Икт на уроках химии доклад

Обновлено: 11.07.2024

Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения химии. Для человека, живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Использование новых информационных технологий в преподавании химии в школе позволяет существенно повысить интерес детей к учёбе (за счет участия в активной познавательной деятельности), а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся. Школьники, обучающиеся с использованием компьютерных технологий, в отличие от обучающихся исключительно традиционными методами:

  • имеют более развитые способности к кооперации, более коммуникабельны;
  • умеют оперативно работать с информацией, осуществляя ее отбор, систематизацию и анализ;
  • показывают хорошие умения делать выводы на основе наблюдений и высказывать содержательные суждения;
  • работают на уроке более активно, не отвлекаясь, заинтересованно выполняя задания.

При обучении химии возможны следующие направления использования ИКТ (слайд 2):

Первое направление использования компьютера - моделирование химических явлений и процессов, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, объектов макро- и микромира.

В курсе химии средней школы есть достаточно сложный материал, изучение и понимание которого требует развитого образного мышления, умения анализировать и сравнивать. А многие ученики не владеют необходимыми мыслительным навыками для глубокого понимания явлений, обладают слабым образным мышлением и не понимают материал, если не увидели и не потрогали объект изучения. Использование компьютерных моделей позволяет раскрыть существенные связи изучаемого объекта, глубже выявить его закономерности, что, в конечном счёте, ведёт к лучшему усвоению материала (слайды 3-6).

Второе направление использования компьютера – это виртуальный эксперимент (слайд 7).

Использование виртуального эксперимента имеет свои преимущества:

• Подготовка учащихся к химическому практикуму в реальных условиях:

а) отработка основных навыков работы с оборудованием;

б) обучение выполнению требований техники безопасности в безопасных условиях виртуальной лаборатории;

в) развитие наблюдательности, умения выделять главное, определять цели и задачи работы, планировать ход эксперимента, делать выводы;

г) развитие навыков поиска оптимального решения, умения переносить реальную задачу в модельные условия, и наоборот;

д) развитие навыков оформления своего труда.

• Проведение экспериментов, недоступных в школьной химической лаборатории.

• Быстрота проведения работы, экономия реактивов.

• Усиление познавательного интереса. Отмечается, что компьютерные модели химической лаборатории побуждают учащихся экспериментировать и получать удовлетворение от собственных открытий.

КОНСТРУКТОР МОЛЕКУЛ позволяет самостоятельно собирать молекулы органических и неорганических веществ из набора атомов.

ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ – коллекция фото, анимаций, графики, формул, учебных текстов, информация об ученых-химиках, хрестоматия, справочные таблицы, ссылки на ресурсы Интернет.

Третье направление использования ИКТ в процессе обучения химии – программная поддержка курса как иллюстрация к рассказу учителя по конкретным темам. Использование готовых программных продуктов является наиболее простым и эффективным приемом. Они обладают большим потенциалом и позволяют варьировать способы их применения исходя из содержательных и организационных особенностей образовательного процесса. Использование изобразительных средств (анимация, видеофрагмент, динамические рисунки, звук) значительно расширяет возможности обучения, делает содержание учебного материала более наглядным, понятным, занимательным. Различают следующие пакеты прикладных программ (ППП):

Программы-тренажеры и тестовые системы;

Электронные учебники (ЭУ);

Электронные репетиторы (ЭР)

1С: Репетитор. Химия, 2005

Химическая энциклопедия, 2003

1С: Репетитор. Химия + Варианты ЕГЭ. 2006

Общая химия. Учитель, 2007.

Неорганическая химия. Учитель, 2007.

Органическая химия. Учитель, 2007.

Уроки химии Кирилла и Мефодия. 10-11 классы. 2004.

Химия. Электронное учебное издание к учебнику О.С. Габриеляна. 2011

Четвёртое направление использования ИКТ в процессе обучения химии - создание презентаций (слайды 10-15).

Пятое направление использования ИКТ в процессе обучения химии - проектная деятельность (слайд 16).

В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребёнка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Метод проектов в этом случае незаменим, позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к обучению. Преимущество этого метода в том, что он хорош как для ученика с высокой мотивацией к предмету, так и для повышения мотивации слабоуспевающих. Именно этот метод ярко демонстрирует, на мой взгляд, взаимодействие “учитель - ученик”. Учитель в этом случае выступает как руководитель самостоятельной работой учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Применение технологии проектного обучения позволяет решить задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности учащихся, позволяет применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач. Работая в группе учащиеся приобретают коммуникативные умения. В преподавании химии метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности по предмету.

В методе проектов я выделяю несколько этапов:

Выбор актуальной для учащихся проблемы, над которой в течение определенного времени, индивидуально или в группе, ребята будут работать. На этом этапе учащиеся формируют умения выявлять проблему. Постановка задачи и составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования.

Выполнение проекта в соответствии с поставленными задачами. Здесь у учащихся развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников.

Подведение итогов работы. Этот этап дает возможность учителю выработать у школьников умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, научить решать познавательные и творческие задачи, работать в сотрудничестве.

Защита работы. Учащиеся самостоятельно готовят мульдимедийную презентацию проекта, выстраивают систему доказательств. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, которые безусловно пригодятся в их дальнейшей жизни.

Пусть не все работы учащихся получаются на самом высоком уровне, но даже тот факт, что они сделали это самостоятельно, будет вдохновлять их для дальнейшей учёбы. А лучшие работы я использую на уроках и внеурочных занятиях.

Шестое направление использования ИКТ в процессе обучения химии - контроль и оценка учебных достижений учащихся (слайды 17-20).

Важным этапом в работе преподавателя является организация контроля знаний обучающихся. И здесь использование ИКТ играет важную роль. Компьютерное тестирование, являющееся аналогом обычного тестирования, позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовать связанные с ответом алгоритмы (например, возвращать к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничивать время на один тест и т. д.). В своей работе я используются готовые контролирующие программы:

-для фронтального контроля знаний после изучение какого-либо раздела;

-для индивидуального контроля знаний обучающихся;

-для подготовки к ЕГЭ и т.д.

Для экономии времени урока и более эффективного его использования можно использовать компьютер и для проведения кратковременных фронтальных проверочных работ: сначала на экране показывается задание, а после его выполнения – правильное решение, чтобы учащиеся сразу могли себя проверить.

Такая система оценки результатов дает возможность определить рейтинг учащегося по каждой теме, проследить динамику успеваемости и скорректировать учебный процесс в соответствии с показанными результатами. Кроме того, использование контролирующих программ способствует формированию адекватной самооценки у учащихся.

Седьмое направление использования ИКТ в процессе обучения химии - использование возможностей сети Интернет.

Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, обучающиеся приобретают навыки:

-целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

Интернет позволяет реализовать три задачи:

1) найти дополнительную учебную информацию с сохранением ее на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями;

2) найти принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию, инициирующую конструктивное общение;

3) сделать аналитический обзор, реферат по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа обучающегося.

В настоящее время Интернет можно использовать как для поиска информации по учебным вопросам; проведения учебных телекоммуникационных проектов; доставки учебных видеопрограмм; повышения квалификации преподавателя; для размещения собственной информации на сайтах; участие в предметных олимпиадах, конкурсах различного уровня, так и для формирования умения критично относиться к некачественной и опасной в химическом плане информации. Пользуясь электронной почтой, учитель может консультировать учеников в случае возникновения затруднений при выполнении домашнего задания; отвечать на вопросы учащихся, которые болеют и самостоятельно дома изучают материал, готовясь к урокам.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ (слайды 21-22)

Веб-квест по химии (сайт, созданный учащимися)

Открытый колледж Химия

Каталог образовательных ресурсов по химии

Подводя итог, следует подчеркнуть, уроки с применением информационных технологий отличаются от классической системы обучения. Это отличие состоит в изменении роли учителя: он уже не основной источник знаний, его функции сводятся к консультативно-координирующей. Это происходит благодаря применению современных электронных учебников, мультимедийных презентаций, Интернета, ЦОР и новых средств обучения. Задача учителя подобрать эти средства в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников.

Использование ИКТ в процессе обучения позволяет:

1. Сделать учебный процесс доступным, интересным для учащихся.

2. Рационально использовать время учебного занятия.

3. Быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал.

4. Создавать задания для проверки и контроля усвоения материала.

5. Подготовить выпускника школы к жизни в условиях информационного общества.

Список использованной литературы.

Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии. Учебное пособие. М., 2004

Конев М.Н. Информационные технологии как средство повышения мотивации обучения. Химия в школе. 2008. №5

Нечитайлова Е.В. Информационные технологии.// Химия в школе. 2005. №3

Платонова Т.И. Об использовании электронных презентаций.//Химия в школе. 2007. №9

Приложение 1 Использование инфомационно – коммуникативных технологий в преподавании химии.pptx (смена слайдов и фрагментов на слайдах происходит по щелчку мыши)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель химии и биологии.

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

Химия – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Успешно овладеть даже базовым уровнем школьного курса химии непросто. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы включить каждого ученика в активную деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательной деятельности, повысить интерес школьников к химии, ведь качество знаний учащихся во многом определяется интересом к учебному предмету. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) помогают решить эту проблему. Поэтому, сегодня просто необходимо проводить уроки с использованием ИКТ.

Современная система обучения представляет собой информационную инфраструктуру, которая включает различные технологии (оборудование, программное обеспечение, периферийные устройства и связь с Интернетом) и людей, обладающих знаниями и практическим опытом, которыми они обмениваются друг с другом.

Сегодня использование ИКТ очень актуально. В современной образовательной деятельности не обойтись без применения на уроках информационно-коммуникационных технологий. При использовании на уроках химии различных мультимедийных средств и интерактивного комплекса учащиеся имеют возможность увидеть и изучить пространственное строение молекул органических соединений, что сложно сделать в их плоскостном изображении, показанном в учебнике. Особенно удобными являются задания самоконтроля и тестов, которые позволяют оперативно проверить уровень усвоения материала не только учителем, но и самими учащимися.

В ходе работы над темой были поставлены задачи:

изучить теорию «Использование ИКТ в образовательном процессе;

раскрыть возможности применения ИКТ при обучении химии;

систематизировать средства ИКТ по реализации их на различных этапах урока.

Уроки с применением ИКТ имеют коренное отличие от классической системы обучения. Это отличие состоит в изменении роли учителя: он уже не основной источник знаний, его функция сводится к консультативно –направляющей. Это происходит благодаря применению, виртуальных химических лабораторий, Интернета, новых средств обучения. Задача учителя – подобрать эти средства в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с умением учащихся использовать компьютер.

1.1 Тематическое планирование уроков .

Работа начинается с чёткой постановки целей и задач. Цель это заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности. Основная часть всех ошибок в обучении и воспитании связана с нечеткой постановкой цели деятельности, ее не корректной формулировкой. Из поставленной цели выводим задачи: познавательные, развивающие и воспитательные.

Составляя план любой работы, тематическое планирование, программу или что-то ещё, надо планировать точно и конкретно. Учителю необходимо иметь два вида тематического планирования, одно из которых составляется с учётом применения цифровых образовательных ресурсов (ЦОРов). В таком варианте планирования могут быть сделаны гиперссылки на ЦОРы, необходимые для каждого урока, но для этого все ЦОРы должны быть сохранены в той же папке, что и планирование. При таком подходе учителю значительно сокращается время на подготовку к уроку.

1.2 Создание базы ИКТ – ресурсов по химии

После того как составлено основное тематическое планирование, необходимо начать создание коллекции цифровых образовательных ресурсов, которые, и вносятся в планирование.

Среди огромного многообразия учебных мультимедийных систем условно можно выделить средства, которые являются наиболее эффективными на уроках: компьютерные тренажеры; автоматизированные учебные системы; учебные фильмы; мультимедийные презентации; видеодемонстрации.

Таким образом, применение мультимедийных средств обучения придает уроку специфическую новизну, которая по смыслу и форме изложения имеет возможность воссоздать за короткое время большой по объему материал, а также представить его в непривычном аспекте, вызвать у учеников новые образы, детализировать нечетко сформированные представления, углубить полученные знания.

Подготовка к уроку должна включать :

создание компьютерных моделей конспекта урока, темы, курса в целом;

максимально целесообразное расположение материала;

обеспечение основного материала дополнительной информацией;

подбор и систематизация материала с учетом особенностей класса и отдельных учащихся.

Кроме того, в любой базовой школе есть каталог образовательных ресурсов сети Интернет, где можно найти адреса образовательных сайтов и порталов по всем предметам.

Урок был и остаётся основной формой взаимовоздействия учителя и ученика. К современному уроку предъявляются самые высокие требования: развитие личностных качеств учащихся, использование различных приёмов обучения, в том числе дифференцированного и проблемного, дидактических материалов.

1). Насыщенность интерактивными компонентами, яркость, наглядность, возможность показать то, что нельзя увидеть.

2). Обеспечение организации самостоятельной деятельности учащихся как субъектов познания, реализация диалоговых моделей взаимодействия с пользователем.

Мультимедийные средства обучения являются универсальными, поскольку могут быть использованы на разных этапах урока:

На уроке введения в тему считаю, целесообразно применить компьютерную презентацию, выполненную в программе Power Point, чтобы представить большой объём информации за короткое время. Это помогает структурировать материал, показать его в обобщенном виде. Встроенные в презентацию анимации, озвученные фрагменты видеоопытов делают материал более наглядными и доступным для восприятия.

Изучение нового материала, удобнее сочетать компьютерную презентацию с применением электронных дисков, выбрав заранее необходимые фрагменты. Например, можно использовать диски фирмы “1С: Репетитор”, “Неорганическая химия Кирилла и Мефодия”, “Органическая химия Кирилла и Мефодия”, где имеются электронные учебники по всему курсу химии. Данные диски наиболее соответствуют программным требованиям к преподаванию химии в школе.

Виртуальная лаборатория позволяет моделировать механизмы химических реакций, образования различных видов химической связи, использовать лабораторное оборудование, которого нет в школе. Также она помогает подготовиться к практической работе заранее или выполнить её индивидуально в случае пропуска урока.

В результате урок более индивидуализирован, благодаря использованию подлинных материалов, прежде всего визуальных. Кроме того, сочетаю различные виды материалов - фото, плакаты, тексты, видео, схемы, диаграммы.

Профессионализм учителя - синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие.

ИКТ-компетентностью учителя-предметника я понимаю не только использование различных информационных инструментов и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Согласно научным положениям, ИКТ-компетентность преподавателя можно представить следующей схемой :

Рис. 1. Структура ИКТ-компетентности

Ценностно-мотивационный компонент включает потребности в усовершенствовании и осуществлении педагогической деятельности, направленной на передачу суммы знаний и развитие личности учеников.

Рефлексионный компонент — анализ своих психологических особенностей и природных педагогических задатков. Сфера рефлексионного компонента ИКТ-компетентности преподавателя определяется его отношением к себе и миру, к практической деятельности и её осуществлению.

Когнитивный компонент — фоновые знания, связанные с учебным предметом и полученные до его изучения из разных источников. Когнитивный компонент должен обеспечить свободное владение преподавателем навыками обработки информации.

Конативный компонент — потребность в углублении, расширении, систематизации накопленных ранее знаний, мотивы обучения, самостоятельно продуманные цели изучения научной дисциплины.

Аффективный компонент — это эмоционально-оценочное отношение к предмету, его привлекательность для субъекта учебной деятельности.

Деятельностный компонент — соответствие знаний, умений, навыков и их реализация на практике. Деятельностный компонент — это активное применение информационных технологий и компьютера как средств познания и развития ИКТ- компетентности в профессиональной деятельности, самосовершенствования и творчества , а также воспитание таких качеств у учеников.

Для формирования базовой ИКТ - компетентности необходимо:

наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;

овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;

использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;

формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.

Для повышения уровня ИКТ - компетентности:

участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике;

участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах;

использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров;

обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет;

формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;

разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.

Целесообразно развитие ИКТ компетенции как основного требования ФГОС второго поколения к образовательной программе:

1) применение речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

2) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Применяя информационно-коммуникационные технологии на протяжении многих лет и продолжая изучать ее до сих пор (ведь прогресс не стоит на месте), можно отметить следующие положительные и отрицательные аспекты данной технологии:

Применяя ИКТ на уроках химии уже много лет, хочется особо выделить достоинства этой технологии:

наглядность в представлении учебного материала;

сокращение времени на выработку необходимых технических навыков учащихся;

увеличение количества тренировочных заданий. Проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся;

достижение оптимизации темпа работы ученика естественным образом;

учащийся становится субъектом обучения, т.к. программа требует от него активного управления;

возможность моделировать различные процессы, с помощью компьютерной анимации создавать на уроке игровую познавательную ситуацию;

обеспечение урока материалами из удаленных источников, используя средства телекоммуникаций;

диалог с программой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.

поиск дополнительные источники информации для учителя и учащихся.

моделировать процессы, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести.

воспроизведение химических экспериментов с опасными, токсичными, взрывчатыми реактивам;

возможность построения индивидуальной траектории обучения учащихся, возможности их роста и развития;

организация самостоятельной работы учащихся с информацией, возможность осуществлять самоподготовку к ЕГЭ, урокам контроля, подготовку исследований

Размещать методические работы учителя и творческие работы учащихся на различных сайтах.

Затрата времени на освоение программ, навыков владения компьютерной техники;

Доступность к техническим средствам учителя;

Качество технических средств, их характеристик; помимо ошибок в изучении учебного предмета, появляются еще технологические – ошибки работы с программой;

Разработка урока с использованием информационных технологий возможна только при наличии определенного электронного ресурса, педагогического программного средства, собственной презентации или материалов из сети Интернет.

диалог с программой лишен эмоциональности и однообразен;

не учитываются особенности группы, класса; крайне важна роль учителя;

не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся;

Встречается некачественное программное обеспечение, не учитывающее специфику работы со школьниками, имеющего много фактических или методических ошибок; разработчики зачастую не учитывают содержание школьных учебных программ.

Низкая скорость работы Интернета, затрудняет работу on line , просмотр видеоресурсов.

В завершение можно сделать вывод, что ИКТ, безусловно, важная и неотъемлемая составляющая современного преподавания. Применение компьютеров на уроках химии облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса к химии, развитию желания и умения учиться, даёт возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и позволяет объективно оценить знания учащихся. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием ИКТ даже “слабые” учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.

Но их использование на уроке должно быть продуманным, целесообразным и грамотным.

Без ИКТ сейчас трудно представить образовательный процесс. Презентации и электронные пособия, яркие и познавательные, являются прекрасным дополнением к уроку. Но именно дополнением, а не основой. Основой, на мой взгляд, остается слово учителя, его мастерство и профессионализм.

В своей учебной практике мне хотелось бы в дальнейшем полностью завершить создание сайта кабинета химии нашей школы. Продолжу создание базы презентаций, тестовых работ, методических и дидактических разработок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе указываются плюсы и минусы применения ИКТ на уроках.

1. Подготовка к урокам химии с использованием ИКТ

Уроки с применением ИКТ имеют коренное отличие от классической системы обучения. Это отличие состоит в изменении роли учителя: он уже не основной источник знаний, его функция сводится к консультативно –направляющей. Это происходит благодаря применению современных электронных учебников, виртуальных химических лабораторий, Интернета, новых средств обучения. Задача учителя – подобрать эти средства в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с умением учащихся использовать компьютер.

1.1 Тематическое планирование уроков.

Работа начинается с чёткой постановки целей и задач. Цель это заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности. Основная часть всех ошибок в обучении и воспитании связана с нечеткой постановкой цели деятельности, ее не корректной формулировкой. Из поставленной цели выводим задачи: познавательные, развивающие и воспитательные.

Составляя план любой работы, тематическое планирование, программу или что-то ещё, надо планировать точно и конкретно. Учителю необходимо иметь два вида тематического планирования, одно из которых составляется с учётом применения цифровых образовательных ресурсов (ЦОРов). В таком варианте планирования могут быть сделаны гиперссылки на ЦОРы, необходимые для каждого урока, но для этого все ЦОРы должны быть сохранены в той же папке, что и планирование. При таком подходе учителю значительно сокращается время на подготовку к уроку.

1.2 Создание базы ИКТ – ресурсов по химии

После того как составлено основное тематическое планирование, необходимо начать создание коллекции цифровых образовательных ресурсов, которые, и вносятся в планирование.

Среди огромного многообразия учебных мультимедийных систем условно можно выделить средства, которые являются наиболее эффективными на уроках: компьютерные тренажеры; автоматизированные учебные системы; учебные фильмы; мультимедийные презентации; видеодемонстрации.

Таким образом, применение мультимедийных средств обучения придает уроку специфическую новизну, которая по смыслу и форме изложения имеет возможность воссоздать за короткое время большой по объему материал, а также представить его в непривычном аспекте, вызвать у учеников новые образы, детализировать нечетко сформированные представления, углубить полученные знания.

Подготовка к уроку должна включать :

создание компьютерных моделей конспекта урока, темы, курса в целом;

максимально целесообразное расположение материала;

обеспечение основного материала дополнительной информацией;

подбор и систематизация материала с учетом особенностей класса и отдельных учащихся.

2. Применение ИКТ на различных этапах урока

Урок был и остаётся основной формой взаимовоздействия учителя и ученика. К современному уроку предъявляются самые высокие требования: развитие личностных качеств учащихся, использование различных приёмов обучения, в том числе дифференцированного и проблемного, дидактических материалов.

1). Насыщенность интерактивными компонентами, яркость, наглядность, возможность показать то, что нельзя увидеть.

2). Обеспечение организации самостоятельной деятельности учащихся как субъектов познания, реализация диалоговых моделей взаимодействия с пользователем.

Мультимедийные средства обучения являются универсальными, поскольку могут быть использованы на разных этапах урока:

На уроке введения в тему считаю, целесообразно применить компьютерную презентацию, выполненную в программе Power Point, чтобы представить большой объём информации за короткое время. Это помогает структурировать материал, показать его в обобщенном виде. Встроенные в презентацию анимации, озвученные фрагменты видеоопытов делают материал более наглядными и доступным для восприятия. Кроме того, в своей практике применяю создание клипов (Move Maker, Pinnacle Studio 9), создание коллажей (Corel Paint Shop Pro Photo, Photo Shop), MS Word, диаграммы и таблицы MS Excel, раздаточный материал с помощью MS Word;

Виртуальная лаборатория позволяет моделировать механизмы химических реакций, образования различных видов химической связи, использовать лабораторное оборудование, которого нет в школе. Также она помогает подготовиться к практической работе заранее или выполнить её индивидуально в случае пропуска урока.

В результате урок более индивидуализирован, благодаря использованию подлинных материалов, прежде всего визуальных. Кроме того, сочетаю различные виды материалов - фото, плакаты, тексты, видео, схемы, диаграммы.

3. ИКТ компетентность учителя

Профессионализм учителя - синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие.

ИКТ-компетентностью учителя-предметника я понимаю не только использование различных информационных инструментов и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Согласно научным положениям, ИКТ-компетентность преподавателя можно представить следующей схемой :


Рис. 1. Структура ИКТ-компетентности

Ценностно-мотивационный компонент включает потребности в усовершенствовании и осуществлении педагогической деятельности, направленной на передачу суммы знаний и развитие личности учеников.

Рефлексионный компонент — анализ своих психологических особенностей и природных педагогических задатков. Сфера рефлексионного компонента ИКТ-компетентности преподавателя определяется его отношением к себе и миру, к практической деятельности и её осуществлению.

Когнитивный компонент — фоновые знания, связанные с учебным предметом и полученные до его изучения из разных источников. Когнитивный компонент должен обеспечить свободное владение преподавателем навыками обработки информации.

Конативный компонент — потребность в углублении, расширении, систематизации накопленных ранее знаний, мотивы обучения, самостоятельно продуманные цели изучения научной дисциплины.

Аффективный компонент — это эмоциональнооценочное отношение к предмету, его привлекательность для субъекта учебной деятельности.

Деятельностный компонент — соответствие знаний, умений, навыков и их реализация на практике. Деятельностный компонент — это активное применение информационных технологий и компьютера как средств познания и развития ИКТ- компетентности в профессиональной деятельности, самосовершенствования и творчества, а также воспитание таких качеств у учеников.

Для формирования базовой ИКТ - компетентности необходимо:

наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;

овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;

использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;

формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.

Для повышения уровня ИКТ - компетентности:

участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике;

участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах;

использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров;

обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет;

формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;

разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.

Целесообразно развитие ИКТ компетенции как основного требования ФГОС второго поколения к образовательной программе:

1) применение речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

2) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Применяя информационно-коммуникационные технологии на протяжении многих лет и продолжая изучать ее до сих пор (ведь прогресс не стоит на месте), я могу отметить следующие положительные и отрицательные аспекты данной технологии:

Применяя ИКТ на уроках химии уже много лет, хочется особо выделить достоинства этой технологии:

наглядность в представлении учебного материала;

сокращение времени на выработку необходимых технических навыков учащихся;

увеличение количества тренировочных заданий. Проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся;

достижение оптимизации темпа работы ученика естественным образом;

учащийся становится субъектом обучения, т.к. программа требует от него активного управления;

возможность моделировать различные процессы, с помощью компьютерной анимации создавать на уроке игровую познавательную ситуацию;

обеспечение урока материалами из удаленных источников, используя средства телекоммуникаций;

диалог с программой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.

поиск дополнительные источники информации для учителя и учащихся.

моделировать процессы, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести.

воспроизведение химических экспериментов с опасными, токсичными, взрывчатыми реактивам;

возможность построения индивидуальной траектории обучения учащихся, возможности их роста и развития;

организация самостоятельной работы учащихся с информацией, возможность осуществлять самоподготовку к ЕГЭ, урокам контроля, подготовку исследований

Размещать методические работы учителя и творческие работы учащихся на различных сайтах.

Затрата времени на освоение программ, навыков владения компьютерной техники;

Доступность к техническим средствам учителя;

Качество технических средств, их характеристик; помимо ошибок в изучении учебного предмета, появляются еще технологические – ошибки работы с программой;

Разработка урока с использованием информационных технологий возможна только при наличии определенного электронного ресурса, педагогического программного средства, собственной презентации или материалов из сети Интернет.

диалог с программой лишен эмоциональности и однообразен;

не учитываются особенности группы, класса; крайне важна роль учителя;

не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся;

Встречается некачественное программное обеспечение, не учитывающее специфику работы со школьниками, имеющего много фактических или методических ошибок; разработчики зачастую не учитывают содержание школьных учебных программ.

Низкая скорость работы Интернета, затрудняет работу on line, просмотр видеоресурсов.

Как можно видеть положительных моментов в использовании ИКТ намного больше. Но мне хотелось бы отметить, что очень важно в процессе применения ИКТ на уроке учитывать санитарно-гигиенические нормы (Приложение 2). Забывать о здоровье ученика учитель не имеет права. Поэтому на своих уроках я часто провожу физкультминутки.

Возможности использования информационно-коммуникативных технологий на уроках химии. ИКТ как средство наглядности, а также как дидактический инструмент (средство организации фронтальной работы и контроля). ИКТ как инструмент единой образовательной среды.

Рубрика Педагогика
Вид аттестационная работа
Язык русский
Дата добавления 17.11.2016
Размер файла 4,7 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Чувашский республиканский институт образования

Кафедра естественнонаучных дисциплин

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ХИМИИ

Кузьмина Светлана Ниловна

Николаева Марина Валерьяновна,

Методист кафедры ЕНД ЧРИО

Введение

Какие требования предъявляются к выпускникам современной школы? Взгляды педагогов разных стран мира весьма близки. Сегодня учащимся недостаточно успешно освоить базовый курс школьной программы, им необходимо научиться быть самостоятельными, работать с информацией и приобретать знания. Т.е. меняются акценты в образовании. Ученики в современной школе должны не получать готовые знания, а научиться их брать. Только в этом случае они могут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века.

Но стоит помнить о том, что дети успешнее и охотнее познают и усваивают то, что им интересно. Следовательно, у учащихся должна возникнуть потребность в информации или определенной деятельности. И за примерами далеко ходить не надо. Одними из наиболее привлекательных источников информации для учащихся становятся компьютер и Интернет. Помимо этого использование компьютера делает учебный процесс более привлекательным. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усвояемым. Таким образом, становится очевидным, что использование ИКТ в учебном процессе - не дань моде, а осознанная необходимость.

Одним из важнейших методических принципов, позволяющих эффективно использовать информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), является совмещение компьютерных технологий с традиционными формами и методами. Уроки с применением ИКТ имеют коренное отличие от классической системы обучения. Это отличие состоит в изменении положения учителя в системе: он уже не основной источник знаний, его функция сводится к консультативно - координирующей. На уроке используются современные электронные учебники, виртуальные химические лаборатории, Интернет, новые средства обучения. Задача учителя - подобрать эти средства в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников. Использование ИКТ на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано.

В данной работе ставится задача рассмотреть теоретические и практические аспекты возможности использования ИКТ на уроках химии с точки зрения практикующего учителя, основанные на пяти уровнях профессионализма педагога (по И.А.Липскому). Приводятся ссылки на учебные материалы и сайты Интернет, которые могут быть использованы учителями при подготовке к урокам и с целью создания своего банка информации по предмету, а также прилагаются фрагменты уроков с использованием ИКТ.

информационный коммуникативный урок химия

1. Возможности использования ИКТ на уроках химии

Далее давайте рассмотрим возможности использования ИКТ на уроках химии:

1. ИКТ как средство наглядности (презентации, демонстрации т.п.)

2. ИКТ как дидактический инструмент: средство контроля (среды тестирования); средство организации фронтальной работы (например, ресурсы интерактивных досок)

3. ИКТ как инструмент образовательной технологии: включение ИКТ в проектную, исследовательскую, поисковую, проблемную деятельность

4. ИКТ как средство развития: формирование индивидуальной образовательной траектории, личностного образовательного пространства

5. ИКТ как инструмент единой образовательной среды: сетевые группы как технология обучения.

1.1 ИКТ как средство наглядности

1.1.1 Презентации

Возможны несколько вариантов использования презентаций во время урока.

1) Канва урока - это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы Power Point.

2) Презентация, используемая в начале урока, для побуждения познавательного интереса учащихся к теме учебного материала.

3) Презентация в конце урока как обобщение и закрепление изученного.

Применение слайдов во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объём информации по сравнению с традиционными методами.

1.1.2 Демонстрации

1.2 ИКТ как дидактический инструмент

1.2.1 Средство контроля

1.2.2 Средство организации фронтальной работы.

1.3 ИКТ как инструмент образовательной технологии

В настоящее время сложно представить себе оформление проектных и исследовательских работ учащихся без использования графических редакторов, табличных процессоров, мультимедиа программ и др. - для расчётов, составления динамических и статических моделей, повышения наглядности представленных результатов и презентабельности работы.

1.4 ИКТ как средство развития

На своих уроках использую электронные учебники:

1.5 ИКТ как инструмент единой образовательной среды

При наличии хорошей материальной базы для подготовки к урокам химии, а также и на самих уроках можно использовать Интернет. Сейчас все больше учеников привлекают Всемирную паутину для нахождения информации при подготовке к урокам, написании докладов и рефератов на химические темы. Появляется возможность поучаствовать в дистанционной дискуссии, дистанционных олимпиадах. Создаются сетевые группы. Развивается дистанционное обучение. К сожалению, поскольку потенциал сети в настоящий момент сложно рассматривать как благоприятную образовательную среду (лишь часть информации является научной, достоверной, созданной образовательными сообществами), необходима направляющая и координирующая работа учителя. Разумеется, сам учитель должен ориентироваться в сайтах.

Вот некоторые из сайтов, которые сама использую в работе и могу порекомендовать:

Заключение

Таким образом, в ходе представленной работы был проведён анализ и возможности использования ИКТ на уроках химии. Использование ИКТ позволяет насытить короткий промежуток времени урока достаточно большим объёмом информации (презентации), показать процессы микромира (демонстрации), провести электронное или on-line тестирование учащихся, позволяет создать личностное информационное пространство ученика и заинтересовать ребят в использовании единого образовательного пространства для получения дополнительной информации по предмету.

Ну и говоря об использовании ИКТ на уроках химии, не могу обойти вниманием такой момент, какие возможности даёт педагогу использование ИКТ в работе. Здесь, как мне кажется, можно выделить такие аспекты:

1. Накопление дидактического материала, создание банка информации по предмету.

2. Освоение и использование новых технических средств обучения, программных продуктов.

3. Создание собственных уроков с применением ИКТ.

4. Участие в работе сетевых сообществ, профессиональных и творческих конкурсах.

5. Дистанционное обучение.

Какие требования предъявляются к учителям современной школы? Сегодня учителю недостаточно владеть учебным материалом и классическими приёмами обучения. Меняются акценты в образовании. Ученики в современной школе должны не получать готовые знания, а научиться их брать. А мы, учителя, должны научиться позволить им это сделать, научиться направлять, сопровождать учащихся. Только тогда наш ученик будет успешным. И, разумеется, не единственным, но очень важным на этом пути является использование в практике учителя ИКТ.

Список литературы

Приложение

Рис.1 Рис.2

Рис.3 Рис.4

Рис.6 Рис.7

Рис.8 Рис.9

Виртуальные экскурсии. Поскольку не всегда есть возможность сходить на те или иные химические предприятия на экскурсии, то и здесь на помощь может прийти видеозапись или найденная в сети Интернет, или с диска электронного учебника (Рис.10 производство чугуна, Рис.11- очистные сооружения).

Рис.10

Рис.11

Сайты в помощь учителю химии

Ну и, конечно же, сайты, содержащие необходимый для учителя материал. Выше в своей работе я уже дала ссылку на некоторые сайты, которые может использовать как учитель, так и ученик. Добавлю ещё несколько ссылок полезных для учителя:

· http://him.1september.ru/ Сайт газеты "1 сентября". Будет полезен учителям химии. Содержит электронную версию газеты "Химия" и сайт "Я иду на урок химии".

Подобные документы

Урок как основная форма организации учебно-воспитательного процесса. Средства обучения как один из главных компонентов дидактической системы. Виды информационно-коммуникативных технологий, используемых на уроках. Современное интерактивное оборудование.

курсовая работа [1,5 M], добавлен 23.06.2015

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе. Их особенности на уроках химии как фактор повышения мотивации обучения учащихся. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.

дипломная работа [72,2 K], добавлен 05.08.2013

Компьютерные технологии на уроках химии, использование компьютерных программ "Органическая химия", "Решение задач по химии", применение различных вычислительных методов и операций. Методы развития творческих подходов к овладению знаниями по предмету.

реферат [144,1 K], добавлен 17.10.2010

Ознакомление с концептуальными основами преподавания химии на базовом уровне и в профильных классах. Влияние уровня развития образного мышления на эффективность усвоения знаний. Использование художественной литературы на уроках химии в средней школе.

курсовая работа [151,0 K], добавлен 07.09.2011

Содержание экологических знаний в курсе химии средней школы, экологическое воспитание и образование школьников. Задачи с экологическим содержанием на уроках химии и нетрадиционные задачи по органической химии. Урок-практикум по решению задач по химии.

Читайте также: