Химическая грамотность как компонент общей культуры человека доклад

Обновлено: 18.05.2024

Предлагаю систему работы по формированию у школьников бытовой химической грамотности средствами проектной и исследовательской деятельности.

ВложениеРазмер
statya_o_khim._gram_kak_issled.doc 123 КБ

Предварительный просмотр:

учитель химии и биологии высшей категории

Формирование бытовой химической грамотности учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности

(из опыта работы)

Предлагаю систему работы по формированию у школьников бытовой химической грамотности средствами проектной и исследовательской деятельности.

Работа ведётся в трёх направлениях: урочные занятия, внеурочная деятельность по предмету, самостоятельные домашние занятия учащихся.

Вначале мною была проведена экспертиза учебного материала, а именно определена система уроков по формированию бытовой химической грамотности в рамках учебного предмета. Предлагаю фрагмент экспертизы для реализации данного компонента на уроках химии в 8 классе.

по программе О.С. Габриеляна

Рассматриваемые вопросы по формированию бытовой химической грамотности

Предмет химии. Вещества

Необходимость строгого соблюдения правил техники безопасности и инструкций

Правила химической безопасности в быту

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк истории развития химии

Роль химии в жизни человека. Примеры химических реакций, встречающихся в быту

Простые вещества – металлы

Металлы в организме человека. Продукты – источники необходимых человеку металлов. Правильное использование алюминиевой посуды. Правила обращения с приборами, содержащими ртуть

Бытовые приборы, содержащие ртуть. Правила безопасной эксплуатации.

Анализ пищевого рациона на содержание необходимых человеку металлов

Простые вещества – неметаллы

Неметаллы в организме человека. Продукты – источники необходимых человеку неметаллов. Меры по профилактике йододефицита

Профилактика йододефицита в школе и дома

Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения

Проблема чистой воды в современном мире.

Как правильно пить воду. Правила использования фильтров для очистки воды. Представители оксидов, встречающихся в быту

Представители оксидов, встречающихся в быту

CaCO 3 (зубная паста)

При использовании экспонатов на занятии можно предложить ребятам следующие задания:

  • провести анализ информации, представленной на этикетке,
  • найти вещества разных классов неорганических и органических веществ,
  • составить формулу вещества с этикетки, узнать о необходимости этого вещества в производстве данного продукта, о воздействии его на организм человека.

Предлагаю аннотацию проекта "Экскурсия в ванную комнату. Неорганика в быту"

Тема проекта: Неорганика в быту

Творческое название: Экскурсия в ванную комнату

Аннотация: настоящий проект является результатом поисково-исследовательской и творческой деятельности учащихся. Он позволяет расширить кругозор восьмиклассников, заинтересовать новым для них предметом-химией, научить видеть в обычных предметах источник знаний.

Основополагающий вопрос: Почему синтетическое вытесняет натуральное?

Учебные предметы : химия, биология, экология, информатика.

Участники: учащиеся 8 классов

Информационные ресурсы: учебная, учебно-методическая литература, Интернет-ресурсы.

Дидактические цели: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде, приобретение навыков самостоятельной работы с большими объёмами информации, умений увидеть проблему и наметить пути её решения.

Методические задачи: научить использовать на практике знания об основных классах неорганических веществ (их составе, названии, применении), научить пользоваться Power Point для оформления результатов, научить кратко излагать свои мысли устно и письменно.

  • Какие оксиды, кислоты, основания, соли используются в производстве моющих средств?
  • Может ли зола быть альтернативой шампуней?
  • Чем лучше отбеливать зубы?
  • Нужен ли мылу яд?
  • Что такое кислотно-щелочной баланс?

Этапы и сроки проведения проекта:

Пищевые добавки, которые не рекомендуется употреблять:

E131, E141, E215 – E218,

E230-E232, E239 являются аллергенами.

E121, E123 способны вызвать желудочно-кишечные расстройства, а в больших дозах – и пищевые отравления.

E211, E40, E330, E442 содержат канцерогены, то есть могут провоцировать образование опухолей.

Качество игрушек: как не ошибиться?

Приобретайте игрушки в магазине, где вся продукция проходит строгий контроль и имеет соответствующий сертификат

Перед покупкой косметики убедитесь, что в её составе нет ниже перечисленных опасных веществ:

Толуол . Токсичный продукт. Применяется в лаках для ногтей

Борная кислота . Бор является клеточным ядом, поражает желудочно-кишечный тракт, кожу, почки, центральную нервную систему

Такие занятия всегда проходят очень эмоционально и имеют хороший результат.

В качестве очередного аргумента за необходимость проведения систематической работы по формированию бытовой химической грамотности приведу следующее. С 2011 года в экзаменационных материалах ГИА появились вопросы, связанные с проблемой безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Значит, мы можем помочь нашим ученикам успешнее сдать экзамен.

Примером может служить следующий вопрос из Демонстрационной версии ГИА 2011:

А13. Верны ли следующие суждения о правилах хранения витаминов и предназначении моющих средств?

А. Хранение витаминов не требует строгого соблюдения указанных в инструкции правил.

Б. Для удаления жирных пятен с поверхности посуды целесообразно использовать моющие средства, имеющие щелочную среду.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Бытовая химическая грамотность. Презентация на заданную тему содержит 16 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Химия и повседневная жизнь человека Химия, обладая огромными возможностями, создает не виданные материалы, умножает плодородие почвы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт, изменяет внешность людей. Но та же химия может стать и опасной для здоровья человека, даже смертельно опасной.

Домашняя аптечка Пероксид водорода - отличный антисептик. Нашатырный спирт водный раствор аммиака возбуждает дыхательный центр. Аспирин, или ацетилсалициловая кислота - один из препаратов, который широко применяют как жаропонижающие, противовоспалительное, болеутоляющее и противоревматическое средство. Лекарства для лечения сердечно-сосудистой системы - это валидол, корвалол, нитроглицерин.

Моющие и чистящие средства В настоящее время широко используется синтетические моющие средства-детергенты. Основной является синтетические поверхностно-активные вещества-ПАВ, в которых длинный углеводородный предельный радикал соединен с сульфатной или сульфонатной группой. Кроме ПАВ, в СМС входят и другие компоненты: отбеливатель, смягчитель, пенообразователи, ароматические отдушки. Из кислородосодержащих отбеливателей наиболее распространены перборат натрия и перкарбонат натрия.

Средства для борьбы с бытовыми насекомыми Инсектициды - средства для борьбы с насекомыми. Инсектициды применяют в виде растворов, эмульсий, аэрозолей. Жилые помещения следует обрабатывать только препаратами, рекомендуемыми для этой цели. Это известные препараты: хлорофос () , дихлофос, хлорофосные карандаши.

Химические средства гигиены и косметики Косметика и гигиена тесно соприкасаются, так как имеются косметические средства (лосьон, кремы, шампуни, гели), которые выполняют гигиеническую функцию. К важным гигиеническим средствам относится, прежде всего, мыла и моющие средства.

Средства ухода за зубами Важнейшим средством ухода за зубами являются зубные пасты. Основные компоненты зубной пасты следующие: абразивные, связующие, пенообразующие вещества и загустители. Первые из них обеспечивают механическую очистку зубов от налета и полировку. Чаще всего в качестве абразива применяют химически осажденный карбонат кальция, а также фосфаты кальция и полимерный метафосфата натрия.

Дезодоранты Дезодоранты выпускают в твердом виде, шариковые и в аэрозольной упаковке. В аэрозольных баллонах используют сжиженные газы, температура кипения которого очень низка. Они легко переходят в газовую фазу и не только выталкивают основу из баллона, но, расширяясь, распыляют ее на мелкие капельки. Долгое время эту роль выполняли только фторхлоруглеводы.

Косметические средства Перламутровый эффект создают соли висмутила или слюда, содержащая около 40% оксида титана. В качестве красителя для волос используются разбавленные водные растворы хорошо растворимых солей свинца, серебра, меди, висмута. Осветление волос производят с помощью 3% раствора пероксида водорода. В состав красящих шампуней входят п-фенилендиамин, резорцин и другие аналогичные соединения.

Химия и пища Человек-единственное существо на Земле, которое практически всю свою пищу подвергает химической или термической обработке. Попытаемся разобраться, что происходит с основными компонентами нашей пищи в процессе кулинарной обработки.

Жиры Жиры составляют существенную часть нашей пищи. Они содержатся в мясе, рыбе, молочных продуктах, зерне. Компоненты природного жира,важными из них являются фосфатиды, стерины, витамины, пигменты и носители запаха. Фосфатиды-это фактически тоже сложные эфиры, но в их состав, в отличие от жиров, входят остатки фосфорной кислоты и аминоспирта. Стерины-природные полициклические соединения очень сложной конфигурации. Представителем является холестерин. Витамины. Ими богата печень рыбы и морского зверя, растительные жиры, а также сливочное масло. Пигменты-вещества, придающие окраску жирам. Носители запаха очень разнообразны и сложны по строению, их более 20 в составе сливочного масла.

Углеводы Углеводы-главные постановщики энергии организму человека. Глюкоза-моносахарид.Глюкоза легко усваивается организмом, ведь в ее молекуле атома углерода и водорода частично окислены-соединены с кислородом. Фруктоза-это тоже моносахарид, изомер глюкозы. Сахароза-дисахарид. В обычной жизни просто сахар. Лактоза-дисахарид. Крахмал-полисахарид, состоящий из множества звеньев, которые представляют собой остатки молекул глюкозы. Гликоген по строению похож на крахмал, но отличатся от него большей разветвленностью молекул. Целлюлоза-растительный полисахарид, состоящий из множества звеньев, которые представляют собой остатки молекул глюкозы.

Белки Белки-природные высокомолекулярные соединения, структурную основу которых составляют полипептидные цепи, построенные из остатков аминокислот. Белки являются основой всего живого на Земле и выполняют в организмах многообразные функции. Белки, поступающие в организм с животной и растительной пищей, гидролизуются в конечном счете до аминокислот.

Соли Кроме поваренной соли, в кулинарии и пищевой промышленности находят применение гидрокарбонат натрия, нитрит и нитрат натрия.

Развитие пищевой промышленности Медики рекомендуют для рационального и диетического питания включать в меню хлеб из муки, содержащей тонкоизмельченные отруби. Сейчас часто говорят об „искусственной пищи”. Хотя этот термин не означает получение продуктов питания путем химических реакций. Речь идет о том, чтобы природным белковым продуктам придать вкус и вид традиционных продуктов, включая и деликатесы.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новосадова Н.И.

ФОРМИРОВАНИЕ ХИМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Ключевые слова: школьное образование, здоровьесбережение, химическая грамотность.

В современной системе образования проблема сохранения здоровья является одной из самых распространенных: ухудшение экологической ситуации, увеличение влияния техногенных факторов, нестабильный социальный фон, высокая психологическая нагрузка, а также низкий уровень осознания ответственности за свой образ жизни - все это препятствует формированию правильных навыков здоровьесбережения у детей[1]. Приобретение необходимых знаний и умений, ценностей и установок, познание себя и окружающего мира - гносеологический аспект в формировании принципов здоровьесбережения особенно важен. Без сформированной базы знаний о здоровьесозидании не получится вести здоровый образ жизни, предотвращать отрицательное влияние на свой организм и полноценно заботиться о себе [2].

Химическая грамотность - неотъемлемая часть принципов здоровьесбережения, которая создает условия для адекватного восприятия процессов жизни и окружающего мира, осознания роли химии в них. Такая дисциплина как химия играет важную роль в формировании научного мировоззрения, химической и экологической культуры, культуры производства и потребления продуктов химии [3]. К сожалению, уровень химической грамотности среди учащихся крайне низок, а, значит, и принципы здоровьесбережения не могут быть воплощены в полной мере.

Для наглядности было проведено краткое анкетирование учащихся,

Результаты анкетирования свидетельствуют, как сказано выше, о низком уровне химической грамотности детей практической направленности. Причиной этому может являться недостаточное внимание, уделяемое на уроках химии темам бытового и здоровьесберегательного характера.

Коллективная работа учащихся и педагогов над составлением такого справочника познакомит их с веществами, их химическими, физическими и биохимическими свойствами, в том числе с различными негативными и позитивными влияниями различных веществ на наш организм.

Список использованных источников:

1. Галан Т. Г. Здоровьесбережение в рамках внеурочной деятельности в основной школе // Теория и практика образования в современном мире:

2. Сороколетова О.В. Организация системы комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся на уроках химии и во внеурочное время // Педагогический вестник Карелии. - 2009. - №2. - с.92-102.

3. Палжанова А.Ш. Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках химии и биологии // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф.— М.: Буки-Веди, 2018. — С. 85-89.

Понизовская Т.А. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Ponizovskaya T.A. Creating problem situations in mathematics lessons / State Budgetary Educational Institution Secondary School No. 579, Primorsky district of St. Petersburg.

Переход к обновленной системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открывать новые знания, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение. Данный метод даёт развёрнутый ответ на то, как можно создавать на уроках проблемные ситуации и научить младших школьников их решать. Создание проблемных ситуаций является необходимым условием для активной умственной деятельности обучающихся. Создаётся противоречие между практическими, познавательными задачами и степенью знаний обучающихся, вызывающее активную мыслительную деятельность. Главная цель создания проблемных ситуаций состоит в осознании и разрешении данных ситуаций в ходе совместной деятельности учителя и обучающихся, при этом детям даётся оптимальная самостоятельность, а учителю отводится

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тяпкова И.Н., школа №11

ЗНАНИЯ ХИМИИ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Культурологическая парадигма является одной из образовательных парадигм, в которой отражены такие требования к образованию как формирование у учащегося ценностей культуры. Однако широкое значение данного понятия позволяет включить в него не только ценности духовной культуры. Культура современного человека предполагает освоение им правил использования в повседневной жизни достижений всех науки. Достижения в области химии прочно вошли в повседневную жизнь, облегчая решения бытовых проблем и в свою очередь предполагая овладение каждым человеком информацией, которую надо правильно использовать в быту. Поэтому реализация культурологической парадигмы в преподавании химии должна способствовать формированию у учащихся такого уровня знаний, который позволит успешно решать конкретные бытовые проблемы, обеспечивая безопасность здоровью.

Важной составляющей культурологической парадигмы преподавания химии становится воспитание экологической и валеологической культуры учащихся. Эта задача решается через усиление воспитательной направленности урока. Ценностное отношение учащихся к своему здоровью, к безопасной среде предполагает владение учителем многообразием педагогических приемов и средств воздействия на сознание школьника.

Особую значимость в сформированности культуры обращения с химическими веществами имеют активные формы обучения учащихся. Участие в исследовательской деятельности, разработка проектов, написание и защита рефератов не только позволяют овладеть навыками исследования, но и делают более глубоким понимание сущности химических явлений и процессов. Так повышается культура пользователя.

Современный мир нельзя представить без достижений химии, поэтому так необходима информированность в области химии, умение ее обнаруживать и правильно использовать.

Читайте также: