Доклад на тему жизнь варягов на северо западе

Обновлено: 02.07.2024

Норманская и антинорманская теории, их сущность и содержание, аргументы, характерные черты. Изучение влияния варягов на историю Древней Руси, в особенности на образование государства у восточных славян. Оценка теории скандинавского происхождения варягов.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.11.2014
Размер файла 63,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Санкт-Петербургская государственная академия

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

Реферат по Отечественной истории на тему

Роль варягов в истории Древней Руси

Васильева Мария Аркадьевна - студентка

1-го курса 11 группы ФВМ

Доц., к.и.н. Игумнов Е.В.

I.Норманская и антинорманская теории

II. Варяги и Русь

Список использованной литературы

Изучение истории любого государства начинается со времени его возникновения, описания первых правителей, их деятельности, основных занятий населения и т.д. В отечественной науке уже самый начальный период истории государства является спорным и проблемным вопросом. Заключается он в том, что неизвестны точные причины возникновения государства и его названия, территориальные и временные рамки; спорят также о личностях первых правителей и условиях их появления. Сложность этого вопроса усугубляется крайне ограниченным кругом источников, рассматривающих возникновение государства, и полным отсутствием письменных источников, относящихся к тому времени, когда государство возникло.

Проблема варягов, или норманнов, - проблема общеевропейская. Варяжские волны предположительно с северо-запада шли в двух направлениях: по Днепру и по западной окраине Европы. Завоевав ряд государственных образований в Западной Европе, норманны постепенно растворились среди местного населения.

Целью реферата является изучение влияния варягов на историю Древней Руси, в особенности на образование государства у восточных славян.

Для того, чтобы достигнуть поставленную цель, нужно решить следующие задачи:

Проанализировать литературу по вопросу происхождения варягов;

Проанализировать литературу по вопросу влияния варягов на восточных славян;

Выявить роль варягов в становлении государственности у восточных славян.

Реферат содержит введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

I.Норманская и антинорманская теории

Первым вопросом, который мы попытались осветить в данном реферате, было происхождение варягов.

Впервые тезис о том, что варяги произошли из Швеции, выдвинул король Юхан III в дипломатической переписке с Иваном IV Грозным Меркулов В. И. Откуда родом варяжские гости? (генеалогическая реконструкция по немецким источникам). М.: Белые Альвы: Амрита-Русь,2005;. В XVII веке развить эту мысль попытались Пётр Петрей де Ерлезунд, шведский дипломат, и Юхан Видекинг, шведский историк и королевский историограф. Там же;

Важнейшими аргументами норманнской теории являются следующие:

Известие русских летописных источников;

Путь из варяг в греки и связанные с ним имена днепровских порогов, приведенные Константином Багрянородным;

Имена князей и дружины, особенно по договорам Олега и Игоря;

Известия византийских писателей о варягах и руссах;

Известие Бертинских летописей о трех русских послах и известие Лиутпранда о руссах-норманнах;

Известия арабских писателей;

Позднейшие связи русских князей со Скандинавией.Тихомиров М. Н. Русское летописание. М.:Наука, 1979;

Мельникова А.Е. Путь из варяг в греки // Славяне и скандинавы: сборник. /.-- М.:Прогресс, 1986;

Факт влияния выходцев из Скандинавии на историю Древней Руси не вызывает сомнений, но вот были ли они теми самыми летописными варягами?

Двумя другими наиболее видными представителями антинорманистского направления были С. А. Гедеонов и Д. И. Иловайский. Первый считал русов балтийскими славянами -- ободритами, второй, наоборот, подчёркивал их южное происхождение.

Д.И. Иловайский считается самым крупным критиком Норманской теории XIX века. Летописный рассказ о призвании варягов в его работах считается полностью легендарным, в связи с чем и все, связанное с Рюриком, отвергалось. Ученый придерживался южного происхождения руси, как уже выше говорилось. По его мнению, совершенно невозможно представить, чтобы славяне добровольно отдали себя в подданство другому народу.

Таким образом, к концу XIX века те, кто отождествлял варягов с норманнами, пытались подкрепить свое мнение новыми аргументами, а их оппоненты множили версии о нескандинавском происхождении варягов: последние чаще всего отождествлялись с западными славянами, но были и финская, венгерская, хазарская версии.

Однако к началу XX века дискуссия практически затихла по причине накопления научных знаний, особенно в области археологии и лингвистики. Археологические раскопки показали, что на территории Руси в конце IX -- X веке присутствовали тяжеловооруженные воины скандинавского происхождения. Это же подтверждалось и письменными источниками, в которых говорилось о найме именно варягов на службу. Лингвистические изыскания подтвердили скандинавское происхождение упоминающихся в летописи и договорах Олега и Игоря с Византией имен русских князей первой половины X века и многих лиц в их окружении. Из чего, естественно, следовал вывод, что носители этих имен имели скандинавское, а не какое-то иное происхождение.

В связи с новыми данными, в XX столетии авторов, утверждавших, что варяги не являлись норманнами, оставалось немного. Причем в большинстве своем это были представители русской эмиграции. В советской же историографии те, кто не считал варягов норманнами, исчислялись буквально единицами. Дело в том, что ученые сделали упор на изучение роли варягов в образовании государства. Тезис о решающем вкладе был подвергнут ревизии. Формирование Древнерусского государства стало рассматриваться как длительный процесс, для которого требовались соответствующие предпосылки в обществе. Соответственно, появление Рюрика стало трактоваться только как эпизод в длительной истории формирования государственности у восточных славян, эпизод, приведший к появлению правящей на Руси княжеской династии. Советские историки были антинорманистами именно в таком смысле: признавая, что варяги -- это норманны, они не признавали за ними решающей роли в образовании Древнерусского государства, в чем и заключалось их отличие как от норманистов, так и антинорманистов позапрошлого века.

Выделились две самостоятельные теории: Норманская и Антинорманская;

Норманизм и антинорманизм изменялись с течением истории, менялись важнейшие вопросы изучения: от происхождения до роли варягов в становление государственности на Руси;

Большое влияние на изучение этого вопроса имело не только появление новых фактов, но и политическая ситуация в нашем и других государствах.

II. Варяги и Русь

О морских разбойниках, совершавших набеги на славянские земли, знали уже в IX веке. Варяжские дружины во главе со своими князьями забирали у славян меха, воск, мед, уводили в плен людей. Захваченную добычу и пленников они нагружали в лодки и по рекам и озерам, соединявшим Балтийское море с Черным, отправлялись торговать к грекам в Византию.

Славяне вместе с соседними племенами часто объединялись, чтобы дать отпор варягам - грабителям и прогнать их за море. Но отдельным варяжским дружинам удавалось возвращаться на славянские земли и подчинить себе местных славянских князей, облагать население данью.

Но основной вопрос, который касается выявления роли варягов в истории Древней Руси, -- это вопрос становления государственности вместе с появлением варягов в Новгородской земле. Мнения историков и здесь разделяются: как уже говорилось, антинорманисты советского периода видели совсем незначительное значение этого народа, тогда как норманисты не сомневались в решающей роли выходцев из Скандинавии, некоторые даже считали славян инертной управляемой массой.

Большинство ученых сейчас указывают на длительный, объективный, процесс возникновения государства и второстепенный, субъективный, фактор, то есть выделяются предпосылки формирования государственности и не отрицается роль личности первый князей - варягов в образовании государства Древней Руси. Соболева О.Л. Справочник школьника 5-11 класс. Русский язык, литература, история, английский язык. М.: АСТ-Пресс, 1999;

В древности понятие государства было, прежде всего, связано с понятием вождя и лидера. Государство означало сильную центральную власть, которая способна объединить близкие территориально народы и племена силой или по доброй воле. Древнее государство - это так же армия и законы, которые регулируют деятельность жителей страны, и суд, и расправа, и налоги.

В восточнославянских землях первые признаки государственности (вожди, военные дружины, дальние походы) проявились еще в лице антского союза, Кия и других князей, но эти признаки были стерты аварским нашествием (VI век).

В Среднем Поднепровье происходили бурные общественные процессы: распадались родовые общины, единое родовое хозяйство стало меньше интересовать славян. Семейный дом во главе с мужчиной, отцом, теперь стал в центр жизни общества. Общая родовая собственность, общая пахотная земля стали распадаться на отдельные участки, отдельные семейные владения. И все же люди не сумели полностью оторваться от общины. Теперь община называлась соседской, поскольку в ней могли жить не только родственники. В семьях, где мужчин было больше, где они были сильнее и умелее, появляются так называемые излишки производства. В это время возрастает власть и хозяйственные возможности племенных вождей, племенной знати, воинов. И для того, чтобы продолжать экономическое развитие, приходилось захватывать прилежащие земли, предпринимались дальние и ближние походы. Племена - победители богатели, усиливали свою власть, хозяйство развивалось быстрее, чем в других землях.

C приходом варягов на Русь, а именно вокняжением Рюрика в Новгороде (или захвате в нем власти: источники разнятся), во внутреннем устройстве ничего не поменялось, то есть политическая и социальная жизнь ильменских словен осталась прежней. Однако именно Новгород стал одним из центров государственности в Древней Руси, что не могло произойти независимо от Рюрика и его деятельности. Под эгидой Новгорода объединилось множество племен.

После убийства Игоря древлянами (945) Ольга отвергла сватовство древлянского князя Мала и жестоко расправилась с мятежным племенем. По летописной легенде, первых древлянских послов к ней княгиня приказала живьем зарыть в землю, а участников второго посольства -- сжечь в бане. Пригласив древлян на тризну по Игорю, она велела своим дружинникам перебить ненавистных ей гостей. Осадив в 946 г. главный город древлян Искоростень, Ольга потребовала, чтобы жители города дали ей по три голубя и по три воробья от каждого двора, обещая в случае выполнения ее требования уйти. Обрадованные древляне собрали птиц и отдали их киевской княгине. Ольга приказала своим воинам привязать к лапкам птиц куски тлеющего трута и выпустить их на волю. Голуби и воробьи полетели в свои гнезда в Искоростень, после чего в городе начался пожар.

Во второй главе были рассмотрены следующие аспекты: роль варягов в истории Древней Руси и деятельность первых киевских князей, имевших варяжское происхождение. Можно сделать некоторые выводы:

Варяги не были единственной движущей силой образования Древнерусского государства: были множественные предпосылки в племенах восточных славян;

Деятельность первых князей достаточно обширна: это и расширение территорий, и множественные походы в Византию и договоры с ней, и введение налоговой системы, и начало каменного строительства на Руси.

В реферате было рассмотрено влияние варягов на историю Древней Руси.

На наш взгляд, скандинавское происхождение варягов наиболее вероятно, на что указывают доказательства, приведенные в первой главе. К тому же, к этому выводу пришли и многочисленные историки к началу XX века. норманская варяг русь

Второй крупный вопрос, рассмотренный в реферате, соответствует второй и третьей задачам: выявление влияния варягов на восточных славян и роли их в становлении Древнерусского государства - описан во второй главе. Кроме того, что варяги долгое время торговали со славянами и служили наемниками у славянских князей, варяги приняли участие в становлении государственности.

В целом, формирование государства у восточных славян шло похожим путем, как и у западно-европейской цивилизации: сложились определенные политические, экономические и социальные предпосылки. Приглашение варягов на Русь, описанное в летописях, не означает, что они явились основателями государства у инертной массы восточных славян, это означает их приглашение в качестве наемников - приглашенных князей.

Скандинавов на Руси было достаточно (о чем говорят и археологические данные, нерассмотренные в реферате) и они вмешались в процесс становления государственности, захватив власть, устанавливая дань, контролируя торговые пути, ведя активную внешнюю политику, которая отвечала интересам славянского государства (защита от хазар, связи с Византией). Таким образом, варяги вписались в потребности славянского государства. Варяги явились неким толчком к более быстрому формированию Древнерусского государства.

Список использованной литературы

Меркулов В. И. Откуда родом варяжские гости? (генеалогическая реконструкция по немецким источникам). М.: Белые Альвы: Амрита-Русь,2005;

Рассказы Начальной русской летописи / под ред. Лихачева Д.С. М.: Альфа-книга,2013;

Тихомиров М. Н. Русское летописание. М.:Наука, 1979;

Мельникова А.Е. Путь из варяг в греки // Славяне и скандинавы: сборник. /.-- М.:Прогресс, 1986;

Ломоносов М.В. Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года сочиненная Михайлом Ломоносовым, статским советником, профессором химии и членом Санкт-Петербургской Императорской и Королевской Шведской Академий Наук. М.,Л.:Издательство Академии Наук СССР 1952;

История СССР. Краткий курс Учебник для 4-го класса / Под редакцией профессора Л. В. Шестакова М. Издательство Министерства Просвещения РСФСР,1955;

Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М.:Айрис-Пресс, 2007;

Рыдзевская Е.А. Древняя Русь и Скандинавия в IX-XIV вв. - М.:Наука, 1978;

Соболева О.Л. Справочник школьника 5-11 класс. Русский язык, литература, история, английский язык. М.: АСТ-Пресс, 1999;

Подобные документы

Процесс возникновения государственности на Руси, определение истинной роли варягов в формировании государства восточных славян. Анализ норманнской теории, особенностей ее развития. "Повесть временных лет" и антинорманское мнение Ломоносова о государстве.

реферат [25,7 K], добавлен 05.03.2012

Восточные славяне до призвания Рюрика. Норманнская и антинорманская теории о призвании варягов. Сравнительный анализ "Повести временных лет" и Новгородской летописи. Исторические последствия призвания варягов. Предания о Гостомысле в Софийской летописи.

реферат [39,0 K], добавлен 13.05.2012

Исследование процесса происхождения Древнерусского государства через призму этнических корней варягов (по летописям Нестора). Места расселения варягов до их призвания на Русь. Характеристика отношений между Киевом и Новгородом до их объединения в 882 г.

курсовая работа [97,0 K], добавлен 17.04.2016

Восточные славяне во второй половине IX века. Роль варягов в объединении славянских земель. Появление слова "русь" у восточных славян с приходом сюда захватчиков из Скандинавии, которые принадлежали к племени русь. Преданию о появлении князя Рюрика.

контрольная работа [23,2 K], добавлен 25.02.2009

Концепция скандинавского происхождения государства у славян. Отрицание происхождения Древнерусского государства как результата внутреннего общественно-экономического развития. Точки зрения о начале государственности на Руси, аргументы норманской теории.

доклад [558,2 K], добавлен 23.12.2014

Норманнская и антинорманнская теории. "Повесть временных лет" - важнейший исторический источник. Эпоха викингов. Образование древнерусского государства, расселение славян. Государство Русь при первых князьях. Анализ роли варягов в истории России.

реферат [27,9 K], добавлен 09.10.2010

"Повесть временных лет" как основной источник изучения истории Древнерусского государства. Историки XIX века о славянских и варяжских племенах до призвания Рюрика. Славянские племена до образования государства. Этническая принадлежность варягов.

Другое упоминание,явно позднее внесенное в летописный текст, называет варягов наряду с племенами русь, англы, готы, свей, урмане (норвежцы).




В Восточной Европе варяги появляются в середине IX в. Ва-ряги-русь приходят сначала в северо-западные земли к ильменским словенам, а затем спускаются к Среднему Поднепровью. По сведениям разных источников и по мнению некоторых ученых во главе варягов-руси, пришедших к ильменским словенам с берегов южной Балтики, стоял князь Рюрик. Скорее всего, легендарный Рюрик был выходцем одного из варяжских (вэрин-ских) племен.

При Ярославе Мудром в XI в. в варяжских дружинах впервые появляются шведы. Этому способствовало то, что Ярослав был женат на шведской принцессе Ингигерд. Поэтому в начале XI в. на Руси варягами начинают называть и выходцев из Скандинавии. Но интересно, что в Новгороде шведов варягами не называли вплоть до XIII в.

После смерти Ярослава русские князья перестали набирать наемные дружины из варягов. Само имя варягов переосмысливается и постепенно распространяется в общем на выходцев с католического Запада.

Другое упоминание,явно позднее внесенное в летописный текст, называет варягов наряду с племенами русь, англы, готы, свей, урмане (норвежцы).

В Восточной Европе варяги появляются в середине IX в. Ва-ряги-русь приходят сначала в северо-западные земли к ильменским словенам, а затем спускаются к Среднему Поднепровью. По сведениям разных источников и по мнению некоторых ученых во главе варягов-руси, пришедших к ильменским словенам с берегов южной Балтики, стоял князь Рюрик. Скорее всего, легендарный Рюрик был выходцем одного из варяжских (вэрин-ских) племен.

При Ярославе Мудром в XI в. в варяжских дружинах впервые появляются шведы. Этому способствовало то, что Ярослав был женат на шведской принцессе Ингигерд. Поэтому в начале XI в. на Руси варягами начинают называть и выходцев из Скандинавии. Но интересно, что в Новгороде шведов варягами не называли вплоть до XIII в.

После смерти Ярослава русские князья перестали набирать наемные дружины из варягов. Само имя варягов переосмысливается и постепенно распространяется в общем на выходцев с католического Запада.

Варяги, викинги и норманны - кто это такие? Что говорит летопись о призвании варягов на княжение в Новгород и что думают по этому поводу современные исследовали? Что такое норманская теория? И куда в итоге делись варяги?

Фото Кто такие варяги. Роль викингов в истории Руси

В Европе северных пиратов-мореходов, грабивших прибрежные поселения от Англии до Северной Африки, называли викингами или норманнами.

Точную этническую принадлежность варягов установить сложно, признают историки. Это могли быть представители племен с территорий современных Швеции, Дании и Норвегии, другие народы Балтии или даже славяне.


Призвание варягов. А был ли Рюрик?


Существовал ли на самом деле князь Рюрик и кем он был, не до конца ясно. Его имя явно восходит к скандинавскому Хрёрик (Hrærekr), объясняет филолог и историк Федор Успенский на сайте Arzamas . Некоторые считают, что речь в летописи идет о Рёрике Ютландском, жившем в середине IX века, но других аргументов в пользу данной версии нет.


Вообще же легенды о призвании иноземной династии типичны и для других стран Европы. Например, в Британии летопись рассказывает о призвании правителей-саксов бриттами.

Что такое норманская теория. Аргументы норманистов и антинорманистов

Антинорманисты возражали, что государство невозможно создать извне без отсутствия предпосылок. Они приводили свидетельства из летописи о наличии у славян крупных племенных объединений, городов, княжеской власти.


Куда делись викинги?

В первой половине XI века грабительские походы викингов в Западную Европу начали сходить на нет. Скандинавские королевства стали христианскими, на смену родовому строю приходил феодализм, и норманны все больше встраивались в общее течение европейской жизни.

На Руси же варяги быстро усвоили местные обычаи и язык, перестали ассоциировать себя с исторической родиной. Первые русские князья носят скандинавские имена: Рюрик, Олег (Хельги), Игорь (Ингвар). Однако уже сын князя Игоря Старого и княгини Ольги назван по-славянски - Святослав. Получается, что викинги никуда не исчезли, а лишь растворились в славянской среде, оставив немалый след - хотя бы в виде династии Рюриковичей.

Связи Руси со Скандинавией сохранялись и в дальнейшем - это подтверждают, в частности, династические браки. Например, в XI веке киевский князь Ярослав Мудрый взял в жены шведскую принцессу Ингигерд (Ирину). А правнук Владимира Мономаха в XII веке стал датским королем под именем Вальдемар I Великий.

Контакты с Северной Европой резко сократились лишь в результате монголо-татарского нашествия в XIII веке. Гораздо большее значение для русских князей и населения приобрели отношения с ордынским ханом, а не с северо-западными соседями.


Верхняя Русь.



В древнейших слоях ладожского поселения, датированных 750–830 гг. (горизонт Е3) встречены вещи северного облика (цв. илл. 26), в том числе набор ремесленных инструментов 14 . Интенсивность контактов возрастает в 840–850-х гг. (горизонт Е2), о чём в Ладоге свидетельствуют находки некоторых культовых вещей, которые не могли быть предметом торговли (например, палочка с рунической надписью) 15 . По-видимому, это время можно сузить до 840 гг., когда начинается массовое поступление дирхема из Восточной Европы в страны Балтики 16 .

Одновременно, по наблюдениям нумизматов, примерно на десятилетие прерывается поступление серебра в Швецию и на Готланд 17 . Обострение отношений славян со свеями, однако, противоречило объективным интересам и потребностям балтийской торговли, к этому времени уже приобретавшей общеевропейское значение.

Давно уже выдвинутое в литературе отождествление Рюрика с предводителем викингов Рёриком Ютландским (Hroerekr) в последнем своем фундаментальном исследовании поддержал академик Б. А. Рыбаков 18 .

Речь идёт, по-видимому, о единой, согласованной акции, когда представители княжеской администрации в союзе с племенной верхушкой возвели подчиненные центральной власти укрепления во всех основных политических центрах верхней Руси.

В целом его деятельность соответствовала прежде всего интересам местной, в первую очередь славянской, племенной верхушки, стремившейся обеспечить прочный контроль над основными центрами и путями, равным образом как и стабильность экономических отношений на Балтике.

Таким образом, Ладога оказалась местом, где ушедший из Киева князь упоминается в последний раз; летописцы расходились при описании обстоятельств последних лет жизни Олега: одни писали, что он похоронен в Ладоге, другие — что его могила находится в Киеве. Северная версия признана более правдоподобной. Действительно, если князь Олег был инициатором строительства ладожской каменной крепости, то его пребывание под защитой воздвигнутых им каменных стен не кажется случайным. Вообще вплоть до середины XI века источники подчеркивают вполне самостоятельное (по отношению к Новгороду) значение Ладоги, связанной непосредственно с киевским княжеским домом.


Ярослав Мудрый и Ингигерд


Особое положение Ладоги и её области сохранялось вплоть до XII века Ладожане активно участвовали в антикняжеских выступлениях новгородцев в 1132 и 1136 гг. Во второй половине XII века в Ладоге возводятся, едва ли не одновременно, шесть каменных храмов. В составе боярско-республиканской Новгородской земли она оказывается вторым по значению городом после Новгорода. Это положение, несомненно, восходит к IX–X вв. — времени расцвета Ладоги как крупнейшего международного торгового центра восточных славян на Балтике.




Вещевой инвентарь также отличается определенным своеобразием. Не позднее IX века здесь представлены формы сельскохозяйственных орудий, в дальнейшем типичные для Новгородско-Псковской земли42. Весьма интересны жертвенные ножи с волютообразным навершием, серийные аналогии которым имеются в Польше43. Среди украшений более всего представительны для характеристики раннеславянской культуры спиралеконечные височные кольца, известные по серии находок в Ладоге44 (цв. илл. 27).

Имеются также вещи балтского, финского и скандинавского облика. Костяные и роговые изделия, в частности односторонние составные гребни, типологически связаны с ремесленными традициями североморских торговых центров Фрисландии, откуда они распространились как в Скандинавию, так и в земли поморских славян, а далее — в Новгородскую землю45 (цв. илл. 29).

Наряду с балтскими и финскими и привнесенными скандинавскими особенностями западнославянские элементы в домостроительстве, фортификации, керамике, металлических, костяных, деревянных изделиях, во-первых, обособляют культурный комплекс Верхней Руси от других восточнославянских культур, а во-вторых, связывают его в единое целое. Эта верхнерусская археологическая культура VIII–X веков при сопоставлении с памятниками северной, поморской Польши, полабских и балтийских славян на территории ГДР может рассматриваться как одна из составляющих особой северославянской культурно-исторической зоны46.

Северославянская культурная зона входила в состав более широкого объединения, являющегося основным предметом исследования данной коллективной монографии: Балтийского культурного региона.

Специфика Верхней Руси здесь заключается в том, что процесс славянского расселения в среде восточнобалтских, а особенно финских племён лесной зоны Восточной Европы, совпадал с процессом формирования Балтийского культурного региона, в значительной степени определяя его характер.

Торговые центры Верхней Руси обеспечивали функционирование жизненно важных для экономических связей региона водных путей по Западной Двине, Неве, Волхову с выходами на Волгу или Оку. По этим путям уже в VIII веке началось движение арабского серебра; в 60-х гг. VIII веке оно достигает Ладоги, в течение первой половины IX века начинается регулярное его поступление через Ладогу в земли балтийских славян, на остров Рюген48, и затем на протяжении более ста лет поступающее из Руси серебро является основным средством денежного обращения во всей Северной и Северо-Восточной Европе. С другой стороны, под воздействием циркумбалтийских связей славянская культура обретала новые, специфические черты, которые вырабатывались прежде всего в крупнейших протогородских и раннегородских полиэтгшчных центрах типа Ладоги49.

9 Носов Е. Н. Археологические памятники Новгородской земли VIII–X вв. – В кн.: Археологическое исследование Новгородской земли. Л., 1984, с. 85–93.

10 Лебедев Г. С., Седых В. Н. Археологическая карта Старой Ладоги и ее ближайших окрестностей. – Вестник ЛГУ, № 9, 1985, с. 15–25; Лебедев Г. С. Эпоха викингов…, с. 205–210.

11 Кирпичников А. Н. Ладога и ладожская волость в период раннего средневековья. – В кн.: Славяне и Русь. Киев, 1979, с. 92–105; его же. Раннесредневековая Ладога (итоги археологического исследования). – В кн.: Средневековая Ладога. Л., 1985, с. 3 сл.

12 Мельникова Е. А. Восточноевропейские топонимы с корнем gard- в древнескандинавской письменности. – Скандинавский сборник, вып. 22, 1977, с. 206–207; Джаксон Т. Н. О названии Руси Garđar. — Scando-Slavica, 1984, t. 30, с. 133–143.

13 Давидан О. И. К вопросу о контактах древней Ладоги со Скандинавией (по материалам нижнего слоя Староладожского городища). – Скандинавский сборник, вып. 16. Таллин, 1971, с. 134–145.

14 Рябинин Е. А. Скандинавский производственный комплекс VIII века из Старой Ладоги. – Скандинавский сборник, вып. 25. Таллин, 1980, с. 161–178.

15 Мельникова Е. А. Скандинавские рунические надписи. М., 1977, с. 158–162.

16 Потин В. М. Русско-скандинавские связи по нумизматическим данным (IX–XII вв.). – В кн.: Исторические связи Скандинавии и России. IX–XX вв. Л., 1970, с. 68.

17 Там же, с. 68–69.

18 Рыбаков Б. А. Указ. соч., с. 299.

20 ПСРЛ, т. 2. Ипатьевская летопись. М., 1962, с. 14.

21 Татищев В. Н. История Российская с самых древнейших времен, т. 1. М„ 1962, с. 110, 117, 229, 230, 372, 398.

22 Потин В. М. Указ. соч., с. 70.

23 ПСРЛ, т. 9–10. Никоновская летопись. М., 1965, с. 9.

24 Янин В. Л. Указ. соч., с. 220–236.

25 Кирпичников А. Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л., 1984, с. 23–42.

26 Лебедев Г. С. Указ. соч.

28 Рыдзевская Е. А. Древняя Русь и Скандинавия IX–XIV вв. М., 1978, с. 51, 64.

29 Соловьев С. М. История России с древнейших времен, кн. I. М., 1959, с. 215–216.

30 ПВЛ, ч. I, с. 197; Кирпичников А. Н. Каменные крепости, с. 42–67.

31 Назаренко В. А. Исторические судьбы Приладожья и их связи с Ладогой. – В кн.: Славяне и Русь. Киев, 1979, с. 106–114; его же. Об этнической принадлежности приладожских курганов. – В кн.: Финно-угры и славяне. Л., 1979, с. 152–156; его же. Норманны и появление курганов в Приладожье. – В кн.: Северная Русь и ее соседи в эпоху раннего средневековья. Л., 1982, с. 142–146.

32 Лебедев Г. С. Указ. соч., с. 216.

34 Соловьев С. М. Указ. соч., с. 216.

35 Кирпичников А. Н., Лебедев Г. С., Булкин В. А., Дубов И. В., Назаренко В. А. Русско-скандинавские связи в эпоху образования Древнерусского государства (IX–XI вв.). – Scando-Slavica, 1978, t. 24, с. 70.

36 Кирпичников А. Н., Лебедев Г. С., Дубов И. В. Северная Русь (некоторые итоги археологических исследований). – КСИА, 1981, вып. 164, с. 3–9; Лебедев Г. С. Археологическое изучение Новгородской земли. – НИС, вып. I (II). Л., 1982, с. 15–42.

37 Седов В. В. Новгородские сопки. САИ EI-8. М., 1970; его же. Длинные курганы кривичей. – САИ EI-8. М., 1974.

38 Джаксон Т. Н. О названии Руси Garđar, с. 139–140.

39 Булкин В. А., Дубов И. В., Лебедев Г. С. Археологические памятники Древней Руси IX–XI веков. Л., 1978, с. 76–81; Носов Е. Н. Указ. соч., с. 88–99.

40 Горюнова В. М. О раннекруговой керамике на Северо-Западе Руси. – В кн.: Северная Русь и ее соседи, с. 39–4-5.

41 Смирнова Г. П. О трех группах новгородской керамики Х – начала XI в. – КСИА, вып. 139. 1974, с. 17–22; Белецкий С. В. Культурная стратиграфия Пскова (археологические данные к проблеме происхождения города). – КСИА, 1980, вып. 160, с. 3–18.

42 Миролюбов М. А. Орудия вторичной обработки почвы и уборки урожая из Старой Ладоги. – АСГЭ, вып. 17. 1976, с. 123.

43 Минасян Р. С. Железные ножи с волютообразным навершием. – В кн.: Проблемы археологии. Л., 1978, с. 148–152.

44 Кирпичников А. Н. Несколько замечаний о славянских височных кольцах со спиральным завитком. – В кн.: Памятники культуры. Новые открытия. 1979. Л., 1980, с. 452–453. Лебедев Г. С., Седых В. Н. Археологическая карта Старой Ладоги…, с. 22.

45 Давидан О. И. К вопросу о происхождении и датировке ранних гребенок Старой Ладоги. – АСГЭ, вып. 10, 1968, с. 54–63.

46 Лебедев Г. С. Северные славянские племена. – В кн.: Новое в изучении археологии Северо-Запада РСФСР. Л., 1985, с. 44–48.

47 Ляпушкин И. И. Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства. – МИА, вып. 152. 1968, с. 14, 16, 19, 21–22, 120.

48 Херрман Й. Полабские и ильменские славяне в раннесредневековой балтийской торговле. – В кн.: Древняя Русь и славяне. М., 1978, с. 191–196.

49 Лебедев Г. С. Проблема генезиса древнерусской курганной культуры. – КСИА, 1981, вып. 166, с. 22–28.

50 Рыдзевская Е. А. К вопросу об устных преданиях в составе древнейшей русской летописи. – В кн.: Рыдзевская Е. А. Древняя Русь и Скандинавия, с. 159–236.

51 ГлазыринаГ. В. Указ. соч., с. 202.

52 Kleiber В. Nordiske spor i en gammel russisk kronike. – Мaal og Minne, 1960 № 1–2, s. 56–70.

53 ПВЛ, 4. 1, c. 18–19, 4. 2, c. 238; НПЛ, c. 106.

54 Рыбаков Б. А. Указ. соч., с. 303.

55 Попов А. И. Названия народов СССР. Л., 1973, с. 46–63.

57 Брим В. А. Происхождение термина Русь. – В кн.: Россия и Запад, вып. I. Пг., 1923, с. 7–10.

58 Петрухин В. Я. О начальных этапах формирования древнерусской народности в свете данных погребального обряда. – В кн.: Балто-славянские этнокультурные и археологические древности. Погребальный обряд. Тез. докл. М., 1985, с. 63–64.

59 Ковалевский С. Д. Образование классового общества и государства в Швеции. М, 1977, с. 82, 106, 214.

60 Сборник документов по истории СССР. Часть I, IX–XIII вв. Под ред. проф. В. В. Мавродина. М., 1970, с. 131.

61 Рыбаков Б. А. Указ. соч., с. 298.

62 Ловмяньский Г. Русь и норманны. М., 1985. Комментарий, с. 275.

63 Лебедев Г. С. Эпоха викингов…, с. 57.

64 ПВЛ, ч. I, с. 20.

65 Носов Е. Н. Нумизматические данные о северной части балтийско-волжского пути конца VIII–X вв. – ВИД, т. 8. Л., 1976, с. 95–110.

Читайте также: