Имею право но обязан доклад

Обновлено: 28.06.2024

На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.

Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.

Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).

К основным обязанностям человека Конституция относит:

  • соблюдение Конституции и законов РФ;
  • осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
  • сохранение окружающей среды;
  • защита Отечества, несение военной службы;
  • забота о детях;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • получение основного общего образования;
  • сохранение исторического и культурного наследия.

Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин должен исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.

Наша конституция. Учебное пособие. 9-11 классы

Категории прав человека

Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

  • естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

  1. гражданские (личные)
  2. политические
  3. экономические
  4. социальные
  5. культурные

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.

Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила: социальный педагог

Богатова Анна Николаевна

ГБОУ ЛНР «Ирминская специальная

Цель: формирование правового мировоззрения подростков, формирование у них навыков использования полученных знаний при разрешении реальных жизненных ситуаций, ознакомление с обязанностями школьников и ответственностью.

Вступление: Ребята, это занятие направлено на ознакомление вас с вашими правами для того чтобы вы могли использовать знание своих прав в разрешении жизненных ситуаций, ознакомление вас с вашими обязанностями, который каждый школьник обязан выполнять, а также с ответственностью, и ее видами за различные проступки.

Информационный блок

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:

- Что люди могут и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

- Какую ответственность несут люди за совершенные проступки?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов и так, в конце концов, на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Если в точности соблюдать все, что в ней записано, то на Земле всегда будет мир и покой. Правда только в том случае, если соблюдать… Со временем люди поняли, что дети нуждаются в специальной охране и заботе. И так, в 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. А сейчас давайте познакомимся с вашими основными правами.

(Ознакомление с правами детей, крепление на доске прав ребенка в картинках)

Права ребенка:

Ребенком считается человек в возрасте до 18 лет

Все дети являются равными в своих правах. Т.е. независимо от происхождения, цвета кожи, национальности, пола и языка

Все дети имеют право на любовь и заботу. Т.е. каждый ребенок имеет право на заботу родителей, родственников, воспитателей, общества и государства

Неотъемное право ребенка на жизнь. Каждая страна должна обеспечивать достойную жизнь и здоровое развитие детей. Никто не может быть своевольно избавлен жизни.

Защита детей от воровства и продажи

Дети не должны стать жертвами насилия.

Все дети имеют право на медицинскую помощь

Все дети имеют право на полноценное питание

Все дети имеют право на образование

Все дети имеют право на развитие талантов. В каждом ребенке заложен определенный дар. Задача государства содействовать развитию их талантов.

Все дети имеют право на отдых и интересное и полезное проведение досуга

Защита детей от наркомании. Дети имеют право на защиту от незаконного употребления наркотиков, а также от привлечения к изготовлению наркотических средств и торговли ими

Дети не должны привлекаться к опасной работе, которая несет угрозу их жизни

Детей нельзя привлекать к боевым действиям

Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку:

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

- Помой посуду, сынок.

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

- Выключай телевизор и садись за уроки!

- Это проявление жестокости, папа.

Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми. Ведь у всех нас как в поседневной жизни, так и в школе, есть не только права, но и обязанности, которые мы обязаны выполнять.

(Ознакомление детей с основными обязанностями, крепление на доске обязанностей в картинках)

Ученики обязаны:

Ребенок обязан слушаться родителей или лиц, их заменяющих; принимать их заботу и воспитание

Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование

С 16-летнего возраста – обязан иметь паспорт

Выполнять Устав школы, правила поведения для учащихся, правила внутреннего распорядка в школе, правила техники безопасности, санитарии, гигиены.

Учиться в меру своих способностей и возможностей, стремиться к своему развитию и совершенствованию.

Посещать все предусмотренные учебным планом мероприятия

Беречь школьные здания, имущество, бережно относиться к труду, зеленым насаждениям

Убирать за собой, дежурить в школе, убирать территорию, на которой проживают

Помогать взрослым, учителям, воспитателям

Не подвергать опасности жизнь и здоровье других школьников

Ознакомление с видами ответственности:

Главная обязанность каждого человека, гражданина – соблюдать нормы права: Конституцию и законы. Можно ли, в соответствии с законом, говорить об ответственности ребенка за свои действия, и с какого возраста наступает эта ответственность?

Вы должны помнить, что за совершенные преступления и правонарушения предусмотрена ответственность и наказания. Это – лишение свободы, исправительные работы, штраф, арест.

Итак, давайте же рассмотрим подробнее виды ответственности детей:

Если говорить о моральной ответственности ребенка за свои поступки, то ребенок несет ответственность перед родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями и преподавателями.

С 11-летнего возраста у ребенка с девиантным (общественно опасным) поведением существует ответственность в виде помещения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков

С 14 лет ребенок несет самостоятельную гражданскую ответственность за причененный вред, либо за особо тяжкое преступление

С 16 лет – наступает административная и полная уголовная ответственность (детская колония)

Ученик рисует на парте (Гражданско-правовая)

Появление в состоянии алкогольного опьянения на улице (Административная)

Избиение одноклассника, воровство (Уголовная)

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (Уголовная)

Прогул в школе (Дисциплинарная)

Переход дороги в неположенном месте, жестокое обращение с животными (Административная)

Мальчик разбил мячом окно (Гражданско-правовая)

Нецензурная брань в общественном месте (Административная)

Назовите даты, связанные с правами человека:

1 июня – Международный день защиты детей

12 декабря - День Конституции

Перечислите права школьника

• право на бесплатное образование

• право на получение дополнительного образования

• право на охрану жизни и здоровья

• право свободы выражения своих убеждений

• право посещать мероприятия

• право на защиту

• право пользоваться библиотекой

• право избирать и быть избранным

• право на обучение по индивидуальным программам

• право на выбор образовательного учреждения

• право вступать в общественные организации

• право на уважение собственного достоинства.

Перечислите обязанности школьника

• беречь школьное имущество

• уважать учащихся и работников школы

• выполнять устав школы

• выполнять правила внутреннего распорядка.

Сценка из школьной жизни

1. Командир: Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася: Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: Вика, я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика: Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Назовите обязанности, которые должны были выполнять герои сценки. Назовите права, которые нарушались. Вывод: Что хорошо усвоено ребятами?

Сценка из школьной жизни

2. Мария Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Назовите обязанности, которые должны были выполнять герои сценки. Назовите права, которые нарушались. Вывод: Что хорошо усвоено ребятами?

Пословицы к статьям (ребятам предлагаются пословицы, кто больше отгадает.). Пословицы:

1. Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)

2. Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)

3. Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)

4. Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)

5. При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )

6. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)

7. Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)

8. Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)

Ребята, Вы все читали сказки, давайте вместе с Вами постараемся ответить на вопросы викторины и узнать, знаете ли Вы, в каких сказках были нарушены права литературных героев

Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено (Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась раньше.

2) Кто из сказочных персонажей пользовалась правом на свободнее перемещении на метле? (Баба Яга.)

3) В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

4) Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).

Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героїв, похищал героев. (Кощей Бессмертный).

Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)

Что предусмотрено законом за совершенные преступления и правонарушения? (ответственность и наказания – лишение свободы, исправительные работы, штраф, арест.)

Со скольки лет наступает уголовная ответственность и что она за собой влечёт?

И завершить наше занятие мне бы хотелось следующими словами:

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле царил везде и всегда.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина!!

Знайте свои ПРАВА, выполняйте свои ОБЯЗАННОСТИ и не забывайте про ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Продолжить изучение с детьми основных прав и обязанностей, изложенных в Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Уставе детского дома-школы. Научить применять их в жизни.

  • Обучающие: обобщить знания детей об их правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
  • Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • Воспитывающие: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, выставка книг о правах и обязанностях, цветные карандаши, фломастеры, альбом для рисования, знаки разрешающие и запрещающие, предметы и картинки, символизирующие права детей.

Участники : учащиеся 5-7 классов.

I. Вступительное слово воспитателя

II. Знакомство детей с их правами и обязанностями

Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?

Воспитатель: А что является моделью планеты Земля?

Воспитатель: Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. А как называется страна, в которой мы живем?

Воспитатель: Как называют людей, живущих в нашей стране?

Воспитатель: Наше государство очень богатое и большое, посмотрите на карту России, назовите столицу нашей родины. Какую огромную территорию занимает наше государство. А богато наше государство, прежде всего своими людьми.

Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами.

Воспитатель: Какие правила вы знаете?

Воспитатель: Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны учиться оценивать поступки других и свои поступки, а помогут нам в этом правила – законы. В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги - сборники документов.

Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права.

Права – это возможность действовать, поступать каким-либо образом или пользоваться чем-либо.

Ученики зачитывают права детей:

  • каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;
  • дети имеют право жить с родителями;
  • дети имеют право на медицинскую помощь;
  • дети имеют право на обучение;
  • дети имеют право на отдых;
  • дети имеют право на охрану и защиту.

Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.

Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).

Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).

Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).

Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).

Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).

Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?

Воспитатель: Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает. Поэтому давайте портрет доброго человека положим на середину парты, а злого – уберем.

Воспитатель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях.

Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях.

Воспитатель: Как вы понимаете, что такое обязанности?

- соблюдать правила поведения дома и в общественных местах

- соблюдать правила поведения в школе.

Воспитатель: Давайте повторим некоторые из них:

3. Не пропускай занятия без уважительной причины.

4. Аккуратно веди свой дневник

5.Береги школьное имущество.

6.Веди активный образ жизни, участвуй в школьных мероприятиях.

7.Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

8. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги.

9. В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.

10. Помни о своих правах, но не забывай об обязанностях.

Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Воспитатель: Давайте подведём итоги:

В каком документе записаны права детей?

Какой организацией он был принят?

Какие права из Конвенции вы узнали и запомнили?

Отстаивая свои права, о чём вы всегда должны помнить?

Что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом, семьёй. А ещё? Уважай чужие права!

Воспитатель: А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:

  • Соблюдать законы.
  • Охранять природу.
  • Защищать отечество.
  • Заботиться о родителях.
  • Получить образование.

Бабушка вяжет. Забегает внук.

Никита: Бабуль, так кушать хочется! Скорей дай поесть ( садится за стол, начинает есть ).

Бабушка: С грязными руками за стол?! Помой руки!

Никита: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!

Бабушка: Никита, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Никита: Бабушка, не имеешь право эксплуатировать ребенка ( встает из-за стола ). Спасибо, я так наелся.

Бабушка: Помой посуду, внучек.

Никита: Не имеешь права использовать детский труд, бабушка ( садится, смотрит телевизор ).

Бабушка: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Никита: Это проявление жестокости, бабушка!

V. Закрепление понятий права и обязанности.

Воспитатель: Ребята, давайте закрепим, как вы поняли, что такое права и что такое обязанности, как вы умеете их разграничивать.

Дети по очереди подходят к столу, где лежат игрушки, книги, словари, красочные картинки и другой материал, символизирующий права и обязанности детей. Нужно выбрать из этого что-то одно(несколько предметов) на знание определенных прав или обязанностей.

КНИГИ, ГАЗЕТЫ, ЖУРНАЛЫ, УЧЕБНИКИ, ТЕЛЕФОН – право на получение, передачу информации, право на образование; обязанность добросовестно учиться, не использовать и не передавать запрещенную законом информацию.

СВИДЕТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ, ПАСПОРТ – право на имя, гражданство; обязанность в 14 лет получить паспорт.

КРАСКИ, ФЛОМАСТЕРЫ, ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ, АЛЬБОМ ДЛЯ РИСОВАНИЯ, ФОТОАППАРАТ, НАУШНИКИ – право на отдых, право заниматься любимым делом, обязанность уважать права других людей.

КУКЛА- МЛАДЕНЕЦ – право на жизнь, на имя, на защиту и заботу со стороны родителей и государства.

ИГРУШКИ-ТРАНСПОРТ – право на свободное передвижение по стране и миру, на труд, на выбор профессии.

БИНТ, ПЛАСТЫРЬ, ФОНОДОСКОП, МЫЛО, ЗУБНАЯ ПАСТА – право на бесплатную медицинскую помощь, обязанность следить за своим здоровьем, соблюдать санитарно-гигиенические правила и т.д.

Воспитатель: Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, находясь на сегодняшнем правовом занятии?

Ответы детей : Правом на образование.

Воспитатель: Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.

И на память я хотела бы вам вручить памятку школьника с обязанностями, которая, я надеюсь, будет помощником вашей школьной жизни.

Спасибо за работу и активное участие.

Приложение. ПАМЯТКА об обязанностях школьника.

1. Добросовестно учись.

2. Соблюдай дисциплину.

3. Не пропускай занятия без уважительной причины.

4. Аккуратно веди свой дневник.

5. Береги школьное имущество.

6. Веди активный образ жизни, участвуй в школьных мероприятиях.

7. Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

8. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги.

9. В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.

10. Помни о своих правах , но не забывай об обязанностях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Правовая викторина "Мои права и обязанности"

Цель мероприятия: правовое воспитание школьников, проверка в игровой форме знаний несовершеннолетними своих прав и обязанностей в соответствии с законодательством РФ.Задачи мероприятия:·.



Правовой лекторий для родителей "Права и обязанности родителей"

Каждый родитель должен знать свои права и обязанности. Если вдруг кто-то оних забывает, то необходимо напомнить.


ПРАВОВОЙ КЛАССНЫЙ ЧАС.


Занятие по формированию правовой культуры обучающихся "В мире наших прав и обязанностей"

Цель: формирование социально-правовой культуры воспитанников. Задачи: Познакомить воспитанников с их основными правами и обязанностями; Развивать познавательный интерес воспитанников в из.


Конспект занятия элективного курса "Основы правовых знаний" Тема: "Права и обязанности родителей и детей"

На занятии подробно разобраны права и обязанности родителей и детей в соответствии с Семейным Кодексом РФ.


Урок правовых знаний "Наши права и обязанности"

Урок "Наши права и обязанности" подходит для проведения в школе или отдельном классе мероприятий, которые будут знакомить школьников со своими правами, как их можно защитить, исходя из межди.

Оценить 897 0

Оборудование: права и обязанности учащихся данной школы, словарь Ожегова.

- Что такое право? (Правила, по которым живут люди.)

- Какие права есть у вас? (На жизнь, на семью, на учебу.)

Все начинается с права на жизнь. Это - первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В Древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.

- Какие обязанности и права есть у ученика в школе? (Ответы детей записываются на доску.)

- Кто защищает ваши права? (Государство.)

- Как можете вы защищать свои права в общении со сверстниками? (Быть дружными.)

- Какие права ты считаешь главными для человека?

- Еще одна обязанность школьника - беречь свои вещи и учебные принадлежности.

Знакомство с правами и обязанностями учащихся данной школы

Зачитать и обсудить права и обязанности учащихся данной школы. Желательно распечатать их для каждого ученика.

- Что бы вы изменили в правах и обязанностях учеников и учителей, если бы стали директором?

Закончи предложение

Учащиеся дополняют окончание предложений:

- В школе я должен.

- В школе я имею право.

- Дома я имею право.

- На улице я должен.

- На улице я имею право.

- Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок? Какие ошибки совершаете вы сами? (Ответы детей.)

Делать ошибки - это нормально. На ошибках мы учимся. Главное - научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.

Физкультминутка

Мы печем пшеничные

Кто придет к нам пробовать

Мама, папа, брат, сестра,

Пес лохматый со двора.

(Указательный палец показывает на всех приглашенных.)

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

Тесто замесили мы,

Сахар не забыли мы,

(Имитация замеса теста и добавления в него ингредиентов.)

В печку посадили мы.

(Движение обеими руками вперед - сажают пироги в печь.)

Печка весело горит,

Наша мама говорит:

- Крошки, что останутся,

(Имитация кормления крошками птицы.)

- Чем занимались дети? Поговорим и мы о домашних обязанностях.

Разговор о домашних обязанностях

- У каждого члена семьи должны быть постоянные трудовые обязанности, выполняемые для всей семьи. Вспомните и расскажите, какую работу по дому выполняют ваши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, брат и т. д. (Выслушиваются ответы детей.)

- А у кого из вас есть свои обязанности по дому? Что вы делаете?

(Дети перечисляют те обязанности, которые они выполняют по Дому.)

Примерные обязанности

♦ Уход за квартирой. Одна из домашних обязанностей всех членов семьи - создавать уют в квартире. Уютная, чистая, прибранная квартира доставляет удовольствие, ее вид повышает настроение, работоспособность, продлевает жизнь.

♦ Можно помочь родителям вымыть пол, протереть пыль.

♦ Если насорили, соберите мусор, подметите пол.

♦ Соблюдайте порядок в своей комнате.

Правила, связанные с приготовлением и приемом пищи

♦ Умейте накрывать на стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовым прибором, культурно есть.

♦ Вымойте за собой посуду.

♦ Умейте приготовить еду (несложные блюда: салат, яичницу, чай и другие).

Правила, связанные с самообслуживанием

♦ Волосы подстригайте, причесывайте или заплетайте в косы.

♦ Проверяйте, в порядке ли ваш костюм или платье, чистые ли ботинки. Посмотрите, все ли пуговицы на месте, если нужно, пришейте пуговицу.

♦ Придя из школы или прогулки, повесьте костюм на плечики, удалите щеткой пыль с ботинок или вымойте их. Если ботинки мокрые, просушите. Смазывайте просушенную обувь специальным кремом.

♦ Умейте постирать носовой платок, носки.

♦ Умейте заштопать небольшие отверстия в одежде, пришить пуговицы.

♦ Застилайте кровать, убирайте свою комнату и проветривайте ее перед сном и после сна, перед приготовлением домашних заданий.

♦ Содержите в порядке свое рабочее место дома. После занятий и игры положите книги, игрушки на свои места, все необходимое для уроков положите в ранец.

Вывод . Кто научился многое делать сам, никогда не будет в тягость другим, не будет чувствовать себя беспомощным. Надо освоить все виды самообслуживающего и домашнего труда за время учебы в школе, чтобы уметь полностью обслуживать себя. Психотренинг

Читайте также: