Интерактивная психология эрик берн доклад

Обновлено: 18.05.2024

Деятельность выдающегося американского психолога и психиатра Эрика Леннарда Берна. Использование в психотерапии трансакционного анализа. Понятия эго-состояний человека, трансакций (параллельных, пересекающихся и скрытых). Теория сценариев и контрсценарий.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 30.11.2012
Размер файла 16,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики естественных наук информационных технологий

Кафедра ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры

Реферат по психологии

Эрик ЛЕннард Берн

Выполнил студент 3 курса

  • Введение
  • 1. Деятельность Берна как психолога
  • 2. Транскационный анализ
    • 2.1 Эго-состояния
    • 2.2 Трансакции
    • 2.3 Теория сценариев

    1. Деятельность Берна как психолога

    В течение 1960-х годов Берн не только писал книги и практиковал в качестве частного консультанта, но и одновременно занимал несколько должностей. Берн был консультантом по психиатрии при главе медицинского управления (Surgeon General) армии США; лечащим психиатром в Клинике психической гигиены администрации ветеранов; лектором, читавшим курс групповой терапии в Нейропсихиатрической клинике Лэнгли-Портера, а также в Стэнфордской психиатрической клинике; адъюнкт-психиатром в Больнице Горы Сион, Сан-Франциско [1].

    2. Транскационный анализ

    Трансакционный анализ представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека, -- как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими [2].

    2.1 Эго-состояния

    Согласно трансакционному анализу, в каждом из нас можно выделить три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.

    Эго-состояние Родителя (Р) содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь -- от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне -- переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка.

    Эго-состояние Взрослого (В) не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.

    Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, -- мы находимся в эго-состоянии Родителя. Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой -- мы находимся в эго-состоянии Взрослого. Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, -- мы находимся в эго-состоянии Ребёнка.

    В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трёх эго-состояний [3].

    2.2 Трансакции

    2.3 Теория сценариев

    Ещё одним краеугольным камнем трансакционного анализа является теория сценариев. Впервые данная теория была разработана Эриком Берном и усовершенствована Клодом Штайнером.

    Таким образом, антисценарий определяет стиль жизни человека, в то время как сценарий -- его судьбу.

    Утверждается, что родитель считает ребёнка взрослым лишь тогда, когда ребёнок в полной мере начинает выполнять родительский сценарий.

    Выводы

    Работу, начатую Берном, продолжили многие его бывшие коллеги, посещавшие семинары в Сан-Франциско. В их число вошел Клод Стайнер, который усовершенствовал анализ сценария (скрипт-анализ). Трансакционный анализ используется в психотерапии, психологическом консультировании, бизнес-консультировании, образовании и везде, где людям приходится общаться друг с другом [3].

    Список литературы

    1) Эрик Берн. Краткая биография. Составлена Уореном Д. Чейни // Берн Э. За пределами игр и сценариев / Пер. с англ. Ю. И. Герасимчик. -- 2-е изд. -- Минск: Попурри, 2008. -- С. 442--451.

    2) Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психотерапия. Пер. с англ. -- М.: Академический Проект, 2006. -- 320 с. -- (Концепции).

    3) Стюарт Ян; Джойнс Вэнн. Современный трансактный анализ. -- СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

    Подобные документы

    Эрик Берн как разработчик трансакционного и сценарного анализа. Краткая характеристика главных основ теории. Особенности эго-состояний родителя, взрослого, ребенка. Три вида трансакций. Сущность теории сценариев. Антисценарий и стиль жизни человека.

    презентация [688,3 K], добавлен 16.05.2016

    Освещение психологических проблем человеческих взаимоотношений в книге американского психиатра и аналитика Эрика Берна. Определение понятия "игра" как следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом.

    презентация [889,3 K], добавлен 23.12.2011

    Труд Берна "Игры, в которые играют люди". Процедуры и времяпровождение. Работа Берна "Что ты говоришь после того, как поздоровался" ("Люди, которые играют в игры"). Происхождение сценариев, типы сценариев. Цели и методы психотерапевтического воздействия.

    курсовая работа [58,6 K], добавлен 18.12.2012

    Эрик Берн и его теория транзакционного анализа. Понятие, типы и характеристика транзакций. Сценарии как жизненный план, составленный в детстве, его влияние на судьбу человека. Ситуации и причины выбора и использования жизненных сценариев индивидами.

    реферат [32,2 K], добавлен 20.11.2012

    Концепции Э. Берна о запрограммированности человека "ранними решениями" в отношении жизненной позиции. Структура личности в концепции трансактного анализа; наличие трех эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Сущность понятия "жизненный сценарий".

    Эрик Бёрн и трансакциональная психология

    Трансакция - это единица общения между двумя людьми. Бёрн выделяет три состояния человека: Взрослый, Ребёнок, Родитель, по мнению, психолога человек в том или ином коммуникативном контакте находится в одном из этих состояний.

    Зарождение трансакционного анализа

    В ходе практики в военных госпиталях, несмотря на то, что ему отводилось очень малое количество времени, чтоб поработать отдельно с каждым пациентов, Бёрну удавалось определить, чем занимался человек до прохождения военной службы, а также ответы военных на многие другие вопросы. Он подробно фиксировал все данные в своём журнале, а потом сверял с фактами. Так Эрик Бёрн совершенствовал свою профессиональную интуицию. Работы Бёрна были своеобразным вызовом фрейдовской концепции. Начало зарождения трансакционного анализа прослеживаются уже в самых первых работах Бёрна.

    Пик популярности

    По задумке автора книга "Игры, в которые играют люди" предназначалась специалистов в области психологии. Но яркое, привлекающее название и гены матери- писательницы сделали своё дело, книга стала мировым бестселлером. Даже в СССР, несмотря на закрытость от западных культур, книга Бёрна получила широкую известность.

    Направления трансакционного анализа

    Трансакционный анализ представляет собой следующие направления:

    Структурный анализ

    Бёрн, наблюдая за людьми, обнаружил трансформации в поведении, обусловленные эмоциональными факторами. Эти наблюдения послужили основой для выделения учёным эго – состояний личности.

    Э. Бёрн писал: «Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью . обнаруживают, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т.п.) заметно меняются. Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциональными. У каждого человека свой набор поведенческих схем соотносится с определённым состоянием его сознания. А с другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым, бывает, связан уже другой набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании различных эго-состояний.

    Эго-состояния представляют собой некую систему чувств, в основе которой лежит та или иная психологическая схема: Родитель, Взрослый, Ребёнок. Каждое эго-состояние отличается особенным способом переработки и восприятия, получаемой информации. Родитель транслирует социальные нормы и правила, полученные в детстве от своих родителей. Ребёнок – это схема, которая отвечает за биологические потребности. Для этой схемы характерны творчество, спонтанность. Взрослый - поведенческая схема, при которой индивид синтезирует информацию, заложенную в предыдущих двух схемах. Данная схема характерна для зрелой личности.

    Трансакционный анализ

    Игра представляет собой ряд трансакций, направленный на получении определённого результата. Для игры характерно наличие скрытой мотивации. Бёрн выделяет несколько видов игр: игра, длиною в жизнь; супружеские; игры для вечеринок, сексуальные; игры преступного мира, игры для психотерапевтических сессий, а также конструктивные игры. Ребенок обучается играм, взаимодействуя с миром.

    Скриптоанализ

    Бёрн предлагает концепцию разрешения внутренних детских конфликтов путём перехода из эго-состояния ребёнка в эго-состояние Взрослого (которое представлено, как путь адаптации к среде). Следовательно, возможна модернизация жизненного сценария, не зависимо от решения детских психологических конфликтов.

    Методы трансакционного анализа

    В трансакционном анализе существует два основных метода:

    Врач и пациент заключают своего рода контракт, в котором оговаривается ответственности обеих сторон за успех терапии.

    Последователи Эрика Бёрна

    Среди последователей Бёрна были Клод Штайнер, Роберт Гулдинг, Джон Дьюзи, Фанита Инглиш, Томас Харрис, Тейби Калер, Джули Хей и др.

    Литература:

    Автор: Елизавет Листер
    писатель, преподаватель истории

    Текст публикуется в авторской редакции

    Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

    Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

    Эрик Леннард Берн (настоящее имя Леонард Бернштейн) (1910 – 1970) – американский психолог, представитель психоанализа. В своих исследованиях сосредоточился на так называемых трансакциях – элементах межличностных отношений, некоторые из которых Берн назвал коммуникативными играми.

    Биография американского психолога

    Эрик Берн родился в канадском Монреале в небогатой еврейской семье, приехавшей из России. Отец Берна – Давид Бернштейн был практикующим врачом-терапевтом и оказал на формирование личности сына существенное влияние. Он часто брал Эрика с собой, когда посещал своих пациентов. Эрика травмировала ранняя смерть отца, который, можно сказать, был для него самым большим другом. В одной из своих книг он поместил посвящение, адресованное отцу.

    Эрик Берн

    Мать будущего учёного – Сара Гордон была профессиональным литератором. Она тоже оказала определённое влияние на Эрика, который в будущем приобрёл обыкновение писать о лечении своих пациентов. После смерти Давида мать поддерживала всю семью.

    Базовое медицинское образование Эрик Берн получил там же, в Монреале, в Университете Макгилла. Через некоторое время он переехал в США. Учитывая распространение антисемитских настроений, он изменил свою фамилию на Берн. Первое время он был практикующим врачом – как в частном порядке, так и в психиатрических больницах.

    Во время Второй мировой войны Берн вступил в Армейский медицинский корпус. Именно в это время он впервые стал работать с группами. Полученный опыт стал материалом для его научных исследований. Одним из главных направлений его исследований в это время стало изучение так называемых эго-образах. Эго-образ представляет собой некое интуитивное представление о пациенте, основанное на его рассказах о самом себе.

    Трансакционный анализ и его направления

    Но главным детищем Эрика Берна является его трансакционный анализ. Эта система позволяет анализировать поведение человека и его взаимоотношения с окружающей действительностью.

    Прежде всего трансакционный анализ выделяет в человеке три эго-состояния:

    Во время обмена трансакциями наше текущее эго-состояние вступает во взаимоотношения с эго-состоянием собеседника.

    Трансакции бывают трёх видов:

    Здесь поведение человека разделяется на три составляющие:

    Считается, что родитель считает ребёнка взрослым только тогда, когда он ведёт себя в точном соответствии с предложенным им сценарием.

    Теория

    Говоря о реализации сценариев, Эрик Берн выделяет исходные позиции человека по отношению к себе и другим. Эти позиции могут быть позитивными и негативными.


    В целом я полагаю: в том, что я написал, науки столько же, сколько искусства.

    Э. Берн

    Пятью годами позже идеи Берна в вольном пересказе советского психотерапевта Анатолия Добровича обрели еще более широкую аудиторию. Правда, в пересказах яркая фигура Берна невольно терялась, и у многих читателей его концепция ассоциировалась с именами Харриса и Добровича.

    ОДНА ИЗ ИГР

    ДЕТСКИЙ ОПЫТ

    Эрик Леннард Бернстайн родился в Монреале в 1910 году и первые двадцать лет прожил в Канаде.

    Важнейшее значение для становления личности и профессиональных устремлений будущего психотерапевта имела возможность наблюдать за работой отца — широко практикующего врача. В своих детских играх Эрик воспроизводил его работу, тщательно инсценируя всю процедуру. Причем мальчику приходилось придумывать разнообразные способы воздействия на детей, с которыми он играл, чтобы они согласились на роль пациентов. К этому детскому опыту, безусловно, восходят взгляды Берна на психотерапию и ряд его теоретических концепций.

    В 1919 году отец Эрика умер, что было для него, как отмечают все биографы, сильнейшей травмой. Забота о семье — Эрике и его сестре — легла на плечи матери, зарабатывавшей на жизнь литературным и редакторским трудом. Работа матери стала воодушевляющим примером. К одиннадцати годам Эрик написал свои первые литературные опусы. С той поры он продолжает писать всю жизнь. Его перу принадлежат не только научные труды, но и научно-популярные и детские книжки.

    В 1935 году Эрик оканчивает медицинский факультет Университета МакГилла, который в свое время окончил и его отец. После этого он сокращает свою фамилию, отбрасывает второе имя и иммигрирует в США, принимая американское гражданство. Такой шаг во многом был продиктован процветавшим в те годы в Канаде антисемитизмом, проблема которого отразилась и в ТА, заложив основу так называемого культурного анализа.

    ПСИХОТЕРАПИЯ ДЛЯ СОЛДАТ

    В США Берн начал свою карьеру практикующего психиатра, одновременно продолжая обучение, специализируясь в области психоанализа. В 1941 году он вступил в Армейский медицинский корпус в качестве психиатра. Армейский опыт дал мощный толчок для его развития как психотерапевта, отточив природную наблюдательность и интуицию.

    От армейского психиатра требовалось за минимальное время принимать решение о годности человека для действующей армии. С опорой на постулаты ортодоксального психоанализа сделать это было крайне затруднительно. Это подтолкнуло Берна к критическому переосмыслению многих теоретических принципов, казавшихся ранее незыблемыми.

    Автор начал практиковать лечение пациентов в группе, работая в армейском госпитале во время Второй мировой войны.

    Выпивка была под запретом, и солдаты имели обыкновение закупать огромные количества лосьона для бритья и прятать его в различных местах, чтобы выпить, когда появится возможность. Поэтому нужно было каждое утро проверять кровати: два санитара перетряхивали все матрасы в поисках припрятанного. Таким образом обнаруживались большие залежи бутылок с токсичными жидкостями.

    В отчаянии автор решил собрать пациентов в комнате отдыха, чтобы обсудить с ними фармакологические свойства лосьона для бритья. Пациентам так понравилась встреча, что они предложили проводить ежедневные встречи для продолжения этих дискуссий. Очень скоро групповая терапия получила одобрение военного департамента; таким образом у автора появилась возможность продолжить свою деятельность на официальных основаниях, и с тех пор он регулярно проводил встречи с пациентами.

    После демобилизации в чине майора Берн начинает широкую практику, одновременно сам проходит анализ у выдающихся психоаналитиков. Правда, его собственный анализ не был успешно доведен до конца. Берн прервал его, после того как психоаналитик запретил ему вторую женитьбу до окончания анализа (заметим, что все четыре его брака были неудачными). Возможно, и этот личный опыт послужил одной из причин разрыва с традиционным психоанализом и подтолкнул Берна к развитию собственной системы.

    ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ

    ПОП-ВЕРСИЯ ПСИХОАНАЛИЗА

    ИЗВЕСТНЫЕ УРОВНИ

    Родитель (который в известном смысле аналогичен Супер-Эго в психоаналитической структуре личности) выступает носителем социальных норм и предписаний, которые человек некритически усваивает в детстве (главным образом под воздействием собственных реальных родителей), а также на протяжении всей жизни. Родитель обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования и т.п. Им также регулируются сложившиеся автоматизированные формы поведения, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Негативный аспект функционирования Родителя определяется догматичностью, негибкостью диктуемых предписаний.

    Дитя выступает носителем биологических потребностей и основных ощущений человека. Оно также содержит в себе аффективные комплексы, связанные с ранними детскими впечатлениями и переживаниями. Его позитивные качества — спонтанность, творчество, интуиция; негативные — отсутствие произвольной регуляции поведения, неконтролируемая активность.

    Взрослый — наиболее рациональный компонент, функционирующий относительно независимо от прошлого, хотя и с использованием информации, которая заложена в Родителе и Дитя. Взрослый олицетворяет собой компетентность, независимость, реалистичную вероятностную оценку ситуаций.

    Становление зрелой личности связано, по Берну, главным образом с оформлением полноценно функционирующего Взрослого. Отклонения в этом процессе определяются преобладанием одного из двух других эго-состояний, что приводит к неадекватному поведению и искажению мироощущения человека. Соответственно психотерапия должна быть направлена на установление баланса трех названных компонентов и усиление роли Взрослого.

    ПРЕИМУЩЕСТВА ОБЩЕНИЯ

    В отличие от психоанализа, сконцентрированного на индивидуальной психике, ТА уделяет особое внимание межличностным отношениям. Согласно Берну, в общении друг другу противостоят все три компонента личности каждого из общающихся людей. Непосредственный акт межличностного взаимодействия (трансакция) может быть адресован любому из состояний партнера. Ответ может осуществляться в параллельном направлении (так называемая дополнительная трансакция).

    Например, один из партнеров выступает с позиций Родителя и ведет себя назидательно, директивно, адресуя свое обращение Ребенку другого; тот в свою очередь проявляет готовность принять такое обращение и реагирует с детской позиции, адресуя свой ответ Родителю. В этом случае общение протекает гармонично и удовлетворяет партнеров.

    Но возможна и так называемая перекрестная трансакция, когда ответ без учета источника и направления обращения осуществляется на ином уровне. Например, Взрослый одного из партнеров обращается к Взрослому другого с рациональным предложением, а тот избирает детскую реакцию, адресуемую Родителю партнера. При этом возникает дисгармония отношений, нарушается взаимопонимание, возрастает вероятность конфликта.


    Психотерапия, разработанная Берном, призвана освободить человека от влияния сценариев, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью ТА является достижение гармонии личности через сбалансированные взаимоотношения между всеми эго-состояниями.

    В отличие от психоанализа, проводимого индивидуально на протяжении длительного времени, ТА предусматривает сеансы групповой терапии, обеспечивающие довольно быстрый положительный эффект.

    Одной из основных сфер приложения ТА является коррекция внутрисемейных отношений как между супругами, так и между родителями и детьми.

    Основные понятия ТА и технику их применения может освоить и ребенок, что дает возможность всей семьей познавать и понимать себя творчески и весело, то есть основная задача помощи родителям в рамках ТА — научить членов семьи взаимным компромиссам и умению пользоваться ими в других социальных сферах.

    Развивая идеи Берна, Харрис в своих исследованиях подчеркивает необходимость отношения к ребенку как к части семейного сообщества. Дети не могут решать свои проблемы вне семьи. Поэтому ребенок, постигший язык ТА, легче решит свои проблемы, так как будет больше знать о себе самом и лучше разбираться в окружающем его мире. В модели воспитания, основанной на ТА, подчеркивается, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении взаимоотношений между ребенком и родителями.

    Эрик Берн до самой смерти вел активную психотерапевтическую практику. Его жизнь оборвалась на взлете научной карьеры, когда пришло массовое признание и стала таять настороженность коллег, когда началась активная и плодотворная деятельность основанной им Международной ассоциации ТА, появились его последователи во многих уголках мира. Он умер от сердечного приступа в 1970 году, не дожив полгода до своего шестидесятилетия.

    Читайте также: