Социальные функции первобытного искусства доклад

Обновлено: 07.07.2024

Концепции происхождения и значения первобытного и традиционного искусства. "Магическая" гипотеза происхождения искусства. Гипотеза "информационного взрыва". "Палеопсихологические" гипотезы. Абсолютное искусство. Основные социальные функции искусства.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 03.03.2017
Размер файла 52,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

По классификации Л.Б Вишняцкого, всего таких гипотез семь. Воспользовавшись результатами работы этого исследователя, попытаемся определить степень дееспособности каждой из этих гипотез. При этом будет использован единственный критерий: способна ли данная гипотеза объяснить основополагающие свойства палеолитического искусства, а именно его потрясающий натурализм, и причину, по которой оно столь сильно отличается от искусства мезолита и неолита.

Хотя, как совершенно справедливо замечает JI.Б. Вишняцкий, . в принципе, как будто нет серьезных оснований исключать возможность того, что те или иные формы искусства (идет ли речь об изобразительных, музыкальных или других его видах) действительно могли в каких-то случаях возникать как составная часть магических ритуалов, хотя при этом нужно еще объяснить, почему в Западной Европе, скажем, этот процесс фиксируется уже в первой половине верхнего палеолита, а на Ближнем Востоке или, например, в Северной Африке -- лишь в пред неолитическое время*.

К этому только следует добавить, что Вишняцкий ошибается -- процесс фиксируется не только в Западной, но также в Центральной и Восточной Европе, в Южной Африке, Индии и Австралии, т. е. везде, где можно найти следы палеолитического Homo sapiens sapiens.

Нередко определенные отроги и ущелья в скальном массиве характеризуются каким-то особым набором сюжетов, отличным от набора соседних участков. Это может отражать изменение мифологических представлений за время жизни святилища или то, что в разных частях его поклонялись разным божествам и героям племенных мифов.

Дело даже не в том, что Леруа-Гуран этакое заметил, а в том, что А.А. Формозов всерьез это обсуждает, не замечая, что сам пересказ наблюдений А. Леруа-Гурана -- не что иное, как заметки хаосе (каковым и является палеолитическое искусство).

Гипотеза, следует заметить, весьма своеобразная. Можно только предположить, что на авторов произвела большое впечатление деятельность подростковых криминальных группировок и их собственный подростковый сексуальный опыт -- надо полагать, сугубо негативный.

Надо заметить, что обе последние гипотезы попросту не работают. поскольку условием sine qua non их истинности является происхождение Homo sapiens sapiens от Homo sapiens nean- denhalensis. Но именно эта посылка, как сейчас стало совершенно ясно, не имеет к действительности решительно никакого отношения.

Но и в этих гипотезах есть рациональное зерно: в первой -- мысль о компенсаторном характере первобытной изобразительной деятельности; во второй -- идея о связи палеолитических изображений с социальным поведением неоантропов. Как мы увидим далее, именно в этом направлении следует искать объяснение феномена палеолитического искусства.

Следующая гипотеза - экологическая или демографическая - представляет действительно большой интерес. Само по себе возникновение феномена палеолитического искусства в рамках гипотезы не исследуется. Однако его широкое распространение и расцвет рассматриваются как конечный результат сложных демографических и экологических процессов, развивавшихся в позднепалеолитическое время. Вкратце, авторы гипотез разворачивают такую последовательность событий:

Наступление ледника и связанное с этим ухудшение климата.

Неизбежное сокращение ресурсов и пригодных для обитания человека территорий.

Результатом рассеивания стало растягивание социальных связей. При скоплении же палеолитического человечества в ре- фугиумах рост плотности населения неизбежно приводил к увеличению значения межгрупповых границ и внутригрупповой сплоченности.

Авторы гипотезы исходят из того, что палеолитическое искусство имело не столько эстетическую, сколько социальную функцию. При этом они, как мы увидим впоследствии, исходят из таких его свойств (в палеолите вполне гипотетических), которые характерны в полной мере, например, для традиционного искусства Тропической Африки. Как мы увидим в III Главе, такая, например, функция, как профилактика конфликтных ситуаций в ходе специальных ритуалов, действительно является одной из важнейших. Но беда-то в том, что традиционные африканские общества либо уже создали ранние государства, либо находились на грани государствообразования.

О палеолите такого, разумеется, сказать нельзя: от конца древнекаменного века до момента создания первого государства оставалось по меньшей мере шесть с половиной тысяч лет; это немного по сравнению с протяжённостью самого верхнего палеолита, но всё же больше, чем вся письменная история человечества.

Если речь идёт о физическом облике мамонтов, бизонов и северных оленей, то невозможно в рамках формальной логики объяснить, зачем это понадобилось кроманьонцам, имевшим неограниченные возможности наблюдать эти виды в окружающем их пространстве.

Не меньшие сомнения вызывает и тезис о том, что палеолитическая культура в ходе приспособления к все усложняющейся (в результате прежде всего роста численности населения и конкуренции за ресурсы) среде обитания, в свою очередь, усложнилась настолько, что ее функционирование (и следовательно, существование человека и общества) становилось невозможным без усвоения, сохранения и использования огромного -- на уровне индивидуальной психики неохватного -- количества самых разных сведений об окружающем мире и о том, как его понимать и как в нем выжить. Авторы гипотезы почему-то уверены в том, что такие объемы информации было физически невозможно сохранить в памяти и передать устно[22].

Но каким же образом это удаётся осуществлять носителям традиционных бесписьменных культур в Тропической Африке, Азии, Океании и Южной Америке. Ведь если исходить из той же системы рассуждений, то они должны были бы выдумать нечто и вовсе уж несусветное -- за время, прошедшее с окончания верхнего палеолита, эти культуры должны были накопить (и накопили) объём информации, просто несоизмеримый с тем, которым располагало палеолитическое человечество. К тому же, как мы увидим ниже, численность населения Европы на протяжении практически всего верхнего палеолита была исчезающе мала и резко увеличилась только в мадлене.

Но дело-то в том, что никто пока не доказал существования в палеолите мифа, и тем более эпоса. В монографии Скрибнер и Коула[24], на которых ссылается Л.Б. Вишняцкий, речь идёт не о первобытных, а о традиционных бесписьменных обществах XX в., и тем более не о палеолите, просто недоступном для непосредственного наблюдения.

Однако мысль о том, что в отношении мнемонической функции палеолитические изображения играли ту же роль, что и традиционные, представляется большим преувеличением[25]. И уж вовсе неправомерно приписывать палеолитическому искусству свойства письменности, т. е. предполагать, что оно могло использоваться для передачи информации от поколения к поколению[26].

Британский психолог Н. Хамфри пришёл к тому же выводу что и Б.Ф. Поршнев, в главном: речь -- главное звено психики человека, и именно её-то отсутствие и предопределило специфику' искусства палеолита. Сделал свои выводы Хамфри совершенно независимо от Поршнева и, главное, на совершенно ином материале.

В 1998 г Н. Хамфри опубликовал статью, где сравнил рисунки страдающей аутизмом английской девочки Нади с изображениями эпохи палеолита[30]. В некоторых случаях сходство действительно было поразительным, причём во всех отношениях: иногда Надя рисовала странных животных, составленных из отдельных частей тел разных биологических видов, что тоже встречается в палеолитическом искусстве.

Феномен Нади, родившейся в 1967 г. в Ноттингеме и к шести годам так и не освоившей язык и речь, будет подробно рассмотрен в I Главе; пока же отметим, что и Поршнев, и Хамфри пришли к совершенно однозначному выводу: человек палеолита отнюдь ещё не был таким же, как наши современники. Причём то обстоятельство, что оба исследователя пришли к одному и тому же выводу на разном материале и независимо друг от друга, убеждает в его истинности. К сожалению, искусствоведы, археологи и историки до сих пор игнорируют эти выводы. Между тем именно пал ео психологи чес кий* подход к доисторическому искусству способен дать ответы на все те вопросы, которые не могут объяснить все существующие ныне гипотезы происхождения и функционирования искусства верхнего палеолита.

Основной (т. е. наиболее актуальный для данной работы) вывод H.H. Николаенко звучит так:

На раннем этапе творческого процесса - этапе замысла - роль правого полушария наиболее существенна. Правое полушарие - генератор несловесного зрительно-пространственного мышления - оно оперирует смутными неоречевляемыми образами и компонует их в зрительном пространстве. С помощью иконических знаков (жестикуляции, мимики, пантомимики, танца, рисунка) правое полушарие непосредственно отображает мир, создаёт перцептивные (зрительные) эталоны, хранящиеся в долговременной памяти правого полушария.

Это во многом неосознаваемая деятельность. В то же время процесс формирования целостных образов неизбежно включает сцепление со словом, обозначающим образ. Мы имеем в виду так называемое комплексное мышление по Выготскому, в котором образ предмета и обозначающее его слово спаяны в единое целое[31].

Из цитированного фрагмента следует, что М.Н. Афасижев относит ритуальные танцы к сфере безусловных рефлексов. Это очень смелое и оригинальное утверждение. Но всё же основной вывод исследования не вызывает сомнений:

Таким образом, на примере возникновения и эволюции изобразительного искусства в первобытную эпоху выявляется ее амбивалентная обусловленность процессуальным характером и формами трудовой деятельности, которые, с одной стороны, развивают чувственную и словесную речь первобытного человека, а с другой - стимулируют потребности в восприятии и творчестве таких форм изобразительного искусства, которые, наряду с их духовно-практической целесообразностью, удовлетворяли бы и его функционально-эстетические потребности.

Видимо, из нашего по необходимости краткого обзора уже вполне понятно, что у до историков давно была возможность, по крайней мере, серьезно приблизиться к созданию реально действующей гипотезы происхождения и функционирования искусства верхнего палеолита. Надо было только осознать, что ни искусствознание, ни археология не способны, в силу естественной ограниченности своей методологической базы, дать ответы на те вопросы, о которых речь шла выше. Тут необходима реконструкция психологии древнего человека.

И такие возможности уже имеются. Психологи давно обосновали возможность реконструкции, по крайней мере, основополагающих черт мышления первобытного человека. В работах выдающихся отечественных психологов и психофизиологов, прежде всего Выготского, Лурия, Запорожца, Узнадзе и многих других исследователей, чуть ли не с 30-х гг. прошлого века содержатся ответы на многие вопросы, неразрешимые в рамках традиционного подхода к первобытному и традиционному искусству. Однако работы психологов не привлекали внимание исследователей палеолитического искусства. Правда, для справедливости следует отметить, что психологи и нейрофизиологи также уделяли явно недостаточно внимания архаическому мышлению, единственным источником для изучения которого является изобразительное искусство. Вероятно, такое положение -- следствие сверхспециализации, когда ученые, работающие в смежных дисциплинах, не имеют о работах коллег ни малейшего представления.

Ниже, во II и III главах, мы подробно рассмотрим эти труды. Пока же отметим, что дальнейшее изучение первобытного и традиционного искусства без психологии представляется попросту бессмысленным делом.

Значительно больших успехов достигло изучение традиционного искусства. В историческом аспекте памятники традиционного (африканского) искусства впервые были рассмотрены в небольшой книге Д.А. Ольдерогге «Искусство Западной Африки в музеях СССР*'. Надо заметить, что некоторая затруднённость проведения полевых исследований советскими учёными за рубежом привела к быстрому развитию теории первобытного и традиционного искусства. С начала 60-х гг. в СССР традиционное искусство (прежде всего африканское) исследуется по преимуществу именно в историческом аспекте, что привело в итоге к блестящему результату -- В.Б. Мириманову удалось построить внутренне непротиворечивую и стройную теорию стилистической ЭВОЛЮЦИИ первобытного и традиционного искусства[35]. Это открыло реальную возможность подняться над сугубо искусствоведческим аспектом проблемы и перейти к решению вопроса о роли искусства как специфичного вида человеческой деятельности, неразрывно связанного и с социальной и политической историей, и с психологией древних обществ. Но пока на этом пути достигнуты, мягко говоря, далеко не однозначные успехи. Впрочем, подробно об этом речь пойдёт в следующем разделе.

Концепции происхождения и значения первобытного и традиционного искусства.

Абсолютное искусство - (от лат. absolutus - неограниченный, безусловный) - концепция в современной буржуазной эстетике (Ю. Клаус, В. Гесс и др.), в рамках которой предпринимаются попытки теоретически обосновать устремлённость авангардистского искусства к освобождению от всякого жизненного

Гипотезы генезиса искусства

искусство социальный первобытный традиционный

Самые древние из известных нам художественных произведений принадлежат к эпохе позднего палеолита (20-30 тыс. лет до н.э.). Стремление понять свое место в окружающем мире прочитывается в тех образах, что донесли до нас рельефы и живопись в пещерах Ласко и Альтамир. Искусство, фиксируя ту меру социальности, которая свойственна Homo Sapiens, становилось и средством общения между людьми и закрепляло

Основные социальные функции искусства

Искусство полифункционально. Перечислим и дадим краткую характеристику функций искусства, которые взаимосвязаны, в связи с тем, что произведения искусства существуют как целостный феномен. Общественно-преобразующая и компенсаторная функции (искусство как деятельность и как утешение); познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение); художественно-концептуальная функция.

Подобные документы

Происхождение искусства. Игровая теория происхождения первобытного искусства. Теория первостепенной роли труда в возникновении искусства. Хронология каменного века. Нижний (ранний), поздний палеолит, мезолит, неолита. Общекультурное значение творчества.

контрольная работа [53,3 K], добавлен 14.11.2008

Возникновение культуры и ее взаимодействие с человеком как предмет антропологии. Причины и гипотезы происхождения искусства. Зачатки искусства у неандертальцев. Искусство палеолита и мезолита. Сущность искусства и роль эстетического чувства в эволюции.

реферат [24,7 K], добавлен 24.01.2010

Подходы к проблеме происхождения искусства: теории первобытного мышления, рождение философии, космогонические представления. Воспитание в первобытном обществе и развитие механизма социальной наследственности. Предыстория письма, художники палеолита.

реферат [40,9 K], добавлен 23.05.2012

Определение, сущность и формы эстетического освоения человеком мира. Понятие, виды искусства. Функции искусства. Три способа человеческого познания. Природа искусства. Понятие "искусства" в историческом развитии. Реальные и душевные источники искусства.

доклад [14,7 K], добавлен 23.11.2008

Истоки происхождения искусства: игровая концепция, имитативная теория, реализация инстинкта украшения. Основные черты, функции и классификация искусств. Формы эстетического отношения к действительности. Развитие искусства и его взаимодействие с культурой.

реферат [46,2 K], добавлен 15.09.2014

Проблема происхождения искусства и его роль в человеческой жизни. Период появления религии, ее основные формы. Связь образцов художественной деятельности с архаическими формами религии. Полифункциональность первобытного искусства, периоды его развития.

курсовая работа [52,9 K], добавлен 09.03.2016

Живопись как вид искусства. Вид изобразительного искусства - графика. Древний вид искусства - скульптура. Архитектура - искусство проектировать и строить. Основные направления и приемы современного искусства. Кинетическое и авангардистское искусство.

Читайте также: