Социальная защита детей с овз доклад

Обновлено: 05.07.2024

Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые имеют разную степень инвалидности.

В общем случае, понятие “ребенок-инвалид” можно разделить на две категории. Одна группа детей-инвалидов - это дети с врожденными нарушениями работы различных органов чувств и с физическими

недостатками или умственно отсталые дети. Многочисленные исследования показали, что творческий потенциал таких детей огромен. Их таланты представляют собой значительную культурную ценность. А эффект от гармоничного развития личности и успешной адаптации в обществе благотворно влияет на здоровье детей.

Другая группа детей – это те, кто стали инвалидами в результате длительной болезни. Воспитание и развитие таких детей является серьезной педагогической и медицинской задачей.

Общеизвестно, чтобы успешно решать какую-либо жизненную проблему или трудную ситуацию, необходимо хорошо в ней разбираться. Поэтому родители должны знать определенные психологические рекомендации, что позволит им эффективно и стойко преодолевать жизненные трудности.

Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Действительно, воспитание ребёнка с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь привычный ритм жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое

стрессовое состояние, семья оказывается в психологической сложной ситуации. Родители впадают в отчаяние, кто-то плачет, кто-то несет боль в себе, кто-то становится агрессивным и озлобленным, родители такого ребенка могут полностью отдалиться от друзей, знакомых, часто и от родственников. Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек

способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.

Это необходимо знать

Американский психолог Ребекка Вулис, занимающаяся проблемами брака, семьи и детей, типичными реакциями на стресс считает: отрицание, печаль, гнев.

Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду.

Первая фаза – “шок”, характеризуется состоянием растерянности

родителей, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности.

Вторая фаза – “неадекватное отношение к дефекту”, характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.

Третья фаза – “частичное осознание дефекта ребенка”, сопровождаемое чувством “хронической печали”. Это депрессивное состояние, являющееся “результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений”.

Четвёртая фаза – начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.

К сожалению, далеко не все мамы и папы особенных детей приходят к правильному решению и обретают дальнейшую жизненную перспективу.

Многие родители не могут самостоятельно придти к гармоничному

осознанию сложившейся ситуации. В результате нарушается способность семьи приспосабливаться к социальным условиям жизни. На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не

выдержав навалившихся трудностей, семьи с детьми-инвалидами могут

самоизолироваться, потерять смысл жизни.

Казалось бы, в этом случае особенно должна быть ощутима помощь со стороны родственников, друзей. Но когда родственники и знакомые узнают о сильной травме или болезни ребенка, они тоже испытывают свой психологический стресс. Каждому приходиться задуматься о своем отношении к ребенку, к его родителям. Кто-то начинает избегать встреч, потому что боится как собственных чувств и эмоции, так и чувств

родителей данного ребенка. Особенно тяжело родителям супругов (бабушкам и дедушкам). Не зная, как помочь и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, не замечать сложившуюся ситуацию, что еще больше затрудняет положение родителей данного ребенка.

В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых людей. Все это ложится тяжким бременем на родителей и, в первую очередь, на мать, чувствующую порой себя виноватой за рождение такого ребенка. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок “не такой, как все”. Страх за будущее своего ребенка, растерянность, незнание психологических особенностей

воспитания, чувство стыда за то, что “родили неполноценного малыша”, приводят к тому, что родители зачастую отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Жизнь с ребенком с ОВЗ всегда сложна, однако есть периоды, особенно трудные в психологическом плане.

Важно!

Наиболее трудные, в психологическом плане, моменты в жизни семей, имеющих детей-инвалидов:

1.Выявление врачами факта нарушения развития ребёнка. Возникновение

страхов, неуверенности в воспитании ребенка. Переживание безысходности

2.Старший дошкольный возраст ребенка (5-7 лет). Предостережение родителями того, что ребенку трудно будет учиться в общеобразовательной школе.

3.Подростковый возраст ребенка (13-15 лет). Осознание ребенком своей

инвалидности приводит к трудностям в налаживании контактов со сверстниками и, особенно, с противоположным полом. Обособление семьи от общества.

4.Старший школьный возраст (15-17 лет). Трудность перед родителями в

определении и получении профессии, и дальнейшего трудоустройства ребенка. Внутриличностный разлад в семье.

Следует отметить, что не каждая семья проходит все четыре кризиса. Некоторые семьи “останавливаются” на втором кризисе — в случае, если ребёнок имеет очень сложную патологию развития (глубокая умственная отсталость, ДЦП в тяжёлой форме, множественные нарушения и т. д.). В этом случае ребёнок не учится совсем, и для родителей он навсегда остаётся “маленьким”.

В других семьях (например, если у ребёнка соматическое заболевание) второй кризис проходит без особых осложнений, то есть ребёнок поступает в школу и учится в ней, но позднее могут проявиться сложности других периодов (третьего и четвёртого).

Для целостного психологического понимания ситуации рассмотрим более подробно каждый кризисный период

1 период — когда родители узнают, что их ребёнок — инвалид. Это может произойти в первые часы или дни после рождения ребёнка (генетическое заболевание или врождённое качество), и тогда вместо радости родителей ожидает огромное горе от разом рухнувших надежд.

2 период – о том, что ребенок не такой, как все остальные дети, родители могут узнать в первые 3 года его жизни или на психологическом обследовании на медико-педагогической комиссии при поступлении в школу (в основном это касается отклонений в интеллектуальном плане). Это известие для родных и близких как “удар обухом”. Родители “не замечали” явных отставаний в развитии ребенка, успокаивали себя тем, что “все обойдется”, “подрастет, поумнеет”, и вот — приговор о том, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе, а иногда и во вспомогательной.

3 период – ребенком переживается психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис, связанный с ускоренным и неравномерным созреванием костно - мышечной, сердечно – сосудистой и половой систем, стремлением к общению со сверстниками и самоутверждению. У ребенка активно формируются самооценка и самосознание. В этот сложный для него период ребенок постепенно осознает, что он — не такой как все. К семейному кризису, связанному с подростковым возрастом, добавляется и кризис “середины жизни” родителей, кризис сорокалетнего возраста супругов. По мнению детского психолога Е. Вроно, “кризис сорокалетия у взрослых людей протекает не менее остро и болезненно, чем подростковый кризис”. К этому возрасту люди достигают определённой стабильности социального и профессионального положения, обретают уверенность в завтрашнем дне, подводят итог своей жизни, входят в пору зрелости, происходят изменения в физиологии.

4 период — это период юношества ребенка, когда остро встают вопросы по

формированию его дальнейшей жизни и связанных с этим вопросов получения профессии, трудоустройства, обзаведения семьей. Родители все чаще задумываются о том, что же будет с ребенком, когда их не станет.

Специалистам, работающим с такой семьей (социальные работники, педагоги психологи), необходимо знать специфику данных кризисов семьи с ребенком с ОВЗ и уметь их определять, чтобы своевременно оказать необходимую социальную и психологическую помощь.

Что же делать?

В кризисной обстановке человеку, нуждающемуся в помощи, необходимо уделять внимание, не оставлять его одного. Даже если он не хочет или не может идти на контакт, необходимо, чтобы кто-то находился рядом, и лучше, если таким человеком окажется близкий родственник. Однако, как мы уже отмечали, не всегда родные, друзья могут понять состояние родителей, на долю которых выпало нелегкое испытание. В этом случае помочь преодолеть сложный период родителям может психолог или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии и они успешно преодолели трудный период.

Родителям нужно посмотреть на эту ситуацию с другой стороны: это возможность пересмотреть свою жизнь, свои ценности и перспективы, собрать всю свою силу, волю и полюбить ребенка таким, какой он есть; жить вместе с ним, дарить ребенку тепло, заботу и внимание, радоваться жизни и помогать другим мамам и папам с такими же проблемами обрести душевное равновесие.

Для того, чтобы легче воспринимать существующую проблему, либо по-иному взглянуть не нее. Вам в помощь прилагается древняя притча:

Мудрая притча о Будде. Горчичное зерно

Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, однако только в том случае, если она принесёт ему горчичное зерно из того дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски такого дома, а Будда отправился своим путём.

Много позже он встретил её опять — женщина полоскала в реке бельё и весело напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной? На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе еще тяжелее её собственного.

Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость. Следует научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями, как ребенка со скрытыми возможностями.

В трудных жизненных ситуациях, как минимум, всегда есть три варианта:

1.Оставить все как есть, или что-то изменить.

2.Изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или изменить

обстоятельства, в которых возникла проблема.

3.Если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к

обстоятельствам, то есть принять их:

- как необходимую данность;

- как урок, который необходимо пройти;

- как катализатор внутриличностных ресурсов и возможностей;

- как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.

Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными

возможностями здоровья

1.Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

2.Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

3.Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.

4.Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

5.Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

6.Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

7.Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования

8.Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

9.Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

10.Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

11.Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

12.Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

13.Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и

14.Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!

15.Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить

самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!

Подготовлено психологом ОППП Марченко Ю.Н.
с использованием Интернет- ресурсов

Права и льготы для детей с ограниченными возможностями здоровья

В последние годы активно обсуждаются проблемы социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также вопросы предоставления им равных с остальными детьми прав и возможностей в различных сферах жизни.

Такой подход является ошибочным и влечет неверное толкование правовых норм. Рассмотрим, почему.

Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ), а статус ребенка с ОВЗ – психолого-медико-педагогической комиссия (далее – ПМПК). При этом ПМПК принимает решение о выдаче заключения с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.

Важно учитывать, что один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК, и ИПРА (индивидуальная программа реабилитации (абилитации)) инвалида, с пометкой о необходимости в образовательной реабилитации.

В процессе развития общественного сознания представление о лицах с серьезными проблемами здоровья многократно менялось: от примитивных, когда физические дефекты рассматривались как наказание свыше к сегодняшнему времени, когда различия между людьми сглаживаются, и провозглашается всеобщее равенство.

Современное российское законодательство стремится максимально соответствовать международным стандартам, обеспечивая всем гражданам равные возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. При этом политика государства направлена на то, чтобы социальная защита носила адресный характер и затрагивала все категории граждан, которые в любом обществе признаются социально уязвимыми.

Какими же исключительными правами обладают дети с ОВЗ, и на какие меры социальной поддержки они вправе рассчитывать?

Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплены равное право и одновременно обязанность каждого гражданина на получение основного общего образования. При этом обеспечение образования возлагается на родителей, а государство принимает на себя обязательство поддерживать различные формы образования. Кроме того, статья 39 Конституции гарантирует социальное обеспечение каждому в случаях, установленных законом.

Реализация равного права на образование осуществляется в соответствии с Законом об образовании, предусматривающим создание специальных условий для детей, испытывающих затруднения в учебе, тех самых, которые заключением ПМПК признаны детьми с ОВЗ. Исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающийся признается с ОВЗ, законодательно не определен, а решение принимается комиссией индивидуально исходя из потребностей в специальных условиях для получения образования.

В соответствии со статьей 79 Закона для таких учащихся создаются специальные коррекционные группы, классы и специальные учреждения, благодаря чему происходит их успешное обучение, воспитание и интеграция в общество. Для них разрабатываются специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, пособия и дидактический материал, проводятся индивидуальные и групповые занятия, обеспечивается доступ к зданиям организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, бесплатно обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ОВЗ имеют право на бесплатное двухразовое питание. Обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Этими же мерами социальной поддержки пользуются и дети-инвалиды. Статьей 39 Закона предусмотрено предоставление обучающимся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования жилых помещений в общежитиях.

К сожалению, длительное время дети с ОВЗ содержались в интернатах, а обучение и воспитание производилось исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, что, по мнению ведущих экспертов, вело к углублению неравенства детей с ОВЗ.

В свою очередь, инклюзивный подход, который активно внедряется в современных российских школах способствует максимальному удовлетворению потребностей особенных детей, а их обучение становится более эффективным. Такая практика соответствует общемировой.

Следует отметить, что развитие образования в данном направлении не просто способствует созданию благоприятных условий для детей с проблемами здоровья, но помогает становлению личности маленьких граждан, дает им больше возможностей для саморазвития и получения по окончании школы среднего и высшего профессионального образования. Совместное обучение детей с ОВЗ ставит их на одну ступень со здоровыми сверстниками, что является важным шагом к полноценной, достойной взрослой жизни в обществе и преодолению социального неравенства.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Самарской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное

Докладчик: Видеркер Светлана Александровна мастер производственного обучения.

1. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Механизмом социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ.

4. Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ.

5. Развитие инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

6. Значимость развития инклюзивного образования.

7. Целенаправленная организация мероприятий социально-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования.

Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:

1.Структурный - Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.

2.Ценностный и морально-нравственный- Умение оценивать происходящие в мире события.

3.Учебный- Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.

4.Личностное развитие - Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.

5.Духовное развитие- Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.

Механизмом социализации особых детей является деятельность, как способ, условие и форма выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта. В том числе:

Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.

3.Использование бытовых устройств.

4.Использование помогающих устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.

Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями.

1.Разработать специальные программы социальной адаптации.

2.Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.

3.Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.

4.Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях. 5.Реализовать программы непрерывного дополнительного образования. 6.Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.

7.Обеспечить педагогическое сопровождение

8.Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.

Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ

Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы.

- Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.

- Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.

- Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.

- Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности. - Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.

- Научить оценивать свои навыки и способности.

- Воспитать чувство уверенности в своих возможностях

- Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.

3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые:

- Заложить фундамент морально-нравственных качеств.

- Воспитать толерантное отношение к социуму.

- Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры. - - Сформировать адекватную жизненную позицию.

- Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.

- Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач.

- Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентноспособность.

- Сформировать самоосознание, самоопределение, самоактуализацию и самоутверждение личности.

- Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний.

- Сформировать положительную реальную Я-концепцию.

Показателем успешной социализации детей с ОВЗ является адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.

Развитие инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день является одним из наиболее приоритетных направлений государственной социальной политики России. Цель: обеспечение равного доступа к образованию всех детей с учетом их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей с одновременным включением детей в социальную жизнь общества.

Значимость развития инклюзивного образования : обусловлена увеличением числа детей, имеющих устойчивые нарушения физического и психического здоровья, несмотря на демографический спад.

Согласно данным статистики на сегодняшний день в России показатель детей с ограниченными возможностями здоровья составляет 325 124 тысячи,

105 710 детей с нарушениями психических функций,

14 842 ребенка с нарушениями речевых функций,

27 649 – с сенсорными нарушениями.

Цель проекта заключается в формировании модели инклюзивного образования, исключающей любую дискриминацию детей, обеспечивающей толерантное отношение ко всем участникам образовательного процесса, создающей особые условия для каждого ребенка, имеющего особые образовательные потребности.

Задачи проекта: создание кадровых, программно-методических, материально-технических условий, необходимых для реализации проекта;

создание доступной образовательной среды для каждого ребенка;

формирование социально-психологической культуры и толерантного сознания всех участников образовательного процесса;

совершенствование условий развития здоровьесберегающей среды, способствующих качественному образованию и социализации обучающихся в обществе; создание условий для самоутверждения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в значимых сферах жизнедеятельности с максимальной степенью раскрытия его способностей и возможностей

1.Подготовительный этап был посвящен созданию банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях; созданию безбарьерной среды, включающей материально-техническое и информационное обеспечение, обеспечение доступности в помещениях школы; адаптацию содержания образовательной программы в различных предметных областях с учетом потребностей каждого ребенка; формированию нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз; формированию банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе; повышению квалификации педагогов в области реализации инклюзивного образования.

3.Рефлексивный (завершающий) этап включает в себя процедуры, связанные с контролем и анализом результатов деятельности общеобразовательного учреждения по реализации инклюзивного образования; обобщением результатов и построением системы трансляции опыта общеобразовательного учреждения по вопросам организации и реализации инклюзивного образования; составлением перспективного плана дальнейшей работы в данном направлении.

Основные мероприятия проекта:

- формирование банка данных передового опыта в сфере инклюзивного образования;

- организация семинаров, круглых столов;

- диагностика с целью выявления уровня подготовки педагогического коллектива и организация курсовой подготовки педагогов;

- консультирование участников реализации проекта;

- обеспечение школы необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды;

С целью получения более полного анализа о реализации проекта

Рассматривая содержание профессиональной готовности педагогов к реализации инклюзивного обучения, можно утверждать, что высокий уровень профессиональной подготовки, отвечающий определенным требованиям, предполагает наличие соответствующих знаний, умений, сформированности психологической готовности личности, представлений о своих профессиональных качествах и результатах собственной деятельности.

Недостаточный уровень профессиональных знаний может способствовать возникновению трудностей в выстраивании взаимоотношений с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Одним из важнейших показателей эффективности реализации мероприятий проекта является: уровень социально-психологической адаптации к среде общеобразовательной школы и социального-психологического статуса детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целенаправленная организация мероприятий социально-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования на основе взаимодействия всех специалистов, осуществляющих сопровождение способствует повышению уровня развития детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающего успешность процесса интеграции в пространство общеобразовательного учреждения.

Происходящая в нашей стране радикальная трансформация экономической и общественной жизни привела к чрезвычайной актуализации проблемы социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно статистической информации, только за последнее десятилетие частота детской инвалидности в России удвоилась, составив к 2005 г. около 600 тыс. человек. По некоторым другим данным за последние двадцать лет численность детей-инвалидов в нашей стране увеличилась в 12 раз, а по прогнозам, уже в ближайшие десять лет число их достигнет 1,2 – 1,5 млн.

Актуальность исследования проблем социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья, предопределяется в значительной степени не только научными задачами, но и потребностями практического совершенствования механизма социальной защиты в нашей стране в условиях продолжающейся общественной трансформации. Разработка и реализация этого механизма в нашей стране выступает, на наш взгляд, не менее актуальной задачей, чем такие глобальные проблемы, как построение правового государства и формирование гражданского общества.

Недостаточно также изучена как проблема совершенствования системы социальной защиты детей-инвалидов в целом, так и другие аспекты рассматриваемой темы. Очень мало работ, посвященных региональным аспектам социальной защиты детей-инвалидов и оптимизации управления этим процессом.

Таким образом, актуальность избранной темы исследования определяется не только ее общественной значимостью на современном этапе развития нашей страны, но и недостаточной научной разработанностью проблемы.

Вместе с тем, как показывает анализ литературы, истоки исследования социальной защиты детей-инвалидов были заложены еще в трудах таких известных ученых, как П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев.

Вопросам, затрагивающим теорию и практику социальной защиты детей-инвалидов, посвящены работы В.М. Астапова, О.И. Лебединского и др.

К сожалению, на сегодняшний день в России не разработана целостная, эффективная система включения детей с ограниченными возможностями в социальную жизнь и гарантирующая им полноценную социальную защиту, возможности удовлетворения основных потребностей, реализацию интересов. Слабо разработана в научном смысле и система совершенствования социальной защиты детей-инвалидов с точки зрения государственной политики.

Целью работы является изучение особенностей организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями .

Достижение данной цели связано с рядом задач:

1) изучить различные категории детей с ограниченными возможностями;

2) раскрыть основные проблемы детей с ограниченными возможностями;

3) рассмотреть организационные основы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями;

Для решения поставленных задач и достижения цели работы использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, медицинской литературы, материалы периодических изданий, методом обобщения и систематизации, логический, индукции и дедукции.

  1. Дети с ограниченными возможностями как социально уязвимая группа

Чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями"' в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами.

В Словаре по социальной работе человек с ограниченными возможностями определяется как тот, "кто не способен выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным"[3, 270].

Согласно федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (1995 г.), инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [5].

К термину "дети с нарушениями в развитии" относятся дети, у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития.

Здесь различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети с задержкой психоречевого развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

В зависимости от степени нарушения функций (с учетом их влияния на возможности социальной адаптации ребенка) у ребенка с ограниченными возможностями определяется степень нарушения здоровья.

Дети с ограниченными возможностями составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в социально-демографической структуре общества. Особенностью этой социальной группы является неспособность самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации этих прав у детей-инвалидов различны и зависят от социального статуса родителей.

Основными социальными проблемами детей с ограниченными возможностями являются барьеры в осуществлении прав на охрану здоровья и социальную адаптацию, образование, трудоустройство. Переход на платные медицинские услуги, платное образование, неприспособленность архитектурно-строительной среды к особым нуждам детей-инвалидов в зданиях общественной инфраструктуры (больницах, школах, средних и высших образовательных учреждениях), финансирование государством социальной сферы по остаточному принципу усложняют процессы социализации и включение их в общество.

Особо значимой социальной проблемой детей с ограниченными возможностями является отсутствие специальных законов и нормативных актов, устанавливающих ответственность органов государственной власти и управления, должностных лиц учреждений и организаций за реализацию прав детей-инвалидов на охрану здоровья и социальную реабилитацию и независимое существование. Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры, а также в разработке единой, целостной системы социальной реабилитации. При комплексном взаимодействии различных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны.

Таким образом, процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья происходит под влиянием ряда факторов, движущих сил и механизмов, определяющих направленность, динамику и характер ознакомления с социальной действительностью. Их учет позволяет эффективно осуществлять управление процессом воспитания, а также прогнозировать траектории социального развития ребенка.

  1. Организационные основы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями

Пространство системы социальной защиты, реабилитации и социального обслуживания детей с ограниченными возможностями регулируется целым рядом нормативно-законодательных актов федерального и регионального уровней. Совокупный объем их определяется Президентской Программой "Дети России", в части целевой программы "Дети-инвалиды", федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

Поскольку специальные образовательные учреждения распределены по стране крайне неравномерно, то дети-инвалиды часто вынуждены получать образование и воспитание в специальных школах интернатах. Попадая в такую школу, дети инвалиды оказываются изолированными от семьи, от нормально развивающихся сверстников от общества в целом. Аномальные дети как бы замыкаются в особом социуме, вовремя не приобретают подлежащий социальный опыт. Закрытость специальных образовательных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребенка на его готовности к самостоятельной жизни.

Традиционализм, характерный для (учетных заведений, как правило, проявляется в ориентации школ на привычные для инвалидов профессии слесарь, столяр, швея и т д., хотя они порой далеки от их реальных возможностей. Кроме того, не обновляются методы и формы профориентационной работы. Хотя новые, изменившиеся условия жизни позволяют ставить проблему получения инвалидами современных престижных профессий; кроме того, осуществлять профессиональную подготовку по тем видам труда, в которых есть потребность в данном регионе, при наличии нескольких спецшкол и большого количества выпускников организовать центры занятости для инвалидов. [1, 125]

Медицинские и сопутствующие им мероприятия - лишь основа для проведения дальнейшей долговременной работы по социальной реабилитации ребенка в целях его адаптации к жизни общества и социальной среде.

Как известно, под реабилитацией в широком смысле слова понимают итог всех затрат и действий, которые способствуют обеспечению людям, неполноценным вследствие врожденных пороков, болезней, или несчастных случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в обществе, в полной мере проявлять свои способности.

Реабилитационная деятельность включает:

  • Развитие духовных и физических способностей ребенка
  • Содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему.
  • Обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны, как допускающие обучение лишь практическим навыкам.
  • Содействие в выполнении соответствующей деятельности, при невозможности получения прогрессивного образования (при выполнении неквалифицированной работы).
  • Установление реального и более комфортного контакта с внешним миром.
  • Поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия.
  • Облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни.
  • Необходимость включения в процесс реабилитации и адаптации не только детей, как пациентов, но и членов его ближайшего окружения.
  • Заинтересованное осмысление не только своих собственных задач, но и мотивационно окрашенное моделирование себя в предстоящем, прогнозируемом восстановлении личности ребенка, способствующего восстановлению общего с ним смыслового поля.

Особенность и специфика работы реабилитации, по сути научно-исследовательское учреждение, в котором исследовательская сторона присутствует и проводит работу в каждом отдельном случае, и в деятельности специалиста в целом, и без сосредоточения на данном аспекте эта работа становится простой формальностью.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, а ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб. [2, 86]

  • Ребенок, имеющий инвалидность – часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.
  • Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.
  • Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.
  • Государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социализации и индивидуального развития.

Исходя из этой парадигмы, цель работы – содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, защита и представление его интересов, в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что отличает их интеграцию в общество и создает предпосылки для независимой жизни.

Таким образом, проблемы социализации детей-инвалидов имеют порой четко выраженный региональный характер. Социальная помощь детям с ограниченными возможностями - это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих ребенку условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Обобщение результатов исследования теоретических источников позволило выявить основные проблемы социализации личности детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываемые в отечественной и зарубежной литературе, выявить особенности и условия процесса социализации детей-инвалидов, изучить особенности развития детей с проблемами здоровья и средства их успешной социализации.

Главная проблема таких детей заключается в их связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию.

Отклонения в развитии приводят к "выпадению" (Л.С.Выготский) из социального и культурного обусловленного пространства, нарушает связь с социумом, культурой как источником развития. [4, 196]

Подобное понимание проблемы подводит к дифференцированию содержания и механизмов социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социально-педагогическая деятельность по поддержке детей - инвалидов – это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности ребенка с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.

Процесс социализации личности детей будет эффективным при условии интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.

Необходимо признание роли семьи как микрофактора в процессе воспитания и развития ребенка для более полной и успешной социализации его личности.

Для того чтобы процесс социализации детей с проблемами здоровья происходил наиболее полноценно, необходимо использовать программу ознакомления детей с социальной действительностью в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического аспекта их жизнедеятельности.

Основные характеристики личности ребенка связываются с развитием высших психических функций, поэтому важно, чтобы педагогическое управление развитием ребенка происходило через создание условий для врастания компонентов социального опыта в структуру личности ребенка, что способствует формированию его собственной картины мира в единстве сознания, отношения и поведения.

Основные задачи социализации заключаются в формировании ценностей и общепринятых норм поведения необходимые для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности.

Социально-педагогическую деятельность необходимо реализовывать как технологию перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую, образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую. В основе процесса социального воспитания лежит ознакомление детей с социальной действительностью. При этом важно, чтобы были учтены возрастные новообразования ребенка, так как эти критерии по своей природе социальны и их приоритетное развитие обеспечивается в процессе социализации. Полнота достижения этого процесса возможна в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонентов развития.

- человек, имеющий инвалидность, имеет право на включение во все аспекты жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, как все другие люди.

- помочь ему реализовать это право призвана система инновационных социальных служб, открывающая доступ детям - инвалидам во все сферы жизнедеятельности.

Список используемой литературы

1. Андреева, Г.М. Социальная психология : учеб. для высш. учеб. завед./ Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2008. – 363с.

2. Немов, Р.С. Психология : учеб. пособие в 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 640 с. 3. Словарь основных понятий по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / под ред. Гусляковой Л. Г. – Барнаул – Издательство АГУ – 1997 – 63с.

4. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших. пед. учебн. заведений/Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под. Ред. Н.М.Назаровой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр ″Академия″, 2001. – 400 с.

5.Федеральный закон от 8.06.2007 № 163249-4- ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья ", изд. "Собрание законодательства РФ", № 31, ст. 3823

В докладе представлена правовая база по защите детей с ограниченными возможностями здоровья, дано определение понятия инвалидности, определены мероприятия социальной реабилитации детей.

Оценить 1218 0

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Коробовский лицей с. Дмитровский Погост

Шатурского муниципального района Московской области

Государственные основы

защиты прав ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Выполнила социальный педагог

1. Международные правовые акты и российское законодательство, регламентирующие права детей-инвалидов

Конституция Российской Федерации (ч. 4 ст. 15) признает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права. Права детей-инвалидов закреплены в Декларации прав ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года); Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 года; ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 года); Декларации о правах умственно-отсталых лиц (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года); Декларации о правах инвалидов (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года); Конвенции о правах ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года; ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года); Всемирной декларации об обеспечении выживания, зашиты и развития детей (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 30 сентября 1990 года); Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года, резолюция 48/96).

Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей. На них лежит огромная ответственность по воспитанию, обучению и развитию ребенка. У родителей детей-инвалидов груз ответственности ещё больше, так как ребенок с ограниченными возможностями нуждается в большей поддержке, защите со стороны взрослых. Семье, воспитывающей ребенка-инвалида, важно знать какую поддержку может оказать государство в вопросах его воспитания, развития, обучения и реабилитации.

2. Понятие инвалидности

В свою очередь, ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигать­ся, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

И для того, чтобы ребенка признали инвалидом, необходи­мо пройти медико-социальную экспертизу (далее МСЭ). Направление на прохождение МСЭ можно получить в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства (больни­ца, поликлиника), в пенсионном фонде, либо через органы со­циальной защиты.

На основании этих Правил, условиями признания гражда­нина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обу­чаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

3. Реабилитация ребенка-инвалида

Реабилитация инвалидов (ребенка-инвалида) - система и процесс полного или частичного восстановления способно­стей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устра­нение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Цель реабилитации - социальная адаптация инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Необходимые для ребенка реабилитационные мероприятия заносятся в его индивидуальную программу реабилитации (далее ИПР). ИПР разрабатывается специалистами бюро, прово­дившими медико-социальную экспертизу после признания ре­бенка инвалидом.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 4 августа 2008 г. № 379н разработана форма индивидуальной программы реабилитации для ребенка-инвалида.

В ИПР ребенка-инвалида включены:

Мероприятия медицинской реабилитации, в том числе: реконструктивная хирургия, восстановительная терапия, санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование.

Мероприятия психолого-педагогической реабилитации:

- Получение дошкольного воспитания и обучения, где указывается тип дошкольного образовательного учреждения;

- Получение общего образования: тип школьного образовательного учреждения, форма (очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), семейное образование, самообразование, экстерат) и условия (в общеобразовательном учреждении, на дому, в лечебном учреждении) получения общего образования, а также учебная нагрузка в день (в часах) и объем изучаемого материала (указывается в процентах от объема учебной программы);

- Получение профессионального образования, где даются рекомендации по профессии, типу образовательного учрежде­ния, и форме получения образования;

- Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда;

- Проведение психолого-педагогической коррекции.

Мероприятия социальной реабилитации:

6.Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.

Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (ТСР)

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) является обязательной для исполнения со­ответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также всеми организациями.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года и до достижения возраста 18 лет. При необходимости внесения дополнений или изменений в индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая индивидуальная программа реабилитации. При обращении в соответствующие органы за направлением на медико-социальную экспертизу, необходимо указать, что медико-социальная экспертиза нужна только для составления индивидуальной программы реабилитации (это должно быть отражено в направлении!).

Объем реабилитационных мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реаби­литации и услуг, предоставляемых инвалиду.

При этом все реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, входящие в Федеральный пе­речень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, предоставляет­ся ребенку-инвалиду бесплатно.

Если предусмотренное индивидуальной программой реаби­литации техническое средство реабилитации либо услуга, вхо­дящие в Федеральный перечень, не могут быть предоставлены ребенку или если родители ребенка-инвалида приобрели соответствующее средство либо оплатили услугу за собственный счет, то им выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду (ребенку-инвалиду).

Каждое реабилитационное мероприятие, предоставляется соответствующими учреждениями.

Например, мероприятия медицинской реабилитации пре­доставляются медицинскими учреждениями (поликлиниками, больницами, специальными медицинскими центрами и т.п.). Мероприятия психолого-педагогической реабилитации оказываются образовательными учреждениями. И в индивидуальной программе реабилитации должно быть указано конкретное образовательное учреждение, оказывающее помощь ребенку.

При составлении индивидуальной программы реабилитации, у каждого, реабилитационного мероприятия, необходимого для ребенка, указывается конкретный исполнитель.

Иные реабилитационные мероприятия:

4. Право на образование

Дети с ограниченными возможностями здоровья посещают государственные и муниципальные образовательные учрежде­ния, в том числе дошкольные бесплатно.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях, органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому установлен Постановлением Правительства РФ от 18.07.96 № 861.

Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и обучение детей-инвалидов на дому самостоятельно, выплачивается компенсация, размер которой устанавливается региональным законодательством.

Указом Президента от 02.10.1992г. № 1157 установлено первоочередное право детей-инвалидов на обеспечение местами в детских дошкольных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях.

5. Государственные социальные услуги и социальная помощь

В состав предоставляемой социальной помощи включается:

1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

2) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;

3) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Порядок предоставления набора социальных услуг, утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 № 328. Набор социальных услуг, предоставляется за счет средств ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) с даты её назначения. Родители (законные представители) ребёнка-инвалида могут отказаться от набора социальных услуг, обратившись с за­явлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом можно отказаться на будущий год от части набора социальных услуг (от дополнительной бесплатной медицинской помощи и санаторно-курортного лече­ния или от бесплатного проезда к месту лечения и обратно), написав заявление до 1 октября текущего года.

Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи, утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 № 665.

В Перечень изделий медицинского назначения, входит: иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, Шприц-ручка. Специализированные продук­ты лечебного питания предоставляются для детей-инвалидов, страдающих фенилкетонурией - питание без фенилаланина, для детей страдающих галактоземией - продукты лечебного питания без лактозы и галактозы; специализированные продукты лечебного питания, без глютена, для детей-инвалидов, страдающих целиакией.

Перечень санаторно-курортных учреждений, в которые пре­доставляются путевки на санаторно-курортное лечение, утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 25.01.2008 № 33н.

Бесплатное социальное обслуживание

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан.

Пособия для ребенка-инвалида и его семьи

Материальное обеспечение инвалидов включает в себя де­нежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Ребенку-инвалиду выплачивается:

Ежемесячная денежная выплата - ст. 28.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов.

Семье, воспитывающей ребенка-инвалида, предоставляется:

• Ежемесячная денежная компенсация для обеспечения полноценным питанием - Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1005, размер пособия устанавливается субъектом РФ;

• Ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, размер которых установлен Указом Президента РФ от 13.05.2008 г. №774.

Права и льготы, предоставляемые семье ребенка-инвалида

Право на 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за ребенком-инвалидом (ст. 262 Трудового Кодекса РФ).

Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Дополнительные выходные дни могут быть использованы одним из родителей (опекуном, попечителем), либо разделены ими между собой по своему усмотрению. Для получения дополнительного выходного дня необходимо письменно обратиться к работодателю с заявлением. Выходные дни предоставляются ежемесячно, при этом они не переносятся и не суммируются.

Право на дополнительный неоплачиваемый отпуск (Ст. 263 Трудового Кодекса). Работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время. Продолжительность дополнительного неоплачиваемого составляет до 14 календарных дней.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Право на неполное рабочее время. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка-инвалида. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника произво­дится пропорционально отработанному им времени или в зави­симости от выполненного им объема работ. Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав (ст. 93 ТК РФ)

Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни работников, имеющих детей-инвалидов допускается только с их письменного согласия (ст. 259 ТК РФ)

Налоговые льготы — удвоенный стандартный налоговый вычет для родителей-детей инвалидов (ст. 218 Налогового кодекса).

При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов, в размере 1000 рублей за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя. Налоговый вычет удваивается в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, а также в случае, если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы.

Читайте также: