Индивидуально типологические особенности памяти доклад

Обновлено: 18.05.2024

Память у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания, готовность к правильному воспроизведению. Все это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти -- зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования. В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют, выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания.

Один человек для того, чтобы лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как при запоминании и воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные образы. У другого преобладают слуховое восприятие и акустические образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий легче всего запоминает и воспроизводит движения, и ему можно рекомендовать записывать материал или сопровождать его запоминание какими-либо движениями.

“Чистые” виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирующей выступает зрительная память.

Известны случаи исключительной специальной памяти в какой-либо одной определенной области, например, феноменальная память людей-счетчикрв Иноди, Диаманди, Арну и др. При этом у Иноди был ярко выраженный слуховой тип памяти. Диаманди обладал зрительным типом памяти. Он видел цифры, написанные в форме квадратиков, причем его собственной рукой. В случае исключительной памяти обыкновенно мощная сенсорная основа памяти соединяется в том или ином соотношении с логическими компонентами (особенно у Иноди и Арну).

Феноменальная память - способность исключительно быстрого запоминания и точного воспроизведения большого по объему материала, нередко встречается у выдающихся людей, выступая как профессиональная память (музыкальная у В. Моцарта, А.Глазунова, зрительная у Ф.М. Достоевского)

Гипермнезия - усиление памяти, носит врожденный характер и заключается в способности запоминать информацию в большем, чем в норме объеме и на более длительный срок. В некоторых случаях границы объема и прочности запоминания установить не удается. Индивидуальные особенности памяти в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов, степени их уравновешенности и подвижности, однако сами свойства нервной системы изменяются под влиянием условий жизни и деятельности людей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Интерес содержится в том, что процессы памяти у каждого человека протекают неодинаково, потому что память – носительница индивидуального опыта человека. Отмечают сильные индивидуальные отличия в способах запоминания и в уровне организации памяти у разных лиц. Например, у одних доминирует непосредственная, чувственная (зрительная, слуховая, двигательная) память, а у других запоминание носит сложный характер кодирования, превращая его в сложные вербально-логические схемы.

Размах индивидуальных различий памяти человека весьма велик случай выдающихся памяти наблюдаются не только у мнемистов профессионалов, но и музыкантов, полководцев и вообще лиц самых разнообразных профессий. Даже в обычных группах людей индивидуальные различия памяти значительны. Эти различия носят количественные и качественные характеристики. Какова же природа этих различий и чем они обуславливаются, врожденными способностями или свойствами человеческого мозга или же в значительной степени является продуктом систематических тренировок или выработки целесообразных приёмов запоминания. Поэтому исследование данной проблемы является важным и необходимым условием для осмысливания самого процесса памяти.

Актуальность данной проблематики состоит еще и в том, что ни один человек не знает границ своей памяти. Математиком и кибернетиком фон Нейманом установлено, что мозг индивида теоретически способен вмещать количество информации равное информации миллионов книг Российской Государственной библиотеки.

Цель исследования – обобщить имеющийся опыт в исследованиях индивидуальных особенностей памяти; провести эмпирическое исследование индивидуальных особенностей памяти.

Объект исследования – память как психологический феномен.

Предмет исследования – индивидуальные особенности памяти.

1. Определение сущности памяти как психологического феномена;

2. Выявление индивидуальных особенностей памяти;

3. Анализ основных подходов по исследованию индивидуальных особенностей памяти;

4. Изучить эмпирически индивидуальные особенности памяти людей (зрительная модальность).

Курсовая работа имеет стандартную структуру: введение, две главы, заключение, список литературы представлен 16 наименованиями.

Как пишет Т. Никитина, человеческий мозг является совершенным устройством, возможности которого оценены в настоящее время лишь весьма приблизительно. Тем не менее, уже имеющиеся оценки поражают воображение. Известный американский математик фон Нейман, который придумал используемую и поныне структуру компьютеров, рассчитал количество информации, которую способен запомнить человеческий мозг. Это количество огромно – около 1020 бит, т. е. элементарных единиц информации. Столько информации не содержат даже крупнейшие библиотеки мира.

К сожалению, свойство мозга запоминать весьма избирательно. Информация может быть представлена во многих видах, но с теми из них, с которыми мы сталкиваемся в сознательной жизни, человеческий мозг работает хуже всего. Вероятно, в ходе эволюции способность человека запоминать будет развиваться, и в далеком будущем любой из наших потомков сможет хранить в памяти тексты целых книг и множество больших чисел. Пока же такие люди встречаются настолько редко, что являются феноменами [8, 13].

Примеры феноменальной памяти существовали во все времена. Как известно из истории, Юлий Цезарь, Александр Македонский, царь Кир знали по имени и в лицо всех своих солдат (не менее 30000 человек), Фемистокл знал, узнавал по имени и в лицо 20000 своих соотечественников. Сенека мог повторить 2000 не связанных логически слов. Леонард Эйлер помнил шесть первых степеней всех чисел до ста (кстати, это всего 500 чисел, которые сможете запомнить и Вы, если освоите метод, предлагаемый в этом пособии). Э. Гаон помнил наизусть 2500 книг. Японец Хидаки Таойро знал наизусть число пи до 15151-го знака после запятой. Шеришевский и вовсе ни чего раз услышанного или увиденного ни когда не забывал [10].

Кроме примеров запоминания каких-то фактов и другой упорядоченной информации, имеется немалое число свидетельств другого рода.

Д. Херманн описывает следующие случаи: великому французскому художнику Гюставу Доре, создателю гениальных гравюр, издатель однажды поручил сделать рисунок с фотографии какого-то альпийского вида. Доре ушел, забыв взять с собой фотографию. На следующий день он принес совершенно точную копию.

Память гениев искусства способна на чудеса. Как известно, оглохший Бетховен писал музыку, а русский актер Остужев, потеряв слух, остался на сцене, и его помнят как выдающегося актера. Скульптор Лина По, умершая в 1948 году, продолжала создавать скульптуры, даже ослепнув. Полностью потеряв зрение, Лина По лепила замечательные портреты, статуэтки, создала более ста скульптур. А музыканты? Моцарт мог точно записать большую, сложную пьесу, слышанную лишь однажды. Композитор А. К. Глазунов легко восстанавливал утраченные партитуры музыкальных произведений. Известен интересный случай из биографии замечательного русского пианиста и композитора Сергея Васильевича Рахманинова. Однажды к Танееву должен был приехать Глазунов, чтобы сыграть только что написанную пьесу. Любивший подшутить Танеев спрятал в другой комнате студента консерватории Рахманинова. Через некоторое время после того, как Глазунов окончил играть, Танеев позвал Рахманинова. Юноша сел за рояль и, к величайшему удивлению Глазунова, повторил полностью его сочинение [14, 34-36].

Итак, память – одна из психических функций, вид умственной деятельности, предназначенный сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. О памяти знают почти все, но затрудняются объяснить, что это такое.

Активные процессы памяти - это: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Кроме этого, пaмять бывает aктивной и пассивной. А срокам активности ее делят на три вида. Официальные виды памяти – это:

1. кратковременная память,

2. оперативная память,

3. долговременная память.

Продолжая тему феноменологии памяти, перечислим еще некоторые её феномены:

Первый феномен памяти – это организация причинно-следственных связей между рефлексами и поведением, биологический детерминизм, доказанный великим Павловым. Каждый человек может на себе проверить этот феномен. Представьте апельсин, и сразу во рту появится вкус сладкого апельсина.

Второй феномен памяти – записывается все, но воспроизводится лишь частично, избирательно. Психологи утверждают, что человек помнит все, с чем встречался в жизни: запахи, звуки, ситуации, цифры, людей и т.д. Под гипнозом он может это воспроизводить.

Третий феномен – это дежавю и жамэвю. Первое – уже виденное, второе – невиденное никогда. И дежавю, и жамэвю психиатры относят к психическим расстройствам, таким как шизофрения или органический психоз, хотя исследования подтверждают, что дежавю испытывали хотя бы один раз в жизни 97 % людей.

Четвертый – человеческий мозг может запомнить 1020 бит информации. Такое количество данных не содержат даже крупнейшие библиотеки мира.

Пятый – мозговая физзарядка. Это уникальная зарядка, которую выполняет процесс памяти. Сначала усвоение, затем сохранение в кратковременной памяти, позже сортировка и только потом сохранение в долговременной памяти. Вот такие несложные функции регулярно выполняет память каждого [6].

Существует несколько классификаций памяти.

Остановимся более подробно на модальной памяти.

По самой распространенной и в то же время простой классификации существует пять типов памяти: слуховая, зрительная, осязательная, обонятельная, вкусовая. Поскольку это перечисление основных модальностей восприятия, эти виды памяти называют модальной памятью.

Слуховая память - образная память, связанная с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков: музыки, шумов и т. д.

Зрительная память - образная память, связанная с деятельностью зрительного анализатора, направлена на запоминание всех зрительных образов.

Осязательная память – образная память, связанная с деятельность тактильных анализаторов. Здесь же можно упомянуть о двигательной памяти - психофизиологический процесс запоминания, сохранения и воспроизведения движений и их систем.

Двигательная память обеспечивает координацию и последовательность движений, лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков: ходьбы, письма, трудовых и профессиональных навыков.

Обонятельная память – образная память, связанная с деятельностью обонятельных анализаторов. Направлена на запоминание запахов. У человека, по сравнению с животными, значительно редуцирована.

Вкусовая память, в свою очередь, связана с деятельностью вкусовых анализаторов, и направлена на запоминание вкусов.

Стоит ещё упомянуть об эмоциональной памяти. Эмоциональная память - память на пережитые чувства; способность запоминать и воспроизводить чувства. Эмоциональная память проявляется в закреплении и последующем (непроизвольном) воспроизведении тех или иных эмоциональных состояний. Установлено, что эмоционально окрашенные впечатления, человек хранит дольше всего.

У каждого человека все типы развиты по-разному, как правило, наиболее развит один или два, реже три, типа памяти. Например, человек лучше запомнит ту или иную информацию, если сможет прочитать её, другой – прослушав тот же самый текст. Очень редко встречаются люди, у которых все типы памяти были бы развиты одинаково хорошо [11].

Существование индивидуальных различий памяти человека является само собой разумеющимся фактом.

Индивидуальные особенности памяти человека напрямую связаны с индивидуальными особенностями личности [14, 89].

Э. А. Голубева характеризует индивидуальные особенности памяти личности:

1) скоростью запоминания;

2) прочностью сохранения;

3) лёгкостью воспроизведения.

В зависимости от сочетания этих особенностей выделяют четыре типа памяти человека:

1 тип: наиболее продуктивный тип памяти быстро запоминаю → медленно забываю;

2 тип: быстро запоминаю → быстро забываю;

3 тип: медленно запоминаю → медленно забываю;

4 тип: медленно запоминаю → быстро забываю, это самый непродуктивный тип [3].

Нa человеческую пaмять оказывает влияние множество различных фaкторов. О влиянии возраста мы уже упоминали, но это, кстати, вовсе необязательное условие для качества памяти. Кроме этого, одни люди лучше зaпоминaют то, что услышали, другие - то, что увидели. В таком случае говорят о слуховой или зрительной пaмяти.

Общеизвестной является стойкость пaмяти чувств. Лучше всего зaпоминaется то, что вызывает неподдельный интерес. Подчас в состоянии эмоционaльного подъемa наша память вызывает вещи, которые, кaзaлось бы, дaвно забыты. После горячей ссоры, мы зачастую вообще не помним с чего все началось. Иногда, спустя много лет мы не можем вспомнить самого события, сказанных слов, но зато помним эмоции, которые переживали в этот момент.

Очень вaжнa мотивaция. Невероятным кажется способность человека, который всю жизнь считал, что он aбсолютно неспособен к иностранным языкaм, а попaв в чужую страну, в экстремальную ситуaцию, быстро и легко выучивaет чужой язык.

Способность к зaпоминaнию во многом зaвисит от тренируемости. И чтобы развить память, нужно ее тренировать.

Рaссеянность и плохая память - не одно и то же Нередко рaссеянность путaют с плохой пaмятью. Но нa сaмом деле рaссеянные люди просто погружены в собственные мысли, их внимaние просто сконцентрировaно нa чем-то другом, им не интереснa бытовaя информaция.

Невнимательность также часто принимaется зa нарушение пaмяти. Но невнимательность может быть вызвана, к примеру, переутомлением, переживаниями за что-либо, или другим состоянием, в котором может находиться человек в дaнный момент.

Итак, с одной стороны, память отдельного человека нередко предпочитает материал одной модальности (зрительной, слуховой, двигательной). С другой - у разных людей различен уровень организации материала, хотя и говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, но по отношению к запоминанию это не всегда так.

Одни люди хорошо усваивают движения, у них легко формируются разнообразные двигательные навыки. Другие могут с легкостью запомнить такие сложные контуры и формы, которые другим совершенно недоступны. При этом зрительная память может демонстрировать самые удивительные свойства. Так, во время экзамена при подготовке к ответу студент изложил содержание материала, но в углу одного листа оставил пустое место. Оказалось, что это место предназначено для рисунка, который он никак не мог вспомнить. Люди с выраженной слуховой памятью могут не только запомнить, но и воспроизвести впервые услышанные и подчас довольно сложные музыкальные произведения.

Эти особенности памяти могут быть врожденными, но могут быть связаны и с особенностями профессиональной деятельности людей или условиями среды, в которой развивается и формируется человек.

1.2 Исследование индивидуальных особенностей памяти отечественными и зарубежными исследователями

Память человека не является постоянной, а изменяется в течение жизни, по мере социализации индивида. У ребенка начинают действовать эмоциональная и моторная память, затем постепенно дополняясь и замещаясь логической и образной. Непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств, непроизвольное запоминание, превращается в произвольное, речь из чисто внешней функции общения все больше превращается во внутреннюю. Зависимость между увеличением возраста и улучшением непосредственного запоминания вывел советский психолог А. Н. Леонтьев [13].

Интерес к изучению памяти люди проявляли с древности, потому что их всегда интересовала завеса прошлого, которое не узнать без использования общественной памяти. Древнегреческие философы считали, что ум человека можно уподобить восковой дощечке для письма на ней и запечатлеются происходящие события. Аристотель и Платон философски рассуждали о способностях человека и памяти в том числе.

В Англии XVIII-XIX вв. ученые уже экспериментально устанавливали некие соответствия в проблематике. Их вклад значителен для истории изучения вопроса об особенностях памяти человека. Исследователи, жившие после них, сформулировали целый ряд теоретических положений. В частности, было получено развитие представления об ассоциациях и их роли в индивидуальных процессах памяти.

Начало экспериментальных исследований мнемических процессов относится к концу XIX века. Среди первых психологов, обратившихся к этой проблеме, был немецкий ученый Г. Эббингауз. Исследования процессов памяти он осуществлял при обращении к запоминанию бессмысленных словосочетаний. Полученные результаты дали ему возможность вывести целый ряд законов запоминания, которые сами по себе представляли определенный интерес, однако были применимы исключительно к материалу, который не имел логической организации [2, 75-76].

Одна из ранних работ – исследование Геллета, проводившего опыты над самим собой и своим двухлетним сыном. Сравнительное изучение продуктивности памяти детей от 5 до 10 лет проводил Декроли и Деганом. Из более поздних работ можно указать исследование Мак Елви и Мак Пич, изучавшие память детей дошкольников на предметы. Ломли и Колхаун посвятили свои исследования развитию памяти на слова [2].

Вообще проблеме памяти и её индивидуальным особенностям уделялось большое внимание, как зарубежными психологами, так и отечественными.

В работе Е. Д. Кажерадзе предметом изучения было влияние, оказываемое на объём памяти группировкой предметов с различной степенью сложности или трудности наименования каждой группы соответствующим обобщающим словам.

Изучению индивидуальных особенностей в запоминании посвящены монографии И. С. Продановой, труды С. А. Рубинштейна, Л. С. Выготского, П. И. Зинченко, А. А. Смирнова, П. П. Блонского и других.

Подавляющее большинство этих исследований было направлено на вычисление того, как изменяются с возрастом продуктивность запоминания его объём, скорость, длительность удерживания заученного материала.

Таковы были и другие исследования, проводившиеся еще в конце XIX в. и в середине ХХ в. Бурдоном, Нечаевым, Лобзиным.

В качестве материала для запоминания использовались числа, геометрические фигуры, буквы, бессмысленные слоги, слова, фразы и т.п.

Результаты показали, что все люди по способности запоминать подразделяются на два типа: быстро и медленно запоминающие материал. Экспериментально доказано что люди, быстро заучивающие информацию, способны с 1-го раза воспроизвести 8 элементов, а медленно заучивающие - только 3. Но столь же быстро люди из первой группы и забывали эти элементы, зато вторая категория забывала свои элементы медленно. Поэтому отметили, что память людей различается по скорости, прочности, длительности, точности и объему заполнения [5].

Из советских работ, посвященных изучению памяти необходимо указать, прежде всего, работу А. Н. Леонтьева (1931), исследовавшего возрастные и индивидуальные различия в продуктивности запоминание бессмысленных слогов и осмысленных слов, а также развитию непосредственного и опосредованного запоминания. В обширном исследовании П. И. Зинченко (1961) сопоставлялось продуктивность двух видов запоминания – произвольного и непроизвольного – у испытуемых разного возраста.

Л. В. Зайков и Д. М. Маянц исследовали различия запоминания детьми предметов, предъявляемые в одиночку и парами. В работе Е. Д. Кажерадзе (1949) предметом изучения было влияние, оказываемое на объём памяти группировкой предметов с различной степенью сложности или трудности наименования каждой группы соответствующим обобщающим словам. В исследованиях Н. А. Корниенко (1955) сравнивалось развитие запоминания наглядного и словесного материала.

Кроме того, примечателен ряд исследований известного психолога М. Оффнера, доказавшего меньший объём запоминания, более низкий темп запоминания и меньшую точность воспроизведения у слабоумных: память у слабоумных носит чисто механический характер, без включения в этот процесс какой-либо интеллектуальной проработки полученной информации [2].

Итак, ученые разных времен и народов пытались исследовать индивидуальные особенности памяти и память в принципе. Их исследования совершенствовались с течением времени. И в XIX в. наука изучения памяти сделала значительный шаг благодаря экспериментам европейских ученых. В XX в. обороты в этом направлении набрала и отечественная наука. Ученых объединял интерес к сути памяти и особенностям индивидуальных ее проявлений в связи с возрастом испытуемых, их психическим здоровьем и увлечениями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждое впечатление, которое мы получаем при взаимодействии с окружающей средой, оставляет определённый след, сохраняется, закрепляется, а при необходимости и возможности воспроизводится. Память - это способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.

Инстинкты, врождённые и приобретённые рефлексы и стереотипы поведения представляют собой, запечатлённый в памяти и переданный по наследству или приобретенный в процессе индивидуального развития опыт. Без непрерывного обновления этого опыта, его воспроизводства из памяти в определенных условиях живые существа не смогли бы приспособиться к текущим изменяющимся событиям окружающего мира. Без воспоминаний о том, что с ним было, человек не сможет развиваться, потому что при таких условиях тот опыт, что мы приобретаем каждую секунду, не с чем было бы сравнивать, и этот опыт не накапливался бы, а впустую терялся.

Определенные типы памяти есть практически у всех живых существ, но наиболее развита память у человека и человекообразных обезьян. Но настолько развитыми мнемическими возможностями, которыми обладает человек, не обладает ни одно живое существо в мире.

В данном реферате будут рассмотрены индивидуальные особенности и нарушения памяти с точки зрения современной психологии.

1. Виды и индивидуальные особенности памяти

Ученые психологи, проводившие экспериментальное изучение данной темы, выделяют шесть основных видов памяти:

1)двигательная память - связана с запоминанием и воспроизведением движений;

2)образная память - запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т.д.);

3) словесно-логическая память - запоминание, узнавание и воспроизведение мыслей, понятий, умозаключений и т.д., этот вид памяти более всего связан с обучением;

4)эмоциональная память - запоминание и воспроизведение эмоций вместе с вызывающими их объектами.

5)непроизвольная память –дает возможность человеку запомнить и воспроизвести определенные образы не ставя при этом цели запомнить и воспроизвести.

6)произвольная (преднамеренная), осмысленная, продуманная память - связана с определенной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приемы.

Существуют классификации видов памяти по различным признакам. Они приведены на рисунке 1.


Рисунок 1. Классификации видов памяти по различным признакам

Индивидуальные особенности памяти человека зависят от врожденных особенностей его психики, а также от приобретенных в процессе индивидуального развития умений и навыков. Примеры людей с феноменальной памятью - это результат совмещения врожденных задатков с систематическими тренировками памяти.

Каждый человек по-своему запоминает, сохраняет и воспроизводит необходимую информацию. Индивидуальные особенности памяти проявляются в объеме и скорости запоминания, готовности к извлечению сведений из памяти, точности воспроизведения. Люди обладают различной памятью в зависимости от типа воспроизводимой информации,т.е от того, что они лучше всего запоминают (цифры, даты, фамилии, лица и др.). В большей степени это зависит от профессиональной деятельности человека.

У разных людей могут доминировать различные виды памяти: зрительная, слуховая, эмоциональная и т.д. Иногда наблюдаются парные эффекты доминирования. Это зависит от ведущей репрезентативной системы – визуальной, слуховой, кинестетической, эмоциональной. Индивидуальные особенности памяти обобщены на схеме, приведенной на рисунке 2.


Рисунок 2. Индивидуальные особенности памяти

Целью данного реферата является определение понятия памяти, её развития, какие теории памяти были предложены. Дать краткое определение различным видам памяти. Описать, как происходит запоминание, хранение той или иной информации в различных видах памяти. Описать некоторые эффекты, присущие памяти. Выделить индивидуальные особенности памяти и ее развитие.

Содержание

Введение3
1 Определение памяти. Теория памяти 4
2 Виды памяти и их особенности 7
3 Некоторые эффекты памяти18
4 Индивидуальные особенности памяти и ее развитие 19
Заключение 25
Список используемых источников……………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

реферат по психологии.docx

1 Определение памяти. Теория памяти 4

2 Виды памяти и их особенности 7

3 Некоторые эффекты памяти18

4 Индивидуальные особенности памяти и ее развитие 19

Список используемых источников…………………………………………….. 26

Целью данного реферата является определение понятия памяти, её развития, какие теории памяти были предложены. Дать краткое определение различным видам памяти. Описать, как происходит запоминание, хранение той или иной информации в различных видах памяти. Описать некоторые эффекты, присущие памяти. Выделить индивидуальные особенности памяти и ее развитие.

Задачи реферата ознакомиться с понятием память, изучить основные виды памяти, усвоить суть каждого из них, ознакомится с процессом памяти у человека, выявить индивидуальные особенности памяти и ее развитие.

Актуальность данного реферата – память не исследована полностью, в ней много непонятных нам процессов, которые непосредственно проходят через головной мозг. До конца непонятно как именно мы запоминаем, каждый раз обнаруживаем что-нибудь новое. Надо планировать работу по формированию навыков памяти и внимания на основе разработки системы задач, заданий и упражнений и ввода рациональных приемов. И это будет актуально, так как мы претерпеваем изменения, развиваемся, придумываем все больше нового, то есть, как исследовать память. Различные приборы и методики. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки без чего немыслимо ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.

В реферате использованы труды отечественных и зарубежных авторов.

1 Определение памяти. Теория памяти

Память – это способ существования психики во времени, способ удержания прошлого. Память – одна из самых популярных психических особенностей человека. Каждый день мы узнаем что-то новое, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть сохранено в кладовых его мозга. Наш мозг обладает важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает её. Образцы предметов и явлений, которые возникают в мозге в результате воздействия их на анализатор, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Они сохраняются и в отсутствии этих предметов и явлений в виде представлений памяти.

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постоянное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности. Значение памяти в жизни человека очень высоко. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образцы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, вечно находился бы (по мнению И.М. Сеченова) в положении новорожденного, был бы существом не способным ничему научиться, ничем овладеть и его действия определялись бы только инстинктами.

Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки без чего немыслимо ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше у него храниться в памяти, тем больше пользы он сможет принести обществу.

Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Память, как и все психические процессы, есть деятельность. Человек всегда осуществляет определенную психическую деятельность. Он запоминает наиболее прочно только те факты, события и явления, которые имеют для его деятельности важное значение. Все, что с ним связанно запоминается лучше, чем то, что с ним не связанно. Большое влияние имеют эмоциональные отношения человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго. Продуктивность памяти во многом зависит от волевых качеств человека, и не способные к волевым длительным усилиям запоминают всегда поверхностно и плохо.

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители различных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и многие другие. В каждой из этих наук существуют свои вопросы. Но все эти науки вместе взятые, расширяют наши знания о памяти человека, дополняют друг друга, позволяют заглянуть в одно из важных явлений человеческой психологии. Психологическое учение о памяти на много старше медицинского, генетического, биохимического исследований.

В начале XX века возникает смысловая теория памяти. На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое. В настоящее время нет единой теории о механизмах памяти. Более убедительной, выглядит, нейронная теория, которая исходит из представления, что нейроны образуют цепи, по которым циркулируют биотоки. Под влиянием биотоков происходят изменения в синапсах, что облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям. Различный характер цепей нейронов и соответствует той или иной закрепленной информации.

С началом развития кибернетики, с появлением вычислительной техники и развитием программирования начались поиски оптимальных путей принятия, переработки и хранения информации. За несколько последних десятилетий в подобных исследованиях был накоплен богатейший материал. Исследование механизмов памяти на различных уровнях, безусловно, обогащают друг друга.

2 Виды памяти и их особенности

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют сенсорную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, обонятельной, осязательной, эмоциональной, слуховой, словесно-логической и других видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.

Сенсорная память. Как следует из ее названия, сенсорная память-это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Сперлинг показав, что следы в ней сохраняются лишь очень короткое время - порядка 1/4 секунды, и за это время решается вопрос о том, привлечет ли ретикулярная формация внимание высших отделов мозга к поступившим сигналам. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются и сенсорная память заполняется сигналами. Частный случай сенсорной памяти составляют последовательные образы. Они возникают при воздействии на сетчатку сильного или длительного раздражителя.

Кратковременная память. В том случае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. При этом решается вопрос о том, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передаваться на долговременное хранение.

Кратковременная память характеризуется не только определенной длительностью удержания информации, но также емкостью, т.е. способностью одновременно сохранять определенное число разнородных элементов информации. Было установлено, что кратковременная память действует в течение примерно 20 секунд, за это время сохраняется очень немного информации - например, какое-то число или несколько слогов из трех-четырех букв. В случае если информация не вводится повторно или не “прокручивается” в памяти, она по истечении этого промежутка исчезает, не оставляя заметных следов.

С 1885 года Эббингауз ставил сам над собой опыты с целью выяснить, сколько информации он может одновременно запомнить без каких-либо специальных мнемонических приемов. Оказалось, что емкость памяти ограничена семью цифрами, семью буквами или же названиями семи предметов. Это “магическое число” семь, служащее своего рода меркой памяти, было проверено Миллером. Он показал, что память действительно в среднем не может хранить одновременно более семи элементов: в зависимости от сложности элементов это число может колебаться в пределах от 5 до 9.

Если необходимо в течение короткого времени сохранить информацию, включающую больше семи элементов, мозг почти бессознательно группирует эту информацию таким образом, чтобы число запоминаемых элементов не превышало предельно допустимого. Так, номер банковского счета 30637402710, состоящий из одиннадцати элементов, будет, скорее всего, запоминаться как 30 63 740 27 10, т.е. как пять числовых элементов или 8 слов (тридцать, шестьдесят три, семьсот сорок двадцать, семь, десять). Отметим также, что если в подобном случае действует в основном механизм слухового запоминания, то возможна и зрительная память - в частности, когда требуется запомнить какой-либо несловесный (невербальный) материал. В мнемотехнических методиках, к которым прибегают для лучшего запоминания, могут использоваться оба эти механизма

Хорошим примером того, как емкость кратковременной памяти может ограничивать познавательную деятельность, служит счет в уме. Так, умножишь 32 на 64 сравнительно легко, однако многие не могут сделать этого без карандаша и бумаги. Чаще всего такие люди говорят при этом, что они “не сильны в арифметике”. На самом же деле им, вероятно, мешает накопление промежуточных операций и данных, быстро перегружающее кратковременную память.

Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, т. е. отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека. Например, когда мы запоминаем нечто такое, что можно обозначить словом, то мы этим словом, как правило, пользуемся, мысленно произнося его про себя несколько раз, причем делаем это или осознанно, продуманно, или неосознанно, механически. Если требуется зрительно запомнить какую-либо картину, то, внимательно посмотрев на нее, мы обычно закрываем глаза или отвлекаем внимание от разглядывания для того, чтобы сосредоточить его на запоминании. При этом мы обязательно стараемся мысленно воспроизвести увиденное, представить его зрительно или выразить его смысл словами. Часто для того, чтобы нечто действительно запомнилось, мы стараемся по ассоциации с ним вызвать у себя определенную реакцию. Порождение такой реакции следует рассматривать как особый психофизиологический механизм, способствующий активизации и интегрированию процессов, служащих средством запоминания и воспроизведении.

Долговременная память. Именно из тех нескольких элементов, которые ненадолго задерживаются в кратковременной памяти, мозг отбирает то, что будет храниться в памяти долговременной. Кратковременную память можно сравнить со стеллажами в большой библиотеке: книги то снимаются с них, то ставятся обратно в зависимости от сиюминутных нужд. Долговременная же память больше похожа на архив: в ней определенные элементы, выбранные из кратковременной памяти, подразделяются на множества рубрик, а затем хранятся более или менее длительное время. Емкость и длительность долговременной памяти в принципе безграничны. Они зависят от важности для субъекта запоминаемой информации, а также от способа ее кодирования, систематизации и, наконец, воспроизведения.

Роль некоторых факторов. Привычность материала. Если какое-то событие повторяется много раз, то оно легче и на более длительный срок запоминается, чем случайное явление. В качестве примера можно привести дорогу, по которой мы идем каждое утро, таблицу умножения и вообще все то, что было более или менее добровольно выучено в детстве или в течение жизни. Так, первые песенки или стишки, которые мы выучили в школе и на радость всей семье пели или читали раз, когда приходили гости, запоминаются нам навсегда, как и другие события подобного рода.

Точно так же можно объяснить и удивительную точность некоторых воспоминаний пожилых людей. Мы всегда поражаемся долговременной памяти наших дедов. На самом же деле то, что они рассказывают - это, как правило, какие-то достопримечательные события, часто с очень глубоким эмоциональным подтекстом. Такие события столько раз пересказываются самим человеком или его близкими, что навсегда врезаются в память. Фактически же они представляют собой лишь очень небольшую часть тех многих тысяч ситуаций, которыми была полна долголетняя жизнь человека, и которые в большинстве своем были забыты.

Тульвинг и его сотрудники выдвинули принцип специфичности кодирования, согласно которому то, что сохраняется в памяти, всегда тесно связано с ситуацией, в которой оно запомнилось. Поэтому извлекать что-либо из памяти всегда легче в том контексте, в котором произошло запоминание. Это явление следует связывать с тем фактом, что научение чаще всего зависит от состояния сознания или эмоционального состояния в тот момент, когда это научение происходило. Необходимо также помнить, что порой под влиянием сильных эмоций некоторые события запоминаются на всю жизнь, даже если в дальнейшем они уже никогда не повторяются.

Читайте также: