Характер древних славян доклад

Обновлено: 02.07.2024

Мы неоднократно видели в ходе изложения предшествующих глав, что древняя славянская культура не была ни высокой, ни богатой, в особенности по сравнению с античными культурами.

В связи с этой отсталостью и относительной необразованностью древних славян в XVIII веке возникло представление о примитивности не только культуры славян, но и их характера. Славян описывали как народ без всяких моральных достоинств, низкого и дикого нрава.

Только немецкие исследователи, историки и археологи, когда бы ни приходилось им говорить о древнеславянской культуре, охотно обращались к противоположной точке зрения, шлецеровской[1537].

Книга Собестянского вызвала ряд откликов, оценивших положительно его выводы, но вместе с тем она носила также и полемический характер; в целом она все же способствовала тому, что старая некритическая точка зрения Гердера и Коллара уступила место новому, более глубокому исследованию и прежде всего новому изучению источников. С этого времени мы часто встречались со взглядами, близкими взглядам Собестянского. Только Ян Пейскер зашел в своих выводах еще дальше, чем когда-то Шлецер, — до абсурдных крайностей[1538].

Если мы хотим рассмотреть затронутый вопрос критически, то должны прежде всего знать факты, которые предоставляют нам история и археология в отношении характера славян и высоты их культуры.

Такие общие выражения не имеют, однако, значения для познания действительного характера народа. Точно так же не имеют значения определения Киевской и Пражской летописей, так как летописец хотел лишь выразить свое глубокое презрение к языческому образу жизни до принятия христианства.

Кроме того, у славян всегда отсутствовал милитаризм, а также стремление к абсолютизму, к могучему сосредоточению индивидуальных сил, а следовательно, и стремление к империализму. Напротив, у них в противовес этому постоянно возникало так называемое славянофильское и братское учение, провозглашавшее справедливость и любовь ко всем и равенство всех.

Славянский национализм был всегда иным, чем властолюбивый и узурпаторский национализм германцев, страстно стремившихся к власти над всеми. Никто не говорит о славянах то, что Тацит и Плутарх говорят о германцах[1556].

Материальная культура, созданная этим характером, долгое время была невысокой. Я уже говорил выше, что было главной причиной этого. Вероятно, не неспособность народа, а его географическое размещение, которое долгое время отделяло славян от крупнейших центров древней цивилизации, и суровые условия, принуждавшие славян к тяжелому земледельческому труду и отвлекавшие их от создания более высоких творений культуры и, в частности, искусства. Однако способность славян к более высокой цивилизации была засвидетельствована позднее тем, как они сумели воспринять римско-германскую и греческо-восточную культуру, когда в VIII–IX веках достигли сфер влияния этих культур. Хотя славяне и не сумели быстро создать новые и оригинальные произведения, но зато они сумели воспринять более высокие культуры и творить затем в их духе, освоив их технику. Первое славянское искусство даже с художественной точки зрения не было примитивным, так как славяне быстро проявили большой вкус и умение. А это тоже что-нибудь да значит. Народы проявляют степень своей цивилизации также в том, насколько они умеют воспринимать и развивать дальше то, что создали другие.

Культура, достигнутая славянами в X и XI веках, не была единой, как не была полностью единой славянская культура и в доисторическую эпоху. Следует с уверенностью констатировать, что большое, знаменательное деление славян на две культурные сферы: западную и восточную, явилось делом не только поздней истории, даже не только IX–XI веков — эпохи, когда славяне более всего воспринимали влияние со стороны, — но и делом еще предшествующих, доисторических эпох.

Если в доисторическую эпоху славяне находились в своей колыбели между Вислой и Днепром или, возможно, между Одером и Днепром[1557], то уже с древних времен, с начала эпохи бронзы, их западная часть на Одере и Висле имела иные культурные достижения и импульсы, нежели восточная часть — между Карпатами и Днепром. Влияния культуры эпохи бронзы, позднее гальштаттской, галльской с Рейна и Марны, затем германской с низовий Эльбы и Балтийского побережья, как бы мало славяне на них ни реагировали, подготовили иную почву, нежели была та, которую у восточной части славян подготовили влияния степных аборигенов, скифов и сарматов, потом финнов и, наконец, всего Востока и Византии. Следовательно, западное славянство издавна принадлежало к сферам западноевропейской и среднеевропейской культуры, между тем как восточное — к сфере греко-восточной культуры. Таковы сущность и основной характер славянской предыстории с точки зрения их культуры[1558].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава III О физическом и нравственном характере славян древних

Глава III О физическом и нравственном характере славян древних Их природное сложение и свойства: храбрость, хищность, жестокость, добродушие, гостеприимство. Брачное целомудрие. Жены и дети. Нравы Славян Российских в особенности. Жилища. Скотоводство и земледелие. Пища,

Глава III О ФИЗИЧЕСКОМ И НРАВСТВЕННОМ ХАРАКТЕРЕ СЛАВЯН ДРЕВНИХ

Глава III О ФИЗИЧЕСКОМ И НРАВСТВЕННОМ ХАРАКТЕРЕ СЛАВЯН ДРЕВНИХ Их природное сложение и свойства: храбрость, хищность, жестокость, добродушие, гостеприимство. Брачное целомудрие. Жены и дети. Нравы Славян Российских в особенности. Жилища. Скотоводство и земледелие. Пища,

Глава XIII Появление славян в пределах империи

Глава XIII Появление славян в пределах империи В последних и ближайших главах мы пытались выдвинуть те факты и явления, которые составляют существенное содержание и характеристику византинизма. Но нет, может быть, одинакового по важности вопроса в составе истории

Глава 2 о характере русской революции

ГЛАВА Х О характере испанцев и китайцев

ГЛАВА Х О характере испанцев и китайцев Различные характеры народов являются смесью добродетелей и пороков, хороших и дурных качеств. Есть счастливые смешения, производящие много добра, часто неожиданного, есть и такие, которые столь же неожиданно производят много

ГЛАВА I О различном характере законов у германских народов

ГЛАВА I О различном характере законов у германских народов Выйдя из родной страны, франки поручили мудрым людям из своего народа составление книги салических законов. Племя рипуарских франков, присоединившееся при Хлодвиге к племени салических франков, сохранило свои

О физическом и нравственном характере Славян древних

О физическом и нравственном характере Славян древних Древние Славяне, по описанию современных Историков, были бодрыми, сильными, неутомимыми. Презирая непогоды, они сносили голод и всякую нужду; питались самою грубою, сырою пищею; удивляли Греков своею быстротою;

Глава I. Размышления о японском национальном характере

Глава I. Размышления о японском национальном характере Штрихи к японскому портретуЖестокая и коварная японская природа, данная человеку как бы назло, наложила неизгладимый отпечаток на черты характера населения. В Японии шесть седьмых территории не может быть

XX. Выносливость и упорство в характере балтийских славян. — Их честность

XX. Выносливость и упорство в характере балтийских славян. — Их честность Привившись к славянскому характеру, который терпелив и вынослив, этот воинственный образ жизни балтийских славян придал им, кажется, нечто из тех свойств, которые и на наших глазах получают старые

XXIV. Общее заключение о характере балтийских славян. — Их характер в истории. — Значение у них некоторых племенных названий

XXIV. Общее заключение о характере балтийских славян. — Их характер в истории. — Значение у них некоторых племенных названий Таков был характер этих людей: основание доброе, общительность и любовь к ближнему; но на этом основании, вызванная обстоятельствами,

Глава XIII Появление славян в пределах Империи

Глава XIII Появление славян в пределах Империи В последних и ближайших главах мы пытались выдвинуть те факты и явления, которые составляют существенное содержание и характеристику византинизма. Но нет, может быть, одинакового по важности вопроса в составе истории

Глава III О физическом и нравственном характере славян древних

Глава III О физическом и нравственном характере славян древних Их природное сложение и свойства: храбрость, хищность, жестокость, добродушие, гостеприимство. Брачное целомудрие. Жены и дети. Нравы Славян Российских в особенности. Жилища. Скотоводство и земледелие. Пища,

Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян

Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян Настоящую Главу предлагаю читать внимательно и вдумчиво – кроме предложенной в настоящей Главе информации, ничего не надо придумывать и додумывать – здесь


Только немецкие исследователи, историки и археологи, когда бы ни приходилось им говорить о древнеславянской культуре, охотно обращались к противоположной точке зрения Августа Шлецера. Славянские же археологи всячески превозносили культуру славян и, для того чтобы иметь реальные основания для этого, начали отождествлять её с Гальштаттской археологической культурой железного века, существовавшей в Центральной Европе и на Балканах на протяжении около 500 лет — примерно с 900 до 400 годы до нашей эры, что, конечно, совершенно неверно. Так делали, в частности, чешские археологи Вольдржих, Ванкель, Гавелька, Смолик и Елинек.

Только австро-венгерский и чехословацкий историк права Ян Пейскер (1851 — 1933 г.г.) зашёл в своих выводах ещё дальше, чем когда-то Шлецер, – до абсурдных крайностей (3).


Славяне просто отплачивали за то, что делали им германцы, которые вообще считали славян низшим народом, бросали славянских детей псам, зазывали славян к себе на пир, а затем убивали их, измеряя их мечом, – каждому, кто был выше, отрубали голову – и самым жестоким образом мучили славян, осмеливавшихся восставать против германского рабства (7). А раз это известно, то не следует удивляться и взрывам жестокости со стороны славян. Все это – простое следствие ожесточенных боев за свободу, боев между двумя исконными противниками. Эпитеты crudelissimi, nefandissimi ни в коей мере не являются особой характеристикой славян.


Правда, в настоящее время мы не можем говорить о каком-то единстве славянского характера, так как, например, характеры чешского, сербского и русского народов значительно отличаются друг от друга, более того, даже между отдельными ветвями народа имеются большие различия в характере, например между чехами и словаками или между русскими и украинцами. Но тем не менее тут существуют определенные общие черты: так, например, склонность к свободе и демократии, переходящая даже в анархичные формы, склонность к сентиментализму, скептицизму, мистицизму и постоянному размышлению, склонность к увлечению тем или другим делом; и в то же время славяне обладают меньшими способностями завершать дело и утверждать его, обладают меньшей силой воли, зато им свойственна склонность к высокой справедливости и общему миролюбию, к приветливости и искренности. Все эти черты отличают славянский характер от германского, хотя они и не выражены у всех народов одинаково.


У славян всегда отсутствовал милитаризм, а также стремление к абсолютизму, к могучему сосредоточению индивидуальных сил, а следовательно, и стремление к империализму. Напротив, у них в противовес этому постоянно возникало так называемое славянофильское и братское учение, провозглашавшее справедливость и любовь ко всем и равенство всех.

Славянский национализм был всегда иным, чем властолюбивый и узурпаторский национализм германцев, страстно стремившихся к власти над всеми. Никто не говорит о славянах то, что Тацит и Плутарх говорят о германцах (21).

Материальная культура, созданная этим характером, долгое время была невысокой. Я уже говорил выше, что было главной причиной этого. Вероятно, не неспособность народа, а его географическое размещение, которое долгое время отделяло славян от крупнейших центров древней цивилизации, и суровые условия, принуждавшие славян к тяжёлому земледельческому труду и отвлекавшие их от создания более высоких творений культуры и, в частности, искусства. Однако способность славян к более высокой цивилизации была засвидетельствована позднее тем, как они сумели воспринять римско-германскую и греческую и восточную культуру, когда в VIII–IX веках достигли сфер влияния этих культур. Хотя славяне и не сумели быстро создать новые и оригинальные произведения, но зато они сумели воспринять более высокие культуры и творить затем в их духе, освоив их технику.

Первое славянское искусство даже с художественной точки зрения не было примитивным, так как славяне быстро проявили большой вкус и умение. А это тоже что-нибудь да значит. Народы проявляют степень своей цивилизации также в том, насколько они умеют воспринимать и развивать дальше то, что создали другие.

Культура, достигнутая славянами в X и XI веках, не была единой, как не была полностью единой славянская культура и в доисторическую эпоху. Следует с уверенностью констатировать, что большое, знаменательное деление славян на две культурные сферы: западную и восточную, явилось делом не только поздней истории, даже не только ΙΧ-ΧΙ веков – эпохи, когда славяне более всего воспринимали влияние со стороны, – но и делом ещё предшествующих, доисторических эпох.

Если в доисторическую эпоху славяне находились в своей колыбели между Вислой и Днепром или, возможно, между Одером и Днепром (22), то уже с древних времен, с начала эпохи бронзы, их западная часть на Одере и Висле имела иные культурные достижения и импульсы, нежели восточная часть – между Карпатами и Днепром.

Влияния культуры эпохи бронзы, позднее Гальштаттской культуры, галльской с Рейна и Марны, затем германской с низовий Эльбы и Балтийского побережья, как бы мало славяне на них ни реагировали, подготовили иную почву, нежели была та, которую у восточной части славян подготовили влияния степных аборигенов, скифов и сарматов, потом финнов и всего Востока и Византии.

Следовательно, западное славянство издавна принадлежало к сферам западноевропейской и среднеевропейской культуры, между тем как восточное – к сфере греко-восточной культуры. Таковы сущность и основной характер славянской предыстории с точки зрения их культуры (23).

Нет никаких несомненно достоверных сведений о происхождении славянских племён, так как это было настолько давно, что их не сохранилось, а может, и не имелось. Только у греков и римлян сохранилась информация о нашем древнем отечестве.

Таким образом, не имея достаточно сведений о том, откуда и когда славяне появились на территории современной России, рассмотрим, какими они были и как жили задолго до образования государства.

Внешний вид древних славян

Несомненно, характер природы, где жили славяне, повлиял и на их сложение, и на быт, и на характер.

Словом, в описаниях современников мы видим славян здоровыми, крепкими, красивыми людьми.

Характер славян

Быт и внешний облик древних славян

Внутренний быт славян при тех естественных условиях, которые они встретили на русской равнине, определялся их основными занятиями и ремеслом.

Мирный, земледельческий характер славян придавал их нравам значительную мягкость, об этом свидетельствуют все писавшие о славянах.

В особенности хвалят древние историки гостеприимство славян: когда к ним является иностранец, они провожают его из одного места в другое и, если случится, что странник потерпит какую-нибудь беду по нерадению своего хозяина, то сосед последнего вооружается против него, почитая священным долгом отомстить за странника. С пленными славяне обращались кротко, пленные не оставались у них рабами целый свой век, как у дргих народов, но по прошествии известного срока вольны были или возвратиться к своим, давши выкуп, или остаться жить между славянами.

Родителям славяне оказывали почтение, заботились о них в старости.

Писавшие о славянах византийцы указывают также на их мужество в бою и умение применять в деле борьбы военные хитрости, между которыми особенно замечателен способ скрывания в воде, с выставленной для дыхания тростинкой. Если же славяне сражались в поле, то окружали себя укреплением, ставя внутри женщин и детей.



С.Иванов. Торг в стране восточных славян

Далеко не так снисходителен был к нравам древних славян русский летописец; как христианин и монах, он с омерзением смотрел на все, что напоминало об язычестве.

Внешний облик

Что касается внешнего облика наших предков славян, то это вопрос, о котором много спорят до сих пор. Брили ли славяне-мужчины себе головы или носили длинные подстриженные волосы, отпускали ли бороды или нет — все это очень спорные вопросы, а косвенные свидетельства говорят и за и против.

Византийские и арабские писатели VI -IХ веков описывают славян как высоких блондинов.

Одежда

Люди богатые, после того, как широкое развитие торгового движения по Дпепру и участие в торговле самих славян создавало богатство, носили одежды более пышные и богатые, как свидетельствуют могильные находки.

Но что одежды в общем были очень просты, свидетельствует непосредственная запись современника-очевидца, описавшего встречу Святослава с Иоанном Цимисхием, когда Святослав прибыл на свидание одетым в простую белую рубаху, надо думать, рубаху и порты,— которые только чистотой отличались от одежды его спутников.

«Правосудие у них было запечатлено в умах, а не законах, — писал один греческий историк, отмечая, что у славян в то время ещё не было письменного законодательства, — воровство случалось редко и считалось важнее всяких преступлений.

А вот свидетельство другого автора: «Племена славян ведут образ жизни одинаковый, имеют одинаковые нравы, любят свободу и не выносят рабства.

Часто вступая в схватки со славянами, греки весьма внимательно изучали характер славян и их военные повадки: «Они превосходные войны, потому что военное дело становиться у них суровой наукой во всех мелочах.

Славяне проживали с древних времен в центральной части Европы, в Прикарпатье и на Балканском полуострове.

По одной из версий, продвижение в восточную часть происходит в период с V по VII века нашей эры. Если прислушаться к другой, то можно услышать версию, что в Восточной Европе славяне находились как коренные жители этой части Европы.

Всего было три больших группы: восточная, западная и южная. Языческие верования определяли не только духовность славян, но и их внешний облик. Как выглядели восточные славяне, невозможно сказать однозначно. На этой территории проживало огромное количество племен. Это такие, как вятичи, волыняне, кривичи, радимичи, хорваты, полочане и многие другие.

Каждое из них имело свои характерные особенности. Среди общего можно отметить тот факт, что одежда не имела сложных деталей, но внешнее оформление всегда было под особым вниманием. На тканях вышивали различные узоры, орнаменты, фигуры. Для украшений использовали височные кольца различного типа. На ногах они носили лапти. Под верхней одеждой носили льняные просторные рубахи. Чем богаче был человек, тем больше одежды он носил. Различия могли состоять в цвете предпочитаемой ткани, размере, форме и количестве украшений, способах плетения лаптей.

Однозначно можно сказать, что на то, как выглядели древние славяне, влияла окружающая природа, быт и образ жизни племен, а также их соседи – скифы и сарматы.

Наши предки-славяне были выходцами из балтославянских индоевропейских племён. Примерно в 5 веке нашей эры они начали активно селиться на землях Восточной Европы. Славянские вожди были людьми мудрыми и дальновидными, сразу оценив насколько богатыми являются земли, на которых они поселились. В отличие от своих извечных врагов кочевников славяне вели оседлый образ жизни, занимаясь преимущественно земледелием, охотой и скотоводством.

Основы земледелия составляли пшеница, ячмень, гречиха, а также различные овощи: капуста, свёкла, репа и т.д. Скот разводили как крупнорогатый, так и мелкий. Охота давала нашим предкам не только пищу, но также материалы для пошива одежды. Кроме этого меха являлись предметом обмена, т.е. использовались вместо денег. Из ремёсел наиболее распространённым было кузнечное дело.
Изначально славяне селились родами. Во главе рода стоял старейшина, который решал все спорные вопросы. Рослые и физически крепкие славяне являлись прекрасными воинами. Их отличительной чертой было стремление биться с врагом до последней капли крови. Наибольшим позором для воина были проявления трусости. Сражаться приходилось довольно часто, т.к. среди славян была распространена родовая вражда и кровная месть.

Верования наших предков были языческие. В их основе заложено поклонение многим богам. Религиозные обряды проводились в особых местах - священных рощах. В таких рощах устанавливались деревянные статуи богов - идолы. Из всех богов наиболее могущественный считались бог солнца - Ярило и бог грома, и войны - Перун. Обрядами управляли особые люди, которые назывались кудесниками и волхвами.

Таким образом, становится понятно, что на фоне той эпохи славянское общество было достаточно высокоразвитым и жизнеспособным.

Доклад №2

Первые известные упоминания о древних славянах относятся к середине первого тысячелетия нашей эры. В византийских летописях их называют антами и склавинами. Центральная, восточная и юго-восточная Европа стала местом проживания этих племен. Заселив эти обширные территории, племена разделились на три основные группы: на восточных славян - дреговичей, полян, вятичей, древлян, северян, радимичей, кривичей, полочан, словен, волынян, уличей, тиверцев; на западных славян - глинян, оморян, ободричей, чехов, словаков, поляков, поморян, вагров, полабов, глинян, лютичей, велетов, лужичан, кошубов, мораван; и на южных славян - словенцев, хорватов, сербов, захлумлян, болгар и других.

Жили анты и склавины в небольших поселениях, не имевших оборонительных укреплений. Сами жилища представляли собой углубленные от полуметра до метра в землю дома, крыша и стены которых опирались на вкопанные столбы. Крыша (обычно двускатная) укрывалась соломой. В доме у западных был очаг, у восточных преобладали печи. Первостепенное значение для древних славян имело земледелие. Из возделываемых культур основными были пшеница, просо, овес, ячмень и рожь. Вторым по значимости занятием было разведение лошадей, коров, овец, свиней, а также разных птиц: кур, уток, гусей. Сладкое добывали диким пчеловодством - бортничеством. Ходили на охоту и ловили рыбу.

С началом возникновения городов развиваются ремесла. Для оседлого хозяйства главным ремеслом стало кузнечное. Изготовление орудий труда из металла позволяло лучше обрабатывать землю. Пахать железной сохой намного эффективнее чем деревянной. Металлические оружие и доспехи сделали древних славян замечательными воинами. Наконечники стрел и копий, железные мечи, найденные при раскопках, говорят о высоком мастерстве кузнецов далекой эпохи. Гончарное дело - кладезь информации о жизни в те далекие времена. Самые частые археологические находки — это керамические изделия. В глиняной посуде хранили продукты, готовили еду, и еще делали детские игрушки. В городах работали и другие мастера: ювелиры, ткачи, косторезы, столяры и плотники.

Религия, существовавшая у древних славян - язычество. Она основана на одушевлении окружающего мира. Славяне верили в то, что у каждого озера, реки, леса, горы есть свой дух. К большинству из них обращались просто: дух леса, дух воды. Общие же для всех славян боги имели собственные имена. Перун - покровитель воинов и знати. Велес - бог богатства и скотоводства, защитник купцов, путешественников. Макошь - воплощение женского начала, плодородия. Сварог - бог огня и неба. Лада - богиня любви. Даждьбог - покровитель земледельцев, управлял солнцем и теплом. У каждого племени существовали и свои боги, которым поклонялись только они.

У первых славян было общее имущество, орудия труда, жилье, продовольственные запасы. Управляли ими сообща самые старые и опытные сородичи - старейшины. При решении самых важных вопросов собиралось общее собрание - вече. В каждом племени жили волхвы. Они занимались врачеванием, прорицанием, предсказывали погоду и были хранителями общих знаний. С появлением и усилением роли князей волхвы становятся главными советниками при них.

Древние славяне - оседлые земледельцы с богатой культурой, которые оставили свой значительный след в истории человечества. Их многочисленные потомки являются тому подтверждением.

Вначале нашей эры значительную территорию Европы уже населяли славянские народы. Происходили постоянные перемещения и расселения. Таким образом часть переместилась на запад к рекам Эльбы и Одры и уже там вместе с местным населением стали предками западных славянских народов таких как словаки, поляки и чехи. После продолжительной войны с великой империей Византия в VI—VII вв. было перемещение славян в южном направлении к Дунаю и Балканскому полуострову. Вместе с коренным населением Балканского полуострова (иллирийцы и фракийцы), раннее угнетенные византийцами, славяне стали прародителями болгар и югославского населения.

По мере заселения Балкан историки и географы Византии уже детально познакомились со славянами. Описывалась обширность славянской территории, их многочисленность и хорошие познания в области скотоводства и земледелия. Из источников византийских авторов нам известно, что славяне не признавали рабства и подчинения, отлично владели военным делом и были прекрасно вооружены. Но интересным является тот факт, что даже в начале VII век у славян правили военные вожди отдельных племен и небело государства.

Между Днепром и Днестром проживали древние предки украинского, русского и белорусских народов. Потом выше по Днепру было многовековое передвижение в сторону севера. Более приемлемые места для поселения занимались вновь прибывшими переселенцами. Очень часто приходилось освобождать территорию от древних лесов для земледелия и скотоводства. Расселились они вплоть до верхнего Поднепровья где жили предки латышей и литовцев.

В дальнейшем славяне заполонили области где проживали предки современных финнов, эстонцев, карелов и марийцев. Конечно же славяне превосходили уровнем культуры эти населения.

Зачастую останки славян, изучаемые археологами нашего времени, находят в трудно проходимых местах, совсем неудобных для проживания. Это объясняется тем, что люди стремились к более защищенным местам поскольку племена и общины постоянно воевали между собой.

3, 4, 5, 6 класс, окружающий мир

Древние славяне

Древние славяне

Жираф-млекопитающие животное, род парнокопытных. Считается, что жираф самое высокое млекопитающие на земле. Рост животного составляет шесть метров. Как и у всех у жирафа имеется семь шейных позвонков. Сердце у жирафов чрезвычайно сильное так,

Кошка - одно из тех животных, которые имеют быструю реакцию на внешний раздражитель, нежную шерсть и целый комплекс движений, не перестающих удивлять ловкостью, скоростью, умением держать равновесие в разных ситуациях.

Северное сияние представляет собой прекраснейшее световое явление. Оно уже не первое столетие привлекает взор людей. Это, действительно, поразительный феномен нашего мира, который, как правило, появляется в северных широтах, однако в Лондоне,

Читайте также: