Театральное и цирковое искусство в древнем риме доклад

Обновлено: 08.05.2024

Надо сказать к чести эллинства, что греки никогда не знали кровавых игр, воспоминания о которых живут в римском амфитеатре. Мы едва можем назвать несколько греческих городов, которые имели бы амфитеатр; таковы Кизик, Коринф, Сиракузы, Катана, совершенно подпавшие под влияние римских нравов. В римском Египте нет ни одного амфитеатра.

Амфитеатры

Если судить по этрусской живописи, то бои в римских амфитеатрах ведут свое начало от погребальных обрядов Этрурии. Однако амфитеатр получает соответственное архитектурное оформление только в сравнительно позднюю эпоху. Во времена Витрувия бои гладиаторов происходили на форуме, причем эстрадой служили портики. Нет никаких доказательств глубокой древности, приписываемой так называемым этрусским амфитеатрам, например в Сутри и Ферренто, а древнейший каменный амфитеатр Статилия Тавра построен не раньше, чем за 25 лет до н. э.

Примечание: Амфитеатр Статилия Тавра был построен в 30 г. до н. э. (С. Thierry. Amphitheatrum. Dictionnaire des antiquites. Paris, 1877, I, p. 241).

Почти все амфитеатры имеют вытянутую в длину арену с выходами по обоим концам. Ось арены направляет движения бойцов и вносит известный порядок в сражение; только в этом мы видим основание, оправдывающее конструктивную сложность, с которой связана овальная форма арены.

Под аренами Колоссея (Колизей) и амфитеатров в Пуццолах и Капуе имеются подвалы, и в подземных галереях, соответствующих помещениям под сценами современных театров, сохранились еще подпятники валов для перемещения декораций. Почти повсюду имелся водопровод, позволявший затопить арену и превратить ее в бассейн для наумахий (боев гладиаторов на кораблях); Колоссей (Колизей) занимает место наумахий Нерона и мог одинаково исполнять роль как наумахий, так и амфитеатра.

Вокруг арены поднимаются сплошные ряды сидений, прерываемые на различных уровнях кольцевыми проходами (рисунок 341), причем каждый профиль прохода имеет уступ АВ такой высоты, что движение по проходу А не заслоняет вида зрителям верхних ярусов. Все здание опирается на радиально расходящиеся стены, которые образуют одновременно и коробки лестниц, ведущих наверх, и служат опорами коробовых сводов, несущих ряды сидений.

Архитектура Древнего Рима. Колизей. Разрез

Рис. 341

План составлен так, что толпа зрителей самостоятельно, без всякого постороннего вмешательства, распределяется по амфитеатру, не создавая беспорядка. Аркады, равномерно распределенные по наружному периметру, открывают доступ на лестницы, из которых каждая заграждается барьером.

Толпа, скопившаяся в галереях первого яруса, естественно расходится по их окружности; когда же поднимаются барьеры, то она, не разбираясь, направляется на открывающиеся лестницы. Эти лестницы разветвляются и постепенно сужаются по мере уменьшения людского потока, принуждая его равномерно распределяться по всему обслуживаемому сектору.

На этажах под ярусами проходят галереи, служащие убежищем на случай грозы. Общая площадь этих внутренних галерей не меньше площади ярусов, так что в них могут укрыться все зрители. Амфитеатры никогда не имели другого перекрытия, кроме тента; на рисунке 342 дается изображение такого тента, восстановленного по данным, почерпнутым в Нимском амфитеатре.

Архитектура Древнего Рима. Амфитеатр в Ниме

Рис. 342

Колоссей (Колизей), вмещавший около шестидесяти тысяч зрителей, является типичным амфитеатром древности. Амфитеатры Вероны, Арля и Нима (рисунок 343, А) воспроизводят с некоторыми упрощениями его основные черты. Для размещения ярусов нередко пользовались естественной ложбиной с откосами, выравненной подсыпкой.

Ряды мест амфитеатра в Поле опирались на подмоет, а в некоторых второстепенных городах, как например в Ламбезе (Алжир), ряды мест полностью устанавливались на насыпях. В Шенневьере они расположены только по одной стороне арены.

Архитектура Древнего Рима. План типичного амфитеатра

Рис. 343

Парижская арена представляет собой сочетание амфитеатра и театра: ярусы охватывают, так же как и в Шенневьере, только половину периметра, другая же половина занята сценой, предназначенной для театрального действия. Было обращено самое тщательное внимание на отвод дождевой воды. Под маршами лестниц большинства театров имеются отверстия, сообщающиеся с канализационной сетью, устроенные для отвода отбросов человеческой толпы, скученной в стенах здания. По-видимому, существовали также и каналы для благовонных эссенций. В Амфитеатре Полы, имевшем деревянные места, по гребню ограждающей стены проходил водопровод; он питался водами плато, расположенного над городом, и являлся надежной гарантией против опасности пожара.

Театры

Говоря о театрах Греции, мы уже отметили, чем они отличались от римских. Поэтому мы не будем останавливаться на деталях и ограничимся только приведением главных примеров.

Мы знакомы с театром Помпея — первым каменным театром Рима — по древнему плану Капитолия. Против сцены находился храм, господствовавший над ярусами как бы для того, чтобы подчеркнуть священный характер драматического действия.

Одним из древнейших, дошедших до нас театров является театр Марцелла, внешнее декоративное оформление которого описывалось выше (рисунок 334, А). Далее следуют театры в Помпеях, Геркулануме и Тоармине; театр Ирода Аттика в Греции, театры Сагунта и Ронды в Испании; в Африке — театры Филиппополя, Тимгада и Тебессы; во Франции — театры в Оранже, Арле, Лильбоне, Шамплие; в Азии — театры в Айзани, Лаодикее, Перге, Джераке.

Примечание: Замечание Шуази о том, что театр Марцелла древнее театров Помпеи, не соответствует действительности. Театр Марцелла был построен в 11 г. до н. э. (М. Bieber. Die Denkmaler zum Theaterwesen im Altertum, S. 58), а театры в Помпеях: большой — около 200 г. до н. э. (М. Bieber, ibid, S. 52), малый — около 80 г. до н. э. (М. Bieber, ibid, S. 54).

Упомянем в заключение о двойном театре, описанном Плинием: обе его половины, исполненные из дерева и стоявшие на колесах, могли соединяться по диаметру, образуя амфитеатр.


Цирки

На рисунке 344 изображен план римского цирка Максенция, наиболее сохранившегося до наших дней. Для уравнения шансов состязующихся последние отправляются с разных точек дуги круга, имеющей центрам точку О. Так как колесницы, постепенно обгоняющие друг друга, занимают по мере приближения к цели все более и более узкую часть ристалища, то средняя продольная стенка поставлена наискось, и свободное пространство непрерывно сужается от А к В и от В к А'.

Архитектура Древнего Рима. План римского цирка Максенция

Рис. 344

Средняя стенка цирков украшалась необычайно пышно; оттуда происходят все обелиски, возвышающиеся в наши дни на площадях Рима. Главными цирками в Риме были: Большой цирк, восходящей к временам царей; цирк Нерона — на площади, занятой теперь собором св. Петра; цирк Максенция — недалеко от Аппиевой дороги; в Константинополе — Гипподром, построенный Александром Севером и так громко прославившийся при византийских императорах; в Галлии — цирки в Оранже и в Виенне.

Мы не знаем подлинных примеров римских гимнасиев. Гимнасий, описанный Витрувием, состоял, как и в Греции, из дворов, окруженных портиком и гимнастическими залами. Самостоятельное существование таких зданий, по-видимому, прекратилось, когда термы поглотили вместе с общественными купальнями и все другие спортивные учреждения города.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Римское театральное искусство уникально в своем роде. Оно практически единственное, которое не берет свое начало с обрядово-ритуальных сценических действий. Римский театр изначально был профессиональным. В нем вовсе не просматривался культ божества. Поэтому неудивительно, что римский театр не имел большого влияния на сознание общественности, а был всего лишь развлечением и способом приятного веселого времяпрепровождения. В римском сценическом действии главной была зрелищность, а не суть концепции представления или глубокий внутренний мир героев. Участники представлений в Риме презирались и, в отличие от древнегреческого театра, не пользовались уважением. Актерами становились рабы или вольноотпущенники. За плохо сыгранную роль они могли быть жестоко избиты.


В Древнем Риме спектакли организовывались в честь важных государственных праздников или же по изъявлению желания знатными гражданами.

Древнеримский театр отличался зрелищностью и торжественностью. Такая грандиозность достигалась путем участия огромного количества статистов, облачавшихся в яркие костюмы, украшенные настоящими драгоценными камнями. Использовались также настоящие доспехи и разнообразное оружие. Актерское исполнение не отличалось мастерством, женские роли исполнялись мужчинами и были достаточно примитивными. Стоит подчеркнуть, что практически во всех жанрах, помимо ателланы, актеры играли без масок, но активно использовали парики и яркий грим. Отказ от масок нарушал общий условный стиль спектакля. Но табу на маски было вынужденным, так как профессия актера была позорной, и считалось, что участник сценического действия, получивший жалование за него должен был выходить на публику с открытым лицом. Отказ от масок обеспечивал монополизированное право на игру в масках римской молодежи, которая развлекалась, участвуя в постановках ателланы. Древнеримская театральная маска отличалась от греческой тем, что она имела большие отверстия для рта и глаз, что способствовало более выразительной мимике.


Достойное обрамление искусства

Изначально для сценических действий сооружались деревянные подмостки высотой в человеческий рост. Их надежность и качество, тем не менее, заставляли желать лучшего. Подобные сооружения ломались по окончании театральных зрелищ. Стоит отметить, что для зрителей не всегда предусматривались скамьи или лавочки. Практика смотреть спектакль стоя существовала довольно долго. Но вскоре для столь грандиозных и торжественных представлений понадобилось соответствующее оформление в виде красивых театральных зданий. Первый постоянный каменный театр был возведен примерно в 55 году до н.э. Его вместительность поражает – 17 тысяч зрителей. А уже к концу первого столетия нашей эры в Риме было построено еще два театра, которые были способны разместить 45 тысяч человек.


Структура римского театра состояла из полукруглого орхестра и просцениума, то есть, специальной площадки, где выступали актеры. Традиционно трехэтажное здание оформлялось роскошным портиком, к которому прилегал зал заседаний сената (курия). От жары и дождя публику защищал специальный большой парусиновый купол, который назывался веларий.

Слайды и текст этой презентации

Театральное и цирковое искусство Древнего Рима

Театральное и цирковое искусство Древнего Рима

 Устройство римского театра Римский театр возник, когда разложился патриархально-родовой строй. Он не знал общественно-хороводных форм греческого театра

Устройство римского театра

Римский театр возник, когда разложился патриархально-родовой строй. Он не знал общественно-хороводных форм греческого театра и не опирался на самодеятельность городского населения. Римский театр сразу был профессиональным. Римский театр не был связан с культом божества, как в Греции, поэтому он не имел того же общественного значения. Актёры были не уважаемыми, а презираемыми людьми. Их набирали из числа рабов и вольноотпущенников и за плохое исполнение могли побить.

Реконструкция древнеримского театра Марцелла

Реконструкция древнеримского театра Марцелла

Спектакли ставились в честь государственных праздников, а также в любое другое время по инициативе кого-либо из знатных

Спектакли ставились в честь государственных праздников, а также в любое другое время по инициативе кого-либо из знатных граждан. Долгое время в Риме не существовало постоянных театральных зданий. Для представлений строились специальные временные деревянные сооружения, которые по окончанию представления ломались. Первый постоянный каменный театр был сооружён около 55 г. до н.э. полководцем Гнеем Помпеем Великим и вмещал 17 тысяч зрителей. К концу I в. до н.э. в Риме появилось ещё два театра, вмещающие до 45 тысяч зрителей. Здание стало единым по высоте - трехэтажным. Охлаждал зрителей в театре водопровод. Театр в Риме имел занавес; до начала спектакля его опускали перед сценической площадкой.

Рождение основных жанров римской литературы было связано с подражанием греческим и эллинистическим образцам. Произведения первого римского драматурга

Рождение основных жанров римской литературы было связано с подражанием греческим и эллинистическим образцам. Произведения первого римского драматурга Ливия Андроника (ок. 280–207 до н.э.) представляли собой переделку греческих трагедий V в. до н.э., как и большинство сочинений его последователей Гнея Невия (ок. 270–201 до н.э.) и Квинта Энния (239–169 до н.э.). В то же время Гнею Невию принадлежит заслуга создания римской национальной драмы – претексты (Ромул, Кластидия); его дело продолжили Энний (Похищение сабинянок) и Акций (170 – ок. 85 до н.э.), полностью отказавшийся от мифологических сюжетов (Брут).

Андроник и Невий считаются также первыми римскими комедиографами, создавшими жанр паллеаты (латинская комедия на греческий сюжет); Невий

Андроник и Невий считаются также первыми римскими комедиографами, создавшими жанр паллеаты (латинская комедия на греческий сюжет); Невий брал материал из староаттических комедий, но дополнял его римскими реалиями. Расцвет паллеаты связан с творчеством Плавта (середина III в. – 184 до н.э.) и Теренция (ок. 195–159 до н.э.), ориентировавшихся уже на новоаттическую комедию, особенно на Менандра; они активно разрабатывали бытовую тематику (конфликты отцов и детей, влюбленных и сводников, должников и ростовщиков, проблемы воспитания и отношения к женщине).

Во второй половине II в. до н.э. родилась римская национальная комедия (тогата); у ее истоков стоял Афраний;

Во второй половине II в. до н.э. родилась римская национальная комедия (тогата); у ее истоков стоял Афраний; в первой половине I в. до н.э. в этом жанре творили Титиний и Атта; они изображали жизнь низов и высмеивали падение нравов. В конце II в. до н.э. литературную форму получила и ателлана (Помпоний, Новий); теперь ее стали играть после исполнения трагедии для развлечения зрителей; нередко она пародировала мифологические сюжеты; особое значение в ней приобрела маска старого богатого скряги, жаждущего должностей. Тогда же благодаря Луцилию (180–102 до н.э.) сатира превратилась в особый литературный жанр – сатирический диалог.

ЦиркВ Риме, крупнейшем городе древности, насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти что одинаково, но самым

В Риме, крупнейшем городе древности, насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти что одинаково, но самым обширным и самым древним из них являлся так называемый Боль­шой цирк. Цирк этот находился в долине, образуемой двумя хол­мами,— Палатином и Авентином.
Основным представлением были конные бегах на колесницах. По преданию, такие бега были установлены одним из основателей Рима, Ромулом. В дальнейшем, примерно за 600 лет до нашей эры, в этой долине был построен первый деревянный цирк. С течением веков он все более расширялся, украшался мрамором, бронзой и к началу нашей эры оформился в грандиозный ипподром, рассчитанный на 150 ты­сяч зрителей.

По своему устройству Большой цирк представлял прежде всего прямоугольную в плане арену. По всей ее протяженности с

По своему устройству Большой цирк представлял прежде всего прямоугольную в плане арену. По всей ее протяженности с обеих сторон были расположены повышающиеся рядами места для публики. Любопытной особенностью цирковой арены была спина — широкая (в 6 метров) и невысокая (в 1,5 метра) каменная стена, которая, подобно хребту, разделяла арену на две половины.
Туристы, приезжающие в Рим из разных стран, и поныне восхищаются руинами Колизея, который некогда был громадным амфитеатром — окружностью более 500 метров и вместимостью около 50 тысяч человек. Сам же Колизей назывался в древности Амфитеатром Флавиев — по фамильному имени императоров Веспасиана, Тита и Домициана, при которых создавалось это монументальное зрелищное сооружение.

В римском цирке удостаивались наград не только победители-возницы, но и победители-лошади. Лю­ди получали деньги и дорогие одежды,

Доспехи гладиаторов, красивые с виду, оставляли незащищен­ными большие участки тела: сражавшиеся были обязаны развле­кать зрителей своими ранами,

Тяжела была участь гладиаторов, но еще хуже приходилось бестиариям (звероборцам), сражавшимся с дикими животными — веп­рями, медведями,

В том же Колизее показывались дресси­рованные звери: львы ловили зайцев и отпускали их невре­димыми, слоны танцевали и,

Музыкальное искусство Древнего Рима

Музыкальное искусство Древнего Рима

На исходе античности в музыкальной жизни рабовладельческого общества большую роль играл Рим. В музыкальном искусстве этой огромной

На исходе античности в музыкальной жизни рабовладельческого общества большую роль играл Рим. В музыкальном искусстве этой огромной колониальной империи отразились ее богатство, древность культуры, художественная одаренность народа и в то же время все стремительнее надвигавшийся упадок, разложение рабовладельческого мира.

Римская столица жила шумной и роскошной, однако, поверхностной музыкальной жизнью. Музыкой обставлялись пышные зрелища и кровавые

Римская столица жила шумной и роскошной, однако, поверхностной музыкальной жизнью. Музыкой обставлялись пышные зрелища и кровавые цирковые состязания

Очень популярными в первые века существования Римастановятся своеобразные мимические танцы этрусковпод аккомпанемент флейты или цитры.

Очень популярными в первые века существования Рима
становятся своеобразные мимические танцы этрусков
под аккомпанемент флейты или цитры.

Особенно часто мимические танцы исполнялисьво время погребальных игр. А вскоре в эти представления вместе с мимами включились

Особенно часто мимические танцы исполнялись
во время погребальных игр. А вскоре в эти представления вместе с мимами включились певцы и актеры.

Музыкальные инструменты:

Кифары

Авлосы

Ударные гигантских размеров призваны были удовлетворять прихоти патрицианской аудитории. Возникли концертные антрепризы, виртуозы наживали огромные состояния. Коренные

Ударные гигантских размеров призваны были удовлетворять прихоти патрицианской аудитории. Возникли концертные антрепризы, виртуозы наживали огромные состояния. Коренные песенные и инструментальные традиции растворялись в огромном наплыве передневосточных культур.

Положенные на музыку стихи Овидия, Горация, Катулла еще составляли высокое классическое искусство античного стиля. С Римом связал

Наконец, в безвестных напевах римских рабов, в частности в песнопениях древних христиан той поры, когда они были

Наконец, в безвестных напевах римских рабов, в частности в песнопениях древних христиан той поры, когда они были еще гонимой сектой, выражавшей идеологию порабощенных низов римского общества, вероятно, уже происходило зарождение тех разноплеменных интонационных элементов, которые составили впоследствии первичные пласты музыкальной культуры раннего средневековья.

Театральное и цирковое искусство Древнего Рима

Первый слайд презентации: Театральное и цирковое искусство Древнего Рима

Театральное и цирковое искусство Древнего Рима

Слайд 2: Устройство римского театра

Римский театр возник, когда разложился патриархально-родовой строй. Он не знал общественно-хороводных форм греческого театра и не опирался на самодеятельность городского населения. Римский театр сразу был профессиональным. Римский театр не был связан с культом божества, как в Греции, поэтому он не имел того же общественного значения. Актёры были не уважаемыми, а презираемыми людьми. Их набирали из числа рабов и вольноотпущенников и за плохое исполнение могли побить.

Устройство римского театра

Слайд 3

Реконструкция древнеримского театра Марцелла

Театральное и цирковое искусство Древнего Рима

Слайд 4

Спектакли ставились в честь государственных праздников, а также в любое другое время по инициативе кого-либо из знатных граждан. Долгое время в Риме не существовало постоянных театральных зданий. Для представлений строились специальные временные деревянные сооружения, которые по окончанию представления ломались. Первый постоянный каменный театр был сооружён около 55 г. до н.э. полководцем Гнеем Помпеем Великим и вмещал 17 тысяч зрителей. К концу I в. до н.э. в Риме появилось ещё два театра, вмещающие до 45 тысяч зрителей. Здание стало единым по высоте - трехэтажным. Охлаждал зрителей в театре водопровод. Театр в Риме имел занавес; до начала спектакля его опускали перед сценической площадкой.

Слайд 5

Рождение основных жанров римской литературы было связано с подражанием греческим и эллинистическим образцам. Произведения первого римского драматурга Ливия Андроника (ок. 280–207 до н.э.) представляли собой переделку греческих трагедий V в. до н.э., как и большинство сочинений его последователей Гнея Невия (ок. 270–201 до н.э.) и Квинта Энния (239–169 до н.э.). В то же время Гнею Невию принадлежит заслуга создания римской национальной драмы – претексты (Ромул, Кластидия); его дело продолжили Энний (Похищение сабинянок) и Акций (170 – ок. 85 до н.э.), полностью отказавшийся от мифологических сюжетов (Брут).

Театральное и цирковое искусство Древнего Рима

Слайд 6

Андроник и Невий считаются также первыми римскими комедиографами, создавшими жанр паллеаты (латинская комедия на греческий сюжет); Невий брал материал из староаттических комедий, но дополнял его римскими реалиями. Расцвет паллеаты связан с творчеством Плавта (середина III в. – 184 до н.э.) и Теренция (ок. 195–159 до н.э.), ориентировавшихся уже на новоаттическую комедию, особенно на Менандра; они активно разрабатывали бытовую тематику (конфликты отцов и детей, влюбленных и сводников, должников и ростовщиков, проблемы воспитания и отношения к женщине).

Театральное и цирковое искусство Древнего Рима

Слайд 7

Во второй половине II в. до н.э. родилась римская национальная комедия ( тогата ); у ее истоков стоял Афраний ; в первой половине I в. до н.э. в этом жанре творили Титиний и Атта ; они изображали жизнь низов и высмеивали падение нравов. В конце II в. до н.э. литературную форму получила и ателлана ( Помпоний, Новий ); теперь ее стали играть после исполнения трагедии для развлечения зрителей; нередко она пародировала мифологические сюжеты; особое значение в ней приобрела маска старого богатого скряги, жаждущего должностей. Тогда же благодаря Луцилию (180–102 до н.э.) сатира превратилась в особый литературный жанр – сатирический диалог.

Слайд 8: Цирк

В Риме, крупнейшем городе древности, насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти что одинаково, но самым обширным и самым древним из них являлся так называемый Боль­шой цирк. Цирк этот находился в долине, образуемой двумя хол­мами,— Палатином и Авентином. Основным представлением были конные бегах на колесницах. По преданию, такие бега были установлены одним из основателей Рима, Ромулом. В дальнейшем, примерно за 600 лет до нашей эры, в этой долине был построен первый деревянный цирк. С течением веков он все более расширялся, украшался мрамором, бронзой и к началу нашей эры оформился в грандиозный ипподром, рассчитанный на 150 ты­сяч зрителей.

Цирк

Слайд 9

По своему устройству Большой цирк представлял прежде всего прямоугольную в плане арену. По всей ее протяженности с обеих сторон были расположены повышающиеся рядами места для публики. Любопытной особенностью цирковой арены была спина — широкая (в 6 метров) и невысокая (в 1,5 метра) каменная стена, которая, подобно хребту, разделяла арену на две половины. Туристы, приезжающие в Рим из разных стран, и поныне восхищаются руинами Колизея, который некогда был громадным амфитеатром — окружностью более 500 метров и вместимостью около 50 тысяч человек. Сам же Колизей назывался в древности Амфитеатром Флавиев — по фамильному имени императоров Веспасиана, Тита и Домициана, при которых создавалось это монументальное зрелищное сооружение.

Театральное и цирковое искусство Древнего Рима

Слайд 10

Театральное и цирковое искусство Древнего Рима

Слайд 11

Театральное и цирковое искусство Древнего Рима

Слайд 12

Театральное и цирковое искусство Древнего Рима

Слайд 13

Читайте также: