Государственная программа социальной поддержки граждан доклад

Обновлено: 28.06.2024

Ключевые слова: Отсутствуют

Ссылка для цитирования:

В широком понимании демографическая политика — это предлагаемый и реализуемый государственными институтами и общественными организациями комплекс целей, мер и средств, которые направлены на изменение существующей демографической ситуации. Целью демографической политики является влияние на процессы воспроизводства населения в соответствии с поставленными задачами социально-экономического развития и сохранения целостности государства. Для достижения цели демографической политики, необходимо добиться эффективного функционирования всей системы государственного управления демографическими процессами[1].

С начала кризиса 1990-х гг., в России демографическая проблема стоит довольно остро. Демографическая ситуация играет все большую роль в развитии экономики страны, внутренней и внешней политике, социальной сфере, поэтому сложившаяся демографическая ситуация вызывает серьезное беспокойство. Последние десятилетия отмечается общий спад численности постоянного населения, естественная убыль населения, общее старение населения.

На сегодняшний день существует ряд проблем как на уровне нормативно-правового обеспечения, так и на уровне реализации полномочий в деятельности конкретных структур. Назрела необходимость системного решения демографической проблемы.

В демографической политике можно выделить три основных направления:

  1. семейное — регулирование рождаемости и сохранение семьи как социального института;
  2. здравоохранительное — укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения;
  3. миграционное — регулирование миграционных процессов.

Стабильно положительная демографическая ситуация является необходимым условием повышения уровня жизни населения.

В нашей стране рождаемость населения должна стимулироваться и включать в себя комплекс мер поддержки молодой семьи. Одним из важных критериев социального государства является защита материнства, а так же помощь и защита семьи.

  1. выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан;
  2. обеспечение потребности граждан старшего возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании;
  3. создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей;
  4. повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг.

Данная госпрограмма направлена на решение социально-экономических проблем, представленных на рисунке 1.


Рисунок 1. Социально-экономические проблемы населения Российской Федерации

Сроки реализации программы: 1 января 2013 года - 31 декабря 2020 года.

Госпрограмма реализуется за счет федерального бюджета, общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 9472766244 тыс. рублей (см. рис. 2) [3], в том числе:

на 2013 год - 925492816,9 тыс. рублей;

на 2014 год - 1088731322,4 тыс. рублей;

на 2015 год - 1161189735,9 тыс. рублей;

на 2016 год - 1178101868,8 тыс. рублей;

на 2017 год - 1257056400 тыс. рублей;

на 2018 год - 1304865400 тыс. рублей;

на 2019 год - 1297618900 тыс. рублей;

на 2020 год - 1259709800 тыс. рублей


Рисунок 2. Финансирование государственной программы

В результате реализации госпрограммы ожидается:

  • рост рождаемости;
  • снижение бедности среди получателей мер социальной поддержки на основе расширения сферы применения адресного принципа ее предоставления;
  • создание прозрачной и конкурентной среды в сфере социального обслуживания населения;
  • преобладание к 2020 году семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
  • удовлетворение к 2020 г. потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, в постоянном постороннем уходе в сфере социального обслуживания населения;
  • решение проблемы беспризорности;
  • повышение к 2018 г. средней заработной платы социальных работников до 100 % от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • обеспечение эффективности и финансовой устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • увеличение объемов социальных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями.

- уменьшение численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в % от общей численности населения):

- увеличение доли граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения:

Также стоит отметить, что программа состоит из четырех подпрограмм, а именно:

Задача: повышение адресности при предоставлении мер социальной поддержки

  • увеличение количества граждан - получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта, преодолевших трудную жизненную ситуацию;
  • снижение бедности отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки;
  • увеличение количества малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта.
  • развитие сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих социальное обслуживание населения;
  • укрепление материальной базы учреждений системы социального обслуживания населения;
  • повышение к 2018 г. средней заработной платы социальных работников до 100 % от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • развитие конкуренции в сфере социального обслуживания населения.
  • решение к 2020 году проблемы удовлетворения потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в постоянном постороннем уходе
  • формирование демонополизированного рынка услуг в сфере социального обслуживания населения
  • обеспечение доступности, качества и безопасности социального обслуживания населения
  • повышение престижа профессии "социальный работник", приток молодых специалистов, сокращение дефицита социальных работников в сфере социального обслуживания населения.
  • снижение семейного неблагополучия, беспризорности и безнадзорности, социального сиротства;
  • обеспечение отдыха и оздоровления детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • повышение уровня социального обслуживания детей-инвалидов;
  • рост рождаемости;
  • совершенствование системы поддержки социально уязвимых семей с детьми и детей.
  • повышение уровня жизни семей с детьми;
  • решение проблемы беспризорности;
  • преобладание к 2020 году семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
  • увеличение количества детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, охваченных отдыхом и оздоровлением;
  • расширение охвата детей-инвалидов социальным обслуживанием;
  • повышение суммарного коэффициента рождаемости к 2018 г. до 1,753.
  • развитие механизмов привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг на конкурентной основе, а также конкурсного финансирования инновационных программ и проектов указанных организаций;
  • оказание за счет средств федерального бюджета финансовой поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, направленной на достижение конкретных значений показателей результативности;
  • содействие развитию прозрачности и конкурентности системы финансовой и имущественной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в субъектах Российской Федерации;
  • развитие инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе содействие привлечению социально ориентированными некоммерческими организациями труда добровольцев;
  • обеспечение открытости информации о государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций.
  • создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • повышение эффективности и финансовой устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • увеличение объемов и повышение качества социальных услуг, оказываемых социальноориентированными некоммерческими организациями[2].

Далее следует перейти к оценке эффективности реализации государственной программы.

Оценка эффективности реализации госполитики будет произведена по следующим критериям:

1.1 Адекватность показателей и целей госпрограммы

1.1.1 Соответствие целей и показателей госпрограммы и ее подпрограмм установленным параметрам в стратегических документах, Указах Президента РФ от 7 мая 2012 г., а также параметрам долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ на период до 2030 года:

Цели, задачи и индикаторы проекта программы соответствуют стратегическим документам:

Цели и показатели, указанные в госпрограмме в целом соответствуют приоритетам и целям госполитики в сфере социальной поддержки граждан, установленным в стратегических документах, перечисленных выше.

1.1.2. Достаточный набор показателей госпрограммы и подпрограмм(по возможности достижения целей и соблюдения баланса интересов при разработке и реализации госполитики в сфере реализации государственной программы):

Система индикаторов, которые предложены в данной госпрограмме, учитывает интересы не всех заинтересованных сторон при реализации госполитики в сфере социальной поддержки граждан.

1.2. Оптимальность набора подпрограмм по их полноте, а также по управлению и мониторингу их реализации:

С точки зрения достижения цели и решения задач госпрограммы, состав подпрограмм является достаточным. Сферы реализации подпрограмм в целом соответствуют сферам реализации госпрограммы. Подпрограммы имеют самостоятельные результаты, которые являются значимыми для достижения целей и решения задач всей госпрограммы.

1.3. Необходимость и достаточность мероприятий для достижения целей реализации госпрограммы:

Мероприятия, которые предлагаются для реализации в рамках госпрограммы, можно считать достаточными для достижения цели.

Эффективность реализации госпрограммы во многом зависит от взаимодействия федерального и регионального уровней власти, так как сфера реализации госпрограммы относится к сферам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

1.5. Достаточность финансового обеспечения для достижения целей госпрограммы:

Объем ресурсного обеспечения реализации госпрограммы определен до 2020 года с учетом прогнозируемой участниками динамики численности получателей мер социальной поддержки в 2013-2020 годах, а также показателей прогноза уровня инфляции.

Однако стоит отметить, что не представляется возможным оценить обоснованность заявленных объемов бюджетных ассигнований, потому что необходимые расчеты и документы отсутствуют. Министерству труда и социальной защиты РФ необходимо предоставить данную информацию.

2. Анализ соответствия госпрограммы и подпрограмм установленным нормативным и методическим требованиям:

2.1. Соответствие целей и показателей госпрограмм и подпрограмм установленным методическим и нормативным требованиям

2.1.1. Формулировка целей и системы показателей госпрограммы соответствуют требованиям, установленным Методическими указаниями по разработке и реализации госпрограмм РФ[4].

Стоит также обратить внимание на то, что достижение поставленной цели в большей степени будет за счет мер госполитики в области повышения доходов граждан (увеличение заработной платы, обеспечение занятости, развитие предпринимательской деятельности и др.), а не с помощью мероприятий госпрограммы, которые предусматривают социальную поддержку населения.

В целом показатели можно считать соответствующими требованиям, которые предъявляются в Методических указаниях (объективность, адекватность, точность, однозначность, достоверность, сопоставимость, экономичность, регулярность и своевременность). Показатели, которые характеризуют конечные общественно значимые результаты, уровень удовлетворенности потребителей оказываемыми исполнителями госуслугами и непосредственные результаты включены в общее число показателей. Показатели подпрограмм также связаны с показателями, которые характеризуют достижение целей и решение задач госпрограммы.

Требуется более детально уточнить задачи и показатели, ставящиеся в подпрограммах.

2.2. Соответствие содержания и структуры госпрограммы и подпрограмм методическим требованиям:

Структура и содержание государственной программы в целом соответствует Методическим указаниям. На титульном листе госпрограммы следует добавить подпись руководителя федерального органа исполнительной власти, который является ответственным исполнителем госпрограммы или его заместителя.

2.3. Наличие информации о согласовании проекта госпрограммы с соисполнителями и участниками госпрограммы

В проекте госпрограммы отсутствует информация о согласовании данного проекта Министерством финансов России и Министерством юстиций России.

Часть участников госпрограммы согласовали проект госпрограммы с замечаниями, не учтенными в представленном документе (Министерство здравоохранения России, МВД России, Министерство спорта России, ФСКН России).

На основе проведенного анализа, можно выработать предложения по совершенствованию проекта госпрограммы:

1) Корректировка или уточнение целей госпрограммы и подпрограмм:

2) Корректировка состава показателей госпрограммы:

С целью проверки достижения цели по модернизации и развитию социального обслуживания населения целесообразным было бы предусмотреть индикатор степени удовлетворенности качеством услуг, которые получены в рамках предоставления мер социальной поддержки граждан.

3) Корректировка значений индикаторов госпрограммы:

В проекте госпрограммы нет обоснования прогнозных значений показателей и их взаимосвязи с набором мероприятий и выделяемых ресурсов, которые направлены на достижение показателей и целей. Это затрудняет оценку предлагаемых прогнозных значений показателей.

региональная социальная доплата и федеральная социальная доплата к пенсии в установленные сроки и в установленном объеме предоставлены

ОМ 1.8. Оказание мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан

предоставление компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан обеспечено

ОМ 1.9. Оказание мер государственной поддержки лицам, ходатайствующим о признании их беженцами или вынужденными переселенцами, а также прибывшим с ними членам их семей

пособия лицам, ходатайствующим о признании их беженцами и вынужденными переселенцами на территории Российской Федерации, и прибывшим с ними членам их семей в установленные сроки и в установленных объемах предоставлены

ОМ 1.10. Оказание мер государственной поддержки гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно

компенсация за утраченное жилье и (или) имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно в установленные сроки и в установленных объемах предоставлена

обеспечено предоставление в установленном порядке субъектам Российской Федерации субвенций на осуществление ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком 'Почетный донор России'

финансирование выплаты государственного единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений обеспечено

финансирование единовременных денежных компенсаций реабилитированным лицам обеспечено

выплата социальных пособий на погребение обеспечена

ОМ 1.15. Оказание мер государственной поддержки отдельным категориям государственных служащих, а также уволенным из их числа и членам их семей

меры государственной поддержки отдельным категориям государственных служащих, а также уволенным из их числа и членам их семей в установленные сроки и в установленных объемах предоставлены

ОМ 1.16. Оказание мер государственной поддержки отдельным категориям государственных служащих, гражданам в связи с исполнением обязанностей военной службы по призыву, получившим увечье или иное повреждение здоровья, а также членам их семей

меры государственной поддержки отдельным категориям государственных служащих, гражданам в связи с исполнением обязанностей военной службы по призыву, получившим увечье или иное повреждение здоровья, а также членам их семей в установленные сроки и в установленных объемах предоставлены

ОМ 1.17. Оказание государственной поддержки членам семей лиц, погибших при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, а также лицам, получившим увечья при осуществлении указанных мероприятий, повлекшие наступление инвалидности

единовременное пособие членам семей (лицам, находившимся на их иждивении) лиц, погибших при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, а также лицам, получившим увечья при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, повлекшие наступление инвалидности, в установленные сроки и в установленных объемах предоставлены; гражданам, пострадавшим в результате террористического акта в г. Беслане 1 – 3 сентября 2004 г., оказана медицинская помощь и социальная реабилитация, а также предоставлена адресная материальная помощь на восстановление здоровья за пределами Российской Федерации и приобретение путевок на санаторно-курортное лечение на территории Российской Федерации

ОМ 1.18. Осуществление компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами и детьми-инвалидами

компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами и детьми-инвалидами, в установленные сроки и в установленных объемах произведены

ОМ 1.19. Выплата дополнительного материального обеспечения гражданам за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией

выплата дополнительного материального обеспечения гражданам за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в установленные сроки и в установленных объемах произведена

ОМ 1.20. Страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в установленные сроки и в установленных объемах осуществлены. Выплаты капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в установленные сроки и в установленных объемах осуществлены

ОМ 1.21. Предоставление отдельным категориям граждан государственной социальной помощи на основании социального контракта

увеличение доли граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан до 6% к 2030 году; увеличение доли граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) увеличился по окончанию срока действия социального контракта в сравнении со среднедушевым доходом этих граждан (семьи) до заключения социального контракта, от общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта до 50% к 2030 году; увеличение доли граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) превысил величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, по окончании срока действия социального контракта от общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта до 22% к 2030 году.

ОМ 1.22. Совершенствование законодательства в области предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и системы социального страхования

внесены изменения в действующую нормативную правовую базу, регулирующую правоотношения в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан

предоставление мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат населению Российской Федерации за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами государственной власти, государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления и организациями, предоставляющими меры социальной защиты (поддержки), в том числе с соблюдением принципа адресности и применением критериев нуждаемости; унификация мер социальной защиты (поддержки), предоставляемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; возможность прогнозирования расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в части выполнения социальных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; повышение уровня информированности граждан о мерах социальной защиты (поддержки) и реализации права на них; формирование и ведение в соответствии с законодательством Российской Федерации базового государственного информационного ресурса в сфере социальной защиты населения

ОМ 1.24. Предоставление пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию

пособие по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию в установленные сроки и в установленных объемах выплачено

ОМ 1.25. Обеспечение обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

компенсация выпадающих доходов бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов предоставлена

ОМ 1.26. Предоставление пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством гражданам в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов

пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов в установленные сроки и в установленных объемах предоставлены

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

ЗАДАЧИ 1. Выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан; 2. Создание условий для обеспечения реализации Программы; 3. Обеспечение потребностей граждан в социальном обслуживании; 4. Создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей; 5. Расширение участия негосударственных некоммерческих организаций в решении социальных вопросов; 6. Создание условий для повышения материального и социального положения граждан старшего поколения.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. исполнение обязательств государства по социальной поддержке отдельных категорий граждан; 2. увеличение удельного веса учреждений социального обслуживания, основанных на иных формах собственности, в общем количестве учреждений социального обслуживания всех форм собственности до 12,4 процента к 2020 году; 3. повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности по субъекту Российской Федерации; 4. рост суммарного коэффициента рождаемости до 1,812 к 2020 году; 5. увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 87,4 процента к 2020 году; 6. увеличение объемов социальных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями; 7. повышение материального и социального положения граждан пожилого возраста

ПОДПРОГРАММА 2 Цель: Повышение уровня, качества и безопасности социального обслуживания населения Мероприятия: 1. Распространение положительного опыта работы субъектов РФ в сфере социального обслуживания населения 2. Формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания населения 3. Обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания граждан 4. Поощрение победителей Всероссийского конкурса на звание "Лучший работник учреждений социального обслуживания" 5. Совершенствование системы оплаты труда социальных работников 6. Привлечение в сферу социального обслуживания населения бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев 7. Оказание финансовой поддержки бюджетам субъектов РФ на осуществление мероприятий по укреплению материально-технической базы организаций социального обслуживания 8. Совершенствование системы социального обслуживания граждан

ПОДПРОГРАММА 3 5. Предоставление материнского (семейного) капитала 6. Оказание поддержки бюджетам субъектов РФ на проведение мероприятий по отдыху и оздоровлению детей 7. Оказание мер социальной поддержки детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа указанной категории детей, а также гражданам, желающим взять детей на воспитание в семью 8. Оказание поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации 9. Совершенствование нормативной правовой базы по предоставлению мер государственной поддержки семьям, имеющим детей 10. Подготовка методических рекомендаций по разработке региональных программ, направленных на улучшение демографической ситуации на территории Дальневосточного федерального округа


В своем докладе министр социальной политики края Ирина Пастухова отметила, что новый документ обеспечивает преемственность целей и задач действующей программы и направлен на повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке.

Финансирование программы на три года составляет 111,5 млрд. рублей, в том числе в 2021 году – 40,4 млрд. рублей, что на 5,4% больше уровня 2020 года.

В новой программе сохраняются все ранее предоставляемые меры социальной поддержки, выплаты и компенсации. Более того, с января 2021 года предусмотрена их индексация на 3,6%. Социальные выплаты в повышенном размере получат ветераны труда , труженики тыла , реабилитированные лица, пенсионеры – всего в крае проживает около 600 тысяч человек данных категорий. Также будут проиндексированы выплаты для более чем 150 тысяч семей с детьми.

В государственной программе с 2021 года вводятся две существенные новации.

Первая – это оказание государственной социальной помощи на основе социального контракта. Соответствующее поручение прозвучало в январском Послании Президента страны к Федеральному Собранию.

Государственная поддержка по социальному контракту будет предоставляться на срок от трех месяцев до одного года на прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования, стажировки; на открытие индивидуальной предпринимательской деятельности; на поиск работы и осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации.

Вторая новация - это переход на новую систему оказания государственных (муниципальных) социальных услуг. Благодаря заключенному в ноябре 2019 года соглашению между Минфином России и Правительством края, наш регион стал одной из пилотных территорий, где будет апробирована новая форма оказания услуг: жителям края, нуждающимся в получении социальных услуг на дому, планируется выдача сертификата, с помощью которого люди сами смогут выбирать организацию-исполнителя для получения социальных услуг (как государственную, так и негосударственную).

В заключение Ирина Пастухова отметила, что в крае продолжится работа по созданию условий для повышения качества, доступности и мобильности оказания социальных услуг.

Читайте также: