Доклад архивные учреждения рф

Обновлено: 05.07.2024

Началом истории советского архивного дела принято считать 1 июня 1918 года. 1 июня 1918 года - это дата начала истории создания централизованной системы управления архивным делом. Россия до 1917 года являлась одним из немногих европейских государств, где не была проведена централизация архивного дела, т.е. такого понятия, как "государственная архивная служба России" просто не существовало. Каждое министерство, ведомство, организация имели свой архив, условия хранения документов, порядок доступа к ним исследователей каждое ведомство устанавливало практически самостоятельно, и хотя и существовали общие правила описания архивных документов, работа ведомственного архива, при отсутствии контроля со стороны государства во многом зависела от волеизъявления руководства того или иного учреждения.

После событий октября 1917 года и кардинальной смены власти в России происходит слом старого государственного аппарата и строительство нового. И одним из актов новой власти явилось принятие декрета Совета народных комиссаров РСФСР от 1 июня 1918 года "О реорганизации и централизации архивного дела". В соответствии с этим декретом все архивы правительственных учреждений ликвидировались как ведомственные учреждения, хранящиеся в них документы образовывали Единый государственный архивный фонд Советской республики (ЕГАФ). Руководство ЕГАФ возлагалось на специальное правительственное учреждение - Главное управление архивным делом (Главархив), на местах проведение в жизнь указанного декрета возлагалось на губернские управления архивным делом.

Таким образом, декретом СНК от 1 июня 1918г. государство признало необходимость архивного дела для своего функционирования. Политическая и идеологическая целесообразность, обеспечившая принятие декрета СНК лишь стимулировала реализацию идей отечественных архивистов, сформулированных много ранее идеи централизации архивного дела. В этом смысле декрет наносил серьёзный удар по сильным традициям ведомственного хранения, которые подписывались реальным положением вещей: едва ли не повсеместным отсутствием возможностей для концентрации документов не только в специально построенных хранилищах, но и вообще в каких-либо приспособленных помещениях.

Декрет и последующие акты советского государства, связанные с архивным делом, были направлены, прежде всего, на то, чтобы сохранить архивные документы, независимо от времени их создания. Государство признало необходимость, и даже обязательность существования архивов в системе своего функционирования. Более того, оно создало даже специальный орган, призванный управлять архивами. Независимо от своего статуса он не мог функционировать вне норм и ценностей государства. С выходом этого и последующих декретов произошло крупнейшее психологическое, экономическое, социальное и организационное изменение: архивы, архивное дело впервые в нашей стране на государственном уровне были признаны самостоятельными объектами хозяйствования. Последствия этого для архивов нашей страны трудно переоценить: целевой, самостоятельный, долгое время во многом централизованный бюджет позволил начать медленное, но налаженное строительство специализированных архивохранилищ, их техническое оснащение, обучение кадров и т.п.

В 1938 году архивные учреждения были переданы в ведение НКВД, это событие имело как положительное, так и отрицательное значение. Отрицательным явилось то, что это отдалило архивы от науки, препятствовало использованию документальных материалов. По характеру своей деятельности архивы связаны со всеми государственными учреждениями и общественными организациями, поэтому они сами должны находиться вне какого-либо одного ведомства. Однако, учитывая тот имидж, которое имело НКВД в тот период, это дисциплинировало организации в вопросах обеспечения сохранности документов. С подобным положением было покончено после ХХ съезда партии. В 1960 году архивная служба изменила свою подведомственность, Главное архивное управление было передано в непосредственное подчинение Совету Министров СССР.

Таким образом, статус архивной службы, как в центре, так и на местах был значительно повышен. Центральные и местные органы управления имели, с одной стороны, тот же правовой статус, что и другие ведомства, но в то же время носили надведомственный характер: их указания в области обеспечения сохранности документов, комплектования и т.п. были обязательны и для других ведомственных систем.

После распада СССР согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 12 октября 1991г. Роскомархив получил в свое ведение находившиеся на территории РСФСР бывшие союзные центральные государственные архивы, ранее подчиненные Главархиву СССР, а также административные функции, подведомственные учреждения и научно-исследовательские организации последнего, его материально-техническую и финансово-экономическую базу в пределах Российской Федерации.

В связи с распадом СССР в конце 1991 г. с января 1992 г. происходит реорганизация сети государственных архивов России. Административные и архивные функции Роскомархива по отношению к вновь образованным архивам федерального уровня были закреплены в Постановлении Правительства от 24 июня 1992 г. Оно определяло, что Комитет по делам архивов при Правительстве Российской Федерации (Роскомархив) является федеральным органом государственного управления, который осуществляет государственную политику в области архивного дела. Это Постановление также подтвердило реорганизацию сети государственных архивов федерального уровня, находящихся в прямом подчинении Роскомархива, а четыре из них получили определение "центров", хотя они функционировали как архивы.

Президентский указ (подписанный Б. Н. Ельциным 30 сентября 1992 г.) преобразовывал Роскомархив в Государственную архивную службу России (Росархив). Права и обязанности нового органа закреплены в правительственном постановлении от 22 декабря 1992 г. и "Основах законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах", принятых Верховным Советом Российской Федерации 7 июля 1993 года.

Факт этот сам по себе являлся исторически значимым: впервые в истории России был принят законодательный акт, регулирующий общественные отношения в сфере архивного дела. Данный документ аккумулировал опыт архивного строительства в бывшем СССР и в большей степени обобщил многое из того нового, что появилось в архивном деле России за последние два года. Вместе с тем "Основы законодательства" исходили из принципа разграничения Архивного фонда России на государственную и негосударственную части. Этот принцип разграничения отвечал тем процессам общественного развития, которые были характерны для "тогдашней" России. С одной стороны этот принцип предполагает создание условий для сохранения, пополнения и использования архивных документов государственных структур, с другой стороны, исходя из священного права частной, общественной, церковной и т.п. собственности, он гарантирует их носителям право по собственному усмотрению создавать архивы, владеть и распоряжаться ими. Государство в лице органов и учреждений государственной архивной службы может, с согласия собственников таких архивов, осуществлять лишь попечительство над ними.

"Основы законодательства" устанавливали принципы публичности, и общедоступности государственной части Архивного фонда России, принципы личной гражданской ответственности за использование архивной информации". Основы законодательства" освободили российского архивиста от прежних догм и одновременно возложили на него ответственность исходить в своей профессиональной деятельности из принципов беспристрастия, невмешательства в планы и интересы пользователя.

Современный этому периоду статус государственных и негосударственных архивов России, вопросы организации их комплектования, хранения, учета и использования документов были регламентированы в "Положении об Архивном фонде Российской Федерации", утвержденным указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1994 г. Тогда же было принято новое "Положение о Государственной архивной службе России"- органе, осуществляющем государственную политику в области архивного дела.

Архивный фонд РФ - по законодательству РФ - совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь народов России, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение и являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов России.

Шемышейский райархив находился в ведении Пензенского архивного отделения.

с 23.04.1939 г. Пензенское областное управление преобразовывается в архивный отдел Управления НКВД по Пензенской области, которому подчинялись областной архив и 38 районных архивов, в том числе Шемышейский райархив.

До 1979 г. Шемышейский райархив находился в здании по ул. Ленина, 21, р.п. Шемышейка, Шемышейского района, Пензенской области (здание Управления образования администрации Шемышейского района Пензенской области).

С 1979 г. по настоящее время располагается ул. Ленина, 47, р.п. Шемышейка, Шемышейского района, Пензенской области (здание администрации Шемышейского района Пензенской области).

Сектор по делам архивов организационного отдела администрации Шемышейского района Пензенской области оборудован всеми необходимыми техническими и безопасными средствами, а именно: 5 огнетушителей тип: СХП-10, металлические двери, решетки на окнах, светозащитные шторы, компьютер., ПК моноблок: HP Omni 200 P процессор: Pentium Dual-Core E5800 3.2 GHz (2 CPUs) ОЗУ: 2 Gb Видеокарта: Intel G45/43 Express Chipset (814 MB), копировальный аппарат: МФУ (Canon i-sensys MF 4410) шкаф, сейф, пылесос. Помещения архивохранилища - сухие, полы - линолеум, отопление - центральное, вентиляция - естественная, двери – железные, стеллажи: архивные, библиотечные, протяженность стеллажей 215 п.м., электропроводка: закрытая, сигнализация: пожарная

В секторе по делам архивов организационного отдела администрации Шемышейского района Пензенской области на хранении находятся 125 фондов.

Принято 20932 единиц хранения, в том числе: по описи № 1 – 14282 ед.,

по описи № 2 – 6650 ед.

27 организаций района являются источниками комплектования сектора по делам архивов организационного отдела администрации Шемышейского района Пензенской области, в том числе: 1 – Субъект Федерации;

Сектором по архивным делам исполнено запросы социально-правового характера:

Архивный фонд Российской Федерации - это исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое, культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам, подлежащих постоянному хранению в соответствии с российским законодательством.

Обеспечивая вечное хранение и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, архивы способствуют укреплению федерализма, формированию гражданского общества, становлению правового государства, формированию демократических взглядов, воспитанию россиян в духе гражданственности, патриотизма, толерантности.

Архив (от латинского archium, archivum) - учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование архивных документов, принадлежавших государству, обществу, отдельным лицам.

Архивные документы могут быть использованы в качестве исторических источников для научных исследований, практических нужд хозяйства и государственного управления.

Значение слова Архив по Ефремовой:

1. Учреждение, занимающееся хранением, систематизацией и описанием письменных и графических памятников прошлого. // Отдел организации, учреждения, где хранятся старые документы, оконченные дела и т.п.

2. Собрание писем, рукописей, документов, фотографий и т.п., относящихся к деятельности какого-л. учреждения, организации, лица и т.п. // Книги, периодические сборники, в которых печатаются такие материалы и документы.

Значение слова Архив по Ожегову:

1. Архив - Отдел учреждения, где хранятся старые документы.

2. Архив - Учреждение для хранения старых, старинных документов, документальных материалов.

3. Архив Собрание рукописей, писем и т. п., относящихся к деятельности какого-нибудь учреждения, лица.

Архив в Энциклопедическом словаре:

Архив - (лат. archivum - от греч. archeion - присутственное место),

1) учреждение или его часть, хранящая документы.

2) Совокупность документов,образовавшихся в результате деятельности учреждений, предприятий иотдельных лиц.

Значение слова Архив по Бизнес словарю:

А. Собрание документов, рукописей, изображений и т.п., организованное по какой-либо системе или относящихся к какому-то учреждению или лицу.

Б. Организация или отдел в компании, предприятии, где хранятся документы.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 22.10.2004 №125 архивное дело - это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного Фонда РФ и других архивных документов.

Архив - это учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование архивных документов.

Система хранения информации стала формироваться одновременно с формированием системы деловой письменности.

Хранение информации из хаотичного становится системным в результате оценки (экспертизы) скапливающихся документов и распределения их на хранение в зависимости от проведенной оценки.

Потому в документационном обеспечении управления существуют два понятия - документальный фонд и архивный фонд.

И если документальный фонд объединяет в своем составе всю документацию организации (или отдельных лиц): документы текущего управления, документы, отобранные для постоянного или длительного хранения, в том числе и переданные на хранение в Государственный архивный фонд, собранные коллекции документов, то архивный фонд - лишь часть документального фонда. В отличие от документального фонда архивный фонд не включает в себя документы с временными сроками хранения и имеет стабильный состав, который может только наполняться. В состав архивного фонда включаются документы, имеющие политическое, экономическое, научное, социальное, культурное, историческое или иное значение.

Первая опись, а точнее перечневая роспись, датированная 1288 г. и вошедшая позднее в Ипатьевскую летопись, может считаться первым научно-справочным аппаратом, хотя различия между рукописями и книгами в ней не проведено.

С появлением системы государственных учреждений - приказов система хранения документов, их учета и использования значительно усовершенствовалась. С возрастанием объема книгопечатания письменные материалы - документы, отделялись в XIV в. от библиотек. К XVI в. крупные комплексы документов отлагались в приказах, ведавших определенными отраслями управления, прежде всего Поместном, Разрядном, Посольском и др. Имелись хранилища документов по имущественному положению и повинностям посадских людей согласно Судебнику 1550 г. у старост, сотских, десятских.

Но никаких нормативных материалов того времени об уничтожении документов, не имеющих практического значения или дублетных, нам не известно. Зато хорошо известна практика снятия копий для воссоздания хранилищ документной информации, понесших серьезный урон вследствие войны, плохих условий хранения и стихийных бедствий, особенно пожаров. Копии документов помещались в хранилища и их использование и хранение не отличались в дальнейшей от работы с подлинными документами.

В течение XVIII - XIX вв. росло количество исторических архивов, велся поиск наилучшей схемы их систематизации - архивы возникали, сливались, переподчинялись, иногда ликвидировались.

Первоначально описи дел, подлежащих уничтожению, представлялись на рассмотрение (согласование? утверждение?) Комитета министров. Дела могли уничтожаться только с его санкции. Однако с середины XIX в. ведомства, а затем и местные органы власти получили право самостоятельного решения вопросов отбора документов к уничтожению. Секретные документы уничтожались путем их сжигания, а несекретные продавались в качестве вторсырья на бумажные фабрики.

Следствием непоследовательной политики в области архивного дела в XIX в. явилась концентрация в многочисленных учреждениях крупных комплексов документов XVIII-XIX вв., потерявших практическую ценность и рассредоточенных по самостоятельным архивохранилищам отдельных департаментов. Документы за более ранние периоды концентрировались в исторических архивах, подчиненных различным ведомствам.

Неоднократно возникавшие предложения по созданию единой системы архивов и общей методологии архивного дела не получали правительственной поддержки. Борьба с бесконтрольным уничтожением документов, попытки упорядочить архивное дело в провинции и частном секторе экономики, зарождение системы подготовки кадров профессиональных архивистов и т.д. осуществлялись в основном усилиями энтузиастов.

Очередная попытка спроектировать государственную систему архивного дела поддержана правительством только в XX в.

Одновременно правительственным учреждениям запрещалось уничтожать без специального разрешения какие бы то ни было дела или отдельные бумаги под угрозой судебной ответственности. Для управления ЕГАФ создан правительственный орган - Главное управление архивным делом.

Декрет, положивший начало общегосударственной системе архивного дела в России, вскоре дополнили другими законодательными актами и практическими шагами. Так, все ранее существовавшие исторические архивы получили от органов власти охранные грамоты на помещения. В 1919 г. декретами правительства созданы областные (губернские) управления архивным делом, в состав ЕГАФ включены документы профсоюзных и кооперативных организаций, армии, умерших русских писателей, композиторов, художников и ученых, том числе находившихся на хранении в библиотеках и музеях. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 апреля 1924 г. состав ЕГАФ пополнился большим количеством документов научных, культурных, профессиональных, сословных, религиозных и других общественных организаций, а также национализированных бывших частных предприятий. Был установлен единый порядок двойной подчиненности территориальных архивных учреждений местным органам власти и государственным органам управления архивным делом.

С образованием 10 апреля 1929 г. общесоюзных органов управления архивным делом местные архивные органы и государственные архивы РСФСР утратили республиканское звено управления и были подчинены Центральному архивному управлению СССР и восстановлены Советом Министров РСФСР только 28 октября 1971 г.

В связи с прекращением существования Союза ССР государствами - участниками Содружества Независимых государств 6 июня 1992 г. заключено Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР, по которому взаимно признается переход под участников Соглашения государственных архивов и других архивов союзного уровня, включая государственные отраслевые архивные фонды бывшего Союза ССР, находящиеся на их территории, а возникающие вопросы с возвращением документов, другие вопросы взаимного сотрудничества должны быть в каждом случае предметом двусторонних соглашений. В соответствии с принятым документом прекратило существование Главное архивное управление при Совете Министров ССР, а все центральные государственные архивы СССР вошли в систему Российских государственных архивов.

Федеральная архивная служба России является правопреемницей архивных администрации Советского Союза и РСФСР, существовавших в советское время.

В соответствии с указом от 14 августа 1996 г. Росархив был переименован в Федеральную архивную службу России.

Новым Указом в марте 1999 г. сеть федеральных архивов была вновь реорганизована. В настоящее время она состоит из четырнадцати архивов, тринадцать из которых находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ) после переезда из г. Томска теперь базируется во Владивостоке.

Таким образом, мартовский указ, во-первых, объединил бывший комсомольский архив ЦХДМО с бывшим партийным архивом - РЦХИДНИ. Объединенный архив получил название Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ).

Во-вторых, Центр хранения историко-документальных коллекций - ЦХИДК (до 1992 г. Особый архив - ЦГОА), созданный для хранения трофейных документов и бывший секретным до 1991 г., был объединен с Российским государственным военным архивом. Одновременно, Центр хранения современной документации (ЦХСД) был переименован в Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ).

Читайте также: