Инклюзивное образование в школе доклад

Обновлено: 02.07.2024

Инклюзивное образование – такое образование, которое направлено на детей с особыми потребностями, но не в специализированной школе, а в основной, массовой. Это какие – то определенные условия, созданные для их комфорта, физического и морального. Конечно, и педагоги, и логопеды, и психологи совместно помогают ребенку в данной программе.

Для детей такая программа весьма полезна, чтобы дети чувствовали себя на равных с другими. Им это помогает социализироваться без различных психологических проблем. Воспитательный процесс положительно влияет не только на состояние ребенка с ограниченными возможностями, но и на обычную массу детей, они тоже учатся принимать детей такими, какие они есть и быть добрее.

У такого образования есть несколько принципов:

  1. Нас ценят не за успехи, которые мы делали.
  2. Каждый из нас может размышлять и обладает чувствами.
  3. Мы должны общаться, имея на это полное право. Так же на то, чтобы нас слышали окружающие.
  4. Все люди зависят друг от друга.
  5. Между людьми должны налаживаться взаимоотношения, для успешного обучения.
  6. Любой человек имеет право на дружбу, внимание.
  7. Нужно развиваться в том плане, где вы человек успешен, и где будет какое – либо продвижение, нежели пытаться сделать успех на том, чего не умеешь.
  8. Нужно стараться быть разносторонним человеком.

Конечно, в массовой школе все дети должны быть наравне, и учитель в первую очередь, должен этому способствовать. Также учитель должен принять ребенка безусловно. Принять его таким, какой он есть. Конечно, то, что могут обычные дети, не всегда может ребенок с ограниченными возможностями, поэтому цель должна стоять одна и двигаться дети должны в одном направлении, а вот задачи могут различаться. Нужно всё делать совместно – этого и добивается инклюзия.

Ребенок должен чувствовать себя защищенным, обычным, таким как все, полноценной личностью и ни в коем случае не ущемленным в чем-либо.

В любой ситуации есть как плюсы, так и минусы, любой минус можно превратить в плюс, но любой плюс может обернуться огромным минусом. Так дети без специальных разговоров с учителем, без определенных методов, могут не принять ребенка таким какой он есть, а наоборот сделать его недостаток поводом для унижения. Учитель не должен этого допустить. Внимание должно уделяться не только ребенку особенному, но и другим детям, качество работы не должно страдать.

Если в школе всё будет способствовать совместному развитию и принятию детей, то действия будут только плюсом.

Инклюзивное образование

Популярные сегодня темы

Изначально природа была в замечательном состоянии. Однако, потом появился человек. Первые люди обращались с природой намного бережнее. Мало того, в былые времена

Монголия расположена в Центральной Азии. Граничит с Россией на севере, и с Китаем на юге. Государственное устройство – Монгольская народная республика, которую возглавляет президент.

Данная летопись является ранним источником, описывающим историю Руси. Здесь представлены сведения, касающихся средних веков. Именно эта повесть помогает современным ученым восстановить событи

Самый большой и один из старейших зоопарков России находится в Москве. Это Московский зоопарк. Основал его в 1864 году ученый, профессор Московского Государственного Университета Анатолий Пет

Инклюзивное образование (включающее) – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей;

является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех;

является динамичным процессом, который постоянно в развитии;

признает, что все дети могут учиться.

По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образованияявляется одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Многие специалисты отмечают, что часто юноши и девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению.

Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении. Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети. Это делает особенно актуальным вопрос развития инклюзивного образования на уровне общеобразовательной школы.

Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.

Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.

Включающее образование базируется на восьми принципах:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

Каждый человек способен чувствовать и думать.

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

Все люди нуждаются друг в друге.

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Три аспекта развития инклюзии:

Создание инклюзивной культуры.

Построение школьного сообщества. Принятие инклюзивных ценностей.

Разработка инклюзивной политики.

Развитие школы для всех. Организация поддержки разнообразия.

Развитие инклюзивной практики.

Управление процессом обучения. Мобилизация ресурсов

Условия организации успешного обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья

Создание адаптивной среды , позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий , обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).

Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.

Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.

Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы.

В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.

Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа, важное значение, имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.

Инклюзивное образование требует поддержки со стороны команды профессионалов

В идеале такая команда состоит из:

Педагога, психолога, логопеда, дефектолога, тьютора, социального работника, врача-педиатра, специалистов по охране и гигиене труда, ассистента педагога (сопровождающего).

Существующие барьеры:

дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;

большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах;

родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;

архитектурная недоступность школ, учреждений.

Системный подход

Для введения инклюзии недостаточно наличия только самих школ и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом.

Необходимо подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей. Наряду с этими условиями, должна быть приспособлена к потребностям инвалидов городская среда (включая транспорт).

Важным является также адекватная поддержка семей с детьми-инвалидами.

От милосердия и благотворительности надо переходить к равноправному партнерству с инвалидами, их семьями и представляющими их общественными организациями.

Очень важно понять:

При создании инклюзивных школ, школ нового типа , дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.

Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным (У. Джеймс).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность проблемы. На сегодняшний день наблюдается увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья.

Что же такое инклюзивное образование? (Слайд 1)

Это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками.

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

(Слайд 2) В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Альтернатива такой системы – (инклюзивное образование) совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

(Слайд 3)Основная задача данного направления деятельности сформулирована Д. А. Медведевым, слова которого таковы: «Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов. Это значит, что признание проблемы обучения детей с ОВЗ и детей- инвалидов осуществляется на государственном уровне.

Законодательная база (Слайд 4)

Кто такие дети с ОВЗ? (Слайд 5)

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.

Как их определить? (Слайд 6)

Дети с ОВЗ, обучающиеся в инклюзивных классах школ и группах дошкольных образовательных учреждений, проходят психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для получения рекомендаций, на основании которых образовательное учреждение организует сопровождение ребенка специалистами, разрабатывает индивидуальный учебный план, создает предметно-развивающую и реабилитационную среду.

Комплектование инклюзивных классов осуществляется на основании заключения областной ПМПК при обязательном согласии родителей (законных представителей) и наличии в учреждении необходимых условий, включающих кадровое обеспечение специалистами, имеющими право на ведение профессиональной деятельности в сфере коррекционного обучения, службу сопровождения, учебно-методическое обеспечение и развитую материально-техническую базу.

Виды инклюзивного образования (Слайд 7)

1.Частичная (фрагментарная) интеграция – при которой дети, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на несколько уроков (на уроки технологии в основной школе, уроки физической культуры специальной группы, занятия в кружках);

2. Комбинированная интеграция – это посещение занятий в течение всего дня в классе вместе с обычными детьми, кроме того, получая постоянную коррекционную помощь учителя, психолога, логопеда и других специалистов;

3.Полная интеграция подразумевает помещение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обычный класс массовой школы на весь срок обучения.

(Слайд 9) Адаптивная образовательная среда - создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий. Доступность классного помещения – это важнейшее предварительное условие обучения в инклюзивной образовательной среде: установка пандусов; необходимо расширить дверные проёмы. Класс, в котором учится ребёнок с нарушением движения, должен быть достаточно просторным, таким, чтобы ребёнок мог свободно передвигаться по нему. В классах, где есть дети с нарушениями зрения, следует избегать частой перестановки мебели. Детей с нарушением поведения лучше всего сажать в той части класса, где мало предметов, отвлекающих внимание. Так, для них место у окна будет не самым лучшим местом, таким, где они без помех смогут сконцентрироваться на той или иной учебной задаче. Для детей с нарушением зрения очень важны вопросы освещённости и обзора в классной комнате. Эти дети должны сидеть в самой светлой части класса. Дети с нарушением слуха должны сидеть там, где им лучше всего слышно, и где они могут лучшим образом читать с губ учителя.

(Слайд 10) Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк ОУ)

рассматривается как форма взаимодействия специалистов В состав ПМПк ОУ входят: координатор по инклюзии (как правило, его роль выполняет завуч школы), педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, медсестра и др.

Содержание деятельности консилиума ОУ:

- разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрут;,

-разработка содержательной части маршрута;

-динамическая оценка эффективности мероприятий по социальной адаптации ребенка с ОВЗ;

- изменение, при согласии родителей, образовательной траектории ребенка с ОВЗ (например, изменение соотношения индивидуальных и групповых форм работы, время пребывания ребенка в среде сверстников и т.п.);

- при выявлении изменений психофизического и соматического состояний направление родителей на консультацию к специалистам медицинского профиля.

Каждый специалист консилиума оценивает состояние психофизического развития ребенка и дает прогноз его возможностей в плане обучения, воспитания и социальной адаптации, в соответствии со своей специальностью и специализацией.

Принципы инклюзивного образования

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых условий: изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.

В учебном процессе использовать различные принципы и виды деятельности:

1. Обязательное использование наглядных средств.

-Чёткое и поэтапное разъяснение заданий с последовательным их выполнением, а также неоднократное повторение учащимся инструкции к выполнению задания; Задание, записанное на доске, должно дублироваться в распечатке для ребёнка

2.Уменьшать объём выполняемой работы.

- использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения; Использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями.

3.Демонстрация уже выполненного задания (например, решенная математическая задача)

4.Предоставление дополнительного времени для завершения задания ;

- предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;

- Обеспечение аудио- визуальными техническими средствами обучения;

- Предусмотреть выполнения задания на компьютере.

- Научить пользоваться калькулятором и использовать его на уроках математики.

- Заменять письменные задания альтернативными. Например, ребёнок диктует ответы на диктофон.

Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную школу важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы со всеми участниками образовательного процесса(с родителями и детьми)

Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ

Принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет свои этапы. В школу могут прийти родители, находящиеся на совершенно разных стадиях переживания. Понимание этого поможет учителю рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения родителей, и общаться с ними без осуждения.

Основные стадии переживания ситуации в семье:

1. Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника).

2.Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет).

5.Переживание и признание проблемы (стадия переживания горя. Ощущение пустоты и бессмысленности, чувство брошенности, сильное чувство вины и страх. Это самый тяжелый период).

Детский коллектив. Дети должны быть готовы к принятию особенного ребёнка.

Участники встают в круг. Учитель просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его.

В конце упражнения учитель говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.

Очень важно понять:

При создании инклюзивных школ, школ нового типа , дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.

Кофи Аннан. 1998

Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования.

Правило 6 Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничениями.

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
  • Каждый человек способен чувствовать и думать
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
  • Все люди нуждаются друг в друге
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
  • Включение – это больше, чем интеграция
  • Молодые люди учатся вместе в обычной школе
  • Специалисты приходят помогать детям
  • Обычные школы изменяются
  • Внимание на возможности и сильные стороны ребенка
  • Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные
  • Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями
  • Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью
  • Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих
  • НЕТ специализированных классов в обычной средней школе
  • НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки
  • НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в средней школе
  • НЕТ закрытых учреждений интернатного типа.
  • Быть инклюзивным – означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).
  • Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)
  • В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива
  • Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
  • Все ученики равны в школьном сообществе
  • Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня
  • У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
  • Планируется и проводится эффективное обучение
  • Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников
  • Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
  • Семьи активно участвуют в жизни школы.
  • Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью)
  • Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика
  • Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения
  • Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе
  • Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения
  • Составлена с целью повышения успешности ученика.
  • он достаточно гибок,
  • ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
  • он уважает индивидуальные различия
  • он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива
  • он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе
  • он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде.
  • У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
  • Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
  • Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
  • Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика
  • Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
  • Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
  • Существуют процедуры оценки эффективности

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.

Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования

Актуальность введения инклюзивного образования обусловлена профессиональными потребностями педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день наблюдается увеличение количества таких детей.

Инклюзивное образование в России

По данным министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой на август 2009 года, численность детей-инвалидов в России составляет 545 тысяч человек, 12,2% из них проживают в настоящее время в учреждениях-интернатах. Численность детей, впервые признанных инвалидами, – 67 121 человек. 23,6% детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3% – умственными нарушениями и 23,1% детей-инвалидов имеют двигательные нарушения.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Ситуация с инклюзивным образованием в России

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).

МБОУ СОШ №30 является экспериментальной площадкой по инклюзивному образованию. 14,12.2009 – 16декабря 2009 г. "Реальную школу" посетил Дэвид Митчелл, почетный профессор Университета Вайкато и научный консультант по вопросам инклюзивного образования Института Вайкато (Гамильтон, Новая Зеландия)

Ознакомившись с работой "Реальной школы" по различным направлениям деятельности, в том числе и по инклюзивному обучению, Д. Митчэлл дал высокий отзыв о качестве работы "Реальной школы", заявив, что сам многому здесь научился, многое в этой области можно позаимствовать другим учебным учреждениям.

Выступая с докладом "Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования, "который он сделал на базе общеобразовательной школы № 30, Д. Митчэлл не раз ссылался на опыт работы "Реальной школы" в направлении развития инклюзивного обучения, подчеркнув особую значимость этого опыта для формирования инклюзивного пространства а Российской образовательной системе. Автор более 100 докладов, представленных на национальных и международных конференциях, более 160 научных публикаций, посвященных вопросам специального/инклюзивного образования. Состоит в редакционных советах нескольких научных журналов. Бывший член Национального консультационного комитета по специальному образованию Новой Зеландии. Работал в качестве консультанта в проектах ЮНЕСКО по инклюзивному образованию, главным образом, в странах Центральной Азии. Возглавлял подразделение по специальному образованию и услугам за рубежом Совета по особым детям (CouncilforExceptionalChildren – крупнейшая международная организация, работающая в области образования людей с инвалидностью и/или талантливых и одаренных людей).

2010 год в МБОУ СОШ №30 проходил съезд инвалидов-колясочников.

Литература:

Инклюзивное или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в массовых школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивая равное отношение ко всем учащимся, но создавая при этом особые условия для детей, имеющих специфические образовательные потребности.

Анализ образовательного процесса показывает, что из любой формально-организованной образовательной системы определенная часть детей выбывает, т. к. сама система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение по разным данным составляет10-15% от общего числа детей в общеобразовательных школах. Таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы обучения.

Инклюзивные подходы способствуют поддержке таких детей в обучении и достижении лич-ностного успеха, что дает шансы и возможности для их последующей адаптации в социуме.

Инклюзивное образование можно рассматривать как процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Главной задачей инклюзивного образования является развитие методологии, направленной на детей и рассматривающей их как детей с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование своей главной задачей считает разработку такого подхода к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении; если при этом преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений внедряемого инклюзивной системы образования, то это явится условием развития всех учащихся, а не только детей с особыми потребностями.

Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Вместе с тем оно представляет собой образование отличное от обычного, специального и интегрированного.

Основной принцип инклюзивной школы заключается в том. что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является воз-можным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними, т. е. важно, чтобы обучение отвечало интересам, потребностям и нуждам всех детей и каждого ребенка в отдельности. Можно выделить еще ряд принципов, обеспечивающих успешность реализации инклюзивного образования :

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

Инклюзивное образование, основанное на объективных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей с особыми по-требностями и закрепляет за ними право быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом. Это достигается за счет того, что: - дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад или школу;

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведе-ния средне профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.

Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Сегодня существуют явные пробелы в законодательной базе, а также в системе социальной поддержки. Среди основных недостатков организации инклюзивного образования можно выделить :

- недостаточность разработки законодательной базы и системы мер социальной поддержки;

- острый дефицит квалифицированных кадров в лице коррекционных педагогов, педагогов-дефектологов, психологов, воспитателей, социальных педагогов и недостаточный уровень их профессиональной подготовки;

- отсутствие необходимого материально- технического обеспечения школ;

- недостаточность заработной платы молодых специалистов данного профиля и отсутствие престижа такой профессии;

- трудности доступа к учреждениям образования и здравоохранения, транспорту, спортивным и культурным учреждениям для детей-инвалидов;

- отсутствие единой системы раннего выявления отклонений в разви-тии детей и ранней коррекционной педагогической помощи;

- неготовность руководителей ОУ (в первую общеобразовательных школ) к включению детей с ограниченными возможностями в процесс обу-чения в обычных классах;

- наличие искаженного стереотипного взгляда общества на инвалидов, формирование его в сознании обычных детей родителями;

- отсутствие дополнительного финансирования школ, посещаемых детьми с особыми потребностями.

И вместе с тем инклюзивное образование - образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся у него физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности, предоставляет возможность быть вовлеченным в единый процесс обучения и воспитания, развития и социализации, что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски дезадаптации в обществе. Вместе взрослея, дети учатся принимать собственные особенности и учитывать особенности других людей, учатся учитывать взаимные особенности. Международный опыт показывает, что развитие системы инклюзивного образования долгосрочная стратегия, требующая терпения и терпимости, последовательности, непрерывности, поэтапности и комплексного подхода для ее реализации. Осмысление опыта позволит аккумулировать различные подходы, механизмы и технологии инклюзивного образования и эффективно использовать имеющиеся ресурсы, уменьшить риски и возможные ошибки, позволит соотнести разные (теоретические и практические) подходы и модели инклюзивного образования.

1. Слободчиков В. И. Проблема научного обеспечения инновационной деятельности в образовании (концептуальные основания). Киров, 2003. Е. А

Читайте также: