Идеологическое многообразие в рф доклад

Обновлено: 18.05.2024

Действующая Конституция РФ закрепляет принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего исключает возможность существования в России государственной или обязательной идеологии. "Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Тем самым в Российской Федерации должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.

Идеологическое многообразие - свободное существование в обществе различных политических и иных взглядов, школ, идей.

Идеологическое многообразие является закономерным следствием таких конституционных прав и свобод человека и гражданина, как свобода мысли и слова, свобода совести и др. Наиболее важные гарантии действенности рассматриваемого принципа - отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, преподавания, реализация принципа политического многообразия и т.д.

Гражданское общество предполагает широкий идеологи­ческий и политический плюрализм, вытекающий из свободы человека выражать свои взгляды и участвовать в политичес­кой деятельности. Консти­туция России возводит принцип идеологического многообра­зия в ранг основ конституционного строя. Общество поэто­му наделяет государство правом и обязанностью гарантиро­вать незыблемость политической свободы и соответствующих прав человека.

Под идеологией понимают систему философских, политических, религиозных взглядов на закономерности об­щественного развития и пути совершенствования обществен­ного устройства. Известны такие разновидности идеологии, как либеральная, христианско-демократическая, коммунис­тическая, фашистская, исламская и др. Идеологическое многообразие (плюрализм) компенсирует несовершенство человеческого ума, его неспособность отра­зить в одной теории все многообразие мира.

Признание идеологического многообразия означает право каждого человека, политической партии и общественной организации свободно разрабатывать, исповедовать и пропа­гандировать идеи, теории, концепции об экономическом, со­циальном, политическом устройстве человеческого общества, предлагать практические рекомендации властям и обществу, публично защищать свои взгляды и воззрения и т. д. Препят­ствовать всему этому, отдавая предпочтение одним перед дру­гими, правовое государство не имеет права.

Принцип идеологического многообразия гарантирует обще­ство от застоя в литературе, философии, искусстве, науках, обеспечивает развитие культуры и духовности. Естественно, что свободой мысли и слова злоупотребляют, в результате чего появляются безнравственные, античеловеческие, расистские концепции. Государство ограничивает пропаганду таких идей, когда дело доходит до прямых призывов или действий, подрывающих общественные устои.

Особую опасность представляет установление одной идео­логии в качестве государственной или обязательной, что как раз запрещается в ч.2 ст.13 Кон-ции. В этом одна из главных гарантий против сползания государства к тоталита­ризму. Запрещение устанавливать какую-либо одну идеологию в качестве государственной или обязательной всецело адресует­ся к государственным органам, правящим политическим партиям и высшим должностным лицам. Это означает, что ни конституция, ни законодательный или иной правовой акт не должны прямо или косвенно утверждать и закреплять какую-либо идеологию. Идеологическая нейтральность государственных структур не исключает возможности прихода к власти путем свобод­ных выборов тех или иных политических сил со своей идео­логией. Однако это ни при каких условиях, включая чрезвычайные, не должно вести к исключению из жизни других идеологий, к подчинению идеологическим установкам государ­ственных средств массовой информации.

Продолжением идеологического многообразия является политическое многообразие, многопартийность, которые так­же закрепляются в Конституции РФ (ч.3 ст.13). В демокра­тическом государстве признается, что политические партии выражают интересы основных социальных групп населения. Партии разрабатывают и представляют избирателям аль­тернативные варианты наиболее оптимальных, по их мнению, решений проблем общественного развития. Много­партийность выступает как форма политичес­кой демократии и важнейшая предпосылка формирования органов государственной власти.




Правовой статус Президента Российской Федерации

Глава 4. Президент Российской Федерации

Статья 80

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Статья 81

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Статья 82

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу.

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации (если такое решение не принято, то Центральной избирательной комиссией РФ).

Подготовка и проведение выборов Президента РФ финансируются за счет федерального бюджета, под общим руководством Центральной избирательной комиссии РФ.

Итоги голосования последовательно подводятся участковыми комиссиями, территориальными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями субъектов РФ, результаты выборов Президента РФ определяются и публикуются Центральной избирательной комиссией РФ.

Статья 83

Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Статья 84

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании статей 84 (пункт "б"), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1)

Статья 85

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Статья 86

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Статья 87

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Статья 88

Статья 89

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

Статья 90

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Статья 91

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

Постановление Конституционного Суда РФ по делу По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2)

Статья 92

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Постановление Конституционного Суда РФ по делу По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2)

Статья 93

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Правовые акты Президента

Президент для реализации своих функций и полномочий осуществляет правотворческую деятельность. Он издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации не должны противоречить ее Конституции и федеральным законам (ст. 90). Это означает, что названные акты являются подзаконными. Однако как таковые они имеют определенные особенности:

1) сама формула "не должны противоречить Конституции и федеральным законам" отличается от той, которая устанавливает подзаконность актов Правительства. В соответствии со ст. 115 постановления Правительства издаются "на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации";

2) в отношении указов Президента в Конституции не предусмотрена их отмена. Соответствие нормативных указов Конституции может быть установлено только Конституционным Судом в порядке конституционного судопроизводства. В случае признания Судом Указа (или его отдельных положений), не соответствующим Конституции РФ, Указ (или его отдельное положение) утрачивает юридическую силу. Ненормативные акты Президента могут быть оспорены в Верховном Суде РФ, рассматривавшем гражданские дела по первой инстанции;

3) указы Президента могут восполнять пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что: 1) отсутствует соответствующий федеральный закон по данному предмету регулирования; 2) такие указы не противоречат Конституции и федеральным законам; 3) их действие во времени ограничено периодом до принятия соответствующих актов законодателем. Данный вывод вытекает из Постановления Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и подтвержден в одном из последующих постановлений Конституционного Суда.

Примерами указов такого рода являются Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. "О реализации конституционных прав граждан на землю", который ограничен сроком действия до принятия Земельного кодекса; Указ "О тексте Государственного гимна".

Издание указов и распоряжений - основная форма, посредством которой реализуются конституционные полномочия Президента. Эти акты могут быть как нормативными, так и ненормативными. Только нормативные акты Президента могут быть оспорены в Конституционном Суде.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции указами Президента осуществляется включение в ст. 65 Конституции новых наименований субъектов Российской Федерации.

Акты Президента подлежат обязательному опубликованию (кроме актов или отдельных положений, составляющих государственную тайну или содержащих сведения конфиденциального характера). Официальным является опубликование в "Российской газете", Собрании законодательства Российской Федерации и Собрании актов Президента и Правительства РФ. Порядок этого опубликования определяется Указом Президента от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" с последующими изменениями.

В статье 13 Конституции Российской Федерации закреплено следующее положение: "В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной".

Что такое идеология? Принято считать, что идеология - это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели, программы социальной действительности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений.

Есть и более краткое определение понятия идеологии.

Исторически идеология возникла в результате кризисов и разложения традиционного общества в Европе в ХУ1-ХУШ вв. Структурообразующим элементом такого общества являлась религия. Однако реформаторское движение, которое поразило Европу на заре Нового времени, привело к тому, что авторитет католической церкви был подорван. Церковь раскололась. Возникла реальная опасность гибели европейской цивилизации, традиционно сложившегося общества.

Именно в это время появилась потребность в силе, которая могла бы преодолеть религиозное разъединение. Этой силой стало государство. Но государству потребовалась новая идеология, новая система взглядов и идей, так как политическая власть обязательно нуждается в моральном, мировоззренческом обосновании. Государственная власть не может функционировать, опираясь только на принуждение. Той силой, которая стала средством объединения людей в новых условиях и явилась идеология, но уже идеология государственная.

Однако сам термин "идеология" появился сравнительно недавно. Его предложил (ввел в обращение) французский философ и экономист Дестюг де Траси в работе "Элементы идеологии", написанной в 1801 году, как обоснование науки о законах правильного мышления.

В то время во Франции к идеологам причисляли людей, которые ничего не понимали в практических вопросах реальной политики.

Для целей изучения курса государственного (конституционного) права Российской Федерации при характеристике понятия идеологий мы будем исходить из того, что идеология - это система взглядов и идей: политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских, которые подчиняются общим закономерностям общественного сознания, обусловленного, в свою очередь, экономическими отношениями.

Подобная характеристика сущности идеологии дает основания для вывода о том, что идеология обладает не абсолютной, а относительной самостоятельностью. Относительная самостоятельность идеологии объясняется тем, что на развитие тех или иных взглядов и идей оказывают влияние не только факторы экономического характера (объективное свойство), но и внутренняя преемственность и связь различных идеологий, личная роль и авторитет тех или иных идеологов, взаимовлияние различных идеологий (субъективное свойство). Эти свойства могут быть в значительной степени удалены от их экономического обоснования.

Необходима ли идеология в обществе? В связи с постановкой этого вопроса, возникает встречный вопрос: "Нужна ли нам единственная идеология в государстве?". Ответ на этот вопрос дает, как мы уже говорили, статья 13 Конституции Российской Федераций. В данном случае надо принимать во внимание следующее: отказ от той "единственной" идеологии, которая господствовала в нашем обществе в годы Советской власти, привел к тому, что в настоящее время в обществе появилось большое количество разнообразных научных, псевдонаучных и прямо антинаучных представлений по вопросам о полезности идеологии в обществе.

Согласно одной точки зрения, никакая идеология нам не нужна, поскольку она всегда искажает действительность, навязывает людям определенные взгляды. Авторы этой точки зрения считают, что идеология - это средство давления и обмана, своеобразная форма принуждения.

Другие авторы считают, что идеология идеологии - рознь.

Та или иная система взглядов, идеалов, ценностных ориентиров людей не только необходима, неизбежна, но, в зависимости от ее содержания, полезна или вредна. Идеология может быть реакционной или прогрессивной, динамичной или застывшей. Только идеология как мера цели способна определить, что плохо, а что хорошо для достижения цели.

Следует признать достоинство второй точки зрения. Действительно, не иметь представления того, к чему стремится общество, целей, которых хотим достичь, все равно, что начинать строить дом, заранее не имея представления, что мы хотим построить.

Именно идеология призвана дать человеку чувство собственного достоинства, определить пути к достижению целей. Идеология, не подкрепленная строгой теорией достижения цели, всегда рождает мифы и всегда заводит в исторический тупик.

Таким может быть определение понятия идеологии и ее сущности.

Как мы уже говорили, Конституция Российской Федерации в статье 13 говорит и об идеологическом многообразии. Что следует понимать под идеологическим многообразием?

Провозглашенный в Конституции Российской Федерации принцип свободы идеологий означает многообразие воззрений, добровольность принятия той или иной системы взглядов, возможность из пропаганды, если в данном случае не нарушаются государственные законы. В части 5 статьи 13 Конституций РФ закреплено следующее положение: ". запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни".

Идеологическое многообразие представляет собой право отдельной личности, социальных групп, политических партий и иных общественных объединений:

во-первых, беспрепятственно разрабатывать теории, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства Российского государства, т.е.

во-вторых, беспрепятственно пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации, а также путем издания монографических и научно-популярных работ, оказывая таким образом влияние на политические процессы;

в-третьих, беспрепятственно вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы политических партий, готовить законопроекта, иные документе, предусматривающие меры по совершенствованию, переустройству социального и политического строя, т.е. свобода политических действий;

в-четвертых, публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями. Однако, при множественности мнений желательная авторитетная и влиятельная политическая сила, способная возглавить процессы, опираясь на единую национальную идею;

в-пятых, не следует отрекаться от духовного наследия прошлого, а опираться на него при решении своих программных целей;

в-шестых, требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.

Названные государственно-правовые формы реализации идеологического многообразия в наибольшей степени могут быть реализованы в ходе той или иной избирательной кампании.

Следует помнить, что конституционный принцип, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, закрепляет равноправие идеологий в обществе. Это означает:

ни одна идеология не имеет и не может иметь приоритета перед другой, которая бы закреплялась государством с помощью закона или иными способами;

граждане Российской Федерации вправе придерживаться той или иной идеологии, принимать активное участие по проведению ее в жизнь;

3) вместе с тем, этот выбор должен быть осознанным, добровольным и самостоятельным. Государство не может навязывать гражданам какую-либо идеологию, которую они обязаны под страхом уголовного или иного наказания разделять, изучать, пропагандировать.

Вместе с тем, обращаем ваше внимание на необходимость понять, что все попытки преодолеть государственную идеологию, отказаться от нее всегда терпели и будут терпеть крах по одной причине, а именно, идеология имманентна, т.е.

внутренне присуща тому обществу, в котором она сложилась. Соответствующая идеология умрет со смертью общества, к которому она принадлежала. А это означает, что и современное российское государство немыслимо без идеологического обеспечения. Следовательно, та строка Конституции Российской Федерации, которая запрещает России иметь государственную идеологию (ч. 2 ст. 13) лишена всякого смысла. Она не выполнялась, не выполняется и никогда не будет выполняться. В этой части Конституция Российской Федерации - фиктивна, так как отсутствие идеологии - это тоже идеология. История свидетельствует, что без государственной идеологии не живет ни одно государство. В этом случае можно вспомнить слова К. Маркса, который говорил, что ". мысли

господствующего класса являются господствующими в обществе мысля-

Применительно к современности, отказ от российской государственной идеологии есть, по сути, отказ от российской государственности. Следует помнить, что в основе государственной идеологии государства российского всегда лежало само Государство как священное и неделимое наследие предков, величие и непререкаемость которого выше каждого, выше царей и владык!

72 А как формировалась государственная идеология России? В данном случае мы должны исходить из того, что Россия - не нация, а целый мир. Екатерина II говорила, что Россия это не страна, а Вселенная ! Когда сложилась Российская империи, основой государственности стал не национализм титульной нации, а державный патриотизм. Поэтому если говорить о государственной идеологии, то главной ее составляющей была "семья народов". Россия всегда воспринималась как многонациональная целостность. Воины Александра Невского шли в бой с лозунгом - "За Русь Святую!"; 1812 год - "За Веру, Царя и Отечество". В 1840 году граф Уваров (министр просвещения) провозгласил новую объединяющую идею: "Православие, Самодержавие, Народность". Это разве не государственная идеология? Не следует отвергать и те призывы времен Отечественной войны 1941-1945 г.

г.: "За Родину! За Сталина!". Опять же речь идет не о личности, а об Отечестве, сконцентрированном в этой личности в трагических обстоятельствах жизни Государства.

У современных теоретиков и "патриотов" нет государственной идеологии, нет государственной политики, есть конъюнктурная идеология. Суть новой идеологии в попытке изменить духовно-нравственное ядро нашего народа, в особенности - молодежь. Для достижения этой цели необходимо на первых порах унизить и растоптать национальную культуру, то есть, полностью сломать иерархию традиционных ценностей, подменить духовные ценности на ценности вещей, а затем внести в сознание граждан систему чужой культуры. Нашему народу прививается сознание собственной деловой ущербности и национальной неполноценности. Обратите внимание, насколько оправданным для России является пророчество апостола Павла: "Знай же, - пророчествует апостол Павел, - что наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут. от истины отвратят слух и отвратятся к басням".

Как соотносится идеология с наукой? В данном, случае надо исходить из того, что наука не может подчиняться идеологии. В то же время наука - основа существования прогрессивной идеологии. Идеология может быть объектом научного анализа. Истина, установленная в. ходе научных исследований, не подлежит пересмотру или деформации под воздействием идеологических представлений. Однако наука об обществе должна учитывать мировоззренческие, идеологические взгляды людей, изучать их, способствовать их прогрессивному формированию и развитию. В этих условиях каждое идеологическое направление обязано провозгласить свои принципы, отстаивать их. Это, прежде всего, следует отнести к формированию политической идеологии, составной частью которой является отно-

шение к государству и праву и соотношению между ними.

Как соотносится идеология и право? Право всегда выступает как идеологическое волевое явления, содержание которого определяется не только материальными условиями жизни общества. Наличие в обществе права означает, что государство придало юридической части идеологии, т. е. правосознанию, нормативный характер. Право всегда связано с политической властью и потому является производным от соответствующих политических установок.

73 В этом плане определенный интерес представляет высказывание одного из лидеров партии "Единая Россия" Б. Грызлова: "Центризм, которым руководствуется Единая Россия, - это не идеология (И.Б.) в привычном смысле слова. Центризм - это прагматизм. а прагматизм - это стремление поставить задачу и найти для нее (И.Б.) эффективное решение. И у нас есть стратегия развития России. Стратегия, которая определяется курсом Президента Российской Федерации. Именно это противопоставление идеологии и стратегии было одним из лейтмотивов партии на выборах депутатов Государственной Думы 7 декабря 2003 г. - См. Комсомольская правда. 25 сентября 2003 г. Стр.12. "Партийность Президента".

Является ли Конституция Российской Федерации 1993 года идеологическим документом? Конечно, да! Ибо антиидеологическое право то же самое, что деревянное железо. Любой класс, пришедший к власти, устанавливает свою систему права в соответствии с принципами своей государственно-правовой идеологии, направленной на защиту интересов этого класса, социальной группы.

Отсутствие официально провозглашенной идеологии нельзя понимать в том смысле, что государственные органы действуют независимо от каких бы то ни было идеологических принципов, находясь вне идеологических противостояний в обществе. Именно возможность с помощью государственного аппарата проводить идеологически выверенные основные направления внутренней и внешней политики в жизнь, а ведь именно Президент Российской Федерации определяет эти направления (ч. 3 ст.80 Конституции РФ), и заставляют социальные группы, политические партии вести активную работу за выдвижение своих сторонников в те или иные государственные органы.

Одной из гарантий принципа идеологического многообразия служит закрепленный в ч. 3 статьи 13 Конституции Российской Федерации принцип политического многообразия, многопартийность. Этому вопросу будет посвящен седьмой параграф настоящего учебного пособия.

Основные сведения о плюрализме – понятие, особенности

Конституцией Российской Федерации в статье 13 регламентирован идеологический и политический плюрализм.

Плюрализм – свободное формирование и пропаганда политических взглядов и теорий, граждане имеют право на создание различных объединений, которые преследуют политические цели.

Демократия – это не статическое состояние общества а его постоянное развитие, которое выражено в непрерывном столкновении интересов, социальных слоев, групп и партий.

В демократических государствах власть значительно раздроблена между различными политическими, профессиональными, экономическими, социальными, культурными, религиозными организациями.

Гражданам и их объединениям формально в равной степени предоставляется возможность принятия участия в государственном управлении. Объединение граждан способствует мобилизации общественного мнения, выработке компромиссных решений выполнению посреднических функций между различными социальными группами, которую являют собой их социальную базу.

В качестве основы конституционного строя, плюрализмом предполагается:

  • Стимулирование к разнообразию социальной сферы общественной жизни, автономии;
  • Противоречивость мнений, оппозиции, противостояние политических сил, существование конфликтов;
  • Равновесие альтернативных общественных структур посредством системы сдерживания.

Положительной стороной плюрализма является то, что меньшинством предлагается альтернатива преобладающему на данный момент направлению. Оно выступает в качестве оппозиции существующему большинству, и наоборот – господствующее большинство постоянно является потенциальным меньшинством. Возможностью смены ведущих политических сил создает предпосылки для единства, поскольку меньшинство при стремлении преобразоваться в большинство обязано согласовывать большее количество частных интересов. Существование такого факта обусловливает в определенной степени равноправие политических сил, которое приводит к тому, что снижается возможность злоупотребления властью.

Путем обмена мнения, плюрализмом допускается отражение, принятие во внимание и примирение различий и противоречий, достижение компромиссного решения, которое будет удовлетворять интересы принимающих участие сторон, что свидетельствует об отсутствии необходимости в принуждениях.

На всех стадиях демократического процесса основными средствами решения проблем являются переговоры, соглашения, достижение компромиссного решения.

Понятие о политическом и идеологическом разнообразии. Понятие о многопартийности

Конституцией РФ устанавливается два вида плюрализма:

Идеология – система политических, правовых, религиозных философских взглядов на общественную действительность, общество и взаимоотношения между людьми.

Идеологический плюрализм подразумевает собой возможность граждан и гражданских объединений осуществлять следующие действия:

  • Выработка и предложение обществу и государству политических и экономического принципов устройства Российской Федерации;
  • Пропаганда данных взглядов и идей посредством различных средств в частности путем разработки политических программ политическими партиями;
  • Публичная защита собственной идеологии.

Конституционным нормами устанавливается, что идеология не может быть установлена в качестве обязательной или государственной.

Это означает, что на территории Российской Федерации существует равноправие различных идеологий, граждане самостоятельно выбирают и придерживаются определенной идеологии.

Должностные лица органов государственной власти или местного самоуправления, не имеют права пользоваться привилегиями своего служебного положения для удовлетворения интересов той политической партии, членами которой они являются или интересов иных политических объединений. Данные лица, кроме депутатов Государственной Думы, а также депутатов представительных органов власти и депутаты муниципальных органов, не могут быть ограничены решениями политической в процессе исполнения своих должностных или служебных обязанностей.

Президентом Российской Федерации может быть приостановлено свое членство в определенной политической партии на срок выполнения своих полномочий.

Идеологическое многообразие дополнено политическим многообразием, предполагающим обеспечение равенства общественных организаций и объединений перед законодательными актами. Наравне с этим, запрещено формирование и осуществление деятельности общественными объединениями, цели и действия которых носят насильственный характер в отношении основ конституционного строя и нарушение государственной целостности Российской Федерации, в отношении безопасности государства и государственных границ, а также создание вооруженных формирований, способствование возникновению социальных, расовых, национальных и религиозных конфликтов.

К формам ответственности следует отнести следующие меры:

  • Приостановление деятельности юридического лица при одновременной подаче иска в судебный орган по вопросу запрета деятельности юридического лица с последующей ликвидацией;
  • Упразднение юридического лица согласно судебному решению.

Многопартийность как форма плюрализма

Наиболее развитой формой политического плюрализма является многопартийность, предпосылкой возникновения которой является многообразие различных социальных классов и слоев общества.

Многопартийность подразумевает собой такие особенности, как:

  • Борьба за представительство в парламенте;
  • Осуществление влияния на содержание законодательных актов, которые принимаются парламентом; на формирование правительства внутреннюю и внешнюю политику, которые им реализуется.

Многопартийность в реальном понимании представляет собой чередований политических партий в парламенте, и мена путем проведения добровольных или свободных выборов, обеспечивающих утверждение на законодательной основе институтов власти и исключающих возможность их застоя продолжительное время.

Основным признаком, характеризующим многопартийность, является политическая оппозиция.

Политическая оппозиция – совокупность политических партий и общественных объединений, действующих совместно, основной целью которых является стремление отдалить от власти правящую партию.

К методам, которыми руководствуется политическая оппозиция, являются митинги, демонстрации, забастовки, несанкционированные столкновения, формирование посредством средств массовой информации иного общественного мнения.

Принцип идеологического и политического многообразия (ст. 13 Конституции РФ) - одна из важнейших сторон закрепленного в Конституции РФ демократического характера Российского государства.

Основные характеристики данного принципа:

1) идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе (самостоятельно или совместно с другими лицами) свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи.

2) невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной - необходимая гарантия принципа идеологического многообразия. Идеология – система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой.

3) принцип политического многообразия, или многопартийность, - свобода образования и деятельности политических партий.

Политические партии являются важнейшими субъектами политических отношений, а также правовых отношений по формированию органов государственной власти. Принцип многопартийности означает, что не допускаются ограничения на создание партий по признаку выражаемых ими идей, не допускается существование одной (или ограниченного числа) партий и запрещение (ущемление) других.

4) свобода общественных объединений.

Общественные объединения - это добровольные формирования граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. К общественным объединениям относятся и политические партии. Статья 13 закрепляет равенство общественных объединений перед законом.

5) пределы принципа идеологического и политического плюрализма. Свобода идеологической и политической, а также иной общественной деятельности не может быть безграничной. Пределы такой свободы Конституция РФ устанавливает через запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- подрыв безопасности государства;

- создание вооруженных формирований;

- разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Правовой статус политических партий в Российской Федерации. Правовой статус иных общественных объединений в Российской Федерации.

Законодательная основа принципа политического плюрализма:

Конституция РФ (статья 13),

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения.

Основные черты общественных объединений:

· являются видом некоммерческой организации, т.к. не преследуют цели извлечения прибыли;

· образуются как физическими, так и юридическими лицами;

· формируются на добровольной основе, принуждения к вступлению преследуются законом;

· не наделены государственно-властными полномочиями, но могут их получить от государственных органов и органов местного самоуправления;

· действуют от своего имени.

Формы Общественных объединений:

Ø общественная организация;

Ø общественное движение;

Ø общественный фонд;

Ø общественное учреждение;

Ø орган общественной самодеятельности;

Ø политическая партия.

Политическая партия - это общ. объединение, созданное в целях участия граждан в пол. жизни общества посредством формирования и выражения их пол. воли, участия в общ. и пол. акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в ОГВ и ОМС.

Требования:

- партия должна иметь рег. отделения более чем в половине субъектов, при этом в субъекте м.б. создано только одно рег. отделение данной пол. партии;

- в пол. партии должно состоять не менее 50 тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов партия должна иметь рег. отделения численностью не менее 500 членов;

- руководящие и иные органы партии, ее рег. отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ.

Основные цели:

· формирование общ. мнения;

· пол. образование и воспитание граждан;

· выражение мнений граждан по любым вопросам общ. жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и ОГВ;

· выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента, депутатов ГД, в зак. (представительные) ОГВ субъектов, выборных д/лиц местного самоуправления и в представительные органы МО, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

Принципы деятельности:

Действующая Конституция РФ закрепляет принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего исключает возможность существования в России государственной или обязательной идеологии. "Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Тем самым в Российской Федерации должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.

Идеологическое многообразие - свободное существование в обществе различных политических и иных взглядов, школ, идей.

Идеологическое многообразие является закономерным следствием таких конституционных прав и свобод человека и гражданина, как свобода мысли и слова, свобода совести и др. Наиболее важные гарантии действенности рассматриваемого принципа - отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, преподавания, реализация принципа политического многообразия и т.д.

Установление в Конституции принципа идеологического многообразия является одним из важнейших демократических завоеваний народов России. Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому человеку, группам людей, их объединениям свободно развивать свои научные теории и воззрения, распространять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией средств, активно способствовать их осуществлению путем разработки программных документов, законопроектов и т.д.

Отсутствие государственной или обязательной идеологии не означает, что органы государственной власти действуют независимо от каких-либо идеологических взглядов и находятся вне идеологической борьбы в обществе. Наоборот, именно возможность с помощью государственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь обусловливает активную борьбу социальных групп населения и политических партий за выдвижение своих сторонников в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления, прежде всего путем активного участия в избирательных кампаниях.

Гражданское общество предполагает широкий идеологи­ческий и политический плюрализм, вытекающий из свободы человека выражать свои взгляды и участвовать в политичес­кой деятельности. Консти­туция России возводит принцип идеологического многообра­зия в ранг основ конституционного строя. Общество поэто­му наделяет государство правом и обязанностью гарантиро­вать незыблемость политической свободы и соответствующих прав человека.

Под идеологией понимают систему философских, политических, религиозных взглядов на закономерности об­щественного развития и пути совершенствования обществен­ного устройства. Известны такие разновидности идеологии, как либеральная, христианско-демократическая, коммунис­тическая, фашистская, исламская и др. Идеологическое многообразие (плюрализм) компенсирует несовершенство человеческого ума, его неспособность отра­зить в одной теории все многообразие мира.

Признание идеологического многообразия означает право каждого человека, политической партии и общественной организации свободно разрабатывать, исповедовать и пропа­гандировать идеи, теории, концепции об экономическом, со­циальном, политическом устройстве человеческого общества, предлагать практические рекомендации властям и обществу, публично защищать свои взгляды и воззрения и т. д. Препят­ствовать всему этому, отдавая предпочтение одним перед дру­гими, правовое государство не имеет права.

Принцип идеологического многообразия гарантирует обще­ство от застоя в литературе, философии, искусстве, науках, обеспечивает развитие культуры и духовности. Естественно, что свободой мысли и слова злоупотребляют, в результате чего появляются безнравственные, античеловеческие, расистские концепции. Государство ограничивает пропаганду таких идей, когда дело доходит до прямых призывов или действий, подрывающих общественные устои.

Особую опасность представляет установление одной идео­логии в качестве государственной или обязательной, что как раз запрещается в ч.2 ст.13 Кон-ции. В этом одна из главных гарантий против сползания государства к тоталита­ризму. Запрещение устанавливать какую-либо одну идеологию в качестве государственной или обязательной всецело адресует­ся к государственным органам, правящим политическим партиям и высшим должностным лицам. Это означает, что ни конституция, ни законодательный или иной правовой акт не должны прямо или косвенно утверждать и закреплять какую-либо идеологию. Идеологическая нейтральность государственных структур не исключает возможности прихода к власти путем свобод­ных выборов тех или иных политических сил со своей идео­логией. Однако это ни при каких условиях, включая чрезвычайные, не должно вести к исключению из жизни других идеологий, к подчинению идеологическим установкам государ­ственных средств массовой информации.




Продолжением идеологического многообразия является политическое многообразие, многопартийность, которые так­же закрепляются в Конституции РФ (ч.3 ст.13). В демокра­тическом государстве признается, что политические партии выражают интересы основных социальных групп населения. Партии разрабатывают и представляют избирателям аль­тернативные варианты наиболее оптимальных, по их мнению, решений проблем общественного развития. Много­партийность выступает как форма политичес­кой демократии и важнейшая предпосылка формирования органов государственной власти.

Действующая Конституция РФ закрепляет принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего исключает возможность существования в России государственной или обязательной идеологии. "Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Тем самым в Российской Федерации должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.

Идеологическое многообразие - свободное существование в обществе различных политических и иных взглядов, школ, идей.

Идеологическое многообразие является закономерным следствием таких конституционных прав и свобод человека и гражданина, как свобода мысли и слова, свобода совести и др. Наиболее важные гарантии действенности рассматриваемого принципа - отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, преподавания, реализация принципа политического многообразия и т.д.

Установление в Конституции принципа идеологического многообразия является одним из важнейших демократических завоеваний народов России. Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому человеку, группам людей, их объединениям свободно развивать свои научные теории и воззрения, распространять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией средств, активно способствовать их осуществлению путем разработки программных документов, законопроектов и т.д.

Отсутствие государственной или обязательной идеологии не означает, что органы государственной власти действуют независимо от каких-либо идеологических взглядов и находятся вне идеологической борьбы в обществе. Наоборот, именно возможность с помощью государственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь обусловливает активную борьбу социальных групп населения и политических партий за выдвижение своих сторонников в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления, прежде всего путем активного участия в избирательных кампаниях.

Гражданское общество предполагает широкий идеологи­ческий и политический плюрализм, вытекающий из свободы человека выражать свои взгляды и участвовать в политичес­кой деятельности. Консти­туция России возводит принцип идеологического многообра­зия в ранг основ конституционного строя. Общество поэто­му наделяет государство правом и обязанностью гарантиро­вать незыблемость политической свободы и соответствующих прав человека.

Под идеологией понимают систему философских, политических, религиозных взглядов на закономерности об­щественного развития и пути совершенствования обществен­ного устройства. Известны такие разновидности идеологии, как либеральная, христианско-демократическая, коммунис­тическая, фашистская, исламская и др. Идеологическое многообразие (плюрализм) компенсирует несовершенство человеческого ума, его неспособность отра­зить в одной теории все многообразие мира.

Признание идеологического многообразия означает право каждого человека, политической партии и общественной организации свободно разрабатывать, исповедовать и пропа­гандировать идеи, теории, концепции об экономическом, со­циальном, политическом устройстве человеческого общества, предлагать практические рекомендации властям и обществу, публично защищать свои взгляды и воззрения и т. д. Препят­ствовать всему этому, отдавая предпочтение одним перед дру­гими, правовое государство не имеет права.

Принцип идеологического многообразия гарантирует обще­ство от застоя в литературе, философии, искусстве, науках, обеспечивает развитие культуры и духовности. Естественно, что свободой мысли и слова злоупотребляют, в результате чего появляются безнравственные, античеловеческие, расистские концепции. Государство ограничивает пропаганду таких идей, когда дело доходит до прямых призывов или действий, подрывающих общественные устои.

Особую опасность представляет установление одной идео­логии в качестве государственной или обязательной, что как раз запрещается в ч.2 ст.13 Кон-ции. В этом одна из главных гарантий против сползания государства к тоталита­ризму. Запрещение устанавливать какую-либо одну идеологию в качестве государственной или обязательной всецело адресует­ся к государственным органам, правящим политическим партиям и высшим должностным лицам. Это означает, что ни конституция, ни законодательный или иной правовой акт не должны прямо или косвенно утверждать и закреплять какую-либо идеологию. Идеологическая нейтральность государственных структур не исключает возможности прихода к власти путем свобод­ных выборов тех или иных политических сил со своей идео­логией. Однако это ни при каких условиях, включая чрезвычайные, не должно вести к исключению из жизни других идеологий, к подчинению идеологическим установкам государ­ственных средств массовой информации.

Продолжением идеологического многообразия является политическое многообразие, многопартийность, которые так­же закрепляются в Конституции РФ (ч.3 ст.13). В демокра­тическом государстве признается, что политические партии выражают интересы основных социальных групп населения. Партии разрабатывают и представляют избирателям аль­тернативные варианты наиболее оптимальных, по их мнению, решений проблем общественного развития. Много­партийность выступает как форма политичес­кой демократии и важнейшая предпосылка формирования органов государственной власти.

Читайте также: