Инструментальное творчество танеева доклад

Обновлено: 02.07.2024

Вы здесь: Главная Глава 4. Русская музыкальная культура рубежа XIX – XX вв. 4.4. С.И. Танеев (1856 – 1915 гг.). Творческий портрет

4.4. С.И. Танеев (1856 – 1915 гг.). Творческий портрет

Рекомендуемая литература

  1. Бажанов, Н. С.И. Танеев / Н. Бажанов. – М., 1971.
  2. Корабельникова, Л. С.И. Танеев в Московской консерватории / Л. Корабельникова. – М., 1974.
  3. Корабельникова, Л. Творчество С.И. Танеева. Историко-стилистическое исследование / Л. Корабельникова. – М., 1986.
  4. Бернанд, Г.В. С.И. Танеев / Г.В. Бернанд. – М., 1983.
  5. Савенко, С. С.И. Танеев / С. Савенко. – М., 1984.
  6. Танеев, С.И. Материалы и документы / С.И. Танеев. – М., 1952. – Т. 1: Переписка и воспоминания.

Сергей Иванович Танеев – крупнейший композитор рубежа XIX‑XX вв. Ученик Рубинштейна и Чайковского, учитель Скрябина, Рахманинова, Метнера. Вместе с Чайковским являлся главой московской композиторской школы.

Эпоха Танеева – не одна, а две эпохи. Его первые сочинения – ровесники ранних произведений Чайковского, а последние созданы одновременно со зрелыми произведениями Стравинского, Мясковского, Прокофьева. Композитор, как бы прозревая процессы близкого будущего, отразил тенденцию к возрождению норм классицизма и барокко.

Принадлежность двум эпохам порождала драматизм внешне благополучной жизни, непонимание его устремлений даже близкими музыкантами. Многие его идеи, вкусы казались тогда странными, оторванными от окружающей действительности. Сегодня же видно, что Танеев, при всём своеобразии, коренными чертами мировоззрения – сын своего времени.

Творческая деятельность Танеева было очень интенсивной и многогранной:

Наследие велико и разнообразно. Очень индивидуален его жанровый состав. Нет программно-симфонических произведений, балетов. Множество замыслов осталось нереализованным, можно было бы опубликовать большой том разрозненных материалов.

музыка для оркестра: 4 симфонии, увертюры, концерт для фортепиано с оркестром;

камерно-вокальный: хоры a cappella, камерно-вокальные ансамбли, 55 романсов;

камерно-инструментальный: 20 циклов, в том числе трио, квартеты, квинтеты.

Танеев – глубоко русский художник , хотя национальная природа творчества проявляется более опосредованно, чем у других русских композиторов. В широком смысле с русской культурой Танеева роднит мелодийная природа творчества.

У Танеева существовала тесная связь со своим временем : он выразил духовный мир лучшей части русской интеллигенции с её высокой этичностью, верой в светлое будущее человечества, её связью с лучшим в наследии русской культуры.

Сергей Танеев

Краткую биографию Сергея Танеева и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Танеева

В середине позапрошлого века, а именно 25 ноября 1856 года, в древнейшем и красивом городе России – Владимире, в доме добрейшего души человека, потомка старинного дворянского рода, статского советника, врача и магистра словесности - Ивана Ильича Танеева произошло радостное событие: на свет появился малыш. Мальчик, которого счастливые родители назвали Сергеем, рос в доброжелательной и творческой атмосфере: в семье между собой изъяснялись на трёх языках и могли похвастаться богатейшей домашней библиотекой. Кроме того, глава семейства, будучи весьма образованным человеком и страстно увлекавшийся литературой и музыкальным искусством, часто устраивал в своём гостеприимном доме различные творческие вечера.

место рождения Сергея Танеева

Родители очень заботились о всестороннем развитии своих сыновей, которых кроме Сережи было ещё двое: старший Владимир и средний Павел. Однако из троих детей музыкальными способностями был одарён только младшенький. Одарённость Сёрёжи, проявившаяся в раннем возрасте, всячески поддерживалась и уже с пяти лет он начал заниматься на фортепиано со специально приглашёнными преподавателями, которые отмечали великолепный слух, музыкальную память и необычайную серьёзность малыша.

Сергей Танеев в детстве

Отрочество и юность в Златоглавой

Биография Танеев гласит, что в середине семидесятых годов семья Танеевых переехала на постоянное место жительство в Москву, где в Обуховском переулке приобрела скромный домик. Сергея определили на обучение в первую классическую гимназию, а 1966 году, после открытия Московской консерватории, записали вольнослушателем и в это учебное заведение, где на протяжении четырех лет он был учеником Э.Л. Лангера по фортепиано и теоретическим дисциплинам. В 1868 году обучение в гимназии всё же пришлось оставить, так как совмещать учёбу сразу в двух заведениях было для мальчика тяжело, тем более в консерватории тоже преподавались общеобразовательные дисциплины. В сентябре 1969 года Сергей Танеев становится действительным учащимся консерватории, кроме того, по теоретическим дисциплинам он сразу был определён в класс П.И. Чайковского , а затем у него же продолжал изучать инструментовку и композицию. Уже с того времени, когда преподаватель и ученик начали профессионально общаться, между ними завязались тёплые дружеские отношения, которые продолжались до самой смерти любимого учителя.

Юноша занимался музыкой очень увлечённо и иногда этим даже пугал своего отца. Иван Ильич стал беспокоиться, что одностороннее образование пагубно отразиться на общем развитии сына и поэтому консерваторское обучение Сергея поставил под вопрос. Спасти будущего композитора от неправильных намерений его родителя смог только директор консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн. Обычно скупой на похвалу, он настолько одобрительно отозвался о талантах молодого музыканта, что все страхи Ивана Ильича насчёт будущего его сына развеялись в один момент. После этого случая Николай Григорьевич взял Сергея в свой класс и обучал его игре на фортепиано до окончания консерватории. Более того не сомневаясь, что у талантливого ученика будет прекрасное творческое будущее как у исполнителя, так и композитора, Рубинштейн приглашал Сергея на музыкальные вечера, которые устраивал в своём доме.

Сергей Танеев в юности

Дебют Танеева – пианиста состоялся в 1874 году в Усадьбе Голицыных в Знаменском переулке. Это было первое публичное выступление молодого музыканта, на котором он блестяще исполнил произведения Листа и Шопена . В классе композиции Сергей также оправдывал все ожидания своего учителя П.И. Чайковского. За годы учёбы он стал автором крупных произведений, среди которых симфония, увертюры и кантата. Консерваторию Танеев закончил в девятнадцать лет просто блестяще: он стал первым учащимся этого учебного заведения, получившим золотую медаль. Перед молодым человеком открывались большие перспективы исполнительской, композиторской и педагогической деятельности, которыми он впоследствии на протяжении всей жизни с успехом занимался, но поначалу юноша решил совершить познавательное турне за пределы отечества. По приглашению своего педагога и наставника Н.Г. Рубинштейна он с образовательными целями посетил Грецию, Италию и Швейцарию, где с интересом изучал культуру и искусство этих стран. Вернувшись на родину, Сергей Танеев начал самостоятельную творческую жизнь. Активно гастролируя по городам России, он успешно выступал в Санкт- Петербурге, Харькове, Нижнем Новгороде, а в ноябре в Москве привёл слушателей в восторг премьерным исполнением концерта № 1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского .

Французское путешествие


Творческий взлёт

Возвращение на родину пришлось на июль месяц, но прекрасная летняя погода не соблазнила музыканта. Он поставил перед собой цель отработать ряд интересных программ, которые впоследствии исполнил на концертах в течение текущего года.

Петр Ильич Чайковский

В 1878 году в жизни Сергея Танеева произошли кардинальные изменения. Его друг и учитель Пётр Ильич Чайковский, устав от преподавательской работы, а кроме того получив от государства пенсионное материальное обеспечение, решил полностью заняться творчеством. Он уговорил Танеева, которому к тому времени было всего лишь 22 года, взять на себя его консерваторскую педагогическую нагрузку, включающую в себя курс гармонии, полифонии, анализа музыкальных форм и оркестровки. А в 1881 году после кончины Н.Г. Рубинштейна, получив должность профессора, Сергей Иванович прибавил к своей преподавательской нагрузке фортепианный класс своего любимого педагога. В 1884 году по рекомендации Чайковского Танеев занял должность директора консерватории, на которой оставался в течение четырёх лет. Пользуясь большим авторитетом не только профессуры, но и студентов, он не только вернул консерватории прежний престиж, но и ввёл много новшеств, которые улучшили работу учреждения. Однако в 1889 году из-за неудовлетворённости административной работой и сильного влечения к творческой деятельности он оставил руководящий пост и сохранил в консерватории только педагогическую нагрузку.

Сергей Танеев
Танеев биография

Сергей Танеев краткая биография
Сергей Танеев биография

Интересные факты о Сергее Танееве

  • Отец Сергея Танеева Иван Ильич по свидетельству современников зарекомендовал себя как очень порядочный и образованный человек. Он проявил себя как поэт, писатель и большой меломан, так как сочинял музыку и умел музицировать на нескольких инструментах (фортепиано, флейта , скрипка , гитара ).
  • Из биографии Танеева мы узнаём, что своё первое публичное выступление он запомнил на всю жизнь. В одиннадцать лет он исполнил на консерваторском концерте первую часть ля минорной сонаты Моцарта и был награждён заслуженными аплодисментами. Однако, тогда ещё не понимая их значение и неправильно расценив, он подумал, что это знак неодобрения, расплакался и убежал со сцены.
  • Имя Сергея Танеева, блестяще закончившего консерваторию и первым из выпускников получившим золотую медаль, сегодня на памятной доске могут прочитать все посещающие Малый зал Московской консерватории.
  • Сергей Иванович Танеев был образованным человеком, кругозор которого был очень широк. Он разбирался в философии, естествознании, истории и математике. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, восхищаясь эрудицией композитора, говорил о нём, что это редкий человек с которым о чём не говори, он всё знает.
  • Танеев был очень дружен с Львом Толстым, и часто навещая писателя в Ясной Поляне, любил играть с ним в шахматы на произведение: если проигрывал композитор, то он играл на рояле, а если терпел поражение литератор - то читал своё сочинение.

Танеев и Толстой

ученик Танеева Сергей Рахманинов

  • Композитор был настолько целеустремлённым человеком, что даже овладел международным искусственным языком эсперанто. Он вёл на нём личный дневник, а также сочинял романсы (к большому сожалению, ноты этих произведений утеряны).
  • Имя выдающегося композитора С.И. Танеева в сердцах граждан России будет жить вечно. В память о нём названы: Международный конкурс камерных ансамблей; Всероссийский музыкальный фестиваль классической музыки, проходящий один раз в два года во Владимире. Кроме этого, имя С.И. Танеева по праву присвоено Научно-музыкальной библиотеке Московской консерватории.

Творчество Сергея Танеева

Творчество Танеева

Творческая жизнь Сергея Ивановича была чрезвычайно насыщенной и разносторонней. Причём Танеев — ученый, пианист и педагог неразрывно связан с Танеевым – композитором, которой оставил потомкам сравнительно небольшое, но весьма ценное по содержанию наследие. Будучи рьяным противником различных новомодных музыкальных направлений, он в своём творчестве основывался на народности и убеждённо следовал классическим традициям западноевропейской и русской музыки. Современникам композитора даже казался странным его непомерный интерес к Баху и Моцарту, кроме этого они подвергали его сочинения критике, называя устаревшими и сухими. Да, действительно, произведениям Сергея Ивановича не характерна открытая эмоциональность, но они отличаются мудрой сосредоточенностью и высочайшим мастерством.

Из симфонических произведений композитора необходимо особо отметить симфонию под номером четыре, по достоинству оценённую современниками выдающегося маэстро, а после смерти ставшей одним из самых популярных его произведений. Важно упомянуть, о взыскательности Танеева к своей работе: он считал, что это единственная из его симфоний достойна не разового исполнения, а полноценной концертной жизни и поэтому в отличие от других она была напечатана ещё при жизни композитора.

Танеев и Московская консерватория


Танеев работал в консерватории до 1905 года, пока в стране не начались революционные волнения. Профессор выразил неудовольствие в связи с отчислением неблагонадёжных студентов консерватории, а также выступил за реформу образования, представив при этом свой проект изменений. Такая деятельность профессора вызвала гнев директора учреждения В. Сафонова, который вызвал Танеева на неприятный разговор. После взаимных обвинений Сергей Иванович написал заявление об уходе и, несмотря на уговоры коллег и студентов, его решение осталось твёрдым.

Личная жизнь композитора

возлюбленная Танеева Мария Кинд - Бенуа

К сожалению, о личной жизни Танеева известно очень мало. У него не было семьи, всю жизнь он прожил со своей няней П. Чижовой, которая была для него другом, советчиком и хозяйкой в доме. Поскольку композитор отличался замкнутостью, он никогда про себя никому не рассказывал и лишь одно письмо, найденное случайно спустя несколько лет после его смерти помогло расставить точки в драме всей его жизни. Сергей Иванович в восьмидесятых годах завёл приятное знакомство с пианисткой, женой знаменитого архитектора и живописца Альберта Бенуа – Марией. Возникло обоюдное влечение, но отношения пришлось прервать, так как к тому времени женщина уже была матерью четверых детей, которые при разводе остались бы с отцом. Кроме этого Танеев боялся, что не сможет материально обеспечить свою возлюбленную и дать ей такую жизнь, к которой она привыкла. У композитора теплилась надежда, что он всё же встретит достойную женщину и создаст с ней семью, в которой будут дети. Однако не сложилось, и одиночество преследовало его всю жизнь.

Сергей Иванович и его знаменитые родственники

Ещё одним представителем Танеевского рода заслуживающим особого внимания является Владимир Иванович - родной старший брат композитора. Это был очень эрудированный человек с весьма обширным кругом интересов. Он занимался адвокатской практикой и экономикой, придерживался прогрессивных взглядов, был лично знаком с Карлом Марксом, являясь убеждённым сторонником его идей.

Активная и очень разнообразная творческая жизнь Сергея Ивановича Танеева для отечественной музыкальной культуры имеет весомое значение. К сожалению, его музыкальные произведения не сразу нашли подлинное признание, но сегодня они воспринимаются как настоящее достояние Серебряного века и слушаются с радостью и вдохновением.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

фильм о Сергее Танееве


Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М.И. Глинки, П.И. Чайковского, а также И.С. Баха, Л.В. Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века.

Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематического и полифонического развития. В своих сочинениях он тяготел к нравственно - философской проблематике.

В своих сочинениях он тяготел к нравственно - философской проблематике. Такова, например, его единственная опера - "Орестея" (1894, по Эсхилу) - образец претворения античного сюжета в русской музыке. Опера была завершена в июле 1894 года. Первая постановка "Орестеи" состоялась 5 октября 1895 года в Мариинском театре в Петербурге.

Замысел сочинить оперу по трилогии Эсхила возник у С.И. Танеева в начале 80-х годов 19. В своем дневнике от 6 июня 1900 года Танеев вспоминал:

"Мысль написать "Орестею" зародилась у меня, когда я летом приехал в J 882 году в Селище. перед отъездом я купил у букиниста "Орестею" в русском переводе и нашел, что „Хоэфоры" превосходный сюжет для оперы (первая мысль была написать только „Хоэфоры "). Я стал ежедневно писать „оперу", которую довел, кажется, до появления Ореста. Ничего из этого наброска не вошло потом в настоющую оперу. "

В марте 1887 года Танеев гостит у Чайковского в Майданове. Там Танеев играет Чайковскому отрывки из будущей оперы. Летом того же года Танеев начал систематическую работу над произведением:

"Сочиняю ежедневно свою будущую оперу, - писал Танеев Чайковскому, - и получаю большое удовольствие от этого занятия. Я взял с собой разные сочинения греческих писателей - Эсхила, Софокла, Еврипида. Занимаюсь чтением оных применительно к моей будущей опере и нахожу, что сочинение оперы есть самое осмысленное и привлекательное занятие. Либретто приходится во многом переделывать, многие части будут в прозе".

"Орестея" - плод кропотливого труда композитора. Творческий процесс не был легким, поскольку сочинял Танеев медленно, тщательно отрабатывая мельчайшие детали. Медленность работы над оперой была следствием исключительной требовательности Танеева к себе. Своими переживаниями Танеев всегда делился с Чайковским:

"Вообще, - признавался он в одном из писем Петру Ильичу, - у меня страшно много времени уходит на подготовительные работы и несравненно менее на окончательное сочинение. Некоторые нумера в течение нескольких лет я не привожу в окончательные вид, продолжая над ними работать. Над темами, которые имеют особенное значение и повторяются в нескольких местах оперы, я часто предпринимаю работы отвлеченные, без отношения к какому либо определенному месту, делаю из них контрапунктические этюды - каноны, имитации и т.п. С течением времени из этого хаоса. начинает возникать нечто более стройное и определенное".

Один из создателей лирико-философской кантаты в русской музыке: "Иоанн Дамаскин", "По прочтении псалма", "Слава Н. Г. Рубинштейну", "Я памятник себе воздвиг".

Кантата для хора и оркестра "Иоанн Дамаскин", написанная в 1884 году на слова А.К. Толстого. Как всегда у Танеева, работа над сочинением продолжалась очень долго. Композитор проделал огромный подготовительный труд, контрапунктически разрабатывая избранные музыкальные темы. Первое исполнение кантаты "Иоанн Дамаскин" под управлением автора состоялось в Москве 11 марта того же года в собрании Русского Музыкального Общества, посвященного памяти Николая Рубинштейна.


Хоровая музыка - важная часть наследия Танеева. Он возродил популярный в отечественной музыке 17 - 18 веков жанр - хоры a cappella более 40 хоров ("Сосна", "Веселый час", "Фонтан", "Ты кончил жизни путь, герой", "Серенада", "На могиле"). Композитор понимал хоровой жанр как сферу высокого обобщения, эпоса, философского размышления. Отличительная черта связана с совершенно новым подходом к драматургической роли хора, который он трактует как вокальный оркестр, что значительно расширяет возможности данного жанра. Использовал в редкую в хоровой музыке форму сонаты ("Посмотри, какая мгла", "Звуки прибоя", "Развалину башни"). Отсюда крупный штрих, монументальность его хоровых композиций. Естествен и выбор поэтов: Ф. Тютчев, Я. Полонский, К. Бальмонт, М. Лермонтов, в стихах которых Танеев подчеркивает образы стихийности, грандиозности картины мира.


В инструментальной музыке особое значение придавал интонационному единству цикла, монотематизму. Симфония до минор — одна из вершин русской инструментальной музыки. Танеев достиг в симфонии подлинного синтеза русской и европейской, прежде всего бетховенской традиции. Концепция симфонии утверждает победу ясного гармонического начала, в котором разрешается суровый драматизм 1 части. Циклическое четырехчастное строение произведения, композиция отдельных частей опираются на классические принципы, трактованные весьма своеобразно. Так, идея интонационного единства превращается у Танеева в метод разветвленных лейтмотивных связей, обеспечивающих особую спаянность циклического развития. В этом ощущается несомненное влияние романтизма, опыта Ф. Листа и Р. Вагнера, интерпретированного, однако, в условиях классически ясных форм.

Научная и педагогическая деятельность.


Среди представителей старинного дворянского рода Танеевых встречались музыкально одаренные любители искусств — таким был и Иван Ильич, отец будущего композитора. В семье поддерживали рано обнаружившийся талант мальчика, и в 1866 г. он был определен в только что открывшуюся Московскую консерваторию. В ее стенах Танеев становится учеником П. Чайковского и Н. Рубинштейна — двух крупнейших деятелей музыкальной России. Блестящее окончание консерватории в 1875 г. (Танеев первым в ее истории был удостоен Большой золотой медали) открывает перед молодым музыкантом широкие перспективы. Это и разнообразная концертная деятельность, и преподавание, и углубленная композиторская работа. Но прежде Танеев совершает поездку за рубеж.

Пребывание в Париже, соприкосновение с европейской культурной средой оказало сильнейшее воздействие. Танеев предпринимает суровую переоценку достигнутого им на родине и приходит к выводу о недостаточности своего образования, как музыкального, так и обще­гуманитарного. Наметив твердый план, он начинает упорную работу над расширением кругозора. Работа эта продолжалась всю жизнь, благодаря чему Танеев смог стать вровень с образованнейшими людьми своего времени.

Весной 1885 года Сергей Иванович был избран директором Московской консерватории. В этой должности он оставался четыре года (1885 — 1889) и принес консерватории огромную пользу. К концу его директорства консерватория полностью очистилась от дефицита и имела в активе значительную сумму. Но основными для Танеева были, конечно, творческие проблемы. Танеев усовершенствовал учебные планы, взяв на себя руководство теоретическими предметами. По его настоянию в консерватории было открыто педагогическое отделение класса фортепиано для музыкантов, не обладающих ярким виртуозным дарованием, но способных к профессиональной деятельности. Исключительное внимание Танеев уделил оркестровому и хоровому классам. Для учащихся-духовиков были выделены дополнительные стипендии, что позволило сформировать контингент духовых классов и создать полноценный ученический оркестр. Руководство оркестровым и хоровым классами Танеев принял на себя.

В мае 1889 года Танеев оставляет пост директора Московской консерватории, сохранив за собой только класс контрапункта.

Кроме того, в предисловии к той же книге автор предлагает осмысление процессов, происходящих в современной ему музыке. В частности, он предрекает дальнейшее развитие музыкального языка в сторону усиления полифонических связей и ослабления функционально-гармонических.


Как педагог, Танеев добивался улучшения профессионального музыкального образования в России, заботился о высоком уровне музыкально-теоретической подготовки учащихся консерватории всех специальностей. Именно он создал основу для серьёзной музыкально-теоретической подготовки всех исполнительских профессий. Он первый предложил усовершенствовать современное ему профессиональное музыкальное образование, разделив его на две ступени, соответствующие нынешним среднему специальному (училище) и высшему (консерватория) образованию.

Танеев был прирожденным педагогом. Прежде всего потому, что собственный творческий метод он выработал совершенно сознательно и мог научить других тому, чему научился сам. Центром тяжести при этом становилась не индивидуальная стилистика, а общие, универсальные принципы музыкальной композиции.

Он вывел на высокий уровень преподавание в классах контрапункта, канона и фуги, анализа форм музыкальных произведений. Создал композиторскую школу, воспитал многих музыковедов, дирижёров, пианистов (продолжая фортепианные традиции Николая Рубинштейна).

Среди учеников: Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Николай Метнер, Рейнгольд Глиэр, Константин Игумнов, Георгий Конюс, Сергей Потоцкий, Всеволод Задерацкий, Сергей Евсеев (посвятил несколько литературных трудов творчеству Танеева), Болеслав Леопольдович Яворский.

В 1910—1911 годах С. И. Танеев вместе с А. В. Оссовским выступил в поддержку молодого композитора Сергея Прокофьева и написал письмо к издателю Б. П. Юргенсону с просьбой опубликовать произведения композитора. Однако только после убедительного письма А. В. Оссовского Б. П. Юргенсон ответил согласием.

Был одним из первых эсперантистов в России; на языке эсперанто им написаны несколько романсов, на нём же СИ. Танеев на первых порах вёл свой дневник.

Заключение.

Композитор Сергей Танеев родился в 1856 году, принадлежал к дворянскому роду. Его отец также был талантливым любителем музыки, воспитывал Серёжу музыкальным ребенком. В раннем возрасте С. Танеев поступил в консерваторию, где обучался у Чайковского. Проявляя впоследствии профессионализм в жанрах классической музыки: кантата, хор, вокальные миниатюры и камерная инструментальная музыка - осуществлял научную и педагогическую деятельность в области музыковедения. Но основное дело жизни - композиторское творчество. Весьма небезынтересна творческая биография. Танеев Сергей Иванович был выдающейся личностью.

сергей танеев

О направлениях деятельности и творчества

Будучи авторитетным в культурной сфере, Сергей Танеев был первым в стране музыковедом. Занятия проходили в Московской консерватории. В процессе педагогической и профессорской деятельности он воспитывал творческую молодежь, в числе учеников были знаменитые композиторы: Рахманинов, Скрябин, Глиэр.

танеев сергей иванович интересные факты

Произведения Танеева, созданные на пороге 20 века, относятся к направлению неоклассицизма, развившегося в начале этого века. Композиторская деятельность была признана не сразу. Музыкальные работы считали сухими, результатом учености и кабинетного творчества. Увлечение Танеева Бахом и Моцартом также не прибавляли интереса. Но с исторической точки зрения был оправдан поиск прочных оснований для отечественной музыки, применимый к слиянию с европейской культурой. Его музыка отличалась универсальностью.

Перспективы и факты

Широкие перспективы открылись перед музыкантом после получения образования. Он выступал на концертах, преподавал и занимался композиторской деятельностью. Ещё в молодом возрасте ездил во Францию для знакомства с европейской культурой. Все признавали за Танеевым выдающиеся нравственные качества, называя его "совестью музыкальной Москвы". Танеев Серей Иванович, краткая биография которого рассматривается, прославил своё имя.

танеев сергей иванович хоровое творчество

Обучение

В 1866 году Николаем Рубинштейном была образована Московская консерватория. До того времени профессиональные музыканты не воспринимались всерьез, да и их занятия тоже. Но посредством консерватории музыкант, как таковой, начал приобретать уважение к себе. Сергей Танеев сразу же, с момента основания учреждения, поступил на 1 курс обучения в возрасте 9 лет. Чайковский, произносивший напутственную речь на открытии, ориентировал учащихся на интерес к искусству и "славу честного художника". Н.Г. Рубинштейн преподавал у Танеева класс фортепиано и рекомендовал его как избранного, предсказывал перспективное будущее. А преподавателем композиции у Танеева был П.И. Чайковский.

биография танеев сергей иванович

С точки зрения раннего музыкального развития, которое получил Танеев Сергей Иванович, краткая биография для детей также будет интересна.

Поездка за границу

Блестяще окончив консерваторию с золотой медалью, в 1975 году Танеев приезжает в Париж. Было традицией для интеллигенции знакомиться с искусством Франции. Еженедельно он посещал Полину Виардо и познакомился там с писателями Тургеневым, Г. Флобером, французским композитором Гуно. Также был в гостях у Сен-Санса и исполнял произведение Чайковского - первый концерт на фортепиано. Познакомившись с французской культурой, музыкант решил, что полученного образования и кругозора ему недостаточно. Уезжая из Франции в возрасте 20 лет, в записной книжке Танеев отметил, что в другой раз он приедет за границу пианистом, композитором и образованным человеком.

Деятельность после окончания учебы и поездки

Проявляя целеустремленность, композитор Танеев решил освоить европейские традиции в музыке, стараясь соотнести их с отечественными. Он считал, что русской музыке недостает исторических оснований, которые имеются в европейской. Лиризм в творчестве романтически сочетался с классикой.

В Москве Сергей Иванович долго жил в районе Пречистенки со своей няней, выступал на концертах. В 1878 году началась работа в Московской консерватории. О занятии преподавательской деятельности его убедительно просил Чайковский. Композиторскую работу пришлось отодвинуть на второй план, так как время было посвящено преподаванию теории.

Он говорил учащимся, что нет незыблемых правил, если что-то не подходит данному стилю, то пригодится в другом. Преподаватель Танеев занимался обучением по нескольким дисциплинам, а также читал лекции по основанной им самим дисциплине контрапункт.

Научная работа "Подвижной контрапункт строго стиля" явилась результатом глубокого исследования. Теория отличалась универсальностью и математической точностью. В 28 лет Танеев занимает должность директора Московской консерватории, опять же по настоянию Чайковского. А также он был первым пианистом, исполнявшим крупные произведения Чайковского.

танеев сергей иванович краткая биография для детей

О ранних произведениях Танеева

Кантата "Иоан Дамаскин" на текст А. Толстого прославила композитора, а сам он назвал ее первым номером в своей творческой биографии. Это было в 1884 году.

Жанр классической музыки кантата характеризует творчество музыканта. На создание подобного русского православного произведения его вдохновили кантаты Баха. По замыслу это приготовление к открытию Храма Христа Спасителя, но впоследствии планы пришлось изменить. Тем не менее это философское произведение на тему жизни церковного писателя, жившего в 17 и 18 веках.

С этого же момента в творчество вошла хоровая музыка. В произведениях прослеживается стремление создать картину мира, показать ее грандиозность путем монументальных замыслов. Другая кантата Танеева "По прочтении псалма" также является вершиной его творчества, но создана позже.

Единственная опера - трилогия "Орестея" на основе произведений Эсхила переводит античный стиль и сюжет, применяя его к русской музыке. На сочинение оперы потрачено 10 лет. Кропотливость показывает, как требовательно Танеев относился к своим произведениям. Но уникальный труд оказался несвоевременным и не был признан, так как не получил понимания. Выражая индивидуальность, отличную от тенденций современности, композитор занимался поиском обобщений в виде нравственных идей, идеального. Таков был Танеев Сергей Иванович.

Хоровое творчество композитора составляет особый и значительный раздел его биографии. Для создания хоровых произведений как отдельных номеров, так и объединенных в циклы, он обращается к поэзии Тютчева, Фета, Полонского, Хомякова, Бальмонта.

Творческим порывом к созданию цикла, который признан вершиной русской хоровой музыки, под названием "Двеннадцать хоров а cappella для смешанных голосов" стали стихи известного русского поэта Якова Петровича Полонского. До него русская музыка еще не знала таких монументальных и серьезных хоровых сочинений. В них находит воплощение его философичная, высоконравственная натура, широта и мощь идей, а также проявилось яркое дарование композитора-полифониста.

Этап деятельности после работы в консерватории

После передачи полномочий директора консерватории 1889 году В. Сафронову Танеев сформировал дружественные контакты с петербургскими музыкантами. Следовал предреволюционный период истории страны, и многие ученики участвовали в забастовках. Танеев выступал против их отчисления за эти действия. После окончания преподавательской деятельности Танеев продолжал обучать бесплатно, давая частные уроки, потому что считал оплату помехой отбору музыкантов.

На пороге 20 века установилась дружба с Л. Толстым, в результате чего часто посещал Ясную Поляну композитор. Он даже жил там в предоставленном Л. Толстым флигеле, работал, увлекался шахматами. В конце шахматной партии проигравший должен был исполнять свое произведение в виде чтения вслух или игры на рояле. Но у Л. Толстова случился семейный разлад в связи с данной дружбой, так как к Танееву начала испытывать симпатию жена писателя. Но при этом она выражала восторг к музыке и говорила, что осталась жива после смерти сына благодаря именно ей. Но сам композитор вел себя как обычно сухо, скрытно и не был причиной личного конфликта. Софья Андреевна была благодарной слушательницей произведений, симфоний, но в поисках красоты и идеальности это не было замечено композитором.

Личная жизнь

При этом композитор не был бесчувственным, но был волевым и обладал тонким юмором. Он вел дневник на языке Эсперанто и написал на нем несколько романсов. У Танеева была также любовь к жене художника Бенуа, матери четырех детей. По законам того времени развод означал передачу детей супругу, отцу. Танеева по этому поводу несколько лет преследовала драма, поскольку отношения пришлось разорвать.

Интересные факты из жизни

Няня Танеева жила вместе с ним и занималась его хозяйством. После концертов любители его творчества дарили ему венки из лавра. Оказывается, что няня использовала этот лавровый лист для приготовления пищи, так как однажды она высказалась: "Вы бы концерт дали, а то лавровый лист кончается".

Это не единственная юмористическая история, с которой сталкивался Танеев Сергей Иванович. Интересные факты из жизни рассмотрим далее.

Однажды ему рекомендовали ученика, который страдал пьянством, сообщив, что он музыкант хороший, но часто болеет. На это Танеев ответил, что вопрос не в этом, а в том, вовремя ли он выздоравливает?

Вполне сопровождается юмором жизненный путь, который прошел Танеев Сергей Иванович. Интересные факты из его жизни можно перечислять долго.

В России было много людей, любивших выпить. Музыкант относился к этому терпимо. Он говорил: "Пьянство - это, скорее всего, не недостаток, а излишество".

танеев сергей иванович интересные факты из жизни

Творчество периода начала 20 века

Симфония "До минор" с чертами философского симфонизма была посвящена Глазунову, который также управлял ее премьерой. В центре сюжета - лирический герой, преодолевающий хаос бытия и трагизм жизни. Появившись после Шестой симфонии Чайковского, это произведение могло быть поставлено в ряд с некоторыми симфониями Бетховена и Брамса.

Вклад в жанр инструментальной музыки, процветание камерного ансамбля обеспечил Танеев Сергей Иванович. Биография, произведения которого свидетельствуют о начале культурного преобразования в музыке страны. Впоследствии направление было развито другими композиторами уже советского периода. Методы и средства выражения подвергались избирательности. В квартетах и ансамблях использовался стиль полифонии, плавное развитие темы. Популярны были и романсы, отличавшиеся мелодичностью.

Танеев даёт концерты и участвует в жизни музыкальной Москвы. В 1910 году молодой композитор Сергей Прокофьев получает его поддержку при попытке опубликовать произведение. Портретные фотографии тех лет отражают творческий облик. Танеев Сергей Иванович, фото которого можно увидеть в статье, является национальной гордостью.

Конец жизни и творчества

А. Скрябин, ученик композитора, умер в 1915 году. Сергей Танеев пришел на похороны в легкой одежде, в результате чего простудился и умер спустя несколько недель. На проводы композитора пришла вся Москва. На этом заканчивается биография. Танеев Сергей Иванович ушел из жизни в возрасте 58 лет.

танеев сергей иванович фото

Заключение

Имя Танеева украшает мемориальную доску перед входом в партер Малого зала консерватории. Он является, несомненно, выдающимся композитором, а также ученым, работавшим в должности профессора консерватории. Пианист-виртуоз своего времени Танеев был прославленным исполнителем. Его многообразное творчество имеет особенности, присущие позднему романтизму и символизму, а также охватывает несколько жанров.

Большой вклад в русскую культуру внес Сергей Танеев, биография которого свидетельствует об этом. Занимая особое место в русской музыке 19-20 веков, он запечатлел свое творчество исключительным отношением к искусству.

Читайте также: