Использование исследовательской технологии при обучении химии доклад

Обновлено: 05.07.2024

Одним из требований ФГОС на сегодняшний день является обретение опыта проектной деятельности. По моему мнению, введение в учебный процесс методов проектной деятельности помогают ученикам приобрести умения планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Формирование у школьников мотивации к проектной деятельности осуществляется посредством исследовательского метода обучения.

Особенности исследовательского метода обучения были рассмотрены М.И. Махмутовым и Л.А. Казанцевой [1,2]. Исследовательский метод трактуется М.И. Махмутовым как обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и организации самостоятельной работы учащихся творческого типа по изучению нового материала путем постановки проблемных заданий практического или теоретического характера с целью самостоятельного усвоения учащимися новых понятий и способов интеллектуальных действий [2]. При этом, “регулятивность” понимается как необходимость для “упорядочения” учебного материала и выбора способов педагогически целесообразного взаимодействия учителя и ученика, необходимого для решения определенного круга дидактических и воспитательных задач.

В процессе применения исследовательского метода у учеников формируются четыре блока умений:

- интеллектуальные: умения анализировать, сравнивать, осуществлять индуктивные и дедуктивные умозаключения, абстрагирование;

- организационные: умения учеников применять приемы самоорганизации в исследовательской деятельности. К ним относятся: умения планировать исследовательскую деятельность, осуществлять самоконтроль, регулировать свои действия для достижения поставленных целей;

- коммуникативные: умения и способности учеников применять приемы сотрудничества в процессе исследовательской деятельности. Например, обсуждение задания и распределение обязанностей, взаимопомощь, взаимоконтроль, обсуждение результатов учебно-исследовательской деятельности;

- творческие: умения видеть и формулировать проблему, выдвигать гипотезу, находить нестандартные способы решения задачи и др.

Сегодня возрастает социальная значимость научно-исследовательских работ школьников в области химии. Это объясняется тем, что сегодня в современном мире остро стоит проблема взаимоотношений человека и окружающей среды.

Поэтому химия как наука и учебный предмет дает больше возможности для организации исследовательской деятельности, которая способствует развитию интеллекта учащихся, творческому подходу к собственной деятельности, к профессиональному самоопределению ребенка.

Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить ребенка основам познания мира нужна долгая кропотливая совместная работа учителя, ученика. Главная задача учителя – это передать знания ученику и научить его обучаться. И этому во многом учит организация научно-исследовательской деятельности школьников.

Так, при изучении раздела “Металлы” рекомендуется две исследовательские работы. Первая - на тему “Алюминий на кухне: опасный враг или верный помощник?” Целью данной работы является исследовать возможные пути попадания ионов алюминия в организм человека через использование в быту алюминиевой посуды; опытным путем подтвердив непригодность алюминиевой посуды для приготовления и хранения пищи.

Вторая работа – “Роль металлов в жизни человека”, где цель является формирование экологической культуры.

Правила применения исследовательского метода при выполнении рекомендованных работ могут быть следующими:

1) учитель, исходя из возможности и целесообразности проблемного обучения (учитывая уровень сложности материала, уровень обученности школьников и т.д.) дает школьникам творческую самостоятельную работу (задание теоретического или практического характера), содержащую учебную проблему;

2) постановкой задания учитель должен побуждать школьников самостоятельной теоретической и практической работе по сбору необходимой информации, фактов (из книг, опыта, эксперимента), их систематизации и поисковой (по анализу фактов, постановки проблем и ее решению) деятельности;

3) контроль и оценка проводится по рациональному способу выполнения самостоятельных работ, по умению ставить и решать учебные проблемы, излагать результаты и доказывать свои выводы;

4) для оптимизации формирования у школьников исследовательских умений и навыков необходимо применение анализа, сравнения, индукции, дедукции, абстрагирования, моделирования, наблюдения, описания, систематизации, классификации, обобщения, коллективной “мозговой атаки” и т.д.[3].

Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике, а также обеспечивает ученика необходимыми знаниями и умениями, на основе которых формируются химическое мышление и культура, являющихся одной из главных задач школы.

Литература.

1. Махмутов М. И. Современный урок / М. И Махмутов. – М.: Педагогика, 1981. – 144 с.

2. Казанцева Л. А. Исследовательский метод в условиях гуманизации образования / Л.А. Казанцева. – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1999. – 135с.

3. Новикова, Е.В. Современные технологии формирования профессиональной компетентности во внеучебной деятельности студентов / Е.В.Новикова, Г.А.Шайхутдинова // Вестник Казанского технологического университета.– 2014. – №7. – С.346-349.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Использование исследовательской технологии

при обучении химии.

Важнейшим социальным заказом современного общества школе является формирование развитой творческой личности с активной жизненной позицией.

Формирование личности происходит в процессе освоения учащимися опыта и достижений всех предшествующих поколений. Однако, развитие личности не предполагает, что каждый учащийся будет одинаково способен во всех видах человеческой деятельности.

Оно означает сознание для всех без исключения людей равных реальных условий для развития своих способностей в любом направлении. Фундамент такого развития должен закладываться высоким уровнем общеобразовательных знаний, развитием творческого подхода к любой деятельности, наличием нравственных и моральных убеждений.

Традиционному обучению в области естественно– научного образования присущ следующий характер:

Информационный: необходимые предметные знания учащиеся получают в изложении преподавателя, причем информация выдается учащимся в определенной последовательности, отвечающей логике изложения, и носит характер логически завершенного рассказа.

Алгоритмизированный: учащегося ориентируют на решение типовых предметных задач известными методами: основной целью практических лабораторных занятий является формирование способности работать с приборами, следовать указаниям, получить запланированные результаты, подтверждающие теоретический материал.

Такая форма обучения важна в плане освоения предметных знаний и умений, развития способностей к использованию теоретических знаний для решения конкретных задач и др. Она также часто необходима на первоначальном этапе обучения, предшествующего творческому.

Традиционная форма обучения обладает весьма ограниченными возможностями в части развития творческих способностей. Учащиеся российских школ обладают фактическими знаниями, значительно превосходящими знания учащихся ряда развитых стран, но существенно уступают им по способности к решению нестандартных творческих задач.

Именно поэтому на смену традиционному обучению, в основе которого лежит преемственность, воспроизведение и поддержание существующего уровня культуры, приходит обучение инновационное, как процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, которая позволяет вносить изменения в существующую культуру и социальную среду.

В рамках инновационного подхода образование не может быть суммой знаний. Оно должно стать целостным процессом формирования творческой личности с активной жизненной позицией. Поэтому эффективность каждого занятия, очевидно, следует определять тем, что дало это занятие развитию личности учащегося.

В настоящее время принципиально важно формировать личность, способную к творческому осмыслению знаний, освоению и применению научного опыта предшествующих поколений, умеющую адаптироваться в мире меняющейся техники, способную критически оценивать последствия своей деятельности, понимающую необходимость бережного отношения к природе, умеющую самостоятельно работать и проявляющую готовность к приобретению новых знаний.

Сейчас, когда объем знаний, накопленный человечеством, многократно возрос, а реальная продолжительность обучения химии сокращается, необходим переход к качественно новому типу образования, конечной целью которого является овладение универсальными навыками, развитие их способностей к творчеству, к восприятию и созданию нового.

Химия занимает особое место среди учебных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира

Логика и методология химии как науки несут важные предпосылки необходимых умений. Здесь можно выделить следующее:

фундаментальный и универсальный характер изучаемых проблем;

присущее теории внешнее и внутреннее совершенство: строгое соответствие экспериментальным данным, безупречная внутренняя логичность и самосогласованность, максимальная простота и элегантность, связь с фундаментальными концепциями в сопряженных областях знаний;

влияние химической теории на представление об окружающем нас мире и ее роль в создании единой картины мира;

возможность экспериментальной проверки результатов теории;

общность и окончательность установленных закономерностей в области применимости теории и, вместе с тем, открытость для дальнейшего развития;

необходимость интеллектуальной смелости, способности выйти за рамки существующих представлений, возможность прогнозирования явлений природы;

универсальность и совершенство выработанных химией приемов исследовательской деятельности.

Можно утверждать, что одной из наиболее подходящей области для развития творческого мышления учащихся является химия.

На лабораторных занятиях учащиеся видят, как на основе результатов наблюдений, экспериментов могут быть получены теоретические обобщения (индукция). Решение задач развивает дедуктивное мышление. Для воспитания же диалектического мышления преподаватель на ряде примеров может показать, как противоречие между теоретическими представлениями и экспериментом приводит в химии к новым научным открытиям

На протяжении многих десятилетий в мировой педагогике накапливался опыт организации поискового обучения. Поисковый подход в обучении преобразует традиционное обучение в обучение на основе исследовательской деятельности учащихся.

Вместе с тем следует отметить, что использование исследовательского метода на уроках по химии станет основой развития творческих способностей учащихся и окажет существенное влияние на уровень их знаний и умений, на развитие личностных качеств в том случае, если:

диагностически определено соответствие содержания учебного материала занятия, сущности метода его изучения;

планируемые пути решения проблемной задачи соответствуют уровню развития познавательного интереса учащихся и их индивидуальным возможностям.

Формирование и развитие творческой активности учащихся – активный, управляемый педагогический процесс, в котором большое значение имеет логика организации творческой деятельности.

В процессе выполнения исследования проявляется деятельность школьников. Им приходится сравнивать, анализировать явления, делать выводы о наблюдаемых закономерностях. Активный поиск решения поставленной учителем задачи приводит к созданию у учащихся устойчивых познавательных интересов, выросших на базе их ситуативной заинтересованности.

Использование исследовательского метода на уроках химии будет эффективным только в том случае, когда применение метода обеспечено определённым уровнем сформированности их исследовательских качеств.

Умение и привычка самостоятельно добывать новые знания, в конечном счёте, становится потребностью и определяют высокий уровень интеллектуального развития человека.

Учебное исследование является также и одним из определяющих условий волевого развития учащихся, поскольку преодоление познавательных затруднений обязательно сопровождается мобилизацией волевых усилий.

При исследовательском подходе к обучению учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, организованного преподавателем.

Основу данной педагогической технологии, моделирующей процесс научного исследования, составляет урок-исследование. На таких уроках ставятся две цели: обучение предмету (дидактическая цель) и обучение исследовательской деятельности (педагогическая цель). Поставленные цели достигаются в ходе решения конкретных задач. Например, с целью обучения предмету, необходимо решить следующие задачи:

приобретение учащимися общеучебных умений (умение работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдение в письменном виде, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.д.)

приобретение учащимися специальных знаний и умений (умения анализировать, сравнивать, обобщать и т.д.)

Постановка целей обучения исследовательской деятельности требует решения других задач:

приобретение учащимися исследовательских знаний и умений (знания специфических особенностей процесса научного познания, ступеней исследовательской деятельности, методики научного исследования, умения выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент, в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы).

По основной дидактической цели уроки-исследования можно разделить на следующие типы: изучение нового материала, повторение, закрепление, обобщение и систематизация знаний, контроль и коррекция знаний. Допускаются комбинированные уроки. По объёму осваиваемой методики научного исследования выделяют уроки с элементами исследования и уроки-исследование.

На уроках-исследованиях возможно использование разнообразных форм обучения учащихся: индивидуальной, парной, групповой, коллективной.

Современное общество характеризуется все возрастающей сложностью и динамичностью. В настоящее время принципиально важно формировать личность, способную к творческому осмыслению знаний, освоению и применению научного опыта предшествующих поколений, умеющую адаптироваться в мире меняющейся техники, способную критически оценивать последствия своей деятельности, понимающую необходимость бережного отношения к природе, умеющую самостоятельно работать и проявлять готовность к приобретению новых знаний.

Химия занимает особое место среди учебных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира. Применение исследовательской технологии в обучении даёт возможность помочь обучающимся сделать проблемность наглядной, найти способы разрешения проблемных ситуаций, научить их видеть и анализировать проблемные ситуации, вычленять проблемы и задачи. Анализируя результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу о необходимости планирования уроков так, чтобы обеспечить познавательную активность и самостоятельность учащихся при изучении химии. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок и чем более они рациональны и целесообразны, тем выше интенсивность учебного труда. Поэтому я считаю, что использование поисково-исследовательской технологии в обучении химии поможет достичь роста познавательной активности школьников.

На основании изучения уровня познавательного интереса, а также уровня сформированности исследовательских умений и навыков для приобщения учащихся к исследовательской деятельности организую уроки с элементами исследования и уроки-исследования.

На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания, учатся формулировать и решать исследовательские задачи. На таких уроках использую технологию сотрудничества (работу в малых группах).

Использую учебные задания, направленные на работу ученика с учебным материалом. Такие задания ориентируют ученика на осмысление и систематизацию учебного материала, а также на самоконтроль, наводят на сравнение, выводы, обобщения.

  1. Положение в ПС
  2. Строение атома
  3. Свойства атома
  4. Физические свойства

Можно предложить учащимся и экспериментальные задания при проведении практических работ. Например:

Задачи на получение веществ: Осуществите опытным путем следующие превращения: оксид меди(II) → сульфат меди(II) → гидроксид меди(II). Выделите полученный гидроксид меди (II) из смеси.

Задачи на распознавание веществ: В трех пронумерованных пробирках находятся растворы хлорида, сульфата и карбоната натрия. Распознайте каждое вещество.

Очень часто предлагаю учебные задания, требующие от ученика творческой деятельности. Такие задания направляют учеников к решению проблем, к самостоятельному сбору материала, к составлению заданий. К ним можно отнести творческие задания по написанию рефератов, составлению кроссвордов, ребусов, создание электронных презентаций по определенным темам.

Эффективным способом формирования и развития исследовательских умений школьников является организация внеклассной работы на основе исследовательской деятельности учащегося.

Ученики старших классов принимают участие в конференциях исследовательского общества учащихся. Для ученика исследователя характерен креативный уровень: учащийся при выполнении исследовательской работы, творческого задания получает объективно новую информацию. Конечный результат в исследовательской деятельности – это работа, результаты которой докладываются на конференции. Они были получены в процессе самой деятельности учащегося. Заранее результаты никому не известны. Творческий продукт обладает новизной и общественно значимой практической ценностью. Исследовательская работа, как и всякое творчество возможна и эффективна только на добровольной основе.

Результаты работы следующие:

Таким образом, исследовательская деятельность является действенным фактором образовательного процесса, способствующим развитию педагога и ребенка, формирующим высокий уровень общественной культуры и образования. Формирование основ исследовательской деятельности учащихся проходит через все школьные организационные формы и осуществляется самыми разными видами деятельности.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачей современной школы является не только обеспечение высокого уровня образования учащихся, но и всестороннее развитие их мышления, умений самостоятельно пополнять свои знания. В процессе изучения предметов естественнонаучного цикла существует много возможностей для развития умений и навыков, необходимых для исследовательской деятельности. Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности, активизировать обучение, передать учащимся инициативу в организации познавательной деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ

Кашуба Т.В., учитель химии МКОУ СОШ №3 г. Аши

Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь.

Задачей современной школы является не только обеспечение высокого уровня образования учащихся, но и всестороннее развитие их мышления, умений самостоятельно пополнять свои знания. В процессе изучения предметов естественнонаучного цикла существует много возможностей для развития умений и навыков, необходимых для исследовательской деятельности. Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности, активизировать обучение, передать учащимся инициативу в организации познавательной деятельности.

Функции исследовательского подхода в обучении:

создание положительной мотивации учения и образования;

развитие интеллектуальной сферы личности;

формирование общеучебных умений и навыков, способствующих развитию личности ребенка: рефлексивные умения; поисковые умения; навыки оценочной самостоятельности; умения и навыки работы в сотрудничестве; коммуникативные умения; презентационные умения и навыки.

Сущность исследовательского подхода в обучении:

введение общих и частных методов научного исследования в учебный процесс;

актуализация внутрипредметных и межпредметных связей;

сотрудничество учителя и учеников.

Системообразующим принципом в организации исследовательской деятельности учащихся является принцип самодеятельности. Ребенок может овладеть ходом исследования только через проживание его, то есть через собственный опыт. Поэтому одной из задач учителя является обучение учащегося методам, принципам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания, дать возможность самореализоваться через решение задач научного характера.

Условия эффективности данного процесса

Ученик должен хотеть проводить исследование.

Ученик должен суметь это сделать. Для выполнения работы у ученика уже должны быть сформированы определённые компетентности.

Ученик должен получить удовлетворение от своей работы.

Наиболее важными видами исследований учащихся по химии являются следующие:

Решение качественных химических задач.

Решение химических, физико-химических и химико-технологических проблем.

Поисковая деятельность и написание рефератов.

Самостоятельное прогнозирование и моделирование химических процессов и реакций.

Возможность применения на уроке исследовательского метода обучения определяю следующими критериями:

Наличие базовых знаний учащихся.

Знания, приобретаемые на данном уроке, находятся в зоне ближайшего развития ученика.

Объём новых знаний невелик, так как экономить время на исследовании и торопить учащихся нежелательно.

У учащихся должен быть навык подобной деятельности.

Учащиеся должны владеть методами научного познания.

На основании изучения уровня познавательного интереса, а также уровня сформированности исследовательских умений и навыков для приобщения учащихся к исследовательской деятельности организую уроки с элементами исследования и уроки-исследования.

На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания, учатся формулировать и решать исследовательские задачи. На таких уроках использую технологию сотрудничества (работу в малых группах).

Исходя из характера учебной деятельности ученика при выполнении заданий, использую следующие виды самостоятельной работы учащихся на уроке: учебные задания, опосредующие учебную информацию. В таких заданиях необходимая информация даётся непосредственно или указывается источник, из которого можно получить необходимую информацию. Эти задания предназначены для первоначального восприятия учебного материала

Учебные задания, направляющие работу ученика с учебным материалом. Такие задания ориентируют ученика на осмысление и систематизацию учебного материала, а также на самоконтроль, наводят на сравнение, выводы, обобщения.

Читайте также: