Профессиональное выгорание педагогов доклад

Обновлено: 18.05.2024

Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологического самочувствия.

В процессе профессиональной деятельности педагог общается с детьми, родителями, коллегами. Профессиональное общение педагога характеризуется следующими факторами:

- протяженностью во времени;

- результаты совместной работы;

- эмоциональной насыщенностью, интенсивностью.

Синдром выгорания был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером для описания разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений.

Характерным для данных профессий является асимметрия ответственности за состояние, характер взаимодействия и его результаты для обеих сторон. Ответственность в большей степени лежит на обучающем (помогающем, он ее осознанно принимает.

Люди таких профессий — это педагоги, воспитатели, врачи, юристы, психологи, психотерапевты, социальные работники, консультанты и т. д. Люди, работающие по этим специальностям, постоянно сталкиваются с негативными переживаниями, оказываются в большей или меньшей степени вовлеченными в них, они находятся в зоне риска для собственной эмоциональной устойчивости (чаще других получают сердечно-сосудистые заболевания, неврозы).

То есть те, кому приходится взаимодействовать с большим количеством людей.

Когда говорят „сидром эмоционального сгорания“, имеют в виду конкретные изменения отношения специалиста к предмету профессиональной деятельности и к самому себе:

1) усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности;

2) психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница);

3) появление негативного отношения к клиентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений);

4) отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;

5) агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и клиентам);

6) функциональное, негативное отношение к себе;

7) тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины.

Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и снижение личных профессиональных достижений :

— эмоциональное истощение — чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой;

— деперсонализация — безразличное отношение к труду и объектам своего труда;

—снижение профессиональных достижений — возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

"Подгорающего" педагога можно отличить по психофизическим, психологическим и поведенческим проявлениям. Как правило, он изнурен эмоционально и физически: снижена активность, восприимчивость и реакция на изменения внешней среды. Среди прочих психофизических признаков выгорания специалисты называют частые головные боли, резкие изменения массы тела, бессонницу, сонливое состояние, нарушение дыхания. Работник становится раздражителен, у него случаются вспышки гнева, он избегает общения. Вместе с этим его гложет чувство вины, гипертрофированной ответственности, страха.

Симптомы выгорания могут проявляться не только у отдельных сотрудников, но и у трудовых коллективов. По признакам коллективное профессиональное выгорание не очень отличается от индивидуального: коллеги теряют веру в позитивные изменения на работе или в своей жизни, возможность изменить что-либо собственными силами.

Кто же сильнее всех рискует?

Возраст. Особенно опасны периоды возрастных кризисов. Первый – в 23-25 лет – это кризис профессионального самоопределения. Второй – около 30 лет – кризис смысла жизни. Третий – ближе к 40 годам – кризис среднего возраста. После 45 лет также очень уязвимы к профессиональному выгоранию из-за возрастной конкуренции, появляется риск потери работы и сложности в поиске новой.

Особенности характера. Выгорание наиболее вероятно для интровертов, пессимистов, людей с заниженной самооценкой, перфекционистов и эмоционально-сдержанных граждан.

Избыточная квалификация. Те, кто давно перерос свои должностные обязанности, кто выполняет работу без малейшего напряжения, автоматически – постепенно теряют к ней интерес. Необходимо расширять и осваивать новые профессиональные специализации, расширять обязанности или не сменить работу.

Слабая мотивация. Если нет никакого личного интереса, работа не вызывает никаких положительных эмоций, постепенно наступает безразличие и равнодушие.

Работа со сложными людьми. При общении с капризными, излишне требовательными, скандальными людьми или коллегами, включается защитный механизм экономии эмоциональных ресурсов. Человек заранее отстраняется от таких людей. Эта отстраненность постепенно входит в привычку, перерастая в равнодушие.

Также способствуют эмоциональному выгоранию внутриличностные конфликты, и если их не получается решить самостоятельно, то можно и нужно воспользоваться помощью психолога.

Намного проще предупредить профессиональное выгорание, чем потом выходить из него. важно научиться замечать первые признаки эмоционального истощения и вовремя давать себе возможность отдохнуть: позволять себе в выходные отвлекаться от работы, по возможности брать отпуск, чаще бывать на свежем воздухе, соблюдать режим дня, высыпаться.

Профилактика „синдрома профессионального выгорания“ :

1. Важна общая дружеская атмосфера поддержки и взаимопонимания в коллективе

2. Необходимо постоянно делиться своим опытом и проблемами с профессиональным сообществом

3. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Развитие профессиональных качеств, постоянная рефлексия своего опыта переживаний, связанных с общением с людьми. Новые знания избавят от эмоционального и интеллектуального застоя.

4. Тайм-ауты. Для того, чтобы отвлечься от работы хороши любые методы: моцион после работы, поездка за город на выходные, короткий отпуск, прогулка пешком до ближайшего кафе внесёт необходимое разнообразие в рабочие будни.

5. Спорт, фитнес. Любые активные физические упражнения и занятия.

7. Хобби. Нельзя жить только обязанностями. Должно быть что-то для души, занятие, помогающее отвлечься от повседневности. Чем больше у вас таких занятий – тем лучше.

8. Баня. Особенно русская парилка с веником. Она помогает вывести лишний адреналин, расслабиться и успокоиться.

- если Вы ощущаете, что Вам недостает жизненной энергии — смело используйте красный цвет;

- если Вам не хватает чувства психологической свободы и умения приспосабливаться к внешним обстоятельствам — работайте с оранжевым цветом;

- желтый цвет поможет Вам, если Вы чувствуете упадок сил и хотели бы получить заряд активности, если Вы находитесь в конфликте с самим собой;

- при равнодушии и чувстве апатии, при желании быть более открытым и более спокойным Вам поможет зеленый цвет;

- голубой цвет следует использовать, если Вас тяготят ваши обязанности, если Вы действуете, не задумываясь о последствиях своих поступков;

- если Вы проявляете излишнюю эмоциональность и не контролируете свои реакции, используйте синий цвет;

- фиолетовый цвет оказывает большое влияние на область чувств, именно его надо использовать, если Вы часто по необъяснимым причинам испытываете горечь, чувствуете себя обманутым, вас мучают сомнения, и Вы впадаете в состояние депрессии.

10. Большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья педагогов имеют модели преодолевающего поведения.

Конструктивными следует считать поиск социальной поддержки и уверенные действия. Неконструктивные способы поведения – избегание, манипулятивные и агрессивные действия – сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией педагогов.

Каждый человек может осознанно выбрать – будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.

1. Абрамова Г. С. Практическая психология. — М. : Дело, 2000. — 52 с.

2. Гнездилова О. Н. Статья: Инновационная деятельность педагога как фактор, предотвращающий наступление у него синдрома эмоционального сгорания//Международный педагогический Интернет журнал : Образование: исследовано в мире. – 2007, с. 7

3. Гремлинг С. Практикум по управлению стрессом. — СПб. : Питер, 2002. — 40 с.

4. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности

Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов. Педагог-психолог Дьяченко Н. Г 2 Цель и задачи: обучать педагогов.

Синдром профессионального эмоционального выгорания личности Подобед Е. В., Абрамова А. Е., Котова Е. В. Жизнь без стрессов невозможна. Каждый день мы сталкиваемся с тем или иным проявлением стрессовых.

Специфика синдрома профессионального выгорания у современных педагогов Тема: Специфика синдрома профессионального выгорания у современных педагогов. Профессиональное выгорание – долговременная стрессовая реакция.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания Всякая профессиональная деятельность, связанная с большой эмоциональной вовлечённостью, ответственностью, может стать причиной возникновения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Многочисленные исследования говорят о неблагополучном состоянии здоровья современного педагога. Профессию педагога можно отнести к группе риска по частоте нарушения здоровья и серьезности протекающих заболеваний.

Что же такое синдром профессионального выгорания?

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Причинами эмоционального выгорания могут быть:

неумение принимать жизнь такой, какая она есть, без критики и протеста;

неумение жить в данный момент, считая его главным в жизни;

наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям человека;

неумение найти место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии и тем самым сохранить здоровье.

Синдром выгорания в определенной степени является защитным механизмом, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы.

Предполагается, что синдром профессионального выгорания может быть обратим на любой стадии развития, но наиболее успешно его преодоление проходит на начальной стадии.

На более поздних стадиях выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональных обязанностей и отношениях с окружающими. Один из характерных признаков выгорания - утрата интереса к работе. Таким образом, синдром выгорания негативно сказывается не только на профессиональной деятельности, но и в целом определяет качество жизни человека.

Давайте зададимся вопросом: почему в современном обществе возникла такая проблема ?

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ:

начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная);

ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями (функция-защитная);

проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;

окончание учебного года.

Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов , которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс.

Ученые, исследующие эмоции, опираясь на многолетний опыт работы, признают необходимость их рациональной регуляции и считают, что причины проявления эмоциональной неустойчивости в деятельности педагога обусловлены рядом объективных и субъективных факторов.

К объективным факторам относятся:

материально-бытовой (условия жизни и быта, материально-техническое обеспечение работы, снижение жизненного уровня);

фактор ответственности (повышенная ответственность за жизнь, благополучие, физическое и психическое здоровье детей);

фактор взаимодействия – неблагоприятная психологическая атмосфера профессиональной деятельности, конфликтность в системах:

организационно-административный (перегруженность поручениями, открытые занятия, педсоветы, непродуманное введение новшеств, нечеткая организация и планирование деятельности, завышенные нормы численности детей).

Основная причина синдрома выгорания - это несоответствие между личностью и работой.

Синдром профессионального выгорания включает в себя три составляющие: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.

Эмоциональное истощение проявляется в подавленном настроении, депрессии, равнодушии, эмоциональном перенасыщении, хронической усталости, снижении креативности.

Под деперсонализацией в данном случае понимают деформацию отношений с другими людьми. Это может быть как повышение зависимости от других, так и, наоборот, повышение негативизма и циничности по отношению к субъектам деятельности.

Что касается редукции личных достижений, то она проявляется в виде недооценки или даже негативной оценки себя, своих профессиональных достижений, служебных достоинств и перспектив, может приводить к ограничению своих возможностей и обязанностей по отношению к другим людям.

В процессе профессионального выгорания перечисленные характеристики психоэмоционального состояния являются как следствием развития синдрома, так и факторами, обуславливающими его развития.

Профессиональное выгорание рассматривается, в том числе, как долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие воздействия продолжительных профессиональных стрессоров средней и высокой интенсивности.

Мы предлагаем вам выполнить упражнение, которое поможет осознать, какие качества личности преобладают в вас, с какими вам хотелось бы распрощаться, а какие, наоборот – приумножить.

Раздается набор качеств в виде листочков, воспитатели зачитывают.

Проходит обсуждение, педагоги обосновывают свой выбор.

Корень – лист

Высокая работоспособность - утомляемость

Общительность – замкнутость

Активность - пассивность

Эмоциональная стабильность - повышенная изменчивость организма

Уравновешенность - раздражительность

Способность к риску - тревожная мнительность

Прогрессивность — консерватизм

Эмпатия - эмоциональная холодность

Умение расслабиться — сверхконтроль

Уверенность - нерешительность

Психолог: Получилось дерево. Давайте оценим устойчивость нашего дерева. Бурю какой силы по шкале от 0 до 10 баллов сможет оно выдержать? Поставьте балл (подсчитывается по количеству качеств в корне).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Способствовать профилактике эмоционального сгорания у педагогов в профессиональной деятельности.

Задачи:

1) Познакомить с понятиями: эмоциональное сгорание, синдром эмоционального сгорания, стресс, его фазы и симптомы.

2)Познакомиться с основными методами снятия психоэмоционального напряжения.

активизировать размышления о значимости психического здоровья и его влияния на профессиональную деятельность педагога.

Отработка навыков регуляции психоэмоциональным состоянием.

1)формирование ответственного поведения за собственное здоровье.

Выступление

Для большинства современных людей профессиональные успехи имеют огромное значение и занимают одну из почетных ведущих строчек в рейтинге жизненных приоритетов.

Серьезным препятствием на пути к успешной карьере может стать "профессиональное выгорание".

Давайте попробуем разобраться в том, что же это такое профессиональное выгорание.

Что такое синдром профессионального выгорания?

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения.

Российские психологи установили несколько определений профессионального выгорания, одно из них — синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и личностных ресурсов работающего человека, ведущий к истощению его эмоционально-энергетических и личностных ресурсов.

Три основные стадии синдрома.

Приглушение эмоций, исчезает острота чувств и сладость переживаний. Другими словами – эмоциональное истощение. Вроде бы все пока нормально, но скучно и пусто на душе. Приглушены чувства к семье. Даже любимая пища стала грубой и пресной.

В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех–пяти лет.

Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.

Третья стадия — собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Специалист по привычке может сохранять и апломб, и респектабельность, но если приглядеться к нему, то станут заметны "пустой взгляд" и "ледяное сердце". Само присутствие другого человека вызывает дискомфорт и реальное чувство тошноты.

Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.

Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие чувства, мысли, действия. (цветок)

Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным

Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве

Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

Если говорить о причинах возникновения синдрома выгорания, то они определяются внутренними и внешними факторами.

Во внешних факторах ученные выделяют три момента:

неэффективный стиль руководства

работа в условиях временного дефицита.

отсутствие сплоченного социального окружения.

Но нельзя не учитывать и влияние социально-культурных факторов. Как говорят различные исследования, уровень эмоционального выгорания у людей, работающих в коммуникативных профессиях, всегда повышается в ситуациях социально-экономической нестабильности. Действительно, современные условия выступают как депрессогенные факторы за счет наличия в них негативного программирования. Особенно часто встречается негативное программирование в рекламных акциях. В частности, в рекламе лекарств.

Также необходимо иметь в виду, что в течение своей педагогической деятельности каждый педагог переживает кризисы в профессиональном становлении, находясь, длительное время в эмоциональном выгорании:

Кризис 1-го года

Кризис 5-7 лет

Кризис 12-15 лет

Пути выхода из профессионального кризиса следует искать в сфере профессионального самосознания педагога, а способом преодоления подобного кризиса может являться переход на новый уровень осуществления педагогом.

Основными методами борьбы с возникшим кризисом являются:

- корректировка мотивов труда: поиск смысла труда, смысла работы в данной организации.

- ориентация на карьерный рост, необходимо показывать, что ты стремишься стать лучше, чем есть сейчас;

- переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство).

Нежелательным выходом является смена работы, уход в хобби, семью, быт.

Но есть другая позиция, или категория, это, назовем их менеджеры, которые организуют деятельность энергичных, самостоятельных и инициативных людей, пусть имеющие свои возрастные особенности как школьники, так, вот, эта позиция - не вызывает появление этого синдрома.

Давайте рассмотрим, различия учителей-опекунов, у которых наибольшая вероятность возникновения, этого синдрома и учителей - менеджеров


Бессердечье к себе — это тоже увечье. Не пора ли тебе отдохнуть?

Прояви, наконец, сам к себе человечность, — Сам собою побудь…

Представьте себе такую ситуацию — вам нравится работа, коллектив хороший, вами довольно начальство и денег вроде бы достаточно, а если нет, то, по крайней мере, зарплату мы получаем без задержек. Вроде бы работать и работать.

Однако не все так просто. Наверняка вам знакома ситуация, когда все вроде бы отлично, но вы ощущаете усталость, депрессию, не хочется идти на работу. Иногда может вдруг стать все равно, как вы работаете, вы испытываете вялость и апатию.

Многие педагоги после нескольких лет работы испытывают состояние близкое к стрессовому. Они чувствуют постоянное утомление, головные боли, бессонницу, общее ухудшение здоровья, вызванное неврозами, сердечнососудистыми нарушениями, ослаблением иммунитета.

Почему это происходит? Почему работа не приносит радость и чувство удовлетворения?

Оказывается, на это есть простой ответ — профессиональное выгорание.

Согласно современным данным под профессиональным выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения.

Многие исследования показывают, что педагог — это профессия, которая в большей степени подвержена влиянию выгорания.

Это связано с тем, что в современных условиях деятельность преподавателя буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, высокая ответственность, необходимость быть все время в форме.

По причине хронического переутомления преподаватель становиться не готовым к позитивному принятию нововведений, повышению собственной профессиональной компетентности.

Синдром профессионального выгорания имеет свои стадии и начинается настолько незаметно, что не каждый может его определить.

Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания у педагога:

 на первой начальной стадии у преподавателей наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли студенту планируемый вопрос, и т. д.). Из-за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий на фоне ощущения нервно-психической напряженности;

 третья стадия — собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.

Однако профессиональное выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.

Можно выделить три группы факторов, оказывающих влияние на развитие синдрома выгорания:

Следует отметить, что ни один из факторов сам по себе не может вызвать выгорания. Его возникновение — это результат действия совокупности всех факторов, как на профессиональном, так и на личностном уровне.

Знание стадий и факторов синдрома профессионального выгорания позволит более серьезно отнестись к своевременной профилактике развития этого синдрома.

Своевременная профилактика выгорания включает в себя следующие направления работы.

1. Помоги себе сам. Педагог, используя методы саморегуляции, релаксации, может ликвидировать первые симптомы синдрома профессионального выгорания. Саморегуляция необходима, чтобы успокоиться, восстановиться и активизироваться. Можно использовать следующие способы саморегуляции:

 Активизация чувства юмора — попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьезной ситуации;

 Концентрация внимания на чем-то: рассматривание цветов в помещении, вслушивание в звуки за окном;

 Снятие мышечного напряжения — различные движения типа подтягивания, расслабления мышц;

 Общение с животными;

 Высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

2. Эмоциональная поддержка. Здесь необходима работа по развитию у преподавателей умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личному совершенствованию. Для этого могут быть использованы разного рода тренинги, психологические практикумы.

3. Создание системы дел, повышающих значимость педагогической профессии. Некоторые исследователи большую ответственность за выгорание педагогов возлагают на администрацию.

Необходимо создать благоприятные условия во время рабочего дня: обеспеченность справочными материалами и пособиями, техническая оснащенность. Помещение должно соответствовать нормам санитарно-гигиенических требований (освещенность, температура, удобная мебель).

Кроме того, важна возможность технического перерыва для принятия пищи, восстановления сил.

У каждого человека эти источники индивидуальны!

Решения проблемы профессионального и эмоционального выгорания могут быть разными.

Важно заняться тем, что дает Вам энергию и душевный подъем.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное выгорание, работа, восстановление сил, риск выгорания.

Читайте также: