Местное самоуправление в норвегии доклад

Обновлено: 02.07.2024

Состав Норвегии в 2020 году отличается от прошлых лет. В чем разница между муниципалитетом и коммуной. Сколько округов в Норвегии и на какие регионы поделена страна.

Муниципалитет или коммуна (норв. kommune, kommuner) в Норвегии это основная административная единица местного самоуправления. Местная власть отвечает за начальное образование до 10 класса, амбулаторное медицинское обслуживание, обслуживание пожилых граждан, курирует вопросы безработицы, экономического развития и транспортную структуру в пределах муниципалитета.

В каждом муниципалитете есть собственная исполнительная власть в лице мэра, а также законодательная, представленная муниципальным советом. Который в свою очередь является высшим органом местного самоуправления и избирается на 4 года.

Региональная реформа в Норвегии

С 2017 года началась административно-региональная реформа и началось постепенное укрупнение и объединение небольших муниципалитетов в более крупные административные единицы. Правительство считает, что этот шаг укрепит каждый регион и улучшит координацию между муниципалитетами, регионами и государством.

Потому, в каждым годом количество муниципалитетов может меняться в меньшую сторону. Меняются также и названия, в связи с объединением. Это значит, что изменятся и адреса. Потому, планируя поездку, уточняйте это заранее.

Сегодня уже внесены значительные изменения на норвежской карте и состав Норвегии за последние 50 лет. Именно с эти связано разное количество действующих муниципалитетов в разных источниках.

К примеру, до начала реформы их было 422. Норвежские коммуны по площади занимают могут быть от 6! квадратных километров до 10 000. В основном от 300 до 3000 кв. километров.

Норвегия на начало 2020 года состоит из 11 административных районов или округов (по-норвежски: Fylker). Они в свою очередь поделены на 356 муниципалитета или коммуны. Осло является и округом и муниципалитетом одновременно.

Регионы Норвегии

Норвегия географически делится на пять основных регионов: Северная Норвегия, Тренделаг, Западная Норвегия, Южная Норвегия и Восточная Норвегия. В этих регионах расположены следующие округа:

Eastern Norway

Oslo, Viken, Innlandet, Vestfold og Telemark

Western Norway

Rogaland, Møre og Romsdal, Vestland

Southern Norway

Trøndelag

Northern Norway

NordlandTroms og Finnmark ,


Интересный факт: вот такие пограничные камни на протяжении многих лет определяли границы округов (графств, фюльке) в Норвегии. Этот установлен в горах, на границе между Телемарк и Хордаланд. На сегодня, после реформы, ни Телемарк, ни Хордаланд больше не существуют как самостоятельные административные единицы.

Новые округа в Норвегии

Реформа касается не только коммун в Норвегии, но и округов. Некоторые решено объединить. Фюльке Осло, Рогаланд и Мер-ог-Ромсдал не коснется реформа. Вот новые названия объединенных округов Норвегии в 2020 году.

Фюльке Осло, Рогаланд и Мер-ог-Ромсдал не коснется реформа. А вот новые названия объединенных округов Норвегии в 2020 году.

Viken( бывшие Akershus, Buskerud and Østfold)

Innlandet (бывшие Hedmark and Oppland)

Vestfold og Telemark (бывшие Vestfold and Telemark)

Agder (бывшие Aust-Agder and Vest-Agder)

Vestland (бывшие Hordaland and Sogn of Fjordane)

Trøndelag (бывшие Nord-Trøndelag and Sør-Trøndelag)

Troms og Finnmark (бывшие Troms and Finnmark)

Таким образом в Норвегии существует три уровня государственного управления. Центральное правительство и органы местного самоуправления, которые состоят из двух уровней: округов и муниципалитетов.

Округ или фюльке — промежуточный уровень между правительством и муниципалитетом (коммуной).

Карта Норвегии в 2020 году.


Коммуны в Норвегии

Список из 356 коммун Норвегии на начало 2020 года, вы можете просмотреть пройдя по ссылке. Мы решили не размещать столь большое количество, для удобства чтения.

Местное или муниципальное самоуправление – это такая система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной административно-территориальной единицы данной страны.[1]

Главная цель создания системы местного самоуправления — улучшение качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие всей страны. Местное самоуправление нацелено на решение вопросов местного значения. Отдельные местности имеют свои особенные нужды, которые лучше всего удовлетворяются местным самоуправлением.

Таким образом, можно сказать, что местное самоуправление – один из основных элементов, обеспечивающих благосостояние государства и общества.

Именно поэтому в странах Северное Европы вопросам местного самоуправления уделяется большое внимание.

Скандинавское местное самоуправление обладает специфическими чертами, которые позволяют выделить особую скандинавскую модель местного самоуправления.

Местное самоуправление в скандинавских странах имеет давние традиции. В Норвегии оно было введено в 1837 году после нескольких лет конфликта между норвежским парламентом и королем Швеции. В Дании законы, касающиеся местного самоуправления в городских муниципалитетах, действуют с 1837 года. В Швеции первые законы о местном самоуправлении появились в 1862 году, в Финляндии — в период с 1865 по 1873 год.[3] В каждой из упомянутых стран, кроме Норвегии, положения о местном самоуправлении внесены в конституции.

Во всех четырех странах структуры местного самоуправления могли опереться на традиции самоорганизации, прежде всего в сфере управления делами церковных общин. В связи с этим церковное административное деление стран на приходы было использовано в качестве основы для создания единиц местного самоуправления.

Цель моей работы – изучить организацию местного самоуправления в Норвегии и Дании. Я выбрала эти страны ввиду свойственных им особенностей. Дания – наиболее европеизированная северная страна, на принципах организации датского местного самоуправления более всего сказывается опыт континентальной Европы и ЕС. Норвегия же страна, более отодвинутая на периферию Европы, она не является членом ЕС и придерживается более традиционных принципов организации местного самоуправления.

В своей работе я поставила перед собой следующие задачи:

1. Изучить принципы организации местного самоуправления в Норвегии

2. Изучить принципы организации местного самоуправления в Дании

3. Сравнить принципы организации местного самоуправления в этих странах, выявить общескандинавские черты и национальные различия.

Следует отметить, что данная тема недостаточно широко освещена в литературе.

Таким образом, в своей работе я постаралась дать комплексное представление о скандинавской системе местного самоуправления на примере Норвегии и Дании.

Глава I Организация местного самоуправления в Норвегии

Норвегия разделена на 19 округов (фюльке) и 430 муниципалитетов (коммун). [4] [Приложение 1]

Столица, Осло, классифицирована и как муниципалитет и как регион, и, соответственно,наделен правами и обязанностями того и другого уровня.

Нынешняя муниципальная система была установлена Актом о местном управлении от 1847 года, который был основательно пересмотрен в 1992 году. Базовым принципом этого Акта является то, что муниципалитеты могут делать все, что не запрещено законом. Данный закон не регулирует, какие обязанности возлагаются на местные органы власти, эти обязанности прописываются отдельными актами. При этом важно отметить, что вотличие от других скандинавских стран и большинства европейских, местное самоуправление не прописано в конституции Норвегии.

Норвегия имеет несколько фрагментарную муниципальную структуру, в том смысле, что имеются очень разные размеры территориальных единиц. Население их варьируется от 1000 человек до полумиллиона жителей. Большинство имеют население менее 5000 человек, и лишь 10 муниципалитетов обладают населением более 50 000. [5]

Муниципалитеты являются самым важным звеном местной государственной администрации. Местное управление и самоуправление рассматриваются современным законодательством Норвегии как одно целое в отношении коммун и фюльке.

Коммуны несут ответственность за:

· систему начального образования

· политика в области занятости

· водоснабжение и канализационную систему

В обязанности окружных властей входят:

· некоторые технические службы

· развитие малого и среднего бизнеса

· региональная культура и спорт

Муниципалитеты и округа предоставляют две трети всех социальных услуг.

Каждый из этих уровней власти финансируется посредством местного налогообложения, пошлин и местных предпринимателей, а также частично за счет поступлений из центральных органов власти и других государственных институтов или займов.

Округа представляют собой традиционное административное деление, сохранившееся со времен средневековья, когда местные окружные советы обладали значительной властью. Эта средневековая система постепенно разрушалась после того, как Норвегия стала единым государством, а при вступлении в унию с Данией стала централизованной. Вновь местное управление в муниципалитетах было восстановлено только в 1837 году.[6] После реформы по слиянию коммун в 1967 году, число муниципалитетов колеблется от 420 до 440, решение о размежевании коммун принимается королем исходя из соображений экономической целесообразности. 18 окружных администраций Норвегии (Осло традиционно не является округом) были основаны в 1975 году с целью обеспечения административного уровня власти между государством и муниципалитетами.

Округа и муниципалитеты управляются выборными советами. Центральное правительство в фюльке представлено губернатором, который назначается королем. Выборы проходят раз в четыре года одновременно с общенациональными выборами в Стортинг. Депутатские мандаты распределяются в соответствии с системой пропорционального представительства, и их число варьируется от 13 (в муниципальных советах) и 25 (в окружных советах) до 85. Муниципальный совет является высшим органом муниципалитета. Муниципальный совет избирает исполнительный комитет, состоящий как минимум из пяти членов и включающий в себя представителей всех партий соответствующего совета и мэра. Исполнительный комитет рассматривает предложения о создании четырехлетнего экономического плана, финансовые, бюджетные и налоговые вопросы. Другие обязанности Исполнительного комитета определяются муниципальным советом. Совет может создавать комитеты для рассмотрения муниципальным обязанностей. Совет может также предоставить полномочия по принятию решений этим комитетам. Например, в городском совете Бергена действуют 4 комитета: 1) по финансам, культуре и развитию предпринимательства; 2) по здравоохранению и социальной работе; 3) по защите окружающей среды и городскому развитию; 4) по образованию и спорту.[7] Также могут назначаться особые органы управления для мелких территориальных подразделений коммун. К полномочиям исполнительного комитета относится административная деятельность в пределах муниципалитета, исполнение решений, принятых Советом.

Совещания в выборных органах должны быть открытыми для общественности. Тем не менее, отдельные вопросы могут быть обсуждены за закрытыми дверями, когда, например, дело касается неприкосновенности частной жизни.

Как и в других странах Северной Европы, в Норвегии в 1988 году был принят закон о культурной автономии саамов, согласно которому ими избирается национальный представительный орган Саметинг, состоящий из 39 депутатов.[8] Выборы в него проводятся на пропорциональной основе сроком на 4 года. Принять же участие в выборах в Саметинг могут только этнические саамы.

Основные задачи Саметинга - обеспечение государственных гарантий саамскому языку: возможность обучения на родном языке, обращение в органы государственной власти и проведение церковных служб на саамском языке.

В отличие от других скандинавских стран и большинства европейских, местное самоуправление не прописано в конституции Норвегии, и таким образом не имеет конституционной защиты. Акт от 1847 года включает в себя часть специального законодательства, и может быть в любой момент изменен голосованием в Стортинге. Это дает центральным властям большое влияние.

Ввиду довольно значительной самостоятельности муниципалитетов, больное значение приобретает контроль их деятельности. В рамках самоконтроля муниципальный совет осуществляет надзор за деятельностью муниципалитета. Муниципальный совет имеет право запрашивать отчеты и имеет решающее слово во всех вопросах. Он также избирает специальный наблюдательный комитет для наблюдения за деятельностью муниципалитетов и осуществления строгий контроль бухгалтерских систем.

Государство сохраняет за собой прерогативу по контролю за органами местного самоуправления в лице коммунального департамента, который может отменять решения этих органов на основании допущенной ошибки при принятии решения; постановление об отмене также может быть принято по собственной инициативе в порядке общего надзора за законностью[9].

Физическое лицо также может обратиться с жалобой в муниципальный совет или в специальный комитет по рассмотрению жалоб назначаемый муниципальным советом, а так же к омбудсману.

Столица, Осло, классифицирована и как муниципалитет и как регион, и, соответственно, наделен правами и обязанностями того и другого уровня.

Нынешняя муниципальная система была установлена Актом о местном управлении от 1847 года, который был основательно пересмотрен в 1992 году. Базовым принципом этого Акта является то, что муниципалитеты могут делать все, что не запрещено законом. Данный закон не регулирует, какие обязанности возлагаются на местные органы власти, эти обязанности прописываются отдельными актами. При этом важно отметить, что в отличие от других скандинавских стран и большинства европейских, местное самоуправление не прописано в конституции Норвегии.

Муниципалитеты являются самым важным звеном местной государственной администрации. Местное управление и самоуправление рассматриваются современным законодательством Норвегии как одно целое в отношении коммун и фюльке.

Коммуны несут ответственность за:

· систему начального образования

· политика в области занятости

· водоснабжение и канализационную систему

В обязанности окружных властей входят:

· некоторые технические службы

· развитие малого и среднего бизнеса

· региональная культура и спорт

Муниципалитеты и округа предоставляют две трети всех социальных услуг.

Каждый из этих уровней власти финансируется посредством местного налогообложения, пошлин и местных предпринимателей, а также частично за счет поступлений из центральных органов власти и других государственных институтов или займов.

Округа представляют собой традиционное административное деление, сохранившееся со времен средневековья, когда местные окружные советы обладали значительной властью. Эта средневековая система постепенно разрушалась после того, как Норвегия стала единым государством, а при вступлении в унию с Данией стала централизованной. Вновь местное управление в муниципалитетах было восстановлено только в 1837 году. Болдырева Е.Л. Политическая система стран Северной Европы: Учебное пособие/ СПбГУТ. - СПб., 2005. - С. 82. После реформы по слиянию коммун в 1967 году, число муниципалитетов колеблется от 420 до 440, решение о размежевании коммун принимается королем исходя из соображений экономической целесообразности. 18 окружных администраций Норвегии (Осло традиционно не является округом) были основаны в 1975 году с целью обеспечения административного уровня власти между государством и муниципалитетами.

Округа и муниципалитеты управляются выборными советами. Центральное правительство в фюльке представлено губернатором, который назначается королем. Выборы проходят раз в четыре года одновременно с общенациональными выборами в Стортинг. Депутатские мандаты распределяются в соответствии с системой пропорционального представительства, и их число варьируется от 13 (в муниципальных советах) и 25 (в окружных советах) до 85. Муниципальный совет является высшим органом муниципалитета. Муниципальный совет избирает исполнительный комитет, состоящий как минимум из пяти членов и включающий в себя представителей всех партий соответствующего совета и мэра. Исполнительный комитет рассматривает предложения о создании четырехлетнего экономического плана, финансовые, бюджетные и налоговые вопросы. Другие обязанности Исполнительного комитета определяются муниципальным советом. Совет может создавать комитеты для рассмотрения муниципальным обязанностей. Совет может также предоставить полномочия по принятию решений этим комитетам. Например, в городском совете Бергена действуют 4 комитета: 1) по финансам, культуре и развитию предпринимательства; 2) по здравоохранению и социальной работе; 3) по защите окружающей среды и городскому развитию; 4) по образованию и спорту. Болдырева Е.Л. Политическая система стран Северной Европы: Учебное пособие/ СПбГУТ. - СПб., 2005. - С. 82. Также могут назначаться особые органы управления для мелких территориальных подразделений коммун. К полномочиям исполнительного комитета относится административная деятельность в пределах муниципалитета, исполнение решений, принятых Советом.

Совещания в выборных органах должны быть открытыми для общественности. Тем не менее, отдельные вопросы могут быть обсуждены за закрытыми дверями, когда, например, дело касается неприкосновенности частной жизни.

Как и в других странах Северной Европы, в Норвегии в 1988 году был принят закон о культурной автономии саамов, согласно которому ими избирается национальный представительный орган Саметинг, состоящий из 39 депутатов. Болдырева Е.Л. Политическая система стран Северной Европы: Учебное пособие/ СПбГУТ. - СПб., 2005. - С. 82. Выборы в него проводятся на пропорциональной основе сроком на 4 года. Принять же участие в выборах в Саметинг могут только этнические саамы.

Основные задачи Саметинга - обеспечение государственных гарантий саамскому языку: возможность обучения на родном языке, обращение в органы государственной власти и проведение церковных служб на саамском языке.

В отличие от других скандинавских стран и большинства европейских, местное самоуправление не прописано в конституции Норвегии, и таким образом не имеет конституционной защиты. Акт от 1847 года включает в себя часть специального законодательства, и может быть в любой момент изменен голосованием в Стортинге. Это дает центральным властям большое влияние.

Ввиду довольно значительной самостоятельности муниципалитетов, больное значение приобретает контроль их деятельности. В рамках самоконтроля муниципальный совет осуществляет надзор за деятельностью муниципалитета. Муниципальный совет имеет право запрашивать отчеты и имеет решающее слово во всех вопросах. Он также избирает специальный наблюдательный комитет для наблюдения за деятельностью муниципалитетов и осуществления строгий контроль бухгалтерских систем.

Государство сохраняет за собой прерогативу по контролю за органами местного самоуправления в лице коммунального департамента, который может отменять решения этих органов на основании допущенной ошибки при принятии решения; постановление об отмене также может быть принято по собственной инициативе в порядке общего надзора за законностью Исаев М.А. Основы конституционного строя Норвегии. / М. А. Исаев ; МГИМО(У) МИД РФ. - М. : Муравей, 2001. - С. 168. .

Физическое лицо также может обратиться с жалобой в муниципальный совет или в специальный комитет по рассмотрению жалоб назначаемый муниципальным советом, а так же к омбудсману.

В докладе произведено сравнение института местного самоуправления России и Норвегии на современном этапе развития. Норвежское местное самоуправление фактически является независимым от государственного управления, хотя и имеет с ним тесные связи, в то время как российское местное самоуправление серьезно ограничено основными законами страны. В работе также анализируются экономические особенности муниципалитетов двух стран и уровень развития межмуниципального сотрудничества.

Прикрепленные файлы: 1 файл

сравнительн.doc

ИНСТИТУТЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НОРВЕГИИ И РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

ИЭОПП СО РАН, г. Новосибирск

В докладе произведено сравнение института местного самоуправления России и Норвегии на современном этапе развития. Норвежское местное самоуправление фактически является независимым от государственного управления, хотя и имеет с ним тесные связи, в то время как российское местное самоуправление серьезно ограничено основными законами страны. В работе также анализируются экономические особенности муниципалитетов двух стран и уровень развития межмуниципального сотрудничества.

Прежде чем описывать институт местного самоуправления в Норвегии, следует немного сказать о том, что история этой скандинавской страны относительно коротка. Как самостоятельное независимое государство, Норвегия появилась на карте Северной Европы лишь в 1905 году, когда была разорвана уния со Швецией, был проведен референдум и норвежский электорат почти единодушно высказался за отделение. Тогда ситуация отличалась от того что сейчас мы наблюдаем с Сербией и Косово, хотя теоретически это революционное действие также могло привести к войне, но этому воспрепятствовали не только великие державы, но и социал-демократическая партия Швеции, выступавшая против применения силы.

Местное самоуправление в Норвегии появилось чуть раньше всех этих событий, во времена той самой унии – в 1837 году, когда был принят так называемый закон Ольдермана – Акт о местном самоуправлении. Базовым принципом этого Акта является то, что муниципалитеты могут делать все, что не запрещено законом. Данный закон не регулирует, какие обязанности возлагаются на местные органы власти, эти обязанности прописываются отдельными актами. При этом, важно отметить, что в отличие от других скандинавских стран и большинства европейских, местное самоуправление не прописано в конституции Норвегии, и таким образом не имеет конституционной защиты. Формально правительство и парламент может в любое время повлиять на работу местного самоуправления - Акт от 1837 года включает в себя часть специального законодательства, и может быть в любой момент изменен голосованием в национальном парламенте – Стортинге.

Согласно статистике, около 80% депутатов Стортинга имели опыт работы в муниципалитетах, а иногда эта цифра доходила и до 90%. Тем более интересно, что реформ местного самоуправления, особенно существенных, в Норвегии было не так уж и много. Большое количество муниципалов в парламенте, как не парадоксально приводит к определенному консерватизму в отношении проведения муниципальных реформ. За послевоенную эру предложения о серьезных реформах в муниципальной сфере делались дважды. Первая волна реформ началась в середине 50-х, когда число муниципалитетов было снижено с 750 до нынешних 420-440. Тогда хотели еще укрупнить муниципальные образования до такой степени, чтобы в них насчитывалось не менее 5000 человек, но этого не получилось. В настоящий момент самый маленький муниципалитет Утсира, находящийся на маленьком островке на западном побережье Норвегии, насчитывает чуть более 200 жителей. Вторая попытка муниципальной реформы предпринимается с 1996 года, и в настоящий момент заключается в том, чтобы минимизировать уже не число муниципалитетов – а округов (регионов), которые также входят в систему муниципальных органов власти.

Как уже было сказано выше, местное самоуправление в Норвегии разделено на два уровня: собственно муниципалитеты и округа-регионы (фюльке-комунны). В настоящий момент в Норвегии насчитывается 431 муниципалитет и 19 регионов. Столица, Осло, классифицирован и как муниципалитет и как регион, и, соответственно, наделен правами и обязанностями того и другого уровня. Размеры муниципальных образований колеблются в среднем от 1000 до 500000 человек. Такая ситуация в целом напоминает и нашу страну (где количество муниципальных образований на 1 ноября 2007 года составляет 24154 с разбросом от 100 до 1500000 человек) [3], тем более, что и количество муниципальных образований на 1 кв. км. в Норвегии достаточно схоже. Хотя стоит заметить, что поскольку Норвегия примерно в 45 раз меньше по площади чем Россия, то и среднее расстояние между муниципалитетами меньше – что существенно облегчает непосредственное взаимодействие между ними.

Несмотря на различие в масштабах населения, как и в России, в Норвегии у разных по масштабу муниципалитетов одни и те же обязанности. Для сравнения приведу также обязанности регионов и Национального правительства (табл. 1).

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В НОРВЕГИИ - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Государство и право

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2009, № 3, с. 72-76

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В НОРВЕГИИ1

© 2009 г. И. И. Макаров2

Вопросы законодательства и практики организации местного самоуправления в Норвегии редко попадают в поле зрения отечественных специалистов, появляясь на страницах изданий, как правило, либо в виде очерков обзорного характера , либо в контексте общего анализа запад-

ного , или в лучшем случае скандинавского

опыта. Между тем местному самоуправлению соседней Швеции, несмотря на менее продолжительную историю законодательного регулирования этой сферы, неоднократно посвящались специальные публикации в российских изданиях6. При этом иногда не вполне оправданно отождествлялись опыт конкретного государства (Швеции) и практика организации местного самоуправления во всем североевропейском 7

Известна лишь одна отечественная работа специального характера о норвежском местном

1 Статья подготовлена по итогам месячной стажировки, организованной для автора Норвежской ассоциацией местных и региональных органов власти при содействии Министерства иностранных дел Норвегии в рамках президентской Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства.

2 Консультант Комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области.

3 См.: Харлоф Э. Местные органы власти в Европе. М., 1992. С. 117-121; Прудников А.С., Ларина Л.А., Максютин М.В. Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах. М., 2007. С. 224-232.

4 См.: Грибанова Г.И. Местное самоуправление в Западной Европе. Сравнительный анализ политико-социологических аспектов. СПб., 1998. С. 161-169; Салов О.А. Зарубежный опыт местного самоуправления. М., 2006. С. 88100.

Читайте также: