Федеральная инспекция труда доклад

Обновлено: 17.05.2024

Трудовая инспекция – это система государственных органов для осуществления государственного надзора и контроля за выполнением и соблюдением работодателями требований трудового законодательства.

Государственный надзор и контроль осуществляется путем проведения проверок в отношении юридических лиц любой формы собственности и организационно-правовой формы, а также физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники.

Задачи трудовой инспекции

Основными задачами трудовой инспекции являются:

- контроль за соблюдением норм трудового права работодателями, осуществляемый путем проведения плановых и внеплановых проверок;

- надзор за осуществлением социальных выплат и государственной поддержки безработным гражданам и льготным категориям органами;

- надзор за соблюдением порядка расследования несчастных случаев, произошедших на производстве и их учета на предприятии;

- надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, в отношении недееспособных лиц;

- рассмотрение коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых за счет государства.

-информирование работников и работодателей по вопросам трудового законодательства;

- проведение экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций;

- оценка соблюдения правил охраны труда на предприятии.

Основания для проведения проверки

Трудовая инспекция проводит проверки в следующих случаях:

- при поступлении заявлений от сотрудников организации о фактах нарушения работодателем трудового законодательства;

- при наличии жалобы со стороны работника предприятия о нарушении его трудового права. К таким нарушениям, например, относятся:

- задержка выплаты или невыплата заработной платы;

- неверный расчет компенсаций при увольнении;

- невыплата пособий или оплаты за сверхурочную работу;

- отсутствие желания работодателя заключать трудовой договор;

- некорректно оформленный трудовой договор, влекущий за собой нарушение прав работника;

- несоответствие фактических условий труда формулировкам трудового договора.

- при поступлении от сотрудника предприятия просьбы о проверке соответствия его рабочего места условиям требований Охраны труда;

- по окончании срока для устранения нарушений трудового законодательства, предписанных работодателю.

Формы и виды контроля

Инспекция труда может проводить как плановые, так и внеплановые проверки, которые, в свою очередь, делятся на документарные и выездные.

Плановая проверка

Плановая проверка проводится по истечении трех лет с момента:

- окончания проведения последней плановой проверки;

- начала фактического осуществления предпринимательской деятельности.

При этом плановые мероприятия могут носить комплексный или тематический характер.

При проведении комплексной проверки осуществляется контроль по соблюдению требований трудового законодательства по комплексу общих вопросов трудового законодательства, например, по комплексу вопросов охраны труда.

При проведении проверок тематического характера проверяют выполнение того или иного раздела трудового законодательства.

К тематическим проверкам относятся проверки условий труда работников особых категорий, а также проверки по выполнению требований законодательства об оплате труда, ведению трудовых книжек, соблюдению порядка заключения коллективных договоров и внесения в них изменений и дополнений.

Внеплановая проверка

Внеплановые проверки назначаются в промежутках между плановыми поверками.

Основаниями для их назначения являются:

- истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

- поступление в Роструд заявлений, информации о фактах возникновения угрозы или уже произошедшего причинения вреда жизни, здоровью граждан;

- обращений работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

- запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;

- распоряжение руководителя органа Роструда (его заместителя), изданное в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ.

Документарная проверка

Документарная проверка проводится по месту нахождения территориальных органов трудовой инспекции.

В ходе данного мероприятия запрашиваются следующие документы:

- документы, которые подтверждают правильное оформление трудовых отношений (трудовые договоры, приказы о приеме и увольнении, штатное расписание, должностные инструкции, трудовые книжки, книга учета движения книжек и т.д.);

- нормативные акты, утвержденные работодателем. К таким документам, например, относятся:

-положение об оплате труда и премировании;

-правила внутреннего трудового распорядка;

- инструкции по охране труда;

- другие нормативные акты.

Причем представляются запрашиваемые документы в оригиналах с документами, которые подтверждают, что сотрудники с ними ознакомлены;

- документы, связанные с учетом рабочего времени и отдыха (табель учета рабочего времени, графики отпусков, больничные, приказы об отпуске и т.д.);

- документы, связанные с оплатой труда. К таким документам относятся платежные ведомости на выплату заработной платы, расчетные листки, лицевые счета работников и т.д.

Выездная проверка

Выездная проверка назначается в том случае, если при документарной проверке трудовая инспекция не удостоверилась в полноте и достоверности сведений, которые содержались в документации проверяемого работодателя, или в случае, когда невозможно оценить, как выполняются нанимателем требования трудового законодательства.

При выездной проверке устанавливается, какие меры предпринимаются работодателем для выполнения требований трудового законодательства.

Также проверяются соответствие рабочих мест количеству сотрудников, состояние используемых оборудования, транспортных средств, территории, зданий, помещений и др.

Сроки проведения проверки

Срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней.

При этом есть исключения из этого правила, которые относятся к малым предприятиям.

Так, для малого предприятия срок проведения плановой проверки составляет 50 часов.

Для микропредприятия срок проведения плановой проверки составляет 15 часов.

При этом при проведении внеплановой выездной проверки, а также любой документарной проверки малых предприятий вышеуказанное правило не действует и применяется общеустановленное количество дней проверки - 20 рабочих дней.

Если организация имеет филиалы, то срок проверки устанавливается для каждого обособленного подразделения.При этом общий срок проверки не может быть больше 60 рабочих дней.

В случае необходимости трудовая инспекция может продлить срок проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий не более чем на 15 часов.

При этом продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

. новый Административный регламент по осуществлению трудовыми инспекциями государственного надзора за соблюдением . 294-ФЗ). Срок проведения проверки трудовой инспекции Срок осуществления проверки обычной компании . взыскания зарплатной задолженности с работодателей трудовыми инспекциями следующий. 1. Первым этапом . задолженности по выплатам сотрудникам трудовая инспекция выносит предписание об устранении . механизм, возложенный на территориальные трудовые инспекции, позволит оперативно и в более .

. внимание, чтобы избежать проблем с трудовой инспекцией в будущем. Если нужны сотрудники . внимание, чтобы избежать проблем с трудовой инспекцией в будущем. В каких ситуациях . . Если забыть об этом нюансе, трудовая инспекция может наложить штраф (п. 1 . стоит: если сотрудник пожалуется в трудовую инспекцию, то суд может признать соглашение .

. до 100 тысяч рублей от трудовой инспекции. - Если сотрудник обратится в суд . . Если в ходе проверки документов трудовая инспекция обнаружит, что договор ГПХ постоянно . регулируют трудовые отношения. За это трудовая инспекция в первый раз оштрафует компанию . оформлять трудовой договор, оплатить штрафы трудовой инспекции и налоговой. Главное коротко 1 .

. в бизнес нагрянет проверка из трудовой инспекции, но вопрос в другом. Подать . нельзя не при каких обстоятельствах. Трудовая инспекция и суд встанут на ее . на работодателя. Надо сказать, что трудовая инспекция нечасто приходит к предпринимателям. Обычно .

. каждый случай невыплаты штраф от трудовой инспекции в размере от 30 до . нет, сотрудник может пожаловаться в трудовую инспекцию. В этом случае работодателю грозит .

. истечет, электронный экземпляр исполнительного документа трудовая инспекция передаст в службу судебных приставов .

. заполнить, чтобы избежать проблем с трудовой инспекцией. Чтобы подтвердить стаж сотрудника с . заполнить, чтобы избежать проблем с трудовой инспекцией. Кому и для чего выдают .

. порядке регулярно проходят внешний контроль трудовой инспекции за соблюдением трудового законодательства. Однако . порядке регулярно проходят внешний контроль трудовой инспекции за соблюдением трудового законодательства. Однако .

. Вопрос : организация своевременно направила в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда, но .

. отчетности, работодатель может быть проверен Трудовой инспекцией, Пенсионным фондом или Фондом социального .

. правил охраны труда, которые нашла Трудовая инспекция; Новый офис или новое рабочее . экспертам. Они передадут результат отчета трудовой инспекции. Что делать после СОУТ? Если .

. на штрафы ФНС и проверки Трудовой инспекции? Учитывайте основные риски, грамотно оформляйте . на штрафы ФНС и проверки Трудовой инспекции? Учитывайте основные риски, грамотно оформляйте .

С использованием рекомендованной литературы и нормативных актов подготовьте письменный ответ на следующий вопрос:

Федеральная инспекция труда: нормативно-правовые основы деятельности, система органов. Права и обязанности государственных инспекторов труда по надзору за исполнением трудового законодательства. Акты надзорной деятельности ГИТ.

В соответствии со ст. 354 ТК РФ Федеральная инспекция труда — единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории РФ.

Главный государственный инспектор труда РФ назначается и освобождается от должности Правительством РФ.

Структура Федеральной инспекции труда включает руководителя Федеральной инспекции труда — главного государственного инспектора труда РФ в ранге заместителя министра по труду и социальным вопросам РФ, его аппарат и департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

В состав департамента входят несколько отделов, в том числе отделы по правовому надзору и контролю в ряде отраслей экономики и промышленности и отделы надзора и охраны труда в соответствующих отраслях экономики и промышленности.

Государственная инспекция в субъекте Федерации является территориальным органом Министерства труда и социального развития РФ по государственному контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда. В субъектах РФ она образована на базе государственной инспекции труда, подведомственной Гострудинспекции.

Государственная инспекция труда входит в состав Федеральной инспекции труда — единой федеральной централизованной системы государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется.

Государственная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами прокуратуры, федеральными надзорами, налоговой инспекции, государственной экспертизы условий труда, службы по урегулированию коллективных трудовых споров, другими органами, выполняющими надзорные и контрольные функции, органами государственной власти субъектов Российской федерации, органами местного самоуправления, объединениями профсоюзов и работодателей.

Государственная инспекция труда является юридическим лицом. деятельность ее финансируется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Минтруда России.

Основная задача государственной инспекции труда— государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда в целях защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.

Права и обязанности государственных инспекторов труда установлены статьями 357 - 358 Трудового кодекса РФ (в ред. ФЗ N 90-ФЗ), а также отражены в Положении о федеральной инспекции труда, которое разделяет полномочия правовых инспекторов и инспекторов по охране труда. Полномочия конкретного государственного инспектора зависят от компетенции соответствующего органа федеральной инспекции труда.

Права государственных инспекторов труда (правовых и по охране труда) можно разделить на несколько групп.

Прежде всего, это права, позволяющие выявлять факты нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателями и их представителями. К ним относятся права:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт

Вторая группа прав связана с реализацией властных полномочий, направленных на пресечение нарушений и восстановление нарушенных прав. К ним относятся права:

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке

направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда

запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников

Третья группа прав связана с осуществлением предупредительного надзора и контроля. Государственные инспекторы выдают разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; выдают заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов.

Помимо этого, государственные инспекторы участвуют в расследовании несчастных случаев на производстве, когда это предусмотрено законодательством. Например, в расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом (ст. 229 ТК РФ).

ТК РФ предоставляет государственным инспекторам и право выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

В соответствии с возложенными на них задачами органы федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия:

осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности

анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан

осуществляют рассмотрение дел об административных правонарушениях

направляют информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды

проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность

осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве

участвуют в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда;

ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав

готовят и публикуют ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляют их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.

В соответствии с возложенными на них задачами органы Федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия:

1) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;

2) анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан,

3) осуществляют в соответствии с законодательством РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях;

4) направляют в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

5) реализуют Мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

6) проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;

7) осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

8) обобщают практику применения, анализируют причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих основы трудового права, готовят соответствующие предложения по их совершенствованию;

9) анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по ею профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно,

10) дают заключения по проектам строительных норм и правил, других нормативных доцентов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривают и согласовывают проекты отраслевые и межотраслевые правил по охране труда;

11) участвуют в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда;

12) принимают необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

13) запрашивают у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;

14) ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

15) осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,

16) информируют общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников;

17) готовят и публикуют ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляют их Президенту РФ и Правительству РФ

Список использованной литературы

Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года, Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года (в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 N 97-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 27.04.2004 N 32-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 201-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.12.2006 N 271-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 01.10.2007 N 224-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 28.02.2008 N 13-ФЗ, от 22.07.2008 N 157-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 30.12.2008 N 313-ФЗ, от 07.05.2009 N 80-ФЗ, от 17.07.2009 N 167-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 10.11.2009 N 260-ФЗ, от 25.11.2009 N 267-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 N 3-П, Определениями Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 213-О, от 03.11.2009 N 1369-О-П).

Похожие страницы:

Восстановление работника на работе государственной инспекцией труда недостатки правового регули

. кодекса РФ государственная инспекция труда фактически была вознесена над судами. Компетенция государственной инспекции труда в части восстановления .

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда

. государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), начальники отделов государственных инспекций труда . органов (государственных инспекций труда). Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет .

Государственный надзор и контроль по ОТ Ионизирующие излучения и сп

. Государственного инспектора труда Российской Федерации и заместителей руководителей Государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации. Государственные инспекции труда осуществляют государственный надзор .

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Татарстан

. . Государственная семенная инспекция Республики Татарстан Государственная инспекция по закупкам и качеству сельскохозяйственной продукции Республики Татарстан. Государственная инспекция труда .

Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением трудового законодательства

. соблюдением норм трудового права является государственная инспекция труда, которая до издания названного Указа . . В этой Федеральной службе будет находиться государственная инспекция труда. В ч. 2 ст. 353 ТК РФ к числу .

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляются федеральным органом надзора и контроля за охраной труда, а также соответствующими органами субъектов Федерации, не зависящими в своей деятельности от администрации предприятий и вышестоящих органов управления и действующими в соответствии с положениями, утверждаемыми в установленном порядке. Для этих целей были созданы специальные органы - Федеральная инспекция труда при Минтруде РФ (Рострудинспекция) и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов (в дальнейшем - государственные инспекции труда, и после – федеральные инспекции труда).

Содержание

Введение
1. Федеральная инспекция труда
2. Функции Федеральной инспекции труда
3.Принципы деятельности и задачи органов Федеральной инспекции труда
4. Полномочия органов Федеральной инспекции труда
5. Права сотрудников Федеральной инспекции труда
6. Виды проверок
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из 1 файл

Федеральная инспекция труда-реферат.doc

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

1. Федеральная инспекция труда

2. Функции Федеральной инспекции труда

3.Принципы деятельности и задачи органов Федеральной инспекции труда

4. Полномочия органов Федеральной инспекции труда

5. Права сотрудников Федеральной инспекции труда

6. Виды проверок

Список использованной литературы

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляются федеральным органом надзора и контроля за охраной труда, а также соответствующими органами субъектов Федерации, не зависящими в своей деятельности от администрации предприятий и вышестоящих органов управления и действующими в соответствии с положениями, утверждаемыми в установленном порядке. Для этих целей были созданы специальные органы - Федеральная инспекция труда при Минтруде РФ (Рострудинспекция) и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов (в дальнейшем - государственные инспекции труда, и после – федеральные инспекции труда).

1. Федеральная инспекция труда

В соответствии со ст. 354 ТК РФ Федеральная инспекция труда — единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории РФ.

Главный государственный инспектор труда РФ назначается и освобождается от должности Правительством РФ.

Структура Федеральной инспекции труда включает руководителя Федеральной инспекции труда — главного государственного инспектора труда РФ в ранге заместителя министра по труду и социальным вопросам РФ, его аппарат и департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

В состав департамента входят несколько отделов, в том числе отделы по правовому надзору и контролю в ряде отраслей экономики и промышленности и отделы надзора и охраны труда в соответствующих отраслях экономики и промышленности.

Государственная инспекция в субъекте Федерации является территориальным органом Министерства труда и социального развития РФ по государственному контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда. В субъектах РФ она образована на базе государственной инспекции труда, подведомственной Гострудинспекции.

Государственная инспекция труда входит в состав Федеральной инспекции труда — единой федеральной централизованной системы государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется.

Государственная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами прокуратуры, федеральными надзорами, налоговой инспекции, государственной экспертизы условий труда, службы по урегулированию коллективных трудовых споров, другими органами, выполняющими надзорные и контрольные функции, органами государственной власти субъектов Российской федерации, органами местного самоуправления, объединениями профсоюзов и работодателей.

Государственная инспекция труда является юридическим лицом. деятельность ее финансируется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Минтруда России.

Основная задача государственной инспекции труда— государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда в целях защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.

2. Функции Федеральной инспекции труда

Государственная инспекция труда выполняет следующие функции:

• осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства на территории соответствующего субъекта РФ, а также на других территориях по решению главного государственного инспектора труда РФ в отношении зон деятельности организаций, выходящих за территорию данного субъект та РФ (железнодорожный, воздушный, водный транспорт, спецстроительство);

• расследует несчастные случаи на производстве, анализирует их причины, разрабатывает предложения по их недопущению впредь;

• рассматривает дела об административных правонарушениях; + ведет прием граждан (в том числе на территории организаций), рассматривает заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях трудовых прав;

• информирует органы власти и местного самоуправления о выявленных фактах нарушения законодательства о труде и охране труда;

• участвует в работе по распространению знаний законодательства о труде и охране труда;

• обобщает и анализирует опыт применения законодательства о труде и охране труда;

• готовит и представляет в Министерство труда и социального развития Россия отчет о соблюдении законодательства о труде и охране труда в соответствующем субъекте РФ.

3. Принципы деятельности и задачи органов Федеральной инспекции труда

В соответствии со ст. 355 ТК РФ деятельность органов Федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

Основными задачами органов Федеральной инспекции труда являются:

• обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

• обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

• доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.

4. Полномочия органов Федеральной инспекции труда

Полномочия органов Федеральной инспекции труда закреплены в ст. 356 ТК РФ.

В соответствии с возложенными на них задачами органы Федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия:

1) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;

2) анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан,

3) осуществляют в соответствии с законодательством РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях;

4) направляют в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

5) реализуют Мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

6) проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;

7) осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

8) обобщают практику применения, анализируют причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих основы трудового права, готовят соответствующие предложения по их совершенствованию;

9) анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по ею профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно,

10) дают заключения по проектам строительных норм и правил, других нормативных доцентов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривают и согласовывают проекты отраслевые и межотраслевые правил по охране труда;

11) участвуют в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда;

12) принимают необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

13) запрашивают у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;

14) ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

15) осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,

16) информируют общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников;

17) готовят и публикуют ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляют их Президенту РФ и Правительству РФ.

5. Права сотрудников Федеральной инспекции труда

В соответствии с положениями статьи 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда имеют право:

- беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационн о-правовых форм и форм собственности;

- запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

- изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

- расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

- предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

- приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

- направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

В соответствии со ст. 354 ТК РФ Федеральная инспекция труда -- единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории РФ.

Главный государственный инспектор труда РФ назначается и освобождается от должности Правительством РФ.

1. Федеральная инспекция труда

2. Функции Федеральной инспекции труда

3. Полномочия органов Федеральной инспекции труда

5. Список использованной литературы

1. Федеральная инспекция труда

В соответствии со ст. 354 ТК РФ Федеральная инспекция труда -- единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории РФ.

Главный государственный инспектор труда РФ назначается и освобождается от должности Правительством РФ.

Структура Федеральной инспекции труда включает руководителя Федеральной инспекции труда -- главного государственного инспектора труда РФ в ранге заместителя министра по труду и социальным вопросам РФ, его аппарат и департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

В состав департамента входят несколько отделов, в том числе отделы по правовому надзору и контролю в ряде отраслей экономики и промышленности и отделы надзора и охраны труда в соответствующих отраслях экономики и промышленности.

Государственная инспекция в субъекте Федерации является территориальным органом Министерства труда и социального развития РФ по государственному контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда. В субъектах РФ она образована на базе государственной инспекции труда, подведомственной Гострудинспекции.

Государственная инспекция труда входит в состав Федеральной инспекции труда -- единой федеральной централизованной системы государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется.

Государственная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами прокуратуры, федеральными надзорами, налоговой инспекции, государственной экспертизы условий труда, службы по урегулированию коллективных трудовых споров, другими органами, выполняющими надзорные и контрольные функции, органами государственной власти субъектов Российской федерации, органами местного самоуправления, объединениями профсоюзов и работодателей.

Государственная инспекция труда является юридическим лицом. деятельность ее финансируется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Минтруда России.

Основная задача государственной инспекции труда-- государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда в целях защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.

2. Функции Федеральной инспекции труда

Государственная инспекция труда выполняет следующие функции:

* осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства на территории соответствующего субъекта РФ, а также на других территориях по решению главного государственного инспектора труда РФ в отношении зон деятельности организаций, выходящих за территорию данного субъект та РФ (железнодорожный, воздушный, водный транспорт, спецстроительство);

* расследует несчастные случаи на производстве, анализирует их причины, разрабатывает предложения по их недопущению впредь;

* рассматривает дела об административных правонарушениях; + ведет прием граждан (в том числе на территории организаций), рассматривает заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях трудовых прав;

* информирует органы власти и местного самоуправления о выявленных фактах нарушения законодательства о труде и охране труда;

* участвует в работе по распространению знаний законодательства о труде и охране труда;

* обобщает и анализирует опыт применения законодательства о труде и охране труда;

* готовит и представляет в Министерство труда и социального развития Россия отчет о соблюдении законодательства о труде и охране труда в соответствующем субъекте РФ.

§5. Принципы деятельности и задачи органов Федеральной инспекции труда

В соответствии со ст. 355 ТК РФ деятельность органов Федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

Основными задачами органов Федеральной инспекции труда являются:

* обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

* обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

* доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.

3. Полномочия органов Федеральной инспекции труда

Полномочия органов Федеральной инспекции труда закреплены в ст. 356 ТК РФ.

В соответствии с возложенными на них задачами органы Федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия:

1) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;

2) анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан,

3) осуществляют в соответствии с законодательством РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях;

4) направляют в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

5) реализуют Мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

6) проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;

7) осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

8) обобщают практику применения, анализируют причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих основы трудового права, готовят соответствующие предложения по их совершенствованию;

9) анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по ею профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно,

10) дают заключения по проектам строительных норм и правил, других нормативных доцентов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривают и согласовывают проекты отраслевые и межотраслевые правил по охране труда;

11) участвуют в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда;

12) принимают необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

13) запрашивают у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;

14) ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

15) осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,

16) информируют общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников;

17) готовят и публикуют ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляют их Президенту РФ и Правительству РФ

Полномочия органов Федеральной инспекции труда закреплены в ст. 356 ТК РФ.

В соответствии с возложенными на них задачами органы Федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия:

1) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;

2) анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан,

3) осуществляют в соответствии с законодательством РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях;

4) направляют в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

5) реализуют Мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

6) проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;

7) осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

8) обобщают практику применения, анализируют причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих основы трудового права, готовят соответствующие предложения по их совершенствованию;

9) анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по ею профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно,

10) дают заключения по проектам строительных норм и правил, других нормативных доцентов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривают и согласовывают проекты отраслевые и межотраслевые правил по охране труда;

11) участвуют в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда;

12) принимают необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

13) запрашивают у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;

14) ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

15) осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,

16) информируют общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников;

17) готовят и публикуют ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляют их Президенту РФ и Правительству РФ

Список использованной литературы

Читайте также: