Доклад на тему дифференцированный подход в обучении

Обновлено: 02.07.2024

Приемы педагогической техники- каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет. А в работе – совершенствуется. (Слайд 1).

Одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста является формирование УУД и развитие общих интеллектуальных способностей ребёнка.

В соответствии с ФГОС в современной школе должны решаться задачи формирования основ учебной деятельности ребенка, а именно: системы учебных мотивов, постановки учебных целей, планирования и контроля учебных действий, способности к совместной деятельности с учителем и одноклассниками. Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями —познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными —должен овладеть учащийся. Одно из положений Федерального государственного образовательного стандарта связано с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм обучения. (Слайд 2).

Конечный результат обучения и воспитания младших школьников зависит от умения учителя заинтересовать учеников преподаваемым им предметом, от умелого применения им наиболее эффективных форм и приёмов обучения.

Сегодня вызван большой интерес педагогического общества к идеям личностно-ориентированного образования, которое в настоящее время определяет направленность инновационной деятельности. (Слайд 3)

Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития младших школьников и подтверждает сущность и цели общего среднего образования. Дифференцированный подход в процессе обучения означает действенное внимание к каждому школьнику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, а также внеурочной деятельности, т. е. в дополнительном образовании предполагает разумное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого учащегося.

Дифференцированный подход облегчает воспитательную деятельность педагога, так как позволяет определять содержание и формы воспитания не для каждого ребёнка (что сложно в условиях большой наполняемости классов, а для определённой "категории" учащихся. Реализации дифференцированного подхода способствует организация игр, соревнований, временных творческих коллективов, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть достоинства учащихся. Необходимое условие дифференцированного подхода - изучение межличностных отношений. Дифференцированный подход даёт возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми и т. д.

В чем заключается методика дифференцированной работы на уроке в условиях ФГОС?

На основе личных наблюдений, я разделила класс на 3 группы:

1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.

3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

1 этап. Дифференцированная домашняя работа.

Одним учащимся можно предложить задания обязательного уровня усвоения материала, другим то же самое и добавить более сложную задачу и ученикам III группы — задания из учебника и задачи из разных пособий. (Слайд 5)

2 этап. Учет знаний учащихся на уроке.

На этом этапе можно организовать взаимопомощь, посадить слабых учеников с более подготовленными, можно организовать работу консультантов.

Взаимодиктант по математике:

• Сумма чисел 2 и 8;

• 6 увеличить на 7;

• уменьшаемое 28, вычитаемое 8. Найди разность.

• сумма чисел 30 и 10 уменьшить на 10.

Работа в группах даё т ощутимый результат: каждый может высказать своё мнение, активно участвовать в решении учебных задач в соответствии с возможностями. Таким образом, слабые ученики пытаются тянуться за сильными, становятся более раскованными и решительными, свободно формулируют вопросы и выводы.

III этап. Организация базового повторения.

На этом этапе ликвидируются пробелы в знаниях учащихся через определенную работу на уроке с теми учащимися, которые что - то не усвоили, допускают ошибки. В это время другие учащиеся могут работать с заданиями из различных пособий.

Предлагается учащимся три упражнения разного уровня сложности. Все учащиеся работают одновременно. Ребята, независимо какое именно упражнение выполняют, слушают, как отвечают ребята у доски, и, если необходимо исправляют ошибки.

Таким образом, каждый ученик проработал устно три упражнения, одно из которых выполнил письменно за сравнительно небольшой промежуток времени.

IV этап. Проверка усвоения изученного материала.

Она включает самоконтроль и работу консультантов, то есть контрольные и самостоятельные работы — разноуровневые, к принятию зачетов можно привлекать консультантов, которые уже сдали зачет по данной теме. (Слайд 6)

V этап. Изучение нового материала.

Дифференциация проявляется по отношению ко всем учащимся уже со 2 урока новой темы. Одни учащиеся работают по образцу, отрабатывая задания обязательного уровня; другие сосредотачиваются на упражнениях, требующих хорошего понимания основных положений темы, а третьи переходят от обязательных заданий к творческим. (Слайды,7,8)

Итак, дифференцированный подход делает урок более продуктивным и интересным, он стимулирует каждого ученика к порождению речи, мотивируя их участие в обучении, в связи с чем этот подход должен учитываться при организации и проведении любого урока любой темы. (Слайд 9).

Возьмите чашу терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригорошни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте, потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте всем, кого встретите на своём пути.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дифференцированный подход в обучении. Доклад на педсовете.

Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения.

Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.

Даже начинающий учитель знает, что при любом коллективном или фронтальном обучении усвоение знаний и умений происходит индивидуально, в соответствии с индивидуальными особенностями мыслительной деятельности, личностных качеств. Учет индивидуальных особенностей – один из ведущих принципов дидактики.Не все школьники способны в одинаковой степени познать науку, поэтому и применяю дифференцированный подход к учащимся.Обращение к данной теме обусловлено ещё и желанием повысить познавательную активность учащихся, их интерес к урокам математики, развивать коммуникативные способности.

Дифференцированный подход я использую на всех этапах обучения, а точнее, на всех этапах усвоения знаний, умений. Это тоже является существенным положением методики дифференцированного обучения.

Этап изложения новых знаний и умений

Введение нового материала осуществляю в сочетании двух подходов – дифференцированного и проблемного.

Проблемную ситуацию создаю путем применения следующих методических приемов:

Подвожу учащихся к противоречию и предлагаю самим найти способ его разрешения;

При ответе на один и тот же вопрос рассматриваем разные точки зрения, обсуждая и доказывая их;

Побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

Вместе с учащимися ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения);

Ставлю перед учащимися проблемные задачи.

Этап закрепления и применения знаний и умений.

На этом этапе основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы. Здесь больше всего содержится возможностей для учета особенностей учащихся.

Таким образом, дифференцированный подход на этапе закрепления и применения знаний осуществляется преимущественно в виде заданий различной трудности и характера.

Самыми эффективными уроками, где больше внимания уделяю дифференцированному обучению, являются уроки – практикумы. На данных уроках я стремлюсь, чтобы учащиеся не просто накапливали знания, а анализировали их, обобщали, выделяли способы оперирования ими, применяли их на практике.

Использую следующие методы и средства при дифференциации по уровням усвоения материала:

Не так уж и трудно задачи решать:

Проблема даёт вдохновенье.

Искусство же в том, чтоб суметь отыскать

Задачу, когда есть решенье.

создание проблемно-поисковых ситуаций;

систему подсказок учителя, направленных на активизацию мыслительной деятельности учащихся;

Этап проверки и оценки знаний и умений.

На этом этапе важно четко выяснить, на каком уровне усвоено каждым учеником одно и то же знание и умение. Исходя из этого, составляю серии заданий повышающейся или понижающейся трудности. Каждая серия заданий может отражать определенный уровень усвоения материала. Не скрываю от учащихся уровень трудности задания, пусть они сами отчетливо представляют, на каком уровне усвоен материал.

В своей педагогической практике частично применяю технологию модульного обучения.

Модульное обучение опирается на разноуровневое обучение, дифференцированный подход к учащимся.

При осуществлении дифференцированного подхода я опираюсь на следующие условия:

Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных

учащихся и групп учащихся.

Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные

трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся.

Составление развернутого плана урока, включая вопросы разным

группам и отдельным учащимся.

идеале – каждого ученика).

Осуществление оперативной обратной связи.

Соблюдение педагогического такта.

. В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов работы с учащимися:

от творчества учителя к творчеству ученика;

предупредить, а не наказать незнание;

ученик должен испытать успех;

обучать школьников на эмоциях радости;

развивать мотивацию к самостоятельному поиску решений;

Дифференцированный подход создает благоприятные условия для развития учащихся и способствует более качественному их обучению.

Урок – это творчество, а учитель – творец.

В условиях современной школы недостаточно применение одного учебника, поэтому я использую методические пособия, материалы образовательных Интернет ресурсов.

Много внимания на уроках уделяю созданию обстановки комфортности, атмосфере уважительности друг к другу. Развитие способности мыслить свободно, без страха, творчески – очень важная для меня задача. Источником любых знаний являются наблюдения, сравнение, эксперимент.

На уроках геометрии, начиная с 7 класса, я провожу лабораторные работы, которые используются как средство открытия свойств геометрических фигур. В результате учащиеся приобретают навыки сравнения, обобщения и анализа, они учатся делать логические выводы, развивают свою интуицию. У них возникает потребность логического обоснования, найденных опытным путём зависимостей.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока.

Использование же компьютера при изучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребёнка. При проведении уроков математики, как вы видели, я использую мультимедийные презентации.

На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности, обеспечивается эстетическая привлекательность урока и получение большого объёма информации за короткий промежуток времени. Я считаю целесообразным использование компьютера на своих уроках в следующих случаях: диагностическом тестировании качества усвоения материала, в тренировочном режиме для обработки элементарных умений и навыков после изучения темы, в обучающем режиме, в режиме самообучения, в режиме графической иллюстрации учебного материала.

Действенность и эффективность используемых мной методов и средств обучения подтверждают достигнутые успехи бывших и сегодняшних учеников: качество знаний, показатели переводных и выпускных экзаменов, занятые призовые места в школьных и районных олимпиадах.

Недаром в народе говорят, что знание – это сила.

Важной задачей любого учителя считаю научить школьников самостоятельно работать с информацией, приобретать знания, применять их в жизни. Только в этом случае они смогут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века

Доклад на тему:

Дифференцированное обучение – это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для…

Дифференцированное обучение – это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для…

Дифференцированное обучение – это:

1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это: 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2)…

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это: 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2)…

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это:

1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Принцип дифференциации обучения

Принцип дифференциации обучения

Принцип дифференциации обучения

Педагогический процесс строится как дифференцированный.
Один из основных видов дифференциации - индивидуальное обучение.

Технология дифференцированного обучения: совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса

Технология дифференцированного обучения: совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса

Технология дифференцированного обучения:

совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

По характерным индивидуально - психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию: - по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы); -…

По характерным индивидуально - психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию: - по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы); -…

По характерным индивидуально - психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
- по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
- по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-хими-ческие и другие группы, направления, отделения, школы);
- по уровню умственного развития (уровню достижений);
- по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);
- по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

Дифференцированный подход в обучении

Дифференцированный подход в обучении

Дифференцированный подход в обучении

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.

Особенности дифференциации по уровню умственного развития

Особенности дифференциации по уровню умственного развития

Особенности дифференциации по уровню умственного развития

Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются, наряду с положительными, и некоторые отрицательные аспекты.

Уровневая дифференциация. Положительные стороны

Уровневая дифференциация. Положительные стороны

Уровневая дифференциация. Положительные стороны.

Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей.
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному.
Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания.

Уровневая дифференциация. Положительные стороны

Уровневая дифференциация. Положительные стороны

Уровневая дифференциация. Положительные стороны.

Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам.
Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.
Повышается уровень Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

Уровневая дифференциация. Положительные стороны

Уровневая дифференциация. Положительные стороны

Уровневая дифференциация. Положительные стороны.

Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах.
В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться.

Уровневая дифференциация. Отрицательные стороны

Уровневая дифференциация. Отрицательные стороны

Уровневая дифференциация. Отрицательные стороны.

Деление детей по уровню развития негуманно.
Высвечивается социально - экономическое неравенство.
Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.

Уровневая дифференциация. Отрицательные стороны

Уровневая дифференциация. Отрицательные стороны

Уровневая дифференциация. Отрицательные стороны.

Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства.
Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети.

Уровневая дифференциация. Отрицательные стороны

Уровневая дифференциация. Отрицательные стороны

Уровневая дифференциация. Отрицательные стороны.

Повышается уровень Я - концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости.
Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах.
Перекомплектование разрушает классные коллективы.

По организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию: региональную - по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы); внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны,…

По организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию: региональную - по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы); внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны,…

По организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию:

региональную - по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);
внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);
в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т. д.);
межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);
внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса).
Внутриклассную дифференциацию называют еще "внутренней", в отличие от всех других видов "внешней" дифференциации.

Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация по

Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация по

Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация по Н. П. Гузику

Уроки по каждой учебной теме составляют 5 типов, которые следуют друг за другом: уроки общего разбора темы (их называют лекциями); комбинированные семинарские занятия с углубляющейся…

Уроки по каждой учебной теме составляют 5 типов, которые следуют друг за другом: уроки общего разбора темы (их называют лекциями); комбинированные семинарские занятия с углубляющейся…

Уроки по каждой учебной теме составляют 5 типов, которые следуют друг за другом:

уроки общего разбора темы (их называют лекциями);
комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся (таких уроков по каждой теме несколько, как правило, от трех до пяти);
третий - уроки обобщения и систематизации знаний (так называемые тематические зачеты);
уроки межпредметного обобщения материала (их называют уроками защиты тематических заданий);
уроки-практикумы.

Выделяется 3 типа дифференцированных программ: "А", "В", "С", разной степени сложности

Выделяется 3 типа дифференцированных программ:

Выделяется 3 типа дифференцированных программ: "А", "В", "С", разной степени сложности.

Дифференцированные программы (именно "программы", а не "задания") предусматривают 2 важнейших аспекта:
а) обеспечение определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от репродуктивного до творческого);
б) обеспечение определенной степени самостоятельности детей в учении (от постоянной помощи со стороны учителя - работа по образцу, инструктаж и т. д. - до полной самостоятельности).

Задания программы "С" зафиксированы как базовый стандарт

Задания программы

Задания программы "С"

зафиксированы как базовый стандарт. Выполняя их, ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения. Работа по первичному усвоению материала на этом уровне имеет свои особенности. Она требует многократного его повторения, умения выделять смысловые группы, вычленять главное, знания приемов запоминания и т. д. Поэтому в содержание программы "С" вводится инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание, какой из этого следует вывод и т. д.
Задания программы "С" должен уметь выполнить каждый ученик, прежде чем приступить к работе по более сложной программе (а лучше сказать, по следующей за ней программе).

Программа "В" обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение

Программа

Программа "В" обеспечивает

овладение учащимися теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Поэтому помимо конкретных знаний в эту программу вводятся дополнительные сведения, которые расширяют материал первого уровня, доказывают, иллюстрируют и конкретизируют основное знание, показывают функционирование и применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной.

Выполнение программы "А" поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний

Выполнение программы

Выполнение программы "А"

поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Эта программа предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий. Она вводит ученика в суть проблем, которые можно решить на основе полученных в школе знаний, дает развивающие сведения, углубляющие материал, его логическое обоснование, открывающие перспективы творческого применения. Это уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.

При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий

При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий

При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий.

Выделяются 3 варианта-уровня дидактического материала для самостоятельных работ, решения задач, лабораторных и практических заданий. Первый вариант (С) точно соответствует обязательным результатам обучения. Второй вариант (В) предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника, третий (А) - заданий из вспомогательной учебно-методической литературы.
Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый (системный) минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого учащегося)

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого учащегося)

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого учащегося).

По принципам и содержанию внутрипредметная уровневая методика сходна с методикой "полного усвоения". Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся.
Для этого используются следующие формы занятий: работа по группам (столам, рядам, командам и т. п.), работа в режиме диалога (постоянные пары, динамические пары), семинарско-зачетная система, модульное обучение, внеурочные дополнительные индивидуальные занятия, индивидуализированное консультирование и помощь на уроке, учет знаний по системе "зачет-незачет".

Литература Баранова, Н. Н. Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения /

Литература Баранова, Н. Н. Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения /

Баранова, Н. Н. Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения / Н. Н. Баранова // Начальная школа. - 2016. - № 2 - С. 46-49.
Иванова, И. Ю. Приемы дифференцированного обучения математике / И. Ю. Иванова // Начальная школа. - 2016. - № 5 - С. 33-36.
Суворова, Г. Ф. Дифференцированное обучение: как обеспечить профилактику трудных ситуаций у детей? / Галина Федоровна Суворова // Школьное планирование. - 2015. - № 5/6 - С. 50-58.
. Суворова, Г. Ф. Как продуктивно использовать дифференцированное обучение / Г.Ф. Суворова // Народное образование. - 2015. - № 5 - С. 164-171.
Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. - М., 1994.

Дифференцированное обучение — что из себя представляет

Дифференциация — это разделение целого на составляющие части по каким-либо признакам, а также разделение методов в процессе работы.

Дифференцированное обучение — это технология обучения детей с учетом наличия у них различных индивидуальных возможностей, способностей, склонностей, уровня развития.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Учащиеся группируются по выделенным признакам, и учитель применяет различные формы и методы в каждой группе. Отбор методов, форм и средств работы должен быть эффективен для учащихся всех групп. Учитель выбирает наиболее востребованные технологии обучения, ориентированные на личность учащегося.

Цель обучения: создать оптимальные условия и благоприятную обстановку для того, чтобы выявить задатки и развить имеющиеся интересы и способности учащихся.

Для этого необходимо определить для каждого учащегося целесообразный и эффективный вид деятельности, формы работы на уроке и материал для домашнего задания и контроля, принимая во внимание уровень подготовки, развитие мышления и познавательный интерес к предмету. Исходя из диагностики и анализа учитель ставит конкретные задачи для достижения эффективного результата.

Отличительные особенности и сущность дифференцированного обучения:

  1. Учет индивидуально-типологических особенностей личности: интересов, психофизиологических особенностей, профессиональной ориентации, способностей, уровня обученности. Неразвитые способности учитываются и развиваются до необходимого уровня.
  2. Деление на группы. При разделении на группы учитель учитывает уровень интеллектуального развития, тип мышления, темперамент, интересы и склонности. Группирование может быть четким и нечетким. При нечетком делении учащиеся имеют возможность свободно перемещаться из группы в группу.
  3. Различное построение процесса обучения в выделенных группах. Обучение должно быть адаптировано к особенностям и уровню различных групп. Обучение должно постоянно подвергаться изменениям. Это необходимо для мотивации учащихся.

Дифференциация в обучении является частью общей дидактической системы и обеспечивает специализацию учебного процесса для разных групп учащихся.

Особенности дифференцированного подхода, плюсы и минусы

Актуальность дифференцированного подхода состоит в том, что он позволяет дифференцировать содержание обучения для учащихся разного уровня развития. Это особенно важно в условиях современной школы и классно-урочной системы.

Специфика дифференцированного подхода сочетает следующие этапы:

  1. Изучение индивидуальных особенностей ребенка и среды воспитания. Для изучения применяются методы наблюдения, анкеты, тестирование, анализ выполненных работ. По результатам диагностики формируется модель дифференциации: дети делятся на группы, чаще всего по уровню обучаемости и познавательным возможностям. Как правило, выделяют группы трех уровней: высокий, средний, низкий.
  2. Отбор материала для изучения с учетом требований программы. Материалы соотносятся с уровнем каждой из трех групп.
  3. Учет индивидуальных особенностей на каждом этапе урока. Методы и приемы работы также соотносятся с уровнем групп.
  4. Разработка разнонаправленного и разноуровневого дидактического материала и заданий.
  5. На этапе проверки и оценки знаний определяется уровень усвоения материала каждого учащегося. После этого учащийся может покинуть группу и присоединиться к другой.

К плюсам такого подхода можно отнести:

  • создание образа познавательных возможностей учащегося;
  • учет индивидуальных возможностей учащихся;
  • вариативность учебного материала для групп с разным уровнем развития;
  • вариативность учебно-познавательной деятельности;
  • ориентирование на адаптацию и развитие ученика;
  • обучение в индивидуальном темпе;
  • поддержание и повышение мотивации;
  • повышение мотивации сильных учащихся, которые могут осваивать материал на более глубоком уровне;
  • создание ситуации успеха для слабых учеников;
  • избегание ситуации неуспеха;
  • создание максимально комфортного учебного процесса.

К недостаткам такого подхода относят:

  • длительность этапа изучения индивидуальных особенностей;
  • необходимость работать совместно в группе может не нравиться некоторым ученикам;
  • отсутствие элемента соревнования может замедлять развитие учащихся;
  • слабые ученики не могут получить помощь от более сильных;
  • возникновение эгоистического комплекса и чувства превосходства у сильных учащихся;
  • снижение уровня самооценки у слабых учащихся;
  • сложность в применении функций подхода на каждом этапе урока в условиях классно-урочной системы;
  • деление на группы часто считается негуманным, учащиеся могут чувствовать себя ущемленными;
  • диагностика при делении может быть ошибочна и распределение ребенка в группу может быть неверным.

Плюсы дифференцированного подхода относят к педагогической сфере, а минусы касаются социальной сферы.

Несмотря на недостатки, дифференцированный подход имеет больше положительных отзывов со стороны учителей, учащихся и их родителей.

При этом нужно быть предельно аккуратным при оценке способностей и возможностей ребенка. Разделение может быть нечетким, и состав групп может периодически меняться. Правильно и целесообразно построенный процесс обучения приносит положительные и качественные результаты образования.

Виды дифференцированного обучения, с какой целью используются

Дифференцированное обучение имеет разные формы организации, используются различные средства и методы, применяется на разных уровнях обучения. Обычно выделяют два вида дифференциации:

  • внутренняя или дифференциация без стабильных групп;
  • внешняя или дифференциация со стабильными группами.

Концепция внешней дифференциации основана на исходных познавательных интересах учащихся, их образовательных потребностях и способностях к определенному виду деятельности. Дифференциация может проходить на основании самоопределения, рекомендаций и психологической диагностики.

Цель внешней дифференциации: создание особых групп, классов, школ для развития интересов, способностей ребенка для дальнейшей профессиональной деятельности. Предполагается использование особых программ и учебников.

При таком типе разделение возможно в нескольких формах:

Пример: школьные классы, возрастные параллели.

Пример: мужские и женские классы, школы, команды.

Пример: гуманитарные, математические классы, школы.

Пример: школы для одаренных детей, школа олимпийского резерва.

Пример: физкультурные группы, школы для детей с ослабленным слухом, зрением.

По организационному принципу при внешней дифференциации выделяют следующие формы:

Пример: гимназии, лицеи, коррекционные школы.

Пример: профильные классы.

Пример: факультативы, разновозрастные сборные.

Внутренняя дифференциация также называется внутриклассной. Разделение происходит в одном коллективе по уровню интеллектуального развития с учетом индивидуальных характеристик и возрастных особенностей.

Цель внутренней дифференциации: создать и в дальнейшем поддерживать и развивать оптимальные и благоприятные условия для учащегося, развивать его потенциальные способности и индивидуальности, содействовать учебному прогрессу каждого учащегося, предупредить отставание и неуспеваемость. Обучение ведут в обычных группах, по одним программам и учебникам.

Внутреннее разделение основано на следующих принципах:

  • неодинаковое усвоение учащимися информации;
  • усвоение информации некоторыми учениками может быть неэффективным;
  • своевременное выявление причин неэффективного усвоения;
  • дальнейшее разделение учащихся по выявленным причинам отставания, которые являются основанием для дифференциации.

Внутренняя дифференциация может осуществляться по следующим признакам:

  • по возрастным возможностям;
  • по степени обученности;
  • по характеру познавательной деятельности;
  • по характеру нейропсихологических особенностей.

Внутренняя дифференциация основывается на одном из следующих принципов:

  • дифференцированная форма предполагает применение форм и методов обучения, индивидуальных для каждого, но приводящих к одинаковому уровню овладения программой;
  • уровневая дифференциация предполагает обучение по одной программе, но учащиеся имеют возможность осваивать программу на разных уровнях (не ниже обязательных требований).

Ведущие формы работы при внутренней дифференциации: групповая и индивидуальная. Выделение групп часто гибкое и подвижное с применением интегративных методов.

Особый вид разделения – это отдельная дифференциальная группа. Дифференциальная группа может иметь формы разделения:

  • по целям обучения;
  • по содержанию обучения;
  • по методам и технологиям;
  • по уровню обучения;
  • по темпу обучения.

При любом виде и форме дифференцированного обучения необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности детей и возрастную ступень. Разделение может происходить на разных этапах: поступление в школу, переход в среднюю и старшую школу. В чистом виде определенный вид или форма встречается редко.

Основные трудности для учителя и ученика

Технологии, методы и формы работы при дифференцированном обучении имеют не только достоинства, но и недостатки. Учитель и обучающиеся могут сталкиваться с проблемами и трудностями.

Трудности для учащихся:

  • снижение самооценки у слабых учеников;
  • сложности в развитии коммуникативных компетенций при частой работе в группах;
  • при переходе из группы в группу могут возникнуть проблемы в сфере психологии, учащийся вынужден выстраивать новые взаимоотношения в коллективе;
  • при длительном нахождении в одной группе может появиться чувство исключительности;
  • учащийся может быть не согласен со своим определением в группу, испытывать чувство несправедливости, соответственно снижается мотивация.

Трудности для учителя:

  • необходимость постоянной диагностики способностей учащихся;
  • необходимость тщательного и подробного изучения теории, чтобы избежать ошибок и достичь оптимального результата;
  • отсутствие дидактического материала;
  • требуется много времени на разработку разноуровневых заданий;
  • невозможность применять подход на всех этапах учебного процесса в условиях классно-урочной системы (например, объяснение нового материала происходит для всех учащихся);
  • проблемы с выбором оптимальной формы для применения.

Вывод:

дифференцированный подход — один из эффективных способов организации учебного процесса в современной школе с учетом индивидуальных особенностей детей.

Он обеспечивает усвоение стандартной программы всеми учащимися, при этом сильные учащиеся имеют возможность развивать свои познавательные способности. Качественная диагностика и постоянный мониторинг результатов помогают избегать проблем и трудностей. Процесс обучения приближен к потребностям, возможностям и индивидуальным особенностям учащихся.

Читайте также: