Испания доклад по политологии

Обновлено: 02.07.2024

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

В Испании внедрена разветвленная общественно-государственная система служб социальной помощи молодежи. В Испании основными звеньями механизма разработки и осуществления молодежной политики являются автономные области. Непосредственными же ее проводниками на территориально-базовом уровне служат комиссии и управления по делам молодежи, формируемые руководством соответствующих округов и областей. Центральный орган этой страны, представленный Институтом молодежи, занимается координацией, поведением общенациональных исследований и различного рода мероприятий, законодательным обеспечением прав молодежи. Непосредственная работа с молодежью ведется не только государственными органами и учреждениями, но и разветвленной общественно - государственной системой служб социальной помощи молодежи. Государственный орган по делам молодежи создает условия для решения полученных задач и получает для этого необходимые средства, но непосредственную работу с молодежью ведут, например, так называемые "добровольные носители услуг" - частные, кооперативные, общественные и другие организации.

В Испании систематического, институализированного сотрудничества Конгресса депутатов с молодежью или студентами нет. Проводились разовые мероприятия, например, "Детский парламент" в 1998 году или специальная сессия ООН по вопросам детства в 2001 году. Студенты могут посещать парламент и присутствовать на заседаниях по предварительным заявкам.

В Испании молодежь определяется возрастом 14-30 лет, нередко отодвигая границы до 32-34 лет. Быть молодым в Испании - самое приятное занятие. Уровень ответственности невероятно низок, и детство тянется почти до 30 лет. Молодежь из состоятельных семей до 35 лет либо вообще ничего не делает, либо вяло учится, либо посильно помогает семейному предприятию на уровне посыльных. Если вы каталонец и у вас нет такой семьи, то вы обречены на нищенствование и тяжелый наемный труд в сфере обслуживания или производства.

У такой расстановки сил есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, можно пол жизни расслабляться, попивать коктейли, исследуя ночные бары и танц.полы, а с другой стороны, и серьезного отношения со стороны старшей половины населения добиться в молодом возрасте многократно сложнее. Если вам нет пока 35 лет, то не удивляйтесь снисходительно поверхностному, в чем-то даже пренебрежительному восприятию ваших слов и обещаний в среде испанцев старше пятидесяти. Это национальная особенность, ее еще долго будет не побороть. Решите выглядеть внушительнее и предупредить возрастные казусы, заведите себе испанского дядю под шестьдесят, который, будучи фактически лишь вашим представителем, станет в кругах своих сверстников зваться партнером по бизнесу. Вот увидите, многие деловые встречи с таким помощником пройдут намного успешнее.

Испанская молодежь забросила наркотики, ночные гуляния и алкогольные вечеринки. Теперь они живут с родителями. 79% отдыха отводится на телевизор. Общаются через интернет столько же, сколько "живьем", 68% ежедневно бывают в сети. 5% совмещают работу с учебой, 55% молодых людей в возрасте до 25 лет зависят от родителей экономически, и при этом подавляющее большинство забросило традиционно испанский досуг - ночные гуляния марча.

СМИ (до 1981 года носила название Федерация социалистической молодежи Испании) является наиболее крупной и влиятельной молодежной организацией страны. В целом придерживается политической линии и идеологии Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП), ставшей после победы на досрочных парламентских выборах 28 октября 1982 года правящей партией Испании. По ряду вопросов молодые испанские социалисты занимают более радикальные позиции, чем руководство ИСРП. В целом СМИ поддерживает правительственную программу ИСРП и участвует в ее реализации. Организация активно борется за укрепление демократического процесса, выступает в защиту экономических и социальных прав молодого поколения страны. На современном этапе в рядах СМИ насчитывается около 30 тысяч юношей и девушек, в основном рабочих" и служащих, а также студентов. С 1984 года в СМИ открыт доступ в качестве коллективных членов для различных ассоциаций молодежи, антивоенных и экологических движений. Первичные организации СМИ действуют в основном по месту жительства, объединяются в 17 федераций исторических областей. Высшим руководящим органом СМИ в перерывах между съездами является Федеральная комиссия, в которую входят представители всех федераций. Текущей работой руководит Исполком (9 человек) во главе с генеральным секретарем. В конце 70-х годов после падения в стране франкистской диктатуры СМИ переживала серьезные трудности, связанные с перестройкой всей деятельности организации и изменением направлений ее работы.

80-е годы стали периодом нового оживления деятельности молодых социалистов. Особое значение для выработки политической платформы СМИ в новых условиях имел приход к власти правительства во главе с лидером ИСРП Ф. Гонсалесом.

Несмотря на слабое взаимодействие левых молодежных организаций страны, на низовом уровне предпринимаются усилия по налаживанию сотрудничества между молодыми испанскими социалистами и коммунистами, прежде всего в ходе проведения совместных кампаний по конкретным вопросам (против принадлежности Испании к НАТО, за мир и разоружение, против подрывных действий, а правых, за решение проблемы молодежной безработицы и т.д.) СМИ активно участвует в борьбе за мир и прекращение гонки вооружений, за продолжение политики разрядки. Молодые испанские социалисты выступают за проведение референдума по вопросу о членстве Испании в НАТО, выдвигают требование о роспуске существующих военно-политических организаций, за создание в Европе безъядерных зон. СМИ выдвигает требование о выводе американских военных баз с территории страны. Молодые испанские социалисты принимают активное участие в "Движения за мир, разоружение и свободу". СМИ организует кампании солидарности с народами, борющимися против империализма, реакции и фашизма, колониализма, ранама и апартеида. СМИ явилась одним из организаторов I фестиваля молодежи и деитов стран Средиземноморья, прошедшего в августе 1982 году в Валенсии под лозунгом "За мир, свободу и независимость народов". В образованном осенью 1984 года Испанском подготовительном комитете к XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов СМИ является президентом. СМИ -- член Международного союза молодых социалистов (МСМС). Активно развивается сотрудничество ВЛКСМ в КМО СССР с СМИ. Начиная с 1978 года, существует практика подписания протоколов о развитии двустороннего сотрудничества. Печатными органами СМИ являются журнал "Реновасьон" и различные информационные бюллетени.

СКМИ, созданный в 1961 году, имеет большие традиции антифашистской борьбы, выступлений в защиту интересов трудящейся и учащейся молодежи. После крушения франкизма и легализации деятельности политических партий и общественных, в частности молодежных, организаций СКМИ включился в работу по вовлечению испанской молодежи в борьбу за укрепление процесса демократизации общества. СКМИ придерживается политического курса Коммунистической партии Испании (КПИ) и работает под ее руководством. Высшим руководящим органом союза является съезд. В перерыве между съездами собирается Федеральный комитет, текущей работой руководит Исполком. Из числа членов Исполкома избирается политический секретариат СКМИ. В мае 1978 года в Мадриде состоялся I съезд СКМИ, впервые после 40 лет франкистской диктатуры прошедший в легальных условиях. На съезде был принят устав союза и одобрен идеологический манифест, зафиксировавший определенный отход СКМИ от принципов марксизма-ленинизма, пролетарского интернационализма. В декабре 1981 года был проведен II съезд СКМИ, подтвердивший приверженность руководства союза "евро коммунистическому" курсу руководства КПИ. Прошедший в июле 1984 года III съезд СКМИ свидетельствовал о появлении новых трудностей в деятельности союза, показал наличие серьезных разногласий по важным вопросам внутренней и внешней политики. Съезд подтвердил отход СКМИ от классовых оценок сложившейся международной обстановки. Определенную специфику в организационную структуру и деятельность СКМИ привносит характер национального вопроса в Испании. Организации коммунистической молодежи ряда исторически сложившихся областей (Каталонии, Валенсии, Страны басков, Галисии и др.) обладают определенной автономией в рамках союза, имеют собственные членские билеты, проводят свои съезды и конференции и т. д. Значительное место в деятельности СКМИ занимает борьба за удовлетворение экономических требований трудящейся молодежи, за демократизацию высшей и средней школы, за создание всеобщей системы профессиональной подготовки, за доступ молодежи из трудовых семей к культуре и образованию. Совместно с молодежными секциями Профсоюзной конфедерации Рабочих комиссий молодые испанские коммунисты организуют кампании за право молодежи на труд, против безработицы, за работу по специальности и т. д. В последнее время СКМИ уделяет все большее внимание вопросам создания единой студенческой организации. Союз выступил, в частности, инициатором проведения I конференции студенческих организаций (Сарагоса, март 1983 года). СКМИ участвует в деятельности, направленной на привлечение молодежи к борьбе за мир, разрядку и прекращение гонки вооружений, за развитие международного сотрудничества. Особое внимание уделяется развитию связей с молодежными организациями стран Западной Европы, Латинской Америки и Северной Африки. Молодые испанские коммунисты высказываются против размещения в ряде западноевропейских стран новых американских ядерных ракет средней дальности, принимают активное участие в борьбе против вовлечения Испании в НАТО. После вступления страны в НАТО СКМИ вместе с Социалистической молодежью и другими прогрессивными молодежными организациями продолжает выступать за скорейшее проведение всенародного референдума по вопросу о членстве страны в Североатлантическом блоке. СКМИ выступил одним из инициаторов создания "Молодежной платформы за мир". Союз принимает участие и в деятельности Комитета действий за мир и разоружение. Вместе с Социалистической молодежью Испании СКМИ явился одним из организаторов проведения в Валенсии I фестиваля молодежи и студентов стран Средиземноморья. СКМИ является членом ВФДМ. В рамках федерации руководство СКМИ выступает зачастую с непоследовательных позиций. ВЛКСМ поддерживает контакты с СКМИ. Печатный орган СКМИ -- газета "Манифьесто". В последние годы значительный кризис переживают левацкие молодежные организации Испании, многие из которых утратили свое влияние и практически прекратили существование, поскольку не смогли предложить молодежи действенных путей к решению ее проблем. После происшедшего летом 1982 года выхода из коалиции Союз демократического центра (СДЦ) ряда буржуазных партий были предприняты попытки создания их молодежных организаций. Однако немногочисленные молодежные отделения этих партий (Демократического и социального центра, Народно-демократической и Либерально-демократической, так же как и СДЦ) не смогли приобрести сколь-нибудь заметного влияния среди испанской молодежи.

Совет молодежи Испании объединяет 34 молодежные, студенческие, детские и другие организации и объединения, занимающиеся работой с молодежью. Создан в декабре 1984 года. Совет призван доводить до правительства мнение входящих в него организаций по наиболее актуальным вопросам, касающимся положения испанской молодежи, содействовать развитию международных связей.

Рабочая христианская молодежь (ХОК) является влиятельной частью демократического молодежного движения Испании. Вместе с молодыми коммунистами и социалистами ХОК участвует в антивоенных выступлениях, кампаниях солидарности, единения в действиях в защиту прав молодежи. ХОК выступает за выход Испании из НАТО. Под непосредственным контролем католической церкви действуют Молодежь католического действия (ХАК), Ассоциация гидов (вожатых) Испании и ряд других организаций.

Организации молодых коммунистов, стоящих на интернационалистских позициях, действуют во многих областях Испании. Вскоре КМК предполагает провести учредительный съезд. Важнейшей задачей своей работы они считают борьбу за мир. Молодые коммунисты, состоящие в КМК, высоко оценивают мирные инициативы Советского Союза, с классовых позиций определяют истинный источник военной угрозы — американский империализм. Представители Коллективов молодых коммунистов приняли активное участие в проведении Молодежного круиза мира вокруг Европы (осень 1983 г.), в Международной встрече трудящейся молодежи (октябрь 1984 г.).

Как мы видели, положение молодежи в Испании, с одной стороны, сходно в экономическом, культурном, ментальном и ценностном плане с положением молодежи других империалистических стран, с другой стороны, тесно связано с господствующим политическим режимом, с его недавней историей.

Большая часть молодежи испытывает на себе отвратительные последствия капитализма в рабочих кварталах, на предприятиях, в элитарной и конкурентной системе образования. Этот потенциал необходимо организовывать, готовить для дела социализма будущие кадры и руководителей, пока их не поглотили покорность и бессилие, пока они не привязаны к капитализму тысячами невидимых нитей.

Перед лицом этого самая боевая молодежь организуется в движения по защите требований народных масс, иногда еще в малосознательной и стихийной форме. Показательные примеры – выступления студентов в защиту государственного образования, против фашизма, империализма, кризиса. Эти движения молодежи, базирующиеся на конкретных требованиях, играют важную роль в организации молодежи в целом.

Проблема большинства движений и массовых организаций состоит в том, что они не могут выйти за узкие рамки непосредственных требований, кроме того, наличие нескольких организаций влечет за собой немало разобщенности и путаницы.

Гост

ГОСТ

Политико-государственное устройство Испании

В соответствии с испанской Конституцией 1978 года, Испания является парламентским демократическим государством, в котором подразделены законодательная, исполнительная и судебная ветки власти. Главой государства является король.

Он состоит из двух палат: конгресса; сената.

Они наделяются законодательной властью, обладают функциями принятия бюджета государства, управления работы правительства, а также иные обязанности и полномочия, которые принадлежат им по конституции. Представителей избирают путем тайного голосования посредством применения свободного, равного, всеобщего, прямого избирательного права. Все граждане Испании, которые имеют политические права, могут избирать либо быть избранными.

Исполнительная власть сосредоточена в руках государственного правительства, состоящего из:

  • президента;
  • вице-президента;
  • группы министров;
  • иных предусмотренных законодательством лиц.

Король выдвигает кандидата на пост главы правительства в итоге совещания с представленными в парламенте партиями, на основании результата выборов. Правительство руководит внешней и внутренней политикой, военной и гражданской администрацией и обороной. Оно исполняет функционал исполнительной власти, обладая правом создания урегулирований, соответствующих конституции и соответствующему законодательству. Правительство в настоящий момент состоит из 16 министров. Практически любое из них неким образом связывается с министерством образования и науки.

Департаменты министерств и иные органы, находящиеся под их управлением, составляют государственную администрацию, функциями которой являются:

  • планирование,
  • координация,
  • инспекция,
  • документирование.

Государство может отдавать полномочия автономным регионам в случаях, когда это является возможным, но, во всяком случае, правительство владеет исключительной властью. Этим образом, к примеру, власти государства отвечают за вопросы, которые касаются граждан Испании, как одного целого, и вопросов международного характера.

Готовые работы на аналогичную тему

Этим же образом, исполнительная власть государства включает в себя регулирование базовых вопросов, которые гарантируют равенство всех граждан Испании, соблюдение их конституционных обязанностей и прав, которые касаются национальности, статуса, эмиграции, убежища, вопросов вооружённых сил и обороны, банковской и денежной систем, экономического планирования, судебной администрации, иностранной торговли, уголовного, исправительного, коммерческого, процессуального, профессионального и гражданского законодательства, а также вопросов, которые касаются промышленной и интеллектуальной собственности, национальных долгов и народных богатств.

Процессий децентрализации затронула множественные министерства, посреди которых и Министерство образования и науки. Это приводит к новой организации управления системой образования и изменению законодательства в силу того, что эти ветви власти стали децентрализованными, переданы автономным регионам, кроме круга полномочий, которые закреплены государством.

Политические партии

Общенациональные партии, которые пережили периодику диктатуры Франко:

  • Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП);
  • Коммунистическая партия Испании (КПИ).

Их организации были сохранены в подполье и изгнании, и множество членов данных партий подверглись преследованиям.

После чего зарегистрировались свыше 200 партий (в итоге выборов 1993 года в парламент зашли представители только 11 партий либо коалиций, а выборов 1996 года – 15).

Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) основана в 1879 году, являясь крупнейшей партией во времена Второй республики, но была запрещенной при Франко. После 1975 году она быстро росла при руководителе Фелипе Гонсалесе Маркесе, она обратилась в партию социал-демократического толка. ИСРП заняла второе место по численности голосов на выборах 1977 году, одержала победу на выборах местного типа в 1979 году в крупных центрах государства, включив Мадрид и Барселону. Получая абсолютную часть мест в обеих палатах Кортесов, в 1982 году ИСРП явилась управляющей партией Испании. Она так же одерживала победу на выборах в 1986 году, 1989 году, но в 1993 году ей приходилось войти в коалицию с региональной каталонской партией Конвергенция и Союз для того, чтобы образовать правительство. ИСРП на парламентских выборах досрочного типа в марте 1996 года стала в меньшей части.

Для написания данной работы и обозрения темы я использовал учебные пособия по правовым системам зарубежных стран.
Цель реферата- изучить политическое устройство Испании.
Задачи реферата:
 краткий обзор истории Испании;
 рассмотреть конституцию Испании;
 выделить главу организации;
 рассмотреть парламент;
 рассмотреть правительство;

Содержание работы

I Введение 3-4
II Политическое устройство Испании:
1. Краткая история страны 4-5
2. Современное политическое устройство:
Конституция 5-8
глава государства 9-10
генеральные кортесы 10-12
правительство 12-14
судебная система 14-15
форма государства 15-16
форма правления 16-19
форма избирательной системы 19-20
основные партии 20
III Заключение 21-22
IV Список использованной литературы и источников

Файлы: 1 файл

андрей.doc

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ МОУ МЫШКИНСКОЙ СОШ

ИСПАНИЯ: ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО.

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Введение 3-4
  2. Политическое устройство Испании:
  1. Краткая история страны 4-5
  1. Современное политическое устройство:

глава государства 9-10

генеральные кортесы 10-12

судебная система 14-15

форма государства 15-16

форма правления 16-19

форма избирательной системы 19-20

основные партии 20

III Заключение 21-22

IV Список использованной литературы и источников

ВВЕДЕНИЕ.

В данной работе я рассмотрел политическое устройство и политическую жизнь Испании. Сложная политическая система управления в этой стране требует детального анализа. Политическая система – это универсальная управляющая система общества, которая регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти.

Для анализа, указанного выше необходимо сжато осветить историю Испании в начале тысячелетия и до правления Бурбонов.

В последнее время Испания довольно часто выступает на политической арене, приковывая к себе внимание.

Меня заинтересовала форма правления в Испании – монархия и система правительства. Монархия как форма правления интересна тем, что это многовековая тема и одна из самых древних форм правления.

Для написания данной работы и обозрения темы я использовал учебные пособия по правовым системам зарубежных стран.

Цель реферата- изучить политическое устройство Испании.

    • краткий обзор истории Испании;
    • рассмотреть конституцию Испании;
    • выделить главу организации;
    • рассмотреть парламент;
    • рассмотреть правительство;
    • рассмотреть судебную систему Испании;
    • рассмотреть форму государства;
    • изучить форму правления;
    • изучить форму избирательной системы;
    • изучить основные партии Испании.

    Краткая история страны.

    Испания расположена на Иберийскoм полуострове (известен еще как Пиренейский). Общая площадь 504,8 тыс.кв.км. Государство на юго-западе Европы, занимающее большую часть Пиренейского полуострова. На севере граничит с Францией и Андоррой, на западе с Португалией. На севере омывается Бискайским заливом, на востоке Средиземным морем и Атлантическим океаном. На западе - Атлантическим океаном. Испании принадлежат несколько групп островов, самыми значительными из которых являются Балеарские острова в Средиземном море и Канарские острова в Атлантическом океане.

    Современное политическое устройство.

    Итак, сегодня Испания по государственному устройству - конституционная монархия, главой правительства которой является премьер-министр. Испания, демократическое государство, член НАТО и ЕС. Король Хуан Карлос 1 направил всю силу против диктаторского режима. Именно при нем в Испании стали осуществляться демократические реформы.

    Избранные 15 июня 1977 г. новые Кортесы разработали конституцию страны, одиннадцатую по счету после Первой испанской революции 1808 г. В декабре 1978 г. на общенациональном референдуме эта конституция была одобрена подавляющим большинством избирателей; она отменила действие фашистских законов и установила новый государственный правопорядок. Испания получила форму правления парламентарной монархии, унитарное политико-административное устройство со значительными правами составляющих страну единиц - автономных сообществ и демократический политический режим.

    Рис.3. Флаг Испании.

    Конституция 1978 г. восприняла как испанские конституционные традиции, так и опыт других стран — доктринальный, выражающийся в заимствовании идей, и нормативный — в конкретном закреплении ряда институтов. В преамбуле и первых статьях этот акт закрепил идеологические и политические основы государства, приняв в качестве основы его демократическую модель. Краеугольными принципами конституция провозгласила права человека, демократический, социальный и правовой характер государства. Все полномочия государства опираются на национальный суверенитет, от которого они исходят. Национальный суверенитет реализуется через участие избирателей в выборах в центральные и местные представительные органы и через участие в голосовании на референдумах на национальном и местном уровнях. Принцип правового государства установлен в девятой статье основного закона: "Граждане и государственная власть подчинены нормам Конституции и другого законодательства". Для обеспечения этого принципа создан орган конституционного контроля — Конституционный суд. Конституция учредила в стране иерархию правовых норм. Ниже основного закона находятся органические законы (ст.81), регулирующие основные права и свободы, статуты автономных сообществ, всеобщее избирательное право, статус ряда государственных органов — Государственного совета, Счетной палаты, Конституционного суда, Народного защитника, основы организации вооруженных сил, избрания Конгресса депутатов и Сената, организации судебной власти, границ избирательных округов и иных сфер, отнесенных к такому законодательству основным законом. Основной закон 1978 г. построен по классическому западноевропейскому образцу и содержит его структурные элементы. Конституция включает преамбулу, вводные положения, раздел о правах и обязанностях граждан, раздел об основных принципах социальной и экономической политики, разделы об органах государственной власти — короне, Генеральных кортесах, о правительстве и администрации, о судебной власти, о территориальной организации государства, о Конституционном суде, об изменении конституции, а также дополнительные, переходные и заключительные положения. В основном законе была учтена острая национальная проблема, существовавшая в стране на протяжении многих лет: Испания стала унитарным государством, но с широкой национальной автономией в виде автономных сообществ для составляющих страну территорий. Хотя конституцией ни в коем случае не допускается федерация автономий, им не запрещается сотрудничать между собой. В лингвистическом плане основной закон установил официальный характер двух языков — испанского (кастильского), который обязаны знать все испанские граждане, и собственного языка сообщества. Объем прав и свобод весьма обширен и включает равенство всех перед законом, личные права: право гражданина на жизнь, физическую и нравственную неприкосновенность; идеологическую, религиозную и культовую свободу; право на личную свободу и безопасность; на честь, личную и семейную тайну и доброе имя; свободу выбора местожительства и передвижения по национальной территории; политические свободы - выражение и распространение своих идей и мнений; право на проведение собраний и манифестаций, на создание объединений; право голоса и петиций; социально-экономические права - на образование, на объединение в профсоюзы, на создание предприятий, право частнопредпринимательской деятельности, право на трудовой конфликт. Конституция Испании по способу изменения относится к числу “жестких". Ее пересмотр осуществляется различными способами в зависимости от того, является ли он частичным или полным. В первом случае для изменения конституции требуется 3/5 голосов в каждой из палат Генеральных кортесов, а если отсутствует согласие палат, то его пытаются достичь путем выработки согласованного текста смешанной комиссией из депутатов и сенаторов. Если этот проект не принимается требуемыми 3/5 голосов в каждой из палат , то для внесения поправок в конституцию нужно собрать абсолютное большинство голосов в Сенате и не менее 2/3 — в Конгрессе депутатов. Полный пересмотр или изменение наиболее важных положений конституции (вводные положения, основные права и свободы, положения о Короне) могут быть осуществлены 2/3 голосов каждой из палат Генеральных кортесов, после чего они распускаются. Вновь избранные Кортесы рассматривают проект и должны его принять большинством в 2/3 голосов в каждой из палат. При полном пересмотре или изменении указанных важных положений основного закона после принятия поправок парламентом в обязательном порядке проводится национальный референдум, тогда как при частичном изменении конституционного текста такое голосование населения факультативно и осуществляется по требованию не менее чем 1/10 части членов одной из палат. Во всех случаях инициатива изменения конституции принадлежит правительству, парламентским палатам и 2/3 членов ассамблеи автономного сообщества. Права, свободы и обязанности граждан регулируются значительным числом статей конституции и серией органических и простых законов. Первая часть конституции включает 45 статей, разделенных на пять глав. Последняя поправка, внесенная в Конституцию Испании была сделана в августе 1992 г., которая давала право гражданам Европейского Союза избираться на муниципальных выборах.

    Глава государства. Установленная конституцией форма испанского государства — парламентарная монархия — предопределяет правовое положение главы государства. Форма замещения поста монарха, предусмотренная статьей 57 основного закона, является традиционной, поскольку такая же содержалась в статье 60 монархической конституции 1876 г. и почти такая же — в статье 51 основного закона 1837 г. Генеральные кортесы, являющиеся выразителем национального суверенитета, в случае невозможности наследственной передачи короны имеют право распоряжаться ею "в форме, в наибольшей мере отвечающей интересам Испании". Конституция установила, что корона передается наследникам Хуана Карлоса I Бурбона, который, таким образом, является первым в новой династии. Такое утверждение соответствует испанской традиции. Обязанности Короля не выходят за пределы, очертанные при парламентарной монархии. Король выступает как "глава Испанского государства", является символом его единства и постоянства. Он — гарант правильного функционирования государственных институтов (п. 1 статьи 56 конституции). В данном случае статус Короля вполне совмещается с европейской моделью парламентарной монархии. В конституционных нормах о правовом положении испанского короля заметно стремление сделать это лицо как бы "парящим" над другими государственными органами. Испанский король, в частности, не является главой исполнительной власти. Он санкционирует и промульгирует законы, созывает и распускает Генеральные кортесы, назначает новые выборы согласно положениим конституции, объявляет о проведении референдума, назначает и увольняет членов правительства по предложению его председателя, назначает гражданских и военных служащих, жалует почетные титулы и знаки отличия, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, осуществляет помилование, назначает послов, а иностранные послы аккредитуются при нем, подписывает международные договоры, по уполномочию Генеральных кортесов объявляет войну и заключает мир. Однако для того, чтобы акты монарха в названных областях были действительными, они должны быть контрассигнованы председателем правительства, министрами или председателем Конгресса депутатов. Наиболее значительное полномочие Короля — предложение Конгрессу депутатов кандидата на пост председателя правительства. Для этого Король проводит консультации с представителями парламентских фракций и через посредство председателя Конгресса предлагает кандидатуру на пост главы правительства. При вступлении на престол Король приносит присягу перед Генеральными кортесами.

    Испания (Королевство Испания) - государство на юго-западе Европы, занимающее 85% территории Пиренейского полуострова. В XIII веке нашей эры бóльшая часть Пиренейского полуострова была захвачена арабами. В ходе Реконкисты, продолжавшейся восемь веков, христианские королевства Северной Испании отвоевали весь полуостров. В 1492 году испанская корона овладела последним оплотом мусульман – Гранадой. После открытия Америки Христофором Колумбом благодаря потоку золота из Нового Света Испания превратилась в мощную державу, а испанская культура и язык получили широкое распространение. В XVII веке экономика Испании находилась в упадке. В XIX веке испанские колонии в Америке восстали и добились независимости. В XX веке Испания была разорена гражданской войной 1936–1939 годов. В стране установился тоталитарный режим, просуществовавший до 1975 года.

    Содержимое работы - 1 файл

    Испания1.docx

    4.2 Форма правления.

    Форма правления - система формирования и взаимоотношений высших государственных органов власти.

    • Власть осуществляется бессрочно;
    • Власть не зависит от населения;

    Парламентская монархия характеризуется следующими признаками:

    • Имеет место признак разделение властей;
    • Монарх “царствует, но не правит”;

    В отличие от других европейских монархов, не только "представительное лицо", но и влиятельный политик. По конституции он наделен большими полномочиями.

    • Правительство формируется парламентом из представителей партии (или партий) большинства;
    • Правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом;
    • Правовое положение монарха существенно ограничено.

    4.3 Тип политического режима.

    Избранные 15 июня 1977 г. новые Кортесы разработали конституцию страны, одиннадцатую по счету после Первой испанской революции 1808 г. В декабре 1978 г. на общенациональном референдуме эта конституция была одобрена подавляющим большинством избирателей; она отменила действие фашистских законов и установила новый государственный правопорядок. Испания получила форму правления парламентарной монархии, унитарное политико-административное устройство со значительными правами составляющих страну единиц — автономных сообществ и демократический политический режим. Имеется немало примеров, свидетельствующих о действительном переходе к демократии: референдум по поводу принятия новой конституции, гарантия прав областной автономии, введение права на развод, а также отмена смертной казни. Показательной для произошедших изменений в общественной жизни стала плюралистская структура прежде централизованного государства. Среди признаков демократического режима также можно выделить:

    • Население участвует в формировании и осуществлении государственной власти;
    • Во всех сферах общественной жизни господствует закон;
    • Реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную исполнительную и судебную;
    • Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; и пр.
    1. Форма избирательной системы.

    В Испании смешанная избирательная система (сочетание мажоритарной и пропорциональной систем).

    посылают в верхнюю палату дополнительно по одному сенатору от более чем одного миллиона жителей; эти сенаторы назначаются законодательными собраниями сообществ.

    Численность муниципальных советов зависит от числа проживающих на их территории жителей (до 250 — 5 , от 250 до 1000 — 7 и т.д.). Их члены избираются и по пропорциональной и по мажоритарной избирательным системам, в зависимости от характера коммуны.

    Непосредственное участие избирателей в государственной жизни на национальном и более низких уровнях признается основным законом и другими актами Испании. На национальном уровне возможно проведение конституционного референдума.

    Назначение референдума осуществляется Королем по предложению председателя правительства и при существовании первоначальной инициативы, исходящей от Конгресса депутатов. Кроме того, органический закон 1980 г., регламентирующий процедуру референдума, добавил дополнительное условие – инициатива Конгресса должна быть одобрена абсолютным большинством его членов.

    В целом, же институт непосредственного участия граждан Испании в осуществлении государственной власти введен весьма ограниченно, и практика его применения не получила широкого распространения.

    Тип государства определяет социальную сущность государства, его цели, политические интересы в обществе, функционирование государственного механизма. Тип государства можно определять по нескольким факторам:

    • С точки зрения уровня социально – экономического развития новая индустриальная страна
    • С точки зрения способа организации высшей власти – монархия.
    • С точки зрения государственного устройства – Испания стоит на границе между унитарным устройством и федерацией.
    • С точки зрения способов и методов осуществления государственной власти – демократия.
    • С точки зрения двух глобальных этапов развития государственности – конституционное.
    1. Тип политической системы и его характеристика.

    Политическая система – это универсальная управляющая система общества, которая регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти.

    К основным типологиям можно отнести:

    • Типология по характеру взаимодействия с внешней средой: система Испании относится к открытым политическим системам (когда политические системы обмениваются ресурсами со внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны);
    • Типология по политическому режиму – демократическая политическая система;
    • Классификация по классовому признаку, то есть интересы какого класса представляет политическая система – социалистическая;

    Объем прав и свобод весьма обширен и включает равенство всех перед законом, а также многие личные права.

    Конституция возлагает на государство обязанности, казалось бы, прямо не относящиеся к отдельной личности, но касающиеся всего сообщества людей. К таким обязанностям относится поощрение доступа к культуре, развитие науки, научных и технических исследований в общих интересах, наблюдение за разумным использованием природных ресурсов, гарантирование сохранения и защиты исторического, культурного и художественного наследия народов Испании, способствование в создании необходимых условий для пользования благоустроенным жильем.

    Испания заметно выделяется среди других стран Европы. Ее положение на стыке Европы и Африки, христианского мира и мира ислама, замкнутого Средиземноморья и бескрайней Атлантики оставило неизгладимый след на всем облике страны.

    Франкистский режим утвердился в Испании в результате кровопролитной, разрушительной гражданской войны 1936-1939гг. О ее трагических последствиях для Испании убедительно говорят такие цифры: около 1 млн. человек погибло в ходе войны; не менее 500 тыс. испанцев были вынуждены покинуть родину, спасаясь от мести победителей. По подсчетам видного испанского экономиста Романа Тамамеса, в 1939-1940 гг. сельскохозяйственное производство составляло всего 21% от довоенного уровня, а промышленное – 31%. В 192 городах и населенных пунктах было разрушено до 60% всех зданий, полностью уничтожено 250 тыс. квартир и еще 250 тыс. невозможно было использовать. Страна потеряла почти половину подвижного состава железных дорог, 30% судов торгового флота, более 70% автомашин. Доходы основной массы трудящихся в конце 1939 г. упали до уровня 1900 г. Стране понадобилось более 10 лет для ликвидации только материального ущерба, нанесенного войной.

    Франкисты обрушивали на своих реальных и потенциальных противников жесточайший террор. Были запрещены все поддерживающие республику политические партии, такие как Коммунистическая партия Испании (КПИ), Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП), различные республиканские партии, ведущие профсоюзные организации. Около 2 млн. испанцев прошло в первые послевоенные годы через тюрьмы и концлагеря.

    Вплоть до 1973 г. Франко возглавлял все создаваемые им правительства, причем министры его кабинетов никогда не выступали от своего имени, а только как представители главы государства, определявшего линию их поведения. Даже назначение в 1969 г. чрезвычайной сессией кортесов Хуана Карлоса, внука свергнутого революцией 1931 г. короля Альфонса XIII, преемником главы государства, а в 1973 г. – адмирала Карреро Бланко премьер-министром не поколебали абсолютной власти Франко.

    1958 г. принципы фаланги были провозглашены основополагающими принципами государства, но вернуть себе утраченные позиции она не смогла.

    К началу 70-х годов возможности франкизма к маневрированию резко сократились как потому, что он зашел в тупик, лишившись поддержки и сочувствия значительной части тех сил, которые его поддерживали почти четыре десятилетия, так и потому, что оппозиция сумела преодолеть существовавшие ране внутри нее противоречия и начала выступать единым фронтом.

    Положение, сложившееся в верхних эшелонах власти, усугублялось мощными выступлениями рабочего класса, студенчества, католических кругов, интеллигенции, средних слоев, требовавших подлинной, а не мнимой демократизации.

    Франкизм как политическая и идеологическая система исчерпал себя. Его отвергали и господствующие классы и народные массы. Необходимость перемен понимали все, даже наиболее яростные его поклонники. В этой обстановке всеобщего брожения, нарастающих противоречий в верхах и острых социальных конфликтов 20 ноября 1975 г. умер 82-летний диктатор. Его похороны ультра отметили массовыми манифестациями в Мадриде и других городах.

    22 ноября принц Хуан Карлос, ставший главой государства, был коронован королем Испании под именем Хуана Карлоса I.

    Преемник Франке — король Хуан Карлос 1 — не нуждался в ломке старого аппарата власти. Речь с самого начала шла о реформе, которой сочувствовали многие деятели старого режима.

    Испания – страна, которой может принадлежать большое демократическое будущее. Перед ней открыты разные возможности – она может стать и прочным фактором европейского мира, и фактором дальнейшего нагнетания напряженности; и бастионом демократических порядков на юге Европы, и очагом новой волны правой опасности. Окончательный выбор еще не сделан.

    Читайте также: