Искусство и тени доклад

Обновлено: 05.07.2024

Тени определяют собой пластичность (пластику) формы, под которой понимают её рельефность, скульптурность, мягкость, темное пространство, отгороженное, застланное чем-нибудь от источника света, куда не проникают лучи света. Т.е. это объект: материальная вещь, нематериальное благо, услуга, работа и т.д. Темное отражение, падающее на окружающую поверхность от той стороны предмета, которая не обращена к источнику света. Тени отбрасывает всё, что освещено солнцем или другим источником света: все предметы, животные, растения.

1.1 Свойства теней

Основной принцип звучит так: чем дальше от нас объект, тем он менее контрастный. Дело в том, что воздух не такой прозрачный, каким кажется. Он умеет рассеивать свет, поэтому контраст теряется. Горы на горизонте все видели? То же самое применимо и к небольшим объектам и сценам (чтобы добиться эффекта глубины на картинке, нужно это подчеркнуть).

1. Чем ближе к наблюдателю находится тень, тем она темнее. Чем она дальше, тем она прозрачней. Самой темной частью тени будет ближняя к нам часть, близость части определяется на глазок

Около 80% восприятия мира приходится на долю глаз, но обрабатываем изображения мы все-таки мозгом. Человеческий мозг — хорошо настроенная штуковина. Часть информации он игнорирует, а часть искажает, чтобы получилась более качественная картинка. Любой экран по своим качествам сильно отстает от реальности, поэтому нужно мухлевать, чтобы получилось похоже.

Важная мелочь. В природе и быту нет ни одного идеально гладкого предмета. Какой тщательной шлифовке его не подвергай, он все равно не будет абсолютно плотно прилегать к поверхности, на которую ты собираешься его поставить

1.2 Освещение в пространстве

Направленный на акцентное место прямой свет приобретает самостоятельное активное значение в композиции, например, интенсивно освещенные барабаны церквей, сноп света в Пантеоне или полоса света в Зеленоградском институте электроники. Другой прием светового акцентирования проявляется в создании светящейся прозрачной поверхности — витража.

Тени и пластика

Пластика малых форм

Сравнивая пластику гигантского станка и маленьких дамских часов, трудно сказать, какой объект сложнее для проектирования. Ведь одна из специфических задач художника – поиск образа вещи, в которой должна отразиться ее эстетическая сущность.

1.3 Мастер света и тени Куми Ямашита

Человечество избаловано многообразием форм современного искусства. Чего только не насмотришься в арт-галереях и на просторах интернета. Но даже при таком изобилии японская художница Куми Ямашита (Kumi Yamashita) умудряется постоянно удивлять и поражать зрителя, создавая свои произведения из самых необычных материалов.В своих работах Куми Ямашута использует детские кубики, плоские поверхности и освещение, добиваясь при этом необычных теней от простых объектов.И дело тут не столько в необычности самих материалов, сколько в философском смысле, который закладывает японская художница в необычные сочетания форм, фактур и света. Это и не удивительно, ведь ее произведения рождаются как сплав традиционного "восточного" японского и противоположного ему современного "западного" американского взглядов на мир.Наиболее известными работами Куми стали портреты людей разных возрастов и рас, созданных из надписей на кредитных картах. Издалека они выглядят обычными графическими работами, но при ближайшем рассмотрении можно разглядеть колонки номеров, имена и фамилии. Помните, как в школе вы рисовали мультики на отгибах тетрадных страниц, заставляя двигаться изображения при их быстром перелистывании? Аналогичный эффект заложен в основе работы "Диалог", созданной Куми в 1990 году. Шестьдесят вращающихся вокруг единой оси профилей человеческого лица создают эффект разговаривающих людей."Тени - прекрасный способ самовыражения для людей, которые больше верят в изменчивость окружающего мира, нежели в его постоянство" - говорит Куми Ямашита.

Таким образом, мы видим, что любая деталь имеет своё некое значение, не ведомое простому человеку. Каждое окно, каждая прорезь, свод и арка. И тень в данном случае играет одну из главных ролей.

3. Танаков В.В., Нагорная В.В., «Архитектурное конструирование" – Учебное пособие для студентов вузов архитектурной специальности.


Shadow art или рисунок тенью – это одно из направлений в современном искусстве. Художник не использует краски и кисти, не делает наброски на бумаге, мастеру светотени достаточно различных предметов и правильно направленного на них освещения. И тогда любая вещь может стать шедевром.

Казалось бы, ничего нового в искусстве придумать уже невозможно, и уж тем более невозможно удивить. Чего только не встречается на просторах интернета и в арт – галереях, но мастерам светотени удается не просто удивить, а поразить зрителя. Необычность материалов и форм, фактур и света – новизна и философский смысл, заложенный в каждом произведении привлекают на выставки художников и скульпторов работающих в направлении shadow art множество зрителей.

Для того, чтобы создавать теневые картины, художнику кроме богатого воображения и таланта понадобится освоить и мастерство инсталляции и светорежиссуру. Главное в рисунке тенью – это грамотно направленный свет, который и делает нагромождение разных предметов или отдельно выбранный предмет потрясающей картиной. Для создания своих работ художники используют самые неожиданные вещи – кто собирает мусор на городских свалках и потом из кучки непонятного мусора составляет свои композиции, кто специально изгибает металл под разным углом, кто работает с мятыми листами бумаги. Но потом из всех этих обыкновенных предметов появляются необыкновенные рисунки на стене.

Известность японской художнице Куми Ямашито (Kumi Yamashita) принесла серия работ ставшая результатом экспериментов со светом и тенью. Предметы на плоскости располагались так, что яркие лучи света, падающие под разным углом, формировали из тени разные изображения.

Fred Eerdekens. На первый взгляд в работах бельгийского художника нет ничего особенного. Можно долго смотреть на скрученную проволоку, ватные облака или металлический профиль и видеть перед собой всего лишь обычные предметы. Но как только сквозь инсталляцию проникает луч света, в хаотичном нагромождении предметов появляется смысл и логика, и оживают пейзажи, нарисованные художником.

Талант Пола Пакотто заключается в умении играть со светом и тенью. Металлические скульптуры автора сварены таким образом, что при правильном расположении источника света они отбрасывают тень в виде изящного женского силуэта. В принципе, сама эта идея не нова: мы уже знакомы с творчеством таких представителей shadow art, как Tim Noble и Sue Webster, Fred Eerdekens или Michael Neff. Однако произведения Пола Пакотто наполнены настоящим французским шармом: скрипки, розы, лебеди из металла – и хрупкие женские фигурки рядом с ними.

Скульптуры автора выполнены из листовой латуни, а впоследствии покрыты 24-каратным золотом или серебром.

Автор родился в 1939 году. Живет и работает в Ницце. Выставлять свои работы он начал с 1971 года. Творчество Пола Пакотто отмечено множеством наград во Франции, Швейцарии и Японии.

Мастера светотени работают в разных стилях. Майкл Нефф стремится показать людям, что красивы не только реальные предметы, но и тени, которые они отбрасывают и многие его работы – это разукрашенные тени от деревьев и людей, машин и цветов.

Творческий тандем Tim Noble и Sue Webster для своих шедевров использует предметы, собранные на городских улицах и не смотря на это, выставки неизменно проходят с огромным успехом.

Куми Ямашито (англ. Kumi Yamashita, р. 1968) – современная американская художница и дизайнер, родившаяся в Японии. Известна своими работами, в которых изображения формируются при помощи света и тени.

Для оформления офиса American Express в Нью-Йорке художница использовала обычные клеющиеся листочки для записей. Предварительно она сфотографировала профили сотрудников офиса, потом смяла определенным образом разноцветные листочки, и, под направленным светом, на стене появились человеческие облики в профиль.

На первый взгляд это беспорядочно разбросанные кубики, буквы и фигуры. Но свет все расставляет по своим местам и мы видим не просто тень, а историю людей, чувствуем их настроение.

Помните, как в школе вы рисовали мультики на отгибах тетрадных страниц, заставляя двигатся изображения при их быстром перелистывании? Аналогичный эффект заложен в основе работы "Диалог", созданной Куми в 1990 году. Шестьдесят вращающихся вокруг единой оси профилей человеческого лица создают эффект разговаривающих людей.

Список литературы:

Петкова С. М. Справочник по мировой культуре и искусству / С. М. Петкова. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Культурология: Библиотека словарей / В. Д. Лихвар, Д. Е. Погорелый, Е. А. Подольская. – М.: Эксмо, 2008.

Гоголев К. Н. Краткий конспект: Западная Европа и Ближний Восток. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004.

Энциклопедия современного искусства / ред. М. Серрюлль, А. Серюлль; пер.Н. Матяш. М.: Республика, 2005.

Тень как символ в искусстве

Древние греки полагали , что именно благодаря тени возникла живопись. Как гласит старинная легенда , записанная Плинием Старшим ( 79 г. н.э.): коринфская дева , дочь гончара из Сикиона , обвела на стене профиль своего возлюбленного , отбрасываемый в свете свечи , и попыталась его сохранить. Так увидел эту сцену Джозеф Райт из Дерби в 1782 г.

Разделение и утверждение

на формирование мироощущения в европейской культуре. И поначалу все было однозначно. Но , жизнь оказалась куда сложнее , поскольку абсолютная Тьма , как и абсолютное Зло , встречаются редко.
Падающая тень почти не встречается в искусстве средневековья , а там , где ее изображения все же требовал сюжет , она подавалась условно , поскольку художники того времени еще не знали перспективы и уж тем более объема , секрет которых был раскрыт лишь в эпоху Ренессанса. Тогда то и начали активно использовать тень для придания изображению реалистичности.

В XVIII веке в искусстве развивается эстетика мрачного и зловещего и тень начинает играть активную р

От игр света к играм разума

Импрессионисты утратили интерес к повествовательным возможностям тени и использовали ее исключительн

В творчестве Джорджо де Кирико, тень становится навязчивым образом тьмы ночи, любой тьмы навязчивых

Во многих реалистических полотнах тень возвращается к своему призванию и выражает мрачные настроения

В реалистической живопись XX века активно использовалась способность тени создавать настроение всел

В картине российских представителей contemporary art Виталия Комара и Александра Меламида «Происхожд

Обретение самостоятельности

Сегодня набирает популярность создание работ посредством тени, причем предметы отбрасывающие тень, к

Сегодня набирает популярность создание работ посредством тени , причем предметы отбрасывающие тень , как правило , не имеет никакого отношения к тому , что получается в результате. Для создания своих произведений художники месяцами включают и выключают свет , передвигая простые материалы ( бумага , дерево , алюминий , различный мусор). Например , излюбленной темой греческого художника Теодосио Ауреа является красота и изящество женского тела.

Английский художник и скульптор Рук Флоро изобразил драму человека, лишенного цельности. Персонаж ра

Английский художник и скульптор Рук Флоро изобразил драму человека , лишенного цельности. Персонаж разорван на две части: одна — тот , кем он является , другая — тот , кем он мог бы быть. Казалось бы , высокая фигура должна отбрасывать тень , но она несколько аморфна , а из спины персонажа торчат черные иглы. Главное же в скульптуре — то , что обе части объединяет собственно тень — темная дорожка. Так в руках художника тайное становится явным.

Отныне художники становятся творцами света, а первый великий художник XV века — Мазаччо — делает тен

Священный мрак

Тень как самостоятельный философский образ использовал в своем творчестве Микеланджело Меризи де Кар

У художников эпохи Барокко, таких как Жан Леклер, Матиас Стом, Хендрик Тербрюгген, Жорж де Латур и д

Микеланджело Меризи да Караваджо. Ужин в Эммаусе. Фрагмент. 1601 г. Холст, масло, темпера. 141 × 196,2 см Рембрандт. Портрет Яна Корнелиса Сильвиуса. 1646 г. Офорт

Яркие горизонтальные тени на картинах Беркхейде и Гварди не только добавляют изображению глубины, но и позволяют создать ощущение залитого солнечным светом пространства.

Геррит Беркхейде. Рынок и Гроте-Керк в Харлеме. 1674 г. Холст, масло. 51,8 × 67 см Франческо Гварди. Арсенал. Венеция. 1755–1760 гг. Холст, масло. 62,3 × 96,9 см

Последние работы подталкивают нас к мысли, что нужно рассматривать картины, включенные в эту подборку, с разных точек зрения, поскольку среди возможностей падающей тени едва ли не главная — усиливать ощущение света.

Художнику в сравнении с природой доступна лишь очень малая часть цветов, поэтому ему следует использовать эффект тональных контрастов, тщательно продумывая расположение освещенных и затемненных участков.


Мазаччо. Мадонна с младенцем. 1426 г. Дерево, темпера. 134,8 × 73,5 см

Художник изобразил тени, падающие на трон, тем самым передав ощущение света, который заливает пространство картины, тщательно выстроенное в прямой линейной перспективе. Особенно восхищает та свобода, с которой живописец использует новаторский прием, что мы наблюдали также и в работе мастерской Робера Кампена.


Мастерская Робера Кампена (Жак Дарэ?). Мадонна с младенцем в интерьере. До 1432 г. Дерево (дуб), масло. 18,7 × 11,6 см

Живописное изображение затворника или ученого за столом кисти ученика или последователя Рембрандта отлично иллюстрирует этот эффект.


Последователь Рембрандта. Мужчина, читающий за столом. Около 1628–1630 г. Дерево (дуб), масло. 55,1 × 46,5 см

Яркий луч света, бьющий в оконное стекло и открытый проем, едва не слепит смотрящего, скрывая фигуру и изображенные на полотне предметы.

На картине Джованни Доменико Тьеполо с троянским конем подобных разительных контрастов нет, но четкие тени на земле также усиливают ощущение яркого солнечного света.


Джованни Доменико Тьеполо. Шествие троянского коня в Трою. Около 1760 г. Холст, масло. 38,8 × 66,7 см

Жан-Батист Камиль Коро, напротив, смягчает тени от упавшего дерева и гуся, отчего возникает эффект рассеянного утреннего или вечернего света.


Жан-Батист Камиль Коро. Крестьяне под деревьями на рассвете. Около 1840–1845 г. Холст, масло. 27,3 × 38,8 см

Его полотно — пример создания определенного настроения с помощью теней, как и сцена в порту кисти Клода Лоррена, где тени удлиняются в лучах восходящего или заходящего солнца.

Импрессионисты убедительно показали, что тени редко бывают просто серыми, но могут иметь разные оттенки в зависимости от цвета окружающих предметов.

Это наглядно демонстрирует зимний пейзаж Камиля Писсарро.


Камиль Писсарро. Фокс-Хилл, Верхний Норвуд. 1870 г. Холст, масло. 35,3 × 45,7 см

Не только форма, но и цвет, и характер написания внешнего края тени могут рассказать очень многое об освещении. И вновь яркие примеры, иллюстрирующие подобное наблюдение, мы можем найти в живописи начала XV века. Выше мы уже упоминали мастерство Фра Анджелико в использовании техники сфумато для изображения скользящего света.


Фра Анджелико. Мадонна с младенцем. Фрагмент. Около 1450 г. Фреска. Монастырь Сан-Марко, Флоренция


Антонелло да Мессина. Святой Иероним в келье. Фрагмент. Около 1475 г. Дерево (липа), масло. 45,7 × 36,2 см

Здесь особенно примечательна тень от хвоста павлина на ступени, написанная в технике сфумато.


Сассетта. Стигматизация святого Франциска. 1437–1444 гг. Дерево (тополь), темпера. 87,8 × 52,5 см


Карло Кривелли. Благовещение со святым Эмидием. Фрагмент. 1486 г. Холст, темпера. 207 × 146,7 см

Образчик мастерства в этом отношении — сложная композиция Якопо Понтормо, иллюстрирующая историю Иосифа.


Якопо Понтормо. Иосиф и Иаков в Египте. Фрагмент. Предположительно 1518 г. Дерево, масло. 96,5 × 109,5 см

Здесь группа фигур поднимается по изогнутой лестнице, отбрасывая точно выстроенные тени на округлый участок стены.


Хендрик Тербрюгген. Концерт. Около 1626 г. Холст, масло. 99,1 × 116,8 см


Неизвестный художник, школа Рембрандта. Поклонение волхвов. 1646 г. Холст, масло. 65,5 × 55 см

Голландские художники-пейзажисты XVII века знали, как передать ощущение широкого простора, изобразив, как тени от готовых пролиться дождем туч ложатся на поверхность земли.


Якоб ван Рёйсдал. Пейзаж с руинами замка и церковью. Около 1665–1670 г. Холст, масло. 109 × 146 см

Наконец, интерьер церкви, написанный Эмануэлем де Витте, демонстрирует нам, что тени могут также показывать то, что скрыто от зрителей.


Эмануэль де Витте. Интерьер старой церкви в Амстердаме во время службы. Около 1660 г. Холст, масло. 51,1 × 56,2 см

На стене напротив мы видим нарисованные тенью очертания невидимых для нас окон на противоположной стороне нефа, через которые проходит солнечный свет.


Уильям Коллинз. Надвигающиеся события. 1833 г. Холст, масло. 71 × 91,5 см

На картине деревенский мальчишка только что открыл ворота и почтительно приветствует кого-то. Но кого? Судя по всему, всадника, чья тень изображена на переднем плане.

В применении к живописи подобные приемы могут показаться надуманными, но в объектив фотографа, снимающего против света, часто попадают выразительные тени от того, что находится вне его поля зрения.

Едва ли найдется более яркий пример, чем фотография Анри Картье-Брессона, сделанная в Индии и запечатлевшая усталого мужчину, уснувшего в причудливой тени храма.


Анри Картье-Брессон. Индия, Ахмедабад. 1967 г. Фотография

Читайте также: