Игровой метод доклад кратко

Обновлено: 05.07.2024

Игровые методы учебные, имитационные, ролевые, организационно-деятельностные, операционные, деловые, управленческие, военные, рутинные, инновационные и др. Они представляют собой знаково-контекстное обучение, поскольку имеют такие характеристики:

‒ более полное воссоздание реальных условий профессиональной деятельности;

‒ более полное личностное включение обучаемого в игровую ситуацию;

‒ интенсификация межличностного общения;

‒ наличие ярких эмоциональных переживаний успеха или неудачи;

‒ возможность направленного вооружения обучаемого эффективными средствами для решения задач, задаваемых в игровой форме;

‒ возможность воспроизвести весь контекст значимых элементов профессиональной деятельности.

♦ Имитационные игровые методы обучения:

Стажировка с выполнением должностной роли – метод активного обучения конкретного типа, при котором моделью выступает сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности).

Имитационный тренинг предполагает отработку определенных специализированных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами.

Разыгрывание ролей (инсценировка) – игровой способ анализа конкретных ситуаций, в основе которых лежат проблемы взаимоотношений в коллективе, проблемы совершенствования стиля и методов руководства.

Игровое проектирование – практическое занятие, суть которого состоит в разработке инженерного, конструкторского, технологического проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность.

Игровые методы обучения это учебные деловые или деятельностные игры, основанные на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности в сочетании с принципами проблемности и совместной деятельности.

Игровые методы целесообразно поделить на операционные и ролевые.

2. Ролевые игры с элементами драматизации способствуют раскрытию и совершенствованию потенциала самовыражения. Они сталкивают участника с ситуациями, характерными для реальной и значимой для него деятельности, ставят перед необходимостью изменить свои установки, создают условия для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков (вербальных и невербальных, деятельностных и эмоциональных и пр.).

К игровым методам можно отнести:

√ социодраму (ситуационный тренинг). Его цель заключается в достижении эффективного взаимодействия с партнерами в условиях делового или повседневного общения;

√ технику психодрамы, которая направлена на разрешение внутренних конфликтов индивида путем проигрывания жизненных ситуаций и создания условий для осознания себя как целостной личности;

Эти методы являются очень эффективными, так как осуществляют целостный подход к когнитивному, эмоциональному и поведенческому компоненту личности, приближают ситуацию обучения к реальной.

Деловая игра представляет собой контролируемую процедуру, которая проходит в планируемом режиме и в максимальной приближенности к реальным профессиональным условиям и целью которой является выявление возможных вариантов решения указанной проблемы. При этом направленность игры и ее эмоциональный настрой корректируется преподавателем.

Деловая игра как метод имеет следующие положительные черты:

‒ эмоциональная насыщенность процесса обучения;

‒ подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания и умения, студенты учатся применять свои знания;

‒ послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний.

К отрицательным чертам этого метода относятся:

‒ во-первых, высокая трудоемкость для преподавателя;

‒ во-вторых, большая напряженность для преподавателя;

‒ в-третьих, неготовность студентов к работе с использованием деловой игры;

‒ в-четвертых, трудности с заменой преподавателя, который проводил игру.

С большой эффективностью используется в высшей школе мозговой штурм. Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн.

Гост

ГОСТ

Игровые методы обучения – это методы, которые в игровой форме воссоздают ситуации, направленные на усвоение норм и правил поведения в обществе, способствуют формированию социального опыта, совершенствуют навыки самоуправления поведением.

Сущность игровых методов обучения

Игровые методы имеют преимущество перед иными методами обучения, так как они интересны детям и с самого начала привлекают к себе внимание. В основе игровых методов лежат различные игры, которые вызывают положительные эмоции, способствующие созданию комфортной психологической ситуации в процессе обучения. Использование игровых методов в обучении значительно снижает затраты нервной энергии и волевые усилия.

В процессе исследования использования игровых методов обучения было установлено, что данные методы способствуют усилению умственной и моторной активности учащихся. Моторная активность оказывает положительное влияние на образование ассоциативных связей, облегающих процесс усвоения знаний и умений. Во время игры у ребенка процессы восприятия протекают намного быстрее и точнее.

Игровые методы обучения имеют ряд характерных признаков:

  1. Учебный материал или учебное действие приобретает условный план, который переносится в игровой сценарий.
  2. Игровой метод требует вхождения в процесс игры всех участников обучения, то есть в игре участвуют и учащиеся, и педагог, что способствует оказанию прямого обучающегося воздействия на детей посредством замечаний, указаний, направлений, порицаний, подсказок и т.д.

Игровые методы весьма разнообразны. Их разнообразие зависит от вида игры, используемого педагогом. Несмотря на то, какая игра используется, метод имеет две основные педагогические функции:

Готовые работы на аналогичную тему

Подбор вида игр для использования игровых методов в обучении зависит от возраста учащихся, их психологического и физического развития, индивидуальных возможностей и потребностей. Учет данных критериев поможет педагогу подобрать действительно эффективные игры, которые помогут усилить педагогическое воздействие на учащихся и получить высокий результат обучения.

Таким образом, роль игровых методов обучения в педагогическом процессе достаточно велика. Эффективность данных методов зависит от профессиональных умений педагога, его понимания функций педагогических игр и их значения в воспитании и обучении детей.

Виды педагогического воздействия игровых методов обучения

Игровые методы обучения включают в себя разнообразные педагогические игры.

Педагогические игры – это игры, имеющие конкретную образовательную цель и соответствующий ей педагогический результат.

Педагогические игры разнообразны и различаются в зависимости от:

  • дидактического содержания;
  • организационной структуры;
  • возрастных возможностей детей;
  • специфики содержания.

Игры, используемые в рамках игрового метода обучения, классифицируются по виду педагогического воздействия на учащихся:

  1. Дидактические игры – направлены на расширение кругозора учащихся, их познавательной деятельности, формированию конкретных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления различных видов деятельности.
  2. Игры воспитательного воздействия – направлены на воспитание у учащихся воли, самостоятельности, различных жизненных установок (нравственных, эстетических, мировоззренческих), умения сотрудничать и взаимодействовать в коллективе.
  3. Игры, развивающего развития – направлены на развитие у учащихся речи, мышления, памяти, внимания, фантазии, воображения и иных разнообразных творческих умений, а также развитие мотивации на обучение и получение новых знаний.
  4. Игры, оказывающие социализирующее воздействие – направлены на приобщение учащихся к нормам и правилам поведения в рамках современного социума, формирование умения адаптироваться в новых условиях, эффективно взаимодействовать и общаться с окружающими, владеть навыками саморегуляции и самоконтроля.

Таким образом, игровые методы обучения весьма разнообразны и направлены на всестороннее образование и развитие учащихся, посредством различных видов педагогического воздействия.

Направления и условия применения игровых методов обучения

В настоящее время в современной школе использование игровых методов обучения направлено на повышение активизации и интенсификации педагогического процесса. Игровые методы обучения целесообразнее использовать в следующих ситуациях:

  1. Игра, используется педагогом в качестве самостоятельного метода, направленного на освоение конкретной темы или учебного материала.
  2. Игра, используется в процессе обучения как элемент, другого метода или технологии обучения, с целью усиления обучающего воздействия на учащихся.
  3. Игра, используется педагогом как часть учебного занятия или целого урока. Например, игра, может быть использована как введение к уроку, для того чтобы заинтересовать учащихся новой темой.
  4. Игра, используется для организации внеклассных мероприятий.

Использование игрового метода обучения требует от педагога определенной подготовки. Необходимо не просто знать правила игры, но и подготовить для ее проведения весь необходимый инвентарь.

Таким образом, игровые методы обучения могут быть использованы педагогом как самостоятельные методы, а также в качестве вспомогательных в рамках другого метода с целью его усиления или привлечения учащихся к учебному занятию.

Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте ДО. Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтении, счете и письме войдут в мир познания ребенка через ворота детской игры и другие соответствующие возрасту ребёнка виды деятельности.

"Для ребенка игра - это школа самостоятельности, школа умения делать выбор"

Игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Метод-это способ воздействия или способ передачи знаний.

Прием -это варианты применения данного метода.

Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.

1. Игровые методы и приемы в обучении детей:

а) Внесение игрушек,

б) Создание игровых ситуаций, например (сегодня мы будем птичками)

в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения "Уронили Мишку на пол", дидактическая игра "Скажи, что звучит")

г) Сюрпризность, эмоциональность, показ например( "Птичка и собачка" — воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться "Кто это поет, поищите". Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.)

д) Внезапность появления, исчезновение игрушки.

е) Изменение местонахождения игрушек, например (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом) .

ж) Показ предметов в разных действиях, например (кукла Маша спит, ходит, кушает) .

з) интригующие обстановки.

2. Словесные методы и приемы:

1)Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.

2) Разговор, беседа.

3)Рассматривание картинки, инсценировки.

Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах — упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.

Просьба произнести, сказать слово (это платье) .

Перекличка до 1,5 лет ("скажи-повтори") .

Подсказывание нужного слова.

Объяснение назначения предмета (посуда — это из чего мы едим и пьем) .

Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята) .

Договаривание слова в конце фразы ("Котята пьют (молоко) ", "Катя, ешь суп (с хлебом) ").

Повторение слова за воспитателем.

Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки) .

3. Практические методы:

1) Упражнения (оказание помощи) .

2) Совместные действия воспитателя и ребенка.

3) Выполнение поручений.

4. Наглядные методы и приемы:

1) Показ предметов, игрушек.

2) Наблюдение явлений природы, труда взрослых.

3) Рассматривание живых объектов.

4) Показ образца.

5) Использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа.

Непосредственное восприятие предмета, игрушки.

Показ с называнием (это кролик) .

Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала) .

Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку) .

Многократное повторение слова.

Активное действие детей.

Приближение объекта к детям.

Задание детям (иди, Вася, покорми кролика) .

Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные) .

Включение предметов в деятельность детей ("Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка") .

Выполнение игровых действий.

Выбор игровых методов и приёмов обучения зависит, прежде всего, от цели обучения и содержания занятия, а также от возраста детей. Педагогу следует помнить о том, что игровые методы и приёмы не должны превращать занятие в развлечение.

Для достижения целей обучения имеется огромное количество разнообразных методов и приёмов. Педагог должен уметь целенаправленно выбирать из всего многообразия необходимые методы и приёмы обучения детей на занятиях и в повседневной жизни. Только тогда он сможет достичь более высокого качества знаний, умений и навыков детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


доклад из опыта работы "Использование приемов мнемотехники в системной коррекционно-развивающей работе по познавательно-речевому развитию"

Сегодня хорошо развитая связная речь ребенка дошкольного возраста, большая редкость. Наши воспитанники имеют разные нарушения речи, словарный запас находится на бытовом уровне. Для работы по познавате.


Доклад на тему "Использование нетрадиционных приемов и техник в развитии детского художественного творчества у детей разных возрастных групп с ЗПР"

Доклад к вопросу педагогического совета на тему "Использование нетрадиционных приемов и техник в развитии детского художественного творчества у детей разных возрастных групп с ЗПР".


Этот материал будет полезен для воспитателей ДОУ и руководителей дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию (нетрадиционная техника рисования).


Доклад для воспитателей "Планирование, методические приемы организации подвижных игр с малышами"


Речь — неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70 % времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.Детский сад - это первая ступень образования, .

Игра является отличным способом организовать деятельность человека. Это инновационный метод, помогающий сделать процесс обучения насыщенным и интересным.

Игровые технологии обучения – это заданная ситуация, в основе которой лежит социальный опыт. Поместив человека в определенные обстоятельства, получается развивать в нем новые не свойственные ему качества, и прививать контроль над своим поведением.

Функционал метода обучения

В обществе принято выделять несколько основных функций, происходящих от применения игровых технологий. Их называют основными миссиями:

  • Развлекательная. Нацелена пробуждать интерес к процессу, развлекать и вдохновлять.
  • Коммуникативная. Это отличное поле для отработки базовых навыков. Целью задания является разговор, приводящий к общей цели.
  • Игротератевтическая. Проецирование трудностей разных сфер в заданную ситуацию.
  • Распознавательная. Зацикленность на самоизучении в ходе игровой деятельности.
  • Корректировочная. Игроки в процессе стараются найти возможные варианты развития событий, вводят положительные изменения в ситуацию.
  • Межнационального общения. В основу положены социально-культурные ценности человечества.
  • Социализация. Хорошим примером является общежитие. Участников игры помещают в условия, где им не избежать объективных взаимоотношений.

Обычно игровые технологии в педагогике – действие, состоящее из нескольких основных этапов. Это планирование целей, составление планов, за которым следует выполнение поставленной задачи. При правильном продвижении работы, обязательным пунктом будет разбор и анализирование всего процесса.

Вся деятельность приобретает смысл, когда заданные условия наиболее приближены к реальной жизни. У человека должно быть право выбора, свобода действий и определенная ответственность. Именно при соблюдении этих требований происходит полное утверждение человеком самого себя.

Таким образом, игра содержит в себе несколько основных составляющих:

  • Образы.
  • Игровые процессы.
  • Замена настоящих вещей условными.
  • Естественная коммуникация между участниками.
  • Условный сюжет.

Игровые технологии в обучении использовались как эффективный способ передачи информации в целях образования и воспитания детей уже издавна. Это традиционный метод обмена знаниями от старшего поколения к младшему. Как интерактивный, его использовали в народной педагогике. В дошкольных заведениях и внешкольных учреждениях наиболее часто встречаются случаи использования этих методов.

Современная школа развивается, и педагоги отдают большее предпочтение активизации и интенсификации процесса учебы. Игры применяются только в отдельных случаях. Для усвоения темы или раздела книги, как самостоятельная технология, и как часть большого процесса. Иногда применяется в качестве закрепления материала на финальном обобщающем уроке.

Наиболее популярным является применение технологии, как одного из методов внеклассной работы. Игровая тематика развивалась для максимально эффективного воздействия на учеников. Дети, которые погружены в определенные заданные условия, проявляют больший интерес к процессу обучения и конкретной теме.

Применение игровой технологии в действии

Стоит рассмотреть детально, что такое игровая технология. Существует ряд правил, которых стоит придерживаться во время игры.

  • Со стороны наставника игры, правила воспроизводятся исключительно в игровой форме.
  • Вся работа на уроке зависит полностью от хода и правил конкретной игры.
  • При введении игровой технологии появляется элемент соперничества, при этом дидактическая задача меняется на игровую.
  • От качественного выполнения поставленных задач полностью зависит исход.

Нельзя вводить в учебный процесс игру ради игры. Важным моментом является осознание целей метода. Педагог должен четко систематизировать процесс и понять, оправдывает ли себя метод игры в отношении к конкретной учебной теме. Стоит отслеживать и контролировать введение развлекательного аспекта, ведь преобладать должна учебно-познавательная направленность.

Виды педагогических игр

Существует несколько разновидностей педагогических игр:

  • Физические
  • Мыслительные
  • Рабочие, общественные и психологические

Это разделение служит для того, чтобы структурировать большой раздел интерактивной педагогики. Но это далеко не единственное разделение на виды. Выделяют группы игр по виду педагогического процесса:

  • Учебные
  • Познавательные
  • Репродуктивные
  • Коммуникативные

По образу игровой методики игры делят на несколько групп, а различие базируется на построении правил процесса. Первые – это игры со строго установленными правилами, вторые – с правилами, которые устанавливают во время игры, третьи – со свободной игровой стихией. Игры с готовыми строгими правилами – это в основном предметные, спортивные, интеллектуальные, строительные, музыкальные и т.п. Свободный ход игры отображают более творческие типы: художественные, театральные, свадебные, игры в профессию и пр.

Разделений на типы существует очень много:

  • Сюжетные
  • Деловые
  • Ролевые
  • Предметные
  • Имитационные
  • Игры-драматизации

Специфика каждого вида зависит от дополнительных факторов. Они могут быть выполнены с предметами и без предметов, бывают уличные, комнатные, с применением компьютера. Наличие инвентаря, местоположение – все это влияет на дальнейший ход игры, и эти моменты должен учитывать наставник.

Специалисты делят игры на типовые группы, где они располагаются по своему типажу:

  • Игровые праздники
  • Игровой фольклор
  • Театральные действия
  • Тренинги
  • Анкеты, вопросники, тесты
  • Импровизации
  • Соревнования, противоборства
  • Конкурсы, старты и т. д.

Игровая ситуация в педагогике – это один из важнейших аспектов интерактивного обучения ребенка. Система применима не только по отношению к детям дошкольного возраста, но и в старшей школе. Со временем она трансформируется из учебной деятельности в общественно-полезную и профессиональную. Она оставляет отпечаток на процессе развития и формирования ребенка, позволяя охватить и запомнить больший объем информации.

Педагогу бывает сложно оптимально сочетать метод игры с другими направлениями в обучении. Эффективность состоит в том, что в игровой технологии сочетаются насколько значащих факторов. В ней есть свобода действий и четкое распределение обязанностей, напряженные моменты и развлечение, реальность и мистика, эмоции и рациональное мышление.

Игровые технологии в педагогике позволяют ребенку, будучи лично заинтересованным, отрабатывать навыки работы в команде, тем самым воспитывая в себе ответственность. Одна из задач педагога – выработка мотивации. Ребенок в процессе игры мотивирован собственной заданной целью, то есть, он в любом случае будет запоминать материал, поданный в ходе игры, ведь это нужно ему самому.

Читайте также: