Младший дошкольный возраст доклад

Обновлено: 04.07.2024

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.
Задачи развития и воспитания:
1. Развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены.
2. Обеспечение познавательного развития детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности.
3. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.
4. Обогащение опыта самопознания дошкольников.
5. Обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничства.

В 3-4 года ребенок обладает следующими навыками самообслуживания:
Помогает убирать со стола
Переносит что-либо из одной емкости в другую
Ест сам, но неаккуратно
Пользуется вилкой и ложкой
Сам моет руки с мылом
3 года
Под присмотром взрослого ходит в туалет (снимает штанишки, садится на унитаз, надевает штанишки сам)
Застегивает и расстегивает большие пуговицы. Надевает обувь
Расстегивает и застегивает молнию (неразъемную) Благодарит после еды без напоминания
Сам пьет из сосуда или струи
Сам пользуется туалетом
Чистит зубы под присмотром
Зашнуровывает ботинки
Сам сморкается или напоминает о необходимости высморкаться
Самостоятельно застегивает и расстегивает разъемную молнию.

Речь ребенка становится сложнее, интереснее, обогащается словарный запас. В этом возрасте важным аспектом является развитие мелкой моторики рук.

Психические новообразования

Социальная ситуация развития

Младшие дошкольники становятся более самостоятельными. Малыши начинают интересоваться поведением взрослых и своих сверстников. Дети начинают подражать действиям взрослых, используют это подражание для ролевой игры. Сначала в игре преобладает взрослый, но вскоре ребенок младшего дошкольного возраста способен взять инициативу на себя.

Ребята 3-4 лет начинают воспринимать сверстников, как компаньонов для игры. Также крохи пытаются вести диалог с помощью фраз и жестов.

Общение

В младшем дошкольном возрасте дети учатся знакомиться и играть со сверстниками. Малыши проявляют разнообразные эмоции: смущение, радость, интерес, иногда жадность. Ребята пробуют организовать элементарную совместную игру. А к окончанию этого возрастного периода у детишек выходит создавать полноценные игры.

Ролевая игра

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте от 3 до 4 лет – ролевая игра. Главным содержанием игры выступают человеческие отношения. В ходе такой игры у ребенка развивается восприятие социального окружения, появляется образное мышление и воображение.

Память

Запоминание в данный возрастной период носит непроизвольный характер. Малыш запоминает образы, стоит отметить, что преобладает в большей степени узнавание. Детям еще тяжело долго удерживать внимание на одном предмете или деятельности. Младшие дошкольники интенсивно меняют виды деятельности, дети легко переключается с одного предмета на другой. Настроение ребят можно охарактеризовать, как неустойчивое. Кроха может спокойно играть, а через минуту уже заливаться слезами. Если ребенок эмоционально здоров, то он излучает жизнерадостность и оптимизм.

Ощущение и восприятие

Важно упомянуть об изменениях в познавательном развитии младших дошкольников. На данном этапе у детей совершенствуется предметное восприятие. Малыши пробуют анализировать и осознавать свои действия. Они учатся продуктивной деятельности, а именно рисованию, лепке, конструированию и так далее. 3-4-летние дошкольники проходят период активного сенсорного развития. Дети имеют представление о формах, размерах предметов. Ребенок экспериментирует, манипулирует новыми орудийными действиями.

Речь

На этапе младшего дошкольного возраста, у детей наблюдается активное развитие. Кроха, не умолкая, говорит с родителями, пытается вести диалог со сверстниками. Речь играет роль действия. С ее помощью ребенок узнает интересующую его информацию с помощью вопросов.

Мышление

Важная характеристика развития детей младшего дошкольного возраста – это начало мышления. Кроха уже не просто выполняет какое-либо действие, а начинает понимать, что он делает и зачем. Это указывает на появление причинно-следственных взаимосвязей.

Внимание

Малыши 3-4 лет еще не способны надолго удерживать внимание на определенном предмете или заниматься одним видом деятельности. Обычно, заинтересованность одним делом длится от 10 до 15 минут.

Эмоциональный мир

Интенсивно развиваются чувства: привязанность, сочувствия, симпатия, удовлетворение успехом, огорчение из-за неудачи и тому подобное. В этом возрасте чувства ребенка разнообразные, довольно сложные, но неустойчивые, текучие, ситуативные. Кроха еще не может обозначить словами свои намерения, желания, планы, чувства, состояние, поэтому выражает их мимикой, жестами, действиями, которые направлены на других.

Физическое развитие

Психофизиологические особенности детей младшего дошкольного возраста диктуют свою специфику физического развития. В этот период важно приучать ребенка к физической активности, но, ни в коем случае не перегружать организм малыша, так как дети 3-5 лет очень быстро утомляются.

В трехлетнем возрасте дети лучше ориентируются в пространстве, сохраняют стойкое положение тела, заданный темп движения, у них лучше развита координация движений при ходьбе, беге, лазанье, прыжках. Ребенок пытается придерживаться определенного направления в действиях с мячом, палкой.

Особенности физического развития детей младшего дошкольного возраста объясняют, почему детям дошкольникам так сложно устоять на месте. Такие действия препятствуют утомлению.

Дошкольник лепит из пластилина

Общее описание периода

Для характеристики любого возрастного диапазона принято использовать три составляющие:

  • социальная ситуация развития;
  • ведущий вид деятельности;
  • психические новообразования.

С точки зрения социальной ситуации развития для периода характерна большая самостоятельность малыша, который постепенно начинает выстраивать собственную цепочку отношений, постигает мир при помощи игры, нередко подражая родителям. Ребенок всеми силами стремится включиться во взрослую жизнь.

С точки зрения новообразований психики дошкольный возраст особенно важен, поскольку именно сейчас происходит развитие наглядно-образного мышления, то есть малыш постепенно начинает переходить от понимания конкретных предметов к постижению абстрактных явлений. Усложняется и развивается память, речь, появляются различные эмоции.

Ребенок с раскрашенными ладошками

Сколько лет дошкольникам?

В рамках рассматриваемого возраста принято выделять три периода:

  • младший (3-4 года);
  • средний (4-5 лет);
  • старший (5-7 лет).

Каждый из них имеет свои особенности, поэтому понятно, что малыш в 3 года существенно отличается от шестилетнего.

Девочка измеряет рост

Физическое развитие

В диапазоне от 3 до 7 лет происходит увеличение массы тела, дети становятся выше, конечности удлиняются, молочные зубы начинают постепенно заменяться коренными.

Исследователи выявили такие особенности физического развития дошкольников:

  • вес растет примерно на 2 кг в год (с 3 до 5 лет);
  • окружность головы до 5 лет каждый год становится больше на 1 см, с 5 до 7 лет – на ½ см;
  • окружность груди возрастает на 1,5 см каждый год.

Родителям важно следить за тем, чтобы во время игры или рисования ребенок сидел правильно, в противном случае велик риск нарушения осанки, появления сутулости, сколиоза и проблем со здоровьем.

Ребенок недоволен

Основные возрастные кризисы

Специалисты выделяют два кризиса дошкольного возраста, характеристика которых представлена в таблице.

Кризисом 6-7 лет завершается дошкольный возраст. Относительно спокойное течение кризисных периодов становится возможным только в случае грамотного поведения родителей, которые понимают, что их подрастающий малыш становится более самостоятельным, и выстаивают взаимоотношения с ним, учитывая эту истину.

Ребенок боится

Коротко о детских страхах

Бояться малыши начинают еще до года, но конкретные и разнообразные страхи появляются у них именно в дошкольный период. Так, в 3-5 лет дети могут опасаться темноты, замкнутого пространства, отдельных сказочных персонажей, боятся оставаться одни. Иногда страх ничем не мотивирован – так, пугать ребенка может безобидная на первый взгляд игрушка, с которой связаны личные неприятные ассоциации.

5-6 лет – тот возраст, когда проявляется себя страх смерти, поэтому родителям надо быть готовыми дать ответ на вопросы малыша о загробной жизни.

Чаще всего детские страхи проходят с возрастом, но в наиболее сложных случаях могут применяться различные коррекционные методы: сказкотерапия, арт-терапия и прочее.

Дошкольники рисуют пальчиковыми красками

Виды деятельности

Ведущим видом деятельности для дошкольного детства является игра. Дети берут на себя различные роли (родителей и детей, доктора и пациента, продавца и покупателя), придумывают и обыгрывают ситуацию, используя свои знания о взрослой жизни, подражая родителям. Уже в младшем дошкольном возрасте малыши в игровом процессе пытаются повторять за взрослыми. А в среднем и старшем периодах активно используются предметы-заменители (например, сорванная на улице трава становится капустой или луком, а нарезанные бумажки – деньгами при игре в магазин).

Но кроме этого выделяются и другие важнейшие формы деятельности, прежде всего – продуктивная. Поэтому малыши любят рисовать, лепить, собирать фигурки из элементов конструктора, моделировать.

Таня Охрименко, педагог-психолог: В этом периоде очень важно для родителя уметь наблюдать. То, как проходят его игры и вмешиваться только тогда, когда ребёнок вас просит. Так вы будете больше узнавать о ребёнке и в тоже время давать ему пространство для самостоятельности.

Многие родители начинают обучать дошкольника чтению и письму, английскому языку, счету, простейшим математическим операциям, но в силу возрастных особенностей ребенка делать это следует в игровой форме. Даже 5–6-летний ребенок еще не способен 40 минут просидеть за партой, сосредоточенно занимаясь, но вполне может усвоить информацию, полученную в процессе увлекательной ролевой игры.

Малыши на газоне играют в стирку

Коммуникации

Дети дошкольного возраста общаются как со сверстниками, так и со взрослыми, при этом общение становится более содержательным, речь – богатой, связной и правильной. Чем старше дошкольник, тем общение с близкими ему по возрасту привлекает его больше, чем разговоры с родителями.

Коммуникации сейчас играют очень важную роль, помогая ребенку освоить социальное пространство и найти свое место в нем. Постепенно он начинает осознавать важность совместных действий со сверстниками. Достигший 3-летнего возраста малыш начинает понимать, что он не является центром мироздания, что есть другие люди, значимые для его родных и близких. Так, полной неожиданностью для него становится осознание того, что родители любят друг друга, а если в семье есть еще дети, то родительские чувства касаются также и их.

Именно в период дошкольного детства ребенок постепенно усваивает нормы поведения, осознает, что он не всегда может делать то, что ему хочется. При этом происходит его самоидентификация как личности.

Родителям очень важно понимать специфику дошкольного возраста, поскольку она во многом определяет то, как взрослым следует себя вести с малышом. Так, требовать от него выполнения обещаний пока рано, поскольку собственное слово является самым слабым мотивом, а невыполненные обещания формируют такую черту характера, как безответственность. Гораздо эффективнее будет хвалить его даже за небольшие успехи, чем ругать за неудачи.

Специфика развития мышления

Дошкольное детство – важнейшее время в жизни ребенка, которое во многом формирует черты его личности: целеустремленность, социальную активность, эмоциональную сферу. Сейчас очень важно помочь малышу развиваться гармонично, используя сюжетно-ролевые игры и корректируя собственное поведение исходя из его растущей потребности в самостоятельности.

Мальчик лежит

Возрастные особенности дошкольника

Развитие детей младшего дошкольного возраста

Когда ребёнок перестает быть покладистым нежным созданием, становится упорным, нетерпеливым, начинает отстаивать свои права и выдвигать свои требования – вот тогда наступает переходный или можно сказать первый переломный период для ребёнка. Это заметно примерно в возрасте у малышей-трехлеток. Теперь взаимоотношения между ребёнком и взрослым требуют видоизменения. Ребёнку необходима большая самостоятельность и требуется обогащение его деятельности и речи новым содержанием.

Девочка с фигурками

Ребёнка всесторонне нужно поддерживать в периоды проявления самостоятельности. Младшие дошкольники крайне нуждаются в поддержке взрослых и воспитателей. Ребёнок, глядя на взрослых, копирует их речь, действия и поведение, стремится выполнить самостоятельно те же действия, что и взрослые по мере развития навыков и умений.

Чем старше ребёнок, тем больше у него созревает вопросов к взрослым, тем самым он расширяет речь и свои познавательные способности, и эта активность должна только поощряться взрослыми. Взрослый должен показывать, рассказывать и описывать действия по каждому предмету разговора. Со временем ребёнок учится общаться и делиться радостью и эмоциями как со взрослыми, так и со сверстниками.

Чтобы ребенок научился проявлять чувства и интересоваться другими людьми, ему нужно приобрести умения передавать свои чувства и эмоции близким людям – родителям, воспитателю, сверстникам.

Развитие речи у детей младшей возрастной группы детского сада

Для обеспечения своевременного развития психики малыша деятельность педагога должна быть направлена на становление речи младших дошкольников.

Даже при отсутствии специализированного обучения дети по мере развития, подражают взрослым, повторяя за ними слова и фразы взрослого, стараются их запомнить. Вначале это слоги, потом отдельные слова, а к трём годам уже наблюдается у ребёнка осмысленная логическая речь, составленная из простых предложений.

Спонтанное и быстрое развитие речи у ребёнка не приводит к значительным результатам, поэтому обучение речевому общению должно осуществляться целенаправленно. Овладение речевым оборотом родного языка является многосторонним процессом. Развитие основных познавательных функций, мышления у ребёнка оказывают большое влияние и на развитие речи, логику, формирует интерес ребёнка к родному языку.

Речь младшего дошкольника и творчество

Речь и творческая деятельность тесно взаимосвязаны и взаимозависимы между собой, поэтому, давая дошкольнику пересказы фольклорных и литературных произведений, происходит развитие связных между собой логичных высказываний, появляется выразительность речи. Развитие родной речи способствует и нравственно-эстетическому развитию ребёнка.

Речь и звуковая культура

Развитие речи воспитывает в ребёнке звуковую культуру речи, значительно улучшается словарный запас, способствует развитию грамотности общения, формирует полноценность личности ребёнка. При обогащённой речи легче происходит и дальнейшее воспитание, остальных интеллектуально-умственных, духовно-нравственных и эстетических способностей.

Важно в развитии ребенка формирование звуковой культуры дошкольника. Чем быстрее ребёнок научится правильно использовать свой голос, правильно произносить слова, тем лучше для дальнейшей работы над совершенствованием речевых оборотов ребёнка. Без первоначальных языковых знаний общение ребёнка со сверстниками будет невозможным, поэтому в первую очередь в лексиконе должны содержаться основные слова, близкие к его пониманию и постепенно обогащаться новыми общеупотребляемыми словосочетаниями.

Воспитатели и родители должны как можно больше говорить с ребёнком, проявлять к нему максимум внимания, заинтересовывать его. Ребёнка надо внимательно выслушивать, что он говорит и попытаться понять, что он хочет своими словами высказать, с пониманием развить и продолжить тему разговора.

Как развивается разговорная речь у детей

Разговорная речь с ребёнком должна присутствовать при каждом совместном действии: в играх, при кормлении, одевании, на прогулках, с разъяснениями происходящего в этот момент вокруг и описанием предметов.

Младший дошкольный возраст и его особенности

Мальчик под книгой

Дети младшего возраста очень любознательны, их интересует всё, что слышат, что попадает в руки или на глаза в поле зрения. Нужно проявлять эмоции вместе с ребёнком, выслушивать рассуждения, радоваться, восхищаться вместе с ним, восхищаться проявленными дошкольником способностями и поощрять за любые его достижения.

Если ребёнок не может выразить, что-либо своими словами, нужно ему помочь, преподнести новые слова для связи речи, чтобы получилось связное предложение. При разговоре с ребёнком, главное, чтобы он понимал, что ему сказали, и мог сам применять эти слов в разговоре со сверстниками.

Именно дети младшего возраста более способны к развитию речи, так как у них в этом возрасте развиваются голосовые связки, мимика, лицевые мускулы. При правильной работе воспитателя, по развитию у ребёнка речи, нет необходимости обращаться к логопеду. Нужно следить за дикцией и темпом речи ребёнка, который должен быть умеренным. У ребёнка должна правильно развиваться речь, интонация и выразительность, этому способствуют игры, рассказы детей, пересказы событий и чем ярче суждения детей и позитивнее эмоции, тем лучше развиваются эти качества речи.

Дети должны уметь разговаривать и быстро и медленно, можно использовать для этого несложные скороговорки и сюжеты русских народных сказок с воспроизведением голосов разных зверей. К примеру сорока тараторка, медведь с грубым размеренным голосом. Детям легче общаться не по одному, а сразу в несколько голосов, поэтому общение с ними должно вестись коллективно.

Полноценным развитием речи ребёнка считается, когда к концу года, проведённого в детском саду, могут выполнять отдельные словесные поручения без картинок и наглядных предметов, начинают понимать, повторять и воспроизводить то, что им говорят воспитатели, внимательно сидят и слушают до конца сказки, описывают изображения на картинках.

Такие результаты могут быть достигнуты в том случае, если с детьми ведутся диалоги, проводятся словесные игры, изучается художественная литература, проводятся занятия по музыке, в разговорах используются для построения диалогов игрушки, картинки, другие предметы, как наглядные пособия.

Особенности развития речи в младших группах детского сада

Созданная атмосфера в группе – должна быть спокойна. Воспитатели и педагоги должны быть доброжелательны, искренни и терпимы, уважительны к личности каждого ребёнка, ведь это действительно уже личность, как и любой другой человек, хоть ещё и маленький.

Ребёнок постоянно должен чувствовать внимание и заинтересованность к себе со стороны воспитателя, знать, что его заметят, оценят и похвалят за его старания. Детей можно и нужно сводить в группы с разными возрастами младших дошкольников, чтобы они могли общаться и играть друг с другом, перенимая положительный опыт.

В действительности между ними не возникает конфликтов, а даже наоборот дети проявляют к таким общениям интерес. Полноценное педагогическое обучение по развитию речи детей младшего дошкольного возраста не должно ограничиваться стенами образовательного учреждения, поэтому детей и надо обучать таким подвижным играм с речевыми оборотами, настольными, развивающими, чтобы они могли продолжить самостоятельное обучение дома и на улице, главное, чтобы домашние задания вызывали интерес у детей.

Читайте также: