Социальная адаптация личности доклад

Обновлено: 18.05.2024

Каждый человек является частью общества, которое его окружает. С детства он осваивает его правила и ценности, взаимодействует с остальными членами и выстраивает свою жизнь в согласии с принятыми нормами. Этот процесс проходит в рамках адаптационного развития и продолжается в течение всей жизни индивида. Адаптация имеет три формы: физиологическую, психологическую и социальную.

Социальная адаптация — это непрерывный процесс активной интеграции индивида или группы в общество и приспособление к условиям и требованиям социальной среды.

В результате социальной адаптации развивается самосознание личности, формируются паттерны поведения, приобретаются способности к самореализации. Человек учится выстраивать гармоничное взаимодействие с другими индивидами, природой и социальной средой. Индивид на протяжении своей жизни не просто осваивает и принимает социально значимые нормы и установки, но также передает их другим членам общества.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В зависимости от личных качеств человека, его ценностных ориентаций, индивидуально-психологических особенностей, целей и возможностей их достижения, формируются способности индивида к адаптации. Отсутствие у индивида навыков социального привыкания и приспособления приводит к дезадаптации, то есть к частичной или полной утрате способности взаимодействовать с окружающей средой.

Виды социальной адаптации

  1. Организационная. Заключается в приспособление человека к новым организационным системам. Считается, что социальные структуры не могут существовать и функционировать без управления. Подобная адаптация помогает индивиду освоить иерархические отношения в новой среде. При этом в рамках управленческой адаптации руководство стремится к созданию благоприятных условий, способствующих развитию человека в профессиональной и личностной сферах. Этот тип встречается на работе, воинской службе.
  2. Экономическая. Подразумевает усвоение индивидом общественно-экономических норм и принципов. К примеру, приспособление к условиям труда, заработной плате, пенсиям, условиям работы. Успешность экономической адаптации зависит от множества факторов: качество и уровень образования, готовность учиться и переучиться, наличие социального опыта, место материального благополучия в системе ценностей и т. д.
  3. Педагогическая. Представляет собой организованный процесс восприятия учащимися социального опыта, приспособления к системе образования, освоения различных ролей в социуме. Все действия при этом направлены на активное включение обучающихся в социальную среду. Руководители образовательного и педагогического процесса должны учитывать индивидуальные особенности учащихся, условия среды и ее влияние на становление и совершенствование личности.

Функции социальной адаптации

Современные исследователи выделяют две основные функции, через которые реализуется социальное назначение адаптации:

Мобилизующая заключается, в первую очередь, в социально-психологическом освоении меняющейся формы целостной системы социального взаимодействия, а также в способности пережить переход из одних общественных устоев к другим.

Стимулирующая отражает потребность в приобщении к новой социальной группе и среде. Она характеризует уровень способностей различных слоев населения ориентироваться в конкретном социальном устройстве. Стремление к реализации своих интересов и потребностей, желание стать частью общества стимулируют индивида к изучению чего-то нового, использованию различных ресурсов для достижения целей.

Успешное функционирование социальной адаптации помогает индивиду развиваться как личность, повышать уровень культуры и жить в согласии с окружающим миром и собой.

Цель адаптации

Понятие социальной адаптации является составной частью социализации. Если социализация необходима для обучения, то адаптация помогает искать актуальные способы самореализации, менять полученные знания и усваивать новые в соответствии с конкретной средой.

Ее основная цель заключается в способности субъекта эффективно выстраивать взаимодействие с группой, в которой он собирается жить и развиваться. На протяжении своей жизни человек попадает в различные социальные группы, встречается с разнообразными людьми и ситуациями. Социальная адаптация помогает быстро и успешно сориентироваться в новых условиях, сформировать сбалансированные отношения с другими участниками группы. При этом основным мотивом личности является не столько желание приспособиться, сколько стремление к самореализации.

Для достижения этой цели можно выделить следующие задачи:

  • принятие изменений привычного уклада жизни и формирование новых установок в личностном развитии индивида;
  • осуществление активной коммуникации с участниками профессионального и социального окружения;
  • использование условий, которые предоставляет социум, для самореализации и саморазвития;
  • повышение стрессоустойчивости;
  • формирование адекватных взаимоотношений с окружающими;
  • принятие и соответствие нормам и ценностям среды;
  • достижение целей и удовлетворение потребностей без нанесения вреда другим людям.

Как протекает процесс социальной адаптации

Согласно структуре польского социолога Я. Щепаньского, процесс адаптации можно разделить на несколько стадий:

Социальная адаптация — это процесс, который находится в постоянной динамике и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В адаптации детей и подростков исследователи также выделяют ряд этапов:

  • от рождения до года — ребенок находится в полной зависимости от взрослых людей, с которыми постоянно взаимодействует;
  • от 1 до 3 лет — ребенок начинает копировать членов своей семьи и применять манипулятивные средства;
  • от 3 до 6 лет — впервые выходит за пределы семейной социальной группы, открывает и изучает новые роли, начинает соотносить себя с тем или иным членом семьи, которому сознательно подражает;
  • от 6 до 10 лет — поступление в школу, необходимость адаптации к новым условиям и людям, активный интеллектуальный прогресс, яркое проявление индивидуальных качеств;
  • от 10-11 до 14-15 лет — активная коммуникация и взаимодействие со сверстниками, формирование самосознания и поиск индивидуальности; проявляются чувства не только к семье и друзьям, но и к противоположному полу.

Неверное воспитание может привести к негативным последствиям и отрицательно сказаться на последующей жизни человека. Именно в детские и подростковые годы индивид приобретает навыки, необходимые для успешной социальной адаптации и личностного развития.

Результаты социальной адаптации

В развитых странах стремятся к обеспечению инвалидов всеми необходимыми правами и условиями. Основное значение в процессе адаптации приобретает возможность общаться и взаимодействовать со здоровыми людьми, устроиться на хорошую работу, посещать любые места и мероприятия, активно участвовать в жизни общества. Все это способствует успешной социализации и облегчает адаптацию к новым условиям среды. Ощущая себя наравне с остальными членами общества, люди с инвалидностью легче приспосабливаются к изменениям своей жизни, проще идут на контакт с другими людьми и не погружаются в себя и свою болезнь.

Понятие адаптации, занимающее одно из центральных мест в биологии, означает приспособление живого организма к условиям окружающей среды. Применительно к социологии оно стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды.

Смыслом этого освоения выступает принятие личностью норм и ценностей среды, будь то социальная общность, организация, институт, включение человека в различные формы предметной деятельности и взаимодействия, имеющиеся в этих социальных образованиях. Адаптация – это начальный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Основная функция адаптации – освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия.

Адаптация занимает существенное место в содержании социальной работы. Она характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, а с другой – является отражением определенного результата социальной работы, который может выступать критерием ее эффективности. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизма – необходимое условие профессионализма социального работника. Адаптивные процессы обеспечиваются соответствующей технологией.

1. Сущность и содержание социальной работы

Понятие социальной адаптации

Социальная адаптация – процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной социологии социальной адаптации в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе социальной адаптации. [7]

Непосредственным толчком к началу процесса социальной адаптации чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды.

В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

4) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды. [10]

Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно переживает. Во времена серьезных социальных изменений, а тем более, социальных катаклизмов адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и захватывают практически все слои общества. На примере постсоветского общества хорошо видно, что проблему адаптации к новым социальным условиям, определения и утверждения новой своей позиции в обществе приходится решать практически каждому человеку, и не всегда этот процесс протекает одинаково успешно.

Помимо этого следует отметить, что, по мере ускорения общественного развития, ускоряется и интенсивность адаптационных процессов в обществе в целом. Это приводит к тому, что процессы социальной адаптации даже в эволюционно развивающемся обществе становятся практически непрерывными и умение адаптироваться к изменениям приобретает жизненно – важное значение, не только для молодых, но и для старших поколений. Готовность к переменам становится одним из главных условий жизненного успеха человека.

В результате в современном обществе значительно повышается роль целенаправленной деятельности государства и общественных организаций, роль образования и прикладной науки в осуществлении процессов социальной адаптации.

Особое внимание общество через систему институтов и целевых программ уделяет содействию процессам социальной адаптации тех своих членов, чьи возможности адаптироваться к изменениям самостоятельно ограниченны. Так, во многих странах разрабатываются и реализуются программы по социальной адаптации инвалидов, уволенных в запас военнослужащих – в случае массовых сокращений армии, мигрантов, выходящих на свободу заключенных и т.д. Не меньшее значение в современном переходном обществе придается программам содействия социальной адаптации молодежи.

Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса социальной адаптации. Существуют субъективные и объективные критерии адаптированности. Объективные – степень реализации индивидом норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе. Субъективные – удовлетворенность членством в данной социальной группе, предоставляемыми условиями для удовлетворения и развития основных социальных потребностей.

В качестве непосредственной социальной среды могут выступать различные социальные группы, такие как семья, производственный коллектив, соседи по дому и т.д. Роль социальной адаптации состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды.

Вся сложность процесса социальной адаптации может быть хорошо проиллюстрирована на примере адаптации новых работников на предприятиях, которая наиболее широко исследуется в современной прикладной социологии и социальной психологии, что обусловлено, в свою очередь, практической значимостью проблемы для экономической эффективности деятельности предприятий.

В процессе адаптации организация и личность вступают во взаимодействие как сложные системы. Так, например, на успешность адаптационного процесса существенное влияние оказывают такие характеристики предприятия, как его материально-техническая оснащенность, тип и уровень организации труда, характер внутриколлективных отношений и корпоративная культура, система и уровень оплаты труда. Предприятие через эти свои характеристики предъявляет потенциальному работнику свои требования и одновременно свои преимущества по сравнению с другими участниками рынка труда.

Со стороны индивида на успешность производственной адаптации влияние оказывают как психофизиологические особенности, так и социально-демографические характеристики личности. Безусловно, наиболее важны для успешной производственной адаптации профессиональная подготовка индивида, умение работать в группе. [4]

Социальная адаптация на предприятии представляет собой единство нескольких адаптационных процессов. Чаще всего выделяют следующие из них: профессиональную адаптацию, социально-психологическую адаптацию и адаптацию к условиям труда. Профессиональная адаптация предусматривает выбор профессии, обучение специальности, а также вхождение в профессию с момента начала работы по специальности. Критерием профессиональной адаптированности является достижение индивидом соответствия профессиональных навыков, личностных качеств требованиям конкретной профессиональной деятельности. Показателями профессиональной адаптированности являются профессиональная квалификация, уровень и стабильность производственных показателей, удовлетворенность профессией.

Социально-психологическая адаптация – процесс вхождения новичка в новый для него производственный коллектив, формирования личностных связей и отношений с другими людьми. В процессе социально-психологической адаптации происходит активное сравнение и взаимоприспособление ценностных ориентаций, нравственных идеалов и представлений коллектива и нового работника. Социально-психологическая адаптация выражается в формировании положительных неформальных отношений с коллегами по работе и руководителями, в достижении ценностного единства работника и коллектива. Основным объективным показателем социально-психологической адаптированности является отсутствие конфликтов с руководством и членами коллектива. Субъективным показателем социально-психологической адаптированности выступает удовлетворенность отношениями с руководителями и коллегами по работе. [8]

Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом определенной социальной роли. Можно говорить о двух формах социальной адаптации: активной, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы вызвать реакцию изменения (в том числе тех норм, ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивной, конформной, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям социальной адаптации, крайним выражением которых служит аутизм.

Показателями успешной социальной адаптации являются высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией). Показателями низкой социальной адаптации являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющееся поведение. Успешность социальной адаптации зависит от характеристик, как самого индивида, так и среды. Чем сложнее новая среда (например, шире спектр социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше уровень социальной неоднородности), чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным для индивида оказывается процесс социальной адаптации. В большой степени значимыми для социальной адаптации являются социально-демографические характеристики индивида – образование и возраст. [5]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МОУ - Кобяйское улусное управление образования

Муниципальное образовательное учреждение

Особенности социальной адаптации

Руководитель: Гулгунова В.М.

2. Глава I.1.Особенности социальной адаптации подростков .

1.2 Адаптация учащихся в новом коллективе.

1.3. Школьная адаптация.

3. Глава II .Методы исследования

2.1. Логики адаптационного периода 5-6 классов.

5. Использованная литература.

Необходимость адаптации возникает связи с редкой сменой образа жизни человека и его социального окружения.

В связи с переходом в среднее звено у пятиклассников изменилось социальное окружение и система деятельности.

Они стали учениками средней школы, т.е. среднего звена поэтому ситуация новизны является для них в определённой степени тревожной.

Пятиклассник переживает эмоциональное напряжение из-за новых неопределённых представлений об особенностях учения и требованиях учителей, также о ценностях учителей и нормах поведения в коллективе класса.

Целью нашей работы является изучение методов, изучающих уровень социальной адаптации и удовлетворённости учащихся своим коллективом.

Исходя, из этого, определили следующие задачи работы:

Изучение особенностей социальной адаптации подростков.

Подбор методик, выявляющих особенности социальной адаптации.

Составление характеристики классного коллектива на основе наблюдения и сбора информации.

Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

Глава I. Особенности социальной адаптации подростков.

Адаптация (от латинского слова) приспособление и строение функции организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомоостаза. Иногда выделяют различные фазы процессов адаптации направлены к необычным экстремальным условиям (например: фазу первоначальной декомпендации). Дети, впервые приступившие порог школы оказываются в сложной ситуации из организованного и привычного мира семьи и детского сада. Они попадают совершенно неведомый для них мир.

Социальная адаптация- это процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой среды.

Социальная адаптация – это процесс и результат приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных средств. Основным способом социальной адаптации является принятие норм ценностей социальной среды сложившейся форм социального взаимодействия, а также освоение форм предметной, профессиональной деятельности.

Социальная адаптация имеет две формы:

1.Активная, когда индивид стремится воздействовать на среду, с тем, чтобы изменить её.

2.Пассивная, когда он не стремится к такому воздействию и изменению.

Социальная адаптация начинается с рождением ребёнка.

Возрастные периоды: с 3- до 4 лет; с 6 – 7 лет; с 9 – 10 лет; с 13- 14 лет; с 16-17 лет.

Самые главные переходы :

Дошкольно -ясельный(от 1 до 7 лет) – общение с ребёнком.

Школьный (от 7- 16 лет)- эмоциональное напряжение с переходом из начального звена на среднее звено, и распределение на математический, гуманитарный и педагогические классы.

3. Взрослости ( от 16 и более) учебно – профессиональная деятельность.

Успешность социальной адаптации зависит от характеристик среды и психических особенностей индивида.

Понятно, что первоклассникам трудно адаптироваться. Несмотря на дружелюбия учителя, участия с его стороны. Отсюда возможный результат объективной трудности для ребёнка – нежелание идти в школу.

Анализ этой ситуации привёл нас к мысли о необходимости переходного, адаптированного периода не только для учащихся 1-х классов, но и для 5- х и 10-х классов. Ведь эти «школьники со стажем находятся теперь в новых условиях (новые коллективы, новая система занятий).

В чём смысл адаптационного периода в школе?

Социальная адаптация- это приспособление человека к условиям социальной среды предлагает:

Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.

Адекватную систему отношений и общения с окружающим.

Способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха.

Способность к самообслуживанию и самоорганизацию, к взаимо-

обслуживанию в коллективе.

5. Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других. Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.

И у пятиклассников, и шестиклассников изменилось социальное окружение и система деятельности. Ситуация новизны является для любого человека в определённой ступени тревожной.

Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений.

Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации, когда ребёнок становиться недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстаёт в учёбе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу и учиться.

Дети, систематически ослаблённые являются наиболее поверженными дезадаптации.

И, конечно же невозможно говорить об адекватном восприятии ребёнком окружающей действительности через призму собственной тревожности, об адекватной системе отношений и общения с пока что незнакомыми одноклассниками и учителями.

Всё это, осложняет сам учебный процесс, продуктивная работа на уроках становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего прогульщика.

Не менее важным оказываются процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно организовать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят.

Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе процесс адаптации так или иначе идёт. Вопрос только в том, сколько времени уйдёт у ребёнка и учителя на него, и насколько этот процесс будет эффективен.

1.2 Адаптация учащегося в новом коллективе

Различают адаптацию на два вида: - социальную

Мотивация к школе у школьников в основном бывает высокая. Большую роль в адаптационном периоде в школе играет учитель, от его отношения с учениками зависит насколько легче пройдет процесс адаптации у ребенка.

Выделяют 3 этапа:

Первый этап: физиологическая буря проходит 2-3 недели; ребенок бурно реагирует на весь комплекс новых действий.

Второй этап: неустойчивое приспособление, когда организм ищет и такт оптимальные варианты реакций на воздействия.

Третий этап: устойчивое приспособление – это когда организм, накопляет наиболее оптимальный вариант реакций.

Ребенок быстро устает, должен быть не нагружен чрезмерно до 10-15 октября.

Трудности адаптации

Дети, у которых сложно протекал период новорожденности (если роды матери были через кесарево сечение, родовая травма и т.д.)

Дети с черепно-мозговой травмой, черепной давлением.

Дети с хроническими заболеваниями (цистит, гипертония и т.д.)

Дети с частными простудными заболеваниями (ОРВТ, ОРЗ и т.д.)

Дети с расстройствами нервно- психологической сферы (логоневроз, невроз и т.д.)

Показатель здоровья ребенка:

Масса тела ребенка.

Артериальное давление низкий. Повышенный в начале учебного года и в середине IV четверти.

Состояние зрения ребенка.

Неадекватное поведение ребенка.

Социально-психологическая адаптация может протекать по-разному. Выделяют группы детей:

I группа 56% - быстро адаптируются, дружелюбны, иногда могут быть сложности

II группа 30% - длительный период адаптации, их поведение не соответствует требованию школы. Не реагируют на замечания учителя и взрослых

III группа 14 % - дети, у которых адаптация связана со значительными трудностями. Дети, которые не усваивают учебный материал, и у них отмечается девиантное поведение и отрицательные эмоции. И своим поведением они мешают работать в классе.

Причины могут быть разные:

- нарушение психонервной сфере

-дети готовые к обучению, но воспитываемые в неблагополучных семьях, где нет условий к учебе, и постоянные неуспехи в учебе создают отчуждение и все это может привести к срыву не только эмоциональному, но и нервному.

1.3 Школьная адаптация

I этап – Подготовка к поступлению в школу. Это месяцы: март, апрель и сентябрь, где проводиться диагностика. Диагностика – школьной готовности состоит из 2 частей:

2. Для детей с низкими результатами (дети не посещающие и не посещающие детские учреждения). Групповые и индивидуальные консультации для родителей. Психологические педагогические консилиумы для родителей проводятся по результатам диагностики, чтобы выработать комплектование определенного класса.

II этап – Первичная адаптация школьника. Месяцы: сентябрь – январь. Система требований по классу со стороны педагога. Педагог организует методическую работу с учениками. Организуется педагогическая поддержка. Проводятся игры по сплочению класса

III этап – Психолого – педагогическая работа со школьниками, которые испытывают трудности школьной адаптации.

- адаптация к разнообразным требованиям учителей

- пояснить позиции роли мальчика и роли девочки. Акцент работы ведется на поле ролевого взаимодействия

- принятие новой позиции ученых основой для школы

Школьная дезадаптация:

- Школьной дезадаптацией следует назвать только те нарушения и отклонения, которые возникают у ребенка под влиянием самой школы, школьных воздействий или прямо и косвенно с учебной деятельностью, с поведением ребенка в школе и дома при выполнении школьных заданий.

-Социально – психологическая дезадаптация – она характеризует широкий круг нарушений, которые могут возникнуть у ребенка под влиянием различных сложных соцальных условий, обстоятельств его жизни и развития (фактическое или социальное сиротство, развод, конфликт в семье, изменение место жительства и т.д.)

Р.Овчарова выделила социально-педагогические ситуации порождающие дезадаптацию:

- подавление активности ребенка

Педагогический уровень школьной адаптации:

Педагогический уровень школьной адаптации:

I этап – первичные трудности в учении

II этап – перерастание пробела знании

III этап – отставание в усвоении по несколько предметам

IV этап – неуспеваемость частичную или общую

V этап – отказ от учебной деятельности.

Также основные проявления её факторов:

- агрессия по отношению к людям и вещам

- чрезмерная подвижность, фантазия

- сверхчувствительность, чувство собственной неполноценности

- неспособность сосредоточится в работе, неуверенность в принятии решения

- повышенная возбудимость, конфликтность, частые эмоциональные расстройства.

- лживость, уединенность заметная, недовольство достижением

- сосание пальцев, обгрызание ногтей, гримасничанье, лицевые тики, энурез, запоры

- дрожание пальцев рук, прерывистый почерк, говорение с самим собой.

- неуспеваемость, пед запущенность

- интеллектуально – пассивные дети, недостаточная подготовка.

В школе социально- педагогическая запущенность, физическая ослаблённость, нарушение формирование познавательных процессов, формирование познавательных процессов, формирования школьных навыков:

В успешной адаптации играет особенности:

Первичная оценка ребёнка зависит от мнение учителя.

Школьная дезадаптация происходит в связи с симптомами учительского дедаптогения, требует анализа конкретного случая.

Фактором высокого риска является патология беременности, родовые травмы, асфиксия, недоношенные, алкоголизм матери.

Педагогическая запущенность отставание по требованиям вызванных педагогическими причинами. В дошкольном возрасте неспешность в ролевой игре.

Проявляются трудности общения со сверстниками. Это приводит не подготовленности к школе. У них низкий уровень понимания об окружающей среде, проявляются неразвитость синтетической процессе, дисгармония в эмоционально- волевой сфере.

Глава II. Методы исследования.

2.1. Логики адаптационного периода 5-6 классов.

Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

Г.А. Цукерман адаптации более интенсивным инициацией в новый возраст, в новую систему отношений с взрослыми, сверстником, самим собой.

Для этого, важно создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, понять мнение одноклассника не похожее на него собственное мнение.

Ребята обнаруживают ожидания друг друга на предстоящий учебный процесс, учатся прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих усилий. Всё это способствует снятию тревожности, кроме вышеуказанных общих задач, есть специфические задачи для каждой возрастной группы.

В работе важным становится и другие задачи:

- принятие позиции ученика средних классов

- принятие новичков в коллективе

Поиск личностного смысла и мотивации учения:

- узнавания специфики мира юноши и мира девушки

- организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

Младший подростковый возраст характеризуется, прежде всего, такой особенностью, как чувство взрослости, которое предполагает отношение подростка к самому себе как взрослому, его представление или ощущение себя в известной мере взрослым, именно потому, адаптационный период пятиклассников, по- нашему замыслу, предлагал значительную долю их самостоятельной, специально организованный, творческой деятельности.

I этап: адаптационного периода пятиклассников (который длился всего 5 месяца), был посвящён знакомству ребят друг с другом. Ребята делились тем, что они больше всего ценят в других людях и самих себя, чем нравится заниматься, как они чувствуют себя в школе и пр. Работая в группах скомплектованных по случайному признаку, ребята искали нечто общее между собой и уникальное, непохожее своеобразное в каждом. Очень важно с первых минут общения создать в классе доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого так, как для младшего подросткового возраста характерны потребности в самореализации и самоутверждению, то ряд заданий был предложен в форме драматизма и творчества, дискуссии- поиска.

На 2 этапе адаптационного периода ребятам представлялось, возможность взаимодействия в больших и малых группах сменного состава, выработки собственных правил обличающих действия сообща. Некотором классам удалось разработать дифференцированные правила для различных видов взаимодействии- интеллектуального, творческого, трудного и др.

Заключительный этап адаптационного периода пятиклассников был связан с утверждением и осознанием выявления нового общества – класса.

Главное, что работа была организована таким образом, чтобы каждый человек внес в общее представление своего индивидуального видения.

Эмоциональное сопереживание за успех своей команды укрепляло чувство причастности к своему коллективу и чувство разделенной ответственности за общее дело.

Цель: выявление степени удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни классного коллектива.

Вариант 1. Ход выполнения

Учащимся предлагается по пятибалльной шкале оценивать отношение в классе. (Полностью учащиеся согласны или абсолютно удовлетворены-5 баллов, хорошо-4, удовлетворены -3, не удовлетворены отношением в классе-2, не хотят учиться в этом коллективе -1 балл) Ответы анонимны.

В – 23 – 44 – удовлетворительный

А – 45 – 66 – хороший

Вариант 2 Ход выполнения. Учитель предлагает учащимся ознакомиться с 6 утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с их мнением. Всего проводится три серии. Опрос анонимный.

I серия 1. Наш класс очень дружный и сплоченный

2. Наш класс дружный

3. В нашем классе нет ссор, но каждый, существует сам по себе.

4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

5. Наш класс недружный часто возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

II серия 1. У нас в классе принято нести ответственность друг за друга. Все мы боремся за искоренение недостатков.

2. В нашем классе недостатки и плохие поступки беспокоят большинство учащихся.

3. В нашем классе виновные в нарушении дисциплины и лодыри осуждаются только активом класса, лидером класса.

4. Наш класс, в общем-то, не обращает внимания на нарушителей дисциплины. За свои поступки они отвечают только перед директором, завучами, классным руководителем и учителями.

6. В нашем классе кто, как хочет, так и себя ведет. Мы особенно не обращаем внимание ни друг друга, ни на внимания учителей.

В нашем классе принято помогать друг другу без напоминаний.

В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

В нашем классе помогают, только тогда когда об этом просит сам ученик.

В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда заставляет учитель.

В нашем классе не принято помогать друг другу

В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Обработка полученных данных. Каждая из трех серии вопросов направлена на выявление различных сфер взаимоотношений учащихся в классе: I серия- взаимоприемлимость друг друга( дружба, сплоченность или наоборот, конфликтность).

II серия: - взаимоответственность (безответственность)

III серия: - взаимопомощь (или ее отсутствие).

Ключ: 0 – 7 – низкий

8 – 16 – удовлетворительный

17 – 22 - хороший

Желание учиться в школе

1. Мне нравиться учиться

2. Хожу в школу без особого желания

3. Не хочу учиться

б) Учебная мотивация

1. Осознает важность и необходимость учения

2. Учиться потому что все учатся

3. Ничего привлекательного в школе нет

в) Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию

1. Общаюсь в классе со всеми, вступаю в контакт легко

2. Трудно общаться, стесняюсь, мало друзей

3. Испытываю затруднение в общении, боюсь, не хочу дружить

г) Организованность поведения

1. Всегда аккуратно выполняю домашнее задание

2. Иногда забываю выполнить домашнее задание

3. Не выполняю домашнее задание

д) Влияет ли учение на состояние твоего здоровья?

1. Не устаю, болею редко

2. Иногда устаю, но болею редко

3. Всегда испытываю усталость, болею часто, учение влияет на мое здоровье

Гост

ГОСТ

Социальная адаптация: что это?

Социальная адаптация выступает в качестве одного из значимых объектов социологической науки. Исследователи определяют социальную адаптацию как особый процесс, который оказывает влияние на приспособление отдельной личности или более широкой социальной группы к новым условиям, или же к условиям, которые претерпевают постоянные изменения по различным параметрам (экономическим, политическим, социальным, духовным и иным). Иными словами, социальная адаптация – это результат приспособления человека к социальной группе или обществу, в котором он существует или планирует реализовывать свою жизнедеятельность.

От адаптационного процесса человека напрямую зависит возможность его самореализации, выявления и раскрытия творческого потенциала. Адаптируясь, человек вступает в совершенно новые социальные связи, и если они достаточно крепки, то и цели, которые ставит перед собой личность, адаптируясь, будут реализовываться более успешно. Тем не менее, адаптация – это не только привыкание и общение: это более глубокий процесс. Он предполагает оценку своих способностей, соотнесение возможности удовлетворения потребностей с теми ресурсами, которыми располагает общество.

Адаптация – это непрерывный процесс. Он касается человека даже тогда, когда тот не планирует изменить место своего жительства, работы. Окружающие условия постоянно меняются, на первое место выходит технический прогресс и его особенности. Все это заставляет человека приспосабливаться, чтобы быть полноценным участником социальных, политических, экономических и иных отношений. В связи с этим человек сталкивается с несколькими проблемами. Во-первых, каким образом определить свое предназначение, и во-вторых, как найти смысл жизни, если действительность постоянно предлагает новые условия.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды социальной адаптации

Социальная адаптация – это особый процесс, который отличается управляемостью как извне, так и самим человеком, которому необходимо адаптироваться к новым условиям. По сути, самоуправление – основа социальной адаптации, ведь только сам человек может осознать важность своей адаптации и найти оптимальные пути восприятия новых условий, при этом не нарушая установленные социальные нормы.

Существует несколько основных видов социальной адаптации, которые исследователи подразделяют по определенному набору признаков. Безусловно, стоит сразу уточнить, что социальная адаптация является наиболее доминирующим видом, но мы хотели бы уточнить значение каждой:

Экономическая адаптация – это процесс, который сложился во время усвоения новых социальных и экономических норм и принципов, которыми располагает общество. Это адаптирование к условиям труда, заработной платы, социальным выплатам, пенсиям, а также к условиям социального страхования, которые предоставляют человеку новые общества. Без материальных ресурсов человек попросту не сможет отрегулировать и удовлетворить свои потребности, поэтому экономическая адаптация также играет довольно важную роль.

Педагогическая адаптация представляет собой процесс приспособления к системе образования, ее стандартам и нормам. Воспитание играет очень важную роль в жизни человека, поскольку образование и воспитание – непрерывны. Человек оканчивает школу, университет, но по-прежнему продолжает обучаться, что дает ему возможность совершенствоваться и в негласном порядке адаптироваться к новым условиям.

Функции социальной адаптации

Читайте также: