Искусство в москве доклад

Обновлено: 17.05.2024

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Пушкинский музей – так коротко называют Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, расположившийся в самом центре столицы, на улице Волхонка. Его называют самым академичным музеем Москвы, ведь он располагает уникальной коллекцией скульптурных слепков, копий и подлинников, по которым можно изучать всю историю мировой культуры. Великолепно исполненные музейные экспонаты-копии, от портика Парфенона и статуи Венеры Милосской до портала готического собора и конных монументов, выполнены в натуральную величину, что дает возможность детально ознакомиться с шедевральными работами великих ваятелей.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Пушкинский музей

Основные моменты

Постоянно действующая экспозиция музея разместилась в нескольких зданиях, три из которых находятся на Волхонке: Главное здание, Галерея искусства стран Европы и Америки, Отдел личных коллекций. В структуру музейного комплекса входят Учебный художественный музей им. И. В. Цветаева на улице Чаянова, Центр эстетического воспитания, разместившийся в Колымажном переулке, мемориальная квартира Святослава Рихтера на Большой Бронной улице.

История Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Свою историю Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина ведет с 17 (29) августа 1898 года, когда в Москве, неподалеку от храма Христа Спасителя, на Волхонке, был заложен Музей изящных искусств им. императора Александра III. Идея создания в Москве художественно-образовательного общественного музея витала в просвещенных аристократических кругах еще с середины XIX столетия. Но воплотить ее в жизнь удалось лишь в конце века, благодаря подвижничеству государственного деятеля, ученого-историка, искусствоведа, Ивана Владимировича Цветаева. Его дочь, поэтесса Марина Цветаева, в своих автобиографических эссе живо описала, какое значение имело создание музея в жизни всей семьи Цветаевых.

Возведение здания Музея изящных наук было поручено молодому московскому архитектору Роману Ивановичу Клейну, выигравшему конкурс, условия для которого разработал Цветаев. На период сооружения музейного здания при Московском университете был учрежден Комитет по его будущему обустройству. Председателем Комитета стал великий князь Сергей Александрович, стараниями которого на возведение музея из казны государства выделили 200 тысяч рублей. Заместителем председателя выбрали Юрия Степановича Нечаева-Мальцова, промышленника, миллионера и мецената, потратившего на строительные работы и создание музейных фондов около 2 млн рублей. Работу секретаря комитета и фактически организатора всех работ выполнял Иван Цветаев.

Коллекционный фонд будущего Пушкинского музея формировался на базе Кабинета изящных наук и древностей, находящегося в ведении Московского университета и располагавшего небольшим собранием гипсовых оттисков с античных скульптур. С 1889 года, когда Кабинет возглавил Цветаев, его фонды начали прирастать новыми поступлениями – копиями греческих, римских, египетских изваяний, которые создавались в крупнейших мастерских Европы по снятым с оригинальных творений слепкам. Для будущего музея искусные специалисты создавали копии и целых скульптурных композиций виртуозных творцов Средних веков, эпохи Ренессанса, отображавшие оригиналы в их истинном масштабе.

Собрание скульптур пополняли и подлинные шедевры, которые жертвовали царственные особы, аристократы, промышленники и представители интеллигенции. К своему открытию музей располагал коллекцией древнеегипетских памятников, работами итальянских живописцев XII-XIV веков, подлинными итальянскими скульптурами XVI-XVII веков.

В мае 1912 года, спустя 14 лет с момента закладки, состоялось церемониальное открытие Музея изящных искусств. Это событие сопровождало выступление оркестра, исполнившего помпезную кантату, написанную специально для этого действа. Должность директора музея занял Иван Цветаев. В 1923 году, после реорганизации музейной сети страны, музей приобрел статус Государственного. В его стенах разместилось собрание живописи западных мастеров, ранее принадлежавшее ликвидированному Румянцевскому музею. Вскоре оно пополнилось картинами из коллекций С. М. Третьякова, Г. А. Брокара, Д. И. Щукина, князей Юсуповых. Бесценные произведения живописи поступили из Государственного Эрмитажа.

В 1932 году Музей изящных искусств переименовали в Музей изобразительных искусств, а спустя пять лет ему присвоили имя А. С. Пушкина. Крупными поступлениями ознаменовался 1948 год: картинная галерея Пушкинского музея пополнилась почти тремя сотнями работ известнейших художников-импрессионистов.

В 1985 г. рядом с Главным музейным зданием в специально отреставрированном особняке открылся Музей частных коллекций. В 2005 году он был перенесен в близлежащее здание, а на его месте разместилась Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.

Главное здание

Главное здание Пушкинского музея, напоминающее античный храм, украшает колоннада, являющаяся увеличенной копией ионического портика храма Эрехтейон, одного из главных святилищ Афин, расположенного на Акрополе. Фасад украшен белым морозоустойчивым мрамором, доставленным с Урала, а при оформлении парадного входа использовался редкий цветной мрамор.

Первый этаж

В залах нижнего этажа Главного здания демонстрируются коллекции произведений искусства Древнего Египта, античной эпохи, Средневековья и Ренессанса.

Более восьми сотен экспонатов, разместившихся в зале искусства Древнего Египта, оформленного в стилистике древнеегипетского храма, представляют все периоды истории развития этой цивилизации, начиная с IV тысячелетия до н. э. до IV столетия до н. э. Богатая экспозиция представлена каменными саркофагами, статуями, предметами быта и погребального культа египтян, мумиями людей и животных, папирусами, сосудами и украшениями, амулетами. Эта коллекция – одно из первых приобретений музея. Она была выкуплена в 1909 году у петербургского востоковеда В. С. Голенищева, располагавшего богатой коллекцией подлинников египетских древностей.

В зале, где демонстрируются образчики искусства Древнего Ближнего Востока, можно увидеть копии барельефов, украшавших дворцы ассирийских царей. По мотивам росписи царских чертогов оформлен и сам зал, при входе в который расположились гигантские изваяния крылатых быков и львов с человеческими головами. Скульптуры являются копиями, оригиналы находятся в Лувре и Британском музее. Предметом гордости коллекции этого зала являются клинописные таблички, на которых запечатлена трехтысячелетняя история Древней Месопотамии. Искусство Древней Парфии представлено ритуальными сосудами, выточенными из слоновьего бивня, искусство Ирана – рельефом с изображением головы персидского лучника и халцедоновыми печатками – великолепными образчиками глиптики (искусства резьбы на цветных и драгоценных камнях).

В отдельном зале находится коллекция античных артефактов. Первый раздел посвящен искусству древнего Кипра, второй – Древней Греции, третий – Древней Италии, четвертый – Риму. Среди экспонатов – образцы декоративно-прикладного искусства: сосуды из стекла и керамики, мозаики и фрагменты фресковых росписей, предметы быта, выполненные из бронзы.

В зале, где представлено искусство Северного Причерноморья, можно увидеть экспонаты, найденные при раскопках Пантикапея, столицы Киммерийского Боспора. Среди артефактов, датируемых VI-V веками до н. э., – аттические сосуды, шкатулки для хранения драгоценностей, уникальная пантикапейская ванна, декорированная фризами из пальметт, цветов лотоса. Здесь же вырезан сюжетный фриз, изображающий состязание на колесницах. Из находок, датируемых IV веком, интерес представляют чаши, покрытые черным лаком, канфар с великолепным орнаментом, оригинальные светильники. Украшением экспозиции является беломраморное изваяние головы женского божества и статуя правителя античного города Георгиппия – Неокла.

В отдельном зале, также расположенном на первом этаже Пушкинского музея, собраны экспонаты, относящиеся к Греко-римскому периоду истории Египта (IV в. до н. э. – IV в. н. э.). Здесь вы увидите расписанные гипсовые погребальные маски, точность и реалистичность исполнения которых сравнимы с классическим древнеримским скульптурным портретом, и так называемые фаюмские портреты, искусно выписанные на тончайших пластинах из кипарисовой коры темперой либо восковыми красками. В эллинистическом Египте они заменяли традиционные погребальные маски. Коптское искусство представлено эффектными ткаными изделиями – предметами одежды, светской и церковной, туниками, шалями, покрывалами, скатертями.

Один из наиболее красивых залов Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина – Греческий дворик. Здесь можно полюбоваться натуральной величины копиями статуй и рельефов Парфенона, портиками Эрехтейона и храма Гефеста в Афинах, искусно созданным макетом Акрополя.

Не менее эффектен Итальянский дворик. Оформление зала, где он расположен, повторяет стилистику внутреннего дворика роскошного флорентийского дворца Барджелло. Центральное место здесь занимают копии двух конных монументов, созданных величайшими мастерами Раннего Возрождения – Донателло и Вероккьо. В копии представлен шедевр эпохи Ренессанса – статуя Давида работы Микеланджело.

Эпоха барокко и рококо представлена творениями итальянских живописцев XVII-XVIII веков. Эта тематическая композиция включает в себя полотна Пьетро да Кортона, Луки Джордано, Бернардо Каваллино, Панини, Каналетто, Франческо Гварди.

Отдельные залы посвящены работам живописцев Испании и Франции, выполненным в XVII столетии. Полотна французских художников XVIII – начала XIX веков помещены в собственную экспозицию.

Второй этаж

В отдельном зале можно познакомиться с культурой Эгейского мира. Здесь представлены копии предметов, датируемых периодом с III тысячелетия до н. э. до VI века н. э. Тут экспонируются сосуды, найденные при раскопках древней Трои, ритуальные статуэтки жриц с острова Крит, погребальные маски из царских гробниц Микен, скульптуры Артемиды Делосской, Аполлона с острова Мелос, статуя Геры.

Зал, где представлено искусство Фландрии XVII века, – один из наиболее посещаемых в Пушкинском музее. Здесь можно полюбоваться работами Рубенса, ван Дейка, Брейгеля, Снейдерса – ярчайших представителей фламандской школы живописи.

В зале, посвященном гениальному нидерландскому художнику Рембрандту, представлены рисунки, офорты и шесть полотен мастера. Произведениям других голландских живописцев XVII века посвящена отдельная экспозиция.

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков

Галерея, расположившаяся по соседству с Главным зданием Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, занимает левый флигель усадьбы, с XVII по XIX века принадлежавшей князьям Голицыным. Еще в 60-е годы позапрошлого столетия во флигеле располагалась доступная для граждан картинная галерея, здесь же демонстрировались артефакты античной эпохи из личной коллекции хозяев. Можно сказать, что разместившаяся здесь Галерея приняла эстафету традиций московских аристократов собирать лучшие произведения мирового искусства.

В 26 залах Галереи представлены произведения мастеров европейской живописи и скульптуры XIX-XX веков. Экспозиция этой части Пушкинского музея представляет различные течения в искусстве того периода.

Испанская школа живописи представлена работами Франсиско Гойи. В отдельном зале можно увидеть произведения французских художников – участников парижского Салона: Жана Жерома, Поля Делароша, Эжена Луи Изабе. Особая экспозиция посвящена французским мастерам реалистического направления в живописи.

Гордостью Пушкинского музея является коллекция работ французских художников, творивших в стиле импрессионизма и постимпрессионизма. Среди авторов полотен – Моне, Ренуар, Дега, Камиль, Писсарро, Сезанн, ван Гог, Гоген, Матисс, Пикассо.

Недавно в музее открылась новая экспозиция, где демонстрируются работы представителей других европейских школ, а также произведения американских мастеров. Здесь представлены картины Василия Кандинского, Марка Шагала, Акилле Фуни, Фолькера Берингера, Рокуэлла Кента.

В специальном зале можно полюбоваться скульптурами крупнейших европейских ваятелей – Огюста Родена, Антуана Бари, Аристида Майоля, Эмиля Бурделя.

Отдел личных коллекций

В экспозиции этого подразделения Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина представлено около тридцати коллекций произведений искусства, подаренных музею частными лицами. В фондах отдела находится более 7000 работ русских и западноевропейских мастеров XV-XX веков, чье творчество представлено в графике, живописи, скульптуре, прикладном искусстве, фотографии.

На сегодняшний день основная экспозиция Отдела личных коллекций недоступна для осмотра. Возобновить работу Отдел планирует в 2019 году.

Учебный художественный музей им. И. В. Цветаева

В семи залах этого отдела Пушкинского музея находится экспозиция, знакомящая посетителей с основными этапами развития мирового искусства, начиная с древнейших времен до XVI века.

Здесь демонстрируются 750 слепков и копий с наиболее значимых объектов, представляющих искусство Древнего Египта, Передней Азии, Древней Греции, Рима, отображены также период Средневековья и эпоха Ренессанса.

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

В квартире, расположенной на 16 этаже дома на Большой Бронной, которую великий пианист, проживавший здесь с супругой Ниной Дорлиак, завещал Пушкинскому музею, царит особая атмосфера, хранящая музыкальные и семейные традиции ее хозяев.

Практическая информация

Главное здание Пушкинского музея и Галерея искусства стран Европы и Америки, расположенные на Волхонке, соответственно в домах № 12 и 14, открыты для посетителей во все дни недели, кроме понедельника. По вторникам, средам, и в выходные они работают с 11:00 до 20:00, по четвергам и пятницам – с 11:00 до 21:00.

Комплексная стоимость посещения Главного здания и Галереи – 550 рублей. Для детей до 16 лет вход бесплатный. Посещение одного из двух подразделений Пушкинского музея по отдельности обойдется в 300 рублей. Экскурсии оплачиваются отдельно, их стоимость – от 400 рублей с персоны.

У Главного здания Пушкинского музея и Галереи часто выстраиваются очереди, особенно в дни работы передвижных выставок, поэтому многие предпочитают приобретать билеты онлайн на сайте музея. Оплаченный билет выдают в кассе, расположенной в Галерее. После этого через вход № 5 можно войти в Главное здание. Вы окажетесь на цокольном этаже, где находятся гардероб, уборные, кафе, в котором можно вкусно, сытно и недорого поесть. Рядом со входом в кафе располагается стойка, где вы можете взять аудиогид. Его стоимость – 350 рублей + залог (2000 рублей или паспорт). Бесплатно можно воспользоваться аудиогидом, установив приложение izi.TRAVEL на мобильный телефон.

На цокольном этаже также продается сувенирная продукция, иллюстрированные издания, представляющие все коллекции Пушкинского музея.

Посетить Мемориальную квартиру С. Рихтера можно по предварительной записи. Стоимость – 200 рублей. Экскурсия с гидом (350 рублей) включает просмотр фильма в сопровождении музыки. Здесь нередко проводятся камерные концерты, цена билетов на них оговаривается отдельно.

Москва - крупнейший центр культуры и искусств России.

Содержание

Музеи

Среди многочисленных музеев Москвы выделяется Пушкинский музей изобразительных искусств [1] с богатой коллекцией копий произведений древности и эпохи Ренессанса, преимущественно западно-европейских авторов.

Всемирную известность имеет [2] , крупнейший музей русского изобразительного искусства с коллекцией в 40 000 картин, рисунков, скульптур от панорама Бородинского сражения , построенная Францем Робавтом (1856 - 1928).

На востоке от центра города, в бывшем Андронниковском монастыре, находится музей имени 1430), художника-монаха, мастера российской иконописи и основателя московской художественной школы Архитектура

К многочисленным достопримечательностям Москвы принадлежат многие произведения строительного искусства прошлого и современности, памятники известным писателям, ученым, государственным деятелем, а также монументы в честь значительных исторических событий.

Кремль

Позже были построены Церковь Двенадцати Апостолов и Патриарший Дворец ( 1737), а также здание Сената (1787). В этом здании с 1918 по 1922 год работал 1851 году, содержит уникальный музей старого оружия и военных трофеев, большое собрание царских ценностей, престолов, карет и других редких произведений российского и зарубежного искусства, связанных с историей России. Неподалеку от звонницы находятся Царь-колокол и Царь-пушка, уникальные памятники русского литья 16 и 18 веков.

В 1961 году для праведения съездов коммунистической партии на территории Кремля был построен Дворец съездов, где до сих пор проводятся торжественные мероприятия

Красная площадь

Кремль стоит на крупнейшей площади города - Красной площади, которая с 1990 году принадлежит к мирового культурного наследия ЮНЕСКО .


На Красной площади находится мавзолей

Собор Василия Блаженного на Красной площади

Наиболее известное здание Красной площади - это Собор Василия Блаженного, построенный в 1560 году. Около него стоит памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, героям борьбы с польской интервенцией начала 17 века, построенный в 1818 году скульптором Иваном Мартосом (1754 - 1835).

Тверская улица

В 1782 году по проекту архитектора Матвея Казакова на Тверской была построена Юрию Долгорукому. Памятники российским поэтом Александру Пушкину (авторства скульптора Александра Апекушкина, 1880 г.) и Владимиру Маяковскому авторства Александра Кибальникова, 1958 г., состоящих на пересечения Тверской с Бульварным и Садовым кольцами.

Бульварное и Садовое кольца

В конце Другие здания

Москва знаменита и монументальным метрополитеном. Строительство московского метро началась в 1932 году, первая линия была открыта 15 мая 1935 г. Многие старые станции представляют собой настоящие шедевры архитектуры и скульптуры сталинской эпохи.

Парки

Наиболее известный из ста парков Москвы - Парк Культуры и Отдыха имени М. Горького. Он находится в центре города, на берегу реки Москвы. В парке лежат многочисленные аттракционы, лодочная станция, бары, рестораны, кафе, и зимой - каток.

В теплое время в парке проводятся народные гуляния, на открытых площадках проводятся концерты. Более старая часть парка - Нескучный сад с живописными холмами, прудами и мостами. В Спорт

Москва была местом проведения 22-х Олимпийских игр в 1980 г., а также многих чемпионатов мира и Европы, а также других соревнований. Город имеет более 6000 спортивных объектов, среди которых до 100 стадионов, 6 дворцов спорта, свыше 180 прудов, более 2500 спортивных залов, 3500 спортивных площадок, гребной канал, водный стадион, велосипедный трек, 60 спортивных стрельбищ и т. д.

Театры

Москва считается одним из крупнейших культурных столиц мира. Большой театр является визитной карточкой города и изображен на сторублевой купюре. Спектакли, опера и русский балет представляют собой произведения русских композиторов Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского. Большой театр организовывал и организовывает гастроли, в которых блистали Майя Плисецкая и Михаил Барышников.

Малый театр предлагает зрителям классические произведения театрального искусства, консерватория с большим и малым залами предлагает классическую музыку, органную музыку. В Москве также много других театров, таких как Театр юного зрителя, театр на Таганке, театр Армена Джигарханяна и многие другие.

Ранний расцвет московской культуры прервала междоусобица, но, к счастью, не уничтожила созданного. Сохранились корни, которые через несколько десятилетий дали мощные побеги, и никакие политические неурядицы были уже не в силах их заглушить.

2.16. Река Сосна и Брашева = Боровицкая дорога на Куликовом поле — это река Сосенка на окраине Москвы и старая Боровская дорога в центр Москвы

§ 23. Искусство и литература в XI–XIII веках. Раннее возрождение

§ 23. Искусство и литература в XI–XIII веках. Раннее возрождение Архитектура и скульптура романского стиляИскусство Западной Европы было тесно связано с христианской религией. Под её влиянием находились архитектура, живопись, скульптура и литература Средневековья.Центром

2.17. Река Сосна и Брашева = Боровицкая дорога на Куликово поле — это река Сосенка на окраине Москвы и Старая Боровская дорога в центр Москвы

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Banniard, Michel, Gen?se culturelle de l’Europe, Ve—VIIIe si?cle, Paris, Seuil, 1989.Brown, Peter, L’Essor du christianisme occidental. Triomphe et diversit?, [1996], Paris, Seuil, 1997 (пер. с англ.).Herrin, Judith, The Formation of Christendom, Princeton, Princeton University Press, 1987.Hillgarth J. N., ed., The Conversion of Western Europe, 350–750, Englewood Cliffs, Prentice Hall, 1969.Leguay, Jean-Pierre, L’Europe des ?tats

Раннее царство

Глава 11 Император Тит — это князь Скопин-Шуйский Захват Титом Иерусалима — это взятие Москвы Скопиным-Шуйским в 1610 году, совмещенное со взятием Москвы Мининым и Пожарским в 1612 году

Глава 11 Император Тит — это князь Скопин-Шуйский Захват Титом Иерусалима — это взятие Москвы Скопиным-Шуйским в 1610 году, совмещенное со взятием Москвы Мининым и Пожарским в 1612 году 1. Молодой Тит, сын Веспасиана, — выдающийся полководец Молодой Скопин-Шуйский, племянник

РАННЕЕ ЗАСЕЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ МОСКВЫ

РАННЕЕ ЗАСЕЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ МОСКВЫ Археологические исследования установили, что территория Москвы была заселена с древнейших времен, хотя на страницах письменных источников Москва появляется очень поздно, только в середине XII в. Первые известия о Москве рисуют ее как

Раннее государство

Раннее государство Раннее государство составляет заключительную, 6-ю стадию эволюции этнической общности. Развитие государственной организации приводит к отчетливому политико-географическому обособлению объединения от других — появляется традиция

Раннее царство

Раннее царство Раннее царство (около 3032-2707 до н. э.) (хронология по Бекерату) ознаменовало начало династической истории Древнего Египта. Жрец-историк Манефон называет первым фараоном царя Менеса. Согласно древним надписям, он был царем Верхнего Египта и звался Нармер, или

III. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

III. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ГУННЫ Во второй половине IV в. на Крым обрушивается один за другим ряд ударов полчищ, нахлынувших из степей Средней Азии. Это были гунны, центрально-азиатские тюркские племена, но с сильной примесью монголотунгусской крови. Поэтому даже чисто

§ 28. Раннее возрождение

§ 28. Раннее возрождение Возникновение культуры Возрождения. ГуманизмВ Средние века господствовало представление о том, что идеальным человеком является аскет, отказавшийся от земных радостей ради служения Богу. Основной целью искусства считалось прославление Бога,

Тема 21 Изобразительное искусство республиканского Рима (скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство)

Тема 21 Изобразительное искусство республиканского Рима (скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство) Эпоха республики в Риме (конец VI в. до н. э. – последняя треть I в. до н. э.) и особенности развития культуры и искусства в эту эпоху (медленное развитие в

Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э

Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э Особенности хеттской архитектуры, типы сооружений, строительная техника. Архитектура Хатуссы и проблемы

1.2. Река Сосна и Брашева = Боровицкая дорога на Куликово поле — это река Сосенка на окраине Москвы и старая Боровская дорога в центр Москвы

картины о Москве

Посмотрите, какая Москва на картинах разных веков, эпох и времени. Вот древняя Москва в стенах белокаменного Кремля, вот старый город в узких круговых улочках, а вот новая Москва с широкими проспектами такая, какой и должна быть — столица СССР.

Древняя Москва в картинах художников

Москва Аполлинария Васнецова

Москва в картинах А. М. Васнецова


Москва в картинах А. М. Васнецова — Аполлинарий Васнецов – художник, воспевавший Москву в своих полотнах, написанных в стиле исторической реконструкции. Творческое наследие художника представлено огромным количеством графических и живописных полотен, эскизов и зарисовок, на которых изображена Москва, в первую очередь, Кремль, в различные исторические эпохи.

Московский кремль при Иване Калите

А. М. Васнецов "Московский кремль при Иване Калите"


А. М. Васнецов "Московский кремль при Иване Калите" — картина написана в 1921 году. Художник предлагает нам взглянуть на Боровицкий холм и Кремль с той стороны Москвы-реки, где в нее впадает река Неглинка.

Московский кремль при Дмитрии Донском

Московский кремль при Иване III

А. М. Васнецов "Московский кремль при Иване III"


А. М. Васнецов "Московский кремль при Иване III" — картину вполне можно использовать в качестве исторической иллюстрации возведения кремлевских строений во время правления князя. По приказу Ивана III, все белокаменные постройки времен Дмитрия Донского были разобраны, вместо них были возведены новые стены из красного кирпича.

Красная площадь

Ф. Я. Алексеев "Красная площадь"


Ф. Я. Алексеев "Красная площадь" — Красная площадь изображена во всей своей красе. Автор сумел досконально передать все тонкости архитектурных строений, расположенных на территории площади. В центре, конечно же, главная достопримечательность всех времен Руси – Покровский собор или Собор Василия Блаженного.

Московская девушка XVII века


А. П. Рябушкин "Московская девушка XVII века" — на картине изображен солнечный зимний день. По дороге целеустремленно движется девушка в алой шубке и высокой меховой шапке, кутающая ладони в уютную муфту. Она не очень богата, но и не простая горожанка.

Утро стрелецкой казни

Василий Суриков "Утро стрелецкой казни"


Василий Суриков "Утро стрелецкой казни" — монументальная картина Василия Сурикова. Находясь под сильным впечатлением от подавления бунта стрельцов, организованного царевной Софьей, великому мастеру исторического полотна удалось показать трагическую судьбу народа через переживания приговоренных к казни стрельцов.

Старая Москва в картинах художников

Московский дворик

В. Д. Поленов "Московский дворик"


В.Д. Поленов "Московский дворик" — работа широко известна, и включена в большую часть каталогов российской живописи XIX века. На полотне можно увидеть внешний вид двориков Москвы, характерный для того времени.

Вид на Московский Кремль. Весна

Алексей Саврасов "Вид на Московский Кремль. Весна"


Алексей Саврасов "Вид на Московский Кремль. Весна" — этот пейзаж, поэтичный, легкий. На переднем плане разливающаяся Москва-река, по которой идет лед, забор, ограждающий задворки, кусочек берега, а чуть поодаль Каменный мост, за которым высятся светлые, почти белые здания, православные храмы, башни Кремля.

Сухарева башня

Алексей Саврасов "Сухарева башня"


Алексей Саврасов "Сухарева башня" — есть в нашей столице архитектурные сооружения, которые даже после своего исчезновения остаются надолго в исторической памяти, обрастая легендами и домыслами. К одному из таких памятников относится Сухаревская башня, которую в 1872 г. отобразил на своём рисунке художник Алексей Саврасов.

Тройка

Василий Перов "Тройка"


Василий Перов "Тройка" — картина охватывает склон Рождественского бульвара, фоном картины стали стены Богородице-Рождественского женского монастыря, в центре трое детей, изможденные, усталые, везут воду. Работа очень эмоциональна, художник старался максимально отразить не только внешний вид детей и ситуацию, но и атмосферу, которая характерна для бедняков. Это обреченность, обездоленность.

Москворецкий мост

Константин Коровин "Москворецкий мост"


Константин Коровин "Москворецкий мост" — на полотне запечатлена архитектура старой Москвы. Мы видим на ней Кремль, Васильевский собор, дома, которые были снесены в 1936 году, а также колокольню Николаевского храма. Сегодняшняя панорама разительно отличается от изображения и эта картина - одна из немногих, которые сохранили дух старой Москвы.

Советская Москва в картинах художников

Москва Юрия Пименова

Новая Москва

Пименов Ю. И. "Новая Москва" 1937 год


Пименов Ю. И. "Новая Москва" — художник написал картину к 1937 году, она стала частью выставки, и была признана отличным образцом искусства, отнесена к соцреализму. Для работы художник соединил бытовой жанр, и городской пейзаж. Благодаря художнику мы можем видеть красоту и простор Московской улицы, и проникнуться новым укладом жизни того времени.

Парад на Красной Площади в Москве 7 ноября 1941 года

Вечер в Москве

Юрий Жданов "Вечер в Москве. Ново-Песчаная улица"


Юрий Жданов "Вечер в Москве" — на картине вечерняя улица освещена яркими фонарями. Но это всего лишь вечер. Об этом и рассказывает троллейбус и автомобиль на проезжей части. Этот городской пейзаж хоть и выполнен темными красками, создает отнюдь темное настроение.

Свадьба на завтрашней улице

Юрий Пименов "Свадьба на завтрашней улице"


Юрий Пименов "Свадьба на завтрашней улице" — одна из самых узнаваемых картин советского живописца Юрия Пименова о Москве. Для многих любителей живописи она — это олицетворение жизни каждого человека, который жил в московских новостройках в 1950-1960 гг.

У Киевского вокзала

Игорь Попов "У Киевского вокзала"


Игорь Попов "У Киевского вокзала" — картина относится к творческому наследию Игоря Александровича Попова, одного из наиболее весомых мастеров отечественной реалистической школы живописи второй половины прошлого века. Полотно часто используют для сравнения Москвы в прошлом с сегодняшним городом, нередко её можно встретить как пример той столицы, которая осталась лишь в памяти современников.

Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве

Т. Назаренко "Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве"


Т. Назаренко "Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве" — художница живёт и работает в любимой Москве, в своих московских городских пейзажах, изображает их "незаметные" достопримечательности. Один из таких пейзажей — старая церковь, которую художница каждый день видела из окна дома. Построенное в классическом стиле, здание расположено на улице Неждановой, как сообщила автор в названии картины. Это церковь Вознесения, расположенная на пересечении двух узких улочек.

Читайте также: