Доклад психолога на методическом объединении

Обновлено: 25.06.2024

Методическое объединение педагогов-психологов создаёт возможность взаимодействия психологов в профессиональной деятельности, повышает качество предоставления социально-психологических услуг, выявляет основные проблемы, определяет причины их возникновения и выбор способов решения. Организовывает и проводит опытно-экспериментальную работу;

осуществляет профессиональную поддержку начинающим психологам.

Деятельность руководителя методическим объединением психологов ДОУ я начала в 2012 году. В то время я испытывала острый дефицит профессионального общения и знаний по разным направлениям деятельности психолога ДОУ. Я знала свою работу, старалась её выполнять качественно, но знала, что в других детских садах идёт совсем другая жизнь, и мне было очень интересно: а как происходит всё это у других?

Приглашая на первые встречи, мне приходилось лично звонить психологам, а иногда и руководителям ДОУ, чтобы их освободили от работы на группе. Создав группу в Wots ap, приглашать, стало легче, к тому же, это дало возможность непосредственного общения, обсуждения тем встречи и форм проведения методических объединений.

Мои встречи часто сопровождаются дискуссиями, активными обсуждениями прослушанного материала, иногда приглашаем для выступлений других специалистов детских садов, воспитателей, учителей начальной школы, родителей, используем видеоматериалы своих занятий.

С целью лучше узнать друг друга, познакомиться с работой других дошкольных учреждений, встречи иногда провожу в разных детских садах. Это даёт возможность повысить статус педагога-психолога, увидеть индивидуальность каждого учреждения (так как нам проводят экскурсию, познакомиться с обустройством кабинета педагога-психолога, сенсорной комнаты, возможностями использования различных помещений ДОУ как развивающей среды.

Постепенно количество посещающих методические объединения увеличилось до 40-50 человек, стали приезжать психологи из детских садов п. Хор, Ильинка, Сосновка. Правда, посещение психологов поселковых детских садов бывает очень редким, но важно то, что о нас знают и хотят быть вместе с нами.

Следующая проблема была связана с недостатком кадров в дошкольных учреждениях. Психологов постоянно ставили (иногда и сейчас такое происходит) работать на группу в качестве воспитателя. Иногда я звонила и просила лично руководителя детского сада, а иногда просила о помощи специалиста ЦРО.

Больше всего сожалений вызывает у меня, когда педагог-психолог уходит. Так иногда случается: психолог ведёт активную профессиональную деятельность, участвует в городских мероприятиях, пользуется уважением в сообществе педагогов-психологов, но в условиях постоянного использования его как воспитателя или частых конфликтных ситуаций с руководителем - вынужден, не желая этого, менять свою профессиональную деятельность.

Важным и давно необходимым документом стал ФГОС, в котором чётко определены направления деятельности психолога в ОУ, но вместе с тем появились и новые вопросы.

В данный момент перед нами стоят следующие задачи:

1. Разработка единой документации

2. Преемственность между дошкольными и школьными психологами

3. Работа с детьми с ОВЗ (получение дополнительного образования или внесение в штатное расписание дополнительной единицы – дефектолога)

Для решения этих и некоторых других задач созданы 3 творческие группы:

Все группы ведут работу по своей теме, охватывая вопросы, которые не входят в план методических объединений, или тема общей встречи вызвала дополнительные вопросы или большой интерес, и я прошу руководителей творческих групп рассмотреть их на своих заседаниях.

Методическое сопровождение педагогов ДОУ в транслировании опыта работы Видео В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня.

Методическое сопровождение педагогов по организации образовательной деятельности в ДОУ Аннотация: В статье рассматривается вопрос о повышении уровня педагогической компетентности с позиции развития личностно-профессиональной.

Воспитание – это создание системы условий, в которых происходит развитие личности. В процессе воспитания происходит личностный рост. Это особенность человека сопровождает его всегда, прежде всего в период взросления. Один из аспектов взросления - социально-психологическая адаптация детей и подростков, которая включает в себя, прежде всего, предупреждение детской и подростковой преступности: наркомания, алкоголизма, детского суицида и др.

Сегодня для многих детей школа остается единственным местом, где хоть кому – то есть дело до ребенка и его проблем. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу, как на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать себя победителем.

Об этом говорит известный американский педагог Уильям Глассер ещё 1991 году.

Никто не снимает со школы функции подготовки детей к взрослой жизни.

Вместе с тем работа школы по социально-психологической адаптации детей, а тем более направленная работа по развитию личности сегодня практически мало методически обеспечена.

  • Хулиганские, хамские выходки;
  • Неадекватное, инфантильное, недостойное поведение;
  • Потеря интереса к учебе;
  • Страх отвечать у доски;
  • Неверие в себя;
  • Независимое и неуверенное поведение изгоя и тому подобное.

Здесь можно выделить три разных подхода:

Третий подход позволяет действовать раку об руку с учениками, родителями и коллегами, объединяясь не для разработки планов наказания, а для реализации плана развития личности каждого ученика.

Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителями дисциплины необходимо:

  • Распознавать истинные мотивы поступка;
  • В соответствии с ним выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку;
  • Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных поступков у этого ученика в будущем.

Когда учитель взаимодействует с учеником – правильным считается такое общение, в результате которого ученик и учитель не теряет внутренней свободы. Свободная личность - это ответственная личность. Партнерские отношения с учениками избавляет учителя от необходимости оправдываться в последствии. Они с самого начала строятся на двух воспитывающих личность правилах:

  1. Ученик всегда выбирает поведение, а учитель помогает сделать выбор осознанным;
  2. Свобода выбора это готовность самому отвечать за его последствие.

Познакомимся с тремя основными законами, которым подчинено поведение учеников:

  • Ученик выбирает определенное поведение в определенных обстоятельствах;
  • Любое поведение учеников подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни;
  • Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за эти нарушением стоит одна из четырех целей:
  1. Привлечение внимания;
  2. Власть;
  3. Месть;
  4. Избегание неудачи.

У каждого ребенка за проступком стоит уникальная комбинация причин и целей. Поэтому важен индивидуальный подход к каждому конкретному ребенку.

Практический инструмент индивидуализации подхода – составление так называемого Школьного плана действий (ШПД). Это план изменения ребенка через описание взаимодействий с ним.

ШПД – это индивидуальная программа построении взаимоотношений с конкретным учеником, фактически – это оптимальная стратегия и тактика общения с ним.

При этом он решает последовательно пять задач, пять шагов:

Шаг 1. Объективное описание поведения ребенка.

Шаг 4. Разработка стратегии и тактики поддержки ученика для повышения его самоуважения.

Шаг 5. Включение родителей и коллег – педагогов в реализацию конкретного ШПД.

Рассмотрим подробнее содержание каждого шага.

Шаг №1. Объективное описание поведения ребенка.

Это означает умение:

Нарушая дисциплину, ученик может не осознавать, что за этими нарушениями стоит одна из четырех целей:

  • Привлечение внимания;
  • Власть;
  • Месть;
  • Избегание неудачи.

Месть – для некоторых учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут как учителю, так и кому –то из ребят, или всему миру.

Знать истинный мотив поведения ребенка учителю нужно не только для построения своей реакции, но и для понимания реакции ученика на то или иное педагогическое воздействие.

Педагогическое воздействие преследует две цели – остановить неприемлемое поведение в тот момент, когда оно имеет место, и повлиять на выбор учеником более приемлемого поведения в будущем. Педагогическое воздействие должно быть неминуемым, обязательным, неизбежным. Это означает, что учитель выдавать подходящую реакцию каждый раз, когда ученик совершает проступок.

Шаг 4. Разработка стратегии и тактики поддержки ученика для повышения его самоуважения.

Самоуважение школьника формируется, когда он:

  • Ощущает свою самостоятельность в учебной деятельности или хотя бы не ощущает интеллектуальной несостоятельности;
  • Стоит и поддерживает приемлемые отношения с учителем и одноклассниками или имеет хотя бы какие-то отношения, пусть уродливые;
  • Вносит свой особый вклад в жизнь класса и школы.

Стратегия повышения самоуважения строится на принципах замещения неприемлемых способов участия в школьной жизни более приемлемым. Поддерживающая, формирующая самоуважение ученика стратегия, не требующая специального времени.

Когда отношение педагога к ученику становится позитивным, меняется и отношение ученика к учителю.

Шаг № 5. Включение родителей и коллег – педагогов в реализацию конкретного ШПД.

Разработка ШПД для построение конструктивных взаимоотношений с тем или иным учеником не только решает проблемы дисциплины, но так же является темой для общения с коллегами и родителями. Если родители понимаю ваши проблемы или даже разделяют их, если они готовы к психологической работе с собой, то под вашим руководством они могут разработать свой домашний план действий и тем самым не только помогут вам, но и решат собственные воспитательные проблемы.

Работа по составлению и реализации Школьного плана действий приводит к выигрышу всех участников учебно-воспитательного процесса.

Во-вторых , выигрывают ученики. Когда уроки превращаются в выяснение отношений, это не способствует ни умственному, ни личностному развитию. Ученики страдают не меньше учителей, вред себе наносят этим и инициаторы срывов уроков. Все дети, пришедшие учиться, нуждаются в творческой, мирной и дружелюбной обстановке, без этого трудно рассчитывать на хорошую успеваемость.

В-третьих , становится спокойнее родители. Они довольны тем, что воспитание ребенка ведется компетентно и по определенному плану.

Довольна и администрация школы. Для неё письменный ШПД – это документ, с помощью которого можно контролировать и оценивать стратегию и эффективность работы учителя с трудными учениками, а так же определять, когда учителю нужно помочь более опытного коллеги.

Понимания мотивов плохого поведения.

  • С раннего детства ребенок получает больше внимания, когда он плохо ведет себя;
  • Никто не учит ребенка, как попросить внимания в приемлемой манере.
  • Чем меньше внимания дома- тем больше вероятность такого поведения.

Принципы профилактики демонстративного поведения.

  • Больше внимания уделять хорошему поведению;
  • Учить учеников просить внимания, когда они в этом очень нуждаются.

Властолюбивые ученики постоянно задевают учителя, бросают ему вызов. С помощью слов и действий они как атакую нас. Они могут применять различные тактики: делать все очень медленно, сдавать незаконченные работы, не уметь в то время, когда остальные не работают. Иногда – бормочет ругательства, когда их о чем-то просят, жуют жвачку. Они не действуют без зрителей.

Принципы профилактики властолюбивого поведения.

  1. Уход от конфронтации и снижение напряженности;
  2. Передача ученику части своей организаторской власти;

Учеников, поведение которых продиктовано местью, обычно симпатичными не назовешь. Они выглядят злыми, угрюмыми, даже когда бездействуют. Это самый тяжелый для воспитания.

Месть ученика не всегда начинается с явной обиды, нанесенной учителем намеренно. Она может быть спровоцирована совершенно случайно.

Принципы профилактики мстительного поведения .

  • Строить отношение со всеми учениками по принципу заботы о них;
  • Учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами;

Ученики, строящие свое поведение по принципу избегания неудач, не задевают нас, и не вносят хаос в деятельности класса. Они стараются быть незаметными, не нарушать школьные правила и требования. Проблема в том, что они редко взаимодействуют с учителем и одноклассниками. Они остаются в изоляции в классном коллективе.

Выбор техники экстренного педагогического вмешательства.

Мы ошибаемся, когда:

Некоторые из этих форм поведения могут остановить проступок на короткое время. Но отрицательный эффект от такого поведения приносит куда больше неприятностей, чем сама его причина.

Меры экстренного педагогического воздействия при поведении, направленного на привлечение внимания.

  1. Минимизация внимания
  2. Разрешающее поведение
  3. Неожиданное поведение
  4. Отвлечение внимания ученика
  5. Поощрение хорошего поведения
  6. Пересаживания учеников

Меры экстренного педагогического вмешательства при властном или мстительном поведении.

  1. Ищите изящный уход
  2. Используйте удаление (в пред. Класса)
  3. Устанавливайте санкции

Меры экстренного педагогического воздействия при поведении, направленного на избегание неудачи.

Разработка стратегии поддержки учеников.

Как помочь ученикам чувствовать свою интеллектуальную состоятельность.

Как помочь ученикам установить нормальные отношения с учителем и почувствовать свою коммуникативную состоятельность.

  1. Принятие
  2. Принимать того, кто делает, а не то, что сделано
  3. Принимать личностные особенности ученика
  4. Дарить позитивное внимание
  5. Приветствие (индив-не)
  6. Выслушивать учеников
  7. Учить учеников просить внимания
  8. Уважение (признание)
  9. Теплые чувства
  10. Теплые прикосновения

Включение родителей и коллег - педагогом в реализацию ШПД.

Ваша работа будет во много раз эффективнее. Если привлечь родителей.

Когда родители и учителя – самые значимые для ребенка взрослые – объединяют свои усилия, ставят общие цели и используют партнерские стратегии, результат появляется на много быстрее.

  1. Выпуск газет для родителей
  2. Родительские собрания
  3. Библиотека для родителей
  4. Организация родительского клуба
  5. Родительско – учительская конференция

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Эмоциональное выгорание педагогов. Выступление педагога-психолога.

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете.

Программа "Психология публичного выступления"

Программа предназначена для школьного научного общества.



Материал для выступления на МО, педсовете. "Роль педагога в воспитании личности ребёнка. Советы психолога по работе с учениками."

Процесс воспитания намного сложнее и труднее, чем обучение, т.к. требует от педагога более тонкого подхода к ребенку. Воспитание – это процесс постоянного творчества: учитель свои знания и опыт примен.


Духовно-нравственное воспитание школьников (выступление педагога-психолога на педагогическом совете школы)

Выступление педагога-психолога школы на Песовете на тему: "Духовно-нравственное влспиатение школьников".

Выступление на РМО психологов "Развитие критического мышления на уроке"

Материал предназначен для преподавателей.


Традиционно взаимодействие психолога и педагогов проходит в основном в вербальной форме: один говорит, другие слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках образовательного процесса позв.

До последнего десятилетия практика оказания психолого-педагогической помощи детям, имеющим проблемы в развитии, не отвечала в полной мере потребностям семьи и не обеспечивала комплексной помощи, так как сосредотачивала свое внимание, в основном, на детях старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

В настоящее время серьезной проблемой является отсутствие у родителей знаний о способах коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих те или иные проблемы в развитии. Поэтому в последнее время очень много внимания уделяется такому направлению коррекционно-педагогического процесса, как ранняя психолого-педагогическая помощь детям с особенностями в развитии .

Во многом это обусловлено следующими факторами:

ранним выявлением проблемных детей и ранним началом коррекционной работы с ними;

появлением различных новых форм организации коррекционно-педагогического процесса,

активностью самих родителей, желающих понять проблемы развития своих детей и помочь им адаптироваться в окружающем мире .

Особую актуальность данная задача приобретает в настоящее время, когда наблюдается интенсивный приток в детские сады детей раннего возраста. Недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в раннем возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Чем раньше начата активная работа по стимуляции развития ребенка, тем выше обучающий эффект. Нужно помнить, что работа не даст полноценных результатов, если не будут созданы все условия для привлечения родителей к участию в коррекционно-педагогический процесс. Успешный результат работы будет зависеть и от правильно построенных отношений между педагогом и родителями. Именно родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса.

Побудительными причинами необходимости создания ранней помощи

детям и семьям, стали следующие факторы:

- рост числа детей, имеющих нарушения развития;

- рост числа социального неблагополучия семей (семей с одним родителем,

семьям с крайне низким уровнем дохода, не обеспеченных жильем и т.д.).

педагогической, диагностической и консультативной помощи, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры, родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования (далее – консультационные центры). Так же в 2016 году была разработана и утверждена Конепция развития ранней помощи в РФ в период до 2020гг.

К вариативным формам ранней помощи при ДОУ для детей с 2 месяцев (при наличие условий) до 7 лет относят:

группа кратковременного пребывания;

центр игровой поддержки ребенка;

служба ранней помощи;

семейный детский сад (группа);

Группа кратковременного пребывания (ГКП) – форма организации дошкольного образования в режиме неполного дня (до 5 часов). Такая группа создается для детей раннего и дошкольного возраста для обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения.

Кроме того, группа нацелена на оказание консультативно-методической поддержки родителям в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и форми- ровании предпосылок учебной деятельности.

Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) – организационная форма предоставления дошкольного образования, психолого-педагогической помощи детям в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в режиме кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях. При организации работы используются современные методы игровой деятельности.

Консультативные Центры создаются для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, в том числе не посещающих детские сады. Они призваны обеспечить единство и преемственность семейного и общественного воспитания, необходимы для оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в поддержке всестороннего развития личности ребенка.

Служба сопровождения семьи ребенка раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения организуется для создания оптимальных условий психического и социального развития ребенка раннего возраста. Такая работа с ребенком помогает стимулировать развитие его потенциальных возможностей путем взаимодействия ребенка с родителями и окружающим миром.

Лекотека создается для обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого- педагогической помощи родителям.

Заказчиком консультативной помощи может быть как родитель, так и организация дошкольного образования.

С ноября 2016г. на базе нашего детского сада дейтвует Служба ранней помощи в форме Консультативного Центра.

Центр (служба) создан для :

• родителей (законные представители) с детьми раннего возраста, в т.ч. от 1 года до 3 лет, не получающих услуги дошкольного образования в образовательной организации;

• родителей (законные представители) и детей раннего и дошкольного возраста, получающие услуги дошкольного образования в дошкольной образовательной организации;

• родителей (законные представители) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Основными задачами нашего Центра на данном этапе являются:

• расширение содержания деятельности;

• увеличение охвата различных категорий детей (детей с ОВЗ и детей инвалидов, детей с повышенными познавательными потребностями, одаренных детей, детей из приемных, опекунских семей, из семей в социально опасном положении, детей, склонных к поведенческим рискам и

• разработка и применение инновационных подходов и технологий психолого-педагогического сопровождения детей и их ближайшего окружения;

• создание комфортной образовательной среды.

Наш Центр (служба) является структурной единицей образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования.

Центр (служба) функционирует, как структурное подразделение дошкольной

организация, деятельность структурного подразделения регулируется внутренними правовыми актами и документами организации. В штате Центра: 15 педагогов:

Работа центра направлена на:

• расширение и развитие новых форм дошкольного образования, обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, реализация индивидуального подхода в воспитании детей;

• повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми дошкольного возраста;

• обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка дошкольного возраста;

• поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями;

• поддержку приемных и опекунских семей с детьми дошкольного возраста;

• дополнительное сопровождение материнства и детства;

• дополнительную поддержку малообеспеченных и малообеспеченных многодетных семей с детьми дошкольного возраста;

• усиление социальной поддержки несовершеннолетних родителей с детьми

• усиление социальной помощи семьям с детьми дошкольного возраста, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Наполняемость Центра устанавливается в зависимости от

возраста детей в соответствии с постановлением Главного санитарного

врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13

Что должен уметь малыш? На какие поведенческие особенности необходимо обратить особое внимание? Чему учить ребенка в том или ином возрасте? Что должны знать родители дошкольника? Как подготовить ребят к поступлению в детский сад или школу? – на эти и многие другие вопросы в нашем Центре могут получить ответы мамы и папы, которые заботятся о гармоничном развитии своих детей.

В нашем центре представлен широкий спектр психолого-педагогической помощи ребенку, направленной на предупреждение и разрешение проблем в развитии, обучении, поведении, на создание условий для развития личности ребенка, ее самосовершенствования и самореализации.

Работа Консультационного центра строится по нескольким направлениям: Психологическое консультирование

выявление причин возникновения психологических проблем, их разрешение и восстановление эмоционального равновесия;

эмоциональная поддержка клиента и повышение его психологической компетентности;

помощь в решении личностных проблем, изменение отношения человека к проблеме, социальному окружению и самому себе.

Психологическая коррекция

комплекс мероприятий, направленных на преодоление или снижение выраженности отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении личности.

Психологическая реабилитация

это система психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование способов овладения предпосылок универсальных учебных действий (знаниями, умениями и навыками), оказания психологической помощи относительно формирования самоутверждения и надлежащей самооценки человеком своих возможностей, усвоение правил общественного поведения и безопасного образа жизни.

Психолого — педагогическая профилактика

своевременное предупреждение возможных нарушений в развитии личности ребенка, межличностных отношений в семье и с социальным окружением.

Психолого — педагогическое просвещение

распространение психолого-педагогических знаний;

повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей и педагогов.

Психолого-педагогическая помощь определяется нами как комплекс

коррекционно-развивающих и организационно-методических мероприятий,

нацеленных на создание оптимальных условий психического и социального

развития ребѐнка раннего и дошкольного возраста, развитии его возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребѐнка с родителями и окружающим миром.

Содержание развивающей работы определяется в соответствии с

возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

Психолого-педагогическая помощь реализуется в процессе

индивидуальных и групповых занятий педагога и развивающего

взаимодействия родителей с ребенком. Индивидуальные занятия с ребенком

педагоги Центра проводят в присутствии родителей. Такие занятия выполняют обучающую функцию, помогая родителям ребенка освоить развивающие способы взаимодействия с ним. Наряду с индивидуальными, задачи развития решаются на групповых занятиях.

При организации занятий с родителями следует учитывать два их

основных формата: групповое занятие и индивидуальная консультация.

Преимущества групповых занятий следующие:

 централизованная передача знаний и практических советов;

 экономия времени и нагрузки специалистов центра;

 возможность практической отработки полученных на занятии

знаний и навыков.

Преимущество индивидуальной консультации заключается в большей

актуализации обсуждаемой проблемы в контексте конкретного ребенка и

особенностей его личностных особенностей и семейного окружения.

Исходя из определенной нагрузки специалистов центра, используем в работе с родителями преимущественно групповые занятия (семинары, лекции, групповые консультации, тренинги, игровые групповые занятия), при этом выделяем ежемесячно время для проведения индивидуальных приемов (консультаций) родителей. Такой формат позволяет наиболее эффективно проработать в течение каждого месяца актуальные вопросы и проблемы в групповом формате, при этом наиболее эффективным форматом для получения центром обратной связи об использовании родителями полученных знаний и практических рекомендаций специалистов центра, а также для обсуждения родителями конкретных специфических вопросов и проблем являются индивидуальные консультации. Их проводим в конце

Некоторые занятия предполагают участие детей и совместную детско-

родительскую работу на занятии. В этом случае заранее составляем

график таких занятий, согласовав вопросы выделения подходящего

помещения, дидактических материалов и учебных пособий.

При комплектовании родительских групп для занятий следует

учитывать, что оптимальная численность группы составляет 10-12 человек.

Родителей следует заранее информировать о количестве и составе групп, о

графике проведения занятий.

При работе центра мы активно используем информационно-коммуникационные технологии.

1. Через сайт ДОУ можно получить ответы на интересующие вопросы.

С 2018г. действует персональный сайт педагога-психолога Жарковой О.А., где родители Он-лайн могут записаться на занятия и консультации, также на сайте осуществляется планирование мероприятий и оповещение родителей о проведении тех или иных мероприятий (создание анонсов, пресс-релизов и пост-релизов).

Все данные, собранные через сайты должны быть строго

конфиденциальны, а полученные результаты в обработанном и обобщенном

виде могут входить в отчетные материалы по деятельности центров.

Организованная таким образом ранняя психолого-педагогическая деятельность позволяет предоставить возможность воспитанникам развиваться в своем индивидуальном темпе, повысить психологическую грамотность среди всех участников образовательных отношений, обеспечить комфортный эмоционально-психологический климат в стенах дошкольной

образовательной организации. А у родителей появилась еще одна площадка для личного общения и обмена опытом в развитии детей, а, значит, возрастает педагогическая грамотность в семьях.

Таким образом, главная цель — помочь родителям в воспитании детей, обеспечив профессиональное взаимодействие со специалистами — будет достигнута.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В выступлении освещены основные аспекты психолого-педагогического сопровождения детей в период прохождения кризиса 3-х лет.

муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

306530, Курская область, г. Щигры, ул. Степная, д. 17 Тел. 8 (47145) 4-14-66

Выступление на методическом объединении педагогов-психологов

«Психолого-педагогическая помощь детям

Сопровождение — это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия.

Сопровождение - психолого-педагогические технологии, предназначенные для оказания помощи ребенку на определенном этапе его развития в решении возникающих у него проблем, или в их предупреждении.

Сопровождение в педагогике рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого.

Для решения проблем развития различными авторами выделяются разнообразные виды взаимодействия: содействие, сотрудничество, сопереживание, сотворчество. Считается, что в совокупности они отражают психолого-педагогическую составляющую сопровождения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что под сопровождением в педагогике понимается особый вид взаимодействия с целью создания благоприятных условий развития субъектов взаимодействия.

Таким образом, под сопровождением понимается сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. Сопровождение обеспечивает создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. В упрощенной трактовке: сопровождение может быть определено, как помощь ребенку в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.

Под психологическим сопровождением также понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение - это помощь в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет сам человек. Сущностной характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности к самопомощи. В качестве основных характеристик психологического сопровождения выступают: - процессуальность; - недирективность; - погруженность в реальную жизнь человека.

Обобщая можно сказать, что в психологическом контексте сопровождение рассматривается как совокупность недирективных методов оказания помощи при формировании качественно новых конструктивных отношений человека, которые основаны, в первую очередь, на принятии самого себя, осознании собственных эмоций и переживаний. Сопровождение изменений внутреннего мира в психологическом контексте становится первичным.

Таким образом, сопровождение в психологии - это: - во-первых, один из видов целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических служб; - во-вторых, интегративная технология, в основе которой лежит создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития личности и, в результате, эффективного выполнения отдельным человеком своих основных функций; - в-третьих, процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи; - в-четвертых, метод, обеспечивающий помощь в совершении выбора в различных жизненных ситуациях.

Концепция сопровождения как образовательная технология разработана Е.И. Казаковой. Источниками создания данной концепции послужили исследования и опыт оказания комплексной помощи детям в специализированных учреждениях, а также опытно-экспериментальная и инновационная деятельность специалистов, взаимодействующих с детьми в системе образования. В основе данной концепции лежит системно­ориентационный подход к развитию человека. Одним из основных положений концепции Е.И. Казаковой является приоритет опоры на индивидуально-личностный потенциал субъекта, приоритет ответственности за совершаемый выбор. Таким образом, автор считает, что для осуществления права свободного выбора личностью различных вариантов развития необходимо научить человека разбираться в сущности проблемы, вырабатывать определенные стратегии принятия решения.

Е.И. Казакова (1995-2001) в своем исследовании четко разделяет сопровождение как метод, как процесс и как службу. Согласно ее взглядам, метод сопровождения - это способ практического осуществления процесса сопровождения, а служба сопровождения развития - это средство реализации процесса сопровождения. В теории сопровождения Е.И. Казаковой относительно развития детей дошкольного возраста утверждается, что в каждом конкретном случае носителем проблемы ребенка выступает как сам ребенок, так и его ближайшее окружение: педагоги, воспитатели, родители. Автор считает, что сам процесс сопровождения развития ребенка осуществляется на основе следующих принципов: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого; непрерывность сопровождения; мультидисциплинарность сопровождения; стремление к автономизации.

Основная задача сопровождения - создание ситуации развития, в которой ребенок и сопровождающий его взрослый вступает в особый тип взаимоотношений, в рамках которых ребенок проживает полноценный детский опыт, решая задачи возраста, а взрослый передает ребенку необходимые средства, позволяющие решать данные задачи и создает ситуации, актуализирующие его потенциальные ресурсы.

Цель психолого-педагогического сопровождения - формирование и актуализация определенных психических способностей личности, соответствующих тем связям и отношениям, внутри которых эта личность должна жить. Достижение этой цели невозможно без сформированности и созревания определенных функциональных (психофизиологических) структур, обеспечивающих реализацию данных способностей.

Консультативная и просветительская работа педагога и психолога в ДОУ (М.Р. Битянова, Д.В. Лубовский, Е.И. Казакова, Т.И. Чиркова и др.) будет разворачиваться в трех направлениях: сбор и учет информации о развитии ребенка; разработка и реализация стратегии и тактики взаимодействия с ребенком; проектирование системы психолого-педагогического сопровождения детей. Мы считаем, что в первом случае решаются вопросы возрастного и индивидуального развития, а во втором - вопросы содержания и стиля взаимодействия с отдельным ребенком или возрастной группой, что является отправной точкой для разработки участниками сопровождения стратегии и тактики собственной деятельности в рамках данной модели.

Считается, что психолого-педагогическое сопровождение - это целая система организации помощи ребенку в решении проблем, связанных с его психическим и социальным развитием.

Такое понимание психолого-педагогического сопровождения позволяет утверждать, что в основе педагогического сопровождения лежит реализация потребностей человека в другом человеке, взаимосвязи взрослого и ребенка. Когда речь идет о детях дошкольного возраста, особое значение имеет субъект-субъектная взаимосвязь, в которой реализуется духовный обмен между педагогом и ребенком. Эта связь не достигается, а всегда становится, всякий раз подтверждая существование каждого в личностном пространстве другого. Для педагога это подтверждение осуществляется через привязанность к ребенку, понимаемую как душевную обращенность к нему.

С учетом всего сказанного можно утверждать, что ведущей целью психолого­-педагогического сопровождения является активизация сильных сторон его субъектов. Достижение этой цели предполагает решение ряда общих и частных задач всей системы психолого-педагогического сопровождения. Общие задачи определяются характером сопровождения и сводятся к установлению между взрослыми и детьми качественных взаимоотношений, в которых находит выражение личная привязанность, безусловное принятие друг друга, имеющее устойчивый и продолжительный характер. Решение этой задачи представляется столь же необыкновенно сложным, как и важным, потому что только сопровождение создает возможность индивидуального развития каждого ребенка.

Педагоги-психологи определяют психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально­-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Проблема индивидуального сопровождения детей представляет собой наибольшую значимость и актуальность для личностного развития детей.

Можно определить проблемы психолого-педагогического сопровождения детей: недостаточность научных, методических и технологических материалов, обеспечивающих процесс сопровождения - отсутствие на сегодняшний день, общепринятой теории психолого-педагогического сопровождения детей в практической деятельности, недостаточное методическое и дидактическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения; неспособность родителей оказать поддержку ребенку - некомпетентность родителей в вопросах психолого-педагогического развития детей, ослабление духовных связей между родителями и детьми и кризисное состояние семейных отношений.

Психолого-педагогическое сопровождение детей позволяет организовать учебно-воспитательный процесс как вид личностно-ориентированного обучения, эффективную форму индивидуализации обучения и воспитания, позволяющие раскрыться и реализоваться потенциалу каждого ребенка.

Развитие ребенка в период кризиса 3-х лет должно стать предметом развернутой модели психолого-педагогического сопровождения в условиях ДОУ. Для ее реализации необходима команда единомышленников, специалистов в своей области. В дошкольном образовательном учреждении таковыми являются: старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели, работающие в возрастных группах, медицинский работник, учитель-логопед.

Задачей психолого-педагогического сопровождения детей в период кризиса 3­х лет является совместная деятельность всех специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей во взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками.

В основу психолого-педагогического сопровождения детей положены следующие принципы:

Гуманизация - предполагающая веру в возможности ребенка.

Системный подход - основанный на понимании человека как целостной системы.

Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.

Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития.

Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.

Таким образом, решать проблемы полноценного личностного развития дошкольников возможно при условии разработки педагогических технологий, сбора информации о целостности представлений о личностных новообразованиях ребенка дошкольного возраста, наличия четких критериев и показателей развития ребенка, диагностического инструментария их

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:

Профилактика - это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем.

Особенность профилактики в дошкольном возрасте заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей и воспитателей.

Индивидуальная и групповая диагностика (скрининг).

Учитывая возрастные особенности, а так же цели и задачи психолого­педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении можно выделить основные направления, которые необходимо сопровождать в дошкольном учреждении, а значит и диагностировать их: во - первых, так как педагоги-психологи и воспитатели отслеживают норму развития ребенка, и знают кризисные периоды и новообразования разных возрастных этапов, они могут выделить актуальные проблемы дошкольного детства (например, адаптация к дошкольному образовательному учреждению, возрастные кризисы и др.)

Консультирование (индивидуальное и групповое) - осуществляется, как правило, по заявленным проблемам, как с педагогами, так и с родителями.

Развивающая работа (индивидуальная и групповая).

Коррекционная работа (индивидуальная и групповая).

Если в коррекционно-развивающей работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей. Утверждение парадигмы развивающего, личностно­ориентированного образования, задачи повышения профессионализма педагогических кадров требуют перехода от традиционной модели психологического просвещения к модели развития психологической компетентности педагогов. Необходимо отходить от модели, когда педагог- психолог действует в одиночку, следует объединить усилия всего педагогического коллектива, а для этого важно оснащение педагогов антропо - и психотехниками, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его обучения.

Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

Приоритетными направлениями работы по психолого-педагогическому сопровождению детей в период кризиса 3-х лет являются: диагностика, направленная на выявление детей, вошедших в период кризиса 3-х лет, осуществляемая психологом, педагогами; коррекционно-развивающая работа направлена на детей, вошедших в период кризиса 3-х лет, с целью коррекции кризисных переживаний, формирования положительного отношения ко взрослым; осуществляется коррекционно-развивающая работа психологом, педагогами и родителями; консультирование ориентировано на педагогов и родителей, осуществляется психологом; просветительская работа направлена на родителей и педагогов и осуществляется психологом.

Наша модель психолого-педагогического сопровождения детей в период кризиса 3-х лет включает такие методы, как игровая терапия, сказкотерапия, чтение художественной литературы.

Игровая терапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра. Психокоррекционный эффект игровых занятий достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта с психологом.

Сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Сказкотерапия - направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, важен правильный подбор художественных произведений.

Психолого-педагогическое сопровождение является личностно­ориентированным и проводится с учетом возрастных и личностных особенностей детей 3-х лет.

Психолого-педагогическое сопровождение детей в период кризиса 3-х лет должно представлять собой комплексную модель психолого-педагогического сопровождения, которая, с одной стороны, интегрирует диагностику, коррекционную и просветительскую работу, с другой стороны, включает в модель сопровождения всех субъектов: детей, родителей, педагогов, психолога.

Психолого-педагогическое сопровождение детей в период кризиса 3-х лет направлено на коррекцию кризисных переживаний ребенка 3-х лет, формирование положительного отношения ко взрослым. В рамках планируемых мероприятий должна осуществляться организованная, систематическая, профессиональная психолого-педагогическая помощь детям в решении проблем, связанных со становлением личности и психолого­педагогическое просвещение педагогов и родителей в данном направлении деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи детям в решении задач развития, воспитания, социализации, просвещении педагогов и родителей.

Кризис 3-х лет - это кризис социальный, и его целью является перестройка отношений с окружающими, завоевание своего социального статуса. Возрастные перемены редко проходят незамеченными, но, к сожалению, они чаще вызывают раздражение, чем понимание.

Родители не всегда знают, как вести себя в ситуации, когда ребенок становится неуправляемым в период кризиса 3-х лет, поэтому часто обращаются за консультативной помощью к педагогу-психологу, работающему в дошкольном учреждении. Его задача заключается в повышении психологической и педагогической компетентности родителей. Поэтому проблема психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в кризисный период актуальна в условиях и дошкольного и семейного воспитания. И требует ее совместного решения, как со стороны педагога- психолога, так и со стороны педагогов и родителей. Наше время предъявляет к детским садам высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада.

Таким образом, реализация системы психологического сопровождения в любой подструктуре образовательной системы может обеспечить защищенность ребенка, улучшение морального климата в образовательном учреждении, повышение эффективности образовательного процесса в отношении каждого конкретного ребенка и всего учреждения в целом.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Психология развития человека. - Москва, 2005. — 1136 с.

2. Власова З.И. Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трёх лет // Психолог в детском саду. — 2004. — № 4. — С. 52 — 63.

3. Урунтаева Г.А. Детская психология. Москва, 2006. – 368 с.

4. Ожегов С. Толковый словарь русского языка. - 1990.

5. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.:

Читайте также: