Доклад на тему конституция республики таджикистан

Обновлено: 05.07.2024

Конституция Республики Таджикистан — основной закон Таджикистана, принята 6 ноября 1994 году, состоит из 100 статей. Предусматривает унитаризм, сильную президентскую власть, статус таджикского языка как государственного и русского как языка межнационального общения, автономию Горно-Бадахшанской области. Поправки могут вноситься путём референдума; вносились в 1999 (установив двухпалатный парламент вместо однопалатного) и 2003 (удлинив срок полномочий президента) годах. Не подлежат изменению республиканская форма правления, территориальная целостность, демократическая, правовая, светская и социальная сущность государства (ст. 100.)

Содержание

История

За время существования Таджикской ССР были приняты пять Конституций: в 1929, 1931, 1937, 1978 и 1994 годах.

Конституция Таджикской ССР 1931 года

Была принята IV съездом Советов республики 24 февраля 1931 года.

Конституция Таджикской ССР 1937 года

Третья конституция была принята 1 марта 1937 года Чрезвычайным 6-м съездом Советов Таджикской ССР.

Конституция Таджикской ССР 1978 года

Принята Верховным Советом Таджикской ССР на восьмой сессии 14 апреля 1978 года.

Ссылки

Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия

  • Государственное устройство Таджикистана
  • Конституции
  • Право Таджикистана

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Конституция Таджикистана" в других словарях:

КОНСТИТУЦИЯ — (лат.eonstitutio установление,устройство) в материальном смысле представляет собой писаный нормативный акт. совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина и определяют… … Энциклопедия юриста

Изменения в законодательстве Таджикистана о выборах президента — Правовую основу выборов президента Таджикистана составляют Конституция Таджикистана, конституционный закон О выборах Президента Республики Таджикистан , а также принятые в развитие его отдельные постановления Центральной комиссии по выборам и… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Население Таджикистана — По данным переписи населения на 1 января 2011 года численность населения Республики Таджикистан достигла 7 млн 616 тыс. человек, в том числе городское население 2 млн 17 тыс. человек (26,49 %).[1][2] Соотношение количества мужчин и женщин… … Википедия

Флаг Таджикистана — Флаг Республики Таджикистан Таджикистан … Википедия

Экономика Таджикистана — Экономические показатели Валюта Сомони Статистика ВВП (номинальный) 5,6 млрд. долларов (2010) Внешняя торговля Государственные финансы … Википедия

История Таджикистана — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

История почты и почтовых марок Таджикистана — Республика Таджикистан … Википедия

Административное деление Таджикистана — Согдийская область … Википедия

Высшее Собрание Таджикистана — тадж. Маҷлиси Олии Ҷумҳурии Тоҷикистон … Википедия

Таджикистан отмечает своей Конституции. В 1994 году, во время продолжающейся гражданской войны народ Таджикистана проголосовал за этот документ, который до сих пор рассматривается в качестве важнейшего основания государственности республики

9 сентября 1991 года Таджикистан приобрел независимость. Тогда же должна была быть принята и Конституция нового суверенного Таджикистана

Однако такую Конституцию разработать и принять мы не смогли. В парламенте были слишком разношерстные силы, которые никак с друг с другом не могли договориться. С одной стороны — исламисты, с другой стороны — очень сильные позиции коммунистов, с третьей стороны — демократы. Между ними не было консенсуса, и мы вынуждены были отложить это до лучших времен.

Эти времена настали после проведения в Худжанде 16 сессии Верховного Совета и создания нового правительства во главе с Эмомали Рахмоном.

Парализованное государство постепенно было восстановлено и новая команда руководителей взяла бразды правления в свои руки и начала постепенно восстанавливать развалившийся аппарат и собирать его заново.

После восстановления государства Верховный Совет Республики Таджикистан принял решение создать рабочую комиссию, в которую вошли ученые, известные политики, юристы, представители национальных общин и неправительственных организаций, которые существовали тогда.

Вот все они вместе разрабатывали эту Конституцию. Этот проект всенародно обсуждался и почти миллион людей участвовали в обсуждении. Почти 18 тысяч предложений поступило в комиссию. Кроме того, был выдвинут ряд альтернативных проектов, которые тоже были неплохие. Однако было принято решение обобщить их в одном варианте с учетом предложений и этот вариант был вынесен на общенародный референдум.

Конституцию была отправлена в различные международные организации, такие как ООН, ОБСЕ и другие. Их замечания и предложения тоже были учтены.

Таким образом, наша Конституция по самому своему происхождению — народная и демократическая. Это отличает принятие конституции Таджикистана от многих других стран СНГ. Там конституции принимались парламентами, а в Таджикистане — путем всенародного референдума.

Одновременно на референдуме был одобрен переход от парламентской к президентской форме правления. Наш опыт потом использовали и другие государства.

После принятия Конституции, эксперты оценивали ее на уровне одной из пяти лучших конституций в мире. Кроме этого, после того как она была принята, работа над Конституцией продолжалась.

После подписания общего соглашения о мире и национальном согласии в Таджикистане мы внесли некоторые изменения и дополнения, например такие пункты как о политических партиях религиозного характера.

В соответствии с Конституцией, ни одна партия и идеология не может быть государственной идеологией, то есть у нас закреплены политический плюрализм и система многопартийности. У нас, например, есть Партия исламского возрождения Таджикистана, которая действует в рамках Конституции. Ни в одном другом государстве СНГ такой партии нет.

В нашей Конституции есть такой момент, что ни атеисты, ни религиозные партии не могут навязывать свою идеологию нашему народу. Т.е. навязывание или запрещение той или иной идеологии запрещено. Любая идеология, кроме расистских, нацистских и тому подобных, которые запрещены, могут свободно действовать в стране.

В 1999 году и 2003 году были внесены определенные изменения в текст, и таким образом Конституция стала более совершенной. Мы перешли на семилетний срок президентства.

Изменения в Конституцию вносятся только через референдум. При этом есть статьи 1 и 100, которые вообще являются неизменными, то есть закрепляют неизменность конституционного строя.

В частности, статья 100 Конституции гласит, что республиканская форма правления в республике, территориальная целостность, демократическая, правовая, светская и социальная сущность государства неизменны.

Следует отметить, что даже оппозиция в Таджикистане признает Конституцию и не высказывает каких-либо претензий в отношении ее. Ведь они сами тоже участвовали со своими предложениями и дополнениями после подписания мирных договоренностей в изменении Конституции.

Для Таджикистана Конституция является не только юридическом и политическим, но и очень важным стратегическим документом современной эпохи.

Виктор Ким, Председатель Координационного совета российских соотечественников Таджикистана (КСРСТ)

20 лет прошло с принятия новой Конституции Таджикистана. Среди представителей национальных общин, даже шире — неправительственного сектора, могу предположить, что на сегодня я один остался из числа тех, кто были в1994 году в составе комиссии по подготовке Конституции

Было три представителя общин. От узбекской общины, от корейской общины и от русской общины. Мы не были просто статистами в составе этой большой правительственной комиссии, мы активно работали. Вообще, все члены комиссии работали тогда активно.

Для годов это было характерно: достаточно демократичный подход, публичный подход, с широким обсуждением. Доступ практически всех институтов гражданского общества и государственных институтов, которые на равных участвовали в обсуждении и принятии в подготовке основного текста новой Конституции. И можно даже так сказать, что ряд пунктов положений действующей конституции были приняты по нашему предложению.

В частности это вопросы касательно русского языка как языка межнационального общения. Тогда долго думали, как отразить многонациональность Республики Таджикистан. Прошло наше предложение: в статье где было отражено, что народ Таджикистана составляют граждане Таджикистана независимо от национальности. Очень разные были подходы к тому, как в формулировке отразить многонациональность республики. И остановились на нашем предложении. Также и по языку межнационального общения, мы согласились, что государственным языком Таджикистана будет таджикский язык, а русский будет языком межнационального общения. Достаточно длительные были дебаты, в частности, интересный момент: одна группа придерживалась точки зрения что государственным языком будет фарси, другая группа считала что государственным языком будет таджикский язык. Практически наполовину разделились в комиссии.

И каждая из сторон пыталась наши три голоса перетянуть на свою сторону.

Но, мы сразу определились, что для Таджикистана государственным языком должен быть таджикский язык. Именно в такой формулировке. Таджикистан, таджики, таджикский язык, это все логично и понятно, это суверенный Таджикистан и государственный таджикский язык.

Конституция как таковая, это основной закон любого государства и многие возлагают на Конституцию чрезмерные надежды и по этой причине критикуют ее. Но Конституция — это, прежде всего, основной закон, который регулирует отраслевое законодательство, государственное и общественное устройство для того, чтобы ведомственные или групповые интересы не превалировали над общегосударственными интересами.

Если говорить о конституции Таджикистана, то это высокого уровня документ, который соответствует всем международным стандартам, а также тому образу жизни, мышления, взглядам основного населения республики. Здесь какого либо противоречия основного закона с установками населения не существует. Другой вопрос, что Конституция — это не документ единовременного пользования и не способ единовременного достижения результата.

Она показывает путь. Тот длинный путь, по которому мы должны идти и к чему стремится, что мы и пытаемся делать на протяжении 20 лет.

Сегодня конституции мы рассматриваем в большей степени с юридической точки зрения. Если посмотреть, кто дает комментарии, то это в основном юристы. С моей точки зрения, это принципиально неправильно.

Конституция — это не только юридический документ, это всенародный документ. Статьи, которые прописаны в Конституции, написаны доступным народным языком. Когда народ будет хорошо знать Конституцию, то основываясь на знании основного закона, каждому гражданину можно будет решать практически любой вопрос, отстаивать свои права в любых сферах деятельности.

Конституция Республики Таджикистан была принята всенародным референдумом 6 ноября 1994 года и путём всенародного референдума были внесены изменения и дополнения 26 сентября 1999 года, 22 июня 2003 года и 22 мая 2016 года.


КОНСТИТУЦИЯ
РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

МЫ, НАРОД ТАДЖИКИСТАНА,

являясь неотъемлемой частью мирового сообщества, сознавая свой долг и свою ответственность перед прошлым, настоящим и будущими поколениями, понимая необходимость обеспечения суверенитета и развития своего государства, признавая незыблемыми свободу и права человека, уважая равноправие и дружбу всех наций и народностей, ставя задачей создание справедливого общества,

ПРИНИМАЕМ И ПРОВОЗГЛАШАЕМ НАСТОЯЩУЮ КОНСТИТУЦИЮ

Глава первая

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Республика Таджикистан – суверенное, демократическое, правовое, светское и унитарное государство.

Форма правления Республикой Таджикистан является президентской.

Таджикистан, являясь социальным государством, создает условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие каждого человека.

Республика Таджикистан и Таджикистан – являются равнозначными.

Государственным языком Таджикистана является таджикский язык.

Русский язык является языком межнационального общения.

Все нации и народности, проживающие на территории республики, вправе свободно пользоваться своим родным языком.

Государственными символами Таджикистана являются Флаг, Герб и Гимн.

Столица Таджикистана – город Душанбе.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Жизнь, честь, достоинство и другие естественные права человека неприкосновенны.

Права и свободы человека и гражданина признаются, соблюдаются и защищаются государством.

В Таджикистане народ является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, которую осуществляет непосредственно или через своих представителей.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются всенародный референдум и выборы.

Народ Таджикистана составляют граждане Таджикистана, независимо от национальности.

Ни одно общественное объединение, политическая партия, группа людей или отдельная личность не вправе узурпировать государственную власть.

Узурпация власти или присвоение её полномочий запрещается.

Право выступать от имени всего народа Таджикистана принадлежит только Президенту, Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси

Оли Республики Таджикистан на их совместном заседании.

Территория Таджикистана неделима и неприкосновенна.

Таджикистан состоит из Горно-Бадахшанской автономной области, областей, городов, районов, поселков и сёл.

Государство обеспечивает суверенитет, независимость и территориальную целостность Таджикистана. Пропаганда и действия, направленные на разделение единства государства, запрещаются.

Порядок образования и изменения административно-территориальных единиц регулируется конституционным законом.

В Таджикистане общественная жизнь развивается на основе политического и идеологического плюрализма.

Идеология ни одной партии, общественного и религиозного объединения, движения или группы не может быть признана как государственная.

Общественные объединения и политические партии создаются и действуют в рамках Конституции и законов.

Религиозные объединения отделены от государства и не могут вмешиваться в государственные дела.

Создание и деятельность общественных объединений и политических партий, пропагандирующих расовую, национальную, социальную и религиозную вражду или призывающих к насильственному свержению конституционного строя и организации вооруженных групп, запрещаются.

В Таджикистане запрещается деятельность политических партий других государств, создание партий национального и религиозного характера, а также финансирование политических партий зарубежными государствами и организациями, иностранными юридическими лицами и гражданами.

Государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Конституция Таджикистана обладает высшей юридической силой, ее нормы имеют прямое действие.

Законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы.

Государство и все его органы, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать и исполнять Конституцию и законы республики.

Международные правовые акты, признанные Таджикистаном, являются составной частью правовой системы республики. В случае несоответствия законов республики признанным международным правовым актам, применяются нормы международных правовых актов.

Законы и признанные Таджикистаном международные правовые акты вступают в силу после их официального опубликования.

Таджикистан, осуществляя миролюбивую политику, уважает суверенитет и независимость других государств, определяет свою внешнюю политику на основе международных норм.

Пропаганда войны запрещается.

Таджикистан, руководствуясь высшими интересами народа, может входить в содружества и другие международные организации, а также выходить из них, устанавливать связи с зарубежными странами.

Государство сотрудничает с зарубежными соотечественниками.

Основу экономики Таджикистана составляют различные формы собственности.

Государство гарантирует свободу экономической и предпринимательской деятельности, равноправие и правовую защиту всех форм собственности, в том числе частной.

Земля, ее недра, вода, воздушное пространство, животный и растительный мир и другие природные богатства являются исключительной собственностью государства и государство гарантирует эффективное их использование в интересах народа.

Какие статьи Конституции Таджикистана идут вразрез с реальностью, сколько поправок и когда вносилось в основной закон, кто его авторы.


6 ноября в Таджикистане День Конституции. Этот документ является образующим для государства. О том, что означает основной закон, кто его написал и как можно изменить его — в материале Your.tj.

Что такое Конституция?

Конституция – это основа основ законодательства страны, его высший нормативно-правовой акт.

Этот документ обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя Республики Таджикистан, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина, а также конституционные поправки и процедуры пересмотра Конституции.

Кто авторы Конституции?

Авторы Конституции РТ (без поправок и дополнений) — известные юристы и правоведы, такие как Ашурбой Имомов, Зариф Ализода, Халифабобо Хомидов, Рахматилло Зойиров и Абдулмаджид Достиев.

Когда обсуждался первый проект Конституции?

Проект Конституции 1994 года обсуждался более двух месяцев и за этот период в Верховный Совет республики поступило свыше 8,5 тысячи предложений.

Когда была принята Конституция?

Конституция Республики Таджикистан была принята 6 ноября 1994 года путем первого всенародного референдума.

За принятие Конституции независимого Таджикистана проголосовало 95,70% от общего количества электората, а это 2,6 млн голосов. Против ее принятия было 4,28%, 105,3 тыс. голосов.

Когда Конституция вступила в силу?

Она начала действовать со дня ее принятия — 6 ноября 1994 года.

Из чего состоит Конституция?

Действующая Конституция РТ состоит из 10 глав и 100 статей. В преамбуле говорится, что являясь неотъемлемой частью мирового сообщества, сознавая свой долг и свою ответственность перед прошлым, настоящим и будущими поколениями, понимая необходимость обеспечения суверенитета и развития своего государства, признавая незыблемыми свободу и права человека, уважая равноправие и дружбу всех наций и народностей, ставя задачей создание справедливого общества, народ Таджикистана принимает и провозглашает этот основной документ.

Кто может инициировать внесение изменений в Конституцию?

Предложения по изменению и дополнению в Конституцию вносятся Президентом или не менее чем одной третью от общего числа членов Маджлиси милли и депутатов Маджлиси намояндагон.

Как могут вноситься изменения в Конституцию?

Изменения и дополнения в Конституцию вносятся только путем проведения всенародного референдума, который назначается Президентом или Маджлиси намояндагон с согласия не менее двух третей от общего числа депутатов.

Какие наиболее важные изменения и дополнения были внесены в Конституцию?

Наиболее важными можно назвать внесенные изменения и дополнения 26 сентября 1999 года, когда одними из главных поправок к Конституции являлись увеличение срока полномочий президента республики с 5 до 7 лет (но только один срок), учреждение двухпалатного парламента, а также разрешение на регистрацию религиозных политических партий, гарантирование свободы слова и вероисповедания.

На референдуме 22 июня 2003 года, главным предложенным изменением в Конституцию РТ было исключение из Конституции соответствующей статьи, которая ограничивала сроки полномочий президента лишь одним сроком. Также на референдум были внесены вопросы введения бесплатного государственного здравоохранения, продление срока полномочий судей с 5 до 10 лет, изменения в соответствующих статьях о полном гарантировании государством соблюдения прав и свобод человека и гражданина и другие более мелкие изменения и дополнения.

Какие статьи Конституции на практике не применяются?

Дело не в законе, а в механизме его исполнения, поэтому иногда конституционные статьи идут вразрез с реальностью. Например, согласно статье 33, многобрачие в Таджикистане запрещается, но на самом деле, в стране развит институт вторых жен. Или статья 30, где говорится, что каждому гарантируется свобода слова, печати, право на пользование средствами информации и запрещает цензуру и преследование за критику.

Какие статьи Конституции вы наверняка не знали?

Статья 35 о праве на труд гласит, что заработная плата не должна быть ниже минимального размера оплаты труда. По официальным данным, на начало года он составлял 400 сомони, но есть государственные организации, где сотрудники получают меньше этой суммы.

Согласно статье 45 о налогообложении, законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют. Но на практике выходит иначе.

Статья 47 гласит, что в период чрезвычайного положения не могут быть ограничены права и свободы, предусмотренные в статьях 16, 17, 18, 19, 20, 22, 25 и 28 Конституции. Например, в статье 18 говорится, что каждый имеет право на жизнь. Это означает, что в случае ЧП государство будет делать все, чтобы вы остались в живых.

Читайте также: