Исторические реконструкторы субкультура доклад

Обновлено: 30.06.2024

Историческая реконструкция — процесс воссоздания материальной или духовной культуры определённой исторической эпохи и региона (допустим, создание образца римского доспеха) либо воспроизведения исторического события (например, битвы при Аустерлице).

Движение исторической реконструкции получило распространение в кругу людей, увлекающихся историей и искусством. Как правило, увлечённым исторической реконструкцией интересно создание исторического комплекса, состоящего из костюма, доспеха, оружия и бытовых принадлежностей (по возможности из того же материала затрагиваемой эпохи) некоторого региона и исторического периода. Каждый элемент комплекса должен быть подтверждён какими-либо научными источниками (археологическими, изобразительными, письменными). Основной идеей реконструкции является применение на практике этого комплекса, в том числе для подтверждения или опровержения научных гипотез относительно возможностей использования тех или иных предметов [1] .

Содержание

Терминология [ | ]

  1. Восстановление внешнего вида и конструкции объекта, теоретическое или практическое, основанное на его сохранившихся фрагментах, остатках, и имеющейся исторической информации о нём, с помощью современных методов исторической науки с использованием археологических, изобразительных и письменных источников. Говоря более просто, имеется в виду научно-исследовательская работа и процесс создания объекта (допустим, изучение средневековых миниатюр и летописей и пошив аутентичного худа XIV века).
  2. Деятельность, направленная на восстановление исторических событий и быта в комплексе и вживую.

Историческая реконструкция связана с некоторыми другими явлениями и движениями, образованными вокруг исторического фехтования, стрельбы из лука и арбалета, исторического танца, ролевой игры, страйкбола, хардбола, косплея, бардовской и менестрельской песни. Основное отличие исторической реконструкции от ролевой игры заключается в том, что мероприятие исторической реконструкции требует полной исторической достоверности (часто вплоть до ручных швов на одежде), а на ролевой игре эта достоверность условна. То есть, говоря усреднённо, историческая реконструкция отображает внешнюю сторону, а ролевая игра внутреннюю.

Направления исторической реконструкции [ | ]



В рамках исторической реконструкции существуют различные направления:


Лазаре Понтичелли — последний оставшийся в живых подтверждённый участник Первой мировой войны со стороны Франции (скончался 12 марта 2008 года) с участниками исторической реконструкции, одетыми в униформу солдат той эпохи

Эпохи [ | ]

Наиболее популярные эпохи исторической реконструкции:

    ; (VII—XI век); (XII—XIII века); (XIV—XV века); (XVI—XVII века); ; ; ; (военные конфликты 1946—1991 годов)

Это достаточно условное разделение, отражающее лишь наиболее характерные отличия. Внутри каждой эпохи существуют дифференциация по регионам и определённым историческим периодам (для каждой эпохи свои), например, для Высокого и Позднего Средневековья воссозданный комплекс должен укладываться во временные рамки 20 лет, что, понятно, для Второй мировой войны неприемлемо.

Реконструкторы [ | ]



Реконструкторы — люди, занимающиеся воссозданием быта, ремёсел, традиций и боевого искусства конкретной эпохи конкретного государства. Реконструкторы исследуют исторические материалы об изготовлении оружия, одежды, предметов быта для того, чтобы воссоздать эти предметы по тем технологиям, по которым они изготовлялись. Также исследуются и воссоздаются обычаи и нравы. Многие реконструкторы занимаются воссозданием военной истории и изготавливают себе доспехи и оружие. Многие также занимаются историческим фехтованием.

Историческая реконструкция близка к ролевой игре, и сообщества реконструкторов и ролевиков нередко пересекаются. Зачастую ролевики, начиная серьёзно интересоваться историей, переключаются на историческую реконструкцию и фехтование. Случается и так, что в клубах реконструкторов организуются ролевые отделения, что позволяет и ролевикам и реконструкторам без особых усилий смешивать свою деятельность. Однако это два разных занятия, и их не следует путать и отождествлять.

В отличие от ролевиков, реконструкторы пока ещё не успели полностью оформиться в субкультуру, несмотря на имеющиеся предпосылки к этому (историческая реконструкция как база субкультуры, наличие определённых музыкальных стилей, специфических имиджевых аксессуаров исторической направленности, таких, как историчные кольца и амулеты, и т. д.). Вместе с тем, историческая реконструкция зачастую не подразумевает наличия у реконструктора какого-либо специфического мировоззрения, религиозных либо политических взглядов и т. д. При этом данное дистанцирование в ряде случаев специально подчёркивается. Особенно это актуально для реконструкторов, восстанавливающих исторически неоднозначные организации — такие, как войска вермахта.

История [ | ]


Среди истоков исторической реконструкции стоит отметить французский обычай воспроизведения Битвы при Ватерлоо, зародившийся спустя несколько десятилетий после самой битвы.


  1. Восстановление внешнего вида и конструкции объекта, теоретическое или практическое, основанное на его сохранившихся фрагментах, остатках, и имеющейся исторической информации о нем, с помощью современных методов исторической науки (в том числе, такого метода, как археологический эксперимент). Аналогично определяются историческая реконструкция процессов, событий и технологий. Также — его (восстановления) результат.
  2. Деятельность, направленная на восстановление различных аспектов исторических событий, объектов и т. д.

Содержание

Историческая реконструкция в странах СНГ

Историческая реконструкция как хобби появилась в странах СНГ (тогда ещё — СССР) в конце 1980-х годов. Как правило, увлечённым исторической реконструкцией интересно создание исторического комплекса, состоящего из костюма, доспеха, оружия и бытовых принадлежностей на выбранный регион и исторический период. Каждый элемент комплекса должен быть подтвержден какими-либо научными источниками (археологическими, изобразительными, письменными). Основной идеей реконструкции такого комплекса костюма, доспеха и т. п. является применение на практике этого комплекса, в том числе для подтверждения или опровержения научных гипотез относительно возможностей использования тех или иных предметов.

Направления исторической реконструкции

В настоящее время наблюдается два наиболее популярных направления:

  • живая история;
  • турниры (бугурты) — в наполеоновской реконструкции не присутствует.

Турниры (а также бугурты — реконструкция полевых сражений) — сутью этого направления является изучение и применение на практике военного искусства определенной эпохи. Многое берется из источников того времени, кое-что додумывается людьми исходя из здравого смысла. В результате получается зрелищное представление, посмотреть которое будет интересно каждому, ведь вблизи все воспринимается особенно остро. Турниры могут разделятся на постановочные (для зрителей или же просто эстетики) и спортивные, на которых люди хотят объективно оценить свои силы, умения.

Наиболее популярные эпохи исторической реконструкции:

В последнее время активно развиваются новые направления:

  • Начало XVIII века: Северная война
  • XVII век: Стрельцы
  • Середина XIX в.: Крымская война 1853—1856 гг.

Это достаточно условное разделение, отражающее лишь наиболее характерные отличия. Внутри каждой эпохи существуют дифференциация по регионам и определенным историческим периодам (для каждой эпохи свои), например, для Высокого и Позднего Средневековья воссозданный комплекс должен укладываться во временные рамки 20 лет, что, понятно, для Второй мировой войны неприемлемо.

Реконструкторы

В отличие от ролевиков, реконструкторы пока ешё не успели полностью оформиться в субкультуру, несмотря на имеющиеся предпосылки к этому (историческая реконструкция как база субкультуры, наличие определённых музыкальных стилей, специфических имиджевых аксессуаров исторической направленности, таких, как историчные кольца и амулеты, и т. д.). Вместе с тем, историческая реконструкция зачастую не подразумевает наличия у реконструктора какого-либо специфического мировоззрения, религиозных либо политических взглядов и т. д. При этом данное дистанцирование в ряде случаев специально подчёркивается. Особенно это актуально для реконструкторов, восстанавливающих исторически неоднозначные организации — такие, как войска вермахта.

Помимо участия в фестивалях, клубы могут организовывать собственные закрытые мероприятия, реконструирующие те или иные события, обряды и т. д.

См. также

Ссылки

Ролевики — неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередь ролевые игры живого действия. Родственными ролевому являются движения исторических реконструкторов и толкиенистов. Ролевое движение выделяют и как хобби, и как субкультуру, для которой характерен свой жаргон, своя музыка, своя литература (в основном фэнтези) и другие характерные элементы единой культуры.

Кроме ролевых игр, ролевики собираются на Ролевые Конвенты — кратковременные собрания, посвящённые информированию игроков об играх будущего сезона, обсуждению прошедших игр, неформальному общению. На конвентах проходят турниры по историческому фехтованию, фото и художественные выставки, концерты авторов-исполнителей игровой песни, театральные постановки, видеопоказы.

Толкиенисты (или толкинисты – в зависимости от манеры написания фамилии) - это те люди, которые увлекаются и изучают работы Дж.Р. Р.Толкиена. К аналогичным терминам относятся толкиенофилы, толкиениты и другие определения, указывающие на отношение людей к работам данного автора.

Детская книжка Толкиена "Хоббит", напечатанная в 1937 году получила немалый успех, однако "Властелин колец", вышедший в свет в 1954-55 годах создал просто культурный феномен.

Первая организованная группа толкиенистов называлась "Братство кольца" и была основана Тэдом Джонсоном в 1960 году в Питтконе, США. В 1965 году впервые состоялась встреча американского общества толкиенистов в лагере Колумбийского университета, основателем его стал Ричард Плотц. Через два года в обществе насчитывалось уже тысячу членов, которые разбивались на более мелкие группки, которые даже совместными усилиями издавали альманах, посвященный работам Толкиена. В 1969 году состоялась первая конференция толкинистов, которая представляло собой, по большей части, научное явление.

Проявления деятельности толкиенистов очень разнообразны. Это могут быть научные исследования, посвященные доказательству реальности событий, описанных во "Властелине колец", "Сильмариллионе" и других произведениях автора, языкам персонажей, описанных в этих литературных произведениях и другим темам.

Другое ответвление толкиенизма – ролевые игры. Суть такого времяпрепровождении заключается в реконструкции картин описанного в книгах времени, включая одежду, оружие и, конечно же, персонажей: эльфов, орков, гномов, хоббитов, людей и так далее. Происходят такие действа обычно на лоне природы, причем в каждом городе есть особые места сборов, куда могут проездом заехать жители других мест и при желании поучаствовать.

Третья ветвь активности толкиенистов – это литературное творчество. Подобное явление присуще, в принципе, всем фанатам, но ввиду возраста этого движения некоторые произведения стали уже классикой жанра. Кроме того, сын писателя периодически реконструирует его романы, так что даже в 2007 году посмертно вышла одна из его книг.

Нетрудно предположить, что музыкальные и другие предпочтения толкиенистов будут напрямую зависеть от их основного предпочтения. Они отдают должное музыке, в которой присутствуют этнические и психоделические мотивы. Толкиенисты в большинстве своем не употребляют наркотики, хотя могут обладать вредными привычками. Будучи сосредоточенными в конкретном времени, они не проявляют особой активности в политических и социальных вопросах.

Стиль одежды Толкиенистов

Толкиенисты обычно очень сильно выделяются из толпы. Преданные своим убеждениям и взглядам, они часто одеваются в средневековые наряды, броню и кольчуги, дабы походить на тех героев, которых они изображают в ролевых играх. Костюмы, чаще всего, шьются самостоятельно, учитываются все малейшие детали стиля того времени. Либо берутся описания одежды из рассказов Толкиена, насколько хватает фантазии у юных толкиенисток. Красивы и шикарные платья, увенчанные бусинами и стразами, или мужские костюмы с рукавами-фонариками и лосинами - вот сущий облик толкиенистов, которых вы можете повстречать на улице. Но, также, вы можете увидеть преставителей этой же культуры с лохмотьях или плащах, которые волочатся по земле, а огромные капюшоны закрывают все лицо - значит перед вами странники, торговцы или бродяги, которые также встречаются в рассказах и романах Толкиена.

Фу́рри, транскрипц. — фёрри (от англ. furry — пушистый, покрытый мехом) — субкультура, сообщество симпатизирующих антропоморфным животным персонажам (или зооморфным людям). Антропоморфизация персонажей, принимаемая фурри-поклонниками, выражается в присвоении животным персонажам таких качеств, как человеческое сознание, мимика, деталей анатомии человека, речи, прямохождения и ношения одежды. В английском языке поклонников антропоморфных и мифологических животных персонажей называют "furry fans", "furries" или "furs", в русском — "фурри", "фуррики", "фуррьки".

Творчество и деятельность, которая ведётся фурри-поклонниками включают в себя написание литературных работ, в которых используется концепция животных персонажей с человеческими чертами, и зачастую такое произведение может относиться к любому жанру. Любое произведение, в любой сфере искусства может быть принято в фурри-фэндоме, если в нём присутствует животные персонажи с человеческими чертами, хотя такие персонажи часто встречаются в комиксах, анимационных фильмах, аллегорических новеллах, и компьютерных играх. Жанры научной фантастики и фэнтези часто используют подобных персонажей, и по этой причине эти жанры пользуются большой популярностью среди фурри-поклонников.

Живую историю или living history, пожалуй, язык не повернётся назвать хобби. Это целая дисциплина, наипервейшей задачей которой является восстановление в мельчайших деталях повседневного быта жителей конкретного места в определённый исторический период. К сожалению, в России эта практика находится лишь на начальной стадии своего развития, в отличие от той же Европы, где создаются целые музеи под открытым небом, в которых люди живут и трудятся так, как жили их далёкие предки. Один из таких музеев находится в пригороде Таллинна.

2_12.jpg

В живой истории не существует мелочей, важно абсолютно всё –от костюма и причёски до соблюдения этикета и приготовления еды по старинным рецептам. Надо сказать, что подобные вещи очень интересны зрителям, которые могут на несколько часов почувствовать себя в обстановке, скажем, средневековой Германии или Древней Руси, попробовать те блюда, которые были популярны как у знати, так и у крестьян, послушать старинные музыкальные инструменты и даже разучить несколько шагов из бывших популярными несколько столетий назад танцев.

Турниры или бугурты или, на языке некоторых острых на язык зрителей, просто драки – это не что иное, как изучение и применение на практике искусства боевых сражений определённой эпохи. Может, здесь и не уделяется столь пристальное внимание мельчайшим деталям, как в живой истории (например, каждый участник исторического сражения должен максимально позаботиться о своей защите независимо от реконструируемого им региона), но соблюдение исторических канонов тоже очень важно.
Наиболее популярные реконструируемые эпохи – это:

1_15.jpg

• Античность
• Раннее средневековье (VII-XIвв)
• Высокое средневековье (XII-XIIIвв)
• Позднее средневековье (XIV-XVвв)
• Новое время (XVI-XVIIвв)
• Наполеоновские войны
• Первая мировая война
• Вторая мировая война
• Холодная война (военные конфликты 1946-1991 годов)

Читайте также: