Соотношение понятий радикализм экстремизм сепаратизм террор и терроризм доклад

Обновлено: 05.07.2024

Для более точного содержательного понимания иностранных слов радикализм, экстремизм и терроризм и связей между ними дадим их перевод на русский язык.

Радикализм

Радикализм – от латинского слова Radix - Корень. Когда люди хотят, но не могут добиться безопасности, покоя, достатка, богатства, власти, справедливости, удовлетворения своих актуальных потребностей, у них возникают протестные чувства и желания коренным (радикальным) образом изменить тактику и стратегию достижения своих целей. Вырвать с корнем причины угроз и неудач, начать новый виток (этап, цикл) борьбы за свои интересы с расширением идеологического, социального и технологического пространства этой борьбы за счет освобождения от каких-то (нравственных, моральных, этических, правовых, культурных и др.) ограничений с использованием новых более активных и эффективных приемов достижения поставленных целей.

Радикализм проявляется в разных масштабах, уровнях и сферах жизни. Радикализм не имеет национальности, места жительства, пола, профессии. Он существовал во все времена и во всех странах. Радикализм можно дифференцировать на индивидуальный, групповой и массовый. В основе каждого из них преобладают индивидуально-личностные смыслы.

Принять решение радикальным образом изменить свои моральные принципы, способы и средства достижения субъективно значимой цели может один человек – парень, девушка, отец семьи, тренер футбольной команды, директор предприятия, глава ведомства, лидер партии, общественной, политической, религиозной организации, страны, блока стран и др.

Например, какой-то молодой человек (или девушка) осознал, что он обладает большим интеллектуальным, творческим, волевым и физическим потенциалом, что он лучше многих других, может сделать карьеру, улучшить свое финансовое и социальное положение. Возник образ самого себя – богатого, знаменитого, властного, здорового, сильного, успешного….Образ понравился, запомнился, стал привлекательным, желанным. Оформилась цель – получить престижное образование и перспективную профессию; научиться обращать на себя внимание, нравиться вышестоящим, быть внешне привлекательным, спортивным, сексуальным, интересным, востребованным, конкурентоспособным…. Цель вполне достойная, современная, соответствующая возрастным биологическим, психологическим и социальным потребностям человека. Но достижение этой цели возможно только в пространстве социума. Кроме собственных желаний и ресурсов требуются административные, финансовые, информационные, правовые и другие ресурсы многих людей, которые в рыночном обществе имеют высокую цену…

Радикализм может быть групповым. Например, коллекторы, различные группы в социальных сетях, ориентирующие подписчиков на агрессию, саморазрушение и суициды.

Радикализм может быть массовым. Например, переселение европейцев в Америку. Ради цели разбогатеть жители Европы решили коренным образом изменить все - место жительства, манеры поведения, способы организации бизнеса, устранения конкурентов и др. Так, благодаря радикализации недовольных своим экономическим и социальным положением европейцев, образовалась новая страна – Соединенные Штаты Америки, с новыми принципами и способами организации производства и управления, эффективного устранения конкурентов, силового стиля поведения, стремления к мировому лидерству и доминированию.




Радикализация партийных и бюрократических верхов СССР, жаждавших личного обогащения и освобождения от нравственных ограничений, способствовала их отказу от идеологии коммунизма и социализма, революционному переходу из развитого социализма в дикий капитализм 90-х годов. Это вызвало распад СССР с множеством негативных последствий.

В существующей системе двойных стандартов и подмене ценностей социальные и материальные проблемы молодежи многих стран мира обуславливают ее радикализацию, которая реализуется переформатированием и сменой идеологии, волевыми решениями и действиями для улучшения социального положения и окружения, места жительства, рода занятий, вступлением в протестные движения.

Экстремизм

Удовольствие от острых ощущений, рискованного поведения, выходящего за границы биологических, социальных, психологических, культурных, правовых, нравственных норм получают не только экстремисты на войне, но и много мирных жителей – экстремалов. К ним можно отнести спортсменов любителей дельта-планеризма, авто- и мотогонок, скоростных спусков на лыжах, лыжной акробатики, дайвинга (подводных погружений), прыжков с парашютом и других, нередко гибнущих в результате своих увлечений. Не все риски можно предсказать и предупредить.

В последние годы ряды экстремалов пополняют любители селфи – одержимые влечением фотографировать себя в положениях опасных для жизни – на краю крыши высотного дома, на опоре электропередач, на перилах моста через реку, над пропастью, в клетке с хищниками и т.п. и рассылать эти фотографии по социальным сетям.

Слово край (Еxtremus) синоним слова предел. Мирным аналогом экстремизма является беспредел. Он, как и экстремизм, стал результатом переформатирования радикализированных личностей, алчущих личного богатства любой ценой. Они отказались от нравственных норм, отменили для себя нравственные ограничения, присвоили и поделили общенародную собственность. Своей цели они достигли. Удовлетворяют растущие биологические и социальные потребности. Живут в эйфории. Последствия их эффективного управления для подчиненных они вытесняют за границы своего сознания, как наркоманы вытесняют и отрицают наличие у себя зависимости, не чувствуют стыда за то, что воруют деньги и собственность у своей семьи, приносят тяжелый материальный и моральный ущерб своим родителям, разрушают их соматическое, психическое и духовное здоровье.

В Ветхом завете есть яркие примеры радикальных и экстремальных мер: Моисей 40 лет водил евреев по пустыни, чтобы искоренить рабство. Господь уничтожил огнем города Содом и Гоморру за грехи и разврат их жителей.

Беспредел и экстремизм для современной цивилизации актуальны настолько, что некоторые его проявления, например, коррупция, признаются угрозой международной безопасности.

Сходство беспредела с экстремизмом вызывает сходство реагирования жертв того и другого. Беспредел, оказавшийся компонентом управленческой деятельности, вызывает протесты у нижестоящих граждан и предсказуемо побуждает их к проявлению защитного гетеро- или аутоагрессивного поведения. Для сохранения стабильности в обществе нужно восстанавливать нравственные границы (пределы) в деятельности всех его членов.

Из множества определений экстремизма мы составили самое короткое, отражающее его основные признаки. Экстремизм - это форма вызывающего, демонстративного поведения, самоутверждения, максимализма, доведенная до крайности, до абсурда, с нарушением границ психической нормативности, ломающая структуры и функции организма, личности и общества.

Основные понятия экстремизма даны в Статье 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) "О противодействии экстремистской деятельности" См. Приложение.

Терроризм

Терроризм от латинского слова T error - С трах, Ужас. Терроризм - это следующий этап развития экстремизма. Продолжим аналогию с наркоманией. При всех видах зависимостей происходит привыкание к наркотику. Его привычная доза через несколько месяцев не дает желаемого результата. Центр удовольствия не возбуждается до ожидаемой степени. Для того, чтобы удовольствие получать, зависимому нужно повышать дозу наркотика, учащать его прием, сочетать наркотик с другими веществами. По аналогии с наркоманией экстремисту требуются дополнительные источники острых ощущений, усложнение агрессивного поведения, более изощренные формы насилия, большая физическая и моральная травматизация своих жертв, вызывающая более тяжелые страдания у них, но доставляющая больше удовольствий террористу. Это понимание терроризма на личностном уровне через этап дезадаптации и развития расстройств личности смешанного типа с истерическими, паранойяльными, органическими, шизоидными, аморальными, асоциальными, мизантропическими и другими составляющими. Кроме того, в поведении террористов присутствует сочетание ауто- и гетероагрессии.

На политическом уровне терроризм определяется как один из вариантов тактики политической борьбы, связанный с применением идеологически мотивированного насилия.

Законодатели разных стран не пришли к единому определению терроризма. Исследуя и обобщая деяния и признаки составов преступлений террористической направленности, записанных в Уголовных кодексах государств – участников СНГ, В.П.Емельянов конструирует следующее определение терроризма:

терроризм – это публично совершаемые общеопасные действия или угрозы таковыми, направленные на устрашение населения или социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов.

Суть терроризма – насилие с целью устрашения.

Субъект террористического насилия – отдельные лица или неправительственные организации.

Объект насилия – власть в лице отдельных государственных служащих или общество в лице отдельных граждан (в том числе иностранцев, или госслужащих иных государств). Кроме того – частное и государственное имущество, инфраструктуры, системы жизнеобеспечения.

Цель насилия – добиться желательного для террористов развития событий – революции, дестабилизации общества, развязывания войны с иностранным государством, обретения независимости некоторой территорией, падения престижа власти, политических уступок со стороны власти и т.д.

Обязательное условие терроризма – резонанс террористической акции в обществе.

Терроризм является индикатором кризисных процессов.

Это – аварийный канал обратной связи между обществом и властью, между отдельной частью общества и обществом в целом.

Он свидетельствует об остром неблагополучии в некоторой зоне социального пространства. В этом отношении, терроризм не имеет чисто силового, полицейского решения. Локализация и подавление террористов – лишь часть борьбы с этим злом. Другая часть предполагает политические, социальные и культурные преобразования, которые снимают основания для радикализации общества и обращения к терроризму!

Экстремизм и терроризм относятся к формам деструктивного поведения.

Деструктивное поведение – это поведение, не соответствующее правовым, социальным и нравственным нормам, и направленное на радикальное неприятие альтернативных точек зрения. Существует мнение, что деструктивными могут быть не только действия, но и идеи (взгляды).

Профилактика экстремизма и терроризма у подростков и молодежи непосредственно связана с профилактикой психологического нездоровья, с вопросами эффективной адаптации к жизни и окружающей среде, с проблемами общения и в целом понимания людьми друг друга и самих себя.

Испытания экстремизмом, беспределом и терроризмом даются обществу для того, чтобы оно осознавало, признавало и исправляло свои идеологические, политические, экономические, управленческие и другие ошибки.

Экстремистские действия, как сеансы шоковой терапии, вынуждают общество исследовать причины появления радикализма, экстремизма и терроризма устранять их, то есть, п обуждают к совершенствованию.

Цель нашей книги – анализ причин и механизмов радикализации, экстремизма и терроризма как форм и этапов индивидуального и массового протеста людей на реальные или мнимые угрозы, а также разработка приоритетных направлений и инновационных методов их профилактики.

Это очень сложная задача. Рост радикализма, экстремизма и терроризма обусловлен множеством причин – идеологических, социальных, экономических, политических, информационных, психологических, психиатрических, наркологических и других. Для противодействия этим феноменам жизни необходимо разбираться в их причинах и объединяться всем специалистам. Мы начинаем это обсуждение и призываем всех к его продолжению.

Изучение феномена радикального сознания. Связь понятия "терроризм" с такими, более общими, понятиями как "политический радикализм" и "политический экстремизм". Особенности радикалистской политической культуры, философия фундаменталистского радикализма.

Рубрика Политология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.02.2020
Размер файла 29,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

"Политический радикализм", "политический экстремизм" и "терроризм" как категории современной политической науки

Радикализм (от лат. radix - корень, radicalis - коренной) в энциклопедической литературе определяется как социально-политические идеи и действия, направленные на решительное (коренное, фундаментальное) изменение существующих общественных институтов, заметно проявляющиеся в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и укладу тех или иных слоёв и групп. Этим термином обозначается стремление доводить политическое или иное мнение, позицию до его конечных логических и практических выводов, не мирясь ни с какими компромиссами. Радикализм противоположен консерватизму, умеренности, традиционализму.

В марксизме радикалистская ориентация вытекает из объективных общественных условий жизни людей в обществе частной собственности. Угнетенные слои общества, особенно их вожди, осознают необходимость изменения общественных отношений и реализуют ее в своей деятельности.

Противоположной позицией следует считать концепцию Л.Н. Гумелева, который считал, что радикализацию осуществляют пассионарии - люди, практически бессознательно проявляющие активность в том или ином направлении и создающие новые формы в обществе и политике. Формы радикализма в этом случае можно различать по степени активности его представителей, а также в зависимости от глубины планируемых преобразований.

Отдельного изучения требует феномен радикального сознания. Выделим некоторые типы такого сознания.

Историческими наследниками такого манихейского нигилизма можно назвать, как минимум, четыре группы политических движений новейшего времени:

2) Анархо-коммунистическое направление в левом движении, радикальный ленинизм-троцкизм;

3) Нацисты, то есть биологические этнонационалисты секулярного или мистического типа;

4) Любые представители религиозного нигилизма, от суицидальных сект языческо-буддистского происхождения до авраамического анархо-космополитизма неокальвинистского или ваххабитского толка.

1. Авдеев Ю.И. Основные тенденции современного терроризма. М., 1998.

2. Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., 1998.

3. Антонян Ю.М., Смирнов В.В. Терроризм сегодня. М., 2000.

4. Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX-начало XX в.). М., 2000.

5. Василенко В.И. Терроризма как социально-политический феномен. М., 2002.

6. Гаврилин Ю.В., Смирнов Л.В. Современный терроризм: сущность, типология, проблемы противодействия. М., 2003.

7. Годунов И.В. Энциклопедия противодействия терроризму. М., 2007.

8. Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризма. СПб., 2002.

9. Жариков К.В. Терроризм и террористы. Исторический справочник. Минск, 1999.

10. Загладин М.В., Путилин Б.Г. Международный терроризм: истоки, проблемы, противодействия. - М., 2006.

11. Замковой В., Ильчиков М. Терроризм - глобальная проблема современности. М.,1996.

12. Ильинский И.М. О терроре и терроризме. М., 2001.

13. Кожушко Е.П. Современный терроризм: анализ основных направлений. Минск, 2000.

14. Ланцов С.А. Террор и террористы: Словарь. СПб., 2004.

15. Литвинов Н.Д. Террористические организации: формирование и деятельность (политико-правовой анализ). М., 1999.

16. Петрищев В.Е. заметки о терроризме. М., 2001.

17. Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. М., 2000.

18. Современный терроризм и борьба с ним: социально-гуманитарные измерения. М., 2007.

19. Социальные и психологические проблемы борьбы с международным терроризмом. М., 2002.

20. Современный терроризм: состояние и перспективы. М., 2000.

21. Терроризм - угроза человечеству в ХХI веке. - М., 2003.

22. Терроризм в современном мире: истоки, сущность, направления и угрозы. М., 2003.

23. Терроризм: борьба и проблемы взаимодействия. М., 2004.

24. Требин М.П. Терроризм в XXI веке. Минск, 2004.

25. Терроризм: новый вызов нового века. М.. 2002.

26. Хлестов О.Н. Международный терроризм: угроза, меры противодействия, вопрос о ликвидации терроризма. М., 1997.

27. Хлобустов О.М., Федоров С.Г. Терроризм: реализм сегодняшнего дня. Современный терроризм: состояние и перспективы. М., 2000.

28. Хомский Н. 9-11. М.,2001.

29. Эфиров С.А. Терроризм как катастрофогенный фактор. М.,2001.

30. Fraser J., Fulton I. Terrorism Counteraction. - Fort Leavenworth, KS: U. S. Army Command and General Staff College, 1984.

31. Burton A. Urban Terrorism. - New York: Free Press, 1976.

32. Stohl M. The Politics of Terrorism. - New York: Dekker, 1988.

33. Pisano V. The Dynamics of Subversion and Violence in Contemporary Italy. - Stanford, CA: The Hoover Institute, 1987.

Подобные документы

Сущность и идеологические корни терроризма. Мотивация действий террористов. Терроризм как тактика поведения политического течения. Различия экстремизма и терроризма. Радикализм как социальная позиция. Типология экстремизма и его развитие в разных сферах.

реферат [66,0 K], добавлен 11.02.2012

Формирование современного демократического общества, особенности исторического, экономического и социально-политического развития. Основные идеи российского политического радикализма. Особенности правого и левого радикализма в современной России.

курсовая работа [58,7 K], добавлен 08.05.2013

Религиозно-политический экстремизм в России и на Северном Кавказе. Причины распространения нетрадиционных религий в современной России и в странах Запада. Нетрадиционные религиозные движения, особенности их вероучения, обрядности, организационных форм.

реферат [47,0 K], добавлен 25.05.2012

Главные особенности становления политической науки в России ХIХ века. Изучение политологии, как официально признанной научной дисциплины, в учебных заведениях. "Политический рынок", идея Й. Шумпетера. Перспективы развития российской политической науки.

реферат [23,2 K], добавлен 24.07.2011

Современные подходы к определению понятия "политический режим". Государственно-политический режим и его разновидности. Особенности демократического, авторитарного и тоталитарного режимов. Явление политической стабильности. Причины формирования оппозиции.

Современный мир претерпевает значительные перемены. Каждый борется за свои права и свободы, но не всегда эта борьба имеет законный характер и не нарушает общественную безопасность и порядок. Очень частно мы слышим такие понятия, как сепаратизм опред, экстеризм опред и терроризм опред. Для того чтобы понять, что собой представляют данные понятия, необходимо понять их сущность и цели.

Итак, сепаратизм – это политика обособления, отделения части от целого и создание самостоятельного государства или автономии. Сепаратизм ведет к нарушению целостности государства, нерушимости границ и, как показывает опыт, межгосударственным и межнациональным конфликтам. Его причинами в большинстве случаев является грубое нарушение прав человека, народа или национальных меньшинств. В этом смысле сепаратизм играет положительную роль. Однако на сегодняшний день сепаратизм создает множество острых проблем, как в развитых, так и в развивающихся странах. Сепаратизм чаще всего выражает интересы определенных кругов, местной элиты. Имеет место идея о самостоятельности каждого этноса, создании собственной системы управления, не подчиняющейся государству.

Конец второго и начало нового третьего тясячелетия ознаменовалось бурным подъемом ислама. Мусульманская умма сообщество, занимает второе место в мире после христианства насчитывающее в своих рядах полтора миллиарда человек, превращается в важного участника международных отношений. Ислам становится все более серьезным фактором в мировой политике и экономике.

Но ислам начала XXI в. совсем не такой, каким он был в VII в. Трансформация ислама осуществляется людьми (духовенством, и не только им), и сегодня ислам можно назвать эволюционирующей силой нового столетия. На фоне возрождения традиционного ислама в Казахстане стала наблюдаться и другая тенденция, которая может дестабилизировать социально-политическую обстановку, - распространение радикальных и фундаменталистских течений ислама, принявших на сегодня форму религиозного экстремизма. Это явление окутало сетью своего течения весь Ближний Восток, постепенно перекинулось в Закавказье и активно проникает в страны Центральной Азии. Именно поэтому, частно экстремизм называют религиозным.

Каждое из этих движений имеет своё отличие друг от друга, но цели в принципе одни и те же - это сублимация экономических требований, нетерпимость к произволу местной власти и социальной несправедливости. По сути дела, экстремисты используют ислам только как своё идеологическое оружие. Для образованных людей ясно, что религия, особенно мировая, не будет нести в себе идеологию зла, которая бы призывала людей уничтожать друг друга ради каких-либо целей и намерений.

Еще одно понятие, которое тесно связано с предыдущими – терроризм. Хотелось обратиться к УК РК, который дает определение данному понятию. определ Акт терроризма - совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений государственными органами Республики Казахстан, иностранным государством или международной организацией, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях [1].

Современный сепаратизм основан на терроризме. Его основа – это конфликты и нестабильность. Сепаратистские проявления почти всегда сопровождаются усилением террористической активности агрессивных сторонников независимости. Они могут быть вызваны нестабильностью в государстве, растущей преступностью или ожесточенной борьбой за власть, когда государство не может обеспечивать защиту прав и свобод граждан. Это приводит к возникновению попыток решения такого рода проблем силовым путем. События последнего времени свидетельствуют, что террористические настроения на этнической и религиозной почве возникают среди молодежи, часто лишенной устоявшихся мировоззренческих ориентиров. Другой причиной являются выступления, возникающие в результате ущемления ценностей этноса. Это происходит в тех странах, где проживает много национальностей. Их противостояния связаны с различиями в их языке, культуре, традициях, обычаях, религии. Несмотря на то, что в законодательстве нашей страны нет мер, ущемляющих интересы народа, все равно имеют место сепаратистские движения. Следует отметить, что терроризм уже имеет международный характер.

К примеру, из материалов изучения международного терроризма как самостоятельного явления следует, что деятельность террористических организаций не просто строится в зависимости от политического влияния определенных стран и стратегий их развития, но даже определяется ими. Под влиянием мировых процессов терроризм, приобретая более значительные масштабы, превратился в одну из глобальных проблем современности. Это представляется тем более важным, что появление новых глобальных проблем человечества вызвало к жизни различные подходы к пониманию глобальных процессов и связанного с ними феномена терроризма [2].

Изучение влияния мировых процессов на развитие страны и вопросы обеспечения ее безопасности перешло в категорию приоритетных направлений деятельности. В связи с чем, актуализировалась необходимость изучения идеологических основ современного международного терроризма и факторов, способствующих его распространению. Особый интерес для исследователей должна представлять практика политического и религиозного экстремизма в мире, а также условия и специфика использования терроризма как инструмента политики. Это имеет важное практическое значение, поскольку создание действенного межгосударственного механизма борьбы с терроризмом возможно при условии, что он будет основываться на объективных результатах научных исследований, а также учитывать результаты антитеррористической политики стран мира и международного сообщества в целом.

Борьба с терроризмом требует глубокого изучения самого феномена и степени, а также характера влияния на него процессов мирового развития. Существует множество работ, посвященных изучению терроризма как феномена, в которых даются различные интерпретации данного явления. Однако, качественно новый этап в исследовании феномена терроризма наступил тогда, когда он стал рассматриваться как глобальная проблема современности. Многие научные труды содержат результаты поиска причин возникновения терроризма и его главных компонентов - насилия и агрессии. Здесь есть множество подходов и направлений, с точки зрения которых рассматривается данное понятие. Социобиологическое направление исследований объясняет природу насилия и агрессии наличием генов, которые повышают шанс выживания. Социокультурное направление включает духовные и психологические аспекты. Отдельно выделяется направление, приверженцы которого истоки терроризма видят в специфике общественного развития, отталкиваясь от социально-экономических проблем [3].

Анализ международной ситуации и попытка прогнозирования дальнейших событий в сфере борьбы с глобальным терроризмом показывает, что, скорее всего, в ближайшее время эта угроза, к сожалению, не будет снижаться, и даже будет иметь тенденцию роста.

Во-первых, надо признать, что явление терроризма сегодня по настоящему приобрело международный характер, как говорилось ранее, и это проявляется в активном участии в террористической деятельности значительного количества граждан различных государств.

Во-вторых, международные террористические организации выходят на новый уровень своего развития. Это проявляется в попытках формирования ими квазигосударственных структур с собственной финансово - экономической, информационной и другими системами. В работе по пропаганде своих идей и вербовке сторонников ими активно применяются новейшие достижения науки и информационные технологии, что вызывает большую тревогу.

В-третьих, к большому сожалению, если раньше, как правило, мы наблюдали борьбу между государствами и террористическими организациями, то в последнее время мы все чаще видим, что идеологи терроризма смогли все-таки внести определенный раскол как между конфессиями, так и внутриконфессиональными группами. В частности, это непосредственно выразилось в прямых столкновениях между суннитским и шиитским населениями Сирии и Ирака, формировании исламофобии в неисламских обществах.

В целом, этот проблемный ряд ставит перед нами необходимость выработки эффективных механизмов, направленных на выявление и устранение причин и условий религиозного экстремизма и терроризма.

Целью проявлений экстремизма и международного терроризма является провокация беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции. В обстановке конфликта – демонстрация жесткой формы разрешения конфликта. Единственной организацией, которая способна урегулировать экстремистские проявления является ООН. Ее Устав запрещает войны, также любое применения силы для разрешения международных споров. Только в случае возникновения опасности по отношению к мировому сообществу, ООН вправе принять принудительные меры. Данное положение Устава подкреплено Декларацией о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета. Именно поэтому, можно говорить о недоработанном механизме решения данных проблем. Тем не менее государства стараются их решать на местном уровне.

Борьба с экстремизмом — вопрос первостепенной значимости в сегодняшнем Казахстане. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе заседания Совета Безопасности 22 июля 2011 года поручил правоохранительным и иным государственным органам жестко и своевременно реагировать на проявления экстремизма в стране. Несмотря на то, что Казахстан провозгласил себя светским государством, правительство не может остаться в стороне от регулирования отношений в религиозной сфере, так как от этого зависит спокойствие и благополучие республики.

Таким образом, в связи с усилением экстремистских движений, в Казахстане был введен закон об ограничении религиозных объединений и вмешательства их в органы власти.

В Республике Казахстан имеют место экстремистские движения. Следует вспомнить случай запугивания населения якобы со стороны ваххабитов. Эта террористическая организация действовала в своих интересах. Проблема населения нашей страны состоит в том, что оно легко подвержено слухам, является уязвимым в этом вопросе.

В данной ситуации необходимо создание мощной мировой правовой базы для борьбы с распространением сепаратистских и экстремистских проявлений, четких критериев для ликвидации конфликтов, опираясь на международное право. Также необходимо создание антитеррористических центров и привлечение вооруженных сил и других войск органов. Если не решать эту проблему сейчас, то могут возникнуть еще более отрицательные последствия, ибо будущее невозможно остановить, но его можно планировать.

Библиографический указатель:

1.Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V


1. Дибиров А.З., Белоусов Е.В. Война идентичностей // Вестник Института социологии. – 2014. – № 11. – С. 127–147.

2. Комлева Н.А. Концепция столкновения цивилизаций: прагматический аспект // Пространство и Время. – 2011. – Вып. 2. – С. 35–37.

5. Мацевич И.В., Семедов С.А. Политические религии в современном мире // Вестник Института социологии РАН. – 2012. – № 4. – С. 35–49.

8. Похилько А.А. Экстремизм и радикализм как политологические категории: понятийно-терминологический аппарат [Текст] / А.А. Похилько // Молодой ученый. – 2013. – № 11. – С. 738–742.

Идею можно докультивировать до культа

Актуальность работы обусловлена ростом террористической деятельности экстремистски настроенных лиц, групп, организаций. Феномен терроризма тесно связан с такими явлениями, как радикализм, радикальный экстремизм.

Вторая половина XIX столетия и весь XX век прошли под знаком радикально-революционных идеологий. Радикализм – это явление общественной жизни, которое рождается в переломные моменты, когда общество готово к принятию крайних идей, осознает необходимость перемен.

К экстремизму приводят различные факторы: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня значительной части населения, деформация политических институтов и структур власти, их неспособность решать назревшие проблемы обшественного развития, тоталитарный характер политического режима, подавление властями оппозиции, преследование инакомыслия, национальный гнет, стремление отдельных групп ускорить решение своих задач, политические амбиции лидеров и т.д. [7, с. 124].

И. Ожегов и Н.Ю. Шведова определяют экстремизм как приверженность к крайним взглядам и мерам. В политической психологии экстремизм рассматривается как приверженность в идеях и политике крайним взглядам и действиям [7, с. 739].

Экстремизм выступает основой идеологических доктрин терроризма.

Религия оказывает мощное влияние на формирование мировоззрения людей. И в системе иерархии ценностей ислама религия занимает первое место. И одной из разновидностей террористических действий исходя из мотива выделяют религиозный, и, прежде всего исламский экстремизм. Необходимым элементом этой системы является крайняя нетерпимость к инакомыслию, а также ко всякого рода сомнениям и колебаниям, перерастающая в убеждение, что нормальный, полноценный человек просто не может видеть вещи в ином свете, чем тот, который открывается благодаря обладанию абсолютной истиной. Однако, поскольку на практике исключение инакомыслия оказывается невозможным, возникает другой важнейший компонент экстремистской мотивационной системы – идея обращения инакомыслящих в единственно истинную веру. Это возможно двумя способами – путем мирной пропагандистской или миссионерской деятельности, либо с помощью всех возможных, в том числе насильственных средств. Второй путь в пределе ведет к терроризму [10].

Одним из факторов, вызывающих терроризм, являются присущие определенной среде идеи. Религиозные взгляды позволяют лидерам террористических организаций легче вербовать новых сторонников и подводить под их действия идеологическую базу.

Движущей силой терроризма в современной России является совокупность самых разнообразных факторов – политических, социально-экономических, психологических и духовных. В ряду этих факторов, по мнению З.Ш. Матчановой, особое место занимает религиозный фактор. Связано это, прежде всего с тем, что Российская Федерация представляет собой не только уникальное многонациональное государство с весьма сложной национальной и этнической структурой, но и является государством многоконфессиональным, в котором сосуществуют все мировые религии и самые разнообразные религиозные течения [4].

Н.В. Остроухов, анализируя особенности конфессиональной ситуации в России, полагает, что религиозные различия в их нынешней форме существенно осложняют конфликтогенную среду в полиэтнических государствах (в том числе, и в нашей стране), а также отмечает, что мобилизационный потенциал различных конфессий оказался в настоящее время очень востребованным: «Наиболее отчетливо тенденция к реанимации политического значения религии просматривается в исламе. Происходящее в последние десятилетия усиление роли и влияния в мировых делах политизированного ислама (исламизма) сделало его важным фактором современной геополитики. Этот процесс сопровождается возникновением экстремистских политических течений, противоречащих духу традиционного ислама и проповедующих насильственные формы политической борьбы, включая террористические. Указанный факт способствовал наблюдающейся в последние годы активизации международного терроризма [4].

Радикальные идеологии имеют глубокие социальные, культурно-политические, а также интеллектуально-психологические корни.

Более того, И.В. Мацевич и С.А. Семедов указывают, что сторонники политических религий могут вообще не быть верующими людьми в традиционном смысле: они не исполняют предписаний своей конфессии, не придерживаются обрядов. Они исповедуют не религию, а религиозную идеологию [5, с. 46].

Несмотря на критическое отношение к социалистической идеологии, в середине 90-х годов в России на государственном уровне пришли к выводу о необходимости становления национальной цели и национального идеала, которые, по мнению В.Н. Кузнецова могут быть объединены как идеал-цель, цель-идеал [3, с. 102].

Поддерживает необходимость становления в России национальной идеи и генеральный директор ВЦИОМ В. Федоров. При этом он подчеркивает, что необходима не государственная идеология, которая может привести к разрушению государства и общества, а именно национальная идея.

А можно ли прогнозировать развитие глобальных конфликтов?

Понятие цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка, таких как язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективной самоидентификацией людей.

Согласно выдвинутому Хантингтоном предположения, международные отношения в XXI веке будут определяться взаимодействием не национальных государств, а цивилизаций. Основным конфликтом будущего станет конфликт западной и незападных цивилизаций [2, с. 35]. XXI столетие представлено как время религиозных войн между христианами и мусульманами [3, с. 66].

С. Хантингтон полагал, что столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями, по его мнению, – это и есть линии будущих фронтов. Грядущий конфликт между цивилизациями – завершающая фаза эволюции глобальных конфликтов в современном мире.

Несмотря на утверждение С. Хантингтона о том, что конфликт между цивилизациями неизбежно должен прийти на смену идеологическим и другим формам конфликтов, мы видим, что налицо столкновение идеалов исламизма с идеалами иных религиозных учений и основ мироустройства.

В заключении стоит еще раз отметить, что в настоящее время радикализм, радикальный экстремизм, терроризм представляют угрозу не отдельно взятому государству или народу, но и всему человечеству. По сложившемуся в литературе мнению, борьбу с этими явлениями необходимо вести как военным способом, так и идеологическим.

Учитывая сетевой характер идеологии и практики международного терроризма, российская объединяющая государственная патриотическая идеология (идеология консолидации) может обеспечить предотвращение разрушающих, агрессивных действий терроризма и связанных с ним радикализма и экстремизма [3, с. 138].

Читайте также: