Перспективы информатизации системы образования алтайского края доклад
Обновлено: 01.06.2024
от 13 декабря 2019 года N 494
Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие образования в Алтайском крае"
(с изменениями на 19 марта 2021 года)
1. Утвердить государственную программу Алтайского края "Развитие образования в Алтайском крае" (приложение).
2. Признать утратившими силу следующие постановления:
Администрации Алтайского края:
от 20.12.2013 N 670 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае";
от 07.03.2014 N 98 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 20.12.2013 N 670";
от 20.05.2014 N 245 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 20.12.2013 N 670";
от 11.01.2016 N 7 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения в Алтайском крае" на 2016 - 2025 годы";
от 09.02.2016 N 33 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 20.12.2013 N 670";
от 26.05.2016 N 176 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 11.01.2016 N 7";
от 25.11.2016 N 406 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 20.12.2013 N 670";
Правительства Алтайского края:
от 15.02.2017 N 51 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 11.01.2016 N 7";
от 01.06.2017 N 190 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 20.12.2013 N 670";
от 19.02.2018 N 60 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 11.01.2016 N 7";
от 23.04.2018 N 137 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 20.12.2013 N 670";
от 30.08.2018 N 345 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 11.10.2016 N 349";
от 01.02.2019 N 22 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 11.01.2016 N 7";
от 01.02.2019 N 23 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 20.12.2013 N 670";
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2020.
Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
В.П.ТОМЕНКО
Утверждена
Постановлением
Правительства Алтайского края
от 13 декабря 2019 г. N 494
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ"
Паспорт государственной программы Алтайского края "Развитие образования в Алтайском крае"
Ответственный исполнитель программы
Министерство образования и науки Алтайского края
Министерство социальной защиты Алтайского края;
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края;
управление Алтайского края по труду и занятости населения;
краевые государственные организации, подведомственные Министерству образования и науки Алтайского края;
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию);
муниципальные (бюджетные и автономные) общеобразовательные организации (по согласованию)
подпрограмма 1 "Развитие дошкольного образования в Алтайском крае";
подпрограмма 2 "Развитие общего образования в Алтайском крае";
подпрограмма 3 "Развитие дополнительного образования детей и сферы отдыха и оздоровления детей в Алтайском крае";
подпрограмма 4 "Развитие среднего профессионального образования в Алтайском крае";
подпрограмма 5 "Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации и развитие кадрового потенциала Алтайского края";
подпрограмма 6 "Совершенствование управления системой образования в Алтайском крае";
подпрограмма 7 "Создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения в Алтайском крае";
подпрограмма 8 "Защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Региональные проекты, реализуемые в рамках программы
национальный проект "Образование":
региональный проект "Современная школа";
региональный проект "Успех каждого ребенка";
региональный проект "Поддержка семей, имеющих детей";
региональный проект "Цифровая образовательная среда";
региональный проект "Учитель будущего";
региональный проект "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)";
национальный проект "Демография":
региональный проект "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет"
повышение доступности качественного образования, соответствующего потребностям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина
обеспечение доступности и качества дошкольного образования, в том числе за счет создания дополнительных мест;
повышение качества общего образования посредством обновления содержания, технологий обучения и материально-технической базы;
создание равных возможностей для позитивной социализации и успешности каждого ребенка с учетом изменения культурной, социальной и технологической среды;
обеспечение региона квалифицированными рабочими, служащими и специалистами среднего звена в соответствии с потребностями экономики Алтайского края;
создание условий для развития кадрового потенциала Алтайского края;
совершенствование механизмов управления системой образования Алтайского края для повышения качества предоставления государственных (муниципальных) услуг, которые обеспечивают взаимодействие граждан и образовательных организаций с органами управления образованием, внедрение цифровых технологий в сфере управления образованием;
создание в Алтайском крае новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения;
обеспечение защиты прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, содействие их семейному устройству и интеграции в общество
Индикаторы и показатели программы
доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет (отношение численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования);
доля обучающихся общеобразовательных организаций по новым федеральным государственным образовательным стандартам общего образования;
доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием;
доля выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательных организаций, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования;
доля руководящих и педагогических работников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, своевременно прошедших повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций;
доля государственных и муниципальных образовательных организаций, использующих цифровые технологии в административно-управленческой деятельности (в том числе для учета контингента и движения обучающихся, формирования отчетности);
удельный вес численности обучающихся, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях (всего);
доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в замещающие семьи, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Срок и этапы реализации программы
2020 - 2024 годы без деления на этапы
Объемы финансирования программы
общий объем финансового обеспечения государственной программы Алтайского края "Развитие образования в Алтайском крае" (далее - "программа") составляет 143546056,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 28143629,8 тыс. рублей;
2021 год - 33152556,9 тыс. рублей;
2022 год - 29546811,0 тыс. рублей;
2023 год - 28240542,3 тыс. рублей;
2024 год - 24462516,2 тыс. рублей;
общий объем средств федерального бюджета - 14497129,8 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 2943570,1 тыс. рублей;
2021 год - 4498835,8 тыс. рублей;
2022 год - 3865316,8 тыс. рублей;
2023 год - 3189407,1 тыс. рублей;
общий объем средств краевого бюджета - 128591060,5 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 25076623,0 тыс. рублей;
2021 год - 28319436,9 тыс. рублей;
2022 год - 25681349,2 тыс. рублей;
2023 год - 25051135,2 тыс. рублей;
2024 год - 24462516,2 тыс. рублей;
общий объем средств местного бюджета - 457865,9 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 123436,7 тыс. рублей;
2021 год - 334284,2 тыс. рублей;
2022 год - 145,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном и краевом бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период
Справочно: объем налоговых расходов Алтайского края в рамках реализации государственной программы (всего)
Ожидаемые результаты реализации программы
обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет (отношение численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования) на уровне 100%;
увеличение доли обучающихся общеобразовательных организаций по новым федеральным государственным образовательным стандартам общего образования до 100%;
увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, до 77%;
увеличение доли выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательных организаций, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования, до 65%;
обеспечение доли руководящих и педагогических работников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, своевременно прошедших повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций на уровне 98,8%;
увеличение доли государственных и муниципальных образовательных организаций, использующих цифровые технологии в административно-управленческой деятельности (в том числе для учета контингента и движения обучающихся, формирования отчетности), до 98%;
увеличение удельного веса численности обучающихся, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях (всего) до 97,1%;
увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в замещающие семьи, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 90%
1. Общая характеристика сферы реализации программы
В основу социальной политики Алтайского края положена системная работа по поддержке базовых общественных институтов, поэтому особое внимание уделяется реализации национальных проектов, направленных на улучшение жизни граждан.
До 2024 года в крае будет реализовано 7 региональных проектов в сфере образования: "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Поддержка семей, имеющих детей", "Цифровая образовательная среда", "Учитель будущего", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)", "Новые возможности для каждого". В продолжение содержательной части региональных проектов реализуется портфель "10 инициатив Губернатора для развития образования Алтайского края".
Министерство образования и науки Алтайского края является соисполнителем регионального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография".
Реализация государственной программы Алтайского края "Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае" в предыдущие годы позволила достичь всех заявленных показателей, значительно укрепить и обновить материально-техническую базу образовательных организаций, заложить основы новой образовательной модели.
Современные подходы к развитию содержания дошкольного образования определили его неотъемлемой частью общего образования. Принятые за последние 3 года в регионе меры позволяют говорить о позитивных изменениях в системе дошкольного образования. Алтайский край входит в число регионов Российской Федерации, наиболее успешно решающих проблемы обеспечения доступности и вариативности дошкольного образования. В крае реализуются стандарты дошкольного образования, исполняются требования к образовательной программе, новой образовательной среде, результатам образования. Вместе с тем проблема доступности услуг дошкольного образования для детей до 3 лет остается актуальной.
Продолжаются процессы совершенствования структуры и содержания основного общего образования. Региональная сеть общеобразовательных организаций видоизменяется с сохранением показателя охвата учащихся образовательными услугами: охват детей программами общего среднего образования ежегодно составляет свыше 99,9% (численность обучающихся - более 266 тыс. человек).
Развитие системы общего образования осуществляется в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, благоприятного прогноза роста численности учащихся в системе общего образования, диверсификации образовательных услуг в соответствии с индивидуальными запросами потребителей образовательной услуги в Алтайском крае.
В регионе организована работа по выявлению и поддержке одаренных и высокомотивированных обучающихся через участие во всероссийских олимпиадах, межрегиональных соревнованиях и других мероприятиях.
Ключевая роль в реализации проектов, связанных с цифровой трансформацией образования, закреплена за Алтайским институтом цифровых технологий и оценки качества образования имени Олега Львова.
В 2020 году инфраструктура института и процессы управления были значительно модернизированы.
В марте текущего года, перед периодом удаленного обучения, были проведены внеплановые технические работы в центре обработки данных АИЦТиОКО. В целях уменьшения времени отклика информационных систем увеличены процессорные мощности веб-серверов, объем оперативной памяти, для хранения и обработки информации установлены высокоскоростные твердотельные накопители SSD. В целях повышения отказоустойчивости на уровне каналов связи увеличена пропускная способность основного интернет-канала и задействован резервный с автоматическим переключением. Это позволило организовать работу пользователей (педагогов, обучающихся, родителей) в региональной системе без сбоев и на высокой скорости передачи данных.
Полный перечень информационных систем, которые сопровождаются специалистами института, можно найти на новом портале технической поддержки по адресу. Это порядка двадцати ресурсов в сфере управления образованием, коммуникаций, мониторинга и передачи данных в защищенных сетях. На портале работает онлайн-чат, в котором можно задать вопрос по функционалу информационных систем, через сервис онлайн-заявок можно обратиться за решением технической проблемы. Все заявки регистрируются в CRM-системе и обрабатываются в кратчайшие сроки.
С проектом онлайн-офиса интегрирован проект корпоративной почты, реализуемый совместно с Министерством цифрового развития и науки Алтайского края. В начале текущего года на серверных мощностях Минцифры Алтайского края был развернут новый почтовый домен специально для организаций сферы образования. Цель данного проекта – исключить рабочую переписку по вопросам сферы образования региона через личные почтовые ящики сотрудников в целях обеспечения требований безопасности, конфиденциальности и преемственности информации.
Больше узнать о деятельности института можно на страницах в социальных сетях: Instagram , Facebook .
В этом году продолжат уделять внимание столовым как в школах, так и в детских садах. Фото Андрея Чурилова
От пробирки до шаурмы
На результаты системы общего образования напрямую влияет инфраструктура ее учреждений. Выделение средств из бюджетов разных уровней позволяет улучшать эту сторону в действующих школах и в соответствии с новыми требованиями оснащать только что построенные.
– Сегодня более половины школ региона обновили оборудование – закупили компьютеры, оборудование в лаборатории, начали обновлять кабинеты физики, химии, биологии, – конкретизирует министр образования и науки края Максим Костенко . – Последнее – веление времени, вскоре ОГЭ и ЕГЭ по этим предметам будут сдавать не только в теории, но и на практике. Продолжаем обновлять кабинеты астрономии и ОБЖ, оснащать лингафонные кабинеты – мы помним, что уже в этом году выпускники должны были сдавать экзамен по иностранному языку как обязательный, но было принято решение, что пока он остался в качестве дополнительного.
Одно из важных начинаний прошлого года – совершенствование материально-технической базы школьных столовых и пищеблоков. В феврале детям предложили пройти опрос, касающийся состава обедов в школах. Согласно предварительным результатам, каша с большим отрывом проиграла бургерам и шаурме. Но это не означает, что они появятся в меню: с помощью голосования стремились выявить особенности пищевого поведения детей и понять, как сделать его более здоровым.
Снять острые вопросы
Минувший год показал хорошие результаты по созданию дополнительных мест в образовательных учреждениях – около 3,5 тыс. в школах и примерно столько же в детсадах. Не все они появились благодаря федеральному финансированию – за последние несколько лет колоссальный объем средств краевого бюджета направлен на капремонт и реконструкцию помещений в рамках реализации региональной адресной инвестиционной программы. Работу активно продолжают. Предположительно, 2022 год станет финишным, и проблема очередности малышей до трех лет в детские сады будет закрыта. Однако остается открытым вопрос с детьми старше трех лет, он имеет другой характер – не все могут попасть в сады рядом с домом. В первую очередь это касается Барнаула .
Важно, что в регионе не обделяют вниманием и педагогических работников. Учителя поднимают вопросы, касающиеся не только оплаты труда или нагрузки, но и общения с родителями в чатах, оно пока ничем не регламентируется. В связи с этим в крае обсуждают создание этического кодекса, который урегулировал бы поведение в общей переписке, обозначил стиль и ограничил время для общения. В родительских комитетах и попечительских советах отдельных школ сейчас самостоятельно оговаривают эти аспекты.
– Важно, что это относится ко всем участникам коммуникации вне зависимости от социальной роли – учителя тоже люди, которые могут проявлять какие-то свои слабости, – подчеркивает Максим Костенко . – Всего в законе или должностной инструкции не пропишешь – важно уметь договариваться. Я уверен: школа – это пространство общественного договора, который невозможен без взаимных уважения и понимания.
Ключевые слова: система образования, Алтайский край, высшее образование, среднее профессиональное образование, образовательные организации, студенты, население, востребованные профессии.
Существование и развитие любого государства находится в прямой зависимости от состояния сферы образования. Если государство стремится к развитию и выходу на ведущие позиции в мире, то в первую очередь оно обращает внимание на уровень образованности и грамотности населения. Это связано с тем, что именно благодаря доступной и развитой системе образования, можно подготовить высококвалифицированные кадры, которые будут являться потенциалом развития общества и государства в целом.
Система образования, в качестве одного из важнейших элементов общественной жизни и государственного устройства, должна быть направлена на решение таких стратегических для страны задач, как: повышение уровня благосостояния граждан; обеспечение социальной стабильности, развития институтов гражданского общества; обеспечение безопасности граждан и государства; сохранение социально-культурной целостности и этнонациональной идентичности российского общества; обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах; участие в развитии национальной инновационной системы и обеспечение конкурентоспособности российской экономики.
Это в полной мере относится и к системе профессионального образования, но при этом ее главной задачей является обеспечение кадровых потребностей экономики региона.
Система образования Алтайского края по состоянию на 2019 год включает в себя 54 профессиональных образовательных организации, в том числе 39 подведомственных Минобрнауки Алтайского края (16 расположены в сельской местности), 8 государственных вузов и 14 филиалов вузов [1].
Сравнивая с показателями прошлых лет (в 2017 году количество профессиональных образовательных организаций составляло 58), можно сделать вывод, что в Алтайском крае наблюдается снижение количества профессиональных образовательных учреждений. Но сами по себе эти цифры не дают представления о системе образования региона. Для этого приведем сравнительный анализ двух показателей: численность самостоятельных образовательных учреждений и численность обучающихся студентов в расчете на 1000 человек населения за 2019 год, Алтайского края с другими субъектами Российской Федерации (РФ).
Численность самостоятельных образовательных организаций, осуществляющих деятельность по программам среднего профессионального образования, в расчете по Алтайскому краю составила 0,023, это выше, чем по РФ — 0,022, но ниже, чем по Сибирскому Федеральному округу (СФО) — 0,027. Численность студентов образовательныхорганизаций, осуществляющих обучение по программам среднего профессионального образования, по Алтайскому краю составила 22, по СФО — 24, по РФ — 21 [3]. По числу студентов среднего профессионального образования на 1000 жителей Алтайский край, находится на достаточно высоком уровне, который превышает уровень Российской Федерации в целом. Это говорит о том, что Алтайский край готовит большое количество студентов со средним профессиональным образованием.
Далее рассмотрим численность самостоятельных образовательных организаций, осуществляющих деятельность по программам высшего образования, в расчете по Алтайскому краю составила 0,003, по СФО — 0,004, по РФ — 0,005. Численность студентов, обучающихся в организациях, осуществляющих деятельность по программам высшего образования,поАлтайскому краю составила 21, по СФО — 27, по РФ — 28 [4].
Как в Алтайском крае, так и в России в целом показатели количество образовательных организаций и соответственно число студентов организаций среднего профессионального образования выше, чем у организаций высшего образования, это говорит о том, что на выходе людей имеющий среднее профессиональное образование больше, чем людей с высшим образованием.
Рассмотрим такой показатель, как состав занятого населения по уровню образования (в процентах к итогу). В РФ высшее образование имеют 34,2 %, среднее профессиональное 45 % населения. В СФО высшее образование имеют 29,4 %, среднее профессиональное 43,9 % населения. В Алтайском крае высшее образование имеют 25,2 %, среднее профессиональное 46 % населения. Уровень высшего образования в Алтайском крае в сравнении с РФ и СФО значительно ниже, тогда как уровень среднего профессионального образования в Алтайском крае выше как СФО, так и РФ в целом [2].
Наиболее востребованными профессиями на регистрируемом рынке труда Алтайского края по итогам 1 полугодия 2020 года являются врачи (1881 вакансий), медицинские сестры (1093 вакансии), учителя (770 вакансий), фельдшеры (554 вакансии) и инженеры (166 вакансии) и т. д. Но численность граждан, обратившихся в органы службы занятости в целях поиска работы значительно ниже потребностей рынка, так на должность врачей пришло 29 человек, медицинских сестер — 178, учителей — 148, фельдшеров — 30 и инженеров — 34 [5].
Исходя из потребностей и наличии вакантных рабочих мест можно сделать вывод о том, что система высшего образования Алтайского края действительно нуждается в развитии, но вместе с тем по отдельным направлениям подготовки система высшего образования закрывает в полном объеме, следовательно, необходимо развивать подготовку медицинских кадров, учительских кадров и инженеров.
Основные термины (генерируются автоматически): Алтайский край, высшее образование, профессиональное образование, РФ, система образования, вакансия, программа среднего, Российская Федерация, среднее, численность студентов.
Читайте также: