Инвестиции в образовании доклад

Обновлено: 17.06.2024

В статье представлен краткий анализ современных теоретико-методологических подходов к проблеме финансирования высшего образования в целях обеспечения устойчивого роста экономики и благосостояния граждан. Обзор научной литературы позволяет расширить горизонт предвидения возможных вариантов развития государственной политики в сфере высшего образования и обосновать необходимость инвестирования в совершенствование образовательного процесса высших учебных заведений. Научные дискуссии, связанные с государственной политикой в сфере образования, сосредоточены в основном на поиск ответа на вопрос: следует ли правительствам увеличивать финансовую поддержку высших учебных заведений? Результаты исследования показывают, что увеличение расходов на образование, финансируемых за счет налогов, приводит к устойчивому повышению производительности в экономике, когда учитываются экстерналии человеческого капитала. Более того, эффекты роста инвестиций в образование предполагают наличие значительных возможностей для адаптации государственной политики к изменениям социальной сферы.


2. Azman N., Sirat M., Ahmad A.R. Higher education, learning regions and the Malaysian transformation policies // Higher Education Policy. – 2014. – № 27(3). – P. 301–321.

3. Lo W. The ranking phenomenon and the experience of academics in Taiwan // High Education Policy – 2014. – № 27(2). – P. 259–277.

4. Li J. The global ranking regime and the reconfiguration of higher education: Comparative case studies on research assessment exercises in China, Hong Kong, and Japan // High Education Policy. – 2016. – № 29(4). – P. 473–493.

5. Oketch M., McCowan T., Schendel R. The Impact of Tertiary Education on Development Systematic: Literature Review for DFID. – London: Institute of Education, 2014.

6. Salazar-Xirinachs J., Nubler I., Kozul R. Wright Industrial policy, productive transformation and jobs: theory, history and practice. – Geneva: International Labour Organisatio, 2014. – P. 2.

8. Гичиев Н.С. Экономический рост макрорегиона: детерминанты региональной торговой интеграции и социально-экономического развития: монография. – М., 2017. – 245 с.

10. Annabi N., Harvey S., Lan Y. Public expenditures on education, human capital and growth in Canada: An OLG model analysis // Journal of Policy Modeling. – 2011. – № 33. – P. 852–865.

11. Annabi N., Harvey S., Lan Y. Science Direct Investments in education: What are the productivitygains? // Journal of Policy Modeling. – 2017. – № 39. – P. 499–518.

12. Teixeira A.A.C., Queirоs A.S.S. Economic growth, human capital and structural change: A dynamic panel data analysis // Research Policy. – 2016. – № 45(8). – P. 1636–1648.

17. Petrakis P., Stamatakis D. Growth and educational levels: A comparative analysis // Economics of Education Review. – 2002. – № 21(5). – P. 513–521.

19. Vu T.B., Hammes D.L., Im E.I. Vocational or university education? A new look at their effects on economic growth // Economics Letters. – 2012. – № 117(2). – P. 426–428.

20. Ben-Porath Y. The production of human capital and the life cycle of earnings // Journal of Political Economy. – 1967. – № 75[4]. – P. 352–365.

21. Heckman J.J. A life-cycle model of earnings, learning, and consumption // Journal of Political Economy. – 1976. – № 84. – P. 11–44.

22. Bouzahzah M., de la Croix D., Docquier F. Policy reforms and growth in computable OLG economies // Journal of Economic Dynamics and Control. – 2002. – № 26. – P. 2093–2113.

23. Lucas R.E. On the mechanics of economic development // Journal of Monetary Economics. – 1988. – № 22[1]. – P. 3–42.

24. Azariadis C., Drazen A. Threshold externalities in economic development // Quarterly Journal of Economics. – 1990. – № 105. – P. 501–526.

25. Sadahiro A., Shimasawa M. The computable overlapping generations model with endogenous growth mechanism // Economic Modelling. – 2002. – № 20. – P. 1–24.

26. Becker G.S. A theory of the allocation of time // Economic Journal. – 1965. – № 75. – P. 493–517.

27. King R.G., Plosser C.I., Rebelo S.T. Production, growth and business cycles: Technical appendix // Computational Economics. – 2002. – № 20. – P. 87–116.

Образование стало жизненно важным фактором в экономических показателях и социальном благосостоянии стран в современном мире. Высшее образование связано с экономикой и рассматривается как ключевой элемент механизма получения большего экономического вознаграждения и социальной мобильности в большинстве стран [1]. Поэтому опыт трансформации системы высшего образования очень важен для развития в социумах, пытающихся перенести свою традиционную экономику на более наукоемкую основу [2, с. 301–321]. В последние годы многие страны и регионы для поддержания своего научно-технического прогресса и инновационного развития стремились создать университеты мирового уровня [3, с. 259–277; 4, с. 473–493].

Как показывает практика, ведущие страны мира для своего экономического процветания все чаще эволюционируют в сторону экономики, базирующейся на знаниях, меньше полагаясь на традиционные ресурсы. Экономические стимулы, основанные на новых знаниях, активируют экономический рост, улучшают возможности трудоустройства, обеспечивают более высокую заработную плату, повышают конкурентоспособность страны в глобальной окружающей среде. Привлекательные экономические тенденции, преобладающие во многих развитых странах, сильно зависят от инвестиций в новые технологии, рабочую силу и высокотехнологичные отрасли.

Несмотря на то, что инновации признаны движущей силой экономического процветания, возможности для инновационного развития остаются относительно низкими в большинстве слаборазвитых стран. Для того, чтобы развивающиеся страны могли наращивать свой инновационный потенциал, необходимы существенные инвестиции в человеческий капитал, рабочую силу и инфраструктуру для высокотехнологичных отраслей. В целях укрепления конкурентоспособности и международной торговли требуется инициация научно-технического сотрудничества и сетей с развитыми странами.

Многими исследователями отмечается важность образования в процессе экономического роста, так как образование воспринимается как основной институциональный механизм производства, накопления и распространения человеческого капитала, и предполагается, что он производит и распространяет рыночные и нерыночные выгоды, внешние и побочные эффекты.

При этом инвестиции в образование обеспечивают широкий спектр и разнообразие социальных эффектов: улучшение экономической справедливости и сокращение масштабов нищеты; повышение межпоколенческой социальной мобильности; формирование интеллигенции, необходимой для полноценной современной либеральной демократии.

Другая группа исследователей данной проблемы поддерживает идею о том, что люди больше всего выигрывают от образования и поэтому сами должны увеличивать свою долю расходов, производя более высокую плату за обучение [7]. При этом необходимо найти баланс между предоставлением государством соответствующего уровня финансовой поддержки и признанием того, что многие из преимуществ высшего образования извлекаются в частном порядке в пользу отдельных лиц.

В научной литературе, посвященной исследованию феномена экономического роста, исследуются различные детерминанты в рамках эндогенных моделей роста [8, с. 198–200]. Международный опыт повышения качества высшего образования и оценка его влияния на благосостояние общества имеют большое значение для адаптации стратегии развития высшего образования к изменениям рынка труда [9, с. 441].

В работах Annabi и др. [10, с. 852–865; 11, с. 499–518] оценивается рост расходов на образование и благосостояние на основе модели OLG. Результаты эконометрических расчетов показывают, что расходы на высшее образование увеличивают накопление человеческого капитала и приводят к увеличению валового внутреннего продукта (ВВП). Эмпирические данные в значительной степени зависят от источников финансирования. Так постоянный рост расходов, финансируемых за счет подоходного налога, приводит к небольшому увеличению ВВП и снижает уровень благосостояния общества, в то время как сокращение других государственных расходов активирует экономический рост. Недостатком модели жизненного цикла [10, с. 852–865; 11, с. 499–518] является то, что она игнорирует влияние внешней среды на рост производительности труда. Данное ограничение может привести к недооценке потенциальных последствий проводимой государственной политики развития высшего образования.

Для правильной оценки влияния расходов на высшее образование может применяться модель OLG с эндогенным ростом, где политические инструменты оказывают влияние на экономический рост посредством накопления и передачи человеческого капитала. Последняя особенность представляет внешние эффекты человеческого капитала, которые не захватываются частными агентами и не поддерживают роль государственной политики в области образования. Модель включает в себя эндогенное распределение времени между обучением, работой и досугом. Из модели OLG с эндогенным ростом следует, что время обучения и инвестиции в образование улучшают формирование человеческого капитала и эффективное предложение рабочей силы. Анализ показывает, что расходы на высшее образование приводят к устойчивому росту производительности, когда учитываются экстерналии человеческого капитала.

Эмпирическая литература, исследующая влияние образования на рост, включает оценки, представленные в академических журналах, а также рабочие документы, такие как серия NBER, MPRA, EconLit, написанные на английском языке, оценивающие связь образования и роста.

С появлением новой теории роста инвестиции в образование и накопление человеческого капитала были признаны в качестве ключевых детерминант долгосрочного роста.

При этом человеческий капитал определяется как один из основных факторов экономического роста, играющий важную роль в технологическом прогрессе [12, c. 1636–1648]. Во многих исследованиях в целях количественной оценки вклада образования в экономический рост используется производственная функции Кобба – Дугласа, ряд других передовых эконометрических методов и моделей [13].

Однако на их основе часто получаются разные или даже противоречивые результаты. Например, Jalil and Idrees [13], использовали нелинейный двухступенчатый метод наименьшей квадратной инструментальной переменной (NLTSLS-IV) для оценки модели коррекции ошибок, и результаты обнаружили, что существует положительный эффект влияния образования на экономический рост в Пакистане. S.A. Solarin и Y.Y. Yen [14, с. 855–874] провели эмпирические исследования на основе панельных данных по 169 странам за период с 1996 по 2013 г. Вывод: независимо от того, развитые это или развивающиеся страны, результаты научных исследований оказывают положительное влияние на экономический рост. Кроме того, G. Hassan и A. Cooray [15] провели анализ гендерно-дезагрегированного эффекта влияния образования на экономический рост на основе данных по 18 азиатским странам в период с 1970 по 2009 г. Полученные данные свидетельствуют о том, что независимо от пола, их первичное, среднее и высшее образование оказывают положительное влияние на экономический рост. В исследованиях P.P. Saviotti и др. [16] на основе количественной модели утверждается, что образование может привести к компромиссу между неравенством доходов и темпами роста.

Следует отметить ряд исследований, в которых предлагаются различные аргументы дифференциации степени воздействия образования на экономический рост. Например, сравнивая влияние человеческого капитала 24 стран с разным уровнем экономического роста, P. Petrakis и D. Stamatakis [17, с. 513–521] отмечают, что влияние образования на экономический рост варьируется в зависимости от темпов регионального экономического роста.

N. Benos N. и S. Zotou [18] используют метод метарегрессионного анализа для исследования взаимосвязи между уровнем развития образования и экономическим ростом. Эмпирические результаты их исследований не дают однозначного обоснования взаимосвязи образования с экономическим ростом, поскольку разные образовательные стимулы приводят к различным эффектам экономического роста. В работе T.B. Vu и др. [19, с. 426–428] анализируется влияние профессионального образования и университетов на экономический рост с использованием групповых данных SGMM.

Рассмотрим более подробно модель J.Y. Ben-Porath [20, с. 352–365], в которой человеческий капитал является важнейшим фактором устойчивого роста. Для каждого поколения человеческий капитал hg,t определяется как совокупность знаний, воплощенных во всех индивидах, и развивается в соответствии со спецификацией, аналогичной спецификации, предложенной Y. Ben-Porath [20, c. 352–365] и используемой J.J. Heckman [21, с. 11–44]:

atah01.wmf

(1)

atah02.wmf

где – коэффициент амортизации человеческого капитала; γ – эластичность человеческого капитала относительно времени обучения (0


Развитие национального образования может иметь перспективу, если оно опирается на соответствующую отечественную финансовую базу. В передовых странах мира не менее 10 % ВНП выделяется на развитие системы образования. Эти расходы расцениваются как вложения в развитие человеческого капитала.

Образование определяется как ресурс – составляющая человеческого капитала и как система, в которой происходит его накопление. Этим обусловлен экономический и социологический подход к исследованию образования как фактора человеческого капитала. . Финансовые затраты на развитие образования являются как источником благосостояния страны, так и его следствием.

Ограниченность государственного финансирования образования приводит к снижению престижа умственного и творческого труда, понижению культурного и интеллектуального уровня нации, пагубно влияет не только на сферу интеллектуального труда, но и на социально-экономическое развитие страны. Необходимые для образования инвестиции обеспечивают развитие человеческого капитала в образовательной сфере. Они являются одним из важнейших источников экономического роста.

На материале обследования 192 стран мира установлено, что 16 % экономического роста в странах с переходной экономикой обусловлено физическим капиталом, 20 % – природным капиталом, a 64 % – человеческим и социальным капиталом. По расчетам известного американского теоретика Е. Денисона, инвестиции в человеческий капитал в том же образовании дают отдачу в 5–6 раз больше, чем инвестиции в материальное производство.

С другой стороны, установлено, что в развитых странах мира на протяжении ХХ в. накопление человеческого капитала за счет инвестиций образования в экономику опережало темпы наращивания физического капитала. См. работы Т. Шульц[160], Э. Денисон[161], Дж. Кендрик[162] и др., которые произвели количественную оценку вклада образования в экономический рост.

Таким образом, система государственной социальной политики направленной на сохранение и развитие человеческого капитала, должна учитывать особенности возраста человека и его трудовой вклад в экономику страны. По сути, социальная политика – это умело созданная и проводимая государством инвестиционная политика вообще и относительно образования человека в частности.

При этом средняя продолжительность активной человеческой жизни в таких странах, как США, Япония в среднем составляет 78–80 лет. Высокий уровень развития человеческого капитала в этих странах приносит реальные плоды.

Стимулирование притока национальных и иностранных инвестиций в сферу высоких технологий, науки, образования является важнейшей проблемой современности и ближайшего будущего нашей страны. Барьеры широкомасштабного привлечения иностранных инвестиций в человеческий капитал и в том числе в образование нашей страны вызваны рядом причин, в числе которых выделяются: несовершенное законодательство; финансовая нестабильность; отсталость инфраструктуры и внешняя задолженность; коррупция в отраслях, нуждающихся в инвестициях; нехватка высококвалифицированных кадров для презентации инвестиционных проектов – наиболее важный фактор.

Структура российской науки, обусловливающей становление и развитие образования, ее организационные формы остались почти неизменными, будучи приспособленными к прежней советской административно-командной системе. Структура науки не приспособлена к рыночной конкурентной среде и потому в целом не адекватна современным реалиям.

Перестройка системы образования в России направлена на создание эффективного взаимодействия системы образования и рынка труда. В частности, предполагается: введение профессионального обучения старшеклассников в школе; реконструирование сети учебных заведений начального и среднего профессионально-технического образования; переход на двухуровневую систему (бакалавриат и магистратуру) в высшей школе и т.д.

Концепция базируется на следующих принципах: обучение не должно ограничиваться во времени, оно продолжается всю жизнь; средством передачи знаний может быть не только формальная система образования, но и неформальная; необходимо создание условий для системного распространения знаний и образовательных ценностей с помощью средств массовой информации и неформальных форм учебной деятельности.

Следует отметить, что при этом основной акцент должен делаться не на усвоение обучаемыми фиксированного объема знаний, a на выработку у них умения учиться всю жизнь, на формирование профессиональной компетентности; на подготовку к трудовой деятельности, к самообразованию; на обучение поиску, отбору, анализу и обработке необходимой информации.

Предполагается совмещение обучения с трудовой деятельностью, использование ЭВМ и информационных систем, которые призваны коренным образом изменить традиционные формы обучения.

Государственные расходы на образование
в Российской федерации, 2001–2014 годы (в миллиардах рублей)[169]

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Эффективность инвестиций в образование. Презентация на заданную тему содержит 15 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Экономическая сущность инвестиций в образование Экономическая сущность инвестиций в образование Проблемы повышения инвестиционной привлекательности школьного образования Об образовательном мониторинге средней школы в рамках проекта КОЭРСО

Богатство и экономическая мощь любого государства в первую очередь определяется наличием здорового, образованного, качественного человеческого капитала. Богатство и экономическая мощь любого государства в первую очередь определяется наличием здорового, образованного, качественного человеческого капитала. В связи с этим в последнее время значительное внимание стало уделяться изучению человеческого капитала как первостепенного рычага экономического роста. Все виды вложений в человека, связанные со значительными затратами, которые носят целесообразный характер, способствующие росту производительности труда и производства, а также содействующие повышению дохода человека, мы можем рассматривать как инвестиции в человеческий капитал. Обычно к инвестициям в человеческий капитал относят: расходы по поддержанию здоровья, на получение образования, затраты, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, поиск информации о ценах и заработках, миграцией, рождением и воспитанием детей.

Основной фактор, учитывающий эффективность инвестиций в образовательный сектор на макроэкономическом уровне - это приращение валового национального продукта Основной фактор, учитывающий эффективность инвестиций в образовательный сектор на макроэкономическом уровне - это приращение валового национального продукта На уровне индивида – возможность получения большего дохода в виде заработной платы.

ROІ=[ΔBHП-ΣΖi*K]/ ΣΖi *K, где ROІ=[ΔBHП-ΣΖi*K]/ ΣΖi *K, где ΔВНП – приращение валового национального продукта за период; ΣΖi – сумма затрат на образование, здоровье (медицинское обслуживание) за период обучения трудоспособного населения; К – это ставка дисконтирования, учитывающая инфляцию за рассчитываемый период, для сопоставления показателей

Единство и взаимное подтверждение причинно-следственных результатов работы образовательного учреждения и определение показателя ROI для региона может дать комплексную социально-экономическую оценку системы образования. Единство и взаимное подтверждение причинно-следственных результатов работы образовательного учреждения и определение показателя ROI для региона может дать комплексную социально-экономическую оценку системы образования.

Необходимо, чтобы инвестор наглядно видел, какой результат он получит от своих вложений. Необходимо, чтобы инвестор наглядно видел, какой результат он получит от своих вложений. Безусловно, инвестор будет вкладывать в качественное образование. Самостоятельно оценить качество образования потребитель не может в силу самой природы любого вида услуг: качество оказанной услуги распознается потребителем уже после ее получения последним. Проект КОЭРСО отчасти решает эту проблему с помощью образовательного мониторинга

Как оценить РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ? Как оценить РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ? На выходе из средней школы ученик должен уметь применять полученные знания на практике, уметь продуцировать самостоятельно новые знания, возможно обладать некоторой предпринимательской активностью. Школьные программы в целом должны формировать у учащихся данные компетенции. Процесс формирования компетенций в ходе учебного процесса долен быть отражен в школьных программах.

Субъект, проводящий мониторинг, не должен быть никоим образом заинтересован в результатах данного исследования. Поэтому при исследовании результативности системы образования должны использоваться методы выборочного исследования на основе составления случайной выборки, широко используемой в маркетинговых и социологических исследованиях, независимыми исследовательскими конторами. Субъект, проводящий мониторинг, не должен быть никоим образом заинтересован в результатах данного исследования. Поэтому при исследовании результативности системы образования должны использоваться методы выборочного исследования на основе составления случайной выборки, широко используемой в маркетинговых и социологических исследованиях, независимыми исследовательскими конторами. Это скорее вопрос юридическо-правового статуса субъекта, проводящего образовательный мониторинг

КОЭРСО: это сложная программа, учитывающая множество показателей, которые измеряются в различных единицах, представляющая собой целостную систему. Поэтому составлять данную систему должны специалисты в области экономической статистики и экономико-математического моделирования КОЭРСО: это сложная программа, учитывающая множество показателей, которые измеряются в различных единицах, представляющая собой целостную систему. Поэтому составлять данную систему должны специалисты в области экономической статистики и экономико-математического моделирования


ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Устойчивое развитие и переход к инновационной экономике должны сопровождаться значительными инвестициями в человеческий капитал для преодоления его низкой конкурентоспособности.

Конкуренция экономик разных стран в современных условиях глобализации, информатизации, перехода к экономике значений сводится к конкуренции в области науки и новых технологий и, как следствие, к конкуренции в области подготовки и организации использования квалифицированного персонала. Поэтому проблемы, связанные с развитием и функционированием сферы образовательных услуг, рассматриваются как проблемы отрасли национальной экономики.

Основными элементами управления стратегическим развитием сферы образовательных услуг является создание организационно-экономического механизма активизации инвестиционной деятельности данной отрасли социального сектора национальной экономики России. Главной целью инвестирования сферы образовательных услуг должна быть инновационно-технологическая модернизация потенциала высшего образования. Реализация данной цели возможна лишь при эффективном использовании многокального финансирования при условии сосредоточения ресурсов на реализации наиболее значимых задач для развития и функционирования национальной образовательной системы.

Рост инвестиционной привлекательности сферы образования рассматривается сегодня в качестве приоритетных направлений развития в образовательной системы РФ, что позволит обеспечить развитие ресурсной базы, внедрение новых технологий в образовательный процесс, решить проблему дефицита квалифицированных кадров в системе образования и повысить ее управленческий потенциал.

Между тем длительное недоинвестирование в сферу образования чревато крайне опасными для страны последствиями, поскольку подрываются глубинные факторы развития человеческого потенциала, ключевого источника современного экономического роста, повышения конкурентоспособности в глобальном мире, социального прогресса и стабильности. Важность инвестирования в интеллектуальный потенциал общества признана во всех развитых странах. Одним из главных компонентов государственной политики в сфере образования развитых стран выступает подход к финансированию как к кумулятивному процессу, который требует стабильного ресурсного обеспечения, поскольку негативные последствия недофинансирования на одном этапе невозможно компенсировать даже резким увеличением ассигнований впоследствии.

Бизнес-сообщество демонстрирует готовность сотрудничества с системой образования в вопросах трудоустройства выпускникова, разработки професиональных стандартов. Государство должно поддерживать частные инициативы, применяя в то же время систему мер контроля и надзора в целях предупреждения и своевременного устранения возможных злоупотреблений и неблагоприятных социальных последствий.

Целесообразно создание максимально благоприятных условий для частной благотворительности. О крупном эффекте разных форм благотворительности для развития образовательных услуг убедительно свидетельствует опыт зарубежных стран, где благо-

творительный сектор занимает наряду с общественным и частным видное место в удовлетворении социальных потребностей населения и инвестиционных нужд.

Партнерские отношения государства и частного сектора (ПГЧС) имеют разнообразные формы и виды, однако мировой опыт свидетельствует, что наибольшее распространение в сфере образования получила такая форма ПГЧС, как контракты. В различных странах мира на практике применяются следующие виды контрактов в сфере образования:

Контракты, на основе которых управление государственных школ передается частным провайдерам.

Контракты, предусматривающие прием в учреждения образования лиц, чье обучение финансируется государством на основе государственных обязательств.Такие обязательства в виде купонов и сертификатов(ваучеров) передаются непосредственным потребителям образовательных услуг.

Контракты на предоставление вспомогательных услуг, таких как уборка помещений, организация питания в образовательных учреждениях.

Контракты на оказание профессиональных услуг - составление учебных программ и курсов, тестов.

Помимо контрактных отношений, партнерство государства и частного сектора реализуется в сфере образования и в форме концессий, которые предусматривают передачу строительства школьных зданий частным фирмам.

Существенным источником финансирования инвестиций в сфере образования во всем мире является донорское финансирование. Одной из его форм является привлечение пожертвований и благотворительных взносов компаний и частных лиц.

Еще одной формой донорского финансирования, является формирование целевого капитала. По своей сути целевой капитал - это долговременная форма поддержки,, предоставление в да некоммерческой организации определенной суммы денежных средств или имущества при условии последующего инвестирования этих средств. основная сумма капитала, как правило, не используется, а доходыы от инвестирования направляются на реальзацию приоритетных программ образовательного учреждения либо для поддержания основной деятельности.Наличие целевого капитала позволяет решить следующие основные задачи :

приобрести независимость от разовых пожертвований и добровольных поступлений

обеспечить финансовую стабильность посредством получения гарантированного дохода

создать возможность для формирования долговременного источника финансирования основных направлений деятельности образовательного учреждения

Я полагаю, что инвестирование в сфере образования должно выполняться в формате инвестиционного проекта, отвечающего современным подходам к проектной деятельности. В рыночной экономике под проектно-ориентированным управлением понимают управленческий подход, при котором отдельно взятые задачи, решаемые в рамках деятельности организации, рассматриваются как отдельные проекты, к которым применяются принципы и методы управления проектами. Именно возможности проектного управления для реализации инвестиционных проектов в рассматриваемой сфере позволят, на мой взгляд, существенно повысить эффективность использования инвестиционных ресурсов

Список Литературы

Катькало В. С. Высшая школа менеджмента : предыстория, концепция, этапы развития. №1 С. 16-26.

Key words: investments, macroeconomic investments, advanced capital, investment activity, investment climate, investment processes, innovative mechanism, economic value of education.

Инвестиционная деятельность в той или иной степени присуща любому образовательному учреждению, имеет исключительно важное значение, поскольку создает основы стабильного развития экономики в целом, отдельных ее отраслей, хозяйствующих субъектов. Для российских образовательных учреждений основным источником инвестиций являются собственная прибыль. Таким образом, инвестиции - это совокупность всех видов активов, вкладываемых в различные сферы предпринимательской деятельности образовательного учреждения с целью получения прибыли (дохода) или достижения иного положительного эффекта.

Исследование инвестиционных процессов в образовании как комплексной системы обусловлено волнообразным расширением и проникновением их во все сферы экономики в целях обеспечения реструктуризации индустриальных основ ее функционирования, оживления и экономического подъема. Если непрерывно и эффективно функционирующие инвестиционные процессы становятся приоритетными в государственной политике, то они способны обеспечить стране конкурентные преимущества в меняющемся миропорядке. Для отечественной экономики в настоящее время существует проблема эффективного оборота научно-технической продукции и услуг, создания и промышленного освоения новых технологий. Соответственно проблемы инвестиционных и инновационных процессов рассматриваются как самостоятельные явления, их взаимосвязи почти не анализируются.

Главным условием успешного проведения инвестиционной политики на каждом ее этапе становится состояние отечественной экономики, во многом определяющие инвестиционный климат в стране, больших возможностей для инвестиционной деятельности образовательных учреждений пока не существует.

Принятие инвестиционного решения невозможно без учета следующих факторов: вид инвестиции, стоимость инвестиционного проекта, множественность доступных проектов, ограниченность финансовых ресурсов доступных для инвестирования, риск, связанный с принятием того или иного решения.

В современных условиях особую значимость приобретает наличие инновационного механизма управления имеющимися ресурсами любого предприятия, в том числе любого полифункционального образовательного комплекса, для получения собственной прибыли и формирования инвестиционной политики. Кроме того, инвестиционный фонд для инновационной деятельности может пополняться безвозмездными вложениями в натуральной форме или в виде спонсорской финансовой помощи.

Исходя из этого, можно предположить, что инновации первичны, а инвестиции вторичны. Взаимосвязь между этими понятиями определяются характером инновационно-инвестиционной деятельности. В свою очередь, очевидно, что между ресурсным потенциалом образовательного учреждения и характером инновационно-инвестиционной деятельностью существует взаимосвязь, обусловленная различными отраслевыми особенностями, например, [1]:

- инновационная деятельность генерирует формирование фонда развития предприятия, который наряду с прибылью является дополнительным источником;

- инвестиции в отрасли используются в двух направлениях: на капитальные вложения в виде строительство объектов дальнейшего развития материально-технической базы и на пополнение оборотных средств, вкладываемых в увеличение ресурсной базы.

Ресурсный потенциал как элемент инновационно-инвестиционной деятельности образовательного учреждения представляет собой его возможность мобилизовать в необходимом количестве ресурсы для обеспечения эффективной текущей деятельности и дальнейшего стратегического развития.

Инвестиции в образование, интеллектуализация труда и мобильность ресурсов в значимой степени определяют экономический рост финансовых ресурсов образовательного учреждения. Инвестиции направлены на ускорение трансформации экономической системы в целом и являются основной движущейся силой поступательного развития.

Экономическую отдачу от инвестиций в образование можно рассматривать как дополнительный доход, получаемый в последующем. С позиции государства поддержка образовательных учреждений – это инвестирование средств общества в человеческий капитал. Методическая трудность оценки эффективности этих инвестиций состоит в нечетком определении и широком разнообразии результата деятельности инженерно-технического персонала, существенной задержкой между вложением средств и появлением результата [3]. Это легко понять, если исходить из того, что заработная плата имеет своего рода слоистую структуру, где каждый слой связан с определенным уровнем образования. Тот пласт заработков, который соответствует данному уровню образования, и есть денежный доход от него. В этом случае экономический эффект от высшего образования равен разнице пожизненных заработков двух лиц: получившего среднее образование и закончившего колледж. Образование начинает рассматриваться индивидуумом как инвестиционный ресурс только после достижения определенного уровня образования, то есть общее образование – базовый уровень, а последнее – это уже инвестиционный ресурс.

Наиболее точная мера экономической ценности образования – чистая приведенная стоимость ( net present value ). В этом случае экономическая ценность образования определяется как разность между приведенным дополнительным заработком от образования и приведенными затратами на образование. Такой подход дает возможность сопоставлять отдачу от образования разного уровня.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод - для образовательной политики, норма отдачи от высшего образования ниже, чем от общего среднего, то есть вложения в общее образование с точки зрения инвестиционной целесообразности предпочтительнее.

Рассматривая инвестиции и инвестиционную политику в контексте их воздействия на состояние отечественных предприятий (в том числе и образования), следует отметить, что в современных условиях значительная роль должна отводиться государству, которое способно обеспечить благоприятный климат для поддержки отечественного производства [4]. Не вполне верная образовательная политика приводит к негативным экономическим последствиям для образования.

Неэффективность государственного бюджетного финансирования красноречиво доказана опытом предшествующих лет: деньги идут не туда, где дают наибольший эффект, а туда, где сильнее лоббисты и податливее чиновники министерств. Следовательно, эффективность экономики образования во многом зависит от способности создать условия, при которых финансовые средства населения, будут переходить из разряда сбережений в разряд долгосрочных инвестиций и давать наибольшую прибыль.

Принятие решений инвестиционного характера, как и другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализованных методов. В отечественной и зарубежной практике известен целый ряд формализованных методов, расчеты, с помощью которых могут служить основой для принятия решений в области образования инвестиционной политики. Какого-то универсального метода, пригодного для всех случаев жизни, не существует. Вероятно, управление инвестиционными проектами в образовании все же в большей степени является искусством, чем наукой. Тем не менее, имея некоторые оценки, полученные формализованными методами, пусть даже в известной степени условные, легче принимать окончательные решения.

Инвестиционная деятельность всегда осуществляется в условиях неопределенности, степень которой может значительно варьировать. Так, в момент ввода новой специальности, или открытия дополнительного филиала в образовательном учреждении никогда нельзя точно предсказать экономический эффект этой операции. Поэтому нередко решения принимаются на интуитивной основе.

На современном этапе под социально-экономическими факторами развития инвестиционной деятельности в профессиональном образовании понимаются обстоятельства, оказывающие существенное влияние на развитие инвестиционной деятельности профессионального образования в системе экономических отношений с участниками инвестиционного рынка, с организациями инфраструктуры рынка. Социально-экономические факторы развития инвестиционной образовательной деятельности условно можно разделить на общие и особенные.

Общие социально-экономические факторы – это факторы, определяющие общую инвестиционную активность в стране и влияющие на любой субъект инвестиционной деятельности на инвестиционном рынке. К ним относятся: политическая ситуация, степень интеграции страны в мировое экономическое пространство, учетная ставка банка, нормативно-правовая база, темпы инфляции и прочее.

Особенные социально-экономические факторы относятся к условиям и возможностям осуществления конкретной инвестиционной деятельности, при которых могут рассматриваться развитие лизинговых отношений.

Основные преимущества лизинга сводятся к тому, что образовательные учреждения получают возможность задействовать объемы инвестиций, недоступные для его собственного накопления, выходить на рынок современных технологий. Поскольку инвестиционная деятельность в области профессионального образования неразрывно связана с предпосылками роста инвестиций и инвестиционным климатом в стране, а государству необходимо активно стимулировать инвестиции в реальный сектор экономики, необходимость привлечения инвестиций в образовательные учреждения через лизинг является наиболее мобильным субъектом инвестиционной деятельности на инвестиционном рынке.

Во-первых , это следует из того, что профессиональное образование способно быстро приспосабливаться к изменениям потребительского спроса.

Во-вторых , чутко реагировать на нововведения.

В-третьих , способно качественно готовить новые высококвалифицированные кадры и быстро, с учетом конъюнктуры рынка, само предстает как субъект рыночных отношений, активно содействуя их развитию с количественной и качественной стороны.

В условиях современной экономики России эффективность инвестиционной деятельности образовательной системы возможна в результате сочетания рыночного механизма и поддержки профессионального образования со стороны государства, региональных органов власти, органов местного самоуправления. Социально-экономические факторы развития инвестиционной деятельности профессионального образования согласуются с опытом развитых стран и при более полном их использовании окажут позитивное влияние на современную экономику в России, на ее общее социально-экономическое развитие. Как свидетельствует мировой опыт, необходимость развития инвестиционной деятельности профессионального образования обусловлена повышением его роли в решении многих научно-технических и социально-экономических задач, что становится особенно актуальным для современной экономики России.

В настоящее время резервы инвестиционного комплекса и объемы собственных средств образовательных учреждений не в состоянии обеспечить ввод и эксплуатацию прогрессивных фондов и высоких научных технологий в реальном секторе экономики. Тем не менее, научно-инновационная модернизация профессионального образования необходима.

И так, можно предложить следующие факторы стимулирования инвестиционных процессов в условиях существенных мировых трансформаций, связанные с изменением роли государства в регулировании инвестиционных процессов и с формированием нового типа образовательного комплекса, ориентированного на качественно новый экономический рост образовательного процесса, которые будут оказывать позитивное влияние на инвестиционную привлекательность российского рынка:

- трудовые ресурсы и их квалификация;

- масштабность инвестиционных возможностей;

- демократическая политическая система;

- статус России как связующего звена между западными и восточными рынками.

В заключении отметим, что высокий уровень инвестиционной активности образовательного учреждения является одним из необходимых факторов его устойчивого функционирования, а деятельность по созданию привлекательных условий для инвесторов является приоритетной задачей образовательных учреждений.

1. Ахмадуллин Э.Р. Система инновационного управления на предприятиях потребительской кооперации: Сб. тр. молодых ученых Академии наук РТ. – Казань: Изд-во АНТР, 2003. С. 12-28.

2. Михнева С.Г. Интеллектуализация экономики: инновационное производство и человеческий капитал // Инновация. 2003. №1 (58). С. 49-60.

3. Чеснокова М.А. Инвестиции как фактор устойчивого развития предприятий промышленного комплекса. Дис…канд. экон. наук. – М., 2003. 236 с.

4. Типенко Н.Г. Экономика образования и образовательная политика //Общественные науки и современность. – 2003. №4. С.29-36.

Читайте также: