Ipo доклад по экономике

Обновлено: 06.05.2024

Сущность

Если говорить упрощённо, IPO является выходом эмитента на биржевой рынок. Это означает, что компания выпускает акции, которые в дальнейшем может приобрести любой человек. Размещение осуществляется на крупнейших площадках. К примеру, отечественные компании чаще всего размещаются на Московской бирже, зарубежные – на западных биржах: NASDAQ, Нью-Йоркской, Лондонской и Гонконгской бирже. Некоторые российские компании также проводят IPO за границей.

IPO компании может проводиться, как размещением акций, так и депозитарных расписок. Чем являются акции, знают все, а что такое расписки известно немногим. Проще говоря, депозитарная расписка – это запись, подтверждающая, что в каком-либо банке хранятся определённые акции. Ценные бумаги находятся в банке-кастодиане, но у их владельца есть расписка.

На практике это равносильно акциям, но депозитарную расписку проще купить гражданам разных государств, в случае, когда с приобретением ценных бумаг бывают затруднения (из-за большой комиссии или законодательного ограничения на деятельность зарубежных брокеров). Но в большинстве случаев IPO осуществляется в форме публичного размещения именно акций.

Для частных организаций IPO это способ привлечь дополнительный капитал, альтернатива банковским займам и облигациям. За пользование привлечёнными капиталами не нужно платить, это бесплатные денежные средства. Конечно, по выпущенным акциям придётся выплачивать дивиденды, но эмитент сам регулирует их величину или замораживает выплаты в тяжёлые для себя времена.

Кроме того, IPO это повышение престижа. Компания была закрытой, а стала публичной, к ней пришла известность. Теперь намного легче привлекать клиентов и инвесторов, которые будут финансировать фирму. Проведение IPO указывает на то, что компания стала полноценно участвовать в рыночных отношениях. Кроме того, компания получает возможность влиять на свою капитализацию, поддерживать стоимость акций путём обратного выкупа бумаг (buyback) или выплатой крупных дивидендов.

Причины

Компания стремится к публичности по нескольким основным причинам:

1. Увеличивается стоимость доли акционеров

Когда руководство фирмы уверено в дальнейших перспективах, выход на IPO более выгоден акционерам, чем продажа фирмы. Стоимость ценных бумаг после начала торгов может возрасти, следовательно, увеличится и цена доли компании каждого акционера.

2. Привлекаются средства на выгодных условиях

Привлекаются большие капиталы, и общая оценка организации повышается. Когда фирма свободно торгует на бирже, она оценивается выше, так как её ценные бумаги может приобрести любой желающий. Ликвидность акций публичных компаний тоже выше, потому что их легко можно продать или приобрести.

3. Появляется инструмент, чтобы оплатить поглощаемые компании

Нередко рост организации происходит за счёт покупки конкурирующих фирм или более мелких, но интересных компаний. При этом, оплата поглощения производится не только деньгами, но и акциями основной организации. Такой подход используется и при найме квалифицированного персонала – им предлагают в качестве компенсации, как денежные средства, так и акции.

4. Повышается узнаваемость

IPO является большим событием, привлекающим внимание общественности и прессы. Привлечь такое внимание маркетингом и PR намного труднее. Кроме этого, попасть в листинг самых крупных бирж мира очень престижно.

Этапы

IPO компаний делится на несколько этапов:

Насколько удачным окажется IPO компании зависит от готовности участников биржевых торгов приобрести акции эмитента. Чаще всего вначале торгуются крупные пакеты ценных бумаг. Поэтому стоимость закрытия может значительно отличаться (быть выше или ниже, чем в начальном коридоре цен).

Плюсы и минусы

Публичное размещение акций имеет как достоинства, так и недостатки:

Достоинства

  • Фирма получает дополнительный бесплатный капитал, которым можно погашать долги другим кредиторам (это улучшает финансовые показатели), улучшать производство, покупать новые разработки;
  • Компанией приобретается конкретная рыночная стоимость, то есть она оценивается по совершенно другим параметрам;
  • Привлечённые средства улучшают финансовое состояние организации: увеличивается собственный и добавочный капитал;
  • Финансирование можно получить под акции, если использовать их как залог;
  • Можно погасить задолженности перед кредиторами с помощью пакетов акций;
  • Опционами на акции можно рассчитываться с топ-менеджерами, которые будут мотивировать их работать эффективнее (стоимость исполнения опциона зависит от доходов компании);
  • Предотвращение рейдерского захвата, так как контрольным пакетом владеют собственники компании.

Недостатки

Все недостатки перекрываются преимуществами, поэтому, когда компания имеет возможность выходить на IPO, она это делает. Это очень полезно и для деятельности предприятия, и для престижа. Когда ценные бумаги компании торгуются на зарубежных рынках, фирму смело можно называть международной.

Инвестирование в IPO

Для того, чтобы инвестировать вложения в IPO, необходимо пройти несколько шагов:

1. Выбор брокера

Мелкий инвестор не может самостоятельно без посредника участвовать в IPO, так как существует высокий порог входа (5-10 млн. долларов). Однако, некоторыми брокерами организуются коллективные инвестиции: они собирают деньги инвесторов в общий пул и подают заявку в банк-андеррайтер. Поэтому, чтобы инвестировать в IPO, необходимо выбрать брокера, выкупающего ценные бумаги первого размещения.

2. Определение суммы инвестиций

Рекомендуется разделить сумму, предназначенную для инвестирования на несколько частей для того, чтобы не замораживать её полностью и иметь возможность участия в других IPO или инвестиционных проектах. Кроме этого, так диверсифицируются возможные риски.

3. Подача заявки на участие

Затем можно подать заявку на участие в IPO. В день размещения станет известна алокация (брокер сообщает о степени удовлетворения заявки) и какова цена в начале биржевых торгов.

Необходимо учесть, что инвестиционный банк может отклонить заявку полностью или удовлетворить её частично. К примеру, инвестор подал заявку на 4 000$, а исполнили её лишь на 2 000$. Оставшиеся деньги просто возвращаются на счёт. Заявки могут исполняться частично, если имеется большой спрос на ценные бумаги или по каким-либо другим причинам.

4. Выход на биржевые торги

После того, как ценные бумаги размещаются на бирже, их стоимость, как правило, увеличивается на 20 – 100%. Однако, их нельзя продавать сразу. По прошествии 7 дней можно закрыть позиции, потеряв от 10 до 15%. Но если акция поднялась на 150 – 200%, потерять такие проценты не жалко, так как можно сразу вывести деньги для участия в других IPO.

Итог

IPO является работающим инструментом, позволяющим компаниям привлекать средства для развития на наиболее выгодных условиях. Но эта процедура состоит не только из плюсов, но и из минусов, может дать как положительную оценку, так и стать причиной критики, если стоимость ценных бумаг упадёт после начала торгов.

Последний пункт стал причиной того, что технологические фирмы США реже выходят на IPO. Их руководителей пугает опыт компаний, которые с размахом провели IPO, а в дальнейшем их акции показали плохие результаты. В результате многие компании выбирают частный формат и не становятся публичными. Любой случай уникален и нередко бывает, что фирме выгоднее слиться с более крупной организацией, а не делать попыток функционировать независимо при помощи IPO.

Анализ рынка IPO российского банковского сектора [05.12.16]

Ведение предпринимательской деятельности в банковском секторе потребует от собственников и менеджмента кредитных организаций высоких показателей оперативности, адекватности и эффективности принимаемых ими решений. В особенности, когда речь идет о том, чтобы использовать дополнительные источники финансирования.

Российский рынок IPO переживает неоднозначную ситуацию за историю своего существования. За счет возникновения интереса к публичному размещению и прогнозированию аналитиков о новой волне IPO остыл в процессе весенней лихорадки на мировых рынках. Некоторые эмитенты оказались на нижней границе, другие же отказались выходить на биржу. На данном этапе инвесторы и эмитенты полны ожиданий.

Если учесть интенсивный рост банковского сектора, то и расширение спектра операций перед большинством банков поставит вопрос о том, чтобы увеличить объем собственного капитала, способного выступать, как основа расширения банковского бизнеса.

В процессе проведения IPO отечественные банки могут увеличить столь необходимый капитал, а также расширить спектр источников финансирования. Сейчас к наиболее распространенным источникам увеличения капитала и расширения ресурсной базы можно отнести:

• дополнительные средства владельцев (закрытое размещение бумаг);

В работе были разобраны вопросы по целесообразности выхода банков на рынок IPO, изучены этапы подготовки к данному мероприятию, а также приведены реальные примеры.

Сущность и основные этапы IPO

Цели основных участников IPO не всегда совпадают, каждый из них в процессе подготовки и проведения IPO сталкивается со своими проблемами и решает свои задачи, тем не менее, все они заинтересованы друг в друге, заинтересованы в том, чтобы IPO состоялось. Поэтому весь комплекс проблем IPO должен рассматриваться с разных точек зрения — компании-эмитента, инвесторов, посредников.

Актуальность проблематики IPO для эмитента в основном сосредоточена в вопросах выбора схемы IPO, выбора торговой площадки (страны), на которой будет проводиться размещение, выбора андеррайтера, проведения комплекса мер по реструктуризации компании, по раскрытию информации о компании как во время проведения IPO, так и после него. Главные цели компании в IPO – привлечение долгосрочных финансовых ресурсов в максимальном объеме, создание и поддержание статуса публичной компании. Немаловажным моментом является минимизация издержек на подготовку и проведение IPO.

Главная цель потенциального инвестора – получение максимального дохода в будущем при минимальном риске, диверсификация инвестиционного портфеля. Поэтому во время подготовки и проведения IPO для инвестора наиболее важным является круг проблем, связанных с точной оценкой перспектив компании, рыночных рисков, связанных с ее деятельностью, и специфических рисков, связанных с проведением сделок при IPO – как финансовых, так и юридических.

Основной посредник между компанией и инвесторами — андеррайтер. Главная цель андеррайтера – проведение успешного IPO, результаты которого удовлетворили бы как самого эмитента, так и инвесторов, получивших новые акции. Основные задачи андеррайтера – выбор схемы IPO, анализ эмитента, подготовка и осуществление всех юридических процедур, информационное сопровождение, привлечение инвесторов, организация работы других посредников, помогающих в процессе подготовки и проведения IPO. Ключевой момент в деятельности андеррайтера – определение цены предложения акций.

Почти для любого посредника финансовый результат при IPO предопределен, поэтому зачастую основным результатом для любого посредника становится репутация надежного партнера. Возможность взаимодействия этих основных групп участников во многом определяется нормативно-законодательной базой, деятельностью регуляторов, уровнем развития рыночной инфраструктуры. И от того, насколько успешно будут взаимодействовать между собой эти группы участников, во многом зависит развитие финансового рынка в стране и экономики в целом.
Этапы IPO:

Для получения наибольшего эффекта от первой публичной продажи акций, организации необходим целый комплекс мер для ее подготовки.

1. Предварительный этап заключается в оценке финансовой деятельности компаний с целью нахождения наиболее слабых мест, способных отпугнуть потенциальных инвесторов. Компания улучшает свои показатели и укрепляет финансовое положение. Когда все готово, можно приступать непосредственно к подготовке.

Поиск партнеров (консультанты – юридические компании, брокеры, андеррайтеры – инвестиционные компании, которые зачастую покупают акции после IPO), с которыми согласовывается план проведения, выбор площадки для торгов, листинг (процедура допуска к торгам на фондовой бирже, необходимо соблюдение нескольких условий).

Составление формальных документов: регистрация проспекта ценных бумаг в Федеральной службе по финансовым рынкам.

Создание инвестиционного меморандума – документа, предоставляющего всю необходимую для инвестора информацию (цены на акции, дивидендная политика компании)

3. Основной – включает сбор заявок на предлагаемые ценные бумаги, устанавливаются цены (если не было сделано этого ранее) с учетом полученных заявок, удовлетворение заявок, подведение итогов.

4. Завершающий – показывает эффективность проведенного размещения, смотрится объем торгов, динамика цен (в сочетании с free-float ликвидностью)

2. Анализ рынка IPO в России

В процессе проведения IPO отечественные банки могут увеличить столь необходимый капитал, а также расширить спектр источников финансирования. Сейчас к наиболее распространенным источникам увеличения капитала и расширения ресурсной базы можно отнести:

• дополнительные средства владельцев (закрытое размещение бумаг);

Реинвестирование прибыли может привести к снижению рентабельности. Этот способ не позволяет также провести расширение капитала в значительных объемах.

Привлечь дополнительные средства владельцев не всегда возможно, а кредиты могут иметь слишком высокую стоимость, чтобы рассматриваться как основной источник средств.

Публичное размещение банковских акций позволяет получить достаточно крупное поступление капитала, не отягощая себя обязательствами по возврату долга. Существенным преимуществом является фактическая бессрочность привлеченных инвестиций и отсутствие риска изменения рыночной конъюнктуры при обслуживании займа.

По объективным или субъективным причинам выход на рынок IPO может быть отложен на неопределенное время. Субъективной причиной, по которой владельцы отечественных банков не спешат выводить свои акции на биржу, является их нежелание продавать долю в очень прибыльном банковском бизнесе.

Под объективными причинами нежелания проводить IPO обычно кроются издержки размещения ценных бумаг — оплата услуг андеррайтеров, расходы на проведение road-show. Структура собственности российских банков, многие из которых являются закрытыми, тоже является причиной нежелания размещать акции на бирже. Это подтверждается отсутствием планов у крупнейших частных банков, например, у Альфа-банка или МДМ-банка, выходить на рынок IPO.

Привлечь дополнительные средства владельцев не всегда возможно, а кредиты могут иметь слишком высокую стоимость, чтобы рассматриваться как основной источник средств. Публичное размещение банковских акций позволяет получить достаточно крупное поступление капитала, не отягощая себя обязательствами по возврату долга.

Существенным преимуществом является фактическая бессрочность привлеченных инвестиций и отсутствие риска изменения рыночной конъюнктуры при обслуживании займа. Решающее значение при выборе источника финансирования банковской деятельности имеет позиция владельцев бизнеса.

Однако такая инициатива регулятора вызвала массу негативных отзывов со стороны представителей банковского сообщества, поддерживающих рыночные принципы развития банковского дела в стране. В целях развития рынка банковских IPO, Банк России предложил сделать возможным покупку до 20 % акций кредитной организации без получения предварительного разрешения на основе одного уведомления.

На сегодня самое большое IPO в банковском секторе провел его лидер — Сбербанк России. В ходе размещения крупнейший банк Восточной Европы, активы которого составляли более 3,3 трлн. руб., выпустил 3,5 млн. акций в качестве допэмиссии. Акции распространялись по открытой подписке по 89 тыс. руб. за акцию. Оплата бумаг закончилась в 20-х числах марта, Сбербанку удалось разместить 73,9 % запланированной допэмиссии. Общий объем средств, привлеченных в ходе допэмиссии, составил 230,2 млрд. руб.

В рамках IPO ТКС Банку удалось привлечь 1,087 млрд. долларов (без учета 15-процентного опциона на переподписку). Из этих денег непосредственно банк получил 175 млн. долларов, а остальное досталось Олегу Тинькову (61% акций банка) и другим акционерам. Кстати, после размещения акций доля Тинькова должна уменьшиться до 50%.

Да и объективных причин для оптимизма у акционеров ТКС тоже более чем достаточно. Скажем, в 2012 году банк Тинькова в 1,8 раза увеличил размер чистой прибыли по МСФО по сравнению с 2011 годом. А на 1 июля 2013 года ТКС-банк занял третье место в России по объему портфеля выданных кредитных карт.

В течение последних 4 лет активы банковской системы демонстрировали довольно быстрый рост и достигли 49.8 трлн. руб.

Нормативы Центрального банка требуют от коммерческих банков соблюдения определенного соотношения банковского капитала и активов. Динамика собственного капитала банков имеет положительный характер, однако в относительном измерении она неуклонно снижается. Средний темп прироста собственного капитала по банковской системе составил примерно 25,8 %, что ниже, чем темпы прироста активов. Снижение достаточности капитала банковского сектора вызывает тревогу — на конец июля отношение собственных средств (капитала) к активам, взвешенным по уровню риска, снизилось до 13,4 %, что является минимальным значением с 2005 года (например, на начало 2010 года достаточность капитала достигала почти 21%).

Одновременно выросло количество банков с минимальной достаточностью капитала (H1 = 10 %‐12 %) до рекордного уровня — 201 кредитная организация, а доля таких банков в активах банковской системы достигла 33%.

Таким образом, банки, с одной стороны, продолжают активно наращивать объемы своих активов, чему способствует благоприятная макроэкономическая ситуация в стране и развитие многих сегментов рынка банковских услуг, с другой, их стремление к увеличению прибыли влечет за собой нарастающую нехватку капитала. Многие представители отечественных банков хотели бы видеть норматив сниженным до 7–9 % уже сейчас.

Успешность IPO можно оценить тем, насколько число заявок на покупку превысило предложение и разницей между номинальной ценой акции и средневзвешенной ценой размещения.

3. Основные проблемы развития рынка IPO и пути их решения

В настоящий момент значительная часть данных проблем была решена. Приняты нормативные акты, значительно упростившие процедуру размещения, в результате чего российское законодательство стало соответствовать западному.

Заключение

Обобщая изученный материал, следует сделать несколько целесообразных выводов:

  1. – это перспективный инструмент, необходимый для того, чтобы привлечь капитал,
  2. В качестве основной причины, которая вынуждает собственников банка согласиться с проведением IPO, будет выступать капитализация банков,
  3. Государственные банки первыми окажутся на рынке IPO в силу того, что они будут испытывать острую потребность в увеличении капитала для того, чтобы сохранить долю на рынке банковских услуг. При этом следует отметить приемлемую стоимость проведения IPO для них,
  4. На сегодняшний момент, на рынок IPO готовы выйти лишь самые крупные банки страны,
  5. Под объективными причинами нежелания проводить IPO обычно кроются издержки размещения ценных бумаг — оплата услуг андеррайтеров, расходы на проведение road-show. Структура собственности российских банков, многие из которых являются закрытыми, тоже является причиной нежелания размещать акции на бирже. Это подтверждается отсутствием планов у крупнейших частных банков, например, у Альфа-банка или МДМ-банка, выходить на рынок IPO с размещением не менее 10 % акций на бирже.

Самые крупные российские банки, например, Сбербанк и ТКС стали самыми первыми в данном направлении. Причем их результаты крайне показательны. Я полагаю, что многие другие банки последуют их примеру и выйдут на рынок IPO.

Список литературы:

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Понятие и сущность IPO. Цели и задачи первичного размещения акций. Повышение капитализации компании. Альтернативные источники финансирования компании. Проблемы рынка корпоративных облигаций в России. Публичная оценка компании финансовыми аналитиками.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 29.10.2012
Размер файла 37,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

IPO как источник привлечений инвестиций

Почти во всех экономически развитых странах IPO является одним из наиболее распространённых методов по привлечению средств для финансирования деятельности компании. Но что касается России, то такой подход по привлечению инвестиций начал использоваться относительно недавно. По западным меркам российский рынок IPO является молодым, он только начинает свое развитие. Поэтому очень часто расходятся мнения специалистов по ряду вопросов, и отсутствует единый подход к толкованию терминов.

Рассмотрим понятие IPO. Если говорить о классическом IPO, то обычно под такой процедурой понимается первоначальное публичное предложение ценных бумаг неограниченному кругу лиц на рынке ценных бумаг. Этот термин в таком виде не встречается в российском законодательстве и пришел к нам из международной практики.

В международном частном обороте IPO (initial public offering) понимается как первичное публичное размещение акций на фондовом рынке с участием компании-эмитента, использующей услуги профессиональных организаторов IPO - андеррайтеров.

Также в зарубежной литературе можно встретить такое определение IPO: Первичное публичное предложение (IPO) - способ привлечения инвестиций посредством продажи ценных бумаг на открытый биржевой рынок в ожидании роста ликвидности, предпринимаемый впервые.

В России понятие IPO имеет более широкое значение, чем на Западе, и в него часто включают не только первичные, но и вообще всякие размещения акций на бирже, например:

- частное размещение среди узкого круга заранее отобранных инвесторов с получением листинга на бирже (placing, private offering);

- размещение компанией, чьи акции уже торгуются на бирже, дополнительного выпуска акций на открытом рынке - так называемое доразмещение или вторичное публичное размещение (follow-on);

- публичная продажа крупного пакета действующих акционеров - secondary public offering (SPO);

- прямые публичные размещения от эмитента (и силами эмитента) напрямую первичным инвесторам, минуя организованный рынок - direct public offering (DPO).

Все эти понятие объединяет главное - распространение акций среди широкого круга инвесторов, которое происходит публично, поэтому обобщенно все эти виды размещения называют одним понятием IPO.

Выпуск эмиссионных ценных бумаг - совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Дополнительный выпуск эмиссионных ценных бумаг - совокупность ценных бумаг, размещаемых дополнительно к ранее размещенным ценным бумагам того же выпуска эмиссионных ценных бумаг. Ценные бумаги дополнительного выпуска размещаются на одинаковых условиях.

Размещение эмиссионных ценных бумаг - отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско - правовых сделок.

Публичное размещение ценных бумаг - размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и / или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Не является публичным размещением размещение ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Чтобы понять сущность IPO, необходимо разобрать цели и задачи, которые ставят для себя компании, планирующие произвести первичное размещение акций.

1. Привлечение финансовых ресурсов (инвестиций).

Осуществление компанией IPO в первую очередь предполагает привлечение значительных финансовых ресурсов, с помощью которых компании может осуществить дальнейшие преобразования своего бизнеса, реализовать проекты, которые предполагают значительные затраты. С помощью данной цели могут преследоваться конкретные цели, такие как:

Развитие деятельности самой компании или социальные проекты.

К развитию компании можно отнести: ввод новых мощностей; модернизация или ремонт мощностей. К социальным проектам может относиться: жилищное строительство, социальная инфраструктура.

Диверсификация деятельности: создание новых предприятий или структурных подразделений; приобретение недвижимости (для собственных целей или для сдачи в аренду)

2. Повышение капитализации компании.

Возврат контролирующими акционерами вложенных в развитие бизнеса средств. Только оценка рыночной стоимости компании на публичном рынке позволяет: определить истинную стоимость имущества контролирующего акционера; иметь ценовую базу для предпродажной подготовки бизнеса и ведения переговоров с прямыми инвесторами;

Подготовка сделок на рынке корпоративного контроля. Справедливая оценка бизнеса на рынке ценных бумаг, отлаженный публичный оборот части акций и успешно действующий механизм корпоративного управления, управление акционерным капиталом делает компанию, прошедшую IPO, более подготовленной, более оцененной для сделок со стратегическими инвесторами. Компания средней и малой капитализации, поддержанная сделками с ее акциями на публичном рынке, становится более ликвидной;

Создание базы для привлечения заемного капитала в большем объеме и с меньшими издержками. Финансирование компаний, прошедших IPO, осуществляется на более выгодных условиях (будь то кредитование или лизинг, или через рынок ценных бумаг).

3. Реструктурирование бизнеса компании.

В рамках этой задачи преследуются следующие цели:

4. Выход компаний на западный рынок.

Для привлечения зарубежных финансовых средств от компании требуется определенная публичность. Поэтому компании часто выбирают западные площадки для размещения своих акций, пытаются получить более высокий кредитный рейтинг. В таком случае выход отечественной компании на западные площадки, например, на такие как лондонская и нью-йоркская фондовые биржи, дает возможность компании стать узнаваемой и привлечь новых инвесторов. Бывает и такое, что компании, у которых в структуре есть иностранный капитал, выходят на IPO по требованию иностранных акционеров, которые хотят диверсифицировать риски или получить больше прибыли.

5. Реклама (маркетинг) компании.

Привлечение внимания к имени компании или ее продуктам;

Упоминание компании не только на продуктовом рынке или рынке услуг, а также и на финансовом;

Публичная оценка компании финансовыми аналитиками.

К другим целям и задачам, преследуемые компаниями при организации IPO, могут относится создание положительной репутации; создание биржевой истории компании; мотивация менеджмента и сотрудников; повышение качества корпоративного управления.

Принимая решение о публичном предложении акций, компания должна обладать следующими характеристиками:

чёткой стратегией развития бизнеса; высокими темпами роста бизнеса; устойчивой позицией на рынке;

рентабельностью не ниже средней по отрасли или выше;

современной организацией управления.

По мере развития компании наступает такой момент, когда собственных источников финансирования становится недостаточно и тогда возникает вопрос, к какому источнику финансирования прибегнуть. Но для этого нужно четко определить для себя следующие критерии:

для каких целей будут привлекаться средства;

какова срочность потребности в дополнительных финансовых

необходимый объем финансовых ресурсов;

будет ли проводится реструктуризация компании;

В результате компания может выбрать тот или иной способ привлечения капитала. Альтернативными источниками IPO привлечения денежных средств являются:

1. собственные средства акционеров;

2. банковские кредиты;

5. бюджетные средства и государственные ссуды.

Использование собственных средств акционеров является наиболее простым и наименее затратным способом привлечения дополнительных финансовых средств. Но у этого способа есть свои недостатки и самым главным является - ограниченность финансовых возможностей акционеров. И к тому же этот способ не может отвечать таким целям компании, как создание положительной репутации компании, обретение публичности или выхода компании на западный рынок. Данный вид привлечения может использоваться в рамках небольших проектов, так как он не может осуществлять глобальные планы компании, реализовать крупные инвестиционные проекты.

Самым распространенным способом привлечения денежных средств является банковский кредит. Это достаточно простой способ привлечения средств, единственно условия могут варьироваться в зависимости от сроков погашения, наличия обеспечения, целевого назначения и других критериев. К положительным сторонам данного вида привлечения денежных средств можно отнести: простоту и быстроту предоставления банковского кредита. Но главные принципы кредитования - срочность, возвратность и платность, поэтому в некоторых ситуациях кредит не является наиболее оптимальным источником финансирования. Например, когда компания планирует реализовать инновационные рискованные проекты, результат которых не всегда можно прогнозировать. Поэтому использование данного вида привлечения капитала можно только при определенных стратегиях компании.

Третий альтернативный источник привлечения капитала - выпуск облигаций. Корпоративные облигации представляют собой один из самых надежных инструментов по привлечению денежных средств. В России рынок облигаций достаточно развитый. Объем облигационного рынка составляет около 3% ВВП. И хотя этот объем по сравнению с развитыми странами очень мал (обычно не менее 10%, а иногда и 70-80% в США, Дании), этот вид ценных бумаг был единственным способом получения внешних инвестиций для большинства предприятий. Что касается структуры продажи корпоративных облигаций, то здесь события развиваются следующим образом: заимствованные средства берутся сроком на 3 года, средний объем выпуска таких облигаций составляет около 1 миллиарда и погашение происходит в течение 2 лет. Для выхода на рынок корпоративных облигаций, компании нужно провести ряд подготовительных мероприятий, а именно уйти от всех сомнительных финансовых схем.

Финансовый кризис стал причиной изменения ситуации на рынке корпоративных облигаций. Так, некоторые компании после объявления о своем дефолте перестали получать средства от инвесторов, так как те в свою очередь предпочли не рисковать и не вкладывать свои средства в данный вид ценных бумаг. Таким образом, произошел застой на рынке корпоративных облигаций.

Также проблемой рынка корпоративных облигаций в России является недостаточное количество открытой информации о деятельности компании, которую инвесторов может получить. Что тоже является сдерживающим фактором для инвесторов при покупке корпоративных облигаций российских компаний. Несмотря на все эти проблемы на рынке корпоративных облигаций, данный вид ценных бумаг пользуется спросом у инвесторов и часто является одной из составляющих портфеля ценных бумаг у различных инвестиционных фондов.

Если посмотреть на рынок IPO, то можно заметить, что многие компании, выходящие на данный рынок, осуществляли выпуск корпоративных облигаций. Это подтверждает тезис о том, что облигационный рынок является предварительным этапом перед IPO. Компании приходят к мысли, что нужно переходить на качественно новый уровень развития, когда средства, привлеченные за счет облигаций, уже не удовлетворяют потребности компании.

Вексельный рынок, как и рынок облигаций, представляет собой привлекательный источник привлечения капитала.

Вексель - это простое, ничем не обусловленное обязательство векселедателя, либо иного указанного в векселе плательщика выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные средства векселедержателю или по его приказу другому лицу. Итак, вексель - это ценная бумага, поэтому очевидны его преимущества перед кредитом. Во-первых, если компании необходимо привлечь значительные средства, то можно разбить требуемую сумму на части и выписать несколько векселей, которые попадут к разным инвесторам. В случае же кредитования компании будет довольно сложно получить несколько займов от разных банков под один и тот же проект. Во-вторых, как ценная бумага, вексель может быть передан другому лицу или выставлен на торги на вторичном рынке ценных бумаг, что делает его в глазах инвестора более ликвидным, чем кредит.

Удачное размещение собственных векселей формирует у компании положительную кредитную историю, впоследствии о которой будет знать большое число потенциальных инвесторов. Поэтому последующие выпуски векселей фирма сможет разместить гораздо выгоднее.

И, наконец, при получении бюджетных средств и государственных ссуд компании сталкиваются со значительными временными издержками, связанные с многочисленными бюрократическими проволочками. Серьезно рассматривать данный источник привлечения денежных средств могут лишь компании с государственным участием.

капитализация финансирование облигация акция

Подобные документы

Теоретические основы корпоративных ценных бумаг и становление рынка их размещения. Сущность, виды и классификация корпоративных облигаций, их преимущества перед другими финансовыми инструментами привлечения инвестиций. Эмиссия корпоративных облигаций.

курсовая работа [55,8 K], добавлен 03.10.2010

Понятие и виды корпоративной облигации. Преимущества корпоративной облигаций перед другими финансовыми инструментами привлечения инвестиций. Рынок корпоративных облигаций в России и Республике Коми. Развитие рынка корпоративных облигаций.

дипломная работа [74,1 K], добавлен 23.03.2003

Корпоративные ценные бумаги. Сущность, понятие и виды корпоративной облигации. Классификация корпоративных облигаций. Преимущества корпоративной облигации перед другими финансовыми инструментами привлечения инвестиций. Эмиссия корпоративных облигаций.

курсовая работа [58,9 K], добавлен 09.10.2008

Знакомство с основными особенностями развития рынка корпоративных облигаций России. Общая характеристика мер по продвижению выпуска ценных бумаг. Анализ отраслевой структуры первичного рынка корпоративных облигаций. Рассмотрение правил листинга.

дипломная работа [472,0 K], добавлен 27.06.2013

Роль ценных бумаг в платежном обороте государства и мобилизации инвестиций. Облигация как вид ценной бумаги, ее основные отличия от акции. Группы участников на рынке первичного размещения корпоративных облигаций. Современные российские облигации.

доклад [26,3 K], добавлен 16.06.2010

Сущность, цели, задачи и методы проведения оценки стоимости компании. Источники информации и субъекты оценки. Методика и основные теории оценки стоимости компании. Метод дисконтирования будущих доходов. Потребительская и рыночная (меновая) стоимость.

курсовая работа [103,5 K], добавлен 01.12.2014

Initial Public Offering (IPO) - первое публичное размещение акций компании, обычно проводимое на биржевых площадках. Публичное размещение акций дает компании много выгод: деньги от продажи, рост капитализации, возможность дешевых заимствований в будущем.

Initial Public Offering, IPO переводится как первичное публичное предложение. Это первое публичное размещение акций компании, обычно проводимое на биржевых площадках. Причем процедура проведения первичного размещения акций среди широкого круга инвесторов - трудоемкая работа, в которой принимают участие не только эмитент, но и организации, являющиеся неотъемлемой составляющей в процессе подготовки к успешному проведению IPO. Это и финансовые, и юридические консультанты, инвестиционные банки, аудиторские компании, PR - агентства, депозитарии. Конечно, необходимо определиться с биржей, в которой предстоит сделать инвесторам предложение о покупке акций.

Основной целью эмитента при проведении IPO является привлечение долгосрочных инвестиций, но для этого предстоит создать и постоянно поддерживать статус публичной компании, снизить издержки на подготовку и проведение IPO, а также, возможно провести реструктуризацию компании. Ведь интерес инвестора при принятии решения о покупке акций заключается в получении максимального дохода в будущем при минимальном риске, диверсификации инвестиционного портфеля. Поэтому инвестор будет оценивать компанию с точки зрения ее перспектив на рынке, возможных финансовых и юридических рисков.

1.2. Подготовка

Организатор - сторона, выбранная эмитентом для организации и координации всего процесса размещения акций.

Андеррайтер (underwriter) - сторона, гарантирующая эмитенту акций их размещение на рынке на согласованных условиях за специальное вознаграждение.

Лид-менеджер составляет информационный меморандум для инвесторов. В нем подробно описываются сама компания, ее положение на рынке, владельцы, другой бизнес владельцев, перспективы, а также все риски, с которыми могут столкнуться приобретатели акций. Это своего рода визитная карточка компании, которую Лид-менеджер представляет на встрече с потенциальными покупателями. Такие встречи называются road show.

Часто функции андеррайтера передаются синдикату инвестиционных банков, у каждого из которых своя зона ответственности. Главным в этом синдикате становится лид-менеджер размещения.

Правильный выбор андеррайтера во многом определяет успех IPO. Сегодня, выбирая андеррайтера, необходимо учитывать стоимость услуг и сроки проекта, наличие у него обширной базы инвесторов, опытной команды с большими аналитическими возможностями, положительной репутации, финансовых ресурсов для осуществления выданных гарантий.

Конечно, в процессе подготовки к IPO следует уделить внимание юридическому сопровождению и, выбирая юридического консультанта, учитывать опыт, репутацию, международную практику. Юридическая компания должна подготовить комплект необходимых документов, требуемых органами, регулирующими деятельность рынка ценных бумаг, организатором торгов, а в некоторых случаях и саморегулируемыми организациями. Особое внимание должно быть уделено выработке схемы размещения и составлению проекта эмиссии. Российское законодательство усложняет процесс первичного публичного размещения, поэтому когда эмитенту и инвесторам предлагают схемы размещения, позволяющие оптимизировать процедуры, связанные с наличием некоторых законодательных ограничений, например, преимущественное право существующих акционеров на получение акций в рамках новой эмиссии, определение цены акций, регистрация отчета. Подобная оптимизация должна быть юридически безупречной. Сегодня используемые схемы публичного размещения, процесса перехода прав собственности к новым акционерам и денежных средств от инвесторов к компании включают множество этапов, каждый из которых проверяется юридическим консультантом, что является главным условием успешной подготовки компании к выходу на рынок, определенной гарантией для инвесторов и эмитента.

Те же требования, что и при выборе юридической компании, предъявляются к аудитору, подтверждающему достоверность финансовой отчетности эмитента в информационном меморандуме и проспекте эмиссии. Для размещения акций на Западе компания должна представлять аудированную отчетность по международным стандартам хотя бы в течении трех лет. Определяясь с аудитором необходимо помнить, что доверие инвесторов к аудиторской компании - одна из составляющих успеха IPO, поэтому выбор должен производиться среди известных брэндов. Также эмитенту, который планирует привлекать иностранных инвесторов, помимо российской отчетности, следует подготовить отчетность по международным стандартам.

1.3. Размещение

На всех этапах IPO немаловажную роль играет информационная поддержка. Это и взаимодействие с инвесторами и СМИ, и проведение презентаций и road show. Функции организатора информационной кампании могут быть возложены на отдел по связям с общественностью или отдел по работе с инвесторами эмитента, профессиональному PR - агентству или андеррайтеру размещения. Основная задача при проведении IPO - привлечение широкого круга инвесторов. Это можно сделать, предоставив максимум информации о компании, для того, чтобы инвесторы могли в полной мере оценить ожидаемые доходы и риски инвестирования. Предоставление объективной и достоверной информации потенциальным инвесторам о важных событиях эмитента должно осуществляться в режиме реального времени и предоставляться широкой публике, поэтому ключевыми СМИ следует рассматривать крупные отечественные и международные информационные агентства.

Важной составляющей частью информационного сопровождения IPO является подготовка информационного меморандума, представляющего полную информацию о бизнесе и его перспективах, как компании, так и отрасли в целом, структуре организации, акционерах, органах управления, корпоративной политике, финансовом состоянии компании, факторах риска и т.д. Компании, ориентирующиеся на иностранных инвесторов, включает в информационный меморандум информацию о российском законодательстве в области рынка ценных бумаг, налоговом законодательстве, сведения о российском фондовом рынке и др. Эмитент, успешно разместивший акции, не может рассчитывать на то, что информационная кампания закончится в момент отчета о размещении ценных бумаг. Публичность, на которую согласилась компания, приняв решение о проведении IPO, налагает на эмитента обязательства по раскрытию информации, а также оказывает значительное влияние на капитализацию организации. Не следует забывать и о том, что публичный статус компании подразумевает формирование всестороннего объективного представления о ней. Эта процедура требует усилий, прежде всего от самого эмитента: нужно понимать, какие аспекты деятельности подлежат раскрытию и в каких объемах. Инвесторы ожидают получить обоснованную информацию о структуре эмитента, для чего иногда компаниям приходится проводить реструктуризацию, цель которой - заявить о том, что компания обладает ясными связями и консолидированной отчетностью. Только такие компании и могут успешно провести первичное публичное размещение акций.

При проведении IPO заранее разрабатывается и техника проведения сделок с учетом имеющейся инфраструктуры фондового рынка: способ депонирования денежных средств и ценных бумаг, метод проведения аукциона, возможность размещения на нескольких торговых площадках и сочетания биржевого и внебиржевого размещения. На этом этапе к организаторам IPO подключаются представители биржи, депозитария, регистратора.

Заявки от покупателей собираются в специальную книгу. Ее ведет букранер (book runner). Им может быть как сам Лид-менеджер, так и специально приглашенная фирма. Инвесторы, сделавшие лучшие заявки, получают акции.

О стоимости своих услуг инвестбанкиры предпочитают не распространяться. Эксперты оценивают ее в среднем в 3% от суммы размещения. Остальные расходы эмитента (прохождение листинга, услуги юристов, аудиторов и т.д.) примерно составляют $0,6-1,5 млн. в России и $1,5-2,5 млн. на западных площадках.

2. Оценка методов публичной продажи акций

В случае продажи акций по фиксированной цене у инвесторов крайне ограничен выбор параметров для приобретения: остается выбрать только количество ценных бумаг, которые они намерены купить. Считается, что метод фиксированной цены максимально обеспечивает инвесторам равный доступ к покупке акций: здесь исключено размещение акций одному лицу преимущественно перед размещением акций другому. Иными словами, отсутствует дискриминация между категориями инвесторов и качеством их предложений по покупке акций.

Простота параметров продажи акций по фиксированной цене снижает издержки контроля и проверки процесса публичной продажи акций. В свою очередь, это способствует достижению немаловажного для фондового рынка результата - прозрачности публичной продажи акций. Если недостаточно развита система раскрытия информации фондового рынка, то прозрачность публичной продажи акций может стать ключевым фактором для выбора метода IPO.

Наряду с достоинствами у метода фиксированной цены отмечается ряд существенных недостатков. Для этого метода характерно отсутствие дифференцированного подхода к продаже акций. Данное обстоятельство представляет собой загадку для экономической теории, согласно которой продавец получит большую прибыль, если будет продавать по дифференцированной цене, зависящей от характеристик покупателя или его спроса. Данная проблема связана с наличием сегментации фондового рынка по различным инвесторам, однако, при фиксированной цене такое свойство рынка вовсе не учитывается.

До того, как администрация Маргарет Тэтчер начала приватизацию английских компаний, в большинстве стран публичная продажа акций осуществлялась по фиксированной цене. Выход на продажу компаний с огромными активами обусловил попытки использования новых методов продажи акций, поскольку многие приватизации были слишком большими для локального рынка. Волна приватизаций привела к экспериментированию с аукционами и применению книжного метода продажи. Впоследствии практические исследования доказали, что при продаже по фиксированной цене акции недооцениваются больше, чем при их продаже на аукционе. В свое время это послужило причиной роста популярности именно аукционного метода публичной продажи акций.

2.2. Аукционный метод

Аукционный метод признается более справедливым, поскольку андеррайтер не размещает акции среди инвесторов, которым он отдает предпочтение. Считается, что такой метод положительно влияет на определение цены и принципы распределения акций. Согласно теории при проведении аукциона цена зависит только от спроса. Кроме того, мелкие инвесторы - не институциональные - также могут приобрести предложенные акции, что делает распределение более справедливым.

Однако многочисленные исследования выявили у такого метода продажи акций следующие недостатки. Прежде всего, аукционный метод IPO по ряду причин лишает результат такой продажи предсказуемости. Например, участники аукциона могут получить негативный результат, поскольку не знают, какое количество участников примет участие в аукционе. В отношение одних выпусков акций будет подано большее количество заявок, и цена может оказаться завышенной, тогда как низкое количество заявок на покупку акций других выпусков приведет к тому, что цена на них может оказаться заниженной. Кроме того, при наличии на рынке неинформированных инвесторов на аукционе можно получить хорошую цену и за некачественные акции, что послужит причиной неправильного (обратного) отбора, когда на рынке выживают акции худших эмитентов.

Когда сбор информации о выпуске ценных бумаг связан с существенными расходами, инвесторы должны быть вознаграждены за ее сбор. Аукционный метод не гарантирует инвесторам вознаграждение за расходы на сбор информации об акциях. Участники, которые не тратили средств на оценку акций, могут воспользоваться усилиями других путем подачи заявки на покупку акций по более высокой цене. В данном случае цена отсечения не будет информативной и не сможет служить сигналом о качестве выпуска предлагаемых акций.

Таким образом, при использовании аукционного метода сложно координировать потенциальных инвесторов. Кроме того, при этом методе у серьезных инвесторов отсутствует стимул к тому, чтобы тратить время и деньги на оценку предлагаемых акций. Статистически такой метод продажи акций на финансовых рынках чаще используют для небольших выпусков и для продажи части выпуска розничным инвесторам.

2.3. Книжный метод

Анализ зарубежной практики показал, что в настоящее время в 9 случаях из 10 используется книжный метод публичной продажи акций.

Книжный метод можно описать следующим образом: за несколько недель до размещения ценных бумаг эмитент и андеррайтер (или управляющий книгой) соглашаются на ранжирование первоначальной цены. Затем начинается road show, в течение которого эмитент и андеррайтер рекламируют размещение инвесторам. Последний собирает информацию об их интересах и возможностях инвестора. Информация влияет на определение количества акций и может отразиться на их цене. Непосредственно перед предложением купить акции андеррайтер заказывает книгу заказов, устанавливает цену и распределяет акции по своему собственному усмотрению. После этого происходит продажа (размещение) акций и закрытие сделки.

Книжный метод продажи акций имеет отличительные черты. Во-первых, книжное размещение ассоциируется с принятыми на себя андеррайтером обязательствами по выкупу акций, в то время как аукцион связывают с договорами о принятии максимума усилий (в противоположность договорам на результат), т.е. когда андеррайтер не принимает на себя обязательства по выкупе непроданных публике акций. Во-вторых, важной особенностью книжного механизма является то, что продажа акций инвесторам зависит только от полного усмотрения андеррайтера. В случае использования аукционного метода проведения IPO роль андеррайтера будет значительно скромнее. При распределении ценных бумаг андеррайтер обладает широкими полномочиями (он решает, кому, сколько и по какой цене будут проданы акции). В0третьих, при книжном методе предлагаемая цена устанавливается ниже той, которая ожидается после публичной продажи акций. Инвесторы, регулярно вкладывающие в определение цены акций, получают при книжном методе продажи вознаграждение, которое выражается в сниженном размере цены на акции и возможности приобрести большее количество акций.

2.3.2. Преимущества книжного метода

В основном, литература, посвященная публичной продаже акций, фокусируется на информационном аспекте. Обычно ценность продаваемых акций эмитенту не известна, следовательно, необходимо собрать кК можно более полную информацию. Эмпирические исследования показали, что книжный метод позволяет получить достоверную информацию от большего количества инвесторов и тем самым уменьшить неопределенность в сложившейся на рынке ситуации. Сравнение книжного метода с аукционным показало, что первый позволяет собрать большее количество информации именно из-за возможности выбирать инвесторов, которым будут проданы акции.

Книжный метод разрешает андеррайтерам управлять доступом инвесторов к акциям. Как следствие, это, во-первых, снижает риск как для эмитентов, так и для инвесторов, а во-вторых, позволяет контролировать затраты на получение информации, тем самым ограничивая недооценку акций. Поскольку больший контроль и меньшие риски выгодны для эмитентов, преимущества гибкости книжного распределения акций могут объяснить причину, почему этому методу отдается предпочтение.

Многие исследователи пришли к выводу, что участники фондового рынка предпочитают книжный метод размещения, объясняя это наличием особых отношений андеррайтеров, которые проводят лучший анализ эмитента. Более высокий уровень доверия инвесторов к информации андеррайтера позволяет получить за акции максимально адекватную цену, что также признается положительным фактором при IPO.

2.3.3. Недостатки книжного метода

Читайте также: