История конституционного суда рф доклад

Обновлено: 02.07.2024

Закон об образовании Конституционного суда РФ впервые был принят в 1991 году. Основные положения и функции КС РФ прописаны в 125 статье конституции РФ. КС РФ состоит из нечетного количества судей (19 человек). Так задумано для того, чтобы при принятии решений, количество голосов не могло быть равным. Как происходит формирование членов КС РФ? Президент РФ выдвигает кандидатуры судей, а уже после совет федерации решает, утвердить их в должности или нет. Каждый из судей является несменяемым и не имеет определенного срока правления, указанного в законе. Судью КС РФ могут снять с должности только по определенным причинам. Например, по достижению им определенного возраста, либо за совершение серьезного проступка, предусмотренного законодательством.

На должность судьи КС может выдвинуть свою кандидатуру абсолютно любой гражданин РФ по достижению 40 лет. А также, нужно иметь кристально чистую репутацию, высшее образование в области юриспруденции и стаж работы в этой области не менее 15 лет.

Все 19 судей КС РФ имеют юридическую неприкосновенность.

КС РФ состоит из двух палат. Каждая палата состоит из разного количества судей, одна из 10, а вторая из 9 человек. Председатель КС выбирается отдельно на каждом новом заседании и имеет полномочия руководителя только в рамках одного конкретного заседания.

Основные функции КС РФ включают в себя:

  • прямое и казуальное толкование конституции. Казуальное толкование означает разъяснение норм права, в связи только с одним конкретным юридическим делом;
  • защита прав и свобод человека и гражданина. Когда, благодаря личной или коллективной жалобе, происходит правовое нарушение в отношении прав личности, КС РФ решает такие вопросы в порядке судопроизводства;
  • конституционный нормоконтроль. Такой контроль ведется над всеми международными и внутренними договорами государства, законами и остальными нормативными и правовыми актами;
  • разрешение споров между различными органами государственной власти. Например, отталкиваясь от правовых основ конституции РФ, урегулирует разногласия и правильно распределяет полномочий между органами центральной власти и региональной власти.

К неосновным функциям КС РФ относят:

  • привлечение к ответственности за противозаконные деяния высших должностных лиц, в т. ч. Президента РФ (импичмент), а также политических партий и общественных объединений;
  • принятие экспертных заключений по вопросам, связанным с конституцией;
  • помощь в правотворчестве органам центральной и региональной власти, а также органам самоуправления на местах;
  • осуществление учредительно - регистрационных актов по вопросам конституционного значения.

Конституционный суд

Конституционный суд

Самым часто задаваемым вопросом в обществе, стал вопрос о происхождении жизни на Земле. Многие ученые и специалисты выдвигают самые разные, иногда достаточно непредсказуемые и недоказанные теории. Все же вопрос остается актуальным даже

Наша природа слишком богата самыми разнообразными насекомыми. Яркими ее представителями являются осы, шмели и пчелы. Их всех связывает то, что у них есть жало и желто-черная окраска. Все эти насекомые стремятся опылить растение.

В I тысячелетии до нашей эры, в обществе Древнего Китая между сильными династиями велась борьба за свое наследие и власть. Это было время не только войн и разрухи, все же строились города, развивалась экономика, укреплялась торговля и сельское хозяйство.

Здание Конституционного суда РФ

Согласно действующей редакции федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Согласно действующей редакции федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд:

1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

- федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

- конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

- договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

- не вступивших в силу международных договоров РФ.

2. Разрешает споры о компетенции:

- между федеральными органами государственной власти;

- между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

- между высшими государственными органами субъектов РФ.

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

4. Дает толкование Конституции РФ.

5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации и законодательством.

Конституционный Суд решает исключительно вопросы права.

КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Председатель КС назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда.

КС рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.

Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и девять судей КС РФ. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом КС РФ.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты.

Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации.

История Конституционного Суда

Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, приписывают Михаилу Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР.

Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Устанавливалось, что Комитет конституционного надзора (ККН СССР) будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов - юристов и политологов; что в его состав будут входить представители от каждой из 15 союзных республик; и что избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР.

21-23 декабря 1989 года II Съезд народных депутатов СССР принял закон "О конституционном надзоре в СССР" и избрал председателя ККН и его заместителя, соответственно Сергея Алексеева и Бориса Лазарева.

Остальных 25 членов комитета (по сравнению с первоначальными планами численность ККН была увеличена) съезд поручил избрать Верховному Совету.

Комитет Конституционного надзора СССР должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР и еще ряд других нормативных актов.

В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование.

За время своего существования - с мая 1990 года по декабрь 1991 года - ККН СССР принял 23 решения. Среди наиболее известных решений - признания неконституционности разрешительного порядка прописки и порядка применения неопубликованных нормативных актов.

15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном Суде. В поправке, которая была одобрена II Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом.

Закон о Конституционном Суде РФ был утвержден V Съездом народных депутатов РСФСР 12 июля 1991 года.

30 октября 1991 года состоялось первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР, а 14 января 1992 года - первое заседание.

На первом заседании Конституционный Суд рассмотрел дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР "Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР", которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел.

Конституционный Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции. Суд указал на то, что Президент, подписав этот Указ, превысил свои полномочия. Также в постановлении Конституционного Суда говорилось о том, что деятельность правоохранительных органов связана с реальными ограничениями прав и свобод граждан, в том числе права на неприкосновенность личности, личной жизни, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров. Разделение и взаимное сдерживание служб государственной безопасности и внутренних дел призвано обеспечить демократический строй и является одной из гарантий против узурпации власти.

Одним из самых долгих дел за всю историю Конституционного Суда, слушания которого длились почти полгода, и самым громким и массовым стало дело о проверке конституционности указов Президента РФ, которыми он в августе 1991 года приостановил, а затем и прекратил деятельность Коммунистической партии и фактически объявил ее вне закона. В рамках этого же дела Конституционный Суд проверял конституционность самих партий - КПСС и КП РСФСР.

Конституционный Суд принял миротворческое решение. Он признал, что сращивание партийных структур с государственной властью недопустимо, однако вывел из-под удара рядовых членов партии. Конституционный Суд указал на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно невозможен и запрет на объединение в организацию людям с теми или иными убеждениями.

22 сентября 1993 года Конституционный суд принял решение, повлекшее за собой драматические последствия: Суд признал противоречащим Конституции Указ Президента Бориса Ельцина № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов.

После событий 3-4 октября 1993 года Президент РФ Борис Ельцин приостановил деятельность Конституционного Суда.

12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ. Статья 125 новой Конституции заложила новые правовые основы деятельности Конституционного Суда.

24 июня 1994 года Государственная Дума приняла новый закон о Конституционном Суде - федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". 12 июля за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. 21 июля закон был подписан Президентом РФ, а 23 июля - опубликован.

В феврале 1995 года Суд был полностью укомплектован.

2000-е годы стали временем непрерывного совершенствования законодательной основы и практических механизмов работы КС. В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с двенадцати до пятнадцати лет. В марте 2005 года в Федеральный Конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" были внесены поправки, которые установили, что полномочия судьи КС перестали быть ограничены определенным сроком.

5 февраля 2007 года вступили в силу изменения, согласно которым местом постоянного пребывания Конституционного Суда стал Санкт-Петербург.

С 21 мая 2008 года конституционное судопроизводство стало осуществляться в комплексе исторических зданий Сената в центре Санкт-Петербурга.

В июне 2009 года был изменен порядок назначения на должность Председателя Конституционного Суда и его заместителей. Отныне и Председатель, и два его заместителя назначаются на свои должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Срок их полномочий составляет шесть лет, но по истечении этого срока они вновь могут быть назначены на занимаемые должности.

Последние на сегодняшний день изменения Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" были приняты в ноябре 2010 года. В основном они затронули вопросы совершенствования процедуры конституционного судопроизводства.

Председатели КС РФ:

Валерий Зорькин - с 1 ноября 1991 года по 6 октября 1993 года, c 21 февраля 2003 года по настоящее время;

Владимир Туманов - с 13 февраля 1995 года по 20 февраля 1997 года;

Марат Баглай - с 20 февраля 1997 года по 21 февраля 2003 года.

Конституционный суд занимает особе место в судебной системе Российской Федерации, является одним из средств защиты правосудия , соблюдения прав и свобод граждан. Вместе с тем, для дальнейшего развития правовой регламентации конституционного судопроизводства , необходимо основываться в том числе, и на исторических закономерностях, чему и посвящена представленная статья.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — И.Н. Колпаков

Список использованных источников и литературы:

3. Платон, Аристотель (2003) Политика. Наука об управлении государством. - М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Terra Fantastica. 864 с.

4. Спенсер (2004). - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили. 224 с.

5. Так говорил Зигмунд Фрейд (2015) / сост. И. В. Погорелова - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс. 96 с.

И. Н. Колпаков Московский гуманитарный университет Научный руководитель - к.ю.н., доцент И. В. Кузьмина

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ

Аннотация. Конституционный суд занимает особе место в судебной системе Российской Федерации, является одним из средств защиты правосудия, соблюдения прав и свобод граждан. Вместе с тем, для дальнейшего развития правовой регламентации конституционного судопроизводства, необходимо основываться в том числе, и на исторических закономерностях, чему и посвящена представленная статья.

Ключевые слова: Конституционный суд, правосудие, судопроизводство, защита, история развития, эволюция.

Необходимость конституционного контроля в России, по мнению некоторых ученых, впервые возникла после образования СССР, когда потребовалось преодолевать различия и противоречия в законодательстве союзных республик. Правовой базой для этого могла стать Конституция СССР: ориентация на ее предписания создавала условия для придания единообразия формировавшемуся в то время законодательству.

В 1918 году принимается первая в истории нашей страны Конституция РСССР1. С этого момента можно говорить о реальном возникновении института конституционного контроля. Конституция в статье 10 объявила Россию Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и отдала им всю власть в центре и на местах.

Следующим важным этапом было образование Советского Союза. 22 декабря 1922 года были утверждены Декларация об образовании СССР и Договор

1 Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1918. №51. Ст. 582.

об образовании СССР. 30 декабря 1922 года эти документы были приняты на I Съезде Советов ССР1.

В 1924 году была принята первая Конституция СССР2. Она закрепила исключительную компетенцию Союза ССР, возложенную на его верховные органы.

Верховным органом государственной власти стал Съезд Советов, который решал все вопросы союзного значения. Президиум ЦИК СССР был высшим законодательным, распорядительным, исполнительным органом власти. В сфере конституционного контроля он наблюдал за соблюдением Конституции СССР и исполнением всех постановлений Съездов Советов и ЦИК СССР всеми органами власти.

Пока не были приняты Положения о Верховном Суде СССР и Наказ Верховному Суду СССР его полномочия по осуществлению конституционного контроля могло быть реализовано только в виде дачи заключения о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции, заключение давалось только по требованию ЦИК СССР.

Верховный Суд СССР осуществлял конституционный надзор и выступал в этом плане как консультативный орган при Президиуме ЦИК СССР. Вместе с тем, постепенно Верховный Суд утратил данную функцию. Конституция 1924 года стала юридической базой для этого. Она внесла единообразие в законодательство. В этих условиях конституционный контроль сыграл важную роль в соблюдении Конституции СССР, упорядочил федеративные отношения.

С начала 30-х годов активность Верховного Суда СССР в области конституционного контроля значительно упала.

В 1936 году была принята новая Конституция СССР3. Она в более жесткой форме закрепила монополию союзного законодательства и уменьшила конституционный контроль. Данная Конституция предусматривала образование Верховного Совета СССР и его Президиума, как высших органов государственной власти. Теперь только Верховный Совет СССР имел право изменять Основной Закон страны.

Конституция 1936 года сосредоточила всю полноту власти, включая конституционный контроль, в руках парламента. В Конституции 1936 г. уже не было упоминания о конституционном контроле, осуществляемом судами4.

В 1977 году была принята новая Конституция СССР5. Она не внесла каких-либо значимых изменений в систему органов конституционного контроля и

1 Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик, принят на I Съезде Советов СССР 30.12.1922; Декларация об образовании СССР, принята на I Съезде Советов СССР 30.12.1922// Съезды Советов в документах. 1917 - 1936, т. III, 1960, с. 18.

2 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, утверждена Постановлением II Съезда Советов СССР от 31.01.1924 // Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1924. N 2. Ст. 24.

3 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, утверждена Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936 // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. N 283. 06.12.1936.

4 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936 // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. N 283. 06.12.1936.

5 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, принята ВС СССР 07.10.1977 // Ведомости ВС СССР. 1977. N 41. Ст. 617.

еще более усилила монополию союзного законодательства - его компетенция стала практически не ограниченной, закрепила за Президиумом Верховного Совета полномочия по осуществлению конституционного контроля, отведя главную роль здесь Верховному Совету СССР. Он имел и законодательные и контрольные функции, то есть сам принимал акты и сам устанавливал их соответствие Конституции.

Интерес к проблемам конституционного контроля вновь возник только во второй половине 80-х гг., когда начались поиски путей создания того, что принято именовать правовым государством. В 1988 г. XIX партийная конференция приняла решение о целесообразности создания съезда народных депутатов. При этом предполагалось, что местные партийные организации будут контролировать выдвижение кандидатов в процессе самих выборов. На практике, однако, во многих случаях этого не получилось.

Кроме того, на уровне республик СССР предполагалось, что каждая союзная республика будет иметь так же, как и на уровне Союза ССР, двухступенчатую легислатуру (Съезд и Верховный Совет) и определенное число депутатов будет избрано общественными организациями. Однако эти намерения были встречены такими возражениями, что Союзный центр был вынужден позволить каждой республике решать эти вопросы самостоятельно. В итоге все республики, за исключением России, предпочли одноступенчатую систему представительных органов. Практика избрания депутатов общественными организациями в республиках также практически не применялась1.

Таким образом, если раньше Конституция не играла почти никакой роли в установлении и распределении политической власти, то теперь конституционные нормы стали одним из основных объектов противоречий, возникающих в конце 80-х гг. Конституция создала новые структуры, которые получили существенную власть и стали создавать угрозу для традиционного пути проведения советской политики.

Необходимо подчеркнуть, что значение конституционных структур еще больше возросло в связи с созданием в СССР института президентской власти2.

Еще в 70-х гг. советские юристы осторожно выдвинули идею независимого органа конституционного контроля. Но только в период перестройки воз-

никли условия, при которых предложения подобного рода могли встретить по-

Комитет функционировал менее двух лет. С самого начала его юрисдикция была ограничена, а сфера его действия была еще больше сужена в результате протестов со стороны республик. Несмотря на эти ограничения новый институт привлек к себе значительное внимание как в Союзе, так и за рубежом. Даже за столь короткий срок своей деятельности, Комитет успел сыграть существенную роль в регулировании общественных отношений: Комитетом была прекращена практика издания секретных законодательных актов, влияющих на права граждан; постановлено, что ограничения свободы передвижения и выбора места жительства, вытекающие из положений закона, регламентирующих прописку, нарушали Конституцию и международные соглашения о правах человека; отменен указ Президента СССР, запрещавший проведение демонстраций в центре Москвы, как противоречащий Конституции; признано, что принудительное лечение лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, нарушало Конституцию и международные соглашения о правах человека. Комитет также установил, что акты министерств и ведомств, ограничивающие ответственность министерств за выпуск нестандартной продукции, нарушали права потребите-лей4.

В то же время некоторые решения Комитета, в особенности, касающиеся взаимоотношений между республиками и центром, не были встречены с энтузиазмом. Так, когда в РСФСР был принят закон, запрещающий руководителям государственных органов одновременно руководить и общественными организациями, Президент был поставлен вопрос перед Комитетом о соответствии данного Закона Конституции. Комитет постановил (при одном голосе против), что данный закон нарушал конституционные права государственных служащих и членов общественных организаций.

Таким образом, с учетом политической обстановки в Союзе, связанной с попытками центра сохранить свои позиции в отношении республик, стремившихся к большей автономности, если не к полной независимости, Комитет занял сторону центра, что безусловно нанесло урон его репутации в определенных кругах.

Впоследствии обсуждалось несколько проектов договоров о создании обновленного Союза, учреждение Конституционного Суда, как преемника Коми-

1 Барри Д. Конституционный Суд глазами американского юриста. // Государство и право. 1993. N 10. С.77 -79.

3 Васильева Т. Становление федеральных отношений и практика Конституционного Суда РФ. // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. 1999. №4. С.122-126.

4 Власов И. Конституционный Суд и парламент России. // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1996. №3. С.46-56.

тета конституционного надзора. Этот вопрос приобрел дискуссионный характер, но еще до распада Союза ССР и РСФСР было принято решение о создании в РСФСР своего Конституционного Суда1.

Правовой базой организации и деятельности Конституционного Суда РФ послужило небольшое конституционное положение (принятое в виде поправки к Конституции от 15 декабря 1990 г.2) и достаточно подробный (89 статей) Закон о Конституционном Суде РСФСР3.

Указанный Закон содержал ряд существенных положений, регламентирующих внутренний распорядок и организацию деятельности суда (в частности, как обеспечивается безопасность помещений суда, охрана судей и членов их семей, определена форма судебного акта - заключение и д.р.).

Создание в 1991 году Конституционного Суда России - специального института судебного конституционного контроля - явилось одним из конкретных подтверждений приверженности новой России европейским правовым ценностям. При этом данный институт рождался непросто. В ожесточенных парламентских, научных и общественных дискуссиях о статусе органа конституционного контроля, его законодательном оформлении диапазон взглядов распространялся от придания этому институту статуса вспомогательного консультативного органа при парламенте до возложения конституционно-контрольной функции на суды общей юрисдикции, внедрения американской модели судебного конституционного контроля. В итоге, учитывая близость развивающейся правовой системы России к континентальной (романо-германской) правовой семье, была избрана европейская модель конституционной юрисдикции, конституционного судопроизводства4.

Кроме того, начало деятельности Конституционного суда, как и его возникновение, не было стремительным. В августе 1991 г. были избраны 13 из 15 судей. Съезд не мог прийти к единому мнению относительно двух оставшихся кандидатов; они должны были быть избраны на следующем Съезде. По прошествии двух лет две вакансии так и остались свободными. Однако закон позволяет суду начать работу при наличии 2/3 его состава, и в конце августа 1991 г., т.е. год спустя после принятия поправки к Конституции, провозгласившей создание Конституционного суда, 13 судей принесли присягу и избрали В.Д. Зорькина своим председателем5.

В соответствии с Законом 1991 г., Конституционный Суд действовал в едином составе судей и в перерыве заседаний по конкретному делу не мог рассматривать другие вопросы, что объективно приводило к задержке рассмотре-

4 Зорькин В.Д. Конституционный Суд России в европейском правовом поле // Журнал российского права. 2005. № 3.

ния множества поступивших ходатайств и индивидуальных жалоб, несоблюдению установленных законом процессуальных сроков1.

Именно данные обстоятельства послужили основанием для реформирования структуры Конституционного Суда.

Список использованных источников и литературы:

1. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1918. №51. Ст. 582

2. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, утверждена Постановлением II Съезда Советов СССР от 31.01.1924 // Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1924. N 2. Ст. 24

3. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936 // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. N 283. 06.12.1936.

4. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, принята ВС СССР 07.10.1977 // Ведомости ВС СССР. 1977. N 41. Ст. 617.

9. Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик, принят на I Съезде Советов СССР 30.12.1922; Декларация об образовании СССР, принята на I Съезде Советов СССР 30.12.1922// Съезды Советов в документах. 1917 - 1936, т. III, 1960, с. 18.

10. Барри Д. Конституционный Суд глазами американского юриста. // Государство и право. 1993. N 10.

11. Васильева Т. Становление федеральных отношений и практика Конституционного Суда РФ. // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. 1999. № 4.

12. Власов И. Конституционный Суд и парламент России. // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1996. № 3.

13. Зорькин В.Д. Конституционный Суд России в европейском правовом поле // Журнал российского права. 2005. № 3.

Е. О. Кузьмин, И. В. Кузьмина, ЭКЦ УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве, Московский гуманитарный университет

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОРРУПЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются возможные превентивные меры по борьбе с коррупцией в таком основном сегменте субъектов экономической деятельности, как малый бизнес.

Ключевые слова: коррупция, профилактика, малое предпринимательство, антикоррупционная деятельность

Одной из наиболее распространенных организационных форм осуществления предпринимательской деятельности в сфере малого предпринимательства является общество с ограниченной ответственностью.

В соответствии с названным законом, данным хозяйствующим субъектам предоставлено право осуществлять любые, не запрещенные законодательством, виды деятельности, а те виды, осуществление которых требует получения специального разрешения (лицензии) - только при получении данного разрешения.

Таким образом, предпринимательская деятельность данных субъектов осуществляется на общих основаниях, никаких правовых особенностей в данном случае не предусмотрено.

Данное обстоятельство позволяет возможным говорить об отсутствии и каких-то особых средств профилактики коррупции, т.е. основные проблемы, с которыми сталкиваются в данной сфере общества с ограниченной ответственностью, присущи и других организационно-правовым формам.

Рассмотрим возможные проявлений коррупционных преступлений на каждом этапе функционирования общества с ограниченной ответственностью.

В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, юридическое лицо, коим является и общество с ограниченной ответственностью, считается созданным с момента государственной регистрации.

Таким образом, чтобы обрести легальный статус юридического лица, общество с ограниченной ответственностью должно пройти процедуру государственной регистрации.

Для осуществления государственной регистрации, в регистрирующий орган необходимо представить определенный пакет документов, в который включено:

Закон об образовании Конституционного суда РФ впервые был принят в 1991 году. Основные положения и функции КС РФ прописаны в 125 статье конституции РФ. КС РФ состоит из нечетного количества судей (19 человек). Так задумано для того, чтобы при принятии решений, количество голосов не могло быть равным. Как происходит формирование членов КС РФ? Президент РФ выдвигает кандидатуры судей, а уже после совет федерации решает, утвердить их в должности или нет. Каждый из судей является несменяемым и не имеет определенного срока правления, указанного в законе. Судью КС РФ могут снять с должности только по определенным причинам. Например, по достижению им определенного возраста, либо за совершение серьезного проступка, предусмотренного законодательством.

На должность судьи КС может выдвинуть свою кандидатуру абсолютно любой гражданин РФ по достижению 40 лет. А также, нужно иметь кристально чистую репутацию, высшее образование в области юриспруденции и стаж работы в этой области не менее 15 лет.

Все 19 судей КС РФ имеют юридическую неприкосновенность.

КС РФ состоит из двух палат. Каждая палата состоит из разного количества судей, одна из 10, а вторая из 9 человек. Председатель КС выбирается отдельно на каждом новом заседании и имеет полномочия руководителя только в рамках одного конкретного заседания.

Основные функции КС РФ включают в себя:

  • прямое и казуальное толкование конституции. Казуальное толкование означает разъяснение норм права, в связи только с одним конкретным юридическим делом;
  • защита прав и свобод человека и гражданина. Когда, благодаря личной или коллективной жалобе, происходит правовое нарушение в отношении прав личности, КС РФ решает такие вопросы в порядке судопроизводства;
  • конституционный нормоконтроль. Такой контроль ведется над всеми международными и внутренними договорами государства, законами и остальными нормативными и правовыми актами;
  • разрешение споров между различными органами государственной власти. Например, отталкиваясь от правовых основ конституции РФ, урегулирует разногласия и правильно распределяет полномочий между органами центральной власти и региональной власти.

К неосновным функциям КС РФ относят:

  • привлечение к ответственности за противозаконные деяния высших должностных лиц, в т. ч. Президента РФ (импичмент), а также политических партий и общественных объединений;
  • принятие экспертных заключений по вопросам, связанным с конституцией;
  • помощь в правотворчестве органам центральной и региональной власти, а также органам самоуправления на местах;
  • осуществление учредительно - регистрационных актов по вопросам конституционного значения.

Конституционный суд

Конституционный суд

Самым часто задаваемым вопросом в обществе, стал вопрос о происхождении жизни на Земле. Многие ученые и специалисты выдвигают самые разные, иногда достаточно непредсказуемые и недоказанные теории. Все же вопрос остается актуальным даже

Наша природа слишком богата самыми разнообразными насекомыми. Яркими ее представителями являются осы, шмели и пчелы. Их всех связывает то, что у них есть жало и желто-черная окраска. Все эти насекомые стремятся опылить растение.

В I тысячелетии до нашей эры, в обществе Древнего Китая между сильными династиями велась борьба за свое наследие и власть. Это было время не только войн и разрухи, все же строились города, развивалась экономика, укреплялась торговля и сельское хозяйство.

Читайте также: