Гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести э веркина облачный полк доклад

Обновлено: 18.05.2024

Автор: Дуева Ольга Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: село Уральское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок по роману Э.Веркина "Облачный полк" (из курса "Родная русская литература" 8 класс)
Раздел: среднее образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Выполнил: учитель русского языка и литературы

Дуева Ольга Витальевна

Цель: воспитание чувства патриотизма средствами художественного слова (на материале

1. Обучение композиционному, образному, языковому анализу художественного текста;

2. Развитие интереса к литературе Великой Отечественной войны;

3. Обучение работе в группах;

4. Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.

Место урока в системе уроков по литературе

Предмет: Родная русская литература

Подраздел: Дети и война

Предварительная подготовка к уроку:

2. Трое ребят готовят презентации по книгам о Великой Отечественной войне: «Сын

1. Рассказать о сюжете книги.

2. Рассказать об экранизации этой книги с демонстрацией отдельных кадров из фильма.

3. Просмотр эпизода фильма.

Время выступления – 5 минут.

1. Слово учителя.

Великая Отечественная война – дна из самых трагических страниц истории нашей

страны. В этот период трудно пришлось не только взрослым, но и детям.

будущего, символом жизни. И вдруг он берёт автомат и начинает уничтожать врагов

Родины, тех, кто убил его родных, тех, кто лишил его дома. Именно поэтому темы

сиротства, бездомья тесно связаны в произведениях о детях на войне.

2. Выступления учащихся.

Рассказы детей о книгах Великой Отечественной войны и их экранизациях.

Сегодня мы познакомимся с ещё одной книгой о Великой Отечественной войне, где

В книге рассказывается о партизанском отряде, в котором много ребятишек-сирот.

Димку, например, опекает Саныч (Леня Голиков). Димке 17 лет. Он герой-пионер.

Однажды Димка с Санычем попадают в дом художника Чистякова. Тот пишет картину,

где в облаках вечно живут воины- защитники всех веков.

Отряд партизан успешно подрывает немецкий поезд, но потом вынужден поплатиться за

это жизнями солдат. Погибают все, кроме Димки.

Теперь Димка стал взрослым и рассказывает о своей юности правнуку Вовке.

- Как сам автор отвечает на вопрос, зачем он написал этот роман?

5. Беседа по первичному прочтению глав

- Что вы поняли из прочитанного?

- Какие моменты, эпизоды оставили впечатление?

- Над чем заставили задуматься?

Особенность книги Э.Веркина в том, что рассказ о войне становится страшнее от того,

что преподнесён через призму обыденного. Перед нами не блестящие герои, а обычные

люди, способные испытывать страх, слабость, желание жить. Это уже потом, спустя

некоторое время, их действия начинают расцениваться как проявление героизма. А тогда,

на поле боя, они просто действовали как подсказывала им совесть.

6. Работа в группах. Анализ глав романа

Эта глава построена на антитезах: созидание и разруха, солнце и тьма, жизнь и смерть,

мечта и реальность. Найдите подтверждение этому, приведя конкретные примеры из

текста. Сделайте вывод, что приносит с собой война?

После выступления учащиеся делают вывод: война приносит с собой смерть, боль,

Партизаны совершили подвиг: взорвали немецкий эшелон с танками. Но эта картина

предстаёт перед нами глазами подростка, который не чувствует себя героем. Найдите

примеры картин, где героика снижена и всё происходящее принимает обыденный,

будничный характер. Сделайте вывод, каково настоящее лицо войны?

После выступления учащиеся делают вывод: Настоящее лицо войны не парадная

героическая картина, а низкие убийства, жестокость, страх, грязь, холод.

Что вы узнали из писем советских ребят о жизни мирного населения на оккупированной

территории? Как вы поняли смысл последних двух предложений текста («Чем дальше

война, тем толще шкура, о неё уже можно спички тушить, и зажигать тоже можно.

Лишь чёрное семечко, поселившееся где-то в лёгких, справа от сердца, там, где душа,

это семечко выпустит ещё один корешок, и станет больше, и крепче врастёт в мясо,

гибнет на войне?

После выступления учащиеся делают вывод: на войне гибнутне только солдаты, но и

мирные жители: женщины, дети, старики.

Какими словами передаёт герой свои ощущения от ранения в живот? От понимания

невозможности спастись всем? Сделайте вывод, что значит для человека потеря близких

После выступления учащиеся делают вывод: видеть собственную смерть и смерть

близких людей – значит испытывать ужасную душевную боль.

Выводы каждой группы фиксируются на доске как итог работы над главами

7. Общий вывод по уроку.

Нельзя допустить повторения войны. Мир – главная человеческая ценность как

возможность жить, любить, учиться, трудиться, создавать новое, иметь дом и семью.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Эдуард Николаевич Веркин Родился в Воркуте в 1975 году. Окончил исторический.

О чем книга? В ней ведется очень простое, очень Непафосное повествование: чт.

О чем книга? В ней ведется очень простое, очень Непафосное повествование: что, кто, куда, зачем, что было дальше? О самом будничном. НО! Эти будни - военные. С голодом, холодом, страхом. С любовью, мечтами, надеждами. Со смертями, потерями, ужасами. И ты читаешь - не отрываясь, вдумываясь, представляя. И веришь каждому слову, даже не сомневаясь в правдивости этого бытописания.

Сюжет повести Дмитрий, от лица которого ведется повествование, вспоминает в.

Сюжет повести Дмитрий, от лица которого ведется повествование, вспоминает военное детство – страшную зиму 1943 года – жизнь в партизанском отряде. В течение трех последних месяцев из полутора лет Димка бродил по пояс в грязи и снегу, конвоировал перепуганных до истерики полицаев, отчаянно хотел отогреться и наесться, а еще больше — открыть наконец счет убитым фрицам. А опекал его эти полтора года Саныч, дерзкий пацан, трепло и боец от бога, заговоренный цыганкой от пули и фотокадра, представленный к Герою и боящийся всего трех вещей: предательства, торфяного топтуна из бабкиных сказок и строгой девушки Алевтины.

Центральный вопрос произведения: что такое война? У Веркина есть ответ: «Войн.

Саныч – высокий, загорелый, с залихватско-нахальной улыбкой, и большим сердце.

Саныч – высокий, загорелый, с залихватско-нахальной улыбкой, и большим сердцем… Митька – немногословный, но удивительно преданный и чуткий. Щурый – еще совсем малыш и уже такой бесстрашный. Ковалец – немного манерный, вредный, но в тоже время смелый боец. Лыков – незадачливый, но очень добрый повар.

Эпизоды книги


Кульминационный момент Встреча с художником, у которого довелось остановиться.

Кульминационный момент Встреча с художником, у которого довелось остановиться на ночлег Санычу и Митяю, становится важной для раскрытия смысла героизма и предательства. Чистяков Веркина, ничего не зная об ордене Саныча, видит оборванного подростка причисленным к невидимому бессмертному воинству, которое формируется для защиты земли со времен персидских войн. Он пишет портрет – с копьем в руках, окруженным древними витязями и Юрием Гагариным, – и уводит Голикова из стана пионеров-героев прямо в иконостас защитников родины.

Особенности жанра произведения Изображение реальных событий переплетается с ф.

Особенности жанра произведения Изображение реальных событий переплетается с фантастическими эпизодами. Эдуард Веркин бережно вводит в псковские леса 1943 года мистику. Война в книге Веркина врастает в жизнь и сознание следующих поколений через верования и предания: подобно тому, как нельзя одному бродить по брошенным староверским деревьям, нельзя есть яблоки с деревьев, растущих на месте сожженных фашистами сел.

Вечная память героям

Вечная память героям

Краткое описание документа:

Прадед Митя рассказывает правнуку Вовке и вспоминает войну 1943 года, партизанский отряд на Псковщине и своих друзей, почти моих ровесников,- Митяйку, Саныча, Щурого, Ковальца, Лыкова, Алю с братишкой и других. Они все разные, но живут одной целью – уничтожить врага. Сколько было таких отрядов, ребят, погибших в ту войну? Неизвестно. Но ясно одно, что все они хотели жить и отдали свои жизни, чтобы жили мы.

В книге на меня произвели неизгладимое впечатление эпизоды, когда однажды в лесу в сумке убитого фрица подростки нашли детские письма из концлагеря.

Мне показалось, что всё зло войны сосредоточено в этих бесхитростных детских записках. Я, конечно, понимаю, что на войне без жестокости никак, но такого я не ожидала. Не думала, что убивать можно мучительно и долго, наслаждаясь чужими страданиями.

И когда мальчики под снегопадом возвращались в лагерь, а в нем было непривычно тихо. Онишли и спотыкались обо что-то в глубоком снегу, а затем….вытащили мертвую руку со скрюченными пальцами и увиделимного трупов, сложенных у дерева. Мальчики побежали прочь, чуть не замерзли и не сошли с ума. Нашли несколько человек, выживших из отряда, и осталисьс ними. Один - Саныч,- чтобы погибнуть, второй Митяйка - чтобы выжить и носить войну с собой до конца.

В какой-то момент при чтении становится понятно, что тебе известно имя и фамилия одного из главных героев. Партизан Саныч - это никто иной, как пионер-герой, Лёня Голиков. Я знаю о нем по рассказам моейбабушки, мамы. Раньше в их честьназывали пионерские дружины, школы, улицы.

Читая книгу, невольно становишься соучастником всех событий и понимаешь, что война - это смерть, ужас, ненависть, злоба, месть, кровь, мучения, горе.

На ней погибают задиристые Санычи, воображалистые Ковальцы, заботливые Али - все.

И все-таки - Саныч остался. Остался в сестре Лиде, которая с ним так похожа, что в мирное время ее фотографируют для книги вместо брата.

Художественная литература – основа патриотического воспитания школьников

Учитель русского языка и литературы

Без этого России пришлось бы забыть

и о национальном достоинстве,

Формирование патриотизма в нашей стране рассматривается как национальная идея, способная сплотить наше общество на пути к укреплению могущества России.

Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейшей материал для воспитания юных сердец.

Действительно, воспитательный потенциал художественной литературы велик, так как идеалы русской литературы, художественные образы, воплощенные в литературных героях и раскрывающие нравственную позицию писателей и народа, играют важную роль в формировании патриотических чувств, определяющего отношения человека к людям и самому себе

В программе этого предмета выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока):

Таким образом, работая в 5-9-х классах, я ставлю перед собой следующие задачи: -заинтересовать учеников самим процессом чтения патриотической литературы,

- формировать устойчивую потребность в чтении патриотической литературы,

Убеждена: только глубокое знакомство с историей и литературой родного края способствует воспитанию истинного гражданина. Поэтому я включаю в программу 6-7-8 классов изучение творчества нашего земляка, поэта Николая Егоровича Палькина.

Н.Е.Палькин - наш современник, и произведения его созвучны всему, что происходит с нами и нашей родной землей, они звучат остро и взволнованно. Стихи этого поэта будут на месте и в средних, и в старших классах – везде можно найти ту щемяще-родную ноту, которая заденет детские сердца, заставит прислушаться к поэтическому слову. Со своим чистым голосом и открытой душой поэт очень нужен современным детям, чтобы они гордились малой родиной, своей страной и любили ее, как любили ее когда-то Лермонтов и Некрасов, Блок и Есенин, Прокофьев и Рубцов…Как любил Николай Палькин.

То весёлая, то грустная,

С лёгкой трепетной листвой,

Хороша берёзка русская

При дороге при лесной.

На ветру слегка качается,

Размечтавшись про своё…

Сколько раз не повстречается –

Снова смотришь на неё.

Столько жизни в юной скромнице,

Столько русской доброты!

Поглядишь, невольно вспомнятся

Милой родины черты.

Радо сердце беспокойное

Этой дочери лесной.

Без неё была б неполною

Красота земли родной.

Учащиеся с удовольствием заучивают стихотворение наизусть.

Поэта Н.Палькина узнаешь всегда по чистому голосу, по мягким и теплым его интонациям, по пронзительной любви к родной земле, к России, по боли за ее судьбу, по гордости своими земляками, по единению с природой.

Меня никто не спрашивал ни разу,

За что люблю я Родину свою

Её поля, что не окинешь глазом,

Зелёных рощ весёлую семью.

А если бы по случаю спросили,

Не стал бы я выдумывать ответ

Мне дорога земля моя, Россия,

Как жизнь, как воздух и как белый свет

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя.

Почувствовать красоту родного края, великой державной реки Волги помогает творчество поэта:

Моему Саратовскому краю

Волга словно песня соловью.

Каждый день с того я начинаю,

Что на зорьке Волгу навещаю

И о многом с нею говорю.

Поэт подчеркивает, что Волга может дать силы, вдохновение, любовь:

Дай мне беспокойства и любви,

Вдохнови на новый труд поэта

И в далекий путь благослови.

В этом стихотворении, отмечают учащиеся, Волга– образ простой и понятный. Это что-то родное, близкое, дорогое, любимое. Это и родной дом, где тебя ждут и любят, это и родная мать, снимающая усталость, и верные друзья, и сама судьба.

…У моей России очи голубые,

Очи голубые, русая коса.

На лесных озёрах, на степных просторах,

Поднялась Россия, Родина моя.

Такие стихи не могут не тронуть и не взволновать чуткое детское сердце. А если не оставила равнодушными лирика поэта, то есть надежда, что традиция любви к родной земле не потеряна. Хотя в жизни происходит многое, но это всё рано или поздно проходит, только сердце ничего не забывает:

… Разве же ты бросишь

То, что в сердце носишь?

То, что насмерть любишь?

Знакомство детей с поэтическим языком при восприятии литературного произведения о родной природе приучает их подмечать прекрасное и выражать мысли не плоскими, шаблонными фразами, а искать точное определение, подчеркивающее их ощущения и впечатления от красоты природы: дети охотно учат стихи, используют метафоры и эпитеты для передачи особенно ярких чувств, а любовь к родному слову есть проявление любви к Отечеству.

Н.Е.Палькин очень любит природу нашей земли, ощущает себя ее частью, он не созерцает ее, а живет вместе с ней, и река Волга, и каждое деревце ему родня. По всему чувствуется, что человек он добрый, внимательный, открытый и жизнелюбивый. От его стихов исходит тепло, свет и любовь, как от наших родных просторов, рек, полей и лесов. (Алина К., 7 класс)

Огромный воспитательно-патриотический заряд несут книги о Великой Отечественной войне. Литература Великой Отечественной войны, несомненно, один из важнейших пластов в составе русской литературы. Продиктованные болью, гневом и скорбью, радостью победы и горечью потерь, ее произведения представляют собой огромную ценность.

Реальность показывает, что события Великой Отечественной войны в отдельных странах подвергаются переоценке. В этом свете особенно важно заинтересовать учеников и ввести их в трагический мир военной действительности.

При изучении литературы считаю первым долгом формировать в детях чувства гордости за свою Родину, за своих предков, стремление сохранить память о тех ужасных годах в истории нашей страны, об участниках Великой Отечественной войны, погибших и оставшихся в живых.

"Облачный полк" Эдуарда Веркина - современная книга о войне и ее героях, книга о судьбах, о долге и, конечно, о мужестве жить. Книга, написанная в канонах отечественной юношеской прозы, но смело через эти каноны переступающая. Отсутствие "геройства", простота, недосказанность, обыденность ВОЙНЫ ставят эту книгу в один ряд с лучшими произведениями XX века.

Именно подростки отдали этой книге первое место на Всероссийском конкурсе на лучшее литературное произведение для детей и юношества "Книгуру". У них эта пронзительная повесть нашла самый живой отклик. Сложная, неоднозначная, она порой выворачивает душу наизнанку, но и заставляет лучше почувствовать и понять то, что было, какой ценой досталась Великая Победа,

Интересно, что впервые события Великой Отечественной войны показаны человеком 21 века.

Форма урока – конференция.

Заранее предлагаются вопросы для обсуждения:

3.Какие темы занимают центральное место в произведении?

4.Какие страницы повести вызвали особенно много эмоций?

Начинаем с обсуждения с первых впечатлений о книге:

Чем интересна эта книга (по мнению учащихся):

  1. Замечательный язык
  2. Поднимается проблема влияния войны на судьбу человека
  3. Герои совершают подвиг не ради славы, а ради Родины
  4. Герои книги - наши ровесники
  5. Рассказывается не только о защитниках Родины, но и о предателях.
  6. Легко читается

И с этим, на мой взгляд, невозможно не согласиться.

Обратимся же непосредственно к содержанию книги, поговорим о том, как показывает войну автор 21 века.

В этой повести события происходят в партизанском отряде, где воюют вчерашние мальчишки. Они до последнего не подаются отчаянию, шутят, подсмеиваются друг над другом, а иногда и дерутся. В перерывах между боями сам командир отряда преподает им школьную программу, каким-то чутьем угадывая, что детям просто необходимо хотя бы иногда возвращаться к нормальной жизни…

Их не оставили равнодушными страницы, описывающие партизан, по пояс в грязи и снегу, конвоирующих перепуганных полицаев, выполняющих задания по крушению составов с военной техникой, когда шло подкрепление немецким частям; судьба Димки, потерявшего семью в первые дни войны, взявшего в руки оружие и мечтающего открыть наконец счет убитым фрицам; судьба Саныча, болтуна и бойца от бога, боящегося всего трех вещей: предательства, топтуна из бабкиных сказок и строгой девушки Алевтины, но смелого и решительного, даже злого, потому что ему пришлось видеть и виселицы, и голод, и зверства немцев.…;подвиг Саныча ( убил генерала и его охрану, захватив документ. За участие в борьбе с немцами Санычу было присвоено звание Героя Советского Союза).

Но эпизод с мертвым немцем, в чьей сумке герои находят письма советских детдомовцев, не может никого оставить равнодушным. Эти страницы зачитываются вслух.

-…Коле было четыре годика, но он был очень сильный. А рядом был госпиталь, и немцы его туда водили раз в два дня, забирать кровь для раненых. Но он все равно был веселый, говорил, что врач ему песенки поет про елочку. Однажды приехала машина и привезла много раненых, их сгрузили в школу. И снова позвали Колю, хотя бабушка не хотела его пускать. Но солдат ударил бабушку…А Коля больше домой не пришел. Потом один солдат рассказал, что в тот день разбомбили танковую колонну, поэтому нужно было много крови. Еще у него срезали всю кожу для пересадки…

– …Тогда они поймали его и привязали к столбу поперек живота. И руки связали, сказали ему, что это такая игра, он сначала смеялся, потом, наверное, понял и описался. Они сунули ему в руки гранату и велели крепко держать, очень крепко. А к кольцу привязали веревку, спрятались за углом. Кто-то из наших закричал, чтобы он бросил, но ничего не получилось, потому что руки были связаны. И он испугался, и гранату только сильней прижал, а они как раз дернули. Взорвалось сильно, все стекла повылетали. А музыка все время играла. Столб загорелся и наклонился, а от Вовки только ноги стоять остались…

– … А офицер спросил – ты пионер? А мальчик честно сказал – да, пионер. И тогда офицер выстрелил ему в голову

-…Мама у нас умерла. Немцы пришли в наш колхоз и повесили дядю Борю, чтобы все видели. А потом они стали раздавать детям конфеты, и Вася тоже умер, съел две штуки и у него изо рта побежало белое, а вечером он умер. И все остальные тоже умерли, потому что конфеты были отравлены. А я только крайчик откусил, поэтому меня просто три дня тошнило.

Я вижу на лицах детей ужас и слезы. Это жестокая правда о зверствах фашизма. Дети осознают, что война в действительности – зло, жестокость, смерть.

А еще оказывается, что Саныч имеет прототип настоящего героя Леньки Голикова.

Слышали ли вы когда-нибудь имя Леонид Голиков? Когда-то это имя знали все дети нашей страны.

В марте 1942 г. Л. Голиков стал разведчиком 67-го отряда Ленинградской партизанской бригады. Всего на его боевом счету насчитывается 27 боевых операций, во время которых юный партизан уничтожил 78 вражеских офицеров и солдат, а также совершил 14 подрывов мостов и 9-ти автомобилей противника.

Действительно, важнейшей чертой минувшей войны был ее всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика.

-В произведении показана бессмысленность, абсурдность войны. Война— катастрофа, разрыв, бездонный провал в мировосприятии.

-Нельзя забывать наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесенные во имя победы над самым коварным и жестоким врагом - фашизмом

-Давно закончилась война, унесшая с собой миллионы жизней. Но сквозь пороховой дым смотрят на нас и Саныч, и Ковалец, и Алька и многие другие. Кто они? Сложно сказать. Ясно одно: все они - облачный полк

Всё на земле стирается, кроме памяти. Именно поэтому важно воспитание памятью. Именно учителю-словеснику под силу провести такую беседу, чтобы у некоторых ребят на глазах выступили слезы, чтобы она запомнилась на очень долгое время и заложила основу для дальнейшего воспитания чувства патриотизма.

Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст свои результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям.

Литература

Лёня Голиков – один из тех участников Великой Отечественной войны, чье имя и подвиг в советское время мифологизировались. Его именем называли улицы во многих советских городах, пионерские лагеря и корабли, ему установлены памятники, он неоднократно становился героем фильмов и книг. Мифологизация образа Лёни Голикова началась сразу после войны. Так, оброс легендарными подробностями его самый известный подвиг, когда в августе 1942 года юный партизан гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц, захватил и доставил в штаб партизанского отряда портфель с ценными документами (чертежи, описание новых образцов немецких мин и другие важные документы).

Как и многие ветераны, Митя практически ничего не рассказывал о пережитом на войне ни сыну, ни внуку, ни правнуку. Он так и не расскажет любопытному правнуку Вовке ничего – все останется лишь внутренним монологом героя, кадрами фильма, прокрученного в его сознании, что позволяет говорить о фрагментарности восприятия героем войны.

Сказочные истории, поведанные Санычем, о дремучих псковских лесах, где водятся фантастические летающие змеи, о деревне, где до революции жил народ, язычески поклонявшийся чудовищу по прозвищу Глот, нужны в романе не только для создания саспенса и привлечения юного читателя. Они напоминают, что мир полон опасностей, не только реально-сиюминутных, но и вечных, онтологических.

Мифологически-фантастический пласт в романе связан с образом художника Ефима Чистякова. Его прототипом был костромской художник Ефим Честняков (1874 – 1961), фамилию которого писатель лишь слегка видоизменил. Он работал в манере псевдонаивного искусства, создавал картины на сказочно-фантазийные сюжеты.

Повесть о герое Великой Отечественной войны Лене Голикове (его полное имя и фамилия упоминаются лишь дважды) перерастает рамки биографического повествования, обретая черты философской притчи и вызывая большой интерес детей начала ХХI века, о чем свидетельствуют многократные переиздания этой книги.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во время презентации книги современного автора учащиеся узнали о литературном конкурсе "Книгуру", познакомились с именем Э.Веркина, поговорили о его произведении "Облачный полк".

Цели: познакомить учащихся с именем Э.Веркина и пробудить интерес к творчеству современных писателей.

Патриотическое воспитание учащихся через формирование интереса к чтению книг о Великой Отечественной войне.

Развитие навыков выразительного чтения, монологической речи; умение заинтересовать книгой других читателей.

Выступление педагога-библиотекаря.

Ребята! Вы знаете, что в начале апреля, традиционно, по всей стране проводится Всесоюзная неделя детской книги. Это большой праздник всех детей.

Цели недели следующие:

-в очередной раз напомнить ребятам самого разного возраста о книге, о её роли в жизни человека;

-рассказать или напомнить ребятам о творчестве талантливых детских писателей;

-познакомить их с новыми именами и новыми книгами.

Не нарушая традиций, и мы проводим сегодня наше мероприятие в рамках недели детской книги, в ходе которого откроем для себя новое имя в литературной жизни страны.

2. Презентация книги Э.Веркина (разговор о книге ведет учитель литературы)

- Много ли книг написано о Великой Отечественной войне? Много ли фильмов снято? Ответить просто – очень много. Но вот достаточно ли? Вопрос неоднозначный.

Эдуард Николаевич Веркин – автор, которому нет еще и 40.

Родился в мае 1975 года в Воркуте. Отец - шахтер, мать - фармацевт. В 1993 году поступил на исторический факультет Сыктывкарского государственного университета, затем параллельно на юридический факультет того же вуза.

- Итак, книга прочитана. Поделитесь своими впечатлениями. (Книга очень сильная, эмоционально тяжелая и, пожалуй, спорная)

Проверка домашнего задания (один учащийся свел всю информацию в таблицу)

Достоинства книги

Недостатки книги

2. Замечательный язык

3. Поднимается проблема влияния войны на судьбу человека

4. Герои совершают подвиг не ради славы, а ради Родины

5. Герои книги - наши ровесники

6. Рассказывается не только о защитниках Родины, но и о предателях.

7. Легко читается

1. Смерть главного героя

2. Начало произведения воспринимается сложно

Чтение фрагментов отзывов (См Приложение 1)

Беседа по содержанию.

- Особенности композиции? (нарушена хронология: настоящее время-военное-послевоенное-настоящее)

Да, эта история начинается светло и безмятежно, даже идиллически. Жарким летним днем неугомонный мальчишка-правнук, чихая от чердачной пыли, роется в сундуке со старыми вещами. А прадед, сидя рядом среди развешанных сетей, отвечаешь на его бесконечные вопросы,…

- Какой вопрос становится переходным от настоящего к прошлому? (Что такое война)

- Как встретил войну рассказчик и как она воспринималась им первое время в подростковом возрасте? (Война в романе — катастрофа, разрыв, бездонный провал в мировосприятии).

- Что можно сказать о времени и месте действия? (Осень-зима сорок второго года, партизанский отряд где-то на Псковщине)

- Кто является героями произведения? (Двое подростков: сам повествователь — из городской семьи, когда-то всерьез увлекавшийся фотографией, и его старший приятель-покровитель, семнадцатилетний Саныч с картонной фабрики)

В этой повести события происходят в партизанском отряде, где воюют вчерашние мальчишки. Они до последнего не подаются отчаянию, шутят, подкалывают другу друга, а иногда и дерутся. В перерывах между боями сам командир отряда преподает им школьную программу, каким-то чутьем угадывая, что детям просто необходимо хотя бы иногда возвращаться к нормальной жизни…

- Что мы узнаем о друге рассказчика? (Саныч, дерзкий, болтливый и чертовски обаятельный, герой повести. Он сыплет байками и остротами, неудачно ухаживает за строгой девушкой Алевтиной, жестоко насмехается над более счастливым соперником. Выросший в деревне, он прекрасно разбирается в лесных тропках, знает птичьи и звериные повадки, без ума от рыбалки. Он пускает пыль в глаза заезжему корреспонденту, сочиняя с три короба о своих мнимых геройствах. Но он и в самом деле очертя голову лезет в самые рискованные вылазки и умело, профессионально, безжалостно убивает)

Эпизод с мертвым немцем, в чьей сумке наши герои находят письма советских детдомовцев, не может никого оставить равнодушным.

- Каково отношение к войне повзрослевшего героя? (Герой-рассказчик ненавидит немцев спустя много лет после войны. Яд войны так и остался в искалеченном ею подростке — уже навсегда)

Художественное чтение фрагмента:

- Я считаю, что все еще не закончено, – сказал я. – У нас с немцами. И никогда не будет закончено. Каждый немец, пусть он через сто родится даже, каждый немец нам должен.

– Ну да, за то, что они у нас тут сделали…

Совсем нет. Они нам должны не за то, что они у нас сделали. Они должны за то, что мы у них не сделали.

- Согласны ли вы? Не пропаганда ли это насилия?

Веркин считает, что так бывает. Злость рождает злость, ненависть – ненависть. Война делает человека контуженным на всё сердце, на всю душу. Согласиться или нет – право каждого.

- Так какая она война по Веркину?

Этот мотив неоднократно поднимался в литературе:

«Но только ворота - щелк,

Мы бога попросим:

«Впишите нас с другом

(Владимир Высоцкий)

«Так отдай же, Георгий,

Пока этот парень

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Уже глубокая ночь, надо бы заснуть, но как-то не спится, книга не отпускает, а это бывает нечасто.

Библиотекарь школы-интерната №2 г.Магнитогорска Макарова Н.П.

Я мало книг читала о войне, но тем не менее люблю эту тему и. боюсь. Все это так больно читать и так страшно.

Книжка для молодежи, призер конкурса Книгуру, ребята больше всего за нее проголосовали, и это очень здорово, раз их еще эта тема пронимает. Но написано и правда очень хорошо, интересно. Хорошая связка современности и истории. Поначалу вроде враскачку, а потом - не оторваться.

Читайте также: