Информационное обеспечение в сфере здравоохранения доклад

Обновлено: 15.05.2024

Здравоохранение, как важнейшая общественная
структура, активно участвует в становлении
информационного общества. Медицинская
деятельность связана с необходимостью аналитической
работы с все нарастающими объемами и потоками
научной, учебной и технологической медицинской
информатики.
С целью повышения качества медицинской помощи и
устранения негативного влияния этих процессов
применяются медицинские информационные системы
МИС и автоматизированные системы управления
(АСУ).

3. Определение

Медицинская информационная система (МИС) —
система автоматизации документооборота для
лечебно-профилактических учреждений, в которой
объединены система поддержки принятия
медицинских решений, эл. медицинские карты о
пациентах, данные медицинских исследований в
цифровой форме, данные мониторинга состояния
пациента с медицинских приборов, средства общения
между сотрудниками, финансовая и административная
информация.

4. Приоритетными направлениями внедрения информационных систем

В соответствии с концепцией информатизации
здравоохранения утв. МЗ РФ 29 июня 1992г. Приоритетными
направлениями внедрения информационных систем являются:
Мониторинг здоровья населения. Создание системы
комплексного, научно обоснованного анализа динамики
состояния здоровья населения и связи с различными
социальными, экономическими и экологическими факторами.
Информационная поддержка актуальных программ борьбы с
социально-значимыми заболеваниями. Разработка на основе
компьютерных технологий национальных научнопрактических программ борьбы с наиболее массовыми и
тяжелыми заболеваниями (СПИД, сахарный диабет,
туберкулез …)

Информатизация органов управления
здравоохранением. Увеличение производительности
труда медицинских работников, повышения качества
лечебно-диагностического процесса, социальной и
медицинской эффективности деятельности
учреждений здравоохранения
Оптимизация, повышение эффективности
использования ресурсов здравоохранения. Управление
материально-техническими, кадровыми и другими
ресурсами здравоохранения

Массовое распространение компьютерных
технологий в России и в зарубежных странах
приходится на середину 70-х годов 20-го века и
связано с появлением миникомпьютеров и
персональных ЭВМ.

Ситуации изменилась радикально, когда были
созданы микрокомпьютеры и персональные
компьютеры ПК, что позволило значительно
расширить базу для компьютеризации
здравоохранения и послужило толчком для
разработки программного обеспечения нового
поколении, давшего возможность пользоваться
компьютером всем работникам здравоохранения,
не владеющим навыками программирования.

Автоматизированные компьютерные системы в
медицине пошло по нескольким путям:
Разработка специализированного ПО для помощи
врачам в принятии решений (экспертные системы)
Разработка автоматизированных рабочих мест
АРМ отдельных специалистов
Создание автоматизированной истории болезни и
амбулаторной карты.

12. Структура

13. Комплексный подход

Концепция комплексного подхода заключается в
том, что необходимо ставить не конкретные задачи
для конкретного рабочего места или учреждения, а
разработать базовую платформу, на которую уже
затем наращивать отдельные модули для решения
конкретных задач.

14. Автоматизированное рабочее место

АРМ врача должен обеспечивать
информационную поддержку
следующих основных функций:
Формирование диагностической
гипотезы
Дифференциальная диагностика и
формирование диагноза основного
и сопутствующих заболеваний
Рекомендации о плане
обследования и лечения больного.
Хранение информации о пациенте
и назначениях.
Создание электронной истории
болезни или амбулаторной карты

Ведение дневника в истории
болезни или амбулаторной
карте, отражающего динамику
состояния пациента
Выписку рецептов, талонов и
другой медицинской
документации
Формирование эпикриза,
статистической отчетности и
расчет стоимости лечения
пациента.

17. Классификация ИС и АСУ

Классификация по объекту приложения:
Технологические системы. Объектом управления является
какой-либо технологический участок с его информацией.
Например, диагностика и лабораторные исследования,
системы мониторинга состояния больного…
Системы управления предприятием. Объединяют несколько
участков или все информационные ресурсы предприятия. К
ним относятся АСУ-поликлиника, АСУ-стационар….
Банки данных коллективного пользования. В качестве
объекта приложения этих систем выступают
информационные ресурсы человечества. Например,
специализированные справочные базы данных по
болезням…

По структуре:
Локальные. Расположены в пределах одного ЛПУ
Глобальные. Распространяются на город, район,
область….

Классификация МИС:
Системы управления здравоохранением на федеральном и
территориальном уровнях
АСУ специализированных медицинских служб. Используются в
структуре скорой помощи, например.
Управление ЛПУ (АСУ-поликлиника, АСУ-стационар…)
Управление учебными заведениями здравоохранения.
Применяются в системе подготовки кадров здравоохранения в
средних и высших образовательных учреждениях.
Информационная поддержка работы медицинского персонала:
автоматизированные рабочие места АРМ врача, медсестры…
Информационное обеспечение экстренной медицинской помощи
при ЧС (медицинская катастрофа)
Мониторинг состояния здоровья населения (системы
профилактических осмотров)
Информационное обеспечение научно-медицинской работы.
Системы информационного обмена (автоматизированные
библиотеки, телемедицинские системы).

21. БД

В данной системе ест поиск данных как по
основному русскому названию препарата, так и по
латинскому или синонимам. Предусмотрен
классификатор назначений препаратов при
различных заболеваниях, а также группировка
лекарственных средств по механизму действия.
Пользователь может выполнять корректировку
информации о лекарственных средствах и
добавлять новые.

23. Разработка и внедрение АСУ в здравоохранении.

Создание и эксплуатация ИС и АСУ в здравоохранении
преследует ряд целей:
Совершенствование организационной структуры
управления отдельного участка ЛПУ иди учреждения
здравоохранения в целом
Оптимизация производственных процессов, связанных с
лечением и контролем за состоянием здоровья пациентов, а
также диагностических, лечебных и других видов работ,
выполняемых в ЛПУ
Совершенствование документации и системы
документооборота ЛПУ
Автоматизация процессов получения, сбора, хранения,
поиска, передачи и использования информации,
формируемой на всех этапах деятельности сотрудников ЛПУ.

24. Основные этапы разработки и внедрения АСУ:

Обследование объекта автоматизации – концепция
автоматизации в форме служебной или докладной
записки
Технико-экономическое обоснование и
финансирование проекта – составление сметы расходов
и ориентировочное планирование затрат
Техническое проектирование – проект АСУ
Инженерно- технические работы – приобретение и
установка оборудования и программного обеспечения
отладка и настройка
Ввод в эксплуатацию – обучение персонала, подготовка
информационных баз данных, опытная эксплуатация.

25. варианты внедрения информационных систем:

Существует два варианта:
Комплексная автоматизация. Разработка ИС
производится для обеспечения максимального охвата
средствами автоматизации всех участков обработки
информации и выполняется в сжатые сроки. Наиболее
предпочтительный, но и самый дорогостоящий
вариант.
Поэтапная автоматизация. Автоматизация
деятельности отдельных участков с возможностью их
дальнейшего объединения в единую систему.
Позволяет распределить финансовые затраты во
времени и постепенно приспособить
производственный цикл к требованиям АСУ.

26. Основные элементы ИС и АСУ

Каждая ИС состоит из трех основных компонентов:
Технические средства (аппаратное обеспечение)
Информационные потоки и сохранение данных
Персонал, работающий в системе

27. 1 Технические средства:

Различные типы компьютеров и цифрового
оборудования
Средства связи между
рабочими местами пользователей
Программное обеспечение

Для адекватного функционирования любых
технических средств они должны отвечать
следующим требованиям:
надежности,
функциональности,
совместности между собой.

29. ИС

Основной целью создания любой ИС является
повышение эффективности работы
автоматизируемого участка в ЛПУ в целом. В ИС
должен быть интуитивно понятный интерфейс и
легкость в освоении и работе.
Одним из ведущих направлений в разработках МИС
является возможность удаленного доступа к
корпоративной базе данных.

30. ТС для мобильного доступа

31. Мобильный доступ

Основными ситуациями медицинской практики, при
которых востребован мобильный доступ, являются
следующие:
Ночное дежурство
Вызов на дом
Скорая медицинская помощь
Неотложные хирургические вмешательства
Консилиумы
Диалоги с пациентами
Врачебные практикумы
Врачебные круглые столы.

32. 2 Информационные потоки

Система обрабатывает информационные потоки,
которые можно условно подразделить на несколько
видов:
Справочные (долговременные) данные
Текущую информацию, поступающую и
обрабатываемую в установленном периоде времени
Отчетные сведения, являющиеся обобщением
информации с целью облегчения ее анализа человеком.
Требования, предъявляемые к информационным потокам,
заключаются в достоверности, оперативности и достаточности
данных

33. 3 Персонал

Персонал, использующий и обеспечивающий
функционирование АСУ, включает две категории
лиц:
Инженеры
Пользователи

Требования, которым должна
соответствовать работа пользователя:
Достаточный уровень квалификации (обучения
навыкам работы с компьютером)
Заинтересованность (уменьшение рутинных
операций, снижение временных затрат на поиск и
обработку данных)
Организация труда (рациональное рабочее место,
организация ввода данных и т.д.).

35. Технические средства

Ноутбук (от англ notebook —
блокнот, блокнотный ПК) —
портативный персональный
компьютер, в корпусе которого
объединены типичные
компоненты ПК, включая
дисплей, клавиатуру и
устройство указания (обычно
сенсорная панель, или тачпад),
а также аккумуляторные
батареи.

37. Системный блок

39. Периферийные устройства

Внешние запоминающие устройства
Устройства ввода информации
Устройства вывода информации
Устройства передачи информации

40. Сети

Одним из важных звеньев АСУ является средства
передачи данных.
Наиболее
распространенными
способами передачи
компьютерных данных
являются
сменные носители
информации, локальные
и глобальные
компьютерные сети.

Локальная сеть – это совокупность компьютеров и
других средств вычислительной техники,
установленных в пределах одного здания,
объединенных между собой специальной
кабельной системой и предназначенных для
формирования единой информационной
инфраструктуры.
Глобальная сеть – это множество компьютеров,
удаленных на значительное расстояние и
способных обмениваться информацией между
собой. Наиболее доступная это сеть интернет.

42. Телемедицинские технологии

Телемедицинские
технологии – это
комплекс средств и
методов
дистанционного
оказания
медицинской помощи,
реализуемой с
применением
телекоммуникационн
ых систем.

43. Основные направления применения телемедицины:

Первоочередными задачами телемедицины в области
обеспечения консультативной помощи в настоящее
время являются:
Консультация сложных больных на различных этапах
оказания помощи
Экстренные консультации больных, находящихся в
критическом состоянии
Консультации в процессе оказания помощи пострадавшим в
ЧС
Догоспиталное консультирование больных для уточнения
предварительного диагноза, метода лечения заболевания и
решения вопроса о месте и сроке предстоящего лечения.
Предполагается работа в on-line и off-line (эл. почта)
режимах.

46. Неблагоприятные факторы, связанные с применением компьютерных систем.

заболевания глаз и зрительный дискомфорт,
изменения костно-мышечной системы,
нарушения, связанные со стрессом, кожные
заболевания, неблагоприятные исходы
беременности.

Организация работы с компьютерной техникой
регламентируется нормами СанПиН 2.2.2/2.4.134003
"Гигиенические требования к персональным
электронно-вычислительным машинам и
организации работы"

Продолжительность непрерывной
работы должна составлять не более 2
часов с последующим перерывом на
15 минут!

49. Рабочее место

52. Практическое применение ИС и АСУ

Операционная система Windows
Операционная система – это программное
обеспечение, которое обеспечивает совместное
функционирование всех устройств компьютера и
представляет пользователю доступ к его ресурсам.

53. Задачи ОС

управление пользовательскими программами
управление всеми ранее упомянутыми ресурсами:
(процессор, оперативная память, диски, принтер,
клавиатур, мышь, дисплей, сетевые интерфейсы и
устройств ввода-вывода)

54. Состав ОС

базовый модуль ((ядро ОС)- управляет работой
программы и файловой системой, обеспечивает
доступ к ней и обмен файлами между
периферийными устройствами)
командный процессор
драйверы периферийных устройств
дополнительные сервисные программы.

55. Командный процессор

Специальная программа – командный процессор,
которая запрашивает у пользователя команды и
выполняет их.

56. Драйверы устройств

В состав операционной системы входят драйверы
устройств, специальные программы, которые
обеспечивают управление работой устройств и
согласование информационного обмена с другими
устройствами, а также позволяет производить
настройку некоторых параметров устройств.

Графический интерфейс. Для упрощения работы
пользователя в состав современных операционных
систем входят программные модули, создающие
графический пользовательский интерфейс.
Сервисные программы или утилиты. Такие
программы позволяют обслуживать диски,
выполнять операции с файлами, работать в
компьютерных сетях и т.д.
Справочная система. Для удобства сюда же
входит справочная система.

58. ОС Microsoft Windows

MSX-DOS
MS-DOS
Microsoft Windows
Windows 1.0
Windows 2.0
Windows 3.0
Windows 3.1
Windows 3.11
Windows 95
Windows 98
Windows Me
Windows NT
Windows NT 3.5
Windows NT 4.0
Windows 2000
Windows XP
Windows Server 2003
Windows Vista
Windows Server 2008
Windows Home Server
Windows Seven
Xenix
Windows CE
Windows 8
Pocket PC Windows Mobile
Windows 10

Год выпуска
версия
1981
1985
MS-DOS
Windows 1.0
1990
1991
1992
1993
Windows 3.0
Windows 3,1
Windows NT
Windows 3,11
1995
1996
Windows 95
Windows CE
1998
1999
Windows 98
Windows 2000
Функциональные особенности
Первая ОС
Графический интерфейс и управление
мышью
Вытесняющая многозадачность
Масштабируемы шрифты
Новое ядро, независимое от MS-DOS
Поддержка работы в вычислительной
сети
Истинная многозадачность
Компьютерная форма для портативных
компьютеров
Поддержка глобальной сети Интернет
Использование ядра windows NT,
расширенные функции работы в
вычислительных сетях

64. Работы с электронными медицинскими документами

Основные положения о делопроизводстве:
Требования к оформлению документов. Госстандарт РФ.
ГОСТ Р 6.30-97. Принят и введен в действие постановлением
Госстандарта России от 31 июля 1997 г № 273. Дата введения
01.07.1997
Требования к оформлению документов. Госстандарт РФ.
ГОСТ Р 6.30-97 (в редакции постановления госстандарта РФ
от 21.01.2000 №9-ст) . Дата введения 01.04.2000
Делопроизводство и архивное дело. Термины и
определения. Госстандарт РФ ГОСТ Р 51141-98. Утвержден
постановлением Госстандарта России от 27 февраля 1998
№28. Дата введения 01.01.99 гг.
Федеральный закон РФ от 10 января 2002 №1-ФЗ «Об
электронной цифровой подписи. Принят госдумой 13
декабря 2001 года. Одобрен советом федерации 26 декабря
2001 года.

Одним из важнейших требований к документации
является удостоверение подлинности
информации, представленной в документе.

67. Электронная цифровая подпись

Это реквизит электронного документа,
предназначенный для защиты данного
электронного документа от подделки, полученный
в результате криптографического преобразования
информации с использованием закрытого ключа
электронной цифровой подписи и позволяющий
идентифицировать владельца сертификата ключа
подписи, а также установить отсутствие искажения
информации в электронном документе.

68. Постановление Правительства РФ

Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об
установлении запрета на допуск программного
обеспечения, происходящего из иностранных
государств, для целей осуществления закупок для
обеспечения государственных и муниципальных нужд"
В соответствии с новым постановлением Правительства РФ
заказчики обязаны закупать российское программное
обеспечение, кроме случаев, когда ПО с необходимыми
функциональными, техническими или эксплуатационными
характеристиками в России отсутствует. При этом такую
потребность необходимо будет обосновать в порядке,
предусмотренном законом о контрактной системе в сфере
госзакупок.

1. Информационное обеспечение в сфере здравоохранения осуществляется посредством создания, развития и эксплуатации федеральных государственных информационных систем в сфере здравоохранения, информационных систем в сфере здравоохранения Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в том числе развития и эксплуатации государственной информационной системы обязательного медицинского страхования, и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинских организаций, информационных систем фармацевтических организаций (далее - информационные системы в сфере здравоохранения).

2. В информационных системах в сфере здравоохранения осуществляются сбор, хранение, обработка и предоставление информации об органах, организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и об осуществлении медицинской и иной деятельности в сфере охраны здоровья. Обработка персональных данных в информационных системах в сфере здравоохранения осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и соблюдением врачебной тайны.

3. Операторами информационных систем в сфере здравоохранения являются уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, иные федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на создание, развитие и эксплуатацию государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации), организации, назначенные указанными органами, органы управления Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в части, касающейся персонифицированного учета в системе обязательного медицинского страхования, медицинские организации и фармацевтические организации.

4. Требования к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Иные информационные системы, предназначенные для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг (далее - иные информационные системы), могут взаимодействовать с информационными системами в сфере здравоохранения и медицинскими организациями в порядке, на условиях и в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

6. Иные информационные системы подключаются к единой государственной системе в сфере здравоохранения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и к единой системе идентификации и аутентификации федеральным исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.

Основными целями и задачами развития относительно информационного пополнения являются:
• формирование медицинских информационных ресурсов;
• обеспечение полноты, точности и достоверности информации;
• применение методов защиты информации в едином информационном пространстве;
• совместимость информационных систем на базе современных информационных технологий, международных стандартов, форм представления информационных ресурсов;

Содержание работы

Введение
1. Понятие информационной технологии
1.1 Определение информационной технологии
2. Этапы развития информационной технологии
3. Виды информационной технологии
3.1 Информационные технологии обработки данных
3.2 Информационные технологии управления
3.3 Информационные технологии поддержки принятия решения
3.4 Информационные технологии экспертных систем
4.Использование информационных технологий в здравоохранении
5. Перспективы развития информационных технологий

Файлы: 1 файл

информатика.docx

Выполнила: Студентка Ф-11

1. Понятие информационной технологии

1.1 Определение информационной технологии

2. Этапы развития информационной технологии

3. Виды информационной технологии

3.1 Информационные технологии обработки данных

3.2 Информационные технологии управления

3.3 Информационные технологии поддержки принятия решения

3.4 Информационные технологии экспертных систем

4.Использование информационных технологий в здравоохранении

5. Перспективы развития информационных технологий

Главным направлением перестройки менеджмента и его радикального

усовершенствования, приспособления к современным условиям стало массовое

использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники,

формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих

технологий. Средства и методы прикладной информатики используются в

менеджменте и маркетинге. Новые технологии, основанные на компьютерной

технике, требуют радикальных изменений организационных структур

менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации,

фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение

информационного менеджмента, значительно расширяющее возможности

использования компаниями информационных ресурсов. Развитие информационного

менеджмента связано с организацией системы обработки данных и знаний,

последовательного их развития до уровня интегрированных автоматизированных

систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и

звенья производства и сбыта.

1. понятие информационных технологий

1.1 Что такое информационная технология.

Технология — это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в

приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых

факторов производства, способах их соединения для создания продукта или

услуги, отвечающих определенным требованиям. Поэтому технология неразрывно

связана с машинизацией производственного или непроизводственного, прежде

всего управленческого процесса. Управленческие технологии основываются на

применении компьютеров и телекоммуникационной техники.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология —

это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных

дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых

обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы

организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их

практические приложения, а также связанные со всем этим социальные,

экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют

сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их

введение должно начинаться с создания математического обеспечения,

формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

2. этапы развития информационных технологий.

Существует несколько точек зрения на развитие информационных

технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными

Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением

персонального компьютера начался новый этап развития информационной

технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных

информационных потребностей человека как для профессиональной сферы, так и

Признак деления - вид задач и процессов обработки информации

1-й этап (60 - 70-е гг.) — обработка данных в вычислительных центрах

в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития

информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных

2-й этап (с 80-х гг.) — создание информационных технологий,

направленных на решение стратегических задач.

Признак деления — проблемы, стоящие на пути информатизации общества

1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки

больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных

2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ

серии 1ВМ/360. Проблема этого этапа - отставание программного

обеспечения от уровня развития аппаратных средств.

3-й этап (с начала 80-х гг.) – компьютер становится инструментом

непрофессионального пользователя, а информационные системы - средством

поддержки принятия его решений. Проблемы- максимальное удовлетворение

потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы

в компьютерной среде.

4-й этап (с начала 90-х гг.) - создание современной технологии

межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа

весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:

• выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для

• организация доступа к стратегической информации;

• организация защиты и безопасности информации.

Признак деления — преимущество, которое приносит компьютерная

1 -й этап (с начала 60-х г.г..) характеризуегся довольно

эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с

ориентацией на централизованное коллектив-ное использование ресурсов

вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности

создаваемых информационных систем была разница между затраченными на

разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной

проблемой на этом этапе была психологическая - плохое взаимодействие

пользователей, для которых создавались информационные системы, и

разработчиков из-за различия их взглядов и пони-мания решаемых проблем.

Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи

плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не

использовали в полной мере.

2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных

компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем-

ориентация смещается в сторону индивиду-ального пользователя для

поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в

проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает

взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется

как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа,.

так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и

работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа

стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях

телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации.

Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение

эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие

информационные технологии должны помочь организации выстоять в

конкурентной борьбе и получить преимущество.

Признак деления - виды инструментария технологии

1-й этап (до второй половины XIX в.) — "ручная" информационная

технология инструментарий которой составляли: перо. чернильница, книга

Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту

писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации

2-й этап (с конца XIX в.) — "механическая" технология,

инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон,

оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель

технологии - представление информации в нужной форме более удобными

3-й этап (40 — 60-е гг. XX в.) — "электрическая" технология,

инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее

программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы,

Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает

перемещаться с формы представления информации на формирование ее

4-й этап (с начала 70-х гг.) — "электронная" технология, основным

инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе

автомати-зированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые

системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных

программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на

формирование содержательной стороны информации для управлснчсскон среды

различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической

работы. Множество объективных и субьекгивных факторов не позволили решить

стоящие перед новой концепцией информационной технологии поставленные

задачи, Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны

управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая

и социальная база для перехода на новый этап развитии технологии,

5-й этап (с середины 80-х гг.) — "компьютерная" ("новая") технология,

основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким

спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом

этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании

систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные

системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней

управления, реализуются на персональном компьютере и используют

телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу

существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового,

культурного и прочего назначений.

Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные

3. Виды современных информационных технологий

3.1 Информационная технология обработки данных

Характеристика и назначение

Информационная технология обработки данных предназначена для решения

хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные

данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки.

Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской)

деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации

некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций управленческою труда.

Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне

существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от

рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения

На уровне операционной деятельности решаются следующие задачи:

. обработка данных об операциях, производимых фирмой;

. создание периодических контрольных отчетов о

состоянии дел в фирме;

виде бумажных документов или отчетов.

Примером может послужить ежедневный отчет о поступлениях и

выдачах наличных средств банком, формируемый в целях контроля баланса

наличных средств, или же запрос к базе данных по кадрам, который

позволит получить данные о требованиях, предъявляемых к кандидатам на

занятие определенной должности.

Существует несколько особенностей, связанных с обработкой

данных, отличающих данную технологию от всех прочих:

• выполнение необходимых фирме задач по обработке данных. Каждой

фирме предписано законом иметь и хранить данные о своей деятельности,

которые можно использовать как средство обеспечения и поддержания

контроля на фирме. Поэтому в любой фирме обязательно должна быть

информационная система обработки данных и разработана соответствующая

• решение только хорошо структурированных задач, для которых можно

• выполнение стандартных процедур обработки. Существующие стандарты

определяют типовые процедуры обработки данных и предписывают их

соблюдение организациями всех видов;

• выполнение основного объема работ в автоматическом режиме с минимальным

Не будет неожиданностью, если сказать, что XXI век – это век информационно-компьютерных технологий. Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. Трудно найти сферу, которая избежала влияния на себя компьютеров и компьютерных технологий.

Медицина тоже не стала исключением.

Компьютер в области здравоохранения бывает очень удобным, а порой просто необходимым. Во многих медицинских исследованиях просто невозможно обойтись без компьютера и специального программного обеспечения к нему.

Как и всякий процесс, процесс компьютеризации сопровождается существенными изменениями в медицинской теории и практике, связанными с внесением корректировок к подготовке медицинских работников.

ВложениеРазмер
mis_i_ih_klassifikatsiya.docx 25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Разработал: пр-ль Информатики и ИТвПД

СМК им. Жени Дерюгиной

Не будет неожиданностью, если сказать, что XXI век – это век информационно-компьютерных технологий. Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. Трудно найти сферу, которая избежала влияния на себя компьютеров и компьютерных технологий.

Медицина тоже не стала исключением.

Компьютер в области здравоохранения бывает очень удобным, а порой просто необходимым. Во многих медицинских исследованиях просто невозможно обойтись без компьютера и специального программного обеспечения к нему.

Как и всякий процесс, процесс компьютеризации сопровождается существенными изменениями в медицинской теории и практике, связанными с внесением корректировок к подготовке медицинских работников.

На данный момент компьютеры приобрели широкое распространение во многих ветвях медицины. Начиная с CPOE (computerized physician order entry) — компьютеризованной системы предписаний врача (назначение анализов и/или медикаментов), заканчивая роботами-интернами, помогающими хирургам во время операций. Также не малое значение компьютеры играют и в работе клиник в целом, помогая планировать и выполнять различные административные задачи, отслеживать финансы, проводить инвентаризации и т.д.

Современные технологии в медицине

Внедрение ИТ в сферу здравоохранения позволяет улучшить качество обслуживания, заметно ускорить работу персонала и снизить затраты на обслуживание для пациентов. Эти преимущества теперь доступны каждой клинике. Современное программное обеспечение RoboMed дает такую возможность каждому своему пользователю. Это отечественная система, которая позволяет вывести учреждение на новый уровень обслуживания и работы.

Информационные технологии в медицине и здравоохранении помогают решить следующие задачи:

  • вести учет пациентов клиник;
  • наблюдать дистанционно за их состоянием;
  • сохранять и передавать результаты диагностических обследований;
  • контролировать правильность назначенного лечения;
  • проводить удаленное обучение;
  • давать консультации малоопытным сотрудникам.

Информационные технологии в медицине дают возможность проводить качественное наблюдение за состоянием пациентов. Ведение электронных медицинских карт позволяет сократить время сотрудников клиник, потраченное на оформление различных бланков. Вся информация о пациенте представлена в одном документе, доступном медицинскому персоналу учреждения. Все данные об обследованиях и результаты процедур также вводятся непосредственно в электронную медицинскую карту. Это дает возможность другим специалистам оценить качество назначенного лечения, обнаружить неточности диагностики.

Применение ИТ в медицине позволяет врачам проводить онлайн-консультации в любое удобное время. При этом повышается доступность медицинских услуг. Люди могут получить квалифицированную помощь от опытных врачей удаленно. Это особенно необходимо людям:

  • проживающим в географически удаленных районах;
  • с ограниченными физическими возможностями;
  • попавшим в чрезвычайную ситуацию;
  • которые находятся в замкнутом пространстве.

Таким образом, пациентам или докторам не нужно преодолевать большие расстояния, чтобы получить консультацию. Врач может с помощью современных информационных технологий оценить состояние пациента, провести его осмотр и ознакомиться со всеми результатами его обследований.

Такие консультации необходимы не только пациентам с физиологическими проблемами. Беседы также позволяют людям, которые нуждаются в психиатрической или психологической помощи. Аудиовизуальное общение позволяет наладить контакт врачу с пациентом и оказать ему необходимую поддержку.

Классификация медицинских информационных систем

Информационная система — это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации - компьютера. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.

Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

Медицинская информационная система (МИС) - комплексная автоматизированная информационная система, в которой объединены электронные медицинские записи о пациентах, данные медицинских исследований в цифровой форме, данные мониторинга состояния пациента с медицинских приборов, средства общения между сотрудниками, финансовая и административная информация, напрямую связанная с медицинской деятельностью.

Специфика МИС заключается в следующем:

1. Ядром МИС являются записи о пациенте.

2. Повышенная ответственность разработчика.

3. Интеграция административной, медицинской и финансовой информацией.

4. Интеграция со специфическими видами оборудования.

Примеры МИС : медицинские электронные документы, справочные системы (справочник Козловского), АРМ врача (программа Гиппократ), АСУ поликлиники (1С:поликлиника-медстатистика); комплексные системы (интерин, кардинет), телемедицина, Интернет-медицина и дистанционное образование.

Задачи руководств а: формализация процессов, увеличение пропускной способности, полный учет оказываемых услуг, автоматизация планирования работы, система отчетности, уменьшение бумажного документооборота.

Задачи служащим : повышение эффективности работы, полный доступ к информации о пациенте, планирование приемов.

Пациентам : без заполнения большого кол-ва документов.

Различным организации : обмен данными, интеграция с общей корпоративной информационной системой (например, по направлениям профосмотра, прививок).

МИС классифицируют по направлению деятельности медицинского учреждения :

-для поликлиник и амбулаторий

-для стоматологических клиник

-для санаториев (лечебно-профилактических учреждений)

Классификация по функциональному назначению:

  1. ИС базового (клинического) уровня (врачи разного профиля) – предназначены для информационного обеспечения принятия решений в профессиональной деятельности врачей разных специальностей; основная цель – компьютерная поддержка работы врача-клинициста, гигиениста, лаборанта и др.; позволяют повысить качество профилактической и лечебно-диагностической работы, особенно в условиях массового обслуживания при дефиците времени.

Они позволяют повысить качество профилактической и лабораторно-диагностической работы, особенно в условиях массового обслуживания при дефиците времени квалифицированных специалистов.

По решаемым задачам выделяют:
а) информационно-справочные системы (предназначены для поиска и выдачи медицинской информации по запросу пользователя);
б) консультативно-диагностические системы (для диагностики патологических состояний, включая прогноз и выработку рекомендаций по способам лечения, при заболеваниях различного профиля);
в) приборно-компьютерные системы (для информационной поддержки и/или автоматизации диагностического и лечебного процесса, осуществляемых при непосредственном контакте с организмом больного);
г) автоматизированные рабочие места специалистов (для автоматизации всего технологического процесса врача соответствующей специальности и обеспечивающие информационную поддержку при принятии диагностических и тактических врачебных решений).

2. ИС уровня лечебно-профилактических учреждений (поликлиники, стационара, диспансера, скорой помощи) – представлены следующими основными группами:

- ИС консультативных центров

- персонифицированные регистры (содержащими информацию о прикрепленном или наблюдаемом контингенте на основе формализованной истории болезни или амбулаторной карты)

- скрининговые системами (для проведения доврачебного профилактического осмотра населения, а также для выявления групп риска и больных, нуждающихся в помощи специалиста)

- информационные системы ЛПУ

- информационные системы НИИ, РНПЦ, медицинских ВУЗов

3. ИС территориального уровня (профильные и специализированные медицинские службы и региональные органы управления) – программные комплексы, обеспечивающие управление специализированными и профильными медицинскими службами поликлинической (включая диспансеризацию), стационарной и скорой медицинской помощью населению на уровне территории (города, области, республики); представлены следующими основными группами:

- ИС территориального органа здравоохранения

- ИС для решения медико-технологических задач , обеспечивающие информационной поддержкой деятельность медицинских работников специализированных медицинских служб;

- компьютерные телекоммуникационные медицинские сети , обеспечивающие создание единого информационного пространства на уровне региона;

4. ИС республиканского уровня (республиканские учреждения и органы управления) – представлены следующими группами:

Читайте также: