересный инструмент, как фортепиано для них.

Актуальность.

Многие годы фортепиано было самым популярным музыкальным инструментом, однако сейчас в век цифровых технологий и с появлением новых необычных инструментов возникает вопрос, а является ли фортепиано таким же популярным инструментом, как и раньше?

Гипотеза.

Фортепиано является самым узнаваемым, популярным музыкальным инструментом, а значит, самым лучшим музыкальным инструментом.

Цель: узнать историю появления фортепиано, проследить путь его развития до наших дней. Определить, является ли фортепиано самым популярным и востребованным инструментом на данный момент.

Задачи:

1. Изучить историю появления фортепиано.

2. Провести анкетирование среди одноклассников, с прослушиванием музыкальных произведений.

3. Проанализировать результаты исследования.

Методы исследования: изучение литературы: энциклопедий, справочников, Интернет – источников; анкетирование по теме, прослушивание музыкальных произведений.

Обзор литературы.

Изучив найденную литературу, я узнала, как же появился этот инструмент и что выделяет его среди десятков других?

Самым ранним предком фортепиано считается монохорд. Тот самый монохорд, который по преданию изобрёл Пифагор и использовал для своих музыкально – теоретических и акустических экспериментов. Это был не музыкальный инструмент, а прибор, представляющий собой прямоугольный ящик с натянутой одной струной.

Пока Пифагор продолжал свои опыты, другие музыканты придумали и построили инструменты под названием полихорд или многострун. Так как у этого инструмента было несколько струн.

Полихорды были разные, и играли на них разными способами: зацепляли струны пальцами, били по струнам палочками, играли специальными пластиночками.

Но одним из важнейших шагов на пути к созданию современного фортепиано был клавишный механизм. Клавиатуры мастера позаимствовали у органа, а механизм, соединяющий клавиши со струнами взяли у полихорда. Нажмёшь на клавишу – задвигаются соединённые с ней деревянные рычажки. На конце рычажка укреплена металлическая пластиночка, черенок вороньего пера или отрезок буйволовой кожи. Когда при нажатии на клавишу по струне ударяла металлическая пластиночка, раздавался приятный и тихий звук. Такие инструменты получили название клавикорды. А более звучный щипковый полихорд, в котором струна защипывалась пером или зацепкой – клавесин.

Именно, клавикорд и клавесин стали предшественниками фортепиано.

Клавикорды появились примерно к 13-14 векам. Небольшими и лёгкими переносными клавикордами первоначально в Западной Европе пользовались исключительно бродячие музыканты. В небольшом деревянном ящике, который ставился на стол, помещалась узкая клавиатура и набор металлических струн. Струны клавикордов делались одинаковой длины, но разной толщины. Поскольку струны были одинаковой длины, внешне клавикорды выглядели как прямоугольный ящик.

Позднее начали изготовлять инструменты больших размеров, на ножках. Звук клавикорда был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нём можно было играть перед большим количеством людей. Поэтому его применяли для домашнего музыцирования.

Гораздо большей популярностью пользовался клавесин. У него было несколько названий: клавицимбал, чембало, верджинел и самое распространённое – клавесин. Клавикордное искусство расцвело в Германии, в то время как клавесин и его разновидности распространились во всех европейских странах.

Клавесин. Поначалу этот инструмент ставили на стол, потом у него появились красивые резные ножки. Клавесин похож на спинет, имеет ту же щипковую механику, но размеры его крупнее. Внутри корпуса натягивались струны одной толщины, но разной длины: отсюда такая характерная форма – внешним видом он напоминает современный рояль. Звук извлекался следующим образом: исполнитель нажимал на клавишу, она приводила в движение упругие язычки, сделанные из птичьих пёрышек или кусочков кожи. Язычки цепляли струну и раздавался звук. Существовали клавесины двух типов: крыловидной формы большого размера (вертикальный или горизонтальный) и меньшего размера (квадратный или прямоугольный). Инструмент был очень популярен во время, когда носили парики и пышные платья со сборками. Это был уже настоящий концертный инструмент. Поначалу клавесин мог давать концерты только в светских салонах и гостиных. В больших залах его голос терялся. На этом инструменте можно было играть лёгкую музыку, подвижные пьесы, сопровождать пение. Звук клавесина хорошо сочетался с голосом, со звуков скрипки или виолы. Клавесин стали использовать в оркестре. Дирижёр сам сидел за клавесином, левой рукой играл аккорды, а правой руководил оркестром. Этот инструмент стал принадлежностью богатых домов. На изготовление клавесинов шли драгоценные сорта деревьев, его отделывали золотом, слоновой костью, бронзой, драгоценными камнями.

Великолепный инструмент всё-таки был тусклый и малоинтересный. Исполнитель не мог на нём играть громче или тише. Звук клавесина всегда был громким.

Мастера придумывали разные приспособления, чтобы разнообразить звучание клавесина, но все они были неудобными. Клавесин не исчез со сцены, его можно услышать и сейчас на концертах старинной музыки.

В 15-17 веках появился ещё один струнно – клавишный инструмент – это спинет. Это маленький клавесин с одной или двумя клавиатурами в четыре октавы. Он также являлся украшением дома.

На рубеже 18 века композиторы и музыканты стали испытывать потребность в новом клавишном инструменте.

Решил эту проблему итальянский мастер Бартоломео Кристофори. Он работал мастером по ремонту музыкальных инструментов богатой коллекции флорентийского герцога Козимо Медичи. В свободное время он конструировал новые музыкальные инструменты. В один день 1709 года появился необычный музыкальный инструмент. Он был похож на клавесин, но в этом инструменте звук извлекался ударом по струнам деревянных молоточков, обтянутых лосиной кожей. Инструмент откликался на лёгкое прикосновение пальцев руки к клавишам, а механизм позволял молоточку после удара быстро вернуться назад.

После этого независимо было изобретено фортепиано во Франции – Жан Мариус (1716 г, в Германии Готлиб Шретер (1717 – 21гг).

Но признание фортепиано получило не сразу. Долгое время у него был соперник – клавесин. Композиторы писали для клавесина много произведений. Прошло сто лет, как фортепиано вышло вперёд.

Моцарт был первым музыкантом, который выступал на концертах, играя на фортепиано. Но сдался клавесин при Бетховене. Он не выдержал мощной музыки великого мастера.

Первые фортепиано были не очень похожи на современные инструменты. В 19 веке у фортепиано постоянно совершенствовался механизм, менялось расположение струн. Мастера придумали педаль, которая при нажатии меняла тембр и силу звука.

Так появились два вида фортепиано: горизонтальный рояль, и вертикальный пианино. Рояль стал концертным инструментом, пианино стали использовать дома, там, где нельзя поставить рояль, и где нужен меньший звук.

Методика проведения исследования.

В опросе приняли участие 11 человек: 8 мальчиков и 3 девочки. Из ребят никто не получает специального музыкального образования.

Ребятам предлагалось ответить письменно на вопросы анкеты, состоящая из 2 частей, при этом тема и цель опроса не была озвучена. 1 часть представляла собой вопросы, основанные на личные знания и мнение, а 2 часть – вопрос, основанный на слушательский опыт.

Анкетирование проходило в учебном классе, ребята находились за партами.

Третий вопрос являлся второй частью анкеты и содержал в себе прослушивание музыкальных произведений. Это проводилось с целью выяснить, знают ли ребята звучание музыкальных инструментов, могут ли определить на каком инструменте или инструментах исполняется произведение. Для опроса были подобраны классические произведения, в которых фортепиано выступало в разных качествах – как солирующий, как второстепенный – аккомпанемент, как часть целого – квартет и как равноправный участник концертного произведения. Это сделано для того, чтобы узнать, насколько внимательно они слушают музыку и могут расслышать фортепиано наравне с другими инструментами в разных жанрах и составах исполнителей.

Произведения слушались не целиком, давался фрагмент, в каждом случае по-разному от 40 сек до 2 минут. Название произведения и композитор не назывались.

Четвертое произведение – Квартет Г. Малера (1.16). После прослушивания ребятам отводилось больше времени для ответа – 3 минуты, так как задание более сложное.

Пятое произведение, заключительное – Концерт для фортепиано с оркестром №2, часть 3 С. Рахманинова (1.31 сек). На это задание было отведено до 5 минут, с тем расчетом, что дети должны были описать все услышанные инструменты, но ребята справились быстро.

Анкеты собраны. Переходим к обработке результатов.

Подведение результатов исследования.

1. Какие музыкальные инструменты вы знаете? Напишите их названия.

Ребята назвали следующие музыкальные инструменты: фортепиано (пианино, рояль, скрипка, гитара, орган, барабан, аккордеон, флейта, дудочка, гармошка, ложки, бас-гитара, рожок, тарелки, треугольник, труба, арфа, синтезатор, саксофон, балалайка, тромбон, гусли, виолончель.

В одном ответе могли называться и фортепиано, и рояль, и пианино, в результате засчитывалось что-то одно, так как все они имеют отношение к одному инструменту – фортепиано.

На диаграмме показаны инструменты, которые чаще всего называли:

По диаграмме видно, что большинство (11) учеников назвали фортепиано.

2. На каком или каких музыкальных инструментах вы хотели бы научиться играть?

Ребята назвали такие инструменты: гитара, фортепиано (рояль, пианино, скрипка, барабан, бас-гитара, аккордеон, ложки.


По диаграмме видно, что большинство детей хотели бы научиться играть на фортепиано – 9 из 11, и это большинство голосов.

3. Прослушайте музыкальные произведения. Напишите, какие музыкальные инструменты исполняют эти произведения?

№1 Ф. Шопен Вальс №7 (фортепиано).

Фортепиано определили 11 из 11.

Трубу и фортепиано узнали 11 из 11.

Фортепиано определили 11 из 11, а так же женский голос -11.

№4 Г. Малер Квартет (фортепиано, скрипка, альт, виолончель)

Фортепиано определили 11, скрипку -7, виолончель -1, альт -0, струнные -3.

Полностью перечислить 4 инструмента никто не смог.

Из чего следует – не все дети смогли, кроме фортепиано, правильно определить инструменты квартета.

№5 С. Рахманинов Концерт №2 часть 3 (фортепиано, скрипка, труба, барабан и т. д.)

Фортепиано узнали все, а вот другие инструменты не стали описывать, предпочли написать – оркестр. Это тоже правильный ответ, но задание заключалось в том, чтобы написать все услышанные музыкальные инструменты.

Итог прослушивания – все ребята узнали и написали фортепиано.

В результате анализа анкет можно придти к выводу, который позволяет убедиться в 100% популярности, узнаваемости фортепиано среди моих одноклассников.

Заключение.

Изобретение фортепиано изменило характер всей европейской музыки, которая является важной частью всей мировой культуры. За прошедшие годы почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие их них знамениты именно своими фортепианными произведениями.

Сегодня нельзя найти музыканта – будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач – у которого в доме не было бы фортепиано.

У фортепиано огромные безграничные возможности, поэтому многие великие музыканты предпочли этот инструмент, создавая для него произведения искусства, настоящие шедевры. Такие великие музыканты как: Л. Бетховен, Ф. Шопен, Ф. Шуберт, В. Моцарт, С. Рахманинов, П. Чайковский, А. Скрябин и многие, многие другие. Они выступали и как пианисты, показывая неограниченные возможности инструмента.

И сегодня среди нас живёт этот инструмент – фортепиано. И чаще других он помогает нам ощущать великую силу музыки и радость общения с ней.

В процессе подготовки этой работы я многому научилась: искать нужную информацию в интернете, оформлять текстовый документ, делать диаграммы, работать со словарями и другой литературой. Я многое узнала из истории инструмента, при подборе музыкальных произведений познакомилась шедеврами классической музыки.

Фортепиано является одним из самых популярных инструментов. На нём обучаются играть большинство детей, в том числе, посещающих музыкальную школу. Основы игры на фортепиано являются обязательными для всех, кто хочет учиться музыке, играет ли ребенок на скрипке, кларнете или поет в хоре.

Фортепиано - удивительный музыкальный инструмент, пожалуй, самый совершенный. На фортепиано можно исполнить любое произведение, оркестровое, вокальное, инструментальное, также любую современную композицию. Это любимый инструмент домашнего музицирования, на нем играют и взрослые, и дети. Ни один инструмент не сравнится сегодня с фортепиано в том, что он узнаваемый, популярный. Фортепиано – самый лучший инструмент!

Список литературы.

• Газарян С. В мире музыкальных инструментов: Кн. Для учащихся старших классов – 2-е изд. -М. : Просвещение,1989. – 192.

• Зильберквит М. Мир музыки. Очерк. - М. : Дет. Лит, 1988, 336 с.

• Зимин П. А. История фортепиано и его предшественников. М. 1968,178

• Клёнов А. С. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Музыка. - М., 1997

• Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М. : Терра, 1996

• Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, её формы и жанры; Ростов –на – Дону: Феникс 2005

• Энциклопедический словарь юного музыканта. Сост. В. В. Медушевский, О. О. Очаковская; М. : Педагогика, 1985

Читайте также: