Совет законодателей россии доклад

Обновлено: 17.05.2024

Вячеслав Макаров выступил с докладом на заседании Совета законодателей РФ

13 декабря 2018 года в Москве состоялось заседание Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании РФ, посвященное обсуждению актуальных вопросов развития социального питания в России и реализации Стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года.

Мероприятие открыли сопредседатель Совета – Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко и первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Александр Жуков, подчеркнувшие высокую важность рассматриваемых вопросов как для здоровья и благополучия населения, так и для экономики страны в целом.

В заседании приняли участие Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров, члены Правительства РФ и Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, главы региональных парламентов.

С докладом об актуальных вопросах развития социального питания выступил член комиссии Совета законодателей по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства, Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров.

Председатель петербургского парламента отметил, что организация социального питания – неотъемлемая составляющая государственной социальной политики, а Санкт-Петербург изначально был первопроходцем в этом вопросе.

Вячеслав Макаров рассказал участникам заседания о действующей системе социального питания Санкт-Петербурга, которая охватывает более 2,5 тысяч учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты, и порядке организации этой льготной услуги, в основу которого положены принципы адресного подхода, высокого качества и жесткого отбора поставщиков. В 2012 году опыт Санкт-Петербурга был признан одним из лучших и подлежащим распространению на всей территории России.

Председатель петербургского парламента обратил внимание собравшихся на то, что в новой редакции Федерального закона о контрактной системе 44-ФЗ главным фактором опять стала минимальная цена, что может сказаться на качестве и безопасности продовольственных продуктов для социального питания.

Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга выступил с предложением о разработке единого Федерального закона о социальном питании, устанавливающего общую идеологию и концепцию этой социальной услуги для всей России. В то же время регионам должна быть оставлена возможность издания своих нормативных актов, учитывающих местную специфику. Кроме того, по мнению Вячеслава Макарова, необходимо ввести жесткие механизмы государственного и общественного контроля за продуктами питания для льготных категорий, которые бы предусматривали право уполномоченных органов на внеплановые проверки.

С докладами по теме также выступили: Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Ирина Брагина, заместитель Министра просвещения РФ Татьяна Синюгина, заместитель председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирина Гехт, председатель Комитета СФ по социальной политике Валерий Рязанский и др.

Совет законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ – консультативный и совещательный орган, созданный по инициативе руководства Совета Федерации, Государственной Думы и законодательных (представительных) органов государственной власти ряда субъектов РФ для организации взаимодействия в законодательном процессе и обмена опытом парламентской деятельности.

Ранее Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга присутствовал на пленарном заседании Государственной Думы РФ. Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин вручил Вячеславу Макарову почетную грамоту.

Российский государственный орган, объединяющий парламентариев для совершенствования федерального и регионального законодательства.

Содержание

Персоны (1) работали ранее - 1

* Персоны, ранее работавшие в компании
ФИОДолжностьКомментарий
Никитин Александр Валерьевич------

30 мая 2012 года в Московской областной Думе состоялось первое заседание Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании РФ.

Предыстория создания совета

Подобные структуры, объединяющие депутатов региональных заксобраний вокруг федерального парламентского центра, действовали в стране и до этого дня. Только назывались по-разному. В Совфеде, который считают палатой регионов, Совет по взаимодействию с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ был образован десять лет назад - в мае 2002 года. А в декабре 2008 года была учреждена Ассамблея российских законодателей при Госдуме. Задачи и того, и другого объединения были в принципе одни и те же - налаживать взаимодействие законодательных органов власти субъектов Федерации, вырабатывать рекомендации по основным направлениям развития законодательства, обсуждать наиболее значимые проекты федеральных законов и анализировать правоприменительную практику уже действующих законов. Все эти и другие вопросы, имеющие важное государственное значение, будет решать и Совет законодателей, созданный при Федеральном Собрании.

Как сообщила спикер верхней палаты Валентина Матвиенко, президент Владимир Путин подтвердил свои намерения и желание ежегодно встречаться с Советом законодателей. "Я думаю, что это так и будет", - сказала Матвиенко, подчеркнув при этом, что предметом таких встреч должны быть вопросы действительно президентского уровня, требующие понимания его позиции и содействия главы государства в их решении.

Задачи совета

Как заявила 30 мая 2012 г, выступая на первом заседании Совета, спикер Совфеда Валентина Матвиенко, такой Совет нужен для организации взаимодействия палат Федерального Собрания, законодательных (представительных) органов власти регионов в законодательном процессе, а также для обмена опытом парламентской деятельности. А потому среди функций Совета законодателей будет и координация федерального и регионального законодательства. Конечно же, объем такой работы несравним с тем, что региональным парламентам пришлось выполнить в начале века, когда региональные правовые нормы нередко вступали в противоречие с федеральными. Теперь нужна другая корректировка - регионы должны привести свое законодательство в соответствие с федеральным по новым законам. Матвиенко назвала в качестве примера закон о выборах губернаторов, на который региональным законодателям предстоит настроить свои правовые акты.

Спикер Госдумы Сергей Нарышкин считает, что одной из задач Совета должна стать борьба за качество законов. "Первый основополагающий принцип - это профессионализм как федерального парламента, так и региональных законодательных органов. Для депутатов это прежде всего качество закона", - заявил, выступая на первом заседании Совета, думский руководитель. "Независимо от членства в партии или фракции нашей общей целью является принятие эффективных качественных законов", - продолжил он, выразив надежду, что "Совет законодателей России будет развивать практику предварительного рассмотрения региональных законопроектов". По части качества они пока страдают. По словам спикера нижней палаты парламента, из тех региональных законопроектов, которые были переданы в архив Госдумы с начала текущего созыва, почти каждый седьмой был возвращен для выполнения требований Конституции и регламента Госдумы.

Одним из главных принципов взаимодействия обеих палат парламента в рамках Совета законодателей Нарышкин назвал открытость парламента: "Избиратели должны ясно видеть позицию парламента. Но открытость - это не только информация о своей работе. Это еще и открытость к взаимодействию, готовность слушать общество и учитывать поступившие предложения. Необходимо постоянно сверять свою позицию с мнением общества и его различных социальных групп".

По мнению Сергея Нарышкина, необходимо развивать новые формы участия граждан в экспертизе законопроектов и способы продвижения общественных законодательных инициатив. Кроме того, деятельность Совета законодателей должна проходить в диалоге с экспертами. "Подробная экспертиза законодательных инициатив, начиная уже с концепции законопроектов, качественное аналитическое обеспечение - все это положительно скажется на результатах законотворческого процесса", - уверен спикер Госдумы.

"Законодательные органы должны отвечать за качество принимаемых ими законов. Каждый уровень - федеральный, региональный, муниципальный - имеет свою сферу полномочий. Все проблемы граждан не могут быть решены одним федеральным парламентом и требовать четкого сбалансированного взаимодействия", - полагает Сергей Нарышкин. По его словам, законодатели на всех уровнях обязаны прогнозировать последствия принятия законопроектов еще до того, как они приняты и начнут действовать. Тут же спикер определил и две конкретные задачи, которые предстоит решать Совету, - законодательное обеспечение реформ политической системы и децентрализация власти, развитие местного самоуправления.

"Думаю, от создания действенных механизмов, стимулирующих все политические силы ответственно подходить к подбору кандидатов в губернаторы и усиление роли местного самоуправления, зависит развитие демократии на региональном уровне", - отметил Нарышкин.

В дискуссию вступили представители региональных парламентов, у которых, как выяснилось, накопились вопросы к федеральным законодателям. Один из проблемных - законопроект о выборах губернаторов, а точнее, ограничение для главы региона возможности руководить территорией двумя сроками.

Валентина Матвиенко, общаясь потом с журналистами, назвала этот вопрос дискуссионным, заметив, что "мы - федеративное государство, и мы не должны делать так, чтобы наше федеральное законодательство все больше походило на законодательство унитарного государства". "Нужно давать субъектам Федерации больше свободы правового регулирования на местах" на базе федеральных законов "с учетом специфики субъекта Федерации, национального состава, особенностей, традиций, уровня экономического и социального развития и так далее" [1] .

Уже два года при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации действует Совет законодателей. Основной задачей Совета законодателей является совершенствование механизмов реализации контрольных полномочий обеих палат парламента и заксобраний регионов, а также организация их взаимодействия. На этой неделе мы обратились к членам региональных заксобраний с вопросом: в чём вам помогает Совет законодателей?

Виктор Новожилов, председатель Архангельского областного Собрания депутатов:

- Совет законодателей и полезен, и нужен, и необходим — синонимов и эпитетов здесь можно подобрать большое количество. Прежде всего, это возможность прямой связи с Федеральным Собранием, возможность обозначить перед нашими коллегами те проблемы, которые невозможно решить в региональном правовом поле.

Но это еще и площадка для обмена опытом — всегда интересно послушать коллег из Совета Федерации, из Государственной Думы, из других регионов России, из первых рук получить информацию.

Кроме того я надеюсь, что именно при поддержке Совета Законодателей региональные законодательные инициативы смогут прочно занят свое место в повестке дня Государственной Думы.

Ну и не надо сбрасывать со счетов возможность неформального общения с коллегами — иногда это бывает не менее важно, чем официальные мероприятия. Нам всегда есть, что обсудить и совместно найти возможные варианты решения актуальных вопросов.

Юрий Попов, председатель Государственного Совета Чувашской Республики:

- Достаточно тесно и эффективно законодательные органы страны взаимодействуют в рамках своих федеральных округов — в ПФО это Ассоциация законодателей Приволжья. А вот взгляда на ситуацию в стране в целом нам порой не хватает. Совет законодателей России — это тот орган, который консолидирует интересы регионов от Крыма до Камчатки, позволят получать дополнительную информацию в области законотворческого процесса, обмениваться мнениями. Решения, принятые Советом, имеют особый вес на федеральном уровне. Уверен, что региональным законодателям такой механизм поддержки актуальных законодательных инициатив был просто необходим. Орган хотя и молодой, однако, уже позволил нам стать не просто коллегами, а еще и друзьями. Это здорово.

Виктор Горчаков, председатель Законодательного Собрания Приморского края:

- Активная работа Совета законодателей показывает, что руководству страны важно услышать мнения, идущие с мест, причем напрямую от руководителей законодательных органов власти субъектов с минимальным искажением и максимальной эмоциональной окраской. Это подтверждает слова Валентины Матвиенко, что Совет Федерации — это палата регионов. На подобных встречах спикеры региональных парламентов представляют сегодняшнюю ситуацию и текущие нужды территорий.

Совет законодателей стал для нас площадкой, где есть возможность обменяться опытом и сверить часы разных территорий. Если мы — дальневосточники довольно часто встречаемся друг с другом, то проблемы центральной части России, юга или северо-запада страны нам менее известны. Поэтому чтобы формировать общую позицию, нам полезно знать суть процессов, происходящих в стране в целом.

Это удобная площадка еще и тем, что позволяет нам напрямую ставить вопросы перед руководством Российской Федерации. Вопрос ы, которые с нашей точки зрения являются сегодня наиболее острыми и актуальными, но которые может быть из Москвы не так заметны и прочувствованы. Ведь нередко наши дальневосточные инициативы и предложения тонут в многообразии общероссийских вопросов. Поэтому для нас это еще и площадка, позволяющая более детально проникнуть в технологии принятия решений, ускорить эти процессы, сократить путь прохождения инициатив, улучшить взаимодействие между федеральным и региональными парламентами. Что в итоге позитивно отражается на законотворческой работе.

Виктор Бабурин, председатель Законодательного Собрания Калужской области:

- В первую очередь Совет законодателей — это обмен опытом. И очень важно — подготовка и внесение предложений, законодательных инициатив, исходя из нашей, региональной практики работы. К нам поступает много предложений от жителей, от различных общественных организаций, региональных структур по совершенствованию законодательства. Поэтому мы стараемся учитывать их мнение при разработке законопроектов и транслировать его на федеральный уровень в рамках работы Совета.

Сергей Грачёв, председатель Законодательного Собрания Оренбургской области:

- Совет законодателей России является профессиональной площадкой для обсуждения общегосударственных и региональных проблем, инструментом синхронизации регионального и федерального законодательства. В итоге, как показывает практика, нередко принимаются решения, имеющие общефедеральный характер. Польза от его деятельности для меня очевидна. Могу привести в качестве примера идею спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко о необходимости принятия федерального модельного закона об общественном контроле, высказанную на заседании Совета законодателей в декабре 2012 года. Она получила свое развитие на совместном заседании комитетов Совета Федерации и Ассоциации законодательных органов государственной власти субъектов Федерации ПФО в сентябре 2013 года в Оренбурге. В результате законопроект был подготовлен и внесен Президентом России Владимиром Путиным на рассмотрение в Государственную Думу.

27 августа 2002 года Президиум Совета законодателей России в качестве главного обсудил вопрос законодательного регулирования в сфере взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления в субъектах РФ. Ведший заседание Председатель Совета Федерации, председатель Президиума Совета законодателей Сергей Миронов отметил, что общение с представителями исполнительной и законодательной ветвей власти в 14 субъектах Российской Федерации позволяет ему утверждать, что особенно актуальны в регионах вопросы финансирования, проблемы использования биоресурсов и определение меры ответственности различных органов власти за решение тех или иных проблем, которые нельзя решить без законодательного закрепления и более четкого разграничения полномочий между региональными органами власти и местным самоуправлением.

Выступая с основным докладом, председатель Госсовета Татарстана, председатель Комиссии Совета законодателей по вопросам разграничения полномочий между органами власти – федеральными, региональными и местным самоуправлением Фарид Мухаметшин подчеркнул, что крайне серьезно стоит вопрос, быть или не быть местному самоуправлению. По его словам, крайне необходим законодательный инструмент – новый закон о местном самоуправлении. Для укрепления власти на местах, продолжал он, нужны гарантии, защищающие местное самоуправление, необходима государственная поддержка органов народовластия. “Местное самоуправление, – заявил он, – элемент государственного строительства”. Фарид Мухаметшин заметил, что существует более 150 нормативных документов, касающихся вопросов компетенции местного самоуправления, но, добавил он, и ученые, и законодатели говорят о значительном количестве в них пробелов по многим проблемам функционирования местного самоуправления. Это касается и регионального законодательства, финансирования, государственного контроля, судебной защиты этих органов народовластия, подчеркнул он. Председатель Госсовета Татарстана сказал, что необходим новый закон, который будет регулировать основные вопросы разграничения полномочий региональных и местных органов власти, а отдельные проблемы можно будет решить при помощи инструкций и договоров.

В обсуждении по первому вопросу повестки заседания приняли участие члены Президиума и Рабочих комиссий Совета законодателей.

Александр Назарчук, председатель Алтайского краевого Совета народных депутатов, предложил включить в новый закон о местном самоуправлении принцип выборности глав органов местного самоуправления.

Председатель Комитета СФ по вопросам местного самоуправления Рафгат Алтынбаев проинформировал о ходе работы над законопроектом, который в сравнении с действующим “более полон и детализирован”. В новый законодательный акт предлагается включить 12 глав и более 80 статей, регулирующих все вопросы деятельности органов местного самоуправления.

Чрезвычайно важным, “ключевым” вопросом государственного устройства назвал проблемы законодательного обеспечения местного самоуправления председатель Комиссии по разграничению предметов ведения и полномочий между центром и регионами при Президенте РФ, заместитель руководителя администрации Президента РФ Дмитрий Козак.
Оперируя данными о количестве населенных пунктов и муниципальных образований в России, он обратил внимание членов Президиума на то, что органы местного самоуправления до сих пор действуют не во всех населенных пунктах. “Получается, что Конституция и законы сами по себе, а жизнь сама по себе”, – сделал вывод Дмитрий Козак, говоря о состоянии местного самоуправления в РФ. Первоочередная задача в отношении местного самоуправления, по его словам, создать такие органы власти, которые были бы в состоянии эффективно решать насущные для населения вопросы.

Разделяя озабоченность законодателей, Дмитрий Козак говорил о необходимости определения полномочий местного самоуправления и гарантии их государственной, в том числе судебной, защиты. Отдельное место занимает вопрос об организации местного самоуправления на районном межмуниципальном уровне, где возможны два варианта его функционирования – на законодательной или добровольно- договорной основе.

Вторая сторона вопроса о деятельности местного самоуправления – финансовое обеспечение возложенных на муниципалитеты государственных функций. В Комиссии по разграничению предметов ведения и полномочий стараются найти “форму выравнивания бюджетной обеспеченности” в различных муниципальных образованиях через проведение четкой межбюджетной политики. В качестве положительного опыта был приведен пример Мордовии, где на 5 лет были закреплены доходные источники муниципальных образований, что привело к росту доходов на 150%. Практика организации местного самоуправления в Мордовии позволила выровнять уровень бюджетной обеспеченности во всех 320 муниципальных образований данного региона.

Что касается нового законопроекта о местном самоуправлении, который бы позволил с учетом всех выявленных практикой реализации предыдущего закона, то Дмитрий Козак сообщил о том, что в его Комиссии подготовлен уже третий вариант данного законодательного акта. Ряд регионов выступил с законодательными инициативами по этой проблеме, которые уже поступили в Госдуму и будут включены в план законотворческой деятельности на осеннюю сессию. Однако, по мнению заместителя Председателя Совета законодателей Любови Слиска, концептуальные положения поступивших законодательных инициатив противоречат друг другу.

Члены Президиума Совета законодателей заслушали информацию о примерной законодательной программе, с которой выступила первый заместитель Председателя Госдумы Любовь Слиска. В период формирования проекта законодательной деятельности в Госдуму поступило полторы тысячи предложений, из них более 70% составили законодательные инициативы Правительства РФ.

В “первоочередной список” для рассмотрения Госдумой включены более 150 законов в сфере государственного строительства, экономики и финансово-бюджетных отношений.
Председатель Мурманской областной Думы Павел Сажинов предложил выработать по закону о местном самоуправлении согласованное мнение территорий, чтобы подготовить работоспособный закон, который будет исходить из интересов граждан и не станет очередным “компромиссом между политическими фракциями в Госдуме”. С другой стороны, подчеркнул член Президиума Павел Сажинов, учет мнений субъектов РФ и муниципальных образований позволит сформировать позитивное отношение к реформе местного самоуправления. Он высказал свое неудовлетворение тем фактом, что законодательная инициатива их региона о защите имущественных прав военнослужащих-сирот не рассматривается Госдумой уже более года. Отвечая на вопросы членов Президиума Совета законодателей о порядке и сроках прохождения через Госдуму законодательных инициатив регионов, Любовь Слиска пояснила, что не имеет “рычагов давления” на Комитеты Госдумы, которые являются субъектами законодательной инициативы и, порой, “откладывают в долгий ящик” инициативы, поступившие из субъектов РФ.

Заместитель председателя Совета Федерации, ответственный секретарь Совета законодателей Александр Торшин проинформировал членов Президиума о ходе формирования Комиссий Совета законодателей и поступивших из регионов предложениях по совершенствованию положения о Совете законодателей. Большинство руководителей законодательных органов субъектов РФ (63 члена Совета законодателей) уже определились со своим участием в работе созданных семи Комиссий, начата работа над положением о Комиссии. Этот вопрос, как и рассмотрение поправок к положению о Совете законодателей, по предложению Александра Торшина было решено рассмотреть в октябре на пленарном заседании Совета законодателей.

Как сообщает пресс-служба Совета Федерации, в принятом по итогам решении Президиума Совета законодателей констатируется несовершенство законодательной базы в отношении местного самоуправления, в результате чего “муниципальные образования лишены реальных финансовых и материальных возможностей для реализации возложенных на них полномочий”. Президиум рекомендовал обеим палатам Федерального Собрания РФ ускорить разработку и принятие новой редакции Федерального Закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” с учетом проведенной предварительной работы и всех поступивших предложений. В первую очередь, по мнению членов Президиума, необходимо законодательно уточнить само понятие, объем и перечень вопросов местного значения и предусмотреть четкое разграничение компетенции и ответственности федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Новым законом должны быть закреплены те формы местного самоуправления, которые “доказали свою жизнеспособность на практике”, отработаны в истории отечественного государственного строительства. По мнению законодателей, необходимо также внести изменения в бюджетное и налоговое законодательство, направленные на закрепление за органами местного самоуправления на постоянной основе части доходов от регулирующих налогов, что, по мнению членов Президиума, является гарантией экономической стабильности муниципальных образований.

Следующее заседание Президиума Совета законодателей состоится 24 сентября, пленарное заседание Совета законодателей – в октябре.

Читайте также: