Виды публичных мероприятий и их особенности доклад

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Шуйский филиал ИвГУ

Кафедра психологии и социальной педагогики

АВТОРСКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Виды массовых мероприятий, требования к их организации

Помелова Анна Ивановна

студентка 3 курса 1 группы

факультета технологии, экологии и сервиса

по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Массовая досуговая деятельность

Понятие массовости по отношению к досуговой деятельности содержит в себе не столько количественную характеристику, сколько указывает на общедоступность, произвольность и нерегламентированность участия в ней, что и обуславливает процесс ее организации. Методика этого процесса зависит от нескольких факторов:

Первый фактор – социальная значимость и масштабы проводимого мероприятия. Оно может проводиться как общенародный государственный или религиозный праздник, как праздник региона, города, района, как профессиональный или как праздник отдельного учреждения, предприятия – юбилей, завершение этапа работы, презентации и т.п.

Второй фактор – конкретные условия проведения – парк, улица, площадь, стадион, помещение.

Третий фактор – содержание самого мероприятия.

Учет перечисленных факторов – это в первую очередь учет потенциальной численности участников массовой досуговой деятельности.

Существуют пределы допустимого количества людей в определенной окружающей среде. Масштабы и конкретные условия, в которых протекает массовая досуговая деятельность, представляют собой такую специфическую среду. И если количество людей в данном пространстве превышает оптимальный уровень, а в критические моменты – вообще допустимый, человек перестает воспринимать происходящее. Его восприятие будет сосредоточено только на большом количестве людей, и он будет стремиться покинуть эту среду. Такая ситуация возникает в тех случаях, когда мероприятие проводится в открытой среде улицы, площади, парка и концентрируется в одном локальном месте. С изменением окружающей среды изменяется и поведение человека, его переживания, реакция, восприятие. Один и тот же человек ведет себя совершенно по-разному в церкви или на футбольном матче, в алее парка или в праздничной толпе. Поэтому организация среды и ее символическое значение являются гарантией того, что человек поступит так, а не иначе.

Исследования психиатров свидетельствует о том, что действующий длительное время сильный шум может вызвать асоциальное поведение. Превышение допустимого уровня шума деформирует социальное поведение и правила взаимных отношений между людьми. Нарушает общение и возможный контакт. У многих людей шум вызывает такое раздражение, что они стремятся как можно скорее уйти от его источника. Шум вызывает плохое настроение и порождает враждебное отношение к окружающим.

Для подросткового и юношеского возраста шум, иногда даже очень сильный, является своеобразным акустическим наркотиком. Способствуя повышению уровня адреналина, шум в психологическом отношении ведет к временному исчезновению чувства неуверенности, тоски, скуки, одиночества.

Формирование оптимального количества участников массовой досуговой деятельности является необходимым условием и для тех мероприятий, которые проводятся в замкнутой среде помещений – центрах досуга, лекториях, зрительных залах.

Так, если популярная лекция или встреча могут проходить при переполненном зале, то беседа или диспут могут состояться в аудитории, не превышающей 50-70 человек. Увеличение этого количества превращает для ведущего присутствующих в безликую массу. Кроме того, многочисленность аудитории сковывает человека, удерживает от вопросов или высказываний, которые нужно делить при всех. А без этой активности и диспут, и беседа теряют свой смысл.

Организаторы массовой досуговой деятельности

Среди тех, кто причастен к организации и проведению мероприятий, всегда находятся люди, проявляющие инициативу, готовые активно включиться в работу. Задача состоит в том, чтобы выявить этих людей, найти применение их инициативе. Человек с организаторскими качествами всегда проявляет себя в любой совместной деятельности. Он всегда общителен, дружелюбен, оптимистичен, своей активностью заражает других.

Существует ряд признаков , позволяющих определить человека с организаторскими задатками. Они прослеживаются уже на начальном этапе совместных действий, когда идет обсуждение предстоящей работы.

Первый признак – активное участие в обсуждении, стремление внести свои предложения.

Второй признак – желание уяснить смысл и порядок работы в целом, получить представление о конечной цели.

Третий признак – стремление получить ясное представление о последовательности действий, о распределении обязанностей, о партнерах, о конкретных сроках выполнения этапов работы.

Четвертый признак – нетерпимость в суете, неразберихе, неопределенности, желание упорядочить всю предстоящую деятельность.

Пятый признак – способность к оценочным действиям, т.е. способность оценить степень возможности или невозможности выполнения той или иной работы, степень эффективности конечного результата, возможности партнеров и т.д. Экспериментально установлено, что люди с низкими оценочными способностями, как правило, являются плохими руководителями. Они плохо знают своих коллег, дают поручения без учета индивидуальных возможностей, теряются при выборе оптимального варианта решения.

Ко всем перечисленным признакам, позволяющим судить об организаторских способностях человека, следует добавить и такой как личная дисциплинированность, подчинение принятому решению и его точное выполнение. Но принимать во внимание такие качества нужно только в сочетании с остальными. Исполнительность и дисциплинированность присуща и безынициативным людям.

Опора на общественную инициативу, умение привлечь человека к участию в организации и проведении массовой досуговой деятельности является одним из высших показателей профессионального мастерства педагога, работающего в сфере досуга.

Требования к организации массовой досуговой деятельности

Четкое определение целей и задач мероприятия (расширить кругозор, стимулировать познавательную активность, сплотить детское объединение, отдохнуть и т.п.)

Определение тематики мероприятия. (Мероприятие – это единство, объединенное одной темой).

Определение формы проведения мероприятия.

Соответствие выбранного мероприятия, его формы и содержания возрасту детей, их уровню развития, психолого–физиологическому состоянию на момент проведения мероприятия.

При организации мероприятия необходимо помнить возрастные особенности детей:

Дети младшего возраста: повышенная эмоциональность, открыты, нет комплексов, хорошо воспринимают людей старшего возраста, требуется смена деятельности, применяются игровые формы.

Дети среднего школьного возраста: нуждаются в создании собственного мира. Происходит бурное развитие фантазии, здесь стоит исходить из интереса детей, чтобы они могли свои стремления реализовать.

Дети старшего школьного возраста6 ищут свое место в обществе, им необходима речевая деятельность.

Разработка правил и условий проведения мероприятия (конкурсной программы, интеллектуальной игры);

Определение времени и места проведения мероприятия.

Создание названия мероприятия. (Название мероприятия должно быть емким, интригующим. Важно, чтобы люди, которые прочли название, захотели прийти поучаствовать и узнать, что за этим названием скрывается).

Подбор заданий (конкурсов, вопросов) для участников мероприятия.

Разработка положения мероприятия. (Положение является результатом этапа конструирования и включает в себя следующие разделы: цели и задачи; организаторы; участники; условия проведения; критерии оценки; финансирование; подведение итогов. К положению прикладывается смета расходов, заявки на участие).

Подготовительный этап начинается с четкого распределения обязанностей среди организационной группы по подготовке и проведению мероприятия:

Дать информацию о проводимом мероприятии:

Довести положения до участников мероприятия;

Разработать, размножить и распространить объявления, афиши, рекламу, билеты, приглашения и т.п.

Подготовить место проведения мероприятия:

Оформить согласно тематике мероприятия;

Подготовить атрибуты, декорации.

Подготовить места расположения участников, жюри, зрителей, ведущего.

Определить места, где располагается оргкомитет мероприятия, переодеваются участники, раздеваются гости.

Подготовить музыкальное оформление. (Фоновая музыка, фанфары, сигнальная музыка и т.п.)

Подготовить световое оформление.

Подготовить техническое обеспечение мероприятия (микрофоны, магнитофоны, 9 видеомагнитофоны, видеокамеру и т.п.)

публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями;

Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время продвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Статья 5. Организатор публичного мероприятия

1. Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

2. Не могут быть организатором публичного мероприятия:

1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;

1.1) лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.38, 19.3, 20.1 - 20.3, 20.18, 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ)

2) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.

Статья 6. Участники публичного мероприятия

1. Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

2. Участники публичного мероприятия имеют право:

1) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;

2) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации;

3) принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.

3. Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;

3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

(п. 3 введен Федеральным законом от 08.12.2010 N 344-ФЗ)

4. Участники публичных мероприятий не вправе:

1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;

2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

(часть 4 введена Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ)

5. Основанием для деятельности журналиста на публичном мероприятии является редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста. Журналист, присутствующий на публичном мероприятии, должен иметь ясно видимый отличительный знак представителя средства массовой информации.

публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями;

Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время продвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Статья 5. Организатор публичного мероприятия

1. Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

2. Не могут быть организатором публичного мероприятия:

1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;

1.1) лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.38, 19.3, 20.1 - 20.3, 20.18, 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ)

2) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.

Статья 6. Участники публичного мероприятия

1. Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

2. Участники публичного мероприятия имеют право:

1) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;

2) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации;

3) принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.

3. Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;

3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

(п. 3 введен Федеральным законом от 08.12.2010 N 344-ФЗ)

4. Участники публичных мероприятий не вправе:

1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;

2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

(часть 4 введена Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ)

5. Основанием для деятельности журналиста на публичном мероприятии является редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста. Журналист, присутствующий на публичном мероприятии, должен иметь ясно видимый отличительный знак представителя средства массовой информации.


М.М. ЗВЯГИН, соискатель МосУ МВД России Проблемы, связанные с организацией и проведением публичных мероприятий, находили свое отражение в трудах ученых конца XIX — начала XX века. В частности, В.Ф. Дерюжинский, И.Т. Тарасов, В.В. Ивановский и другие исследовали специфику публичных мероприятий, обращаясь к опыту Западной Европы, поскольку законодательство Российской империи в этом вопросе существенно отставало[1].

М.М. ЗВЯГИН,

соискатель МосУ МВД России

В первой советской Конституции (Основном законе) РСФСР 1918 года декларировалось, что в целях обеспечения за трудящимися действительной свободы собраний РСФСР, признавая право граждан Советской Республики свободно устраивать собрания, митинги, шествия и т. п., предоставляет в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты все пригодные для устройства народных собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением (п. 15). Аналогичную норму содержала и Конституция РСФСР 1925 года (п. 6). Конституция (Основной закон) СССР 1936 года в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гарантировала гражданам свободу собраний и митингов, свободу уличных шествий и демонстраций (ст. 125).

Конституция (Основной закон) 1977 года в соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гарантировала гражданам СССР свободу слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Осуществление этих политических свобод обеспечивалось предоставлением трудящимся и их организациям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио (ст. 50). Конституция РСФСР 1978 года определяла, что граждане России вправе собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей (ст. 49).

В настоящее время граждане России имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ). Эти конституционные положения — основополагающие при реализации гражданами своих прав в социально-политической сфере. Они предоставляют гражданам возможность отстаивать свои гражданские права, привлекать внимание общественности к острым социальным проблемам.

Необходимость определения правового режима проведения публичных мероприятий обусловлена острыми социальными противоречиями, имеющимися в обществе. О социальной активности граждан свидетельствуют, в частности, следующие данные МВД России.

В период с 8 января по 31 августа 2006 года в 73 субъектах Федерации состоялось 1292 протестные акции, в которых приняли участие 317,5 тыс. человек. Наибольшее количество протестных акций состоялось в Москве (66 акций, в которых приняли участие 3,1 тыс. человек), Санкт-Петербурге и Ленинградской области (52 акции; 3,6 тыс. человек), Московской (46 акций; 7,2 тыс. человек) и Новосибирской (42 акции; 5,3 тыс. человек) областях.

В структуре массовых акций преобладают митинги (963), пикетирования (254), блокирование автомагистралей, дорог и улиц (53), собраний (13) и шествия (7).

Предотвращено семь попыток перекрытия автомагистралей, дорог и улиц, связанных с повышением тарифов на услуги ЖКХ. Наибольшее количество акций блокирования состоялось в Амурской области (в двух акциях приняли участие 2,8 тыс. человек).

Для непосредственного участия в обеспечении общественного порядка и безопасности при массовых мероприятиях было задействовано 46,8 тыс. сотрудников органов внутренних дел[3].

Публичные мероприятия далеко не однородны. В зависимости от публичного мероприятия арсенал административно-правовых и организационных средств, используемых для охраны общественного порядка в период их проведения, достаточно разнообразен.

Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации. Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам. Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств, путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Основная сложность классификации публичных мероприятий состоит в том, что обстоятельств, влияющих на их содержание и характеристику, очень много. Классифицировать можно различные группы публичных мероприятий, однако обстоятельства, влияющие на их содержание и оценку, нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. Если это не соблюдается, классификация будет односторонней.

Классификация публичных мероприятий отчасти носит условный характер, но не может быть произвольной и случайной. Она должна основываться на главных признаках и специфических особенностях, коренящихся в существе классифицируемого и систематизируемого административно-правового материала.

Все публичные мероприятия можно классифицировать по следующим основаниям:

· по содержанию — общественно-политические, культурно-зрелищные, спортивно-массовые, религиозные (похоронные);

· по масштабу — международные, общефедеральные, региональные и муниципального значения;

· по частоте проведения — разовые, повторяющиеся, проводимые ежедневно;

· по месту проведения — публичные мероприятия, проводимые в закрытых помещениях и на открытой местности.

По возможности участия в публичных мероприятиях граждан мероприятия могут быть общедоступными, в мероприятиях могут принимать участие лица, имеющие особый социальный статус, и др.[6] Публичные мероприятия могут быть классифицированы по организационно-правовой форме.

Проведению публичного мероприятия предшествует определенная организация. Согласно ст. 4 Закона о собраниях к организации публичного мероприятия относятся:

· оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о его проведении в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации или орган местного самоуправления;

· проведение предварительной агитации;

· изготовление и распространение средств наглядной агитации;

· другие действия, не противоречащие законодательству, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

Подготовительные мероприятия объективно необходимы, поскольку проведение соответствующего публичного мероприятия может затрагивать права и законные интересы граждан, которые не участвуют в мероприятии. Кроме того, публичное мероприятие может препятствовать работе транспорта, предприятий, организаций, учреждений и др. Несанкционированное публичное мероприятие может вызвать групповое нарушение общественного порядка, а также иные противоправные действия.

Публичное мероприятие проводится в уведомительном порядке. Уведомление о его проведении (за исключением собрания или пикетирования, проводимого одним участником) подается организатором мероприятия в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня его проведения. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее 3 дней до дня его проведения.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Федерации. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

· его цель, форма, место (места) проведения, маршруты движения участников;

· дата, время начала и окончания мероприятия;

· предполагаемое количество участников;

· формы и методы обеспечения организатором мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении мероприятия;

· фамилия, имя, отчество либо наименование организатора мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

· фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению мероприятия;

· дата подачи уведомления о проведении мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия подписывается организатором мероприятия и лицами, уполномоченными организатором мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению (ст. 7 Закона о собраниях). Публичное мероприятие предполагает присутствие определенного количества людей, которые объединены единой целью этого мероприятия.

Для обеспечения общественного порядка в период проведения публичного мероприятия используются различные административно-правовые и организационные средства, при этом основной субъект охраны общественного порядка — органы внутренних дел. Начальник органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория (помещение), на которой (в котором) планируется проведение публичного мероприятия, обязан назначить уполномоченного представителя органа внутренних дел в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Назначение представителя оформляется распоряжением начальника органа внутренних дел.

Уполномоченный представитель органа внутренних дел имеет право:

· требовать от организатора публичного мероприятия объявления о прекращении допуска граждан на публичное мероприятие и самостоятельно прекратить допуск граждан на него в случае нарушения предельной нормы заполняемости территории (помещения);

· требовать от организатора и участников публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения;

· по просьбе организатора публичного мероприятия удалять с места его проведения граждан, не выполняющих законных требований организатора публичного мероприятия.

Уполномоченный представитель органа внутренних дел обязан оказывать содействие в проведении публичного мероприятия в пределах своей компетенции, обеспечивать совместно с организатором мероприятия и уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.

Охрана общественного порядка при проведении публичных мероприятий — комплексная задача, решение которой во многом зависит от продуманных, скоординированных действий государственных органов и общественных объединений.

В деятельности милиции по обеспечению охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий можно выделить три периода: подготовительный, исполнительный и заключительный[8].

Организационные мероприятия органов внутренних дел по охране общественного порядка при проведении публичных мероприятий в подготовительный период включают в себя:

· определение способов выполнения задачи;

· расчет сил и средств, разработку концепции охраны общественного порядка;

· принятие управленческого решения[9].

Обязанностью руководителей органов внутренних дел является организация взаимодействия всех органов. Взаимодействие формируется при постановке задачи, непосредственно поддерживается, а в ходе несения службы уточняется и обеспечивается:

· единым пониманием всеми нарядами, участвующими в охране общественного порядка при проведении публичного мероприятия;

· постоянным знанием обстановки и ее изменений;

· наличием бесперебойной связи и постоянной взаимной информацией;

· знанием и правильным применением установленных сигналов;

· своевременным оказанием взаимной помощи;

· постоянным и умелым руководством нарядами со стороны их начальников и действенным контролем за ходом несения службы.

Для эффективной охраны общественного порядка при проведении публичного мероприятия необходимо разрабатывать план охраны общественного порядка. В зависимости от времени проведения мероприятия, состава и количества его участников и зрителей, климатических условий, состояния оперативной обстановки в месте проведения мероприятия и некоторых других факторов целесообразно разрабатывать план в трех вариантах — усиленный, обычный и малый[10].

В плане отражаются следующие сведения:

· место проведения публичного мероприятия, его содержание, количество, состав участников;

· граница района проведения мероприятия;

· органы управления и места их расположения;

· силы и средства органов внутренних дел, привлекаемые к охране общественного порядка, их расстановка и выполнение задачи;

· привлечение дополнительных сил и средств с указанием их количества и места поступления, задачи и организация взаимодействия с ними;

· состав резерва и место его размещения;

· маневр силами и средствами в ходе проведения мероприятия;

· порядок подготовки личного состава и технических средств к несению службы;

· порядок применения указателей, ограждений и других вводимых ограничений, места их установки и время действия;

· порядок регулирования дорожного движения, маршруты следования участников и зрителей;

· формы взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественностью;

· организация медицинского и материально-технического обеспечения[11].

В плане охраны общественного порядка при проведении публичного мероприятия должны быть указаны задачи лиц, ответственных за тот или иной участок работы, а также задачи всех служебных нарядов до начала мероприятия (подготовительный период), во время его проведения (исполнительный период) и окончания (заключительный период), определены свертывание нарядов и порядок эвакуации участников (зрителей) мероприятия в случае осложнения оперативной обстановки и др.

Охрана общественного порядка во время проведения публичного мероприятия осуществляется нарядами в исполнительный период, который наступает за несколько часов до проведения соответствующего мероприятия. Исполнительный период начинается с прибытия личного состава к местам несения службы и выставления нарядов. Во время проведения мероприятия наряды, в частности, обязаны:

· знать и умело выполнять поставленные задачи;

· проявлять особую осмотрительность и выдержку при несении службы, в любых условиях действовать спокойно и уверенно, особенно при пресечении нарушений общественного порядка, предупреждая тем самым возникновение паники и групповых нарушений общественного порядка;

· находиться в указанном месте и без специального разрешения не покидать порученный участок;

· удалять с места проведения мероприятия лиц, находящихся в состоянии опьянения, и других нарушителей общественного порядка.

В зависимости от вида публичного мероприятия обязанности служебных нарядов могут иметь особенности. Так, во время проведения демонстраций, уличных шествий деятельность нарядов милиции должна быть направлена на обеспечение нормального движения колонн в заданном направлении[12].

В заключительный период проведения публичного мероприятия снимаются введенные ограничения в движении транспорта и пешеходов, возобновляется работа предприятий и учреждений. Осуществляется отвод сил и средств, принимавших участие в охране общественного порядка, проводится проверка наличия личного состава, а также специальных средств, подводятся итоги несения службы, дается оценка действий каждого из сотрудников[13].

1 См.: Дерюжинский В.Ф. Полицейское право. — СПб., 1908. С. 64—115; Тарасов И.Т. Полицейское право. — М., 1891. С. 133; Ивановский В.В. Учебник административного права (Полицейское право. Право внутреннего управления). — Казань, 1911. С. 186.

2 См.: Ивановский В.В. Указ. раб. С. 193.

3 Данные Департамента охраны общественного порядка МВД России.

4 Дерюжинский В.Ф. Указ. соч. С. 64.

5 Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. — М., 1981. С. 61.

6 См.: Деятельность нарядов милиции по охране общественного порядка и безопасности в обычных и особых условиях. — М., 1996. С. 3.

7 Полянская И.С. Конституционно-правовое регулирование права граждан Российской Федерации на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2005. С. 17.

8 См.: Казаков В.А. Охрана общественного порядка и безопасности во время проведения массовых мероприятий. — М., 1986. С. 16.

9 См.: Караханов Н.В. Управление горрайорганами внутренних дел при проведении массовых мероприятий. — М., 1992. С. 29—35.

10 См.: Емельянов Б.М. Подготовка работников милиции к обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий. — М., 1992. С. 23.

11 См.: Болотников В.Т. Планирование охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий. — М., 1988. С. 21—24; Голованев И.В. Правовые основы и организация охраны общественного порядка при проведении собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 1992. С. 12; Казаков В.А. Указ. соч. С. 16.

12 См.: Казаков В.А. Указ. соч. С. 18.

13 См.: Кравцов В.М. Административно-правовая охрана общественного порядка при проведении собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 1991. С. 16; Коптев Н.В. Административно-правовая охрана порядка организации и проведения публичных мероприятий: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2001. С. 18.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Современные массовые мероприятия являются выражением общественной активности, способом организации населением своего досуга, удовлетворения духовных и культурных потребностей, участия в общественных процессах и политической жизни, приобщения к спорту и искусству. В жизни людей присутствует большое количество всевозможных массовых мероприятий: от свадебных церемоний до уличных шествий, от театральных спектаклей до повсеместных народных гуляний. Отдельное массовое мероприятие, порой, способно поразить своими масштабами и размахом.

массовое мероприятие

Классификация массовых мероприятий

Классифицировать мероприятия, являющиеся массовыми, можно следующим образом:

По целям и задачам:

  • культурные;
  • спортивные;
  • зрелищные;
  • рекламные и коммерческие: торговые ярмарки, презентации, распродажи;
  • деловые приемы и встречи: собрания, приемы, фуршеты и прочее;
  • духовные: молебны, шествия и другие.
  • общественные: конференции, конгрессы и симпозиумы;
  • политические: встречи, заседания, приемы и так далее.
  • культурные: народные гуляния, фестивали;
  • спортивные;
  • событийные: выставки, показы и прочее;
  • международные;
  • государственные;
  • региональные;
  • местные;
  • локальные;
  • частные.

По способу возникновения:

  • заранее подготовленные, запланированные;
  • стихийные.

проведение массовых мероприятий

По месту проведения:

  • в помещениях и специальных сооружениях;
  • на местности (в черте населенного пункта, за его чертой).

По периодичности проведения:

  • повседневные;
  • сезонные;
  • периодические;
  • разовые.
  • свободного доступа;
  • с ограничениями (к примеру, закрытые клубные мероприятия).

По уровню безопасности:

  • высшей категории (с присутствием высокопоставленных государственных или зарубежных лиц);
  • первой категории (с участием должностных лиц регионального значения, известных людей);
  • второй категории (без участия VIP).

культурно массовые мероприятия

Организация и подготовка массового мероприятия

Организация массовых мероприятий – сложное и ответственное занятие. Одних организаторских способностей явно будет недостаточно. Потребуются разносторонние знания, достаточный опыт, хорошо развитая интуиция и предусмотрительность, а также немалое количество денег, в зависимости от грандиозности задуманного.

спортивно массовые мероприятия

Поэтому при организации массовых мероприятий нужно уметь предусмотреть многое, в первую очередь обеспечить безопасность всех участников. А впоследствии продумать, как сделать максимально комфортным их времяпрепровождение. И лишь в последнюю очередь заняться просчетом своей планируемой прибыли (если мероприятие носит коммерческий характер).

Проведение массовых мероприятий может принести большую прибыль в случае грамотной организации и подготовки, но может нанести и серьезный финансовый ущерб, если будут допущены ошибки во время подготовительного этапа.

Законодательная база

Организация массовых мероприятий регламентируется действующими ФЗ и другими нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня. Законы, регулирующие организацию и проведение мероприятий (массовых): основным законом является 54-ФЗ (19.06.2004) в последней редакции, 192-ФЗ, 57-ФЗ, 329-ФЗ.

организация массовых мероприятий

Выбор места проведения

Массовое мероприятие может быть проведено на любой территории, пригодной для этой цели. Наиболее популярные места массовых мероприятий:

  • помещения;
  • сооружения;
  • улицы;
  • площади;
  • спортивные арены;
  • парки;
  • скверы;
  • загородные участки и прочее.

Законодательные ограничения в выборе места проведения

  • опасных объектов производства и иных объектов с повышенными требованиями техники безопасности;
  • путепроводов;
  • нефтепроводов;
  • газопроводов;
  • линий электропередач, высоковольтных станций;
  • телевизионных и радиовышек;
  • воинских частей;
  • исправительных и иных учреждений;
  • детских площадок.

А также ряд других территорий, указанных в ФЗ.

публичное мероприятие

Публичные мероприятия

  • собрание, митинг;
  • демонстрация, шествие;
  • пикетирование.

В роли организаторов данного мероприятия не могут быть: несовершеннолетние и недееспособные. А также представители запрещенных в РФ партий и организаций, религиозных общин и т. д. Проведение массовых мероприятий подобной формы не может быть начато ранее семи часов утра и заканчиваться позднее двадцати трех часов (по местному времени).

физкультурно массовые мероприятия

Культурно-массовые мероприятия

Невозможно переоценить пользу, которую приносят культурно-массовые мероприятия. Их основное предназначение – духовное развитие общества. Такого рода мероприятия имеют ряд направлений:

  • гедонистическое, представляющее собой развлекательный характер, способствующее развлечь людей, временно отвлечь от проблем житейских, зарядить позитивом и дать волю ярким эмоциональным всплескам;
  • образовательное, способствующее получению новых полезных знаний, расширению кругозора, и самообразованию населения;
  • развивающее, направленное на формирование эстетических вкусов, совершенствование творческих способностей;
  • воспитательное, прививающее самоорганизацию, формирующее систему духовных ценностей;
  • социальное, дающее стимул к социальной активности;
  • художественно-творческое, приобщающее к культурно-творческому процессу.

Культурно-массовые мероприятия – это фестивали, смотры, конкурсы (регионального и федерального уровня, а также международные), увеселительные праздничные мероприятия, тематические концерты, познавательные программы, выставки, ярмарки и многое-многое другое.

Спортивно-массовые мероприятия

Спортивные состязания, физкультурно-массовые мероприятия – свидетельство того, что общество вовлечено в процесс физического развития и совершенствования, стремится к новым спортивным достижениям. Спортивно-массовые мероприятия, проводимые на территории России, многообразны и впечатляют своей масштабностью.

Это и профессиональные соревнования практически по всем известным видам спорта, и физкультурно-оздоровительные мероприятия различных уровней и всевозможной направленности. Как говорится, было бы только желание. Возможностей и благоприятных условий заняться профессиональным спортом и физической культурой – хоть отбавляй. Физическому развитию в России уделяется большое внимание. И это не случайно.

места массовых мероприятий

Здоровье нации - первостепенная государственная задача

Массовые пробеги, лыжные гонки, заплывы в бассейне и на открытой воде, туристические походы, сплав на байдарках, массовые спуски на горных лыжах, всего не перечислить, даже если задаться целью. Вот это не реклама ли? Это ли не гордость за нацию (образное выражение, под которым следует понимать весь многонациональный российский народ)?

Читайте также: