Доклад шумеры и аккадцы

Обновлено: 04.07.2024

В период своего становления, искусство в Месопотамии, в первую очередь, выполняло религиозно-магическую функцию, а отнюдь не эстетическую. (О периодизации истории культуры, и особенностях религии Междуречья, вы можете прочитать в предыдущей статье ). Именно поэтому, начиная с культуры государств Шуме́р и Акка́д, появляются, а позже закрепляются основные виды, жанры и формы культового искусства , и в первую очередь – архитектуры.

Из-за отсутствия в достаточном количестве леса и камня, в качестве строительного материала шумеры активно использовали глину. Они научились изготавливать кирпич–сырец , который не обжигался на огне, а высушивался на солнце. Из него строились и жилые дома, и дворцы царей, а главное – храмы.

До нашего времени частично уцелел зиккурат в городе У́ре , посвященный богу На́нне, относящийся ко времени расцвета шумерского царства (3 тыс. до н.э.). Его сохранившаяся нижняя платформа поражает своими размерами – 65 на 43 м, высотой около 20 м. Согласно многочисленным реконструкциям, общая высота этого зиккурата изначально могла достигать 60 м.

В храмах Двуречья, впервые в истории человечества, начали применяться своды и арки , как важные архитектурные конструктивные элементы. В качестве декора использовались ниши, выступы, рельефы и глазурованная керамическая плитка разных цветов.

Изображения адорантов подчинялись кано́нам: их руки были сложены в молитвенной позе, уши выглядели непропорционально большими (чтобы лучше слышать слова бога), особенно выделялись на лицах огромные глаза, которые часто инкрустировались полудрагоценными цветными камнями. На губах адорантов, играла робкая, смущенная улыбка, придающая особую трогательность этим образам.

Очень редко, но всё же встречаются скульптурные портреты. Те, что дошли до нас, оставили нам облик древних правителей. Эти портреты выполнены в реалистичной манере и передают индивидуальные черты моделей. Например, портреты правителя шумерского города Лага́ш – Гуде́а или аккадского царя Сарго́на Древнего.

Популярным видом пластики в Междуречье были рельефы , украшающие стены храмов, дворцов и других архитектурных построек. В период Шумера и Аккада на них изображались бытовые сцены или сцены с храмовыми и дворцовыми церемониями. Фигуры располагались ровными рядами, величина изображаемых зависела от их социального положения (фигура царя всегда была больше остальных).

В Шумере появился особый вид декоративно-прикладного искусства – гли́птика - искусство резьбы по камню. Глиптика, в основном, использовалась для изготовления цилиндрических храмовых и царских печатей. Оттиск с такого цилиндра представлял какую-либо ритуальную, а чаще мифологическую сцену с множеством персонажей. Печати имели практическое и магическое значение. Их хранили как личные амулеты-обереги, иногда дарили храмам.

В 19 веке до н.э. происходит экономический и культурный подъем города Вавилон , который постепенно подчиняет всю территорию Месопотамии, в том числе государства Шумер и Аккад.

Как развивалось искусство Междуречья, в последующие эпохи, читайте в моих следующих статьях .

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Между Тигром и Евфратом, в юго-восточном направлении от Египта лежало некогда государство Месопотамия (известно также как Двуречье и Междуречье). Цивилизация в Месопотамии возникла в незапамятные времена, по мнению ряда исследователей, — раньше, чем в Египте. Земли тут были плодородными и пригодными для выпаса скота.

Земля Южной Месопотамии была особенно щедрой. Во время разлива реки Междуречья приносили на поля землепашцев ценное удобрение — ил. С илом намывались песок и глина. Поскольку разливы были бурными, вода сносила дома и прочие постройки. В связи с этим жители Месопотамии делали вдоль берегов насыпи, защищающие посевы на полях от наводнений.

Орошение полей и садов производилось с помощью рукотворных каналов. С ходом времени глина и песок оседали, и люди затрачивали немало усилий для восстановления каналов. Если каналы забрасывались, участки, где они были, со временем превращались в пустыню. Ирригационная система была крайне важной для Месопотамии — страной владел тот, кто владел сетью каналов.

Территория вдоль берегов Тигра и Евфрата делилась на две части условно: каменистую и гористую на севере и ровную — на юге. На юге негде было найти камни, чтобы возвести постройки. Поскольку в Нижнем Междуречье отсутствовали леса, за древесиной приходилось отправляться в далекие северные горы.

Городов-государств в Междуречье было намного больше, чем в Египте. Крупнейшими из них являлись: Мари, Ашшур, Киш, Лагаш, Урук и Ур. Ур, к примеру, располагался на площади 4 га, а проживало в нем около 4000 человек.

Южная Месопотамия называлась Шумером, так как жили там шумеры. Северная Месопотамия получила название Аккад, потому что ее населяли аккадцы.

Шумеры

Для постройки своих зданий шумеры использовали большие обожженные на палящем солнце глиняные кирпичи. Статуи богов здешние мастера высекали из камня. В центре любого города стояла высокая ступенчатая пирамидальная башня

Примечательно, что в каждом городе поклонялись собственному божеству, хотя были и общие: Ан, Энлиль, Уту, Анки, Инанна, Нанна и др. Со временем богом был назван и царь Урук Гильгамеш, о котором сохранилось сказание.

Шумерская письменность считается первой в мире. Это — клинопись. Письмена наносились на небольшие пластинки из влажной глины заостренной палочкой. Пластины, содержащие очень важные тексты, обжигали для повышения их прочности. Такие изделия сберегались веками.

Аккадцы

Сохранились клинописные тексты, рассказывающие о конфликтах Саргона и старейшин древних городов Месопотамии. Эти сведения представляются достаточно правдоподобными с учетом того, что правитель был чужаком и рушил давние местные традиции.

Саргониды каждый год ходили в военные походы, чтобы захватить добычу, без которой войско не было такой уж надежной опорой царя.

Шумеры и аккадцы — два древних народа, которые создали неповтори¬мый исторический и культурный облик Междуречья IV—III тысячеле¬тий до н. э. О происхождении шуме¬ров нет точных сведений. Известно только, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IV тысяче¬летия до н. э.

Вложенные файлы: 1 файл

Шумеро-аккадское искусство.docx

Шумеро-аккадская культура - древнейшая культура Междуречья.

Шумеры и аккадцы — два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IV—III тысячелетий до н. э. О происхождении шумеров нет точных сведений. Известно только, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IV тысячелетия до н. э.

Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало, так как в Междуречье не было ни дерева, ни камня, пригодных для строительства. Большинство зданий возводили из менее долговечного материала – необожжённого кирпича. Самым значительным из дошедших до наших дней построек (в небольших фрагментах) считают Белый храм и Красное здание в Уруке (3200-3000гг. до н.э.). Шумерский храм обычно строили на утрамбованной глиняной платформе, которая защищала здание от наводнений. К ней вели длинные лестницы или пандусы (пологие наклонные площадки). Стены платформы, так же как и стены храма, красили, отделывали мозаикой, оформляли нишами и вертикальными прямоугольными выступами — лопатками. Приподнятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли. Храм - не имел окоп. На одной стороне двора помещалась статуя божества, на другой — стол для жертвоприношений. Свет проникал в помещения через проёмы под плоскими крышами и высокие входы в виде арок. Перекрытия обычно опирались на балки, но применялись также своды и купола. По такому же принципу строились дворцы и обычные жилые дома.

Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими как об исторических событиях в жизни города (военном походе, закладке храма), так и о повседневных делах (доении коров, сбивании масла из молока и т. д.). Рельеф состоял из нескольких ярусов. События разворачивались перед зрителем последовательно от яруса к ярусу. Все персонажи были одинакового роста — только царя

всегда изображали крупнее других. Примером шумерского рельефа может служить стела правителя города Лагаша Эаннатума, которая посвящена его победе над городом Уммой.

Особое место в шумерском изобразительном наследии принадлежит глиптике — резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. До нашего времени сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печати прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск — миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией. Большинство изображённых на печатях сюжетов посвящено противоборству различных животных или фантастических существ. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения.

В конце XXIV в. до н э. территорию Южной Месопотамии завоевали аккадцы. Их предками считаются семитские племена, поселившиеся в Центральной и Северной Месопотамии в глубокой древности. Царь аккадцев Саргон Древний, которого позднее назвали Великим, легко подчинил себе ослабленные междоусобными войнами шумерские города и создал первое в этом регионе единое государство — царство Шумера и Аккада, которое существовало до конца III тысячелетия до н. э. Саргон и его соплеменники бережно отнеслись к шумерской

культуре. Они освоили и приспособили для своего языка шумерскую клинопись, сохранили древние тексты и произведения искусства. Даже религия шумеров была воспринята аккадцами, только боги получили новые имена.

Памятников изобразительного искусства аккадского периода сохранилось очень мало. Отлитая из меди голова, возможно, является портретом Саргона Великого. Облик царя исполнен спокойствия, благородства и внутренней силы. Чувствуется, что мастер стремился воплотить в скульптуре образ идеального правителя и воина. Силуэт скульптуры чёткий, детали выполнены тщательно — всё свидетельствует о прекрасном владении техникой работы по металлу и знании возможностей этого материала.

В шумерский и аккадский периоды в Месопотамии и других областях Передней Азии определились основные направления искусства (архитектуры и скульптуры), которые получили дальнейшее развитие.

Стела царя Эаннатума (Стела коршунов). Около 2470 г. до н. э. Лувр, Париж.

Считающиеся основателями первой империи как подчиненного режима других народов, акадийцы являются одной из самых своеобразных культур во всей истории.

Со столицей в Акаде, основанном королем Саргоном, аккадцы завоевали практически всю Месопотамию, оставив глубокий след в регионе, а также создав некоторые мифы, которые являются основополагающими в христианской традиции.

Далее мы узнаем кто были академиками, их известная история, их религия и немного об их языке.

Кем были аккадцы?

Аккадцы были жители огромной империи, основанной Саргоном, со столицей в городе Акад. Этот город характеризовался тем, что он одним из первых основал государство, соответствующее идее империи как режима, который в культурном, религиозном и экономическом плане подчиняет себе другие народы.

Акадианцы были одной из нескольких цивилизаций, которые развивались в процветающем регионе плодородного полумесяца., между реками Тигр и Евфрат, место, где жили другие месопотамские народы, такие как шумеры, ассирийцы, халдеи, хетты и аммонитяне.

История Аккадской империи

До появления аккадцев и их огромной империи Месопотамия состояла из множества городов-государств, каждый со своим королем, зоной влияния и культурой.. Если культура и политическая система этих городов были похожи, все они время от времени сталкивались из-за дополнительных ресурсов. Те города, которым удалось оказать большее влияние в месопотамском мире, были теми городами, которым удалось сделать свою культуру самой престижной, хотя и без прямого управления всем регионом.

К югу от Месопотамии жили шумеры, в то время как север был занят людьми, говорившими на семитском языке, который впоследствии превратился в арабский, иврит и арамейский. Несмотря на то, что семитский и шумерский языки в то время уже были совершенно разными языками, около 4000 лет назад их носители обладали многими культурными характеристиками, с которыми можно более или менее сказать, что месопотамские культуры составляли, примерно, та же цивилизация.

Около 2400 г. в Шумере выделялся король Эаннатум, правитель города Лагаша, победивший армии Урука и Ура. Город Лагаш более века обладал важной властью, заняв территорию площадью около 4500 кв. километров. Последним его царем был Урукагина, взошедший на престол около 2350 г. до н.э. В то время семиты создали могущественное королевство со столицей в Эбле., нынешняя Сирия. Этот город будет доминировать над многими городами Анатолии и Верхней Месопотамии. В свою очередь, город Мари стал доминировать над другими городами в его окрестностях, включая Ассур.

Вернувшись в город Лагаш, кажется, что его король Урукагина был просвещенным персонажем, который пытался уменьшить чрезмерную власть жрецов, чтобы дать больше представительства и благополучия своему народу. Однако жрецы не хотели терять свое влияние и, воспользовавшись тем фактом, что люди боялись богов больше, чем своего царя, они заставили царя потерять силу.

Это привело к тому, что процветающий город Лагаш был ослаблен их внутренними ссорами. и город Умма, его давний соперник, воспользовался возможностью, чтобы отомстить за все поражения и унижения, которые ему пришлось пережить. Таким образом, царь Уммы, Лугалзагеси, захватил города Ур и Урук, затем напал на Лагаш в 2330 году, и вскоре этот царь получил власть над всем Шумером.

Этим новым городом будет Агаде, более известный как Акад., и его основание станет моментом, когда будет посеяно семя того, что впоследствии станет огромной Аккадской Империей. Таким образом, в 2300 году Саргон столкнулся с Лугалзагеси, победив его и за очень короткое время лишив власти Шумера. Месопотамия попала в руки царя Акада и дала название новой культуре аккадцев.

По мере того как Саргон сражался и покорял новые города, столица, Акад, росла. Некоторые города, воспользовавшись тем фактом, что вторгшиеся в них города-государства были слишком заняты борьбой с Саргоном, добились независимости. Но эта свобода была временной: рано или поздно аккадские армии предстали перед этими новыми государствами и сделали их городами-данниками Аккада. Таким образом, Аккадская империя становилась огромной мультикультурной империей.

Благодаря своему культурному разнообразию и стремлению гомогенизировать завоеванные земли Саргона, Аккадская империя считается первой исторической империей в смысле народа, который доминировал над другими народами в военном, культурном и экономическом отношении. Иначе обстоит дело с египтянами того времени, которые, несмотря на размеры своей страны, были довольно однородными и еще не покорили другие народы, навязывая им свою культуру. Аккадцы жестоко притесняли покоренные народы.

Южнее правители городов Шумера были свергнуты и заменены жестокими воинами аккадского происхождения, что, естественно, не вызвало сочувствия к царю-завоевателю Саргону. Точно так же монарх знал, как подавить восстания, и продолжал в своем намерении стандартизировать империю, сделав аккадский официальным языком страны, особенно в самых важных вопросах, и принял меры для его продвижения. Его намерение состояло в том, чтобы вытеснить шумерский язык, который до тех пор был средством культуры и престижа.

Около 2280 г. умер Саргон Академический. Сразу же Шумер и народы гор Загрос попытались освободиться от аккадского ига, воспользовавшись смертью тирана, однако новый царь, Римуш, старший сын Саргона, с помощью своего брата Маништусу подавил восстания. В 2252 году Нарам-Син, внук Саргона, занимает трон Акада и сумел подавить несколько внутренних восстаний, в дополнение к продолжению семейной традиции расширения империи и покорения новых народов.

Так что, Нарам-Син сверг в 2200 году процветающее королевство Эбла и, чтобы укрепить свою власть, провозгласил себя богом в дополнение к организации группы знатных чиновников. который руководил местными королями и следил за тем, чтобы города, подозреваемые в измене, получали должный выговор. Культура процветала при дворе во время его правления, с писцами, которые развили и превзошли шумерские традиции, и, хотя шумерский язык продолжал иметь влияние, аккадскому удалось вытеснить его в администрации и деловых отношениях.

Их мифология

В формировании мифов аккадская культура во многом опиралась на шумерскую. Аккадское мировоззрение особенно интересно, поскольку особенно в христианском мире, существует несколько современных мифов, в которые верили в древней Аккадской империи..

Универсальный потоп

Мы знаем исторические события аккадцев, потому что с 2800 г. до н.э. шумеры начали систематически использовать письменность в исторических и литературных целях. Этот факт удивил как шумеров, так и аккадцев столетия спустя, которые были удивлены полным отсутствием записей до того времени и, прежде чем представить себе, что письменности не существовало до этой даты или что было мало грамотных мудрецов, они решили придать ей мифологический характер. объяснение.

Таким образом, они предположили, что отсутствие письменных источников могло быть вызвано великим Всемирным потопом, который произошел до 2800 года и уничтожил все предыдущие письменные источники. И шумеры, и аккадцы поместили все свои легенды еще до этого потопа..

Согласно его мировоззрению, мир был создан всего за семь дней. Это было семь дней, потому что астрономы определили семь главных небесных тел, помимо звезд: Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн. Эти звезды были частью шумерского и аккадского пантеона, и считалось, что они влияют на судьбы людей.

Судьба людей зависела от звезды, господствовавшей на небе в день и время их рождения.. Каждый день был назван в соответствии со звездой, которая доминировала над его первым часом, и таким образом возникло разделение времени на семидневные недели.

В результате веры во Всемирный Потоп список шумерских царей был дополнен десятью монархами, предшествовавшими этому событию, которым было приписано правление в течение десятков тысяч лет. Последним и самым известным из этих царей был Гильгамеш, царь Урука.

Легенда об этом Гильгамеше основана на историческом Гильгамеше, который правил около 2700 г., но считается, что родился несколькими веками ранее, пережил Потоп, который был вызван богами, очень разгневанный. Когда его друг умер, он начал искать секрет вечной жизни, пройдя через долгую череду приключений.

Еще одним из выживших после этого мифологического наводнения был Утнапиштим, построивший корабль, на котором он был спасен вместе со своей семьей.. После потопа у богов не было людей, которые могли бы принести себя для священных жертвоприношений и накормить их, поэтому Утнапишти принес в жертву животных. В благодарность боги даровали ему бессмертие.

Утнапиштим встретил Гильгамеша, все еще ищущего секрет вечной жизни. Он указал, что ему следует поискать волшебное растение. Гильгамеш нашел его, но когда он собирался съесть его, змея украла его и съела, поэтому змеи омолаживаются, когда сбрасывают кожу.

Вавилонская башня

Прибытие аккадских завоевателей в города Шумера, в которых шумерский язык был языком культуры, вызвало большое замешательство.. Во-первых, потому, что люди не очень хорошо понимали, почему на них жестоко вторгаются, а во-вторых, потому, что завоеватели говорили очень странно, почти неразборчиво. Вероятно, самые скромные люди покоренных городов, чье видение мира сводилось к их непосредственному окружению, даже не понимали, почему внезапно появились люди с неизвестным языком, язык, который они теперь были вынуждены выучить.

Учитывая жестокость войны и несправедливость завоевания неудивительно, что покоренные шумеры думали, что их наказывают боги. Эта идея формировалась на протяжении веков, несмотря на то, что Акад и Шумерия в конечном итоге были стерты в народном менталитете, их исконные храмы, зиккураты, остались бы там.

Таким образом, в Месопотамии начнет возникать идея о том, что древние строили высокие храмы, чтобы приблизиться к богам, идея, которая совсем не ошибочна, поскольку во всех религиях обычным образом строить высокие храмы, чтобы прикоснуться к ним. Царство Небесное. Люди интерпретировали, что эта человеческая попытка приблизиться к божественному не нравилась богам, и в качестве наказания боги посеяли смущение среди людей, заставив их говорить на сотнях разных языков.

Именно из этой легенды возник миф о Вавилонской башне. Древние жители Месопотамии, которые строили все более высокие зиккураты, перестали строить их, когда боги заставили их говорить на разных языках., они не могли понять друг друга и не могли сотрудничать в строительстве башен.

Религия аккадцев

Аккадцы, как и в других первых великих цивилизациях, исповедовали политеистическую религию, которая имела много общего с религией других месопотамских народов, особенно шумеров.

Религия приобрела большое значение при организации Империи в политическом и социальном плане., и была мощная священническая иерархия, в которой правитель считался представителем богов на Земле, что-то вроде Папы в католицизме.

Аккадские боги обычно были связаны с различными природными явлениями. Аккадский пантеон состоит из множества богов, но наиболее важными можно считать следующих:

1. Ан или Ану

Бог Ан он был богом неба и верховным правителем всех богов. Под его командованием находились различные явления, связанные с небом, такие как звезды и созвездия. Этот бог в шумерской мифологии, из которой он первоначально был представлен, был представлен как небесный купол, покрывающий землю. Аккадцы унаследовали это представление и, как верховный бог, в их задачи входило судить человеческие и божественные преступления и налагать наказания за них.

2. Энлиль или Беа

Бог Энлиль имеет выдающееся значение не только в аккадском мировоззрении, но также в шумерском, ассирийском, вавилонском и хеттском. Энлиль он был богом, связанным с ветрами, штормами и дыханием. Он также является отцом нескольких природных божеств, таких как бог Луны или богиня пшеницы. Благодаря своим тесным отношениям с богиней земледелия, Энлиль, который также отвечал за штормы и, следовательно, за дождь, был одним из самых выдающихся богов аккадского пантеона.

3. Грех или Нанна

Син был богом Луны, которого в шумерской культуре называли Нанной. Он был главным богом города Ура, и в период расцвета этого города-государства бог Син приобрел почти большее значение, чем Ан. также важная награда как бог мудрости и смежных искусств, особенно астрономия и астрологические гадания.

4. Уту

Уту был богом Солнца. Солнце было основополагающим элементом аккадской культуры, поскольку его экономика была основана на сельском хозяйстве, а урожай зависел от того, насколько мягким или удушающим было солнце. Его также считали богом справедливости и правды, поскольку солнце все видит и все знает.

5. Иштар

Иштар, откуда происходит имя Эстер, самая известная месопотамская богиня сегодня, особенно для знаменитых останков, посвященных ей, которые хранятся в Пергамском музее в Берлине. Ишар была богиней плодородия, любви, секса и страстной войны. Считается, что у него было множество любовников, и считается, что ему поклонялись с помощью ритуалов священной проституции.

Аккадский язык

Аккадский язык пришел в Месопотамию с севера вместе с семитскими народами.. Первые аккадские имена собственные встречаются в шумерских текстах 2800 г. до н.э., что указывает на то, что, по крайней мере, говорящие на аккадском языке люди уже поселились на месопотамских землях. Первые таблички, полностью написанные на аккадском языке с использованием клинописи, датируются 2400 г. до н.э., но до 2300 г. до н.э. этот язык практически не использовался в письменной форме, что совпадает с появлением Аккадской империи Саргона.

Благодаря огромной мощи Аккадской империи и ее духу навязывания этого языка, Аккадский язык в конечном итоге низложил шумерский в юридическом и религиозном контексте, став доминирующим языком в Месопотамии. почти 1000 лет. Кроме того, он стал lingua franca в торговых и дипломатических отношениях, которым пользовались египетские фараоны, когда они разговаривали с хеттскими королями.

Аккадская лексика в основном семитского происхождения. Вот несколько примеров слов на этом вымершем языке:

Читайте также: