Доклад о конституции грузии

Обновлено: 17.05.2024

Конститу́ция Гру́зии — основной закон Грузии [1] ; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Грузии политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина [2] . Грузинская конституция была принята 24 августа 1995 года и пересмотрена 15 октября 2010 года.

Правительство

  • Правительство становится высшим органом исполнительной власти, которое будет обеспечивать осуществление внутренней и внешней политики страны, и в то же время, является подотчетным перед Парламентом;
  • Главой правительства является премьер-министр, который назначает на должность и освобождает с должности других членов правительства, в том числе и силовых министров — по действующей на сегодняшний день Конституции, это входит в эксклюзивные права президента. Отставка или прекращение полномочий премьер-министра автоматически вызывает прекращение полномочий других членов правительства;
  • Полномочия правительства прекращаются сразу по признанию полномочий новоизбранного Парламента (а не после избрания нового президента, как это предусмотрено в действующей Конституции);
  • Вышедшая на первое место партия в новом Парламенте представляет кандидатуру премьер-министра, которого формально выдвинет президент; Кандидат в премьер-министры сам выбирает министров и вместе с программой правительства представит Парламенту на утверждение; Для того, чтобы заручиться доверием Парламента, необходима поддержка со стороны большинства состава членов Парламента по списку;
  • Если полномочия правительства прекращаются по другой причине (не из-за избрания нового Парламента), президент представит на утверждение ту кандидатуру на должность премьер-министра, которую ему предложит парламентское большинство, или в случае отсутствия такового, самая крупная фракция по числу её членов;
  • Если Парламент с двух попыток не сможет утвердить правительство большинством своего состава по списку, тогда президент представляет законодательному органу кандидатуру в премьер-министры, которую ему предложит 2/5 часть депутатов, и распускает Парламент и назначает внеочередные парламентские выборы лишь после того, как и с третьей попытки не удастся выразить доверие правительству;
  • Лишь правительство будет правомочно представлять проект государственного бюджета Парламенту (а не президент, как это предусмотрено в действующей модели), и тем самым вся ответственность за бюджетный процесс возлагается полностью на правительство и Парламент;
  • Правительство будет вправе обращаться к Парламенту с предложением ратификации, денонсации или отмены международных договоров и соглашений (данного положения в базисном проекте не было); Таким правом в определённых случаях будет обладать и президент, но с потребностью контрассигнации от премьер-министра;
  • Правительство будет вправе обратиться к президенту с просьбой созыва внеочередной сессии или заседания Парламента;
  • Без представления правительства президент не сможет назначать или освобождать послов с должности; Также без согласия правительства не сможет принимать решение об аккредитации дипломатических представительств;
  • Правительство назначает на должность или освобождает с должности губернаторов регионов (по базисному проекту, эти решения должны были согласовываться с президентом; По действующей же Конституции, эти полномочия полностью входят в компетенцию президента);
  • В контрассигнации премьер-министра будут нуждаться правовые акты президента, кроме издаваемых в военное время актов; Здесь же определены те направления, в том числе и роспуск Парламента, назначение выборов, подписание закона; объявление военного положения и его отмена; предоставление и прекращение гражданства, назначение судей, когда премьер-министр не имеет право на контрассигнацию;
  • Правительству предоставляется право потребовать от президента назначить референдум (такого положения в базисном проекте не было);
  • Президент должен согласовывать с правительством осуществление переговоров и оформление договоров с другими странами (такого положения в базисном проекте не было).

Парламент

  • Признание полномочий новоизбранного Парламента автоматически вызывает формирование нового правительства;
  • Парламент вправе объявить недоверие правительству, однако для этого расписана сложная последовательность процедур (аналогично сегодняшней Конституции). В целом, на полный цикл объявления недоверия и утверждение нового правительства может потребоваться до 92 дней, что является сокращенным сроком по сравнению со сроками, утверждёнными в первом слушании, которые составляли 127 дней. Объявление недоверия происходит следующим образом: для постановки вопроса к Парламенту должны обратиться не менее 2/5 депутатов, в течение 20-25 дней должно пройти голосование и за постановку вопроса о недоверии должны проголосовать более половины из состава депутатов по списку. Если это решение провалится, допускается его повторное инициирование в течение последующих шести месяцев; в течение 2-25 дней после постановки вопроса о недоверии Парламент голосует за представление президенту кандидата на должность премьер-министра, выдвинутого не менее 2/5 частями депутатов по списку;
  • Президент вправе в течение 5 дней согласится или отказаться от кандидатуры премьер-министра; Парламент может преодолеть это вето 3/5 частью состава депутатов не менее, чем за 15 и не более, чем за 20 дней — эти сроки также составляли 20-25 дней, но были сокращены в к третьему слушанию;
  • В случае преодоления вето, в течение, максимум 14 дней, происходит представление кандидатуры на пост премьер-министра и утверждение его правительства по правилам конструктивного вотума, которые наряду с утверждением нового правительства означают автоматическое объявление недоверия прежнему составу правительства;

Но в случае объявление Парламентом недоверия новому составу правительства, президент вправе в течение трех дней распустить Парламент и назначить внеочередные выборы;

Конституция Грузии от 24 августа 1995 г. имеет в принципе традиционную классическую внутреннюю структуру и состоит из преамбулы, основной части и переходных положений. В процессе разработки отдельных проектов Конституции изучались различные приемы и виды структуризации, предлагалось деление текста на части, разделы, параграфы и т.д. В окончательном виде Конституция содержит краткую преамбулу, девять глав (109 статей). Все главы имеют свои заголовки, статьи и составляющие их пункты пронумерованы арабскими цифрами, а подпункты озаглавлены в алфавитном порядке.

Работа состоит из 1 файл

КПЗС.docx

Гру́зия (груз. საქართველო, Сакартве́ло) — государство в центральной и западной части Закавказья на юго-восточном побережье Чёрного моря, до 1991 — Грузинская Советская Социалистическая Республика в составе СССР.

Граничит c Арменией и Турцией на юге, с Азербайджаном на юго-востоке и с Россией на севере.

Согласно конституции Грузии, в её состав входят Абхазия и Южная Осетия, которые де-факто являются частично признанными государствами, независимость которых признали Россия и Никарагуа.

Грузи́нская Демократи́ческая Респу́блика, Демократи́ческая Респу́блика Гру́зия (груз. საქართველოს დემოკრატიული რესპუბლიკა) (1918—1921) — самостоятельное грузинское государство, буржуазная республика, провозглашённая 26 мая (8 июня) 1918 в результате распада Закавказской Федерации.

Включала территории Кутаисской и Тифлисской губерний, Батумской области, Сухумского и Закатальского округов бывшей Российской империи.

Ведущую роль в политической жизни Грузинской Республики играла партия меньшевиков.

В результате Советско-грузинской войны весной 1921 Грузинская Демократическая Республика была ликвидирована, в Грузии была установлена советская власть, после чего она вошла в состав СССР как одна из союзных республик — Грузинская ССР. Современная Грузия расположена на границе между Европой и Азией, в центральной части Кавказа.

Нынешняя территория Грузии составляет 69,7 тыс. кв.км, население - 5,4 млн. человек (по данным 1996 г.), из которых около 60% - грузины, а

остальное население составляют абхазы, азербайджанцы, армяне, греки, евреи, осетины, русские и др.

Конституционное развитие Грузии

Государственность и политико-правовая культура Грузии формировались в течение нескольких тысячелетий. Грузины - один из немногих народов древней цивилизации, кто смог сохранить и развить собственную государственность в продолжительные периоды истории. Христианство в Грузии начало распространяться в I в. н.э., а в 373 г. царь Картли Мириан объявил его государственной религией.

Разработчики Конституции 1921 г. учли как опыт конституционного развития различных стран мира, так и политические, исторические, демографические, культурные и другие особенности, свойственные грузинской действительности. Примечательна форма правления, закрепленная в ней (республика без главы государства - его функции распределены между однопалатным парламентом и премьер- министром), заслуживают внимания отдельные главы о социальных и экономических правах, о правах национальных меньшинств, об автономии и др.

Трудно сказать, как бы работала эта в некотором смысле романтическая Конституция. Спустя четыре дня после ее принятия, т.е. 25 февраля 1921 г., 11-я Красная Армия вошла в Грузию, страна стала "советской" и "социалистической", а действие (так реально и не заработавшей) первой грузинской Конституции по решению убывающего в эмиграцию законного правительства Грузии было приостановлено.

В Грузинской ССР было принято четыре конституции - 2 марта 1922 г., 4 апреля 1927 г., 13 февраля 1937 г. и 15 апреля 1978 г.

Особая активность конституционного правотворчества наблюдается в конце 80-х - начале 90-х гг., чему в значительной степени способствовали процессы "перестройки", подъем национально-освободительного движения в Грузии, распад СССР, объявление независимости Грузии. В 1990-1991 гг. были

внесены существенные изменения в Конституцию ГССР 1978 г., в январе 1992 г. принят Закон "О государственной власти".

В феврале-марте 1993 г. Парламент Республики Грузия принял постановление о создании Государственной Конституционной комиссии, избрал ее председателем Э.А.Шеварднадзе и утвердил Положение о Государственной Конституционной комиссии. Более двух лет продолжалась работа Государственной конституционной комиссии. За это время более или менее детально было обсуждено 12 проектов, представленных научными учреждениями, политическими партиями, общественными организациями и частными лицами.

1 июля 1995 г. Государственная конституционная комиссия одобрила проект, представленный редакционной группой во главе с Э.А.Шеварднадзе, и передала его для обсуждения в Парламент, который 24 августа 1995 г. принял шестую Конституцию страны.

Конституция Грузии от 24 августа 1995 г. имеет в принципе традиционную классическую внутреннюю структуру и состоит из преамбулы, основной части и переходных положений. В процессе разработки отдельных проектов Конституции изучались различные приемы и виды структуризации, предлагалось деление текста на части, разделы, параграфы и т.д. В окончательном виде Конституция содержит краткую преамбулу, девять глав (109 статей). Все главы имеют свои заголовки, статьи и составляющие их пункты пронумерованы арабскими цифрами, а подпункты озаглавлены в алфавитном порядке. Заметно отсутствие в Конституции глав о государственно-территориальном и административно- территориальном устройстве, а также местном управлении и самоуправлении. Разработчики и учредители Основного закона не "забыли" про эти важнейшие конституционные сегменты. На стадии разработки в различных модификациях предлагались оба классических варианта (унитарное и

федеративное государство) государственно- территориального устройства, а вопрос о местном самоуправлении, подобно Конституции 1921 г., предполагалось урегулировать в отдельной главе. В Государственной конституционной комиссии большинство склонялось к необходимости предусмотреть будущие основы федеративного устройства, однако эта идея не получила общественной поддержки. Одна часть общества (преимущественно научная и творческая интеллигенция) полагала, что федеративное государственное устройство заложит "мины замедленного действия" под фундамент единого грузинского государства, даст возможность внешним силам играть на сепаратистских струнах некоторых субъектов будущей федерации. Представители этой части общества предлагали строить государство на основе принципов регионализма, предоставив особые права Абхазии, Аджарии и Цхинвальскому региону. Меньшинство в Государственной конституционной комиссии (часть парламентариев и юристов), намекая на заслуги в деле объединения двух немецких государств Председателя ГКК Э.Шеварднадзе, требовало поддержать идею создания на грузинской земле новой ФРГ, на этот раз Федеративной Республики Грузия. По их мнению, Грузия всегда была территориально сложным государством (историческая предпосылка), а кроме того, единственным мирным путем разрешения конфликтов в Абхазии и Цхинвальском регионе явилась бы сплошная федерализация страны (политическая предпосылка). Вариации предполагаемой федерации имели достаточно широкий спектр - от асимметричной федерации (Абхазия и Аджария - республики, Тбилиси - федеральный столичный округ, остальные субъекты получают статус краев - мхаре) до федерации, в которой все субъекты (их число варьировалось от 5 до 15) будут равноправны. Несмотря на попытки использовать федеративную идею в качестве основы урегулирования конфликтов, утверждения, что федерация это не просто разграничение полномочий, а образ жизни, предполагающий

полицентрическую (т.е., по их мнению, самую демократичную) систему принятия решений, Парламент отказался от идеи немедленного фиксирования своей позиции. Раскол общественного мнения, малоэффективность федерализации на переговорах с сепаратистскими силами - вот основные причины того, почему Парламент отказался включить в текст Конституции главы о государственно-территориальном устройстве и местном самоуправлении и предпочел занять в этом вопросе "позицию умолчания".

В качестве стратегической цели конституционного развития страны в преамбуле Основного закона провозглашаются такие общечеловеческие ценности, как "утверждение демократического общественного строя, экономической свободы, социального и правового государства, обеспечение общепризнанных прав и свобод человека". В процессе работы над проектом важная роль отводилась первой главе, в которой мыслилось закрепить принципиальные основы конституционного строя. В окончательном варианте замысел осуществить не удалось, поскольку депутаты решили зафиксировать в нем несколько моментов и конкретно-политического свойства. Глава начинается со слов "Грузия - независимое, единое и неделимое государство", что как бы исключает все формально-юридические возможности возврата к СССР. По горячим следам конфликтов в Абхазии и Южной Осетии Конституция заявляет, что, несмотря на приостановление распространения юрисдикции центра в некоторых регионах, территориальная целостность Грузии по состоянию на 21 декабря 1991 г., т.е. до распада СССР, не может быть подвергнута сомнению, поскольку она признана "мировым содружеством государств, а также международными организациями". Кроме того, учредители Конституции выразили свою волю определить будущее государственно-территориальное устройство посредством конституционного закона. Анализ ст. 2, 3, 4, 8, 73 и др. дает основание предполагать, что существуют заранее заданные параметры этого конституционного закона.

Упоминание в качестве основы взаимоотношений принципа вертикального "разграничения полномочий" (п. 3 ст. 2), перечисление вопросов исключительного ведения высших государственных органов Грузии (п. 1 ст. 3), отсылочная норма о вопросах совместного ведения (п. 2 ст. 3), будущий двухпалатный Парламент, верхняя палата которого в основном будет состоять "из членов, избранных в Абхазии, Аджарской Автономной Республике и других территориальных единицах Грузии" (п. 3 ст. 4), сложная процедура приостановления деятельности представительных органов самоуправления и территориальных единиц (этот вопрос решает Президент Грузии с согласия Парламента Грузии - подп. "и" п. 1 ст. 73) - все это, по нашему мнению, следует рассматривать как федеративные основы будущего государственного устройства.

Депутаты, принимавшие новую Конституцию, не могли не учитывать того, что в 1995 г. все еще считалось, что Конституция 1921 г. восстановлена. Кроме того, они не могли игнорировать положения своего собственного постановления, где Государственной конституционной комиссии поручалось разработать и представить в Парламент новую редакцию Конституции Грузии 1921 г. Поэтому они подтвердили в преамбуле свою приверженность многовековым традициям грузинской национальной государственности и основным принципам Конституции 1921 г. Новый Основной закон слово в слово заимствует из Конституции 1921 г. положение о том, например, что "формой политического устройства грузинского государства является демократическая республика" (п. 2 ст. 1). Созвучны принципам Конституции 1921 г. принципы неотчуждаемости территории, народовластия, народного суверенитета, верховенства Конституции, разделения властей и т.д., закрепленные в первой главе новой Конституции. Заслуживают внимания те статьи первой главы, в которых регулируются взаимоотношения внутригосударственного и международного права, провозглашаются государственные языки, столица и символы государства, признаются

исключительная роль грузинской православной церкви и вместе с тем полная свобода религиозных убеждений и вероисповедания. Как бы давая направление всей Конституции, ст. 7 провозглашает "общепризнанные права и свободы как непреходящие и высшие человеческие ценности". Примечательно, что этими правами и свободами при осуществлении власти ограничивается не только государство, но и народ.

Органическим атрибутом демократического, правового и социального государства, юридическую основу которого и должна составить Конституция Грузии 1995 г., является конституционное признание и закрепление прав человека и механизма гарантий их осуществления. При разработке и принятии действующей Конституции, пожалуй, ни по одной из глав Конституции среди членов Конституционной комиссии и парламентариев не было такого единодушия, как при определении конечных целей второй главы Основного закона. По их мнению, опираясь на общие правовые ценности и общее либерально- юридическое правопонимание, в этой главе необходимо было найти оптимальный вариант достижения нескольких целей. Во-первых, перечень прав, свобод и обязанностей должен быть составлен с учетом конституционного опыта цивилизованных государств и международно-правовых актов о правах человека с тем, чтобы закрепить общие для всех государств стандарты в этой сфере. Во-вторых, необходимо определить приемлемые объемы, формы и методы реализации прав и свобод с непременным учетом специфических особенностей Грузии. И, в-третьих, попытаться избежать ошибок прошлого с тем, чтобы права и свободы каждого человека надежно охранялись и государством, и другими звеньями политической системы.

Как отмечают исследователи законодательства современной Грузии, дух и буква Конституции 1995 г. в целом соответствуют международным

стандартам и принципиальным требованиям Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Исходным в отношениях государства и личности является положение о том, что общепризнанные права и свободы человека являются непреходящими и высшими человеческими ценностями (ст. 7).

Основная цель всей Конституции, и в особенности ее второй главы (Гражданство Грузии. Основные права и свободы человека) - исключить тиранию государства и обеспечить нормальную жизнедеятельность человека вообще и гражданина Грузии в частности. Основной закон содержит две статьи (ст. 12, 13), посвященные вопросам гражданства Грузии, в которых закрепляются основания приобретения гражданства Грузии (по рождению и путем натурализации), запрещаются двойное гражданство, лишение гражданства Грузии, выдворение из Грузии гражданина Грузии, а также выдача гражданина Грузии другому государству (последнее - кроме случаев, предусмотренных международными договорами).

Разработчики Конституции, обсуждая структуру главы, последовательность расположения прав и свобод, сочли содержание прав и свобод наиболее приемлемым классификационным признаком. В некоторых случаях отступали от этого правила по причине необходимости закрепления гарантий прав и обязанностей, а также возможностей их ограничения.

Традиционно первыми в Конституции излагаются личные (гражданские) права. По мысли создателей Конституции, они призваны гарантировать свободу личности и защиту от посягательств государственных структур или физических лиц.

С некоторой долей условности к личным (гражданским) правам в Конституции Грузии можно отнести: право на жизнь, право на свободное развитие личности, право на свободу, неприкосновенность личности, чести и достоинства человека, охрана личной жизни, неприкосновенность жилища и

других владений человека, его рабочего места, личных записей, переписки, переговоров по телефону или с использованием других технических средств, а также полученных с помощью технических средств уведомлений, свобода совести и вероисповедания, свобода передвижения и свобода выбора места жительства.

Конституционные положения, охраняющие жизнь, свободу и достоинство личности, получили свое дальнейшее законодательное развитие. По Конституции, смертная казнь предусматривалась как временная мера наказания и в 1997 г. была отменена Парламентом; принят Уголовно-процессуальный кодекс, подробно регламентирующий пределы и способы ограничения свободы человека, право принятия решения об аресте или ином ограничении свободы передано суду; на передний план выдвигается процессуальная фигура защитника; отменена прописка граждан по месту жительства и т.д.

Проблемы научного обоснования и изучения конституционного (государственного) права и государственно-правовой надстройки в целом волнуют общество с давних времен. Особая роль здесь отведена науке конституционного права, как науке изучающей устройство и функционирование государства и его органов.

Оглавление

Введение 3
1. Конституционный строй Грузии 4
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Файлы: 1 файл

Конституционный строй Грузии.doc

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования:

1. Конституционный строй Грузии 4

Список использованной литературы 13

Проблемы научного обоснования и изучения конституционного (государственного) права и государственно-правовой надстройки в целом волнуют общество с давних времён. Особая роль здесь отведена науке конституционного права, как науке изучающей устройство и функционирование государства и его органов.

Признание новых приоритетов человеческих ценностей, освобождение от глобального огосударствления ознаменовали новый этап в развитии науки.

Конституция в современном понятии - это система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом. Конституция выступает юридическим фундаментом государственной и общественной жизни, гарантом прав человека, законности, правопорядка и стабильности общества и институтов власти.

1. Конституционный строй Грузии

Грузия - президентская республика. Действующая Конституция принята 24 августа 1995. Главой государства и главой исполнительной власти является президент, избираемый на срок 5 лет всеобщим, прямым, тайным голосованием.

В соответствии с Конституцией Грузии, Грузия - независимое, единое и неделимое государство, что подтверждено референдумом, проведенным 31 марта 1991 года на всей территории страны, включая Абхазскую АССР и бывшую Юго-Осетинскую автономную область, и Актом о восстановлении государственной независимости Грузии от 9 апреля 1991 года.

Формой политического устройства грузи нского государства является - демократическая республика [1, ст.1].

Источником государственной вла сти в Грузии является народ. Народ осуществляет свою власть посредством референдума, других форм непосредственной демократии и через своих представителей. Никто не вправе узурпировать или незаконно захватить государственную власть. Государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей [1, ст.5].

Столицей Грузии является Тбилиси [1, ст.10].

Президент Грузии является Главой Грузинского государства.

Президент Грузии направляет и осуществляет внутреннюю и внешнюю политику государства. Он обеспечивает единство и целостность страны, а также деятельность государственных органов в соответствии с Конституцией.

Президент Грузии является высшим представителем Грузии во внешних сношениях [1, ст.69].

Президентом может быть избран обладающий избирательным правом гражданин Грузии по рождению, достигший 35 лет, проживший в Грузии не менее 15 лет и ко дню назначения выборов проживающий в Грузии [1, ст.70].

Президент Грузии не вправе занимать другую должность, кроме партийной, заниматься предпринимательской деятельностью, получать заработную плату или иной вид постоянного вознаграждения за какую-либо другую деятельность [1, ст.72].

- заключает международные договоры и соглашения, ведет переговоры с иностранными государствами; с согласия Парламента назначает на должность послов и иных дипломатических представителей Грузии; принимает аккредитацию послов и иных дипломатических представителей иностранных государств и международных организаций;

- от имени грузинского государства заключает Конституционное соглашение с грузинской апостольской автокефальной православной церковью;

- назначает премьер-министра, дает согласие премьер-министру на назначение члена правительства - министра;

- правомочен по собственной инициативе или в иных случаях, предусмотренных Конституцией, увольнять правительство в отставку, освобождать от должности министров обороны и внутренних дел Грузии;

- принимает отставку правительства, члена правительства и других должностных лиц, определенных законом, правомочен возлагать исполнение обязанностей на правительство, члена правительства до назначения нового состава правительства или нового члена правительства;

- дает согласие правительству на представление в Парламент проекта Государственного бюджета Грузии;

- представляет Парламенту, назначает и освобождает от должности должностных лиц в случаях и порядке, определенных Конституцией или законом;

- в случае вооруженного нападения на Грузию объявляет военное положение, при наличии соответствующих условий заключает мир и не позднее 48 часов вносит это решение на утверждение Парламента;

- во время войны или массовых беспорядков, при посягательстве на территориальную целостность страны, в случае военного переворота или вооруженного восстания, экологической катастрофы и эпидемий, или в иных случаях, когда органы государственной власти лишены возможности нормально осуществлять свои конституционные полномочия, объявляет чрезвычайное положение на всей территории страны или в какой-либо ее части и не позднее 48 часов вносит это решение на утверждение в Парламент. Во время чрезвычайного положения издает имеющие силу закона декреты, действующие до окончания чрезвычайного положения; осуществляет чрезвычайные мероприятия. Декреты представляются в Парламент, когда он соберется на заседание. Чрезвычайные полномочия распространяются только на ту территорию, где по причинам, указанным в настоящем пункте, объявлено чрезвычайное положение;

- вправе с согласия Парламента приостановить деятельность или распустить представительные органы самоуправления или территориальных единиц, если их действия создают угрозу для суверенитета, территориальной целостности страны, для осуществления государственными органами своих конституционных полномочий;

- на основе Конституции и закона издает указы и распоряжения;

- подписывает и публикует законы в порядке, определенном Конституцией;

- решает вопросы гражданства, а также предоставления убежища;

- присуждает государственные награды, присваивает высшие воинские, специальные и почетные звания, а также высшие дипломатические ранги;

- осуществляет помилование осужденных;

- распускает Парламент в случаях и порядке, установленных Конституцией;

- после роспуска Парламента до первого сбора вновь избранного Парламента, в особых случаях правомочен издавать имеющий силу закона акт по налоговым и бюджетным вопросам - декрет, который утрачивает силу, если вновь избранный Парламент в течение одного месяца после первого сбора не утвердит его.

В установленном законом порядке Президент назначает выборы Парламента и других представительных органов.

Президент Грузии правомочен приостанавливать или отменять акты правительства и учреждений исполнительной власти, если они противоречат Конституции Грузии, международным договорам и соглашениям, законам Грузии и нормативным актам Президента.

Президент является Верховным Главнокомандующим Военными Силами Грузии. Он назначает членов Совета Национальной Безопасности, назначает на должность и освобождает от должности начальника Объединенного штаба Вооруженных Сил Грузии, других военачальников.

Президент Грузии вправе обратиться с посланием к народу и Парламенту. Президент раз в год представляет Парламенту доклад по важнейшим вопросам положения страны [1, ст.73].

Парламент Грузии является высшим представительным органом страны, который осуществляет законодательную власть, определяет основные направления внешней и внутренней политики страны, в установленных Конституцией пределах контролирует деятельность правительства и осуществляет другие полномочия [1, ст.48].

Парламент избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года. Парламент состоит из 150 членов, избранных по пропорциональной системе, и 8 5 - избранных по мажоритарной системе. Членом Парламента может быть избран гражданин Грузии, достигший двадцатипятилетнего возраста, имеющий право избирать [1, ст.49].

Член Парламента не имеет права занимать какую-либо должность на государственной службе или заниматься предпринимательской деятельностью. Случаи недопущения совместительства определяет закон [1, ст.53].

Парламент Грузии на срок своих полномочий в установленном Регламентом порядке тайным голосованием избирает Председателя Парламента Грузии и заместителей Председателя, в том числе – по одному заместителю из числа и по представлению членов Парламента, избранных от Абхазской Автономной Республики и Аджарской Автономной Республики.

Председатель Парламента руководит работой Парламента, обеспечивает свободное выражение мнений, подписывает принятые Парламентом акты, осуществляет другие предусмотренные Регламентом полномочия [1, ст.55].

Правительство в соответствии с законодательством Грузии обеспечивает осуществление исполнительной власти, внутренней и внешней политики страны. Правительство ответственно перед Президентом и Парламентом Грузии.

Правительство состоит из премьер-министра и министров. В составе правительства может быть Государственный министр (государственные министры). Премьер-министр возлагает на одного из членов правительства исполнение обязанностей вице-премьера.

Правительство и члены правительства слагают полномочия перед Президентом Грузии.

Правительство на основании и во исполнение Конституции, законов Грузии и нормативных актов Президента Грузии принимает постановления и распоряжения, которые подписывает премьер-министр.

Президент Грузии правомочен по особо важным государственным вопросам созывать заседание правительства и председательствовать на нем. Решение, принятое на заседании, оформляется актом Президента.

Правительство правомочно подать в отставку по собственному решению.

Полномочия правительства начинаются с назначением членов правительства в порядке и случаях, установленных Конституцией.

Председателем правительства является премьер-министр.

Премьер-министр определяет направления деятельности правительства, организует его деятельность, осуществляет координацию и контроль за деятельностью членов правительства, докладывает Президенту Грузии о деятельности правительства и ответствен за деятельность правительства перед Президентом и Парламентом Грузии.

Премьер-министр по требованию Парламента представляет ему отчет о ходе исполнения правительственной программы.

Премьер-министр с согласия Президента назначает других членов правительства, правомочен освобождать от должности членов правительства.

Премьер-министр в случаях и порядке, предусмотренных законом, назначает на должность и освобождает от должности других должностных лиц.

Отставка премьер-министра или прекращение его полномочий влечет прекращение полномочий других членов правительства. В случае отставки или освобождения от должности другого члена правительства премьер-министр с согласия Президента Грузии в двухнедельный срок назначает нового члена правительства.


Конституция Грузии — основной закон Грузии; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Грузии политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. Грузинская конституция была принята 24 августа 1995 года и пересмотрена 15 октября 2010 года.

Основные положения

Правительство

  • Правительство становится высшим органом исполнительной власти, которое будет обеспечивать осуществление внутренней и внешней политики страны, и в то же время, является подотчетным перед Парламентом;
  • Главой правительства является премьер-министр, который назначает на должность и освобождает с должности других членов правительства, в том числе и силовых министров — по действующей на сегодняшний день Конституции, это входит в эксклюзивные права президента. Отставка или прекращение полномочий премьер-министра автоматически вызывает прекращение полномочий других членов правительства;
  • Полномочия правительства прекращаются сразу по признанию полномочий новоизбранного Парламента (а не после избрания нового президента, как это предусмотрено в действующей Конституции);
  • Вышедшая на первое место партия в новом Парламенте представляет кандидатуру премьер-министра, которого формально выдвинет президент; Кандидат в премьер-министры сам выбирает министров и вместе с программой правительства представит Парламенту на утверждение; Для того, чтобы заручиться доверием Парламента, необходима поддержка со стороны большинства состава членов Парламента по списку;
  • Если полномочия правительства прекращаются по другой причине (не из-за избрания нового Парламента), президент представит на утверждение ту кандидатуру на должность премьер-министра, которую ему предложит парламентское большинство, или в случае отсутствия такового, самая крупная фракция по числу её членов;
  • Если Парламент с двух попыток не сможет утвердить правительство большинством своего состава по списку, тогда президент представляет законодательному органу кандидатуру в премьер-министры, которую ему предложит 2/5 часть депутатов, и распускает Парламент и назначает внеочередные парламентские выборы лишь после того, как и с третьей попытки не удастся выразить доверие правительству;
  • Лишь правительство будет правомочно представлять проект государственного бюджета Парламенту (а не президент, как это предусмотрено в действующей модели), и тем самым вся ответственность за бюджетный процесс возлагается полностью на правительство и Парламент;
  • Правительство будет вправе обращаться к Парламенту с предложением ратификации, денонсации или отмены международных договоров и соглашений (данного положения в базисном проекте не было); Таким правом в определённых случаях будет обладать и президент, но с потребностью контрассигнации от премьер-министра;
  • Правительство будет вправе обратиться к президенту с просьбой созыва внеочередной сессии или заседания Парламента;
  • Без представления правительства президент не сможет назначать или освобождать послов с должности; Также без согласия правительства не сможет принимать решение об аккредитации дипломатических представительств;
  • Правительство назначает на должность или освобождает с должности губернаторов регионов (по базисному проекту, эти решения должны были согласовываться с президентом; По действующей же Конституции, эти полномочия полностью входят в компетенцию президента);
  • В контрассигнации премьер-министра будут нуждаться правовые акты президента, кроме издаваемых в военное время актов; Здесь же определены те направления, в том числе и роспуск Парламента, назначение выборов, подписание закона; объявление военного положения и его отмена; предоставление и прекращение гражданства, назначение судей, когда премьер-министр не имеет право на контрассигнацию;
  • Правительству предоставляется право потребовать от президента назначить референдум (такого положения в базисном проекте не было);
  • Президент должен согласовывать с правительством осуществление переговоров и оформление договоров с другими странами (такого положения в базисном проекте не было).

Парламент

  • Признание полномочий новоизбранного Парламента автоматически вызывает формирование нового правительства;
  • Парламент вправе объявить недоверие правительству, однако для этого расписана сложная последовательность процедур (аналогично сегодняшней Конституции). В целом, на полный цикл объявления недоверия и утверждение нового правительства может потребоваться до 92 дней, что является сокращенным сроком по сравнению со сроками, утверждёнными в первом слушании, которые составляли 127 дней. Объявление недоверия происходит следующим образом: для постановки вопроса к Парламенту должны обратиться не менее 2/5 депутатов, в течение 20-25 дней должно пройти голосование и за постановку вопроса о недоверии должны проголосовать более половины из состава депутатов по списку. Если это решение провалится, допускается его повторное инициирование в течение последующих шести месяцев; в течение 2-25 дней после постановки вопроса о недоверии Парламент голосует за представление президенту кандидата на должность премьер-министра, выдвинутого не менее 2/5 частями депутатов по списку;
  • Президент вправе в течение 5 дней согласится или отказаться от кандидатуры премьер-министра; Парламент может преодолеть это вето 3/5 частью состава депутатов не менее, чем за 15 и не более, чем за 20 дней — эти сроки также составляли 20-25 дней, но были сокращены в к третьему слушанию;
  • В случае преодоления вето, в течение, максимум 14 дней, происходит представление кандидатуры на пост премьер-министра и утверждение его правительства по правилам конструктивного вотума, которые наряду с утверждением нового правительства означают автоматическое объявление недоверия прежнему составу правительства;

Но в случае объявление Парламентом недоверия новому составу правительства, президент вправе в течение трех дней распустить Парламент и назначить внеочередные выборы;

Описание этого изображения, также прокомментировано ниже

Конституция Грузии ( Грузинская საქართველოს კონსტიტუცია, sak'art'velos konstitoutsia ) является высшим законом Грузии . Утвержден парламент Грузии на 24 августа 1995 г. , он вступил в силу 17 октября того же года и заменил Декрет о государственной власти от ноября 1992 года , который служил временной конституцией.

Резюме

Конституционная история Грузии

1921: Демократическая Республика Грузия

Учредительное собрание Грузии был избран в феврале 1919 года ратифицировать Акт о независимости Демократической Республики Грузии и принять Конституцию 1921 года . Собрание оставалось активным до военного вмешательства Советской России, которое завершило трехлетнюю независимость Грузии.

1978 и 1990 годы: Грузинская Советская Социалистическая Республика, затем Грузия.

В 1989–1990 годах в Конституцию Грузинской ССР 1978 года, основанную на Конституции Советского Союза 1977 года , были внесены поправки, разрешающие демократическое открытие и организацию свободных выборов. В ноябре 1990 года они привели к власти Звиада Гамсахурдиа и его сторонников. Затем первый посткоммунистический парламент внес глубокие изменения в Конституцию 1978 года.

В феврале 1992 года , после падения Гамсахурдиа, Конституция Грузии 21 февраля 1921 г. был официально восстановлен Джабой Иоселиани и Тенгизом Китовани , двумя из трех руководителей Военного совета, которые тогда управляли страной. В ноябре того же года правительство приняло постановление о государственной власти, которое регулировало временное функционирование институтов страны.

В феврале 1993 года глава переходного государства Эдуард Чеварднадзе предложил сформировать конституционную комиссию для проведения серьезного пересмотра Конституции 1921 года , некоторые положения которой нельзя было сохранить в нынешнем виде. Два года спустя парламент принял новый текст о 24 августа 1995 г. который был обнародован 17 октября следующего года.

Редакция 2004 г.

После победы Михаила Саакашвили на президентских выборах 2004 года парламент провел пересмотр, который предоставил президенту Грузии расширенные полномочия в вопросах роспуска парламента и создал должность премьер-министра .

Редакция 2010 г.

15 октября 2010 года парламент 112 голосами принял пять основных поправок к Конституции, направленных на значительное сокращение полномочий следующего президента в пользу премьер-министра и правительства. Эта реформа вступает в силу 17 ноября 2013 года, в день избрания Гиорги Маргвелашвили , победителя президентских выборов в октябре.

Редакция 2017-2018 гг.

Эта поправка устанавливает, среди прочего, выборы президента непрямым голосованием .

Читайте также: