Исламский фундаментализм фактор опасности для европейской цивилизации доклад

Обновлено: 02.07.2024

Изменение соотношения сил в мире ныне идет семимильными шагами, что отражает бурный характер перемен современного общества. По итогам 2009 года Китай становится второй экономикой мира, обгоняя Японию, хотя эксперты предсказывали, что это должно произойти несколькими годами позже.

Мировой экономический кризис приобретает цивилизационный характер. Он не просто отражает противоречия между планетарностью капитала и суверенитетом национального государства, но и обозначил новый виток межэтнических и геополитических столкновений, в основе которых лежит неприятие западного образа жизни выходящими на авансцену истории, новыми цивилизациями.

2. Этот же процесс распространяется и на сферу противостояния Запада и исламского мира. Так случилось, что в начале ХХ1 века именно ислам выступил в качестве реального оппонента США и других западных государств. Собственно говоря, по убеждению многих политологов, ХХ1 век начался по существу 11 сентября 2001 года, то есть с момента крупнейшего террористического акта современности, когда погибло около 3 тысяч человек и был нанесен удар по наиболее значимым символам американского капитализма. И до этого времени отношения между исламским и западным мирами не были особенно безоблачными (не последнюю роль играло то обстоятельство, что ряд западноевропейских государств превратил многие исламские регионы в свои колонии), однако после 11 сентября этот процесс конфронтации стал принимать зримые очертания.

При этом решающим фактором в трансформации баланса сил выступает демография. Даже по весьма сдержанной оценке американцев (Фонд Карнеги), ислам станет первой религией мира по числу приверженцев к 2023 году. Сейчас общая численность мусульман на земном шаре оценивается и составляет примерно полтора миллиарда человек. А на рубеже Х1Х и ХХ вв. количество последователей Пророка Мухаммеда оценивалось в 100 млн. человек.

Ислам имеет определенные особенности, которые отличают его от других вероучений: это всеохватывающий характер религии, которая является не просто мировоззрением, или идеологией, или сводом духовных ценностей, а она — образ жизни, поскольку всеобъемлюще регламентирует жизнь верующего. , это удивительная религия солидарности, которая объединяет всех правоверных, независимо от цвета кожи, национальной принадлежности

Серьезной заявкой на изменение роли ОИК в мире стало принятие нового Устава на одиннадцатой сессии глав государств ОИК в марте 2008 года в Дакаре (Республика Сенегал). В сравнении с предыдущим Уставом 1972 года, в новом документе нашли свое отражение понимание изменившейся роли ислама и одновременно заявке ОИК на ведущую роль в мусульманском мире.

В условиях обострившихся в последние годы отношений между Западом и исламским миром ОИК ставят своей целью всемерное содействие диалогу, диалогу цивилизаций, культур и религий.

ОИК объявила одним из главных приоритетов борьбу с исламофобией, которая охватила весь западный мир.

Не случайно, ислам называют религией солидарности и справедливости, одной из пяти основ которой, является обязательная выплата не менее 2,5% своих доходов в пользу бедных и неимущих, так называемый закят. В условиях современного мира, когда люди страдают от недостатка справедливости, этот аспект импонирует очень многим.

Наконец, эта религия, которая больше, чем остальные вознаграждает в раю своих последователей за богоугодные дела, особенно за самоотверженность и даже жертву своей жизни ради Аллаха.

После поражения Египта и других арабских государств в войне 1967 года с Израилем, на мусульманском Востоке резко увеличилось влияние религии, что было связано с провалом многих доктрин, которые пытались взять на вооружение те или иные мусульманские государства, прежде всего, арабские. Потерпели неудачу и проекты арабского социализма, и баасизма и национализма, провалом закончились попытки построить общество научного социализма в Афганистане Отсюда такая популярность тезиса религиозных деятелей о том, что все поражения мусульман связаны с отходом от истинной религии, и путь к решению всех проблем ведет через возвращение к истокам, правильному первоначальному исламу (на Западе это называют фундаментализмом).

То обстоятельство, что религия и политика на мусульманском Востоке, по сути дела, не разъединяются, во многом объясняет появление исламистских радикальных течений и движений.

К сожалению, действия этих радикалов ведут к тому, что зачастую ислам отождествляют с террором, и преступления небольшой кучки экстремистов приписывают самой религии, считая, что именно она рождает волну насилия и ненависти. Это далеко не соответствует истине, поскольку ислам по сути своей является миролюбивой религией, а милосердие и великодушие были и остаются одними из самых главных культивируемых достоинств.

Важнейшую роль в новом месте ислама в современном обществе играет демографический фактор. Не случайно, ислам называют самой быстрорастущей религией в мире, и даже американцы считают, что через 13 лет численность мусульман превзойдет количество христиан всех деноминаций. Большинство мировых проблем сегодня во многом связаны именно с демографической ситуацией. В целом налицо нарастающая тенденция изменения этнического состава населения планеты, поскольку нарастает очень быстрыми темпами продвижение, проникновение и расширение общин иммигрантов. Ныне ислам стал второй по численности религией в США, обогнав иудаизм. В Западной Европе проживает 20 миллионов мусульман, и, по прогнозам, их число удвоится в ближайшие десять лет, поскольку динамика численности коренного населения Евросоюза не дает возможности воспроизводить необходимый уровень рабочей силы. В 1960 году люди европейского происхождения составляли четверть мирового населения, в 2000 году — одну шестую, а в 2050 году при нынешних темпах развития — одну десятую. Важное значение имеют и возрастные показатели. В 2000 году в Европе проживало 444 млн. человек в возрасте от 15 до 60 лет. К 2050 году их число сократится до 365 миллионов человек. За 50 лет соотношение работающих и пенсионеров изменится — от 5:1 к 2:1. Чтобы не допустить резкого падения жизненного уровня государства ЕЭС вынуждены будут увеличить приток иммигрантов, то есть иммиграция рабочей силы в Европу, это — не альтруизм или желание помочь бедным мусульманским странам, а жесткая необходимость. Нужно обратить внимание на то, что мусульманские общины растут во всех регионах земного шара. В Индии число мусульман оценивается уже в 200 млн. человек, то есть больше, чем в Пакистане. В Китае официальные данные говорят о 30 миллионах, но сами мусульмане приводят цифру в 100 миллионов. Достаточно быстрыми темпами растет численность мусульман в Латинской Америке.

Эти тенденции не обходят стороной и нашу страну. По свидетельству российского ученого А. Казанцева, к 2050 году численность мусульман и христиан в нашей стране может сравняться, если сохранятся существующие ныне тенденции.

Реальным эффективным подспорьем для расширения роли мусульманской общины в международных делах является и тот факт, что более двух третей мировых запасов энергоносителей — нефти и газа, расположены в мусульманских районах, причем, как правило, это — высококачественная нефть. Например, себестоимость добычи 1 барреля нефти в Саудовской Аравии обходится в десять раз меньше, чем в России. Учитывая зависимость современного мира от нефти и газа, роль исламских государств в мировой экономике будет расти. Уже сейчас в двадцатку крупнейших экономик мира включены три исламских государства — Индонезия, Турция и Саудовская Аравия. Влияние ОПЕК на формирование цен на нефть хорошо известно. К этому следует добавить и новое финансовое могущество богатых исламских государств. Если цены на нефть в 2010 году сохранятся на уровне 75–80 долларов за баррель, то общие доходы нефтедобывающих стран Персидского залива приблизятся к 1 триллиону долларов. Открытый в конце 2009 года самый высокий в мире небоскреб в Дубае олицетворяет символ нового могущества нефтеэкспортеров, и таких символов становится все больше и больше. Во время кризиса хорошо показали себя исламские банки, деятельность которых строится на постулатах ислама. Успешно функционирует Исламский Банк развития, который уже предоставил почти 50 миллиардов долларов кредитов.

Ислам все больше выдвигается в целом ряде регионов мира в центр международной жизни, но не всегда о нем говорят и думают в позитивном ключе. Зачастую он воспринимается, особенно на Западе, в качестве серьезной угрозы. Кроме того, исламские сепаратистские движения от Филиппин и Таиланда до Китая и Индии, воспринимаются как опасность для территориальной целостности и независимости ряда стран.

Мощным стимулом к объединению усилий и укреплению исламского мира является историческая память мусульман о былом величии, стремление отомстить Западу за десятилетия унижений и попрания прав, преодолеть отсталость и восстановить престиж и влияние в мире. Действенным средством для достижения этого является вера, которая представляет собой эффективную моральную силу воздействия на поведение последователей Пророка Мухаммеда и способ их объединения.

Примечательно, что даже многие американские и европейские ученые признают, что в последние годы в исламском мире появилась элита, ничем не уступающая, а может быть, даже в превосходящая западную. Дело в том, что мусульманские деятели, как правило, учились на Западе и хорошо знакомы с основами христианской иных культур. Но в то же время они прекрасно разбираются в том, что связано с исламской цивилизацией. Заслуги современного турецкого руководства по выводу страны из кризиса, по укреплению международных позиций государства признают даже в Европе. Имена таких деятелей, как бывший Малайзии Махатхир Мохамад, нынешний генеральный секретарь Организации Исламская конференция Экмеледдин Исханоглу, президент Исламского Банка развития Мухаммад Али, генеральный директор ИСЕСКО Абдельазиз Тувейджри являются общепризнанными авторитетами в своих областях. И этот список можно было бы продолжать бесконечно. В последние годы несколько мусульман стали лауреатами Нобелевской премии (нынешний, недавно избранный на второй срок президент Индонезии Сусило Бамбанг Юдойоно в начале января 2010 г. выпустил очередной, третий по счету, альбом . На этот раз он не поет, как в предыдущие разы сам, а песни его сочинения исполняют известные индонезийские . Все деньги от сборов этих альбомов идут на благотворительные нужды).

Мусульмане, и это признают многие политологи, люди более сильные духом, которые убеждены, что отстаивают правоту своего дела. На фоне дехристианизирующейся изнеженной Европы, мусульманские общины выглядят островками идейной убежденности и готовности к решительной защите своих прав. Мусульмане немало делают для того, чтобы доказать, что нельзя ставить знак равенства между их миролюбивой и сострадательной религией и терроризмом. Сейчас мусульманский мир мобилизует свои ресурсы для борьбы с экстремистами, и эта борьба становится все более результативной, Консолидация умеренных сил мусульманского мира, это — процесс, который уверенно набирает обороты. Сейчас все труднее становится вешать ярлыки на многие организации, которые на Западе торопятся назвать террористическими.

Столкновения цивилизаций, которое предрекал С. Хантингтон, не произошло, однако цивилизационный разлом сегодня налицо, причем он углубляется. Он выражается, прежде всего, в эскалации напряженности четырех главных кризисов между Западом и исламским миром. Это — ближневосточный конфликт, ситуация вокруг Ирана, иракская драма, а также узел. Все эти конфликтные ситуации чреваты самыми серьезными последствиями для международного мира и безопасности. К этому надо добавить еще ряд недавних конфликтов в Йемене, Сомали, Судане. Общая картина представляется весьма тревожной.

Этот процесс цивилизационного разлома все чаще проявляется и в США, где в конце ноября 2009 года майор американской армии палестинского происхождения расстрелял 13 своих соотечественников и ранил 40 человек в знак протеста против возможной отправки его в Ирак и Афганистан.

Между тем, именно Россия является той страной, которая может помочь навести мосты между Западом и мусульманским Востоком и сыграть важнейшую роль в налаживании отношений, в создании и упрочении атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. Наши связи с исламскими странами в последние годы развиваются стремительно. В 2005 году Россия — единственная страна из постоянных членов Совета безопасности — вошла в состав Организации Исламская конференция на правах наблюдателя. Это дает Российской Федерации, с одной стороны, возможность лучше понять, чем живет исламский мир сейчас, а с другой, — добиваться большего взаимопонимания с мусульманскими странами по многим актуальным вопросам.

Российская Федерация — многонациональная и поликонфессиональная страна, на территории которой проживают официально свыше 15 миллионов последователей исламского вероучения, что составляет более 10% населения страны. Ислам появился на территории современной России даже раньше, чем состоялось официальное крещение Руси. Христиане и мусульмане России имеют уникальный многовековой опыт совместного проживания, мирного сосуществования и взаимообогащения культур, опыт, который не имеет большинство европейских стран, особенно, если учесть, что в России живет больше мусульман, чем в любой другой европейской стране, и процентная доля мусульман среди населения быстро растет. Практически по всем ключевым глобальным проблемам позиции России и исламского мира близки или совпадают. А общее поле интересов по Ближнему Востоку, Ираку, энергобезопасности делает взаимодействие наших государств весьма актуальным, особенно на нынешнем этапе международных отношений.

Ныне наша планета сталкивается с нехваткой целого ряда жизненно важных ресурсов, таких как: вода, продовольствие, в конечном счете — нефть Но главным дефицитом современного мира является дефицит справедливости. И именно с укреплением роли России и более активным взаимодействием России и исламского мира многие связывают надежды на возрождение духовных и моральных ценностей в мире. В большинстве исламских столиц Россия воспринимается как могучее дружественное государство, способное предложить реалистические рецепты нахождения взаимоприемлемых развязок существующих конфликтных ситуаций.

Вот почему мы все чаще слышим со стороны наших мусульманских партнеров призывы играть более энергичную роль в том, чтобы не допустить межцивилизационного разлома или, так называемого, столкновения цивилизаций, ибо только при активном участии Москвы любые инициативы по диалогу, партнерству цивилизаций могут стать глобальным проектом, направленным на выработку новой парадигмы, основанной на подлинном равноправии и учете интересов всех участников процесса.

Для того, чтобы осуществить это, нужно всемерно укреплять взаимодействие православия и ислама внутри нашей страны. Это — основные конфессии (две другие традиционные религии — иудаизм и буддизм — насчитывают гораздо меньше приверженцев). Все это требует от российского государства четко выверенной и последовательной линии в отношениях с основными религиозными верованиями.

Сотрудничество христиан и мусульман в нашей стране всегда было важнейшим элементом внутриполитической стабильности, и его действительно нужно охранять как зеницу ока.

Мы живем в эпоху глобализации, которая ознаменовалась наиболее крупными и стремительными цивилизационными изменениями, которые переживало человечество. Цивилизация открыла невиданные возможности для ускоренного прогресса, для общения государств и народов, для расширения контактов между людьми, культурными и духовными ценностями. Налаживание нормальных отношений между исламским миром и Западом, в котором Россия может сыграть ведущую роль, по сути дела, будет означать серьезный поворот к лучшему в международных отношениях, ибо речь идет более чем о половине человечества, так как вместе христиане и мусульмане составляют свыше 3 миллиардов человек.

Здесь следует отметить, что практически всем религиям, имеющим давние исторические корни, свойственны расхождения во взглядах между отдельными группами их последователей относительно соблюдения исторически сложившихся религиозных традиций и догм. Именно на основании этого факта исследователи терминологически выделяют религиозные направления в какой-либо конфессии (ислам не является исключением), которые выступают за необходимость следования предписаниям, установленным в религиозных священных книгах, недопустимость либерального истолкования священных текстов, а также отрицают протекающие в современном обществе процессы глобализации и секуляризации. Представителей таких религиозных направлений называют фундаменталистами. Теория и практика исламского фундаментализма отличается разнообразием. Данное движение характерно как для суннитского, так и для шиитского направления ислама. В отдельных государствах фундаменталистам удалось добиться принятия своей идеологии в качестве господствующей, в частности в Исламской Республике Иран и Саудовской Аравии. В ряде других фундаменталистские движения действуют в качестве оппозиции существующим светским или традиционным государственным институтам, в качестве метода борьбы с которыми отдельными группировками фундаменталистов используются методы террора.

При этом мы не забываем о катастрофическом распространении идей исламского фундаментализма в самой России, особенно среди мусульманской молодежи, что рисует в ближайшей перспективе усиление связанных с этим угроз национальной безопасности. Процессы выделения из ислама отдельных течений принимают столь радикальный характер, что часто мусульманские религиозные деятели сами являются жертвами своих же единоверцев. Одним из последних таких случаев стало убийство 16 февраля 2012 г. заместителя муфтия Ставропольского края Курмана Исмаилова. Основной версией убийства следствие считает проводимую им борьбу с экстремизмом в исламе. До этого наличие экстремистских мотивов было доказано по делам об убийствах 27 октября 2011 г. дагестанского религиозного деятеля С. Хуригского, 15 декабря 2010 г. муфтия А. Пшихачева, 20 сентября 2009 г. заместителя председателя Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья И. Бостанова.

Ислам - самая молодая религия. По своей сути, ислам - отдельная цивилизация с образом жизни и культурой. Совокупность догм и практики ислама, которые оказывают влияние на социальную и духовную жизнь регионов и стран, принято называть исламским фактором. В свою очередь исламский фундаментализм - это прежде всего консервативное направление в исламе. В основе этой системы заложена попытка восстановить первоначальные ценности ислама, определенные еще во времена пророка Мухаммеда, и сформулировать идею исламского государства, причем не просто в форме благих пожеланий, но и применительно к современной исторической ситуации.

Исламский фундаментализм можно определить как идеологическую утопию и вместе с тем попытку выражения неповторимости исламской цивилизации.

Исламский фундаментализм можно определить как идеологическую утопию и вместе с тем попытку выражения неповторимости исламской цивилизации. Фундаментализм - это форма самоутверждения ислама как социально-культурной системы. Сам по себе фундаментализм никогда и нигде не представлял никакой опасности - другое дело, как его используют в политике.

Большинство исламских политиков прекрасно понимают, что рассуждения о создании в обозримом будущем исламского государства сегодня, например, на Северном Кавказе, вызывают лишь раздражения. Идея мусульманского государства неприемлема и для большинства мусульман, воспитанных на секулярных традициях.

Поэтому для удовлетворения потребностей мусульман в их духовных исканиях можно пойти по другому пути, а именно - создать в России для них условия, обеспечивающие возможность следовать исламскому образу жизни. Под этим понимается, прежде всего, вообще обеспечение свободы совести и возможность для каждого гражданина соблюдать нормы своей конфессии. Разумеется, некоторые исламские порядки могут не совпадать с российскими законами. Но это можно будет решить без ущерба для положений мусульманской веры.

Исламский фундаментализм можно определить как идеологическую утопию и вместе с тем попытку выражения неповторимости исламской цивилизации.

Социальной базой фундаменталистских движений являются такие группы населения, которые в ходе трансформации общества оказались выбитыми из привычной социальной жизни, оторвались от традиционной культуры и стремятся восполнить это обращением к первоосновам мусульманской религии. Поэтому среди членов и руководителей зарубежных и российских исламских фундаменталистских организаций, оказываются в основном представители интеллигенции и молодежи.

В целом исламский фундаментализм и его политическое выражение - исламизм - является неотъемлемой частью общественной жизни всех мусульманских государств. В России же зарождение политического ислама прошло фактически незамеченным, т. к., во-первых, возникновение первых исламских политических организаций пришлось на рубеж 80-90-х годов, когда у общества были другие проблемы, и мало кто обратил внимание на политический ислам.

Во-вторых, первые исламские организации были скорее малочисленными клубами, не имевшими влияние на массы мусульман. К тому же среди фундаменталистов существовали разногласия, препятствовавшие их совместной деятельности.

Арабским миром принято обобщенно называть арабские страны Ближнего Востока и Северной Африки, а также входящие в Лигу арабских государств и имеющие арабский язык в качестве одного из официальных. Арабский мир состоит из 23 стран с совокупным населением около 345 млн человек и общей площадью приблизительно 13 млн квадратных километров.

На данный момент (начало 2015) список стран Арабского мира таков:

Алжир, Бахрейн, Джибути, Египет, Западная Сахара, Йемен, Иордания, Ирак, Катар, Коморы, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, Объединённые Арабские Эмираты, Оман, Государство Палестина, Саудовская Аравия, Сирия, Сомали, Судан, Тунис.


Арабский мир

Как уже было указано – ислам самая молодая мировая религия мира, как и все религии способная к разветвлению. "Ислам", в переводе с арабского, означает покорность, "мусульманство" (от арабского "муслим") – предавший себя Аллаху. Основателем ислама является арабский "пророк" Мухаммад (Мухаммед или Магомет). Одним из таких разветвлений является исламский фундаментализм.

Исламский фундаментализм в современном мире

Политическое течение внутри исламского мира, нацеленное на создание исламских государств, приведение официального права в соответствие с шариатом и соблюдение мусульманским и немусульманским населением ценностей и законов пророка Мухаммада и первых четырёх халифов. Исламизм является идеологией, на основе религии (ислама — исламский фундаментализм) и претендующей на её единственно правильное толкование.

Термин “фундаментализм” заимствован из христианства, где он использовался для обозначения ортодоксального течения в протестантизме. Оно зародилось в США в канун первой мировой войны среди консервативной части американских протестантов, которые защищали христианское учение от богословского модернизма и либерализма. В 1919 г. в Филадельфии была основана всемирная христианская фундаменталистская ассоциация. Ее члены обвиняли “модернистов” и “либералов” в подрыве христианской веры и в забвении Евангелия в угоду “новому научному знанию”. Речь шла, главным образом, об эволюционной дарвинской теории, против которой фундаменталисты–клерикалы выступали на знаменитом “обезьяньем процессе” 1925 г. После второй мировой войны американские фундаменталисты стали именовать себя евангелистами, но термин “фундаментализм” остался и в узком понимании его трактуют как теологическое движение, нацеленное на сохранение того, что представляется основой (фундаментом) христианства – веры в непорочное зачатие и воскрешение Иисуса Христа.

Между тем современный фундаментализм отличается от того явления, которое существовало в протестантизме в начале ХХ века, и его давно рассматривают как феномен не только протестантского, но и католического, православного, иудаистского, буддийского, исламского и других вероучений. Сторонники этого религиозного течения провозглашают неизменность догматики, требуют буквального принятия содержащихся в священных книгах пророчеств, настаивают на строгом и неукоснительном исполнении всех религиозных предписаний.

В широком плане фундаментализм давно вышел за рамки чисто религиозного течения, превратившись в одно из направлений общественно–политической мысли. Это может быть не только теологическая позиция, противостоящая либерализму, но и политическая идеология, обернувшаяся в религиозную оболочку. Например, российский исследователь А. В. Малашенко считает, что фундаментализм – это “форма выражения цивилизационной константы, а суть его – “в стремлении воссоздать фундаментальные основы “своей” цивилизации, очистив ее от чуждых новаций, вернуть ей “истинный облик”. Другой российский автор, Е. Трифонов, объясняет фундаментализм как не имеющий рационального объяснения феномен социальной психологии, как явление, генетически связанное с коммунизмом, с которым фундаментализм объединяет “ненависть к европейской цивилизации и христианским ценностям”.

Исламский фундаментализм обусловлен, помимо обширной политизации, другими факторами, в числе которых:

· геополитическая значимость мусульманского мира;

· существующие в нем огромные запасы нефти, которая и в XXI веке будет важнейшим стратегическим сырьем;

· наличие мусульманских общин в посткоммунистическом мире и во всех крупных государствах Запада; потенциальные угрозы, исходящие от них;

· рост проявлений терроризма во имя веры и религиозно–обусловленного сепаратизма в исламском мире и в странах Восточной и Центральной Европы;

· отождествление (с легкой руки С. Хантингтона) в постконфронтационную эпоху оси противостояния Север–Юг (богатые–бедные) со столкновением христианской и исламской цивилизаций.

Сам по себе исламский фундаментализм ни в коей мере не тождествен исламу, который, как и всякая мировая религия, не ограничивается только религиозной сферой. Это и кодекс поведения, и сумма моральных ценностей, и психология, и образ жизни. Ислам в значительной степени определяет характер экономических отношений, формы государственного управления, социальную структуру, быт, словом, он сохранил до настоящего времени свою жизнеспособность как мощная религиозно–культурная традиция.

В экономической области обобщенный фундаменталистский проект нацелен на утверждение основ исламской экономики – особого пути развития, определяемого шариатскими нормами владения собственности и ее наследования, предписаниями Корана относительно торговли и финансовых дел: запрета на ростовщичество или ссудного процента (риба), выплаты закята (от слова zaka –”очищенный”, “быть чистым”) – налога на имущество, доходы и пр. Достижение социальной справедливости рассматривается как цель и стержневой момент всех экономических действий. Так, допускается трактовка ссудного процента как регулятора, с помощью которого можно устанавливать социальную справедливость, поскольку применение риба помогает исключить нетрудовые доходы; закят, который в теории должен распределяться среди бедных и неимущих, а на практике превращен в обычный государственный налог, призван “очищать” пользователей имущества и получателей доходов. Речь идет, следовательно, о создании такой системы, которая основывалась бы на равенстве и сотрудничестве всех ее членов.

В исламе фундаментализм – это лишь одно из течений, которое ставит своей целью укрепить веру в фундаментальные источники этой религии, привести нормы общественной и личной жизни в соответствие с заповедями ислама, заставить верующих неукоснительно выполнять предписания Корана и шариата, утверждать основы исламской экономики. Для крайних, экстремистских течений фундаментализма характерны резко агрессивное неприятие европейско–христианских духовных ценностей, повышенная политическая активность, готовность прибегнуть к насильственным методам, включая террористические.

Быстрыми темпами исламизм развился и на территориях бывших советских республик. Авторы книги "Политические системы и политические культуры Востока" А.Д. Воскресенский, П.Б. Старостин, М.В. Стрежнева, Л.М. Ефимова и другие справедливо утверждают, что "сейчас политический ислам уже есть на юге Казахстана и Киргизии, исламисты играют очень важную роль в Таджикистане и представляют реальную силу в Узбекистане. В этом плане весьма возможно постепенное, анклавное превращение республик региона в исламские страны. Приход радикалов и экстремистов не только вызовет катастрофические потрясения в Центральной Азии, но и будет прямо угрожать всем сопредельным странам, и в первую очередь России".

При этом мы не забываем о катастрофическом распространении идей исламского фундаментализма в самой России, особенно среди мусульманской молодежи, что рисует в ближайшей перспективе усиление связанных с этим угроз национальной безопасности. Процессы выделения из ислама отдельных течений принимают столь радикальный характер, что часто мусульманские религиозные деятели сами являются жертвами своих же единоверцев. Одним из последних таких случаев стало убийство 16 февраля 2012 г. заместителя муфтия Ставропольского края Курмана Исмаилова. Основной версией убийства следствие считает проводимую им борьбу с экстремизмом в исламе. До этого наличие экстремистских мотивов было доказано по делам об убийствах 27 октября 2011 г. дагестанского религиозного деятеля С. Хуригского, 15 декабря 2010 г. муфтия А. Пшихачева, 20 сентября 2009 г. заместителя председателя Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья И. Бостанова.

На Северном Кавказе “ваххабиты”, именующие себя сторонниками “чистого ислама”, стремятся навязать свою веру и мировоззренческие принципы представителям других бытующих здесь форм мусульманской религии: шафиитам, “тарикатистам” – членам суфийских братств. Особенно непримиримы “ваххабиты” к проявлениям “народного ислама” – прочно устоявшимся на Кавказе традициям быта, обычаев и культуры, образцам светского поведения мусульман.

К сожалению, для российских властей ислам остается в значительной степени чуждым явлением, которое порой продолжает ассоциироваться с крайними проявлениями религиозного фундаментализма. Как отмечает российский исследователь Л. Р. Сюкияйнен, многие местные обычаи, такие, например, как кровная месть, привычно воспринимаются как часть шариата, хотя шариат (от арабского слова “шариа” – правильный путь к цели), являющийся комплексом юридических норм, принципов и правил поведения, соблюдение которых приведет мусульманина в рай, осуждает кровную месть. В наши дни в связи с быстроразвивающимся процессом возрождения ислама на Северном Кавказе вопрос об определении места мусульманских меньшинств в политико–правовой культуре России переходит из чисто теоретической в практическую плоскость. Основная проблема касается соотношения между общим правом для всех граждан, мусульман и немусульман, и ответвлениями частного права в рамках этнических, религиозных, культурных групп.

Отличную от других позицию относительно исламского фундаментализма заявляет исследователь ислама А. Малашенко. Он апеллирует термином "исламский фундаментализм" и определяет его как "феномен, суть которого - в стремлении воссоздать фундаментальные основы "своей" цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей "истинный" облик".

Бауэр определяет радикальный исламизм как "религиозное течение, которое стремится к мировому господству и исповедует идеологию, допускающую геноцид".

На вопрос Die Welt: какая разница существует между понятиями "исламизм", "исламский фундаментализм" и "радикальный исламизм" - Бауэр отвечает: "Фундаментализм - это явление, которое встречается во всех религиях: в христианстве, иудаизме, буддизме и других. Данное понятие связано с деятельностью одного английского священника в середине XIX в., который пытался убедить протестантов в Америке в том, что необходимо дословно понимать святые писания и жить в соответствии с ними. Каждый, кто не последует его религии, будет гореть в аду, заявлял он. Именно так фундаментализм понимается до сих пор, причем не только в исламе. У радикального исламизма тоже фундаменталистский характер, однако это не главное. Радикальный исламизм - это религия, которая одновременно является политикой, точно так же, как национал-социализм и коммунизм были и являются до сих пор политическими религиями. Поэтому я говорю: исламизм - это мутация ислама, так же как радикальное христианство и ультра ортодоксальный иудаизм - мутации соответствующих религий".

Международный терроризм

Террористические группировки в основе идеологии которых исламский фундаментализм способствуют развитию международного терроризма.

Международный терроризм — специфическая форма терроризма, зародившаяся в конце 1960-х годов и получившая значительное развитие к концу XX — началу XXI века. Основными целями международного терроризма является дезорганизация государственного управления, нанесение экономического и политического ущерба, нарушение устоев общественного устройства, которые должны побудить, по замыслу террористов, правительство к изменению политики.

Читайте также: