Доклад на тему духовная жизнь общества в 18 веке

Обновлено: 18.05.2024

В 18 веке в России начало развиваться образования. Открываются учебные заведения, академии. Уровень жизни этого времени требует развития грамотности населения Российской Империи. Уделяется большое внимание развитию грамотности, науки и искусства. 18 век стал для России – веком Просвещения.

В период правления Екатерины II был основа первый университет нашего государства – Московский университет (дата основания 1755). Во второй половине 18 века открывались первые библиотеки, музеи, театры, начала выпускаться первая пресса. В Петербурге начала свою деятельность Императорская академия художеств.

Развитие просвещения Российской Империи делиться на два периода:

  • Первая половина 18 века – образование совершенно новой культуры.
  • Вторая половина 18 века – стремительное развитие культуры и образования.

Общая характеристика

Новшества в развитии населения, воспринималось народом тяжело. Обусловлено это долгим закрытием русских от иностранных государств. Требовалось время, сто бы войти в новый уклад жизни. Люди с недоверием относились к пришедшим с Европы нововведениям.

В эпоху Петра I иностранные государства начинают воспринимать Российскую Империю, как европейское государство. Осваиваются первые взаимоотношения между государствами.

При Екатерине II, заключаться первые дипломатические соглашения между Россией и государствами Европы. Все важные политические вопросы между странами решаются с участием Российского государства.

В 18 веке империя расширяет границы, выходит к морям. Из периферийного государства, приобретает статус доминанта на Востоке. Не одно важное дипломатическое решения не принимается без участия Российской Империи.

Особенности развития

Культура России 18 века начинает развиваться под влиянием европейского просвещения. В тоже время Российская церковь не воспринимает введения, пришедшие из других государств. Возникает конфликт между Петром I и русской церковью, что замедляет становления культуры эпохи.

Не смотря на это, Россия постепенно принимает Европейское направления развития. Стремительными темпами развивается литература, философия, наука.

Архитектура

В 18 веке отмечается расцвет архитектуры Российской империи.

Основные этапы развития архитектуры эпохи:

  • В России 18 века поочередно развиваются три направления архитектуры: барокко, рококо, классицизм.
  • В архитектуру приходят новые западные направления, которые сочетаются с российскими традициями.
  • В Российской Империи появляются новые города, образовываются первые архитектурные памятники, памятники культуры.
  • Возводятся новые строения в Санкт-Петербурге. Который приобретает статус центра архитектуры 18 века.
  • Появляются новые здания для России эпохи Просвещения: театры, заводы, коллегии, сооружения гражданского назначения.
  • Планово застраиваются города.
  • Россия приглашает иностранных архитекторов.
  • Большое значение для империи имеет постройка дворцовых и парковых зон, которых становятся достопримечательностью эпохи

Музыка

В салонах или аристократических домах обучали игре на музыкальных инструментах (флейте, виоле, арфе, гитаре). Были написаны лирические канты (первые арии). Набирало популярность танцевальное направление музыки: менуэты, англезы, экосезы и другие.

Живопись

Живопись Российской империи 17 века представлялась портретами, которые отдаленно напоминает образы икон. Немевшими красочности и точности написания. С наступление Просвещения портреты приобретают цветовую насыщенность, авторы в работах отражают тень и оттенки.

При Петре I появляется первый известный художник – Иван Никитин. Известные картины мастера:

Данные картины сохранились до нашего времени и находятся в Государственном Русском музеи.

Литература

В первой половине 18 века произведения писались по сложившимся древним традициям. Основными направлениями были:

  • Житие.
  • Панегирик.
  • Тонические стихи.

К середине 18 века литература охватывается новым веяньем и начинает стремительно развиваться. Главными деятелями эпохи признаны: Михаил Васильевич Ломоносов, Василий Кириллович Тредиаковский.

Первый филолог России — В. А. Тредиаковский, познакомил народ с понятиями прозы и поэзии. Он первый перевел произведения древнегреческой и европейской культуры, сделав их доступными для людей.

В конце 18 века Россия узнает такие жанры литературы:

  • Проза.
  • Драма.
  • Стихотворные формы литературы (поэмы, оды)

Театр

Театр в Российской империи стал развиваться при Петре I. Первые пьесы ставились только для царской семьи. После смерти правителя развития театра остановилось.

Резкий расцвет театра произошел во время правления Екатерины II. Правительница основала Императорские театры России. Большое количество пьес было сосредоточено в Санкт-Петербурге.

В 1756 году формируется русский театр в Санкт-Петербурге и Москве.

В 1957 году проходит открытие первой итальянской опреы в Москве.

Главные театры 18 века:

  • Каменный театр.
  • Деревянный театр.
  • Эрмитажный театр.

18 век для Российской империи характеризуется резким скачком развития культуры и образования. В эпоху Просвещения Россия перенимает направления развития европейских стран, что положительно отражается на становлении культуры государства.

Русская культура в XVIII в. переживала примечательные изменения. Если до этого времени происходило накопление научных знаний – исторических, географических, естественнонаучных и иных, то теперь они превращаются в собственно науку. Кардинальные сдвиги происходят во всех областях. Провиденциализм в истолковании явлений природы и общества (исходя из промысла Божьего, провидения) уступает место рационализму (исходя из принципов разума – рацио).

Если в XVII в. наблюдаются лишь первые попытки, опыты изображения внутренней жизни человека, его помыслов, страстей, стремлений, добродетелей и пороков, то в XVIII столетии в этом плане далеко шагнули вперед. Это относится к литературе, живописи, скульптуре, в целом к культуре. Характерными для того времени чертами русской культуры являлись стремление к светскости (секуляризации культуры), гуманистическому восприятию действительности, открытость ее к диалогу с культурами других народов, веротерпимость.

2. Просвещение

Петровские преобразования затронули и сферу просвещения, образования. Для подготовки специалистов открыли школы: Навигацкую, артиллерийские, инженерные – в обеих столицах; горные – на Урале; епархиальные и цифирные, гарнизонные и адмиралтейские – в провинции. В Москве существовала школа иностранных языков. В Петербурге основали Морскую академию. Дворян для обучения наукам посылали в Германию и Нидерланды, Италию и Англию.

Для обучения дворян возможностей было больше – частные пансионы, шляхетские корпуса (Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный). В 66 духовных семинариях и школах обучались дети православного духовенства.

Действовали специальные школы: горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и другие, всего около двух десятков.

В 1725 г. появилась Академия наук в Петербурге, при ней – университет и гимназия. В 1755 г. основали по почину И.И. Шувалова и М. В, Ломоносова Московский университет. Университет выпустил большое число специалистов по разным отраслям знаний, из них вышли многие крупные ученые. В 1757 г. начала обучение Академия художеств.

Во второй половине столетия власти предприняли интересную попытку реформы образования и воспитания. Ее инициатором и активным проводником в жизнь стал Иван Иванович Бецкой. Внебрачный сын генерал-фельдмаршала И.И. Трубецкого, он родился в 1704 г. в Стокгольме, где отец находился в плену. По возвращении в Россию его отправили в Данию, где он получил образование. Немало путешествовал по Европе. Бецкой с 1729 г. служил в Коллегии иностранных дел, в 1747 г., выйдя в отставку, уехал в Париж, где прожил 15 лет. Он познакомился с энциклопедистами, их и Руссо идеи по части воспитания юношества вдохновили его.

В начале 1762 г. император Петр III вызвал Бецкого в Петербург, и он возглавил Канцелярию строения домов и парков. В этой должности он способствовал украшению Северной Пальмиры – в столице появились памятник Петру Великому работы Фальконе, решетка Летнего сада, один из невских мостов и гранитные набережные. Воцарение Екатерины II, матери которой s свое время представили Бецкого, принесло ему огромные богатства и начальствование над рядом заведений – Академией художеств, Сухопутным шляхетским кадетским корпусом и, самое главное, воспитательными домами в Москве и Петербурге. Бецкой стал родоначальником женского образования в России. По его проекту в 1764 г. был открыт Смольный институт в Петербурге (воспитательное общество благородных девиц), которым он также руководил.

Конечно, расчет на изоляцию учеников от общества был наивен – оно продолжало влиять на них. Однако усилия Бецкого способствовали распространению общего образования. По его инициативе создавались городские училища, воспитательные мещанские училища при Шляхетском корпусе и Академии художеств.

В 1782–1786 гг. была проведена школьная реформа. В соответствии с Уставом народных училищ 1786 г. в каждом губернском городе учреждались главные училища с четырьмя классами, а в уездных городах – малые народные училища с двумя классами. В первых двух классах изучали чтение и письмо, священную историю. В двух старших классах обучали геометрии, географии, физике, истории и т.д. В 1782 г. в России было всего 8 школ с 518 учащимися, в конце XVIII в. –288 школ и 22 220 учащихся.

Общественно-политическая мысль. Петровские реформы, бурная жизнь страны в эпоху Северной и других войн, дворцовых переворотов породили большое число откликов со стороны современников.

В богословских трактатах, проповедях Прокопович прославлял успехи России на поле брани, в развитии промышленности, торговли, проведении реформ.

Критика крепостничества звучала в сочинениях Я. Поленова, солдатского сына, И.Г. Эйзена, лифляндского пастора, и Л. Кенемана, митавского адвоката, в речах депутатов Уложенной комиссии 1767–1768 гг. – дворян Г.С. Коровина и Я.П. Козельского, крестьян И. Чупрова, И. Жеребцова, казака А. Алейникова и других. Депутаты ставили вопрос о смягчении крепостного гнета, его ограничении, постепенном освобождении от него крестьян и работных людей.

В народе из уст в уста передавались, накапливались предания, легенды, воспоминания о прошлом Руси. Большой популярностью пользовались песни о Ермаке и Степане Разине.

Литература. В XVIII в. гораздо более широкий размах приняло печатание книг по разным отраслям знаний. Преимущество получают светские книги.

Русский классицизм представлен также именами А.П. Сумарокова, его главы, М.М. Хераскова (тоже выходца из Молдавии), В.И. Майкова, Я.Б. Княжнина и др. Проповедуя высокие гражданские чувства, благородные поступки, они исходили из мысли о неразрывности интересов дворянства и самодержавной государственности.

4. Архитектура

В Москве продолжали развивать традиции русского, или нарышкинского, барокко. Таковы церковь Покрова в Филях, построенная для Л.К. Нарышкина; церковь Ивана Воина на Якиманке; церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах (Меншикова башня) и др.

Великий зодчий России Василий Иванович Баженов, родившийся в 1737 г. в семье церковнослужителя одного из соборов Московского Кремля, с детских лет проявил незаурядное природное дарование – с увлечением срисовывал старинные здания во второй столице. О нем узнал известный архитектор Д. Ухтомский и взял его в обучение. Затем Баженов перешел в петербургскую Академию художеств к С.И. Чевакинскому, став его помощником при возведении Николаевского морского собора. Учился Баженов также в Париже и Риме. Возвратившись на Родину, он строил здания арсеналов в обеих столицах, в Москве – дом Пашкова, в стиле национальной готики – дворец в Царицыно и др. Связи Баженова с Новиковым, цесаревичем Павлом Петровичем, московскими масонами навлекли на него гнев императрицы, и его отстранили от дел. Царицынский дворец остался недостроенным (Екатерина сочла его мрачным), а грандиозный проект перестройки Кремля оказался невостребованным. Некоторое время Баженов занимался частными постройками. В конце правления императрица вернула его в Северную столицу (1792 г.), и он строил здания в Кронштадте. Император Павел назначил его вице-президентом Академии художеств, и гениальный зодчий принялся за новые дела, но вскоре умер (1799 г.).

В стиле барокко работал знаменитый В. Растрелли (Зимний дворец, собор Смольного монастыря, многие другие сооружения в разных городах). Сын скульптора К.-Б. Растрелли, он родился в 1700 г. По заказу Анны Ивановны он строил Зимний дворец (1735–1739 гг.), йотом дворец Бирона в Митаве. По его проектам возвели много сооружений в Москве (Анненгофский, Лефортовский дома). Петербурге и его окрестностях (дворец в Царском Селе, дворцы Бобринских, Воронцова, Строганова и др.), Киеве (Андреевский собор) и другие. Венцом его деятельности стала постройка комплекса зданий Смольного монастыря (40–50-е гг., достроен В.П. Стасовым в начале XIX в.). Скончался Растрелли в 1771 г.

Живопись. Светская живопись при Петре 1 выразила себя главным образом в портрете. Братья Иван и Роман Никитины, Андрей Матвеев рисовали Петра, членов его семьи, сподвижников, преемников – Петра II, Анну Ивановну. Портреты были сделаны в реалистическом духе, проникнуты психологизмом.

В жанре миниатюрного портрета на эмали изображали Петра, его жену и сестру И. Адольский, Г. Мусикийский.

На гравюрах их авторы (братья Зубовы и др.) прославляли воинские победы русской армии и флота, запечатлели строительство городов, кораблей.

Федор Степанович Рокотов (родился в 1730-е гг.) происходил из крепостных крестьян Московской губернии. Точных сведений о его ранней жизни и обучении не существует. Возможно, что молодой художник работал вместе с Ломоносовым. Его мастерство обратило на себя внимание. Рокотову заказали портреты Петра III, затем он писал коронационный портрет Екатерины II, который очень понравился правительнице. Императрица изображена на нем во весь рост в профиль на фоне красивой обстановки. Рисовал Рокотов портреты Павла Петровича, И.И. Шувалова, Г.Г. Орлова. В 1765 г. он стал академиком и уехал в Москву. Здесь он создавал небольшие интимные портреты. В них с наибольшей полнотой проявился глубоко оригинальный талант живописца. Картины отличались проникновенностью, задушевностью и поэтичностью, особым живописным почерком, необычайной живостью и легкостью мазков, прозрачностью красочного слоя. Большой выразительности достигает Рокотов в передаче лица, тканей, кружев и т.д. Особым лиризмом проникнуты портреты молодых женщин: А.П. Струйской, Обресковой, неизвестной в розовом платье и др.

Дмитрий Григорьевич Левицкий работал в реалистической манере. Он родился в 1735 или 1736 г., вероятно, в Киеве, в семье священника, рисованию учился у отца, потом в Петербурге. Известность Левицкий приобрел в 60-е гг., стал академиком, преподавал в Академии художеств. Он прославился портретами Екатерины II, членов ее семьи, архитектора А.Ф. Кокоринова, воспитанниц Смольного института и многих других. Его кисти свойственны нежность и сочность красок и тщательность письма.

Скульптура. В Петровское время скульптура носила в основном прикладной, орнаментальный характер. Но тогда же работал крупный скульптор К-Б. Растрелли (бронзовый бюст Петра и др.).

Этьен-Морис Фальконе, выходец из Швейцарии (родился в 1716 г.), начинавший как скульптор-самоучка, учился затем в Париже, получил здесь признание – стал членом Академии художеств, создал работы на античные и библейские темы. По рекомендации Вольтера и Дидро Екатерина II пригласила его в Россию (1766 г.) – он должен был соорудить памятник Петру Великому. Закончил работу скульптор в 1775 г. и три года спустя вернулся в Париж.

Скульптор-реалист Федор Иванович Шубин, земляк Ломоносова (родился в 1740 г.), тоже, как и он, пришедший пешком в столицу, но не в Москву, а в Петербург, попал в Академию художеств по прошению Ломоносова. Шубин учился также во Франции и Италии. По возвращении в Петербург он приобрел славу лучшего русского скульптора (бюсты Екатерины II, Павла I, Ломоносова, вельмож, полководцев Румянцева, Суворова, Потемкина и др.). Ему покровительствовал всесильный Потемкин, но завидовали и преследовали собратья по мастерству. Умер Шубин в 1805 г.

Театр. В 1756 г. в Петербурге возник стараниями ярославца – купеческого сына Ф.Г. Волкова первый профессиональный театр в России. Основу его деятельности составили национально-патриотическая тематика, просветительство, классицистический репертуар (трагедии А.П. Сумарокова и др.). В нем работали выдающиеся актеры театрального классицизма: И.А. Дмитревский, П.А. Плавильщиков, Т.М. Тровпольская, сам Ф.Г. Волков. Возвышенность в обрисовке героических образов русской и мировой истории сочеталась у них с тонкостью в раскрытии их мыслей, страстей, выразительностью декламации.

Петровские преобразования затронули и повседневный быт всех слоев общества. Дворяне сменили старинные одежды, тяжелые, длинные и неудобные, на более простые и удобные европейские камзолы, костюмы, сбрили бороды, курили табак. Подобные новшества прививались и среди купцов, других слоев городского населения.

По случаю побед в походах и сражениях устраивали народные гулянья – с триумфальными шествиями и арками, фейерверками и маскарадами, угощениями и выступлениями плясунов, фокусников и акробатов.

Сокращение для дворян срока службы до 25 лет (1736 г.), затем отмену обязательной службы (1762 г.) дворяне встретили с одобрением. Многие уходили в отставку, чтобы полностью переключиться на домашнее хозяйство, предпринимательство. Они строили усадьбы, разбивали парки, сады. Все большее место в их жизни занимали праздники и охота, балы и семейные торжества. Дворянам подражали богатые промышленники, купцы. Они тоже заводили дома и дворцы, оркестры и псарни.

Из дворянской среды вышло немало писателей и поэтов, художников и зодчих. Но основная их масса вела жизнь праздную, ленивую, которая их развращала. Особой роскошью отличалась повседневная жизнь императорского дворца, вельмож. Императрица Елизавета, например, имела гардероб со многими тысячами платьев. Сановники тратили огромные деньги на пиры, увеселения, фавориток.

Некоторые из вельмож собирали богатейшие коллекции живописи, скульптуры, прикладного искусства, редких рукописей, на свои деньги строили прекрасные архитектурные памятники, музеи, открывали частные театры.

Бери – большой тут нет науки.

Бери, что только можешь взять.

На что ж привешаны нам руки.

Как не на то, чтоб брать, брать, брать…

1. Громаков С.Г. История России. М., 2008.

2. Крамор А.К. История Отечества. М., 2007.

3. Акаев А.Л. История России. СПб., 2007.

4. Грызлов К.В. История России: с древнейших времен до наших дней. М., 2006.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 Культура, духовная жизнь, быт в XVIII веке

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Культура, духовная жизнь, быт в XVIII веке

Культура, духовная жизнь, быт в XVIII веке

Культура XVIII века Победа светского начала Способность к активным контактам.

Культура XVIII века Победа светского начала Способность к активным контактам с культурами других народов Развитие рационализма в общественном сознании

Грамотность, образование I половина XVIII века Создание цифирных (начальных).

Московский государственный университет - 1755

Московский государственный университет - 1755

Смольный институт благородных девиц - 1764

Смольный институт благородных девиц - 1764

Смольный институт благородных девиц

Смольный институт благородных девиц

Наука и техника 1725 г. Академия Наук 1725-1741 гг. Экспедиции Витуса Беринга.

М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.) Физика Закон сохранения материи и движения Хим.

М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.) Физика Закон сохранения материи и движения Химия Физическая химия Астрономия Атмосфера на Венере Литература Оды Новое стихосложение История Антинорманнская теория Изобразительное искусство Мозаика География Северный морской путь Московский университет

Развитие науки и техники II четв. XVIII в. Токарные станки А.К. Нартова

Развитие науки и техники II четв. XVIII в. Токарные станки А.К. Нартова

Общественная мысль I половина XVIII века Ф. Прокопович, И.Т. Посошков, В.Н. Т.

Литература Классицизм Ориентация на античные художественные образцы и на граж.

 Д.И. Фонвизин Г.Р. Державин Н.М. Карамзин

Д.И. Фонвизин Г.Р. Державин Н.М. Карамзин

Театр и музыка Ф.Г. Волков (1729-1763) Кон. 1740-х гг. – русская театральная.

Русский театр (первый русский профессиональный постоянный публичный театр) Ф.

Русский театр (первый русский профессиональный постоянный публичный театр) Ф.Г. Волкова

Архитектура III треть XVIII века Классицизм Строгость, симметричность, исполь.

Архитектура III треть XVIII века Классицизм Строгость, симметричность, использование античного декора В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, Е.И. Старов Дом Пашкова в Москве Михайловский замок в Петербурге Сенат в Кремле Московский университет Здание Дворянского собрания в Москве Дом-усадьба Демидова Таврический дворец в Петербурге

Изобразительное искусство I половина XVIII века Живопись (портрет) И.Н. Никит.

Изобразительное искусство II половина XVIII века Живопись (портрет, пейзаж) П.

Изобразительное искусство II половина XVIII века Живопись (портрет, пейзаж) Портрет: Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский Пейзаж: С.Ф. Щедрин Портрет В.Н. Суровцевой Портрет Д.А. Демидова Портрет М.И. Лопухиной Скульптура (портреты) Ф.И. Шубин (Ломоносов, Румянцев, Потемкин, Павел I и др.) Монументальная скульптура Э. Фальконе (Медный всадник, 1782 г.)

К.Б. Растрелли

Ф.И. Шубин Э.М. Фальконе

Ф.И. ШубинЭ.М. Фальконе

Быт Дворяне стремились во всем подражать правителям и по всей стране появилис.

Быт Дворяне стремились во всем подражать правителям и по всей стране появились прекрасные дворянские усадьбы. В то же время дома простых людей оставались деревянными. Из-за быстрого роста городской территории появилась необходимость нумерации домов по улицам.

В 18 в. среди дворян постепенно распространилась одежда европейского покроя.

В 18 в. среди дворян постепенно распространилась одежда европейского покроя, которую начинают шить непосредственно в России. Модные магазины открывались иностранцами оседавшими в стране. Женское платье шьется с декольте и корсетом. Мужская одежда состояла из шелковых панталон, кружевных рубашек, бархатных кафтанов. Появляются аксессуары -шляпки, трости, перчатки, трости, часы, парики и т.д.

Одежда простых крестьян изготавливалась из простых тканей - основу составлял.

Одежда простых крестьян изготавливалась из простых тканей - основу составляла льняная рубаха, поверх которой одевали сарафан, голова женщин покрывалась платком, а по праздникам - кокошником. Крестьянская обувь была представлена лаптями. Украшения изготавливали из дерева, или коры.

Культура России 18 века имела ключевое значение в развитии государства. Это столетие просвещения и разума. Так отзывались о нем великие мыслители того времени. Культура России 17-18 века считается расцветом эпохи больших общественно-исторических и идейных сдвигов. Последний также ознаменовался борьбой с религиозными догматами и феодально-монархическими устоями.

Культура России в 18 веке выделяется утверждением духа свободолюбия и распространением материалистического мировоззрения. Это наиболее ярко отразилось в литературе, науке, философии. Словом, в представительской деятельности крупнейших писателей, философов и ученых того времени. Речь идет о Радищеве, Ломоносове, Шиллере, Гете, Лессинге, Руссо, Вольтере, Гольбахе, Дидро и так далее.



Культура России 17-18 века – это знаменательный перелом, с которого начался новый период для государства. Нельзя не принять во внимание трехвековое монгольское завоевание. Из-за него культура России 16-18 века как бы находилась в изоляции. Кроме того, следует отметить влияние православной церкви, которая всеми силами старалась отгородить Русь от "западного" и "еретического". Это также относится и к формам культурного быта, нравам и образованности. Тем не менее, культура России в 18 веке встала на путь общеевропейского развития. Она начала постепенно освобождаться от средневековых оков.

Культура России 17-18 века – это знаменательный перелом, с которого начался новый период для государства. Нельзя не принять во внимание трехвековое монгольское завоевание. Из-за него культура России 16-18 века как бы находилась в изоляции. Кроме того, следует отметить влияние православной церкви, которая всеми силами старалась отгородить Русь от "западного" и "еретического". Это также относится и к формам культурного быта, нравам и образованности. Тем не менее, культура России в 18 веке встала на путь общеевропейского развития. Она начала постепенно освобождаться от средневековых оков.

Культура России в 18 веке переживала значимые сдвиги. Об этом ярко свидетельствует то, что впервые в стране нецерковная (светская) музыка вышла из областей устных традиций. Она стала высокопрофессиональным искусством. Культура России в 18 веке (таблица, представленная в статье, содержит информацию о некоторых, наиболее ярких событиях того времени) достигла своего пика благодаря крупным преобразованиям всех сфер жизни общества. Речь идет о реформах, которые были проведены в эпоху Петра I.


Данные преобразования коренным образом изменили весь общественный и культурный строй страны. "Домостроевские" обычаи церковно-схоластического мировоззрения времен Средневековья начали рушиться. Многих сфер коснулась развивающаяся культура 18 века России. Быт народа, традиции, устои – все и вся претерпевало изменения. Благодаря политическим достижениям в людях укреплялось чувство национальной гордости, а также сознание мощи и величия государства. Чем ознаменовались 19, 18 века? Культура России получила неоценимый вклад, внесенный русскими музыкантами. Речь идет об оперных артистах, исполнителях и композиторах, которые в большинстве своем вышли из народа. Им нужно было решить крайне трудную задачу. Они вынуждены были быстро осваивать то, что западноевропейские исполнители накапливали веками.

На развитие России в первой половине XVIII века огромное влияние оказали реформы Петра I в области образования, науки, а также вводимая им европеизация быта и открытость русского общества для усвоения европейской культуры. Глубокий практицизм, характеризовавший всю деятельность Петра I, отличал и его политику в области просвещения и науки.

Подготовка специалистов велась как за границей, так и на родине. В провинции начальное образование осуществлялось в трёх типах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей; 42 цифирных - для подготовки местных мелких чиновников; гарнизонные школы - для обучения солдатских детей. Помимо этого в Москве (1703-1715 годы) работала особая общеобразовательная школа - "гимназия" пастора Э.Глюка, в которой обучали, в основном, иностранным языкам.


Военных специалистов готовили Навигационное , Артиллерийское, Инженерное, Морское и Медицинское училища.



Кроме перевода иностранных, создавались собственные учебники. Наибольшее распространение получили грамматика Смотрицкого, "Арифметика" Магницкого. В создании новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф.П.Поликарпов, Г.Г.Скорняков-Писарев, Ф.Прокопович и другие.




Одновременно с реформой в сфере образования в первой четверти XVIII века бурное развитие получило издательское дело. В 1708 году Пётр I ввёл вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы, а также законодательных актов были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах, выпустившие в свет за годы правления Петра свыше 600 наименований книг и других изданий (в том числе немало переводов).

Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли, а в 1714 году в Петербурге была открыта государственная библиотека, заложившая основу Библиотеки Академии наук. С декабря 1702 года стало выходить первое в России периодическое издание - газета "Ведомости".


Широкий размах приобрели географические и геологические изыскания. Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей (М.Сердюков, Я.Батищев, И.Беляев, Е.Никонов, А.Нартов и другие).

По инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных коллекций и организовывалось отечественное музееведение. В 1719 году для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание "раритетов", которое послужило основой для коллекций будущих музеев - Эрмитажа, Артиллерийского, Военно-Морского и других.


Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу от 28 января 1724 года) в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 году. Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназия.


Важнейшие социально-экономические и политические сдвиги в жизни России в петровскую эпоху нашли отражение в литературе и публицистике. В 1717 году в Петербурге вышло в свет "Рассуждение. " о причинах войны со Швецией, представляющее собой первый в российской истории дипломатический трактат о внешнеполитических приоритетах страны. Экономическая публицистика была представлена работами выдающегося учёного-самородка И.Т.Посошкова, и прежде всего его наиболее известной работой "Книга о скудости и богатстве".

Блестящим писателем, оратором и общественным деятелем эпохи Петра был идеолог церковной реформы Феофан Прокопович. Им был разработан "Духовный регламент" и важный политический трактат "Правда воли монаршей". Другим видным церковным деятелем был Стефан Яворский. Его литературная деятельность отмечена крупными религиозными трактатами "Знамение пришествия антихристова" и "Камень веры", направленные против протестантизма.

Ко времени Петра I относятся попытки создания публичных театров в Москве и Петербурге, где ставились пьесы на исторические темы и комедии. В области изобразительного искусства в первой четверти XVIII века активное развитие получает светская живопись, особенно портретная. Выдающимися портретистами того времени были И.Н.Никитин, А.М.Матвеев, а среди мастеров гравюры - И.Адольский.


Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных композиций, что особенно ярко выразилось в создание дворцово-парковых ансамблей - например, оформление Большого каскада Петергофского дворца (архитектор Ж.Б.Леблон).

В петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход крегулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей - в основном гражданского, а не культового значения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга. Замечательными памятниками архитектуры стали комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости, Летний дворец Петра I (архитектор Д.Трезини), здание Двенадцати коллегий, Адмиралтейство и другие.



Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жёсткому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибуты петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчёркивать принципиальное отличие созданной за четверть века Российской империи - великого государства европейского типа.

Культурная жизнь России второй половины XVIII века пронизана идеями Просвещения - французской идеологии "царства разума", придававшей большое значение распространению образования и науки.

В России крупнейшим деятелем Просвещения был писатель и журналист Н.И.Новиков (1744-1818 годы), занимавшийся также издательской деятельностью. Его сатирические журналы "Трутень" и "Живописец" (1769-1773 годы) бичевали пороки, вызванные самодержавным деспотизмом и крепостничеством: его мысль "крестьяне такие же люди, как дворяне" была открытием для России XVIII век



Н. И. Новиков и его сочинения.

В развитии образования просле живались две тенденции: во-первых расширение сети учебных заведений (появление в 1786 году "Устава народных училищ" привело к увеличению народных школ с 8 до 288, а количества учеников - с 518 до 22220 человек); во-вторых, закрепление принципа сословности образования (рост числа дворянских учебных заведений). Число кадетских корпусов увеличивается до 5, возникает новый тип учебного заведения - благородный пансион.

Большую роль в распространении образования играл И.И.Бецкой, сторонник воспитания детей в изоляции от родителей (во избежании дурного влияния). Благодаря деятельности Бецкого в Москве появился Воспитательный дом для незаконно рожденных и подкидышей, коммерческое училище для купечества, в Санкт-Петербурге - Смольный институт для благородных девиц с мещанским отделением для недворянок. Христианские миссионеры открывали школы для народов Поволжья и Сибири.



Главным центром научной деятельности оставалась Академия наук; в 1755 году к ней прибавился Московский университет, в 1773 году Горное училище в Петербурге, в 1783 году - Российская академия, занимавшаяся изучением русского языка и грамматики. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М.В.Ломоносов - естествоиспытатель мирового значения, поэт- просветитель, художник, историк. Ломоносов открыл закон сохранения материи, выдвинул учение о цвете, исследовал электричество и силу тяжести, открыл атмосферу на Венере, описал строение Земли и т.д.

Взлёт технической мысли связан с именем И.И.Ползунова, изобретателя универсальной паровой машины, работавшей на Уральском заводе и механика- изобретателя И.П.Кулибина, удивлявшего Петербург "самобеглой коляской", протезами для инвалидов, лифтом, прожектором, проектом одноарочного деревянного моста через Неву длиной 298 метров.

В литературе XVIII века доживает свой век русское средневековье и происходит становление новой, ориентированной на западную жанровую систему поэзии, драматургии и прозы. Отсюда многообразие литературных жанров: и сатира, и политическая публицистика, и философская поэзия, романы и богословские трактаты.

Основным направлением в литературе становится классицизм в виде од, трагедий, похвальных слов. Наиболее ярко это проявилось в творчестве А.П.Сумарокова, перу которого принадлежат комедии и трагедии, выполняющие воспитательные функции.

Н.М.Карамзин - писатель, историк, автор "Истории Государства Российского", основоположник русского сентиментализма. В своих произведениях "Письма русского путешественника", "Бедная Лиза" Карамзин изображает русских крестьян в чувственно-сентиментальном духе, в образе пастухов и пастушек, а помещика - заботливым отцом своих крестьян. Г.Р.Державин был крупнейшим поэтом конца XVIII века. Его волновали и красоты окружающего мира, и философские проблемы человеческого существования, и общественно-политические проблемы.


Д.И.Фонвизин - русский писатель, создатель социальной комедии. Он одним из первых начал разоблачать миф о "философе на троне", обличать тупость, невежество русского дворянства. В комедиях "Бригадир" и "Недоросль" воспроизвёл яркую картину быта помещиков, сделав упор на наиболее неприглядные стороны их жизни.

С именем А.Н.Радищева связано формирование революционной идеологии, направленной на уничтожение самодержавно-крепостнического строя насильственным путём. Наиболее известное его произведение - книга "Путешествие из Петербурга в Москву", написанная в 1784-1789 годах в форме путевых заметок. С симпатией представлены в "Путешествии" образы крестьян, отталкивающими чертами наделены помещики, относящиеся к крестьянам как к рабочему скоту. Самодержавию он противопоставляет республиканское народное правление, выдвигает идею "совершенного уничтожения рабства" народным восстанием и "наделением крестьян землёй". Екатерина назвала Радищева "бунтовщиком хуже Пугачёва", увидела в нём распространителя "заразы французской". По её приказу Радищев был арестован и приговорён к смерти, которую заменили 10-летней ссылкой в Илим.


В архитектуре стиль барокко (Зимний дворец и Смольный монастырь Растрелли в Петербурге, его же Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе, Андреевская церковь в Киеве) во второй половине XVIII века сменяется классицизмом, использовавшим античное наследие. Величайшим мастером русского классицизма, чьи работы способствовали признанию русского зодчества в Европе, был В.И.Баженов. Он построил Пашков дом в Москве, Михайловский замок в Петербурге.


Наиболее ярким выразителем московской школы зодчества был М.Ф.Казаков. Самые известные его работы - Кремлёвский сенат, старый Московский университет, Колонный зал Благородного собрания.

Во второй половине XVIII века начинается расцвет русской скульптуры. Э.Фальконе в памятнике Петру I на Сенатской площади выразил своё понимание личности Петра в истории России. Наивысшие достижения в жанре скульптурного портрета связаны с именем Ф.Шубина (портреты Д.Голицина, Павла I, М.Ломоносова, З.Чернышова).


Расцвет русской портретной живописи связан с именами Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Боровиковского. Ярославский купец Ф.Волков стал создателем первого русского публичного постоянного профессионального театра (1756 г.).

Читайте также: