Гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести э веркина облачный полк доклад
Обновлено: 18.05.2024
Автор: Дуева Ольга Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: село Уральское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок по роману Э.Веркина "Облачный полк" (из курса "Родная русская литература" 8 класс)
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Выполнил: учитель русского языка и литературы
Дуева Ольга Витальевна
Цель: воспитание чувства патриотизма средствами художественного слова (на материале
1. Обучение композиционному, образному, языковому анализу художественного текста;
2. Развитие интереса к литературе Великой Отечественной войны;
3. Обучение работе в группах;
4. Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Место урока в системе уроков по литературе
Предмет: Родная русская литература
Подраздел: Дети и война
Предварительная подготовка к уроку:
2. Трое ребят готовят презентации по книгам о Великой Отечественной войне: «Сын
1. Рассказать о сюжете книги.
2. Рассказать об экранизации этой книги с демонстрацией отдельных кадров из фильма.
3. Просмотр эпизода фильма.
Время выступления – 5 минут.
1. Слово учителя.
Великая Отечественная война – дна из самых трагических страниц истории нашей
страны. В этот период трудно пришлось не только взрослым, но и детям.
будущего, символом жизни. И вдруг он берёт автомат и начинает уничтожать врагов
Родины, тех, кто убил его родных, тех, кто лишил его дома. Именно поэтому темы
сиротства, бездомья тесно связаны в произведениях о детях на войне.
2. Выступления учащихся.
Рассказы детей о книгах Великой Отечественной войны и их экранизациях.
Сегодня мы познакомимся с ещё одной книгой о Великой Отечественной войне, где
В книге рассказывается о партизанском отряде, в котором много ребятишек-сирот.
Димку, например, опекает Саныч (Леня Голиков). Димке 17 лет. Он герой-пионер.
Однажды Димка с Санычем попадают в дом художника Чистякова. Тот пишет картину,
где в облаках вечно живут воины- защитники всех веков.
Отряд партизан успешно подрывает немецкий поезд, но потом вынужден поплатиться за
это жизнями солдат. Погибают все, кроме Димки.
Теперь Димка стал взрослым и рассказывает о своей юности правнуку Вовке.
- Как сам автор отвечает на вопрос, зачем он написал этот роман?
5. Беседа по первичному прочтению глав
- Что вы поняли из прочитанного?
- Какие моменты, эпизоды оставили впечатление?
- Над чем заставили задуматься?
Особенность книги Э.Веркина в том, что рассказ о войне становится страшнее от того,
что преподнесён через призму обыденного. Перед нами не блестящие герои, а обычные
люди, способные испытывать страх, слабость, желание жить. Это уже потом, спустя
некоторое время, их действия начинают расцениваться как проявление героизма. А тогда,
на поле боя, они просто действовали как подсказывала им совесть.
6. Работа в группах. Анализ глав романа
Эта глава построена на антитезах: созидание и разруха, солнце и тьма, жизнь и смерть,
мечта и реальность. Найдите подтверждение этому, приведя конкретные примеры из
текста. Сделайте вывод, что приносит с собой война?
После выступления учащиеся делают вывод: война приносит с собой смерть, боль,
Партизаны совершили подвиг: взорвали немецкий эшелон с танками. Но эта картина
предстаёт перед нами глазами подростка, который не чувствует себя героем. Найдите
примеры картин, где героика снижена и всё происходящее принимает обыденный,
будничный характер. Сделайте вывод, каково настоящее лицо войны?
После выступления учащиеся делают вывод: Настоящее лицо войны не парадная
героическая картина, а низкие убийства, жестокость, страх, грязь, холод.
Что вы узнали из писем советских ребят о жизни мирного населения на оккупированной
территории? Как вы поняли смысл последних двух предложений текста («Чем дальше
война, тем толще шкура, о неё уже можно спички тушить, и зажигать тоже можно.
Лишь чёрное семечко, поселившееся где-то в лёгких, справа от сердца, там, где душа,
это семечко выпустит ещё один корешок, и станет больше, и крепче врастёт в мясо,
гибнет на войне?
После выступления учащиеся делают вывод: на войне гибнутне только солдаты, но и
мирные жители: женщины, дети, старики.
Какими словами передаёт герой свои ощущения от ранения в живот? От понимания
невозможности спастись всем? Сделайте вывод, что значит для человека потеря близких
После выступления учащиеся делают вывод: видеть собственную смерть и смерть
близких людей – значит испытывать ужасную душевную боль.
Выводы каждой группы фиксируются на доске как итог работы над главами
7. Общий вывод по уроку.
Нельзя допустить повторения войны. Мир – главная человеческая ценность как
возможность жить, любить, учиться, трудиться, создавать новое, иметь дом и семью.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
О чем книга? В ней ведется очень простое, очень Непафосное повествование: что, кто, куда, зачем, что было дальше? О самом будничном. НО! Эти будни - военные. С голодом, холодом, страхом. С любовью, мечтами, надеждами. Со смертями, потерями, ужасами. И ты читаешь - не отрываясь, вдумываясь, представляя. И веришь каждому слову, даже не сомневаясь в правдивости этого бытописания.
Сюжет повести Дмитрий, от лица которого ведется повествование, вспоминает военное детство – страшную зиму 1943 года – жизнь в партизанском отряде. В течение трех последних месяцев из полутора лет Димка бродил по пояс в грязи и снегу, конвоировал перепуганных до истерики полицаев, отчаянно хотел отогреться и наесться, а еще больше — открыть наконец счет убитым фрицам. А опекал его эти полтора года Саныч, дерзкий пацан, трепло и боец от бога, заговоренный цыганкой от пули и фотокадра, представленный к Герою и боящийся всего трех вещей: предательства, торфяного топтуна из бабкиных сказок и строгой девушки Алевтины.
Саныч – высокий, загорелый, с залихватско-нахальной улыбкой, и большим сердцем… Митька – немногословный, но удивительно преданный и чуткий. Щурый – еще совсем малыш и уже такой бесстрашный. Ковалец – немного манерный, вредный, но в тоже время смелый боец. Лыков – незадачливый, но очень добрый повар.
Кульминационный момент Встреча с художником, у которого довелось остановиться на ночлег Санычу и Митяю, становится важной для раскрытия смысла героизма и предательства. Чистяков Веркина, ничего не зная об ордене Саныча, видит оборванного подростка причисленным к невидимому бессмертному воинству, которое формируется для защиты земли со времен персидских войн. Он пишет портрет – с копьем в руках, окруженным древними витязями и Юрием Гагариным, – и уводит Голикова из стана пионеров-героев прямо в иконостас защитников родины.
Особенности жанра произведения Изображение реальных событий переплетается с фантастическими эпизодами. Эдуард Веркин бережно вводит в псковские леса 1943 года мистику. Война в книге Веркина врастает в жизнь и сознание следующих поколений через верования и предания: подобно тому, как нельзя одному бродить по брошенным староверским деревьям, нельзя есть яблоки с деревьев, растущих на месте сожженных фашистами сел.
Вечная память героям
Краткое описание документа:
Прадед Митя рассказывает правнуку Вовке и вспоминает войну 1943 года, партизанский отряд на Псковщине и своих друзей, почти моих ровесников,- Митяйку, Саныча, Щурого, Ковальца, Лыкова, Алю с братишкой и других. Они все разные, но живут одной целью – уничтожить врага. Сколько было таких отрядов, ребят, погибших в ту войну? Неизвестно. Но ясно одно, что все они хотели жить и отдали свои жизни, чтобы жили мы.
В книге на меня произвели неизгладимое впечатление эпизоды, когда однажды в лесу в сумке убитого фрица подростки нашли детские письма из концлагеря.
Мне показалось, что всё зло войны сосредоточено в этих бесхитростных детских записках. Я, конечно, понимаю, что на войне без жестокости никак, но такого я не ожидала. Не думала, что убивать можно мучительно и долго, наслаждаясь чужими страданиями.
И когда мальчики под снегопадом возвращались в лагерь, а в нем было непривычно тихо. Онишли и спотыкались обо что-то в глубоком снегу, а затем….вытащили мертвую руку со скрюченными пальцами и увиделимного трупов, сложенных у дерева. Мальчики побежали прочь, чуть не замерзли и не сошли с ума. Нашли несколько человек, выживших из отряда, и осталисьс ними. Один - Саныч,- чтобы погибнуть, второй Митяйка - чтобы выжить и носить войну с собой до конца.
В какой-то момент при чтении становится понятно, что тебе известно имя и фамилия одного из главных героев. Партизан Саныч - это никто иной, как пионер-герой, Лёня Голиков. Я знаю о нем по рассказам моейбабушки, мамы. Раньше в их честьназывали пионерские дружины, школы, улицы.
Читая книгу, невольно становишься соучастником всех событий и понимаешь, что война - это смерть, ужас, ненависть, злоба, месть, кровь, мучения, горе.
На ней погибают задиристые Санычи, воображалистые Ковальцы, заботливые Али - все.
И все-таки - Саныч остался. Остался в сестре Лиде, которая с ним так похожа, что в мирное время ее фотографируют для книги вместо брата.
Художественная литература – основа патриотического воспитания школьников
Учитель русского языка и литературы
Без этого России пришлось бы забыть
и о национальном достоинстве,
Формирование патриотизма в нашей стране рассматривается как национальная идея, способная сплотить наше общество на пути к укреплению могущества России.
Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейшей материал для воспитания юных сердец.
Действительно, воспитательный потенциал художественной литературы велик, так как идеалы русской литературы, художественные образы, воплощенные в литературных героях и раскрывающие нравственную позицию писателей и народа, играют важную роль в формировании патриотических чувств, определяющего отношения человека к людям и самому себе
В программе этого предмета выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока):
Таким образом, работая в 5-9-х классах, я ставлю перед собой следующие задачи: -заинтересовать учеников самим процессом чтения патриотической литературы,
- формировать устойчивую потребность в чтении патриотической литературы,
Убеждена: только глубокое знакомство с историей и литературой родного края способствует воспитанию истинного гражданина. Поэтому я включаю в программу 6-7-8 классов изучение творчества нашего земляка, поэта Николая Егоровича Палькина.
Н.Е.Палькин - наш современник, и произведения его созвучны всему, что происходит с нами и нашей родной землей, они звучат остро и взволнованно. Стихи этого поэта будут на месте и в средних, и в старших классах – везде можно найти ту щемяще-родную ноту, которая заденет детские сердца, заставит прислушаться к поэтическому слову. Со своим чистым голосом и открытой душой поэт очень нужен современным детям, чтобы они гордились малой родиной, своей страной и любили ее, как любили ее когда-то Лермонтов и Некрасов, Блок и Есенин, Прокофьев и Рубцов…Как любил Николай Палькин.
То весёлая, то грустная,
С лёгкой трепетной листвой,
Хороша берёзка русская
При дороге при лесной.
На ветру слегка качается,
Размечтавшись про своё…
Сколько раз не повстречается –
Снова смотришь на неё.
Столько жизни в юной скромнице,
Столько русской доброты!
Поглядишь, невольно вспомнятся
Милой родины черты.
Радо сердце беспокойное
Этой дочери лесной.
Без неё была б неполною
Красота земли родной.
Учащиеся с удовольствием заучивают стихотворение наизусть.
Поэта Н.Палькина узнаешь всегда по чистому голосу, по мягким и теплым его интонациям, по пронзительной любви к родной земле, к России, по боли за ее судьбу, по гордости своими земляками, по единению с природой.
Меня никто не спрашивал ни разу,
За что люблю я Родину свою
Её поля, что не окинешь глазом,
Зелёных рощ весёлую семью.
А если бы по случаю спросили,
Не стал бы я выдумывать ответ
Мне дорога земля моя, Россия,
Как жизнь, как воздух и как белый свет
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя.
Почувствовать красоту родного края, великой державной реки Волги помогает творчество поэта:
Моему Саратовскому краю
Волга словно песня соловью.
Каждый день с того я начинаю,
Что на зорьке Волгу навещаю
И о многом с нею говорю.
Поэт подчеркивает, что Волга может дать силы, вдохновение, любовь:
Дай мне беспокойства и любви,
Вдохнови на новый труд поэта
И в далекий путь благослови.
В этом стихотворении, отмечают учащиеся, Волга– образ простой и понятный. Это что-то родное, близкое, дорогое, любимое. Это и родной дом, где тебя ждут и любят, это и родная мать, снимающая усталость, и верные друзья, и сама судьба.
…У моей России очи голубые,
Очи голубые, русая коса.
На лесных озёрах, на степных просторах,
Поднялась Россия, Родина моя.
Такие стихи не могут не тронуть и не взволновать чуткое детское сердце. А если не оставила равнодушными лирика поэта, то есть надежда, что традиция любви к родной земле не потеряна. Хотя в жизни происходит многое, но это всё рано или поздно проходит, только сердце ничего не забывает:
… Разве же ты бросишь
То, что в сердце носишь?
То, что насмерть любишь?
Знакомство детей с поэтическим языком при восприятии литературного произведения о родной природе приучает их подмечать прекрасное и выражать мысли не плоскими, шаблонными фразами, а искать точное определение, подчеркивающее их ощущения и впечатления от красоты природы: дети охотно учат стихи, используют метафоры и эпитеты для передачи особенно ярких чувств, а любовь к родному слову есть проявление любви к Отечеству.
Н.Е.Палькин очень любит природу нашей земли, ощущает себя ее частью, он не созерцает ее, а живет вместе с ней, и река Волга, и каждое деревце ему родня. По всему чувствуется, что человек он добрый, внимательный, открытый и жизнелюбивый. От его стихов исходит тепло, свет и любовь, как от наших родных просторов, рек, полей и лесов. (Алина К., 7 класс)
Огромный воспитательно-патриотический заряд несут книги о Великой Отечественной войне. Литература Великой Отечественной войны, несомненно, один из важнейших пластов в составе русской литературы. Продиктованные болью, гневом и скорбью, радостью победы и горечью потерь, ее произведения представляют собой огромную ценность.
Реальность показывает, что события Великой Отечественной войны в отдельных странах подвергаются переоценке. В этом свете особенно важно заинтересовать учеников и ввести их в трагический мир военной действительности.
При изучении литературы считаю первым долгом формировать в детях чувства гордости за свою Родину, за своих предков, стремление сохранить память о тех ужасных годах в истории нашей страны, об участниках Великой Отечественной войны, погибших и оставшихся в живых.
"Облачный полк" Эдуарда Веркина - современная книга о войне и ее героях, книга о судьбах, о долге и, конечно, о мужестве жить. Книга, написанная в канонах отечественной юношеской прозы, но смело через эти каноны переступающая. Отсутствие "геройства", простота, недосказанность, обыденность ВОЙНЫ ставят эту книгу в один ряд с лучшими произведениями XX века.
Именно подростки отдали этой книге первое место на Всероссийском конкурсе на лучшее литературное произведение для детей и юношества "Книгуру". У них эта пронзительная повесть нашла самый живой отклик. Сложная, неоднозначная, она порой выворачивает душу наизнанку, но и заставляет лучше почувствовать и понять то, что было, какой ценой досталась Великая Победа,
Интересно, что впервые события Великой Отечественной войны показаны человеком 21 века.
Форма урока – конференция.
Заранее предлагаются вопросы для обсуждения:
3.Какие темы занимают центральное место в произведении?
4.Какие страницы повести вызвали особенно много эмоций?
Начинаем с обсуждения с первых впечатлений о книге:
Чем интересна эта книга (по мнению учащихся):
- Замечательный язык
- Поднимается проблема влияния войны на судьбу человека
- Герои совершают подвиг не ради славы, а ради Родины
- Герои книги - наши ровесники
- Рассказывается не только о защитниках Родины, но и о предателях.
- Легко читается
И с этим, на мой взгляд, невозможно не согласиться.
Обратимся же непосредственно к содержанию книги, поговорим о том, как показывает войну автор 21 века.
В этой повести события происходят в партизанском отряде, где воюют вчерашние мальчишки. Они до последнего не подаются отчаянию, шутят, подсмеиваются друг над другом, а иногда и дерутся. В перерывах между боями сам командир отряда преподает им школьную программу, каким-то чутьем угадывая, что детям просто необходимо хотя бы иногда возвращаться к нормальной жизни…
Их не оставили равнодушными страницы, описывающие партизан, по пояс в грязи и снегу, конвоирующих перепуганных полицаев, выполняющих задания по крушению составов с военной техникой, когда шло подкрепление немецким частям; судьба Димки, потерявшего семью в первые дни войны, взявшего в руки оружие и мечтающего открыть наконец счет убитым фрицам; судьба Саныча, болтуна и бойца от бога, боящегося всего трех вещей: предательства, топтуна из бабкиных сказок и строгой девушки Алевтины, но смелого и решительного, даже злого, потому что ему пришлось видеть и виселицы, и голод, и зверства немцев.…;подвиг Саныча ( убил генерала и его охрану, захватив документ. За участие в борьбе с немцами Санычу было присвоено звание Героя Советского Союза).
Но эпизод с мертвым немцем, в чьей сумке герои находят письма советских детдомовцев, не может никого оставить равнодушным. Эти страницы зачитываются вслух.
-…Коле было четыре годика, но он был очень сильный. А рядом был госпиталь, и немцы его туда водили раз в два дня, забирать кровь для раненых. Но он все равно был веселый, говорил, что врач ему песенки поет про елочку. Однажды приехала машина и привезла много раненых, их сгрузили в школу. И снова позвали Колю, хотя бабушка не хотела его пускать. Но солдат ударил бабушку…А Коля больше домой не пришел. Потом один солдат рассказал, что в тот день разбомбили танковую колонну, поэтому нужно было много крови. Еще у него срезали всю кожу для пересадки…
– …Тогда они поймали его и привязали к столбу поперек живота. И руки связали, сказали ему, что это такая игра, он сначала смеялся, потом, наверное, понял и описался. Они сунули ему в руки гранату и велели крепко держать, очень крепко. А к кольцу привязали веревку, спрятались за углом. Кто-то из наших закричал, чтобы он бросил, но ничего не получилось, потому что руки были связаны. И он испугался, и гранату только сильней прижал, а они как раз дернули. Взорвалось сильно, все стекла повылетали. А музыка все время играла. Столб загорелся и наклонился, а от Вовки только ноги стоять остались…
– … А офицер спросил – ты пионер? А мальчик честно сказал – да, пионер. И тогда офицер выстрелил ему в голову
-…Мама у нас умерла. Немцы пришли в наш колхоз и повесили дядю Борю, чтобы все видели. А потом они стали раздавать детям конфеты, и Вася тоже умер, съел две штуки и у него изо рта побежало белое, а вечером он умер. И все остальные тоже умерли, потому что конфеты были отравлены. А я только крайчик откусил, поэтому меня просто три дня тошнило.
Я вижу на лицах детей ужас и слезы. Это жестокая правда о зверствах фашизма. Дети осознают, что война в действительности – зло, жестокость, смерть.
А еще оказывается, что Саныч имеет прототип настоящего героя Леньки Голикова.
Слышали ли вы когда-нибудь имя Леонид Голиков? Когда-то это имя знали все дети нашей страны.
В марте 1942 г. Л. Голиков стал разведчиком 67-го отряда Ленинградской партизанской бригады. Всего на его боевом счету насчитывается 27 боевых операций, во время которых юный партизан уничтожил 78 вражеских офицеров и солдат, а также совершил 14 подрывов мостов и 9-ти автомобилей противника.
Действительно, важнейшей чертой минувшей войны был ее всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика.
-В произведении показана бессмысленность, абсурдность войны. Война— катастрофа, разрыв, бездонный провал в мировосприятии.
-Нельзя забывать наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесенные во имя победы над самым коварным и жестоким врагом - фашизмом
-Давно закончилась война, унесшая с собой миллионы жизней. Но сквозь пороховой дым смотрят на нас и Саныч, и Ковалец, и Алька и многие другие. Кто они? Сложно сказать. Ясно одно: все они - облачный полк
Всё на земле стирается, кроме памяти. Именно поэтому важно воспитание памятью. Именно учителю-словеснику под силу провести такую беседу, чтобы у некоторых ребят на глазах выступили слезы, чтобы она запомнилась на очень долгое время и заложила основу для дальнейшего воспитания чувства патриотизма.
Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст свои результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям.
Литература
Лёня Голиков – один из тех участников Великой Отечественной войны, чье имя и подвиг в советское время мифологизировались. Его именем называли улицы во многих советских городах, пионерские лагеря и корабли, ему установлены памятники, он неоднократно становился героем фильмов и книг. Мифологизация образа Лёни Голикова началась сразу после войны. Так, оброс легендарными подробностями его самый известный подвиг, когда в августе 1942 года юный партизан гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц, захватил и доставил в штаб партизанского отряда портфель с ценными документами (чертежи, описание новых образцов немецких мин и другие важные документы).
Как и многие ветераны, Митя практически ничего не рассказывал о пережитом на войне ни сыну, ни внуку, ни правнуку. Он так и не расскажет любопытному правнуку Вовке ничего – все останется лишь внутренним монологом героя, кадрами фильма, прокрученного в его сознании, что позволяет говорить о фрагментарности восприятия героем войны.
Сказочные истории, поведанные Санычем, о дремучих псковских лесах, где водятся фантастические летающие змеи, о деревне, где до революции жил народ, язычески поклонявшийся чудовищу по прозвищу Глот, нужны в романе не только для создания саспенса и привлечения юного читателя. Они напоминают, что мир полон опасностей, не только реально-сиюминутных, но и вечных, онтологических.
Мифологически-фантастический пласт в романе связан с образом художника Ефима Чистякова. Его прототипом был костромской художник Ефим Честняков (1874 – 1961), фамилию которого писатель лишь слегка видоизменил. Он работал в манере псевдонаивного искусства, создавал картины на сказочно-фантазийные сюжеты.
Повесть о герое Великой Отечественной войны Лене Голикове (его полное имя и фамилия упоминаются лишь дважды) перерастает рамки биографического повествования, обретая черты философской притчи и вызывая большой интерес детей начала ХХI века, о чем свидетельствуют многократные переиздания этой книги.
Во время презентации книги современного автора учащиеся узнали о литературном конкурсе "Книгуру", познакомились с именем Э.Веркина, поговорили о его произведении "Облачный полк".
Цели: познакомить учащихся с именем Э.Веркина и пробудить интерес к творчеству современных писателей.
Патриотическое воспитание учащихся через формирование интереса к чтению книг о Великой Отечественной войне.
Развитие навыков выразительного чтения, монологической речи; умение заинтересовать книгой других читателей.
Выступление педагога-библиотекаря.
Ребята! Вы знаете, что в начале апреля, традиционно, по всей стране проводится Всесоюзная неделя детской книги. Это большой праздник всех детей.
Цели недели следующие:
-в очередной раз напомнить ребятам самого разного возраста о книге, о её роли в жизни человека;
-рассказать или напомнить ребятам о творчестве талантливых детских писателей;
-познакомить их с новыми именами и новыми книгами.
Не нарушая традиций, и мы проводим сегодня наше мероприятие в рамках недели детской книги, в ходе которого откроем для себя новое имя в литературной жизни страны.
2. Презентация книги Э.Веркина (разговор о книге ведет учитель литературы)
- Много ли книг написано о Великой Отечественной войне? Много ли фильмов снято? Ответить просто – очень много. Но вот достаточно ли? Вопрос неоднозначный.
Эдуард Николаевич Веркин – автор, которому нет еще и 40.
Родился в мае 1975 года в Воркуте. Отец - шахтер, мать - фармацевт. В 1993 году поступил на исторический факультет Сыктывкарского государственного университета, затем параллельно на юридический факультет того же вуза.
- Итак, книга прочитана. Поделитесь своими впечатлениями. (Книга очень сильная, эмоционально тяжелая и, пожалуй, спорная)
Проверка домашнего задания (один учащийся свел всю информацию в таблицу)
Достоинства книги
Недостатки книги
2. Замечательный язык
3. Поднимается проблема влияния войны на судьбу человека
4. Герои совершают подвиг не ради славы, а ради Родины
5. Герои книги - наши ровесники
6. Рассказывается не только о защитниках Родины, но и о предателях.
7. Легко читается
1. Смерть главного героя
2. Начало произведения воспринимается сложно
Чтение фрагментов отзывов (См Приложение 1)
Беседа по содержанию.
- Особенности композиции? (нарушена хронология: настоящее время-военное-послевоенное-настоящее)
Да, эта история начинается светло и безмятежно, даже идиллически. Жарким летним днем неугомонный мальчишка-правнук, чихая от чердачной пыли, роется в сундуке со старыми вещами. А прадед, сидя рядом среди развешанных сетей, отвечаешь на его бесконечные вопросы,…
- Какой вопрос становится переходным от настоящего к прошлому? (Что такое война)
- Как встретил войну рассказчик и как она воспринималась им первое время в подростковом возрасте? (Война в романе — катастрофа, разрыв, бездонный провал в мировосприятии).
- Что можно сказать о времени и месте действия? (Осень-зима сорок второго года, партизанский отряд где-то на Псковщине)
- Кто является героями произведения? (Двое подростков: сам повествователь — из городской семьи, когда-то всерьез увлекавшийся фотографией, и его старший приятель-покровитель, семнадцатилетний Саныч с картонной фабрики)
В этой повести события происходят в партизанском отряде, где воюют вчерашние мальчишки. Они до последнего не подаются отчаянию, шутят, подкалывают другу друга, а иногда и дерутся. В перерывах между боями сам командир отряда преподает им школьную программу, каким-то чутьем угадывая, что детям просто необходимо хотя бы иногда возвращаться к нормальной жизни…
- Что мы узнаем о друге рассказчика? (Саныч, дерзкий, болтливый и чертовски обаятельный, герой повести. Он сыплет байками и остротами, неудачно ухаживает за строгой девушкой Алевтиной, жестоко насмехается над более счастливым соперником. Выросший в деревне, он прекрасно разбирается в лесных тропках, знает птичьи и звериные повадки, без ума от рыбалки. Он пускает пыль в глаза заезжему корреспонденту, сочиняя с три короба о своих мнимых геройствах. Но он и в самом деле очертя голову лезет в самые рискованные вылазки и умело, профессионально, безжалостно убивает)
Эпизод с мертвым немцем, в чьей сумке наши герои находят письма советских детдомовцев, не может никого оставить равнодушным.
- Каково отношение к войне повзрослевшего героя? (Герой-рассказчик ненавидит немцев спустя много лет после войны. Яд войны так и остался в искалеченном ею подростке — уже навсегда)
Художественное чтение фрагмента:
- Я считаю, что все еще не закончено, – сказал я. – У нас с немцами. И никогда не будет закончено. Каждый немец, пусть он через сто родится даже, каждый немец нам должен.
– Ну да, за то, что они у нас тут сделали…
Совсем нет. Они нам должны не за то, что они у нас сделали. Они должны за то, что мы у них не сделали.
- Согласны ли вы? Не пропаганда ли это насилия?
Веркин считает, что так бывает. Злость рождает злость, ненависть – ненависть. Война делает человека контуженным на всё сердце, на всю душу. Согласиться или нет – право каждого.
- Так какая она война по Веркину?
Этот мотив неоднократно поднимался в литературе:
«Но только ворота - щелк,
Мы бога попросим:
«Впишите нас с другом
(Владимир Высоцкий)
«Так отдай же, Георгий,
Пока этот парень
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Уже глубокая ночь, надо бы заснуть, но как-то не спится, книга не отпускает, а это бывает нечасто.
Библиотекарь школы-интерната №2 г.Магнитогорска Макарова Н.П.
Я мало книг читала о войне, но тем не менее люблю эту тему и. боюсь. Все это так больно читать и так страшно.
Книжка для молодежи, призер конкурса Книгуру, ребята больше всего за нее проголосовали, и это очень здорово, раз их еще эта тема пронимает. Но написано и правда очень хорошо, интересно. Хорошая связка современности и истории. Поначалу вроде враскачку, а потом - не оторваться.
Читайте также: