Доклад о крещении руси и распространении его на московских землях

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели и задачи:

Дать представление о том , как Русь стала христианской страной;

Дать знания о христианских святых: святая равноапостольная княгиня Ольга, святой равноапостольный князь Владимир, апостол Андрей Первозваннный;

Продолжить формирование умений работать с текстом.

Продолжать знакомить учащихся с историей христианской культуры и историей своего государства;

Показать, что история распространения христианства на Руси неразрывно связана с историей государства.

Способствовать уважительному отношению к святыням родной земли;

Воспитывать чувства патриотизма.

Основные понятия: Вятичи, Апостол Андрей Первозванный, Княгиня Ольга, Князь Владимир, Крещение Руси, Святой Кукша, Духовный подвиг, Уподобление, Мученик, Житие, Блудный сын, Именины, Икона, Христианский храм, Монастырь, Вера христианская

Оргмомент. (2мин.)

Проверка готовности к уроку

Повторение пройденного материала

Выполнение задания в презентации.

Изучение нового материала. (25мин.)

Русь языческая.

В 1 – 2 веках от Рождества Христова на землях, которые сегодня называют Подмосковьем проживали разные неславянские племена : фино-угорские и балтские.

К 7 - 8 векам появляются на этих землях восточнославянские племена: кривичи, словене ильменские и вятичи.

Вятичей считают своими ближайшими предками жители многих областей Центральной России.

Вятичи стали основой славянского населения Московской области.

Славяне были язычниками . Они считали, что каждому природному явлению: звездам, луне, грозе, ветру, дереву, животному- покровительствует какая-либо тайная сила. Эти силам давали имена и почитали их как богов. Это почитание сводилось к поклонению и служению идолам - обожествленным изображениям богов . Этим богам они приносили жертвы, иногда даже убивая людей в дар богам.

Первая проповедь христианства на Московских землях

Первую христианскую проповедь русская земля услышала от святого апостола Андрея Первозванного . Андрей был одним из учеников Иисуса Христа.

После Вознесения Иисуса Христа святые апостолы, укрепленные благодатью Духа Святого, усердно продолжали дело, завещанное им Господом. Следуя завету своего божественного Учителя, они проповедовали во многих землях. Они шли через моря и океаны, бесстрашно несли в мир, который верил в идолов, радостную весть о Христе и совершенном Им спасении мира, крестя уверовавших во имя отца и сына, и Святого Духа.

Святому апостолу Андрею достались для проповеди страны Азии и Европы. Посетив Грецию, Андрей Первозванный, повернул на север, в страну, которая потом назовется Русью. В то время это была пустынная, поросшая густыми лесами земля. По реке Днепр Андрей поднялся до семи холмов, на которых сегодня стоит город Киев , и водрузил там большой деревянный крест – незыблемую опору Церкви.

Святой Андрей, однако, пошел еще дальше и дошел до того места, где через несколько столетий поднимется еще один православный русский город Новгород Великий . С юга до севера прошел апостол русскую землю, освятив и благословив ее, и вернулся в Грецию, где его ожидало последнее испытание.

Андрея привязали к кресту Х-образной формы, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти/

Эгеат думал, что испугает Андрея и весь народ, если прикажет убить святого. Но апостол не испугался, он стал радоваться. Что сможет пострадать ради Христа.

Два дня апостол продолжал висеть на кресте и продолжал учить народ. На третий день Эгеат приказал снять апостола - мученика с креста, чтобы убить его тайно от всех. Но руки войнов перестали слушаться их, и они не смогли исполнить приказа.

Вдруг яркое сияние озарило крест и распятого на нем святого Андрея. Когда сияние исчезло, святой умер.

Святой Андрей был единственным апостолом, посетившим русскую землю и первым, кто

Святая равноапостольная княгиня Ольга.

Первой княгиней, принявшей христианскую веру, была Ольга, жена Игоря. Вот какие предания сохранились ее жизни.

В 880 г византийский патриарх Фотий прислал для просвещения славян греческого архиерея Михаила . Тогда Древнерусским государством правил Олег. Но уже через несколько десятков лет великая княгиня Ольга приняла крещение, стала христианкой.

Для этого она отправилась в Царьград, столицу Византии. Ее сопровождали многочисленная свита и слуги. Русскую княгиню встретили там с подобающей честью и большой торжественностью. Крещение было совершено самим патриархом в присутствии императора, который стал ее крестным отцом. Вместе с княгиней Ольгой крестились многие из ее свиты. По преданию, вернувшись в Киев, княгиня Ольга построила несколько небольших деревянных церквей
Крестившись, святая княгиня Ольга, попыталась расположить к христианству своего сына князя Святослава, но он, опасаясь насмешек дружины, отказался.

Утешалась Ольга тем, что Святослав не запрещал другим принимать христианскую веру. На попечении княгини Ольги находились ее внуки: Владимир, Олег и Ярополк. Она воспитывала их по – христиански : учила христианским молитвам, говорила с ними о Христе и Богородице, но не смогла крестить, опасаясь сына- язычника.

Умирая, княгиня Ольга просила своего сына, князя Святослава, выполнить последнюю волю: похоронить ее по-христиански : чтобы отпевал ее священник. Святослав сдержал слово: не было ни погребального костра, ни жертвоприношений языческим богам, ни тризны - пира в честь умершей. Проводили Ольгу в последний путь по - христиански. Такое на Руси случилось впервые.

Святой равноапостольный князь Владимир.

Шли годы… Князь Владимир стал великим князем Киевским. Но Русь по- прежнему оставалась языческой.

В то время в Киев зачастили разные проповедники, нахваливавшие свою веру. Приходили мусульмане, католики, иудеи.

Приходили также к князю проповедники и из Константинополя с рассказами о вере православной. Владимир задумался: какая же вера истинная? Послал он послов в разные страны. Узнать о том, как служат в них Богу?

Во многих побывали они странах знали , во что веруют разные народы. Но ни в одной стране не видели они такой красоты, такого богослужения, как в Константинополе, нигде не слышали таких прекрасных песнопений.

Тогда Князь Владимир решил жениться на византийской принцессе , а для Этого ему нужно было креститься.

Но незадолго до свадьбы он ослеп. Крестился князь Владимир в церкви Святой Софии в Корсуни . Дружинники под руки подвели слепого князя к купели, он вошел в нее. И когда епископ Михаил, возложив на князя руки, трижды погрузил его в купель, совершилось чудо: зрение восстановилось.

В духовном восторге он воскликнул: "Теперь я узрел Бога Истинного!". Некоторые из дружинников князя, пораженные этим чудом, также крестились.

По свидетельствам летописей, Владимир после крещения очень сильно изменился. Из сурового и жестокого человека он превратился в мягкого
и доброго. По приказу князя бедным людям стали раздавать бесплатную пищу и одежду. До принятия христианства Владимир имел несколько жен, но, обвенчавшись с принцессой Анной, стал примерным семьянином.

Теперь нужно было достойно увенчать начатое благое дело. Святой князь с епископом Михаилом и священниками отправился в Киев.
Повесть Временных Лет повествует об этом так:
Владимир. вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы - одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей. "Велик ты, Господи, и чудны дела твои!". Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения.

И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: "Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его". Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор.

Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре".

На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа.

Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ.

Первые храмы и иконы

После крещения повелел князь Владимир возводить храмы и ставить их по местам, где стояли идолы. Архитектура первых церквей была византийская.

Первыми иконами на Руси были: икона Божьей Матери, икона святых апостолов Петра и Павла.

Проповедь христианства на Московских землях

В царствование святого Владимира вятичи еще не входили в состав Русской державы. В 12 веке проповедь христианства на Московских землях была связана с именем святого Кукши.

Совершив славные чудеса, он многих язычников привел к крещению. За проповедь Евангелия вместе со своим учеником святым Пименом был убит.

Христианские святые

Святой – освещенный Божией Благодатью.

Святые всю жизнь строили на исполнении Заповедей Божиих. Для этого они обращались к Богу с молитвой о помощи в борьбе со своими страстями и воспитании добродетелей. Объединяла этих людей любовь к Богу и людям. Многие из них за веру перенесли мучения и смерть.

Мученики – принявшие мучения и смерть за веру Христову.

Житие – история жизни и подвигов святых людей.

Истории их жизни поучительны для всех людей, а для христиан они еще рассказывают о ступеньках трудного возвращения к Богу.

Закрепление изученного материала (5 мин.)

Выполнение задания в презентации.

Подведение итогов. (1 мин.)

Сегодня на уроке мы с вами узнали об основных положениях православия. Что нового вы узнали на уроке? Что вызвало затруднение?

Крещение Руси

Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать:

1) т.н. первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира; оно со­про­во­ж­да­лось соз­да­ни­ем на Ру­си епи­ско­пии (или ар­хи­епи­ско­пии), впо­след­ст­вии по­гиб­шей;

2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г.;

3) крещение Руси Владимиром;

4) ак­тив­ное цер­ков­ное строи­тель­ст­во и ме­ры по ор­га­ни­зационному оформ­ле­нию Церк­ви, рас­ши­ре­нию епар­хи­аль­ной и при­ход­ской струк­тур, пред­при­ни­мав­шие­ся при ки­ев­ском кн. Яро­сла­ве Вла­ди­ми­ро­ви­че Му­дром и при его пре­ем­ни­ках.

Предпосылки и причины

По со­во­куп­но­сти дан­ных ис­то­рических ис­точ­ни­ков крещение Руси пред­ста­ет как це­ле­на­прав­лен­ный вы­бор кн. Вла­ди­ми­ра, обу­слов­лен­ный его лич­ны­ми ре­лигиозными исканиями и комп­лек­сом внут­ри- и внеш­не­по­ли­ти­че­ских при­чин (не­удов­ле­тво­рён­ность язы­че­ски­ми куль­та­ми в ка­че­ст­ве на­цио­наль­но-кон­со­ли­ди­рую­ще­го фак­то­ра, не­об­хо­ди­мость всту­п­ле­ния Древнерусского государства в чис­ло мировых дер­жав и др.).

Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.

Крещение Владимира и дружины

Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси

За кре­ще­ни­ем кня­зя и его дру­жи­ны по­сле­до­ва­ло ор­га­ни­зо­ван­ное государственной вла­стью мас­со­вое кре­ще­ние жи­те­лей круп­ней­ших го­ро­дов, пре­ж­де все­го Кие­ва и Нов­го­ро­да. На пер­вые го­ды по­сле кре­ще­ния (не позд­нее 997 г.) при­хо­дит­ся уч­ре­ж­де­ние в Древнерусском государстве ми­тро­по­лии с цен­тром в Кие­ве, под­чи­нён­ной Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту. Од­но­вре­мен­но с мит­ро­по­ли­ей в ней бы­ло уч­ре­ж­де­но не ме­нее трех епар­хий: в Нов­го­ро­де, в Бел­го­ро­де Ки­ев­ском, а так­же, ве­ро­ят­но, в По­лоц­ке и/или Чер­ни­го­ве. Пер­вы­ми епи­ско­па­ми бы­ли гре­ки. В со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ной тра­ди­ци­ей (за­кре­пив­шей­ся не ра­нее XVI в.) пер­вым ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским при­ня­то счи­тать свт. Ми­хаи­ла, од­на­ко, ви­зантийские ис­точ­ни­ки да­ют ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что пер­вым ми­тро­по­ли­том был Фео­фи­лакт, пе­ре­ве­дён­ный на Русь из Се­ва­стий­ской ми­тро­по­лии (се­ве­ро-вос­ток Ма­лой Азии).

Христианство в XI-XII вв.

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния хри­стиа­ни­за­ции го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва, обо­зна­чив­шие­ся в хо­де крещения Руси, бы­ли про­дол­же­ны в XI-XII вв. Епар­хи­аль­ная струк­ту­ра сде­ла­лась бо­лее дроб­ной, чис­ло епар­хий воз­рос­ло до двенадцати. О раз­ви­тии в этот пе­ри­од при­ход­ской сис­те­мы труд­но су­дить из-за от­сут­ст­вия дан­ных; ве­ро­ят­но, оно сле­до­ва­ло за раз­ви­ти­ем государственно-административной. струк­ту­ры, т. к. при­ход­ской храм на­хо­дил­ся обыч­но в административном цен­тре (по­гос­те). Со­вер­шен­ст­во­ва­лось цер­ков­но-государственное взаи­мо­дей­ст­вие в об­лас­ти су­да. Воз­рас­тав­шие по­треб­но­сти в бо­го­слу­жеб­ных кни­гах обес­пе­чи­ва­лись скрип­то­рия­ми, дей­ст­во­вав­ши­ми при круп­ных мо­на­сты­рях и, ве­ро­ят­но, при епи­скоп­ских ка­фед­рах. Всё это име­ло след­ст­ви­ем и бо­лее ак­тив­ную хри­стиа­ни­за­цию сель­ско­го на­се­ле­ния. По­след­ние све­де­ния о язы­че­ских вы­сту­п­ле­ни­ях в круп­ных го­ро­дах (Нов­го­род, Рос­тов, Яро­славль) от­но­сят­ся к 1070-м гг. С это­го вре­ме­ни язы­че­ст­во как об­щественный фак­тор бо­лее не про­сле­жи­ва­ет­ся.

Значение крещения Руси

Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.

Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Литература

Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913.

Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.

Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.

Ща­пов Я. Н. Го­су­дар­ст­во и цер­ковь Древ­ней Ру­си X–XIII вв. М., 1989.

Татьяна Черникова. Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI- начало XII вв.)


Крещение Руси имело огромное значение в отечественной истории. На смену языческим верованиям пришла общегосударственная единая религия. Принятие христианства от Византии предопределило будущий путь развития России в качестве крупнейшего оплота православия.


Язычество Древней Руси

Перед принятием христианства славяне были язычниками. Каждое племя поклонялось своему богу, считающимся его защитником и покровителем. Выделялись и общеславянские божества.
Самыми значимыми в Древней Руси были:

  • Перун (бог грозы, молнии и грома, позже покровитель воинов);
  • Волос или Велес (бог скота, торговли и богатства);
  • Даждьбог и Хорс (различные ипостаси бога солнца);
  • Стрибог (бог ветров, вихря и вьюги);
  • Мокошь (богиня земли и плодородия);
  • Симаргл (бог семян и посевов).

По мере усиления княжеской власти возникала необходимость централизации государства. Пестрота языческих верований ослабляла Древнюю Русь, препятствовала слиянию племен в единый этнос.

Первая попытка создания общегосударственной религии была предпринята в правление Владимира Святославовича. После победы над всеми противниками и утверждения на великокняжеском престоле Владимир повелел установить в Киеве идолы главных славянских богов, так называемый пантеон богов.

Реконструкция капища Перуна на острове Перынь

Рис. 1. Реконструкция капища Перуна на острове Перынь.

Во главе пантеона стоял деревянный Перун с серебряной головой и золотым усом. Киевляне приносили божествам жертвы, в том числе человеческие.

Поиск новой религии

Несмотря на утверждение общеславянского пантеона богов, союз племен неуклонно распадался. Владимир Святославович понимал, что нужна более сильная религия, способная сплотить людей.

которые читают вместе с этой





Князь склонялся к византийской вере. Христианство уже давно проникало на Русь. В 957 г. крещение приняла княгиня Ольга, бабушка князя. Христианами становились люди из ближайшего княжеского окружения.

К Владимиру прибывали послы от других государств. Иудейские миссионеры сразу были отвергнуты князем. Он упрекнул их в том, что священный город евреев Иерусалим находится в руках мусульман. В летописи сказано, что князь отправил своих людей узнать о достоинствах и недостатках каждой религии.
Доклад посланников содержал такие сведения:

  • мусульманство (Волжская Булгария): “нет в них веселья, только печаль и смрад великий”;
  • католичество (Священная Римская империя): “красоты не видели никакой”;
  • православие (Византия): “служба их лучше, чем во всех других странах”.

Посоветовавшись с боярами, Владимир сделал выбор на византийской вере.

Летопись, безусловно, приукрашивает достоинства православия. В основе выбора Владимира лежали вполне понятные политические причины:

  • огромное влияние византийской культуры на славянскую Русь;
  • давние торговые и дипломатические контакты;
  • могущество Византийской империи.

Крещение князя Владимира

Несмотря на решение креститься, Владимир Святославович оставался типичным воином-язычником, который привык действовать с помощью военной силы. В 987 г. он начал войну с Византией и осадил Корсунь (Херсонес Таврический).

“Корсунская легенда” гласит, что Владимир дал клятву креститься в случае взятия города. Один из корсунцев по имени Анастас указал князю, откуда поступает в Корсунь вода. Князь перекрыл источник, и жители города сдались.

Владимир потребовал от византийских соправителей Василия и Константина отдать ему в жены сестру Анну. Императоры согласились с условием, что князь обязательно примет крещение.

Летопись рассказывает об очередном “чуде”: Владимир ослеп, но после крещения сразу же прозрел. Это окончательно убедило его в преимуществе православия над другими религиями. Многие участники осады после этого также приняли крещение.

Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве

Рис. 2. Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.

Владимир женился на Анне, забрал из Корсуни священников, мощи, церковную утварь, иконы и вернулся в Киев.

Крещение Руси

Кратко самое главное о крещении Руси сводится к следующим пунктам:

  • Общепризнанной датой крещения Руси считается 988 год.
  • Владимир вернулся в Киев и сразу же приказал разрушить пантеон языческих богов.
  • Князь обратился к киевлянам с заявлением: на следующий день все обязаны явиться к Днепру для крещения. Харизматичная личность князя внушала уважение и страх. Массовое крещение прошло достаточно мирно.
  • Владимир активно занимался распространением новой религии. На месте языческого капища в Киеве он поставил церковь Святого Василия. По всей Руси начинают строиться церкви и назначаться священники.

Перуна подвергли “наказанию”: бросили статую в реку и не давали пристать к берегу до самых днепровских порогов (т. е. до границ Русской земли).

Значение и результаты крещения Руси

Крещение Руси князем Владимиром значительно повысило авторитет Древнерусского государства. Утверждение государственной религии способствовало формированию единой нации. Огромный толчок в развитии получила культура.

Крещение князя Владимира. Фреска В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве

Рис. 3. Крещение князя Владимира. Фреска В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве.

Летописи дают возможность проследить, как происходило крещение на всей территории Руси. Между язычниками и христианскими проповедниками возникали вооруженные конфликты. Священники были вынуждены приспосабливаться к местным условиям. В результате слияния с язычеством на Руси сложилась оригинальная форма христианства – русское православие. В истории России наметился особый путь развития.

Что мы узнали?

К концу X века в Киевской Руси сложились все предпосылки для принятия общегосударственной религии. В 988 г. состоялось крещение Руси по византийскому образцу. Влияние крещения Руси на дальнейшую историю России трудно переоценить. После завоевания Константинополя турками в 1453 г. Россия стала мировым центром православия, что позволило ей решительнее заявлять о своих имперских правах.

Христианство до крещения: первые попытки князей крестить Русь

К 10-му веку в Киеве и Новгороде, крупнейших городах созданного Вещим Олегом объединённого государства, проживало большое количество христиан. Это также подтверждается итогами археологических раскопок. Важные изменения в конфессиональном составе населения Древней Руси совпадают и с ключевым политическим событием того периода — принятием христианства княгиней Ольгой, вдовой убитого древлянами Игоря Рюриковича.

Крещение княгини Ольги.

Уже в это время намечаются серьёзные проблемы, связанные с христианством. В 959 году на Русь отправляется немецкий епископ Адальберт Магдебургский — этот визит стал результатом удовлетворения просьбы княгини Ольги, адресованной императору Германии Оттону I, касавшейся помощи в распространении христианства на русских землях. Однако миссия клириков не увенчалась успехом. Спустя некоторое время епископ вернулся на родину, а некоторые его сподвижники были убиты язычниками — считается, что не без участия сына Ольги, Святослава.

Новые попытки установить контакты с религиозными деятелями Запада зафиксированы во время кратковременного правления Ярополка Святославича, брата будущего крестителя Руси. В 979 году он обратился к папе римскому с просьбой прислать в Киев клириков для проповедей, чем умудрился обратить против себя не только языческие круги столицы, но и проживавших в городе христиан, тяготевших к восточным практикам исповедания веры. Этот недальновидный шаг во многом предопределил поражение Ярополка в борьбе с Владимиром.

3.jpg

Владимир Святославич и крещение Руси

Победивший в междоусобной войне Владимир Ярославич поначалу не планировал распространить на Руси христианство — крещению предшествовала попытка унифицировать языческие культы на подконтрольных Киеву землях. Верховным богом был объявлен Перун, возводились языческие капища. Но желаемого результата реформа не достигла: объединению земель мешало разнообразие культов, не все из которых признавали верховенство Перуна. Именно тогда Владимир задумался об обращении в одну из монотеистических религий. [Сборник: Владимир Святой]

Относительно конкретного времени крещения Владимира и киевлян в исторической науке до сих пор ведутся споры. Общепринятая дата оспаривается учёными: многие исследователи датируют обращение князя в христианство 987 годом, а события в Киеве — 990-м. Тем не менее основные события не вызывают споров. Поддержка Владимиром Константинополя в борьбе с восстанием Варды Фоки, сватовство к принцессе Анне и осада Корсуни действительно были. Как и отправка в столицу Руси миссионеров.

Прибытие в Киев византийских миссионеров.

Идиллическая картина крещения киевлян также вызывает сомнения. Так, исследователь истории церкви Олег Рапов указывает, что не все жители столицы согласились с изменениями в духовной жизни государства. Многие сторонники язычества в знак протеста против княжеской политики ушли из города в леса и активно сопротивлялись насаждению христианства. События в Киеве отчётливо показали, что христианизация Руси растянется на долгие годы и будет сопровождаться жестокими столкновениями в попытке защитить языческие капища и право на исповедание языческих культов.

Крещение Новгорода: на пороге гражданской войны

Проблемы возникли уже на первом этапе распространения христианства — очагом сопротивления стал Великий Новгород. Религиозный вопрос тесно переплетался с политическим: знатные люди бывшей столицы Руси с опаской относились к воле Киева, видя в крещении возможное ослабление своей самостоятельности. Проблемы осознавал и Владимир, поэтому в 990 году на северо-запад страны отправилась военная экспедиция под руководством воеводы Добрыни, дяди киевского князя. [Сборник: Крещение Руси]

Первоначально Добрыня и присланные из Киева клирики крестили несколько сотен согласившихся на это мероприятие новгородцев, чтобы убедить местное население в правильности этого решения. В следующем году, во время нового похода, новгородцы во главе с тысяцким Угоняем и волхвом Богомилом решили оказать киевлянам сопротивление. Началось восстание, в ходе которого язычники разгромили дом, где находился Добрыня. Тот принял решение действовать быстро — именно внезапность действий могла обеспечить ему победу над превосходящими силами восставших.

Его соратник Путята связал боем превосходящие силы новгородцев, а в это время сам Добрыня начал жечь дома язычников. Огонь быстро распространялся среди деревянных домов, что заставило восставших пойти на переговоры с киевлянами. На общегородском вече жители города позволили строить в Новгороде храмы и обещали не чинить препятствий христианским проповедникам, но креститься пожелало весьма малое количество горожан. Это не устраивало Добрыню — он начал проводить религиозные обряды насильно, используя свои войска, а также разгромил языческие святилища и капища. Киевляне праздновали победу. И хотя многие новгородцы приняли христианство лишь из страха перед властью — долгое время языческие боги тайно почитались в городе, — тем не менее Владимир Святославич праздновал победу: ему удалось подчинить своей воле второй по значимости город государства.

Новгородцы приняли крещение в реке Волхов.

Процесс крещения русских земель затянулся на десятилетия. Фактически в новую веру обратились лишь жители крупных городов, но и их верность зачастую подвергалась большим сомнениям. Пограничные же территории государства долгое время оставались языческими: так, например, племя вятичей отказывалось обращаться в христианство, по некоторым данным, вплоть до 14-го века.

После крещения бывшие языческие священнослужители и сочувствующие Перуну ушли в подполье. По всей стране возводились храмы, из Византии прибывали клирики, чтобы обучать священнослужителей из местного населения. Волхвы лишь ждали удобного случая, чтобы показать себя во всей красе, и такие возможности неоднократно предоставлялись им на протяжении всего 11-го века.

8.jpg

Самые известные языческие выступления случились спустя 50 лет после событий в Суздале. В 1071 году восстал люд Ростова и Новгорода, причём бунт случился ровно по тем же причинам, что и в Суздале — засуха, неурожай и недоверие знатным людям, которые, как казалось, утаивают съестные припасы. В обоих случаях выступления возглавили волхвы, вышедшие из подполья. Это говорит о том, что языческая вера ещё глубоко сидела в народе, ведь после крещения Руси прошло чуть меньше ста лет.

9.jpg

В Ростове, также на фоне неурожаев, в 1071 году появились два волхва из Ярославля и начали клеймить христианских священнослужителей и местную знать — мол, они виноваты во всех бедах, которые обрушились на простой люд. Собрав некоторое число сподвижников, язычники приступили к разорению окрестных погостов, особым образом указывая на знатных женщин, обвиняя их в сокрытии продовольствия. Вскоре бунтовщики дошли до Белоозера, где находился Ян Вышатич, воевода князя Святослава Ярославича. Восставшие и отряд Яна столкнулись недалеко от города, но сражение окончилось ничем. Тогда воевода обратился к жителям Белоозера и потребовал от них самостоятельно разбираться с волхвами, пока его отряд будет собирать дань. Горожане вскоре выполнили просьбу княжеского посланника, языческие священнослужители были пойманы, допрошены, а затем отданы родственникам убитых женщин.

10.jpg

Читайте также: