Христианская алхимическая философия альберта великого доклад

Обновлено: 18.05.2024

Красильников П. В.

После распада Римской Империи, сельское хозяйство на её западных территориях, занятых варварами пришло в упадок. Были утрачены знания и технологии Империи, площадь пахотных земель значительно сократилась.

Растущим и развивающимся государствам требовалась система описания и оценки земель. При этом, качествам почв придавалось самое малое значение, учитывались в основном доход и урожаи. Основной мерой по их улучшению было, похоже, внесение значительных количеств навоза, ценность которого признавалась в Западной Европе повсеместно. Широко применялось осушение переувлажнённых почв болотистых и лесистых местностей. Таким образом, к середине XIII века в Европе (в особенности в Англии) накопилось множество практической информации о почвах, но практически отсутствовала теоретическая база. Одной из попыток её совершенствования были труды Альберта фон Больштедта, Альберта Великого.

Альберт Великий родился в семье графа фон Больштедта в Лауингене-на-Донау. Точная дата его рождения неизвестна, предположительно родился между 1193 и 1206 годами. Был воспитан в среде феодальной аристократии. В первые годы учебы его успехи были довольно скромными, никак не давали оснований предположить, что он станет величайшим ученым своего времени. Для объяснения этой аномалии ссылались на чудо, случившееся после вступления Альберта в орден доминиканцев. Около 1212 г. поступил в Падуанский университет, где попал под влияние Иордана Саксонского, второго магистра-генерала ордена братьев-проповедников (доминиканцев), который читал проповеди студентам в конце 1223. В том же году, вопреки воле отца и дяди, и отчаянному сопротивлению последних, вступил в доминиканский орден, продолжая занятия теологией и наукой. Альберт стал доминиканцем, но получил значительные послабления в соблюдении орденского устава. Чтобы он мог заниматься своими исследованиями, ему позволили до самой смерти пользоваться принадлежавшим ему состоянием, что для тех времен было делом неслыханным.

С 1228 по 1254 гг. Альберт преподавал в крупнейших университетах Баварии и Франции и обретает славу величайшего схоласта Европы. Слава его была так велика, что когда он выступал с лекциями в Парижском университете, там не находилось достаточно вместительной аудитории, и он читал лекции на площади, названной потом его именем, ведь название Мобер (Maubert) означает не что иное, как мэтр Альберт (maitre Albert). В 1245 уехал из Кёльна в Париж, где получил степень магистра теологии и возглавил кафедру богословия. В это же время начал писать первые из своих многочисленных трудов по естествознанию, метафизике, логике, этике, экзегезе Св. Писания и теологии. В том же году происходит его знакомство с Фомой Аквинским, который затем станет одним из любимых учеников Альберта и будет сопровождать его в поездках по университетам и многочисленным странствиям. В 1248 Альберт возвратился в Кёльн, где преподавал философию и теологию вновь принятым членам ордена в Studium generale – доминиканской школе, только что основанной в этом городе.

Под влиянием неоплатонических и арабских источников Альберт выстраивает иерархию небес: небеса (эмпиреи), обладающие природой света и являющиеся обителью ангелов, неподвижный двигатель, который объемлет собой кристаллическое небо и твердь, содержащую звезды, - их движение является причиной жизни низших существ. В свою очередь небеса (эмпиреи) охватываются небесами Троицы.

Учение Альберта о душе (часть которого составляет предлагаемый читателю трактат) занимает важное место в его философии. Альберт стремится дать исчерпывающий свод определений души, принадлежащих как христианским мыслителям, так и Аристотелю с его последователями. Все определения сходятся в том, что душа есть нематериальная субстанция, соединенная с телом. Как первичный акт она дает телу бытие, как вторичный осуществляет его движения, поэтому верно и платоновское определение души как нематериальной субстанции, движущей тело, и аристотелевское - как формы тела. Альберт считает сущностным определением души не ее близость телу, а то, что она, подобно ангелам, относится к роду нематериальных субстанций, поэтому он предпочитает называть душу актом или совершенством тела, а не формой, ведь форма не может существовать без материи (форма - частный случай совершенства, а именно совершенства по отношению к материи).

Альберт отвергает учение о множественности субстанциальных форм, утверждая, что телу присуща только одна душа, сотворенная непосредственно Богом. Альберт также отвергает гилеморфное строение души.

Много внимания Альберт Великий уделял животным, часто повторяя Аристотеля и других авторов. В частности, отстаивает идеи генезиса в понимании наследственности, возможности изменения нравов животных после кастрации, борьбы между животными. Одновременно описания животных часто сопровождаются фантазиями о комбинировании разных жидкостей из органов, превращения лошадиного волоса в волосатика в воде, лошади со странными частями тела от слона и быка, саламандры, способной жить в огне

Мэтр Альберт родился в 1193 году в Лауингене в богатой семье. В первые годы учебы его успехи были довольно скромными, никак не давали оснований предположить, что он станет величайшим ученым своего времени. Для объяснения этой аномалии ссылались на чудо, случившееся после вступления Альберта в орден доминиканцев. Молодому монаху будто бы явилась Дева Мария и спросила, в какой науке он желал бы преуспеть. Юноша выбрал философию, и Мария обещала поддержать его на этой стезе, выразив, однако, сожаление, что он не отдал предпочтение теологии и по этой причине в конце дней своих понесёт наказание: станет таким же недалеким, как в ранней молодости.

Как бы там ни было, Альберт вел в Павии образ жизни студента из богатой семьи, пока не познакомился с монахом-проповедником, который уговорил его вступить в орден святого Доминика, в ту эпоху весьма могущественный, и в тишине и спокойствии посвятить себя наукам. Действительно, тогда, среди бесконечных войн, монастыри были единственными надежными убежищами, где культура могла развиваться без помех.

Так что мэтр Альберт стал доминиканцем, но получил значительные послабления в соблюдении орденского устава. Чтобы он мог заниматься своими исследованиями, ему позволили до самой смерти пользоваться принадлежавшим ему состоянием, что для тех времен было делом неслыханным.

Проведя несколько лет в Кёльне, Альберт Великий в 1945 году определяется в Париж, чтобы получить заветное звание магистра, присваиваемое тамошним университетом. Для этого необходимо было три года успешно преподавать в университете. Первые его лекции стали подлинным триумфом: аудиторию, где он читал, студенты брали штурмом, так что пришлось искать для него более просторное помещение. А поскольку в университете не оказалось залов, куда могли бы вместиться все желающие, мэтр Альберт вынужден был проводить свои занятия под открытым небом, на площади. Эта площадь сохранила его имя: ведь название Мобер (Maubert) означает не что иное, как мэтр Альберт (maitre Albert).

Зато другой чудесный факт из жизни Альберта Великого, который обычно считают легендой, скорее всего является подлинным. Речь идет о торжественном обеде в честь императора Вильгельма, когда в 1249 году Альберт принимал его в своем кёльнском монастыре. Об этом случае рассказывается в нескольких сочинениях, самое раннее из которых относится к 1320 году, — в нем отражены все примечательные события местного масштаба за период с 1248 по 1316 год. Еще одна версия принадлежит Иоганну Бека, который в 1346 году издал мемуары, повествующие о происшествиях примерно того же времени и? в частности, о чудесах, сопровождавших упомянутый выше обед.

Вот как излагает эту историю Иоганн Бека:

«Приближался праздник Богоявления, и король Вильгельм прибыл в Кёльн, дабы присутствовать на торжественной мессе в честь волхвов. В те времена преподавал там Альберт Великий из ордена братьев-проповедников, чрезвычайно сведущий в некромантии, еще более в философии, а пуще всего в теологии. Будучи приглашен королем, отведал он яств е его стола, а прощаясь, настоятельно попросил короля оказать ему честь и отобедать с ним в монастыре его в день Богоявления. Король, жаждущий увидеть какое-нибудь чудо, охотно согласился. В сказанный день, по завершении торжественной мессы, король со свитой своей отправился в монастырь проповедников, где Альберт принял его с подобающим почетом и повел в монастырский сад. Там король увидел слуг, которые выносили все необходимое для пиршества, то есть столы и стулья. Но стояли тогда жестокие морозы, и земля покрыта была снегом, так что люди из королевской свиты поначалу сильно вознегодовали против хозяина, в столь холодную погоду пригласившего гостей своих в сад, где нельзя было растопить камины.

В 1260 году Альберт был назначен епископом Регенсбурга, но занимал этот пост всего два года, поскольку терпеть не мог официальные должности. Он проповедует затем в Баварии, Вюрцбурге и Кёльне. 7 марта 1274 года в одном из итальянских монастырей умирает Фома Аквинский, и в то же самое мгновение Альберт Великий, находившийся тогда в Кёльне, с рыданиями возвещает об этой смерти другим монахам. Это отнюдь не легенда, а подтвержденный многими свидетельствами факт.

В том же году он принимает участие в Лионском соборе, а в 1276 году становится папским нунцием в Польше. Год спустя, невзирая на свои восемьдесят лет, он без колебаний отправляется в Париж, чтобы защитить память Фомы Аквинского, на некоторые сочинения которого обрушился с нападками университет этого города.

“1. Да будет алхимик скромен и молчалив; да не раскроет он тайну опытов своих никому.

Да живет он вдали от людей, в собственном доме, где две или три комнаты должны быть отведены для опытов его.

Да определит он со всем тщанием время и часы работы своей.

Да будет он терпелив, усерден и настойчив.

Да совершит он, в согласии с правилами искусства, растирание, сублимацию(возгонку), закрепление, прокаливание, растворение, дистилляцию(перегонку) и закрепление.

Да не пользуется он иными сосудами, кроме как из стекла или глазурованной глины, дабы избежать воздействия кислот

Да будет он достаточно богат, чтобы оплатить расходы, коих потребуют опыты его.

Да избегнёт он всяких близких отношений с принцами и вельможами. Ибо поначалу станут они торопить его в работе, в случае же неудачи ожидают его жесточайшие пытки, тогда как награда за успех будет ему темница”.

Альберт К. Бендер и люди в черном

Альберт К. Бендер и люди в черном Одна из наиболее известных и зловещих историй о людях в черном связана с именем Альберта К. Бендера. В 1953 году этот тридцатилетний житель Бриджпорта, штат Коннектикут, создал Международное Бюро по Изучению Летающих Тарелок и основал

Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн Немецкий ученый, чья теория относительности изменила наше понимание времени и пространства Выбор К тому моменту, когда Альберту Эйнштейну исполнилось двадцать два года, в его жизни уже сложился определенный шаблон. Он преуспевал в тех вещах, которые

АЛЬБЕРТ ПАЙК — ПЛАТОН ФРАНКМАСОНСТВА

АЛЬБЕРТ ПАЙК — ПЛАТОН ФРАНКМАСОНСТВА В этой главе мы не станем рассказывать о джентльмене из Арканзаса Альберте Пайке, или о проницательном юристе Альберте Пайке, или же об американском поэте Альберте Пайке; в наши цели также не входит вдаваться в подробности его

Король Альберт

Альберт

Альберт Значение и происхождение имени: белый (лат.).Энергетика и Карма имени: имя Альберт способно наделить своего владельца независимостью и спокойствием. Оно предполагает уверенность в себе и склонность к остроумию. Что и говорить, эти качества трудно назвать

Ученый оракул Альберт Великий

Ученый оракул Альберт Великий Универсальный доктор XIII век, Высокое Средневековье… Это было время, когда христианская религия с трудом, но все же принимала философскую мудрость, а философия начинала возвращать свое влияние на умы людей. Разумеется, до полной свободы

Альберт Игнатенко: маэстро суггестии

Альберт Игнатенко: маэстро суггестии Сравнение этого человека с волшебником может показаться банальным, но как не назвать волшебством то, что он делает на сцене? Какая сила заставляет людей воочию видеть яблоню и срывать с неё яблоки, ощущать их запахи, вкус? И на машине

Великий кэллахан

ВЕЛИКИЙ ПРИХОД

ВЕЛИКИЙ ПРИХОД О близящейся смене космических эпох, об Армагеддоне и Апокалипсисе в той или иной форме говорили все другие пророчества и религии. В современном западном мире почему-то особую популярность приобрели пророчества майя о наступлении в 2012 году новой эпохи —

Альберт

Альберт Эйнштейн: встречался с путешествующими во времени

Альберт Эйнштейн: встречался с путешествующими во времени Физика-теоретика, одного из основателей современной теоретической физики, почетного доктора около 20 ведущих университетов мира, Альберта Эйнштейна (14 марта 1879 — 18 апреля 1955) заслуженно считают гением своего

Великий Новгород

Великий Новгород Представим, что наш Север беднее других стран. Представим, что его древний облик поблек. Допустим, что очень мало известно о его истинном характере. Но сказки Севера чаруют. Северные ветры дарят силу и радость. Северные озера задумчивы; полны

Эйнштейн Альберт

Эйнштейн Альберт Физик, немец по происхождению (1879–1955), самый знаменитый ученый XX века. В одном из основополагающих трудов по теории относительности он писал: «Когда законы математики приложимы к реальности, они не определенны, когда же они определенны, то они не

11 – Великий Переход

11 – Великий Переход МЫСЛЬ Упанишады, выраженная в кратких, насыщенных, типичных для ее стиля высказываниях первой части, сводится в итоге к тому, что жизнь ума, ощущений, витальной активности, которую мы ведем, – не вся и не основная часть нашего существования – не

215. Альберт Эйнштейн (1879–1955)

215. Альберт Эйнштейн (1879–1955) Альберт Эйнштейн вполне может считаться самым известным евреем XX в. Вероятно, никто больше в истории человечества не пользовался такой известностью именно в качестве гения. Эйнштейн знаменит в первую очередь благодаря своей теории

Albertus Magnus

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (Albertus Magnus / Альбертус магнус) — известный немецкий философ и теолог, а также естествоиспытатель. Нам известен, в первую очередь, благодаря своим пророчествам и предсказаниям. Родился Альберт Великий между 1193 и 1207. Умер в 1280 году. В 1931 канонизирован католической церковью.

Содержание статьи.

Биография и деятельность Альберта Великого

Альберт Великий (Albertus Magnus) — псевдоним графа Альберта фон Больштедта. О его жизни известно следующее. Альберт Великий, вероятно, родился в местечке Лауинген (современная Бавария). По некоторым данным, образование юный Альберт получил в университете в Падуе, где увлекся трудами Аристотеля.

В юном возрасте Альберт Великий вступил в доминиканский орден. После вступления в доминиканский орден Альберт Великий изучал теологию в Болонье. Долгое время преподавал теологию и философию в Парижском и Кельнском университетах. По некоторым данным также преподавал в Регенсбурге, Фрайбурге и Страсбурге. Был преподавателем Фомы Аквинского.

В 1245 году Альберт стал магистром богословия – первым среди немецких доминиканцев. Вместе с Фомой Аквинским и Будущим Папой Иннокентий V разработал учебную программу для тех, кто изучает богословие. Основным нововведением был обязательный курс философии.

В 1260 году папа Александр IV назначил Альберта Великого епископом Регенсбурга. В качестве епископа имел прозвище “епископ в сапогах” так как отказывался от лошади и передвигался исключительно пешком.

Альберт Великий известен как блестящий посредник между конфликтующими сторонами. Именно он в 1258 году положил конец затяжному конфликту между гражданами Кельна и местным архиепископом.

С 15 ноября 1954 года мощи его находятся в римском саркофаге в склепе Доминиканской Церкви Санкт-Андреас в Кельне. Альберт Великий считается покровителем ученых-естествоиспытателей. Праздник св. Альберта Великого отмечается 15 ноября.

ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ

Сочинения Альберта, собранные в 1899 году, составили тридцать восемь томов. Его труды посвящены логике, теологии, ботанике, географии, астрономии, астрологии, минералогии, алхимии, зоологии, физиологии, френологии, праву. Он также много рассуждал о законе, дружбе и любви. Большинство современных знаний об Аристотеле и идей Аристотеля были сохранены именно благодаря трудам Альберта Великого.

Альберт Великий — первый крупный христианский философ продолжатель традиции аристотелизма в эпоху Средневековья. Он является автором многочисленных комментариев и “Парафразов” к Аристотелю. Его перу принадлежит философское сочинение “Сумма теологии”.

Комментарии Альберта сделали сочинениях Аристотеля доступными не только для широкой научной дискуссии, но и для понимания обычными людьми, далекими от философии.

Исследования Аристотеля привели Альберта Великого к изучению традиций мусульманской философии, в частности, к трудам Авиценны и Аверроэса.

ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ

Деятельность Альберта Великого носила скорее философский, нежели теологический характер. Аристотелизм сильно повлиял на взгляды Альберта Великого на природу и философию.

Альберт Великий стремился согласовать богословие и науку. Он называл богословие сверхъестественным опытом, а науку — естественным опытом. Науку он считал низшей ступенью богословия, а вместе наука и богословие составляют, по мнению Альберта Великого, универсальное знание.

Альберт Великий не отрицал сотворенности времени и материи, но сумел совместить схоластику и физику Аристотеля. Считал, что первыми в процессе творения были четыре сущности:

  • материя,
  • время,
  • природа ангелов,
  • небо эмпирея.

Альберт Великий также допускал существование составных нематериальных сущностей. Считал, что ангелы и деятельные разумы —части человеческой души.

Альберт Великий различал ПРОСТОЕ, сущность которого совпадает с источником его бытия, и СОСТАВНОЕ, бытие которого не тождественно его сущности.

Согласно Альберту Великому, наблюдение – основной метод научного исследования, так как разум не отделим от чувств, а познание — взаимодействие чувств и разума. Максимальное знание и высшее доступное состояние, согласно теологу, — это растворение в созерцании Бога, которое возможно лишь при отрешении от мира и очищении чувственных образов.

Альберт Великий также полагал, что космос — наполненная различными силами совокупность форм.

Предсказания Альберта Великого о России.

Несмотря на то, что многие пытаются найти в предсказаниях Альберта Великого сведения о будущем России, нужно сказать, что пророчеств о России Альберт Великий не делал. Есть только одно предсказание, которое, вероятно касается России.

Предсказания альберта великого о РОссии

Вероятно, в данном предсказании речь идет о супердержавах — России, Китае и США.

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

Четко разграничивая теологию и философию, Альберт признает самодостаточность каждой в сфере своего приложения. Теология, будучи практическим учением, служащим идеям спасения, руководствуется положениями веры, которые разум судить не может. Философия же как разумное постижение сущего, или вещей самих по себе, не нуждается в каких-либо иных авторитетах, кроме логического доказательства и опыта, и имеет целью само знание. Философы опираются на низшую, рациональную способность ума, богословы же извлекают мудрость из его сокровенной части (abditum mentis), озаряемой светом Божества (lumen infusum). При этом вера использует разум для своего укрепления и распространения.

Помимо рациональной способности человеческая душа обладает, по Альберту, сообщающей ей моральные нормы совестью, а также волей, способной совершать свободный выбор. Субъектом естественной каузальности (в частности, астрологической) является лишь тело человека, душа же его не подвержена ей.

1. Opera omnia, ed. A.Borgnet, t. 1–38. P., 1890–99;

2. Opera omnia, ed. В.Geyer, t. 1–40. Münster, 1951–84 (к 1984 издано 14 тт.);

3. в рус. пер: О растениях. – В сб.: Агрикультура в памятниках Западного средневековья. М.–Л., 1936, с. 231–283.

1. Grabmann M. Der heilige Albert der Große. Wissenschaftliches Charakterbild. Münch., 1932;

2. Albertus Magnus Doctor Universalis, 1280–1980, ed. G.Meyer & A.Zimmermann. Mayence, 1980;

3. Albertus Magnus. Seine Zeit, sein Werk, seine Wirkung, ed. A.Zimmermann. В. – Ν.Υ., 1981;

4. Craemer-Rügenberg I. Albertus Magnus, Münch., 1980;

5. Libera A. De. Albert le Grand et la philosophie. P., 1990;

6. Studia Albertina (Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mitteralters, Suppl. 4). Münster, 1952.

Читайте также: