Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста доклад

Обновлено: 30.06.2024

Мы уточнили, что путь к здоровью — это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное – здоровый образ жизни.

По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12 %, наследственности принадлежит 18 %, условиям среды – 20 %, а самый большой вклад – 50-52 % — это образ жизни. Дети сами, естественно, не могут обеспечить себе здоровый образ жизни. Но это могут сделать взрослые: дома – родители, в детском саду – сотрудники детского сада.

В нашем детском саду в целом сложился системный подход к организации оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться. Оснований для модернизации оздоровительной работы в ДОУ достаточно много. Одно из главных – рост заболеваемости детей.

Согласно данным НИИ педиатрии сегодня только 14% детей можно назвать условно здоровыми, то есть не имеющими патологий, серьёзных психологических и физических заболеваний, в то время как порядка 40% страдают хроническими заболеваниями практически с самого рождения, а 50% имеют проблемы в развитии опорно-двигательного аппарата.

Неутешительная статистика, правда? И это только официальные данные. В реальности же дела могут обстоять гораздо хуже.

К тому же, состояние здоровья детей из сугубо медицинской стало и педагогической проблемой. При низких показателях здоровья и плохой посещаемости не могут быть реализованы образовательные программы, выполнение муниципального задания. Поэтому здоровьесбережение в ДОУ – одна из самых актуальных проблем современного общества.

Сегодня на педсовете выясним, какие условия созданы в нашем детском саду для работы по здоровьесбережению, какие здоровьесберегающие технологии используют педагоги нашего ДОУ.

Для начала разберёмся в понятиях.

Наиболее всеобъемлющей и общепринятой является формулировка ЗДОРОВЬЯ, разработанная Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Что же является самым главным для физического здоровья человека, и ребёнка в частности?

Для того чтобы обеспечить ребёнку крепкое здоровье, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние опорно-двигательного аппарата и т. д. Однако, как утверждают в своих исследованиях Вера Григорьевна Алямовская, Юрий Фёдорович Змановский главные “киты”, на которых держится жизнь и здоровье человека, это состояние сердечнососудистой, дыхательной и иммунной систем организма

Посудите сами, без пищи человек сможет прожить какое-то время, имея нарушения в опорно-двигательном аппарате, возможно, будет прикован к инвалидному креслу, но всё-таки он будет жить. А если нарушится деятельность сердца или лёгкие перестанут усваивать кислород, а самый простейший вирус, попав в организм, не встретит там преграды в виде иммунной системы, я думаю не нужно быть медиком, чтобы сделать вывод к чему это приведёт. Поэтому так важны эти самые “КИТЫ”, поддерживающие здоровье ребёнка.

Основным же средством развития сердечнососудистой, дыхательной и иммунной системы являются циклические движения (бег, ходьба, плавание, прыжки и т. д., при которых повторяется одно и то же действие, позволяющее чередовать расслабление и напряжение мышц. Именно циклические виды движений наиболее естественны для ребёнка дошкольника.

Развитие дыхательной системы также напрямую связано с движением. Как показали исследования, способность организма усваивать кислород из воздуха повышается при регулярных физических упражнениях, но…только на свежем воздухе! Прогулка ребёнка-дошкольника должна составлять 4 – 4,5 часов в день и должна быть интересной, увлекательной, насыщенной разнообразной двигательной активностью.

Как обстоят дела в нашем детском саду? (озвучить результаты контроля выхода на прогулку)

На прогулку стали выходить все группы как потеплело, в начале марта старшие группы. Сейчас ходят все группы. Младшие и средние группы после обеда, старшие с утра и после обеда. Выносной материал пока не используют. Играют в разные подвижные игры.

Система иммунобиологической защиты достаточно сложная, но и она связана с движением. Это движения особого рода. Они происходят благодаря деятельности терморегуляционного аппарата. При смене температуры внешней среды кровь от внутренних органов то приливает кожным покровам, то вновь поступает к внутренним органам. Это движение внутри организма, движение на клеточном уровне. Как показали исследования, с включением терморегуляционного аппарата автоматически включается система иммунной защиты. Закаливающее воздействие на организм ребёнка оказывают природные факторы. Не зря говорят: “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”

Давайте разберёмся, какие виды технологий используются в ДОУ

Медико-профuлактические технологии обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медиками и педагогами. Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, а так же в виде различных гимнастик, закаливающих процедур (босохождение, воздушные ванны и т. д., физминуток, организация прогулок, и т. д.

Утренняя гимнастика является обязательной частью режима дня и проводится ежедневно еред завтраком. Младшие и санаторная группа делают зарядку в группах, остальные группы ходят в музыкальный зал по времени.

Гимнастика после сна и закаливающие процедуры - одна из составляющих оздоровительной работы в детском саду.

Контроль начала осуществлять с 20 февраля, картина была удручающая, не во всех группах проводились закаливающие процедуры и гимнастика пробуждения после сна. Во всех группах имеется достаточно оборудования для закаливающих процедур, кроме одной группы. Закаливание после сна теперь проводится регулярно во всех группах

Анализ закаливающих процедур

Вопросы контроля Группы

I мл. II мл. ср № 1 ср №2 ст №1 ст №2 подг сан

Соблюдение режима проветривания

Рациональная, не перегревающая одежда детей в группе + + + + + + + +

Умывание, как закаливающий фактор + + + + + + + +

Полоскание рта, как закаливающая процедура - - - - - - + -

Закаливающие процедуры после сна

Работа над осанкой + + + - + + + +

Соблюдение последовательности закаливания + + + + + + + +

Эмоциональный настрой детей + + + + + + + +

Индивидуальный подход к детям + + + + + + + +

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребё нка-дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. (Вежливое обращение к детям, спокойная речь воспитателя, внимательное, заботливое отношение и т. д.)

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования. Педагог, стоящий на страже здоровья ребёнка, воспитывающий культуру здоровья ребёнка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, заботиться о своём здоровье, не переутомлён работой, должен объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью.

Что знают педагоги о здоровьесбережении?

Анкета для воспитателей (9 воспитателей)

Какие условия Вы создаёте в группе для развития двигательной активности детей?

Как приобщаете детей к здоровому образу жизни?

Какую работу с родителями проводите по ЗОЖ?

Какую работу проводите по профилактике и снижению заболеваемости детей?

Какую помощь в этом вопросе Вы хотели бы получить?

Главными воспитателями ребёнка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребёнка, какое внимание уделяют родители здоровью ребёнка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребёнка, к которому его приучают в ДОУ, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребёнка. В нашем детском саду взаимодействие с родителями по вопросам здоровьесбережения ведётся с помощью различных мероприятий и информационно-просветительской деятельности.

Давайте посмотрим, как обстоят дела на практике.

Анкета для родителей (36 человек)

1. Количество детей в семье

1 ребёнок- 1 чел. (3%)

2 детей- 26 чел. (70%)

З детей- 6 чел. (16%)

4 детей- 3 чел. (11%)

2. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким?

Папа (борьба) – 5 чел. (14%)

Папа (бокс) – 1 чел. (3%)

Папа (бег) – 1 чел. (3%)

Папа (волейбол) – 3 чел. (9%)

Папа (лыжи) – 2 чел. (6%)

Мама (волейбол, баскетбол)- 1 чел. (3%)

Мама (волейбол)- 4 чел. (11%)

Мама (спортивный бег)- 1 чел. (3%)

Нет – 22 чел. (60%)

3. Есть в доме спортивный снаряд? Какой?

Турник- 1чел. (3%)

Штанга, гири- 1 чел. (3%)

Тренажер- 2 чел. (6%)

Шведская стенка-2 чел. (6%)

Обруч-_2 чел. (6%)

Мячи-_1 чел. (3%)

Нет- 27 чел. (73%)

4. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня?

Да-30 чел. (83%)

Нет- 6 чел. (17%)

5. Соблюдает ли ребенок этот режим?

Да- 25 чел. (69%)

Нет- 11 чел. (31%)

6. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику?

Да- 12 чел. (33%)

Нет- 24 чел. (67%)

7. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т. д)

Да- 36 чел. (100%)

8. Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Перечислите их

Обливание водой- 13 чел. (35%)

Воздушные ванны- 2 чел. (6%)

Полоскание рта, массаж точечный- 1 чел. (3%)

Нет- 20 чел. (56%)

9. Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия?

Да- 9 чел. (27%)

Нет- 27 чел. (73%)

10. Что мешает вам заниматься закаливанием детей дома?

Отсутствие времени- 10 чел. (30%)

Лень-1 чел. (3%)

Жена-1 чел. (3%)

Домашние дела-1 чел. (3%)

Не знают- 23 чел. (61%)

11. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком?

Оба родителя- 13 чел. (35%)

Мама- 17 чел. (48%)

Папа- 4 чел. (11%)

Сестра- 2 чел. (6%)

12. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада7

Да- 22 чел. (60%)

Нет- 14 чел. (40%)

13. Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых?

Да- 4 чел. (12%)

Нет- 32 чел. (88%)

14. Чем занимается и что делает ваш ребенок после прихода из детского сада и в выходные дни?

Подвижные игры- 26 чел. (85%)

Спортивные игры- 3 чел. (8%)

Настольные игры- 18 чел. (49%)

Сюжетно – ролевые игры- 7 чел. (19%)

Компьютерные игры- 11 чел. (30%)

Музыкально - ритмическая деятельность- 8 чел. (22%)

Просмотр телепередач- 33чел. (89%)

Конструирование- 19 чел. (51%)

Чтение книг- 22 чел. (60%)

Так чем же обеспечивается здоровье ребёнка? Предлагаю вам модель ЗДОРОВОГО РЕБЁНКА в виде ДЕРЕВА

• Ствол – это здоровье

• Корни – факторы, которые обеспечивают крепкое здоровье

• Крона – следствие, т. е. каким будет ребёнок

( Факторы: (правильное питание, соблюдение режима дня, ЗОЖ, полноценный сон, закаливание, прогулки на свежем воздухе, двигательная активность и т. д.)

И наша с вами задача — “питать” корни – создавать условия, обеспечивающие крепкое здоровье ребёнка.

Формирование привычки к здоровому образу жизни Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны. Искусство долго жить состоит,.

Формирование культурно-гигиенических навыков как одна из форм приобщения детей к здоровому образу жизни

Формирование культурно-гигиенических навыков как одна из форм приобщения детей к здоровому образу жизни Культурно-гигиенические навыки - понятие, употребляемое в дошкольной педагогике. Навыки личной гигиены, поддержания в порядке одежды и обуви,.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни через квест-игры Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. И одной из важных.

Формирование привычки здорового образа жизни у дошкольников.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.

Отсюда вытекает важная проблема: как научить детей дошкольного возраста быть здоровыми. Начиная работу в этом направлении, я поставила цель.

Цель: разработать систему по формированию у дошкольников элементарных представлений о своем здоровье, здоровом образе жизни, сохранении и укреплении своего здоровья, выработать стойкую привычку к потребности в здоровом образе жизни. Поэтому я начала систематическую, целенаправленную работу по формированию у детей привычки здорового образа жизни, используя различные виды деятельности с детьми, созданием развивающей среды, а так же в организации помощи родителям для проведения ежедневной работы в семье.

За основу я взяла организацию здоровьесберегающего педагогического процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям детей, на разных возрастных этапах.

Через которые решаю такие задачи:

- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;

-формировать положительную оценку и образ себя;

-способах бережного отношения к своему телу, о неприятностях, которые подстерегают человека, не выполняющего правила жизненной безопасности.

-Изучить краткие теоретические основы правил безопасного поведения и здорового образа жизни в доступном для детей соответствующего возраста объеме;

-сформировать привлекательность здорового образа жизни и безопасного поведения;

-выработать практические навыки здорового образа жизни и безопасного поведения.

- Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков;

-Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.

- Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения - мотивов укрепления здоровья

- формирование положительной мотивации, и стойкой привычки к спорту, физической культуре, зарядке.

-осознание важности и пользы занятий спортом для здоровья.

План работы я реализую:

Выделяю следующие требования к занятиям с применением здоровьесберегающих технологий:

• Рациональное включение различных видов физминуток.

• Смена видов деятельности.

• Проветренное и чистое помещение.

• Постановка целей, задач занятия

• Благоприятный психологический фон занятия.

В совместной деятельности, через беседы:

Использую беседу с детьми, как средство систематизации и уточнения, представлений, полученных ребенком в процессе его повседневной жизни. Благодаря беседе, знания детей становятся четче, осмысленнее.

Именно дидактические и ассоциативные игры позволяют мне сделать процесс обучения более ярким, занимательным, так как та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной деятельности для детей.

Утренняя гимнастика - важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей. В утреннюю гимнастику с традиционным комплексом в обязательном порядке включаю коррекционные игры и упражнения для профилактики нарушений осанки, плоскостопия; оздоровительный бег и релаксация.

После нагрузок использую комплексы дыхательной гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой, где резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физическую реакцию организма, обеспечивающую необыкновенно широкий спектр позитивного воздействия.

Ещё одной формой приобщения детей к здоровому образу жизни и оздоровительного режима, которую я ежедневно используем в работе с детьми, является гимнастика после дневного сна. Её цель – поднять настроение и мышечный тонус детей, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы.

Прогулки решают не только воспитательные, но и оздоровительные задачи удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении, оказывает оздоровительный эффект. На прогулках я провожу с детьми наблюдения за природой, индивидуальную работу по развитию движений, подвижные, спортивные игры, развлечения и физические упражнения, закрепляю знания, полученные на занятиях.

Проводим опыты и эксперименты со снегом, льдом, сосульками, выясняем такие ли они чистые, как нам кажется на первый взгляд. Проводя наблюдение за растениями дети закрепляют знания о их лекарственных свойствах, за солнцем – о благотворном влиянии солнца на здоровье человека, за животными – закрепляем меры безопасного поведения с животными на улице.

Выполняя совместные трудовые действия по уборке участка от мусора, перекапывание и поливка песка в песочнице, закрывание песочницы специальным теном, дети знают и могут объяснить значимость этого для сохранения здоровья.

Занимательный и поучительный кукольный спектакль использую в своей работе, как отличное дополнением к мероприятиям по воспитанию здорового образа жизни у дошкольников.

Для детей каждой возрастной группы определены трудовые обязанности, приучаю не только добросовестно выполнять эти обязанности, но и осознавать их значимость для своего здоровья, для здоровья окружающих.

Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие. Для привития культурно-гигиенических навыков использовала потешки, сказки.

В группе создала такую развивающую среду, которая способствует физическому развитию и оздоровлению детей.

Оборудовала уголок здоровья, в котором находится детская литература, дидактические игры отражающие тему здоровья, культурно-гигиенические навыки, здоровый образ жизни. Уделяю большое внимание наполняемости физкультурного уголка.

Работа с родителями.

Направлена на информирование родителей о содержании работы группы, вовлечение родителей в жизнь детей, пропаганду здорового образа жизни. В работе я использую как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, коллективные, и индивидуальные консультации всеми специалистами беседы, тематические выставки) так и нетрадиционные (совместные развлечения, занятия) .

Я считаю, что созданная система позволяет качественно решать задачи по формированию привычки здорового образа жизни у дошкольников.

Ориентация на успех, постоянная опора на интерес, все это дает положительный эффект в моей работе. Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, сформированы у детей следующие представления:

• что такое здоровье и как его сберечь;

• что такое витамины;

• о своих органах, их работе и значении;

• что такое режим, гигиена и закаливание;

• о самых значимых витаминах, в чём они содержаться и как влияют на здоровье;

• о том, что есть полезные и не полезные

продукты, какие они;

• вода, какая она бывает, какая полезная для здоровья;

• как работает наш главный орган;

• что такое микробы и вирусы;

• какие бывают болезни, что их вызывает;

• как предупреждать болезни;

• некоторые правила оказания себе первой помощи;

• что такое аптека, для чего она нужна;

• сформированы навыки безопасности жизнедеятельности.

Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре, безопасности жизнедеятельности, позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников "

Статистика заболеваемости детей дошкольного возраста Комионенты здорового образа жизни Пути решения проблемы Формы, средства и .


формирование у дошкольников навыков и привычек здорового образа жизни

успешное формирование потребностей детей к здоровому образу жизни во многом зависит от целенаправленной систематической работы в триаде ребёнок – педагог – родитель.


Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То.


Здоровье – это главная ценность любого человека. Обычно выделяют следующие факторы, от которых зависит здоровье подрастающего поколения – окружающая среда, наследственность и здоровье родителей, .

Основная цель предлагаемой программы – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного.


Статья: "Формирование привычек здорового образа жизни у дошкольников"

Формирование у детей здорового образа жизни.


Доклад : «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников».

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_m651bd75.jpg

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития нашей страны.

Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
Для этого в детском саду проводится много мероприятий – это работа инструктора по физкультуре Л.Н.Битной с часто болеющими детьми, с детьми с ОВЗ, физкультурные праздники и развлечения, утренняя гимнастика, закаливающие процедуры после сна, физминутки во время НОД.

Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в детском саду. Формирование здоровья ребенка в дошкольном учреждении, уровень — его физической подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной степени зависят от того, чем и как он занимается, т. е. оттого, какими программами пользуются педагоги. Микросреда дошкольного учреждения должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений. Важно, например, не только то, что детей в соответствующее по режиму время укладывают спать, а то, как это делают, каким образом обеспечивают глубокий, здоровый сон.

Кроме того, крайне важно обеспечить детям комфортность при их пробуждении. Мы должны понимать, что воспитание у детей этой потребности—задача государственной важности, а оздоровительная деятельность дошкольного образовательного учреждения - это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан.

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

4.Психологическое здоровье , основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. От чего же зависит здоровье ребенка?

Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, а на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Занятия физкультурой, прогулки.

Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.

Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды.

Бережное отношение к окружающей среде, к природе.

Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендации, прохождение медосмотра детей ежегодно – узкими специалистами (стоматолога, хирурга, лор, окулист).

Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время приобрела особую актуальность. Количество детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в три раза. Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы, низкая грамотность родителей не способствуют сохранению уровня здоровья детей. Среди основных причин сложившейся ситуации заключается в недостаточной осведомленности в вопросах здоровья и здорового образа жизни большей части населения страны, в том числе и детей дошкольного возраста.

Дети в силу своих психофизиологических особенностей часто болеют. Поэтому важно создание необходимых санитарно-гигиенических, психолого-педагогических условий и подбор оздоровительных средств.

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Этот период является основополагающим в становлении личности человека.

Дошкольное учреждение является первым звеном, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка от рождения и до 7 лет. На первое место сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей; использование технологий, сберегающих здоровье; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберегающими технологиями является одной из значимых и приоритетных.

Предметно - пространственная среда, созданная в группе, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет врождённую потребность детей в движении, которая служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нём, а также средством всестороннего развития дошкольника.

Формировать у детей представления о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нем. Обеспечить высокий уровень реального здоровья воспитаннику детского сада и осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Сформировать навыки здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом;

Формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, нетерпимости и умении противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и обществу в пределах своих возможностей;

Обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;

Обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды деятельности;

Воспитать у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;

Установить гармонические отношения детей с живой и неживой природой;

Формировать личность ребенка;

Формы работы по приобщению детей к ЗОЖ:

самостоятельная деятельность детей;

физкультминутки, упражнения после дневного сна;

физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;

прогулки, физкультурные досуги, спортивные праздники, музыкальные праздники;

беседы; чтение художественной литературы.

Ежемесячно проходят занятия по здоровому образу жизни. В ходе таких занятий детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни. В ходе каждого занятия используются динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры и упражнения. Кроме того, материалы таких занятий находят отражение во всех режимных моментах, самостоятельной и совместной деятельности детей.

Навыки здорового образа жизни закрепляются в дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, в повседневной жизни.

Игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее самочувствие.

Физкультурные досуги и праздники.

Дни здоровья, досуги и развлечения являются хорошей основой для развития двигательной активности и обучения детей. Они с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям.

В работе по формированию ЗОЖ у детей использую здоровьесберегающие образовательные технологии:

медико-профилактические технологии, обеспечивающие организация и контроль питания детей, физическое развитие;

физкультурно-оздоровительные технологии - закаливание, дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки; спортивные праздники;

психолого-педагогические технологии, обеспечивающие комфортность воспитанников;

учебно-воспитательные технологии, которые включают обучение заботе о своем здоровье;

технологии здоровьеобогащения педагогов и просвещение родителей;

технологии обучения здоровому образу жизни, включающие в себя: физкультурные занятия, проблемно-игровые занятия;

коррекционные технологии, которые включают в себя: технологии музыкального воздействия и сказкотерапия;

Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой гимнастики. Цель утренней разминки – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе.

Психологические мероприятия, проводимые в работе с детьми.

Технологии музыкального воздействия, способствующие уменьшению напряжённости детей. Музыка повышает эмоциональный тонус, способствует развитию внимания, чувства ритма во вводной части и во время выполнения основных движений. В конце занятия музыкальное сопровождение может стать средством снятия возбуждения и усталости.

Сказкотерапия используется для психо-терапевтической и развивающей работы.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в МБДОУ.

технологии профилактики заболеваний;

углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники;

витамино -профилактика (фрукты – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием сухофруктов);

санитарно-гигиеническая деятельность ДОУ;

Принципы организации питания.

Выполнение режима питания;

Гигиена приёма пищи;

Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;

Эстетика организации питания (сервировка);

Индивидуальный подход к детям во время питания;

Правильность расстановки мебели;

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с педагогами МБДОУ.

Активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях для детей;

Консультации для педагогов;

Взаимодействие МБДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей использую, как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями:

Результаты работы.

Созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности.

У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств, для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.

В результате организованной работы по формирование здорового образа жизни у детей сформировались определенные умения и навыки. Дети стали увереннее, у них повысилась умственная трудоспособность, усидчивость; они стали выдержаннее и внимательнее, улучшилась эмоциональная сфера.

У дошкольников сформированы положительные привычки к здоровому образу жизни, правильная осанка, в движениях присутствует свобода и непринужденность.

Анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная работа по сохранению и укреплению физического здоровья обеспечила стабильно низкие показатели детской заболеваемости.

У педагогов и родителей сформированы ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья детей.


Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку. Меняются времена, программы методики, но формирование привычки к ЗОЖ остается лучшей традицией и главным условием воспитания дошкольников. И формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования как в детском саду, так и в семье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ

Содержимое разработки

Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку. Меняются времена, программы методики, но формирование привычки к ЗОЖ остается лучшей традицией и главным условием воспитания дошкольников. И формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования как в детском саду, так и в семье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Решить ее поможет валеология – наука о здоровье. Волеология утверждает, что здоровье каждого человека прежде всего зависит от усилий, которые он прилагает для укрепления своего здоровья, и никакие враги, никакие лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы ЗОЖ.

ЗОЖ определяется правильными взаимоотношениями человека с самим собою, с другими людьми, с обществом и природой.

Валеологическая воспитательная работа должна осуществляться в следующих направлениях:

Приоритетным направлением валеологического воспитания должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья.

Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в свои собственные силы и доверять миру.

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым вести ЗОЖ, он должен осознать, что здоровье человека важнейшая ценность, главное условие любой жизненной цели, что каждый сам имеет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции, при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.

Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста является одной из самых эмоциональных проблем, дошкольного возраста, т.к. заботясь о здоровье и в всестороннем развитии детей, мы приучали прививаем, поддерживаем у них бодрое, жизнерадостное настроение, воспитываем бережное отношение к своему здоровью именно с дошкольного возраста.

Работу по здоровому образу жизни я начала со средней группы целью моей работы было:

1. Научить детей любить себя и свой организм, любить окружающих людей.

2. Знать, что от хороших и плохих поступков зависит их здоровье, здоровье окружающих.

3. Следить за своей речью, не произносить плохих слов.

- охрана и укрепление здоровья.

- создание благоприятных санитарно – гигиенических условий.

- организация полноценного питания.

- систематически во все времена проводить утреннюю гимнастику.

- пребывание на свежем воздухе.

- проведение физкультурных упражнений в игровой форме и подвижных играх.

Большое внимание в работе с детьми уделяла формированию навыков самообслуживания. Важно научить детей правильно одеваться и раздеваться. Обращала внимание детей, что очень важно одеваться в соответствии с временем года, чтобы сохранять свое здоровье. Одежда должна быть свободной, не стеснять движений, обувь должна соответствовать размером ноги. Ведь неудобная спадающая с ноги или слишком тесная обувь может стать причиной травм. Рассматривая одежду, выясняя, для чего надеваем носки, колготки, шарф, шапку, варежки. Все эти беседы помогают обогатить знания детей, словарь, развивают знание беречь свое тело.

Большую работу по ЗОЖ проводила в разных видах в играх, на прогулке, в трудовой деятельности, на занятиях.

Рассказывая об устройстве и работе организма, обращала внимание детей на хрупкость и сложность, а также необходимость бережного отношения к своему телу, уходу за ним. Проводила беседы:

Беседуя с детьми, обращала внимание на то, как важно беречь свое здоровье, заботиться о нем, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

Учила соблюдать осторожность в обращении с режущими предметами, нельзя принимать никаких лекарств и витаминов без контроля со стороны взрослых, а также брать угощенье и подарки от незнакомых людей. Также приучала быть осторожными при контакте с незнакомыми и тем более с бездомными животными, обучала основным правилам безопасного поведения на улицах.

Все игры, задания позволяют формировать у детей правильного отношения к своему здоровью. Считаю, что в формировании здоровья детей особое значение имеет режим дня с его составляющими: пребывания на свежем воздухе, сон, занятия, игровая деятельность, отдых, прием пищи, личная гигиена, занятия физкультурой. Большое внимание уделяла закаливанию детей. Ежедневно провожу утреннюю гимнастику, послесоновую гимнастику, гимнастику для глаз, мытье рук и лица прохладной водой, самомассаж по А. М. Уманской, физкультурные минутки, подвижные игры в помещении и на воздухе, физкультурные занятия.

Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: кататься на велосипеде, хорошо плавать, бегать не уставая, не мучится головными болями. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, глухого настроения. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научится заботиться о нем, не вредить своему организму и т.д. думаю, задачи, предусмотренные программой были выполнены, т.к. посещаемость детей в группе хорошая.

Надеюсь, что полученные знания будут способность развитых навыков и умений, которые позволяет детям успешно взаимодействовать с окружающей средой. Дети научаться понимать, при каких условиях среда обитания (среда, жилище) безопасны для, жизни и здоровья. Поэтому, и родители и воспитатели должны дать детям качественные знания, а также сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их жить с молодых лет в гармонии с собой и окружающим миром.

ЗОЖ создает у детей мотивацию и стремление быть здоровыми, ценить хорошее настроение, самочувствие, уметь защитить себя своих сверстников от вредных влияний среды и нежелательных контактов.

Читайте также: