История русской архитектуры доклад

Обновлено: 03.05.2024

В изучении архитектуры Древней Руси главную роль играет археология. По подсчетам историков, в IX–X веках на Руси существовало 25 городов, в XI — 89, к концу XII века — 224, а накануне монголо-татарского нашествия — около 300. Среди них особенно выделялись столичные центры земель и княжеств. Киев в эпоху своего расцвета занимал огромную площадь — более 350 га.

И все же преобладали малые города, укрепленная часть которых, называемая детинцем или кремлем, не превышала по площади 2,5 га. Существовали и еще более мелкие поселения, разбросанные по всей стране. Их именовали иногда просто городцами или городищами. Обнесенные валами и рвами, защищенные деревянными стенами, они зачастую не имели даже постоянного населения. В мирное время здесь проживала лишь немногочисленная стража.

Всего в летописях и других памятниках древнерусской письменности упомянуто около 400 поселений. Но археологи утверждают, что к середине XIII века, т. е. к концу периода расцвета Киевской Руси, существовало 758 укрепленных поселений. В это число вошли остатки как живых городов, так и уже прекративших к тому времени свое существование по тем или иным причинам.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Что заставляет считать укрепленное поселение городом? Для города типично наличие:

  • крепости;
  • дворов или усадеб знати;
  • ремесленного посада;
  • лавок торговцев и рыночной площади;
  • административных учреждений;
  • церквей.

В Древней Руси город возникал чаще всего как центр сельской округи, с которой был тесно связан. В центре города, внутри крепости, размещались дворец князя, усадьба епископа, церкви, усадьбы лиц, приближенных к князю, а также постройки, необходимые для обслуживания князя, его семьи и приближенных.


Первые древо-земляные укрепления были несложными по своей конструкции; опирались они в основном на оборонительные особенности рельефа того места, где располагались. До Х века на территории Руси был распространен тип укрепленного поселения при слиянии рек или реки и оврага, так называемый мысовый тип городища. Отличительной особенностью русских градостроителей было умение выбрать красивое место для городища.

Такие места были не только хорошо защищены самой природой, выгодны в стратегическом отношении, но и красивы: первопоселенцы заботились о защитных свойствах природных объектов, т. е. наличии рек, озер, оврагов, холмов и т. п., и об эстетическом восприятии пейзажа окружающей местности. Это было необходимо, поскольку сами крепостные стены городов были лишены декоративных элементов.

Наиболее древним и простейшим типом деревянной крепостной стены был тын или частокол — высокая деревянная ограда из вертикально врытых и заостренных в верхней части столбов; он устраивался во рву и на валах. В зависимости от того, где ставился тын, изменялась и его высота: поставленный на равнинной местности тын был выше, а на высоком, с крутыми откосами земляном валу — ниже.

Гораздо более прочными были стены, где тын сочетался с элементами срубной конструкции, в которой бревна лежат горизонтально, одно на другом. Ячейки срубных стен, как правило, изнутри заполнялись землей и камнем.

Вал, окружавший, как правило, крупный город, только казался полностью земляным. Основу его составляли (как, например, в Киеве) бревенчатые срубы, засыпанные камнями и землей, служившие своеобразным каркасом вала, чтобы он не оползал. При Ярославе Мудром внутри вала были сооружены дубовые срубы размером 7 на 19 м, которые в свою очередь делились дубовыми перегородками на 12 клетей.

Высота срубов была не менее 5,5–6 м. При такой системе фортификаций часть срубов выводилась на гребень вала, и их внешние стены служили тогда защитой воинам и горожанам, оборонявшим город. В столицах княжеств вал и стена делились на несколько участков, прясел, каменными или кирпичными башнями, часто имевшими ворота. Примеры — Золотые ворота в Киеве и Владимире.

Под стенами крепости располагался посад, экономическим центром которого была торговая площадь. Постепенно появляются необходимые элементы городского хозяйства — колодцы, водоотводы, мостовые, набережные и мосты, поскольку город, как правило, вырастал на берегу реки или озера.

Дворово-усадебная застройка является одним из самых характерных археологических признаков города. В Новгороде Великом и на переувлажненных участках культурного слоя других городов — таких, как Смоленск, Москва, Тверь, Коломна — археологи обнаружили хорошо сохранившиеся деревянные мостовые и частоколы.

Улицы, вымощенные деревом, содержались в чистоте и порядке, а по мере надобности горожане раз в 15–20 лет клали новые лаги вдоль улицы, поперек ее мостили плахами — кусками бревен, расколотых пополам, подгоняя их друг к другу и к лагам, закрепляя сучками или шипами.

После принятия христианства в 988 году в городах обязательно строились церкви, поначалу деревянные, затем каменные. Уже в ХI веке для совершения регулярных богослужений были построены и обеспечены всем необходимым сотни деревянных и кирпично-каменных культовых сооружений. Сначала архитекторы приезжали из Византии, потом появились и русские артели зодчих.

В крупных городах встречаются печи для обжига плинфы — глиняных обожженных плиток размером примерно 30 на 30 см и толщиной 4 см. Искусство изготовления плинфы и строительства из нее монументальных зданий было также позаимствовано в Византии.

Кладка из обтесанных белокаменных блоков появилась на Руси позднее, уже когда русские строители создали присущий только православной Руси стиль крестово-купольных храмов, стены которых украшались фресками, мозаикой, а полы покрытыми глазурью разноцветными плитками. Археологами открыты десятки каменных монументальных храмов в разных городах.

В самом городе или совсем рядом с ним располагались кладбища, причем христианская культура захоронения усопших раньше всего утвердилась именно в городской среде. Это связано с тем, что уже к началу XII века христианство одержало победу над язычеством в крупных городах, хотя сельская округа городов и глухие окраины Русской земли еще долго оставались языческими.

Школы зодчества на Руси, какие выделялись

Региональные зодческие школы стали формироваться на Руси в начале XII века. Сначала их было пять:

  1. Киево-черниговская — земли Киевская, Черниговская, Рязанская, Смоленская и Волынская.
  2. Новгородская — земли Новгородская и Псковская.
  3. Полоцкая.
  4. Галицкая.
  5. Владимиро-Суздальская — Северо-Восточная Русь: города Ростов, Суздаль, Владимир, Дмитров, Юрьев-Польский, Переславль-Залесский.

Позднее выделились такие зодческие школы, как смоленская и гродненская.

Какие стили применялись, временные рамки

Искусствоведы выделяют следующие стадии развития древнерусского зодчества:

  1. Киевская Русь — IX–XI века.
  2. Удельная Русь, период возникновения удельных княжеств — XII век.
  3. 80–90-е годы XII века — первая треть ХIII.

Сначала здания строили византийские зодчие, принесшие на Русь крестово-купольные церкви. Под влиянием византийского стиля в Киеве, Чернигове и других южных городах сложился южнорусский стиль, отличающийся от византийского, например, базовой планировкой, присущей 80 процентам русских храмов: с девятидольным ядром, на четырех крестчатых столбах, с тремя апсидами и нартексом.

Также было распространено позакомарное завершение: смыкающиеся напрямую закомары на фасаде, соответствующие внутренним сводам храма. Хоры обычно располагались над западными ячейками здания.

Вскоре, в начале XII века, появились региональные школы. Но только две из существовавших школ существенно повлияли на архитектуру более поздних эпох — новгородская и владимиро-суздальская, преобразившаяся через несколько веков в московскую школу.

Многие особенности построек эпохи Юрия Долгорукого, князя суздальского — техника кладки из белого камня, перспективные порталы, специфическая аркатура — имеют корни в романской европейской традиции. Если храмы Юрия Долгорукого походили на крепости, то у его сына Андрея Боголюбского крепость выглядела дворцом. Нарядный фасад со множеством колонн демонстрировал, что князь чувствует себя хозяином и не видит смысла прятаться за прочными стенами.

Заметно отличалась от киевской и владимиро-суздальской новгородская, северная архитектура — повторяя формы киевских храмов, она упрощала их, делала более строгими и монументальными, отказывалась от декора. Последним монументальным храмом Новгорода был Георгиевский собор. Власть князей в Новгороде слабела, деньги из городской казны уходили из-под их контроля.

Еще одна значимая характеристика храмового строительства этого периода в Новгороде — все формы стали проще, хоть и остались тяжеловесными в сравнении с другими стилями. Объем уменьшился, вместо множества куполов остался один.

В последнем, третьем периоде развития древнерусской архитектуры, в период перед монгольским нашествием, храмы стали более высотными, вытянутыми к небу. Это обеспечивали дополнительные завершения на барабане, сложные пучковые пилястры, а также увеличение стен самого храма. Боковые апсиды стали заметно ниже по сравнению с центральной, боковые приделы стали раскрываться во внутреннее пространство, что делало храм похожим на шатер.

Здесь можно заметить влияние западноевропейской архитектуры. Хоры вернулись на традиционное для византийского зодчества место над нартексом. Это позволило прорезать западную стену арками. Как в Византии, чаще стали использовать камень, чередующийся с кирпичом, а не только кирпич, как во многих церквях более раннего периода.

Примеры шедевров каменного и деревянного зодчества

Десятинная церковь

Первый кафедральный собор Киева считается первой каменной церковью на Руси. Она была построена в 991–996 годах рядом с теремом киевского князя. Церковь Успения Богоматери была названа Десятинной, так как князь Владимир отдавал на ее постройку десятую часть дохода. Образцом послужила Фаросская церковь в Византии.

Современники считали Фаросскую церковь совершенной и называли храмом, красотой превосходящим знаменитые библейские святилища. В середине XI века Десятинную церковь обстроили галереями с трех сторон, что было характерно для храмов домонгольской эпохи.

До нашего времени от первоначальной постройки сохранился только фундамент, который раскопали в 1908 году. В 1240 году во время монгольского нашествия храм разрушили, и после восстановления его облик сильно изменился.
Как и все храмы Киева XI века, Десятинная церковь была сложена из плинфы, в традициях византийского зодчества. Но плинфа была особенной — светло-желтой и необычно тонкой, всего 2,5–3 см. Из такого же материала возвели окружавшие церковь постройки. Мнения историков насчет количества вспомогательных построек разнятся: неизвестно, было их три или четыре.

Софийские соборы

В XI веке в Киеве построили Софийский собор — пятинефный и тринадцатиглавый. Над ним совместно трудились византийские и русские мастера. Сразу заметно отличие от византийской архитектуры в количестве глав и огромном внутреннем пространстве. Духовный смысл тринадцати глав очевиден — они символизируют Иисуса и двенадцать апостолов. Тем не менее в Византии обычно ограничивались пятью куполами.

Впервые в древнерусской архитектуре была в таком количестве использована мозаика. Ее было меньше, чем в византийских соборах, но достаточно для кафедрального собора. Пол был покрыт поливной плиткой, более дешевой, чем мрамор. До нашего времени в первоначальном виде собор не сохранился, так как был перестроен в начале XVIII века.

Зато есть выраженная энергия вертикального движения: собор в полтора раза выше киевского, арки удлинены, толстые высокие столбы прорезают внутреннее пространство, деля его на граненые кубические зоны. Позже наружные стены оштукатурили, и белый цвет усилил впечатление непроницаемого массива, бесстрастного и величественного в своей простоте.

Золотые ворота

Вместе с Софийским собором в Киеве начали строить Золотые ворота. Их проектировали не по образцу константинопольских, как может показаться по названию. Киевские ворота были однопролетными, в отличие от трехпролетных константинопольских.

Кроме того, для русских людей, по всей видимости, гораздо большее значение имело понятие божественной защиты, заступничества. И на киевских, и на владимирских воротах построили церкви, хотя они и ослабили оборонительные свойства сооружения.

Во Владимире подобные ворота с церковью возвели полвека спустя, в 1164 году. Высота проема владимирских ворот составляет около 14 м. При этом по высоте киевские ворота — около 8,4 м. Изготовить арочное полотнище таких размеров, как проем владимирских ворот, было невозможно, пришлось перекрыть ворота на середине специальным настилом, где могли бы расположиться защитники города.

Золоченые створки ворот во время монгольского нашествия, по легенде, утопили в Клязьме. Они внесены в список утраченных шедевров Юнеско. Кроме Золотых, парадных ворот в Киеве и во Владимире были и другие ворота для въезда в город.

Собор Михаила Златоверхого

На рубеже XI–XII веков в Киеве был воздвигнут новый храм — с богатым декором фасадов, в частности, керамопластическим пояском из меандров и мозаиками. Внутри храм тоже был украшен мозаиками, что говорит о его значимости и богатстве князя-заказчика. К центральной нише арочной формы примыкали две ниши с завершением в четверть окружности. Позднее эта композиция, привнесенная византийскими мастерами, была переосмыслена в других храмах в виде трехлопастного завершения.

Еще одна особенность собора отражена в его названии — позолоченные купола в то время были редкостью на Руси. Собор взорвали в 30-е годы ХХ века, но мозаики и фрески сохранили. В 1997–1998 годах собор воссоздали.

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

Юрий Долгорукий выстроил в 1152–1157 годах собор в основанном им городе Переславле-Залесском. В ширину собор больше, чем в высоту, из-за этого он выглядит приземистым и тяжелым. Несущие столбы тоже сложены толстыми и крепкими. Но ровная кладка стен из гладких, идеально пригнанных блоков придавала собору одухотворенность, противопоставляя его дикой природе. Даже в солнечный день в храме было темно: окон мало и они так узки, что походят на бойницы.

Декор практически отсутствовал, только ровно посередине стены опоясывала полочка-отлив, выше которой стена становилась тоньше, и арочный поясок украшал апсиды. Могучий шлем главы походил на воинский, зубчатые треугольники-городки под ней напоминали украшение парадного шлема полководца.

Успенский собор во Владимире

Владимирский Успенский собор Андрея Боголюбского, построенный в 1158–1160 годах, отличался большой высотой и маленькой площадью, что делало его легким и стройным. Стены были тонкими, на них располагались плоские четырехгранные полуколонны, переходившие в изящные лиственные капители. Традиционные простые арки заменили красивым поясом из колонн, напоминавших бахрому. Между колоннами — изображения святых.

В первый раз на Руси в декоре были использованы резные каменные рельефы. Также прихожан впечатляли яркие росписи и полы, выложенные цветными майоликовыми плитками. В 1185 году собор пострадал при пожаре, после чего его обнесли широкими галереями, заключив в большой каменный футляр. Реставрация и перестройка длились с 1185 по 1193 год. В итоге одноглавый собор стал пятиглавым и более мощным по силуэту, теперь он напоминал могучий уступ горы.

Русская архитектура

Русская архитектура – это архитектурный стиль, который был создан на территории России с момента возникновения и до сегодняшнего дня.

До принятия христианства, на Руси, главным образом преобладало деревянное зодчество. Деревянное зодчество развивалось на протяжении многих столетий и пришло в упадок с развитием технического прогресса. Зодчество воплощало в себе вкусы и предпочтения древнерусского народа.

Основным отличием русского зодчества заключалось по отношению к самому дереву. Дерево использовалось не только как строительный материал, а как материал для искусства. Качества дерева здесь не скрывались, а подчеркивались.

Главные характеристики русского деревянного зодчества, можно поместить в два критерия: мобильность и уникальность. Все дома и крепости возводились таким образом, что в случае необходимости их можно было разобрать и перевести на новое место, где их заново возводили. А уникальность зодчества заключалось в том, что при кажущейся одинаковости построек, каждая строение было индивидуальное и уникальное.

В древней Руси все здания были построены из дерева - это были храмы, крепости и укрепительные сооружения.
В конце 9 века в русской архитектуре прослеживается влияние архитектуры Византии, которую можно проследить в возведенных больших церквях. Хоть большинство возведенных церквей на территории Киевской Руси были выполненные еще из древесины, одной из первых каменных церквей была построена в Киеве возле княжеского терема как кафедральный собор.

Русская архитектура

Самым масштабным строением считается Софийский собор, возведенный в Киеве в 11 веке. Собор был возведен строителями из Константинополя, совместно с киевскими мастерами.

Русская архитектура 12-13 веков выделяется появлением крупных построек, которые отвечали запросам феодальной раздробленности после распада Киевского государства. В связи с этим, разные княжества пытались выставить себя как центр Руси, и поэтому воздвигались храмы, которые подражали Софийскому собору в Киеве и воздвигались золотые ворота.
Русская архитектура этих веков включает в себя развитие архитектуры феодальных княжеств, которые оспаривали между собой первенство, например, Владимирско-Суздальская и Новгородско-Псковская.

Благодаря тому, что мастера работали не только в своих городах, но и в сопредельных княжествах, происходил стремительный расцвет архитектуры. Были созданы исключительные по важности церкви в Чернигове. Одна из первых была возведена церковь Пятницы.

Русская архитектура

Здание церкви было традиционна – основу храма составлял квадрат с четырьмя столбами, алтарная часть размещалась в аспидах фасада. Были введены новшества в колонны, которые были без увеличения энтазиса. Была впервые введена ступенчатая форма арок купола, которая формировала возвышенное вверх строение.

Русская архитектура

Церковь Василия была воздвигнута в 12 веке и была близка по строению к церкви Пятницы. Фасад церкви был украшен кусками шлифованного камня и разноцветной майоликой. Из майолики были выложены кресты и геометрические фигуры. Купол церкви был покрыт позолотой и к углам фасада были возведены две башни.
Развитие церковной архитектуры прервалось в следствии нашествия татаро-монгол.

Русская архитектура 14 века переживает период восстановления после монгольского нашествия.
В Новгороде и Пскове раньше, чем на других территориях начались воздвигаться храмы и здания, выполненные из камня. Десятками воздвигались маленькие храмы, которые были богато декоративно украшены. В течении продолжительного периода характер застроек в Новгороде и Пскове не изменялось. Это объясняется желанием боярин сохранить суверенность от Москвы.

Для этого периода характерно развитие новгородско-псковской и московской архитектурных стилей. Московская школа имеет ведущую роль, так как Москва постепенно приобретает статус столицы. Постройки из камня приобретают ведущую значимость.

Русская архитектура

На территории деревянного Кремля, первым каменным зданием был Успенский собор, строительство которого было начато в начале 13 века и строительство производилось из белого камня. К середине 13 века деревянные стены Кремля были заменены на каменные, но при этом деревянными остались верхние стены и башни. Основная цель такой архитектуры была заключена в военном укреплении Москвы.

Данные строения были сильно повреждены при нашествии Тохтамыша, и только через сто лет (в 14-15 веках) было окончательное строительство Московского Кремля, которое дошло до наших дней.

Русская архитектура

В конце 14 века псковские мастера воздвигли храм московских правителей – Благовещенский собор. Невдалеке от Благовещенского собора был сооружен Архангельский собор, который служил усыпальницей для московских князей. Внешние настенные украшения собора, выполненные были в стиле дворцов Венеции, но при этом вся конструкция собора была выполнена в традиционной русской архитектуры.

В это же время была построена Гранитовая палата, название которое она получила от граней, украшавших стены. Палата использовалась в качестве тронного зала, и была выполнена в форме квадрата у которого стены опирались на сооруженный центральный столб.

Русская архитектура 15-17 веков характеризуется появлением новых стилей, таких как шатровый и пилонный. При строительстве много использовалась древесина, но чаще стал использоваться камень.
Здания и храмы возводили как местные мастера, так и приглашенные итальянские мастера.

Русская архитектура

Возводились крепостные сооружения в Новгороде и Туле. В Москве была построена стена Китай-города и возведен Новодевичий монастырь, при строительстве которых использовались стили старых школ.

Русская архитектура

Ярким примером нового шатрового стиля явилось строительство церкви Вознесения в Коломенском. Церковь была возведена в честь появления нового царя Ивана Грозного. В отличие от укоренившихся купольных храмов, шатровые церкви не имели в своем устройстве подпорок. Внутреннее пространство храма было увенчано шатром. По прошествии времени такие шатровые своды стали сооружаться повсеместно на Руси – над хоромами, избами и на могильных крестах.

В архитектуре все чаще стали использовать камень. И следующим технологическим прорывом стало использование кирпича красного цвета. Деревянные крепления постепенно стали заменяться на металлические, и для работ использовались подъемные механизмы.

Русская архитектура

Храм Василия Блаженного

Впервые красный кирпич был применен для строительства Храма Василия Блаженного, однако фундамент и постамент, а элементы декора были выполнены классически из белого камня. Особый труд зодчие внесли в декоративное украшение собора. Храм поражает своей сложной конструкцией и цветными шатрами.

В связи с падением Византии, на Руси активно возводят большое количество церквей и монастырей, для того чтобы Россия стала христианской твердыней для православных людей.

К середине 16 века в Москве активно сооружаются не церковные здания, такие как знаменитый Опричный двор и Александровская слобода.

Русская архитектура

Отличительные черты местного зодчества заметны исключительно в Новгороде и Пскове. Новгород в 16 веке служил защитным бастионом на северо-западной территории страны и поэтому в нем велись фортификационные строительства. Переделанный в камне Кремль в Новгороде приобрел черты Московского. К концу 16 века архитектура светских строений стала видоизменяться и принимать характерные черты московского стиля.

В Пскове в течении 16 века происходит расцвет персональной псковской школы архитектуры. Являясь цитаделью России на западе, в 16 веке все укрепительные и оборонительные псковские сооружения были радикально перестроены из камня. И только позднее на территории Пскова стали появляться пятиглавые церкви и прочие архитектурные решения, которые свойственны московскому зодчеству.

Русская архитектура 17 века стала принимать больше светский характер. Здания стали активно декорировать плитками и наличниками.

Также продолжаются возводиться шатровые церкви, такие как Успенская церковь.

Русская архитектура

Церковь Рождения Богородицы

Позднее шатровые конструкции стали носить декоративный характер нежели конструктивный свойством. Последний шатровый храм, который был построен на территории России – это церковь Рождения Богородицы. В этот период церковная власть признает некоторые доктрины неправильными и постройка шатровых храмов стало категорически запрещено. С этого момента должны возводиться только пятиглавые церкви с маковками.

В светской архитектуре также произошел сдвиг. Теперь каменные сооружения стали строиться не только для царя, но и для бояр и купцов. Цари же напротив, стали отдавать предпочтение деревянному зодчеству. Ярким творением деревянного зодчества стал царский дворец, возведенный в Коломенском, который к сожалению, не дошел до нас, однако был воспроизведен по сохранившимся записям и наглядно характеризует архитектуру данной эпохи.

В конце 17 века при возведении церквей и храмов стал использоваться новый стиль, который был назван в честь заказчика – нарышкинский. Данный стиль характеризуется соединением белых и красных расцветок для украшения фасадов и наличии этажности строений. Яркими образцами служат строения в Сергиевом Посаде, церковь Покрова.

Русская архитектура

С увеличением территории страны и окончанием набегов татар, большинство монастырей и крепостей утратили свои оборонительные функции. Именно из-за этого строительства завершались яркими украшениями. Теперь архитекторы отдавали предпочтения декоративным качествам, нежели оборонительным.

Жилые и административные дома начали строить с двумя или тремя этажами. Фундамент здания был каменным, а верхний этаж или полностью все здание предпочитали выполнять из дерева.

После выхода страны из смуты, русская архитектура наполнилась пышностью и декоративными чертами. Ярким примером служит украшение Московского Кремля шатрами и украшение стен Покровского собора живописным орнаментом. В 30-х годах 17 века был построен Теремной дворец с тремя этажами, который имел ступенчатую структуру. Изначально стены дворца были украшены росписью, а верхний этаж украшен изразцами.

Русская архитектура 18 века характеризуется появлением таких направлений как барокко, рококо и классицизм.
В начале 18 века архитектурные изменения связаны с Петром I. В архитектуре основное развитие получили развитие и улучшение внешнего вида городов. Строились театры и набережные, производятся застройки больниц, школьных учреждений и госпиталей, детские дома. Вместо деревянного материала активно используют кирпич, однако для провинциальных территорий кирпич еще долго оставался недоступен.

Именно Петром I создалась первая комиссия, которая регулировала архитектурные проекты, впоследствии она стала основным государственным органом проектирования. Огромное внимание уделяется внешнему виду города в целом – здания начинают строить с фасадами по улице, происходит прореживание построек в целях противопожарной безопасности, улицы облагораживаются. Во всех архитектурных решениях чувствуется влияние Европы и вскоре Россия выходит на европейский уровень по градостроению.

Значимым событием архитектуры становится начало строительства Санкт-Петербурга, с которого и начинаются архитектурные преобразования остальных городов. Северная столица возводилась в смешении стиля барокко и исконно русскими тенденциями. В результате получились величественные дворцы и храмы, учреждения государственной власти в стиле названным русским барокко.

После смерти Петра I в архитектуре стала проявляться направления рококо, и это можно явственно проследить в интерьерах помещений.

В конце 18 века появляется архитектурный стиль, который впоследствии был назван русским классицизмом. Данный стиль характеризуется строгими античными формами и рациональными конструкциями.

К началу 19 века стиль классицизма перестает удовлетворять эстетические потребности и на его смену приходит ампир. Этот стиль характерен укрупненными формами, строители начинают отказываться от мелких деталей и активно используют в украшениях зданий скульптуры.

Русская архитектура

Яркими примерами ампира стали Михайловский дворец, Казанский собор и многие другие строения и ансамбли в Санкт-Петербурге.

Москва, поврежденная пожаром в 19 веке, отстраивалась в направлениях ампира и классицизма под руководством государственной комиссии, которую возглавлял Бове, приемник направления ампир. В данный период был построен ансамбль Манежной площади.

Конец 19 века ознаменован приходом псевдорусского стиля, который был вызван интересом к русскому зодчеству и архитектуре 14-17 веков. Ярким примером этого стиля является Храм Христа Спасителя и большой Кремлевский дворец, которые были украшены в традициях древнерусского зодчества (резные наличники, двойные арки).

Русская архитектура

Большой Кремлевский дворец

Русская архитектура 20 века отражается в доминирующих стилях архитектуры – модерн, эклектика и другие. Стиль модерн быстро завоевывает господствующие позиции. Самая известная работа в стиле модерн – это особняк на Мало Никитской, который был основан на контрасте тектоники.

До принятия христианства здания на Руси строили в основном из дерева. Оно служило материалом как для строительства жилищ, так и для сооружения крепостных стен. По этой причине древнерусские дома и укрепления, а тем более их декоративные элементы не сохранились.

Следовательно, полноценно изучать историю русской архитектуры домонгольского времени приходится почти исключительно по каменно-кирпичным зданиям, которые начали возводить на Руси с конца X века с принятием христианства (988). Христианство открывало Руси доступ к источнику наиболее высокой культуры тогдашнего мира, а вместе с тем и к источнику наиболее совершенного зодчества.

Основные памятники

Следующий этап монументального строительства на­чался на Руси в 30-х годах XI века. Страна была в это время раз­делена на две части между сыновьями князя Владимира - Мстиславом и Ярославом. В стольном городе Мстислава - Чернигове - был зало­жен Спасо-Преображенский собор (ок. 1036). Спасский собор сохранился до наших дней почти целиком. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры.

Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве (1037). Строи­тельная техника и архитектурные формы Софийского собора не оставляют сомнений в том, что строители при­были из Константинополя и отразили здесь традиции столичной византийской архитектуры. Софийский собор – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех - галереи. Всего у собора 13 глав, не считая завер­шений башен. Здание имеет четко выраженную пирамидальную композицию, которая придает памятнику величественность и цельность.

Многоглавие киевского Софийского собора, нехарактерное для византийской традиции, имеет прямой функциональный смысл. Конечно, зодчие использовали многоглавие и как художественный прием, создав благо­даря ему торжественную и пышную композицию, но в основе замысла лежала все-таки функциональная задача - расширение западной части храма, поскольку здесь необходимо было разместить крещальни.

В настоящее время Софийский собор снаружи оформлен в стиле украинского барокко, древнюю поверхность его стен можно видеть только на нескольких участках, где специально снята штукатурка. Интерьер Софийского собора менее подвергся искажениям и сохранил значительную часть своего первоначального убранства. Центральная часть здания - подкупольное пространство и главная апсида - покрыта великолепной мозаичной живописью, тогда как боковые части украшены фресками.

Несомненно, что Софийский собор был создан как центральный памятник зодчества Киевской Руси, как памятник, который должен был укрепить влияние новой религии и государственной власти, отразить мощь и величие молодого государства.

Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строители приступили к сооружению Софийских соборов в Нов­городе и Полоцке. Новгородский собор был начат в 1045 году, закончен в 1050 году; полоцкий возведен, по-видимому, в 50-х годах XI века. О том, что эти соборы были построены той же артелью киевских мастеров, свидетельствуют их типологическая близость, строительно-технические приемы, си­стема пропорциональных построений и даже многие детали. Опытные строители не повторяли своих старых решений, а многое делали по-новому, исходя из других условий заказа и обстановки. Например, в Новгороде, чтобы ускорить и удешевить строительство, мастера широко использовали местный строительный материал - известняковую плиту.

Новгородский и полоцкий Софийские соборы в общих чертах повторяют плановую схему киевской Софии, но в несколько упрощенном виде. Это пятинефные храмы, но если в Киеве к собору примыкают два ряда галерей, то в Новгороде - только один ряд, а в Полоцке их вообще нет. У киевского собора пять апсид и две лестничные башни, у новгородского и полоцкого - по три апсиды и по одной башне. Киевская София имеет тринадцать глав, Новгородская - только пять, а в полоцкой, судя по упоминанию в летописи, их было семь.

Кроме трех Софийских соборов в 40-50-е годы было осуществлено строительство еще нескольких зданий в Киеве: Золотых ворот, церквей Ирины и Георгия.

Таким образом, в середине XI века на Руси развернулась интен­сивная строительная деятельность. Но уже к 60-м годам строительство во всех русских городах, кроме Киева, прекратилось - вся строительная деятельность сосредоточилась там. За период с 60-х годов XI века по начало XII века в Киеве и его ближайших окрестностях было построено семь крупных храмов и несколько более скромных по размерам.

Особенности архитектуры Древней Руси

Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси? Для историков архитектуры дореволюционного вре­мени такой вопрос даже не возникал. По их мнению, поскольку древнейшие памятники Киева строили грече­ские мастера, то и архитектура Киевской Руси является провинциальным вариантом византийского зодчества. Но так можно было думать лишь до тех пор, пока были плохо изучены памятники русской архитектуры и еще хуже - византийской. Исследование же их привело к выводу, что памятники Киевской Руси вовсе не идентичны византийским, что в Киеве строили храмы, не имеющие аналогов в Византии.

Византийские зодчие имели за своими плечами огром­ный традиционный опыт и в строительном ремесле, и в создании культовых зданий - церквей. Но, приехав на Русь, они столкнулись с необходимостью решать здесь совершенно новые задачи. Прежде всего это было связано с полученным ими заданием. Так, в ряде случаев тре­бовалось возводить храмы с очень обширными хорами, что не было характерно для византийских церквей того времени. В стране, относительно недавно принявшей хри­стианство, значительно большую роль, чем в Византии, должны были играть помещения крещален. Все это застав­ляло византийских зодчих принимать новую, несвойственную Византии плановую схему здания. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами.

Таким образом, своеобразие задания, наличие или от­сутствие определенных строительных материалов, местные условия уже на самых первых порах вызывали иные архитектурные решения, приводили к созданию зданий, непохожих на те, которые зодчие строили у себя на родине. К этому следует добавить, что они должны были считаться со вкусами заказчиков, воспитанных в традициях и эсте­тических представлениях деревянного строительства. В дальнейшем именно данные особенности памятников стали отправными пунктами, на которые ориентировались строители следующего поколения.

Так сложилась и развивалась архитектура Древней Руси. И хотя это зодчество возникло на базе византийской архитектуры, оно даже на самой ранней стадии имело очень своеобразный характер и уже во второй половине XI века выработало собственные традиции, получило свой, древнерусский, а не византийский путь развития.






Архитектура - это душа народа, воплощенная в камне.

Древнерусская архитектура начиная с Х и до конца XVII века была тесно связана с церковью и православием. Первые христианские храмы начали появляться на Руси еще в X в., а первым русским городом, который принял крещение, стал Киев. Русь имела традиционный материал – дерево. Сначала практически все постройки были деревянными. Однако из-за многочисленных пожаров сгорали тысячи деревянных зданий, возведённых русскими. В это время также начинает закладываться каменное строительство.

Таким образом, монументальная архитектура - это наиболее сохранившийся вид Древнерусского искусства, объектами которого были различные дворцы, оборонительные сооружения и, конечно же, церкви.

История архитектуры Древней Руси с X по XII века

В первый период, который проходил в X - XII вв. зодчество на Руси за основу взяло архитектурный стиль Византии, в связи с этим самые древние русские постройки напоминали византийские храмы. Первые храмы на территории Древней Руси были построены специально приглашенными, византийскими архитекторами. Архитектуру Древней Руси наиболее ярко представляют такие архитектурные постройки, как Десятинная Церковь (не сохранилась до нашего времени, так как была разрушена во время нашествия татаро-монгол) и Киевский Собор Святой Софии, Борисоглебский Собор в Чернигове, Софийский Собор в Великом Новгороде, и другие.

Сразу после крещения Руси князь Владимир пригласил византийских мастеров для создания 25-главой церкви Успения Богородицы (Десятинная). До постройки Софийского собора она являлась главным храмом Киева.

Десятинная церковь. Реконструкция Н. В. Холостенко

Собор Святой Софии в Киеве — знаменитый храм древней Руси, построенный в 1037 г. В своей конструкции собор имеет 5 продольных проходов (не­фов) и 12 крестообразных столбов, на которые опираются своды. Своды киевской Софии увенчаны 13 главами, которые ритмично возвышаются к небу. В плане здания они образуют фигуру креста, в центре которого возвышается большой купол. Такая конструкция храмов получила название крестово-купольной. Она была перенята у Византии.

Практически все сооружения не смогли дойти до нас в первозданном виде из-за многочисленных татаро-монгольских нашествий. То, что мы сейчас можем наблюдать - это лишь современные реконструкции.

Второй период (вторая половина XII в. - начало XIII в.)

Особенности архитектуры древней Руси в этот период:

  • Одноглавые кубические храмы.
  • Строгое декоративное оформление.
  • В основе лежит крестово-купольный храм.

Владимирский успенский собор был построен при Юрии Долгоруком около 1150 года в Галиче.

Успенский собор во Владимире.

Всем известная церковь Покрова на Нерли, построенная по заказу Андрея Боголюбского около 1165 г., считается высшим достижением всей владимиро-суздальской архитектурной школы.

К сожалению, из-за того, что многие постройки были разрушены, точно сказать о том, какой характер носили внецерковные постройки практически невозможно. Однако и исторически верно восстановленные Золотые Ворота в Киеве, и Владимирские Золотые Ворота показывают то, что тенденции светской архитектуры полностью совпадали с развитием церковного зодчества.

Золотые ворота.

Третий период (вторая половина XIII в. - начало XV в.)

Возводятся каменные городские укрепления Новгорода и Пскова, крепости на мысах или на островах. Так же в этот период появляется храм нового образца - восьмискатный храм. Ярким представителем этого типа является Новгородская церковь Спаса на Ильине.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице.

Со временем Москва постепенно превращалась в крупный политический центр. Это привело к развитию архитектуры Московского княжества. Московская школа сформировалась к концу XVI века.

Подъем зодчества в Москве приходится на период правления Ивана III — конец XV века. В 1475 - 1479 годах был построен Московский Успенский собор, архитектором которого стал итальянский зодчий Аристотель Фиораванти.

Московский Успенский собор.

В Троице-Сергиевом монастыре в 1423 г. возводится Троицкий собор, в 1424 в Андрониковой монастыре - Спасский собор. Внешне эти церкви сильно различаются, но, несмотря на это, в церквях Московского княжества есть нечто общее - им свойственны четкость и пропорциональность, стройность, динамичность. Многие зодчие делали упор на пирамидальную композицию храма.

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря.

Стиль архитектуры

За несколько столетий выработался общий стиль архитектуры древней Руси:

  • Пирамидальность конструкции.
  • Вертикальность форм.
  • Особый национальный тип купола, напоминающая форму лука.
  • Купол покрывался золотом.
  • Многоглавие (традиционно закрепилось пятиглавие).
  • Белый цвет храма.

Архитектурные школы

На протяжении истории Древней Руси создавались различные архитектурные школы такие как Киевская, Новгородская, Владимиро-Суздальская и Московская архитектурные школы.

Византия, мир христианства сильно повлияли на развитие архитектуры Древней Руси. Под этим влиянием на Русь пришел строительный опыт, который помог сформировать свои традиции. Русь переняла множество архитектурных традиций, однако в скором времени выработала собственный стиль, который ярко проявился в самых знаменитых памятниках древнерусской архитектуры.

Первые постройки из камня были заложены в период правления князя Владимира Великого. Нигде в Европе в это время искусство не было столь развито, как в Византии, поэтому она имела огромное влияние на искусство всего мира и, конечно же, Древней Руси.

Заключение

Однако в полной мере понять и насладиться архитектурой Древней Руси нам не удастся, так как из-за многочисленных набегов монголо-татар и других многочисленных войн большинство архитектурных памятников было разрушено. Так что сейчас мы сможем увидеть лишь реконструкции.

Читайте также: