Доклад на тему англиканство

Обновлено: 30.06.2024

Англиканство (от латинской фразы "ecclesia anglicana", что переводится как "английская церковь") — одно из направлений христианского протестантизма, возникшее в Англии в 16-м веке и в дальнейшем получившее распространение в Британских колониях.

Англиканство как религиозное течение занимает промежуточное положение между протестантизмом и католичеством, соединяя в себе черты того и другого. Причина этого заключается в исторических условиях возникновения англиканства — данная религия, как и другие протестантские течения, стала результатом борьбы с римской католической церковью, но в отличие от лютеранства, кальвинизма и других европейских движений, оно возникло не "снизу", а насаждалась "сверху" по воле монархии. Своим возникновением англиканство обязано одному из самых известных английских королей — Генриху VIII. Создавая в Англии собственную церковь, он ставил цель обрести независимость от римской курии. Формальным поводом стал отказ папы Климента VII признать незаконным брак Генриха с Екатериной Арагонской и соответственно аннулировать его, чтобы тот смог жениться на Анне Болейн. В результате противостояния в 1534 году английский парламент провозгласил независимость английской церкви. В дальнейшем англиканство стало опорой абсолютизма. Возглавляемое королём духовенство фактически стало частью государственного аппарата. В настоящее время главой англиканской церкви в Англии выступает парламент.

При королеве Елизавете I был сформирован англиканский символ веры, получивший название "39 статей". Он включал положения характерные как для протестантства так и для католичества. Например, наряду с другими течениями протестантизма англиканство признало догмат об оправдании верой и догмат о Библии как единственном источнике веры, а также отвергло католические учения об индульгенциях, почитании икон и мощей, о чистилище, институт монашества, обет безбрачия священников и др. Общим у англиканства и католичества стал догмат об единоспасающей силе церкви, а также многие элементы культа, характеризующиеся особой пышностью. Внешнее убранство англиканских храмов не сильно отличается от католических, в них также большое внимание уделяется декору — витражи, изображения святых и т.д.

В отличие от других церквей, англиканство, признавая все традиционные таинства, делает особый акцент на Святой Евхаристии (Святое Причастие).

Богослужения в англиканстве проходят на английском языке (есть исключения в странах, где английский не является национальным). Основа богослужения была закреплена в "Книге молитв", составленной в 1549 году.

Интересно, что в 19-м веке русскую православную церковь и англиканство связывали достаточно тесные отношения. До сих пор англиканство воспринимается православием более благосклонно, нежели католичество и протестантизм.

Организационная структура англиканства идентична католической — церкви имеют епископальное устройство. Священничество включает ряд степеней — диаконы, священники и епископы. Большое внимание уделяется вопросу апостольской преемственности священничества.

В настоящее время в мире проживают около 70 млн. адептов англиканства, представленных в Англиканском содружестве, включающем более 30 церквей и различных объединений в Англии (43,5% населения исповедуют англиканство), Уэльсе, Шотландии, Индии, ЮАР, США, Канаде и др. (всего существует более 450 епархий в 160 странах). При этом все эти религиозные субъекты являются независимыми и имеют достаточно существенные различия. В связи с этим принято выделять в англиканстве Высокую и Низкую церковь. Первая более близка к католичеству и православию, а вторая — к протестантизму. Прогрессивный характер англиканства проявился в ряде нововведений, например, установление женского епископата.

Кроме того, англиканство подразделяется на ряд направлений, таких как евангелизм, либеральные христиане и англо-католицизм.

Англиканство с момента своего возникновения было неотделимо от Британской государственности и в дальнейшем получило своё развитие в рамках колониальной экспансии Британской империи. Сейчас англиканство играет большую роль в сохранении единого культурного и религиозного пространства для англо-говорящих стран и бывших колоний британской короны.

Определение, терминология и история развития англиканства как направления христианства, возникшего в ходе английской Реформации. Учительская роль церкви и принципы англиканства. Книга Общественного богослужения и 39 статей англиканского вероисповедания.

Рубрика Религия и мифология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.11.2012
Размер файла 28,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2. Определение Англиканства

5. Книга Общественного богослужения и 39 статей англиканского вероисповедания

вероисповедание англиканство общественное богослужение

Англиканское вероучение основывается на Писаниях, традициях Апостольской церкви и учении ранних Отцов Церкви. Англиканство, представляющее собой одну из ветвей западного христианства, окончательно отделилось от Римско-католической церкви во времена елизаветинского религиозного примирения.

Для некоторых последователей оно являет собой католичество (без признания верховной власти и авторитета папы римского), для других -- форму протестантизма, однако без доминантной руководящей фигуры, какими были Мартин Лютер, Джон Нокс, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли или Джон Уэсли. Некоторые считают его самостоятельным течением в христианстве. В рамках англиканства существует несколько направлений: евангелизм, либеральные христиане и англо-католицизм.

1. Терминология

2. Определение Англиканства

Изображение Иисуса на витраже Рочестерского собора, Кент.

Англиканизм признаёт традиционные таинства, делая, однако, особый акцент на Святой Евхаристии, называемой также Святым Причастием, Господней Трапезой (the Lord's Supper) или Мессой.

Причастие занимает центральное место в англиканском богослужении, являясь общим приношением молитв и восхвалений, в котором жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа провозглашаются через молитву, чтение Библии, пение и принятие Хлеба и Вина, как это было установлено на Тайной Вечере.

В то время, как многие англикане придают Евхаристии столь же большое значение, как и западная католическая традиция, имеется значительная свобода в литургической практике, а стиль богослужения варьируется от самого простого до тщательно разработанного.

Уникальной для Англиканства является Книга общественного богослужения, представляющая собой собрание богослужений и использующаяся верующими в большинстве англиканских Церквей на протяжении столетий.

Свое название -- Книга общественного богослужения -- она получила из-за того, что изначально она задумывалась как общая богослужебная книга для всех церквей Церкви Англии, использовавших прежде местные, а следовательно, разные, литургические формы. С распространением влияния Церкви Англии на другие страны термин меж тем сохранился, так как большинство англикан продолжало использовать Книгу общественного богослужения по всему миру.

В 1549 году Архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер завершил первое издание Книги общественного богослужения. Хотя Книга общественного богослужения была неоднократно пересмотрена, а некоторые англиканские Церкви создали иные богослужебные книги, именно она является одним из стержней, скрепляющих Англиканское Сообщество.

3. История

4. Вероучение

Основные принципы

Англикане-евангелики делают больший упор на 39 статей англиканского вероисповедания, настаивая на оправдании одной лишь верой и их отрицательным отношением к Римско-католической Церкви. Согласно принятым в 1604 году Канонам, все клирики Церкви Англии должны принимать 39 статей в качестве основы вероучения.

5. Книга Общественного богослужения и 39 статей англиканского вероисповедания

Этот Канон начинается со следующего Предисловия (Preface):

В ответ на это Предисловие, человек, произносящий Декларацию, отвечает:

Так же авторитетную позицию по вероучению занимают англиканские теологи. Исторически, наиболее влиятельным из них -- помимо Кранмера -- был клирис и теолог Ричард Хукер(март 1554 -- 3 ноября 1600), который после 1660 года изображался как отец-основатель Англиканства.

§ Библия, как содержащая все необходимое для спасения;

§ Символы веры (Апостольский, Никео-Цареградский и Афанасьевский), как достаточные выражения Христианской Веры;

§ Евангельский статус Таинств Крещения и Евхаристии;

Подобные документы

Сравнительная характеристика православия, католичества и протестантизма, основные догматы и церковная практика. Протестантские деноминации. Направления современного англиканства. История протестантизма и его появление в России. Протестантские праздники.

презентация [9,3 M], добавлен 26.02.2012

Реформации - движение, направленное на реформирование учения и организации христианской церкви. Репутация церкви, власть и политическая ситуация периода Реформации: теологическая структура протестантизма, вероисповедания разных церквей и направлений.

реферат [55,9 K], добавлен 25.02.2012

Возникновение протестантизма в ходе Реформации, общее в вероучении и культе протестантских вероисповеданий. Основные направления протестантизма: лютеранство, англиканство, кальвинизм и пятидесятничество. Особенности сектообразовательного процесса.

реферат [24,2 K], добавлен 25.10.2011

Существенные отличия христианства от других религий. Причины принятия христианства большинством населения Римской империи . История христианства в средние века. Расколы в период реформаци и контрреформации: лютеранство, англиканство, кальвинизм.

реферат [25,0 K], добавлен 12.04.2009

Исторический обзор существования христианства в Великобритании до эпохи реформации. Причины и обстоятельства возникновения Англиканской Церкви. Вероисповедание, устройство, особенности и виды богослужений. Отношение церкви к другим религиозным конфессиям.

курсовая работа [75,9 K], добавлен 30.01.2013

Анализ религиозной политики императора Константина. Его роль в развитии христианства. Влияние на развитие Церкви. Прекращение гонений. Развитие "официального богословия". Обряд христианского богослужения. Традиции и обычаи. Падение церкви. Язычество.

реферат [21,8 K], добавлен 08.06.2008

История взаимоотношений английской монархии и Римско-католической церкви. Реформация и возникновение англиканской церкви. Формирование англиканской церкви и становление вероучения. Современное состояние церкви. Новая волна антикатолического движения.

Англиканские церкви, христианские объединения, которые находятся в евхаристическом общении с архиепископской кафедрой в Кентербери (Англия), используют единый служебник (Книгу общественного богослужения), стоят на сходных теологических позициях, придерживаются единой формы церковной организации. В состав Сообщества англиканских церквей входят ряд церквей и церковных организаций во всех частях мира; в Северной Америке его представляет Протестантская епископальная церковь в США.

Англиканская Реформация

К 1529 относится начало знаменитого конфликта короля Генриха VIII с римским папой; в 1559, когда на трон взошла королева Елизавета I, организационное устройство Церкви Англии утвердилось в формах, которые во многом сохранились до настоящего времени. За указанные 30 лет произошли многие изменения, однако англикане всегда придерживались мнения, что их церковь является не новой, а все той же церковью, которая просуществовала в Англии более тысячи лет; реформа же ее проведена для возвращения к модели церкви, представленной в Новом Завете. В подтверждение этой преемственности англикане ссылаются на свои вероучение, священство и литургию.

И все же был осуществлен ряд серьезных изменений. Прихожане получили Библию на английском языке, а духовенство стало приучать их относиться к ней как к высшему авторитету в делах веры и жизни. Богослужение проводилось теперь на местном языке. Церковь Англии настаивала и настаивает на самостоятельности национальных церквей во внутренних делах, на праве церквей действовать по своему усмотрению в отношении обрядов и богослужебной практики. Юрисдикционные притязания папы на территорию Англии были отвергнуты. Тем не менее из-за двойственного характера своей реформации Церковь Англии претендует на название и католической, и протестантской.

Основы англиканского вероучения. Англиканская вера покоится на Священном Писании, которое содержит все необходимое для спасения и являет собой высший авторитет в делах веры и церковной жизни; трех исторических символах веры (Апостольском, Никейском и Афанасьевском), кратко излагающих христианское вероучение; вероисповедных положениях четырех вселенских соборов ранней церкви (Никейского, Эфесского, Константинопольского и Халкидонского), утвердивших основы церковного вероучения; 39 статьях Церкви Англии: они не являются полным изложением данного вероучения, но указывают на занятую церковью промежуточную позицию в межконфессиональных спорах 16 в.: между Римом, с одной стороны, и радикальным протестантизмом – с другой; едином служебнике – Книге общественного богослужения (The Book of Common Prayer). Англикане не отделяют теологию от богослужения. Этот служебник – в основном плод трудов архиепископа Томаса Кранмера, умершего мученической смертью в 1556, – столь же превосходен в литургическом плане, сколь глубок в богословском. Изучение его – лучший способ для понимания жизни англиканских церквей.

Характер англиканства

Традиция англиканства многим обязана Кранмеру. Он выдвинул два великих принципа: 1) ничто в старом церковном порядке не может быть изменено, если не содержит явного противоречия слову Божьему; 2) следует избегать каких бы то ни было определений, если только сам Бог не дал их в Писании. Это значит, что по многим вопросам в англиканских церквях допускаются различные интерпретации. Например, Церковь Англии в трактовке характера присутствия Христа в евхаристии отвергает, с одной стороны, доктрину пресуществления Римско-католической церкви, где допускается отождествление внешних знаков (хлеба и вина) и с благодатным даром (Тела и Крови Христа), а с другой – цвинглианство, которое стремится в полной мере отделить знаки от дара; англиканство не определяет с точностью характер присутствия Христа или способ, которым дар его Тела и Крови передается участвующим в богослужении верующим. Можно критиковать нечеткость англиканского вероучения в данном вопросе, но она свидетельствует о благоговении перед тайнами, слишком глубокими для человеческого понимания. Вместе с тем отсутствие крайностей в решении теологических вопросов способствует открытости англикан новым идеям, ибо они верят, что истина всегда выше достигнутого уровня ее понимания. Англиканская богословская традиция насчитывает ряд великих теологов, начиная с Дж.Джевела и Р.Хукера в царствование королевы Елизавета I и кончая У.Темплом (1881–1944) в 20 в.

Распространение англиканства. Англиканство поначалу было государственной религией Англии и Ирландии (хотя большинство ирландского населения продолжало оставаться в лоне Римско-католической церкви). Но оно весьма быстро начало распространяться по всему миру благодаря колонизации, поскольку колонисты, разумеется, придерживались привычных им форм христианских верований, а также посредством миссионерской работы, начало которой положило основание Общества по пропаганде Евангелия (1701). Англиканская церковь в Англии является национальной, ее защищает и поддерживает государство, хотя англиканские епископы и священство не находятся на государственном содержании. Во всех остальных странах подобная связь с государством полностью исчезла, и сейчас ни одна англиканская церковь в них не связана какими бы то ни было отношениями с Британской короной. В Шотландии с 1689 доминирующим стало пресвитерианство; небольшая Епископальная церковь страдала от преследований из-за своей верности изгнанному королевскому дому Стюартов. Но ей удалось пережить эти тяжелые времена, и в конце 18 в. наступила эпоха веротерпимости. Естественно, что после американской революции Епископальная церковь Америки оформилась как свободное и независимое от Церкви Англии объединение, хотя и не провозглашала своей целью отказ от основ ее вероучения и богослужебных традиций. В 1857 независимой епархией, не вышедшей из содружества с Церковью Англии, стала Церковь Новой Зеландии. В 1869 от государства отделилась Церковь Ирландии, которая стала считать себя независимой. Данный процесс продолжался до тех пор, пока независимые и самоуправляемые англиканские церкви не образовались практически в каждой части света. К настоящему времени распределение архиепископств (церковных провинций) англиканской церкви по странам и регионам таково: Англия (2), Шотландия (1), Ирландия (1), Уэльс (1), Канада (4), США (9), Вест-Индия (1), Африка (6), Судан (1), Индийский океан (1), Бирма (1), Бразилия (1), Китай (1), Япония (1), Австралия (5), Новая Зеландия (1); епархия, в юрисдикции которой находится Ближний Восток, именуется Советом епископальной церкви Иерусалима и Ближнего Востока.

Церковная провинция может быть сформирована минимум из четырех епархий. Она избирает собственных епископов, утверждает каноны местного церковного управления, вправе пересматривать служебник в соответствии с местными традициями. Никакая церковная провинция не может навязывать свои порядки другой, причем все признают, что существенные изменения в вероучении или церковном богослужении могут повлечь за собой утрату связей со всеми остальными. Некоторые епархии, например на острове Маврикий, не входят ни в одну из церковных провинций и подчиняются церкви либо в Англии, либо в США.

Сообщество англиканских церквей

Англиканские церкви образовали обширное содружество церквей во всемирном масштабе. Сегодня все епископы в Японии – японцы, а в Китае – китайцы. Четыре епископа-африканца возглавляют епархии в Нигерии, здесь насчитывается также двенадцать помощников епископов из африканцев. Епископ Ямайки – негр из Вест-Индии. В 1958 состоялось первое посвящение филиппинца в сан викарного епископа. Данный процесс продолжается; как только церкви в Азии и Африке добиваются независимости, они, как правило, создают церковные объединения, которые весьма существенно отличаются от европейских и американских образцов.

Единство столь обширного объединения помогают сохранять дружественные взаимосвязи. У англиканских церквей нет ни папы, ни Ватикана. Их не удерживает вместе какой-либо общепризнанный закон. Но они ощущают свое единство, разделяя общую веру, придерживаясь сходной традиции богослужения, а изменения в нее вносятся на основе пересмотра служебника в разных церковных провинциях. С позволения местного епископа англиканский священник может совершать богослужения в любой части англиканского мира. Каждые десять лет (или около этого) эта дружественная взаимосвязь подтверждается на Ламбетских конференциях англиканских епископов, собирающихся со всего мира. Первая конференция состоялась в 1867, в тревожное для церкви время. Ее встречи происходят в Ламбетском дворце – лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, который ex officio (по должности) является их председателем и рассылает приглашения от своего имени. Конференция – не синод, она не может принимать каких-либо решений, обязательных для всех церквей. Но она предоставляет возможность для взаимных консультаций и откровенных дискуссий. Ее отчеты и резолюции пользуются большим авторитетом, многие из решений принимаются к исполнению различными церквами. Сегодня происходят изменения в формах организации, учреждены постоянные комитеты по межцерковным отношениям в рамках англиканских церквей и по миссионерской деятельности. На фоне роста экуменических настроений англиканские церкви и Римско-католическая церковь учредили в 1967 объединенный комитет по теологии, чтобы осуществить первые шаги на путях восстановления полного единства между этими двумя вероисповеданиями.

Значение англиканства

С самого начала англикане ставили своей целью объединение всех приверженцев Христа на земле. Архиеписком Кранмер разработал грандиозный план сотрудничества всех церквей, прошедших через Реформацию; его попытки не увенчались успехом из-за отсутствия интереса к нему со стороны некоторых руководителей немецких церквей. Англиканские церковники поддерживают дискуссии с целью более тесного союза с различными руководителями самых разных церквей, включая Римско-католическую. Некоторые из данных собеседований привели к позитивным результатам. Англиканские церкви вступили в полное евхаристическое общение со старокатолическими церквами и Польской национальной католической церковью; многие из англиканских церквей поддерживают неполное евхаристическое общение с церквами Швеции и Финляндии; частичный интеркоммунион – с Сирийской церковью Мар Томы в Южной Индии. Американская церковь установила особые дружественные связи с Независимой церковью Филиппин. Четыре американские епархии вошли в новую единую Церковь Южной Индии; данная церковь не связана полным евхаристическим общением ни с одним из англиканских церковных провинций, но со временем контакты между ними становятся все более тесными. В переговоры с другими церквями включились англиканские объединения в Бирме и Шри Ланке, что может привести к созданию объединенных церквей в указанных странах.

Англикане играют ведущую роль в экуменическом движении за единство и обновление вселенской церкви. Первым президентом временного комитета Всемирного совета церквей был доктор У.Темпл, архиепископ Кентерберийский. Инициативу создания Движения за веру и церковное устройство предпринял епископ Ч.Брент из Филиппин (позднее – епископ западного шт. Нью-Йорк. Все независимые англиканские церковные провинции – члены Всемирного совета церквей. Многие из них проводят дискуссии о возможностях более тесного союза с другими церквами.

Англиканская Церковь — удивительное направление христианства. Ему удалось уравновесить разрозненные ветви христианского учения и достичь гармонии.

В итоге получилась очень интересная религиозная традиция — с епископальным устройством, но всё-таки протестантская. Поговорим подробнее о том, что такое Англиканская Церковь.

Англиканскую Церковь создал король Генрих VIII, чтобы аннулировать свой брак без участия папы Римского


Климент VII (Джулио Медичи) — 219-й Папа Римский. Не расторг брак короля Англии и поэтому англиканская церковь откололась

Создание Англиканской Церкви приписывают английскому королю Генриху VIII. В годы его правления христианская церковь в Англии находилась в юрисдикции Римского папы.

Короля эта ситуация не устраивала. У него имелись на то основания: понтифик Климент VII не желал аннулировать брак Генриха VIII с Екатериной Арагонской.

Супруга короля не могла родить наследника, сам он уже давно нашёл другую избранницу и желал, чтобы папа Климент VII признал старый брак недействительным.

Король Англии Генрих VIII — основатель и первый глава Англиканской Церкви

Король Англии Генрих VIII — основатель и первый глава Англиканской Церкви

Однако понтифик Климент VII был скован другими обстоятельствами — фактически был пленником родственника Екатерины Арагонской, императора Карла V. Вынести решение в пользу короля Англии он просто не мог.

Но король нашёл выход: по ряду парламентских законов он смог аннулировать власть папы в Англиии взять дела церкви в свои руки. Большого труда это не составило, тем более что авторитет Рима сильно пошатнулся благодаря распространению идей лютеран.

И вот, Генрих VIII — не только король Англии, но глава англиканской церкви.

Само собой, проблему с аннулированием брака он мгновенно решил, благодаря новым полномочиям.

С прошлым церкви Англии расставались радикально:

  • распускали монастыри;
  • избавлялись от церковного убранства;
  • уничтожали изображения святых (иконы, статуи).

Фактически Церковь Англии превратилась в государственную структуру в большей степени, чем в религиозную.

Вопросы богословия мало заботили короля, так что он не спешил реформировать учение церкви. Тем более, к лютеранству он не испытывал симпатии.

Архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер и епископ Стефан Гардинер, а также их приверженцы вступили в противостояние. Первые старались сохранить католическое наследие, вторые — стремились к протестантизму.


Мария Тюдор — дочь Генрих VIII и Екатерины Арагонской, первая коронованная королева Англии. При ней — возрождение католицизма

Постепенно Английская Церковь взяла курс на реформацию. Появились письменные каноны новой традиции.

При Марии Тюдор католицизм вновь набрал силу, но Елизавета I восстановила англиканство и укрепила его позиции.

Англиканская Церковь совмещает признаки католицизма и протестантизма

Английская Церковь занимает особую нишу в христианстве. Англиканство — это симбиоз двух течений:

  • католичество;
  • протестантизм (кальвинизм и лютеранство).

Как христианское течение, Англиканская Церковь за источник догматики берёт Библию. А основные каноны англиканства изложены в двух текстах:

С христианским преданием в англиканстве дела обстоят несколько сложнее. Английская Церковь безусловно принимает следующие авторитеты:

  • предания до V в.;
  • постановления первых Вселенских соборов.

Всё остальное не должно входить в противоречие с Библией. Если этот критерий нарушен, предание отвергается.

Из Символов веры англиканством признаны:

  • Апостольский;
  • Афанасиев;
  • Никео-Цареградский.

Всё остальное, с точки зрения Английской Церкви, не подкрепляется Священным Писанием, а значит, не может быть признано достоверным.

Как наследница католицизма, Английская Церковь придерживается западного представления о Троице. Святой Дух в этой традиции может исходить не только от Бога-Отца, но и от Сына.

Спасение англикане считают независимым от добрых дел. Единственное, что важно, — это вера. Остальное, в том числе и добрые дела, — это её следствия.

Смотрите также статью Какая вера у армян

Жертву Христа Английская Церковь рассматривает, как событие, предопределённое ещё при Сотворении мира.

Жертва Иисуса Христа, по мнению англикан, предопределена с сотворения мира

Жертва Иисуса Христа, по мнению англикан, предопределена с сотворения мира

В отличие, например, от православной традиции, англиканство не имеет представления о земной Церкви с большой буквы — о теле Христовом.

Для англикан церковь — это только здание, храм, где собираются верующие для молитв, проповедей и богослужений. Если же в тексте встречается написание Церкви с прописной буквы — то это о небесной.

Англиканская традиция вообще очень прагматично смотрит на христианскую религию и старается максимально разграничить земное и небесное.

В тех же Вселенских Соборах вовсе не обязательно, по мнению англикан, должен участвовать Святой Дух. Они — вполне себе мирское мероприятие.

Положение церкви в англиканстве максимально снижено. Она обусловлена и ограничена текстом Библии.Если в Священном Писании о чём-то не сказано, то церковь не правомочна вносить эти вещи в христианскую догматику.

Из таинств Английская Церковь признаёт всего два:

  • Крещение;
  • Господня Вечеря (евхаристия).

То есть, например, таинства исповеди в этом течении нет. А причина — в том, что в Священном Писании нет эпизодов, которые можно соотнести с этими таинствами.

Раз в библейской истории нет предпосылок брака, елеосвящения и т.д. — значит, верующим нет нужды организовывать ничего подобного.

А евхаристия имеет оба традиционных и для православия элемента:

Но оговаривается, что таинство нужно пройти в правильном настроении: достойно, с верой, праведно. В противном случае результата для человека не будет. Таинство не обнаружит своего духовного содержания и останется лишь внешней формой, за которой ничего не стоит.

При этом англикане рассматривают евхаристию в некоторой степени с символической стороны. По крайней мере, они отрицают идею того, что повторяется искупительная жертва.

Англиканская Церковь придерживается тех взглядов, что жертва Спасителем принесена единожды — на кресте. Евхаристия — это напоминание, символ, образ, но никак не духовный эквивалент того события.

Образ Божией Матери значительно снижен, если сравнивать с православным христианством. К ней нет молитв для богослужений.

Изначально Англиканская Церковь категорично отрицала почитание таких вещей, как

Но со временем эти взгляды смягчились. Отдельные святые признаны англиканством, иконы допустимы в церквях. Англиканская Церковь довольно инертна по части нововведений.

В 1922 году англиканские активисты пытались разработать богословский инструментарий для своего течения и уточнить важные направления её деятельности. Затея провалилась, так как духовенство не приняла предложений.

Сегодня Англиканская Церковь продолжает двигаться тем же курсом и руководствуется обтекаемыми доктринами.

Но, если на бумаге всё выглядит замороженным, то на практике можно заметить и развитие богословской мысли, и развивающиеся тенденции англиканского вероучения.

Другой вопрос — в том, насколько согласованы инициативы и идеи различных новаторов англиканства.

Духовный лидер англикан — архиепископ Кентерберийский, но в Великобритании Церковью руководит парламент

Сегодня главой Англиканской Церкви в Великобритании выступает парламент.

Любые коррективы учения или богослужебных традиций необходимо утверждать через него.

Это невероятная для религиозного мир

а ситуация, поскольку в составе парламента могут находиться и иноверцы, и атеисты.

Духовный глава Англиканской Церкви — архиепископ Кентерберийский. Нынешний, 105-ый по счёту, лидер англикан, его светлость Джастин Уэлби, имеет резиденцию в Ламбетском дворце.

В других странах ситуация намного безопаснее: Англиканские Церкви сохраняют независимость от правительства тех стран, на территории которых действуют.

Наиболее населены англиканами:

  1. Австралия.
  2. Северная Америка.
  3. Африка.
  4. Новая Зеландия.

Любая англиканская община за пределами Великобритании называется епископальной церковью.

Общее число последователей Англиканской Церкви — около 25 миллионов.

В Англиканской Церкви епископом может служить женщина. Но это встречается нечасто.

От Англиканской Церкви откололись нонконформисты и индепенденты

На базе Англиканской Церкви возникли другие течения. Преимущественно это сторонники очищения англиканской церкви от следов католицизма. Например, пуритане (нонконформисты).

Их отличительная черта — намерение избавиться от наследия католиков, в основном, административного характера. Сегодня пуритане наиболее плотно сосредоточены в Шотландии и называются: Пресвитерианская Церковь.

Индепенденты — ещё одно течение, уже образовавшееся из числа пуритан. У них полностью отсутствует какая-либо церковная иерархия.

В Москве есть Англиканская церковь святого Андрея

Церковь святого Андрея — единственное здание Англиканской Церкви в Москве . Внутри имеются:

  • воскресная школа;
  • общество анонимных алкоголиков;
  • Англиканско-православный образовательный центр;
  • библиотека.

Службы в Церкви святого Андрея проводятся на английском языке.

Первоначально Англиканская Церковь действовала в других зданиях. Это было давно. Ещё Иван Грозный разрешил приезжим проводить в России свои богослужения.

Англиканская церковь святого Андрея в Москве

Англиканская церковь святого Андрея в Москве

Строительство же самой церкви началось в конце XIX века. Тогда англиканская община разрослась до таких масштабов, что их не могла вместить старая часовня, где проходили богослужения.

Построили Церковь святого Андрея на пожертвования.

Автор проекта — Ричард Нилл Фримен. Первая служба в храме произошла 11 апреля 1882 года.

Православие и англиканство сближались веками, но у них всё равно достаточно разногласий

Православная и Англиканская Церкви за многовековую историю стремились к сближению. Миряне и священники обоих традиций часто вели диалог, на высших уровнях обсуждались разногласия в богословской догматике.

Англикане проявили большую терпимость к православным взглядам, в связи с чем иногда в СМИ занимаются спекуляциями на тему едва ли не объединения двух традиций.

Однако православие ставит Англиканской Церкви довольно жёсткие ультиматумы, в то время как англикане предпочитают противоположные пути.

В последние десятилетия СМИ шумно освещались два вопроса, по которым две традиции имеют разногласия:

  • посвящение женщин в епископов;
  • освящение гомосексуальных браков.

Первое уже есть в Англиканской Церкви. Второй вопрос активно ею рассматривается. Это стало камнем преткновения в межконфессиональном диалоге.

Информацию о том, что такое Англиканская Церковь можно узнать, просмотрев видео

Читайте также: