Группы в социальных сетях опасные для психики детей и подростков доклад

Обновлено: 05.07.2024

Многих родителей в наше время волнует вопрос, как оторвать своих детей от социальных сетей и электронных гаджетов. Они резонно беспокоятся об их физическом и психологическом здоровье и безопасности.

Социальные сети позволяют подросткам общаться, узнавать интересную и полезную информацию, находить паблики по учебе, обсуждать свои увлечения (фильмы, музыку, танцы, пение, спорт, игры и т.д) и многое другое. Социальные сети для подростков – неотъемлемая часть их социализации.

Ввиду еще несформировавшейся психики наиболее опасными для подростков являются так называемые суицидальные группы, группы людей, страдающих нервной анорексией, группы вербовки в запрещенные организации, порнография, общение с педофилами и мошенниками, кибербуллинг (травля).

Ребёнок в соцсети: угрозы и опасности

опасности социальных сетей

Суицидальные группы

В чем же опасности социальных сетей? С 2015 году в социальных сетях стали массово появляться группы, где детей склоняют к суициду в режиме онлайн. В них детей побуждают покончить с собой, транслируя видео этого акта в сеть Интернет. По мнению правоохранительных органов, в таких группах работают профессиональные психологи, которые методично доводят детей и подростков до самоубийства.

Самое опасное, что родители погибших детей не замечали никаких странностей в поведении ребенка.

По данным Новой газеты, только за полгода (с ноября 2015-го по апрель 2016-го) из-за таких групп покончили с собой 130 подростков.

Больше 9000 страниц и сайтов, пропагандирующих самоубийства, уже заблокированы в сети Роскомнадзор. Но на месте одной закрытой тут же, мгновенно, возникают другие.

Как родителям распознать опасность суицида

Самый главный признак суицидальных наклонностей – резкая смена поведения подростка. Если ваш ребенок стремится к изоляции, становится малообщительным, грустным, теряет свои прежние интересы и увлечения, перестает встречаться с друзьями, начинает пропускать школу – срочно принимайте меры!

Группы по похудению, приводящие к анорексии

У самой популярной группы 4,5 млн подписчиков, а ее экс-администратор несколько лет назад умерла от анорексии.

Подростки подсаживаются на различные диеты и пропагандируют свой образ жизни среди своих знакомых. Тем самым количество худышек быстро растёт. Для них это как наркотик, который также может привести к смерти.

Признаки влияния этих групп на сознание подростков

Следующие признаки анорексии помогут вам вовремя распознать опасные наклонности вашего ребёнка. Снижение аппетита, вызванное неудовлетворенностью своим внешним видом. Увеличение времени, проводимого перед зеркалом. Снижение иммунитета, слабость организма: головокружение и хроническая усталость, боли в животе (особенно после еды). Повышенная ломкость и сухость волос, а также их выпадение, нарушение или прекращение менструаций. Присмотритесь к вашему ребёнку, его интересу к диетам и питанию, его нездоровому беспокойству к количеству потребляемых калорий. Следит ли за известными моделям в мире моды или имеет сверхинтерес к моде.

Вербовка в запрещенные организации и группы

Вербовщики — профессионалы экстра-класса, часто славянской внешности, имеющие европейское образование. Будучи опытными психологами, они точно знают, как заставить человека действовать в своих интересах.

Вербовщик ищет ключи к конкретному человеку, определяя и давя на его болевые точки. Особенно помогают им в этом информация со страницы в социальной сети, анкеты на сайтах и форумах, болтливость в сети, когда подростки сами делятся своими личными переживаниями с малознакомыми людьми.

Признаки влияния и работы вербовщиков на подростка

Ваш ребенок стал агрессивен? Часто говорит о несправедливости и необходимости радикальных изменений в своей жизни или жизни других? Если его суждения стали резкими и агрессивными по отношению к обществу – скорее всего, он находится под влиянием вербовщика. В таком случае необходимо это проверить и проявить больше внимание к ребёнку, присмотреться к его окружению и друзьям, с кем он общается и проводит больше времени, узнать новый круг его знакомств, и далее смотреть по ситуации. Займите его полезным делом, которое бы научило его полезным навыкам.

Порнография

Влияние и последствия порно на подростков

Отсутствие своевременного сексуального образования подростков приводит к тяжелым последствиям. Интимные отношения в раннем возрасте – это незащищенные контакты, беспорядочный выбор и перебор партнёров, венерические заболевания. Подрыв основ семейных отношений и верности, угроза для создания крепких семейных отношений, удар по вашей семье.

Признаками этого являются изменения в поведении подростка: развязность, расхлябанность и отсутствие барьеров в общении с противоположным полом. Если родители никак не реагируют на изменения в поведении, то дальнейшее увлечение порно подростками приводит к разным формам извращений, которые в зрелом возрасте искоренить очень сложно, оно переходит в страстное влечение, психическим изменениям.

Общение детей с педофилами

Педофил может представиться ребенку как взрослым, так и его ровесником или подростком старшего возраста.

Есть еще одна опасность, о которой мало кто говорит. В социальных сетях плодятся паблики и группы, где детей путем уговоров или шантажа заставляют фотографироваться в непристойном виде.

Признаки контакта ребенка с педофилами

Выявить сексуальное насилие по отношению к ребенку сложнее, но стоит обратить внимание на следующие признаки:

  • Внезапные сексуальные проявления. Это выражается в желании прикоснуться к своим или чужим интимным местам;
  • Появление большого страха перед другими людьми. Боязнь ходить на разного рода мероприятия, которые ранее ребенок посещал с удовольствием. Сильное стремление ребенка не находиться вблизи людей.

Общение ребёнка с мошенниками

Неразумная жизнь в виртуальной реальности может стать причиной потери денег. Даже взрослые часто попадаются на разные уловки мошенников в Интернете. Что уж говорить о детях, у которых за спиной еще нет необходимого багажа знаний и опыта.

Самые популярные виды мошенничества в социальных сетях: экстрасенсы, возможность быстрого обогащения, шантаж порнографического содержания, фейковые онлайн-магазины и другие.

Признаки мошеничества с вашими детьми

Кибербуллинг или травля ребёнка сверстниками

Унижение или травля в Интернете иногда оказывается для подростков и детей более болезненной, чем побои в школе или во дворе.

Используя социальные сети, Интернет агрессоры распространяют унизительные и порочащие фотографии, видео, пародийные картинки, слухи. Информация достигает большого количества пользователей. Киберагрессоры могут постоянно запугивать своих жертв и шантажировать их.

Во многих случаях дети не могут определить, кто является источником этой травли, но боятся их мести при обращении за помощью к родителям или другим взрослым.

Признаки травли подростка

Угрюмость, угнетенное состояние, плохое настроение, замкнутость, нежелание идти на контакт с родителями – это верные признаки того, что у ребенка в жизни что-то не так.

Если ваш ребенок ищет любой повод, чтобы не пойти в школу или вообще поменять ее, при этом придумывает кучу изощренных отговорок, нужно обстоятельно разобраться в ситуации. Банальное нежелание учиться не проявляется, как правило, в постоянном подавленном состоянии.

Как оградить детей от опасностей социальных сетей

радостные дети

Расскажите ребенку об опасностях в социальных сетях. Чтобы избежать вышеперечисленных проблем, психологи советуют родителям наладить хороший контакт с детьми. Взрослые часто даже не подозревают о проблемах в жизни ребенка и не знают, как обеспечить его онлайн-безопасность.

Используйте программу наблюдения – InspectSystem для Родителей, чтобы контролировать работу ребенка за компьютером. Она помогает родителям вовремя распознать опасности, работает в режиме онлайн и в реальном времени.

Pexels

Ребенок в интернете: угрозы и опасности

Вербовка детей в запрещенные организации и группы

В интернете дети становятся легкой мишенью для террористов, вербовка идет в соцсетях и мессенджерах. В середине января Следком Нижегородской области арестовал местного жителя, который создал чат, где склонял несовершеннолетних к участию в террористической организации. Следователи предъявили обвинение 20-летнему вербовщику по статье 205 УК РФ, которая предусматривает наказание вплоть до пожизненного лишения свободы.

pic

Общение детей с педофилами

Интернет становится основным оружием педофилов. Их схема проста: завязать безобидную переписку, внушить доверие, склонить к обмену интим-фото, добиться личной встречи. В 2017 году в Татарстане поймали 33-летнего мужчину, который создавал фейковые детские аккаунты и разводил детей. В итоге он изнасиловал четырех девочек, в общей сложности пострадали 56 детей (из них пятеро — мальчики).

Общение ребенка с мошенниками

Кибербуллинг или травля ребенка сверстниками

pic

Новое детское увлечение АУЕ*

pic

Как подростки попадают в деструктивные субкультуры

Психолог, доктор наук Андрей Зберовский рассказал, что подростку ввиду его возраста всегда интересно, что происходит вокруг. Особенно его манят тайны и загадочные процессы, которые якобы существуют в обществе.

Подросток исходит из того, что взрослые, в том числе родители, по-прежнему считают его ребенком, скрывают от него что-то важное, что позволит ему стать успешным, заработать много денег и понимать, что происходит в мире

Естественный интерес подростка — та самая удочка, на которую ловят вербовщики. Они связываются с жертвами в соцсетях, обещают раскрыть некие сокровенные знания. Причем часто за аватаркой сверстника может скрываться человек, который гораздо старше и имеет криминальные или педофильские наклонности.

pic

Признаки участия ребенка в опасных группах

Внешний признак того, что ребенок попал под прицел вербовщиков, — ухудшение отношений с родителями, критичность и скрытность, выход человека из-под контроля.

Люди, которые работают в интернете и вербуют детей, — хорошие психологи. Они стараются отдалить ребенка от родителей и учителей, убеждая его не прислушиваться к их мнению, не реагировать на запреты и правила

Злоумышленники попросят подростка сделать резервный аккаунт, который близкие не увидят, постараются отдалить его от привычной среды, настроить против родителей.

pic

Как не надо реагировать родителям

Зберовский предупредил, что родителям нельзя негативно реагировать на такие ситуации: кричать, ругать, угрожать и отбирать телефон. На это и рассчитывают вербовщики. Так ребенок только больше отдалится и совсем перестанет доверять своей семье.

Чем можно помочь детям

По мнению психолога, если родители узнали, что ребенок стал жертвой интернет-преступников, в первую очередь им надо постараться наладить контакт.

Можно завуалированно рассказать ребенку о деструктивных сообществах, вербующих детей, привести примеры реальных ситуаций, показать, чем это опасно. В большинстве случаев ребенок сам пойдет на контакт и расскажет о своем опыте общения в Сети.

pic

Советы специалистов

По словам Зберовского, деструктивному влиянию в интернете подвержены все дети, независимо от их возраста, уровня образования, семьи. На каждого ребенка найдутся свои рычаги давления.

Основная группа риска — дети, которые обделены вниманием родителей. В таких семьях нет доверительных отношений, а взрослые мало общаются с детьми и не интересуются их жизнью.

Дети и соцсети: безопасность и правила поведения. Что говорят исследователи

Цифровизация повседневной жизни затрагивает современное детство: социальные сети становятся всё более привычной формой досуга для детей. Домашнее пространство становится одновременно приватным и публичным — ребёнок может общаться с целым миром, сидя в своей комнате. Влияние социальных сетей на ребёнка вызывает интерес не только родителей и образовательных институтов, но и исследователей.


Как практики общения и саморепрезентации в интернете влияют на эмоциональное состояние ребёнка, в чём кроется конфликт между родительским контролем и стремлением детей к независимости, а также какие риски приходят в жизнь детей вместе с социальными сетями — выяснили с сотрудницей Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ.


Александра Бочавер,

доцент Института образования НИУ ВШЭ, научный сотрудник Центра исследований современного детства, преподавательница Высшей школы экономики

Безопасность детей в соцсетях

Основные родительские тревоги вокруг интернет-безопасности детей связаны с кибербуллингом, киберагрессией, а также сексуализированной агрессией в отношении их ребёнка. Родители также боятся, что дети скомпрометируют себя через откровенную переписку с партнёром или публикации в соцсетях, станут жертвами шантажа, откроют незнакомцам своё местоположение. Другой круг тревог относится к интернет-зависимости и злоупотреблению цифровыми технологиями — чем плотнее соцсети входят в повседневность ребёнка, тем больше у родителей страха, что пострадают учёба и социализация. Беспокойство также вызывает неподконтрольность поведения ребёнка в соцсетях.

Контроль родителей за поведением ребёнка в социальных сетях

Воспитательный процесс подразумевает поиск золотой середины между контролем для обеспечения безопасности ребёнка и поддержанием условий для развития самостоятельности.

Поведение ребёнка в соцсетях не становится исключением. Родители выбирают разные тактики в отношении активности своих детей в интернете, это зависит от ряда факторов: возраста ребёнка, характера отношений между ребёнком и родителями, опыта использования информационных технологий.


С появлением социальных сетей в жизни ребёнка появляются риски, которые стоит обсудить заранее на примере гипотетических ситуаций: что ты сделаешь, если под твоим постом напишут оскорбительный комментарий или тебя попросят прислать фотографию в обнажённом виде. Шантаж, кибербуллинг и другие неприятности в интернете — во всех этих случаях ребёнку нужна поддержка, он не должен оставаться один на один с такими проблемами. Поэтому полное игнорирование со стороны родителей детского опыта использования соцсетей недопустимо.

Другая крайность — избыточный контроль и гиперопека. Проверка истории запросов в браузере и специальные программы родительского контроля ситуативно помогают снизить тревогу, но негативно сказываются на доверии в отношениях с детьми. Особенно высок риск разрушить отношения с ребёнком, если подобные программы устанавливаются тайно от него. Из каких бы побуждений они ни совершались, подобные действия родителей говорят ребёнку об отсутствии уважения в семье, доверия, нарушают границы субъектности ребёнка, означают отсутствие личного пространства.

Конечно, даже в таких условиях дети чему-то учатся. В условиях жёсткого контроля ребёнок чаще всего учится быть покорным внешнему контролю — это вредный психологический опыт, ведь у человека теряется ощущение уверенности в себе и своих компетенциях, падает самооценка, в будущем он чувствует, что ничего не может сделать самостоятельно. Некоторые же дети в такой ситуации учатся обходить родительские запреты и слежку — они начинают обманывать, скрываться, заводить секретные аккаунты.

Социальные сети как пространство автономии и саморепрезентации

Интернет предоставляет как новые риски, так и новые возможности: к последним относятся прежде всего новые способы достижения ребёнком автономии. Эмансипационный потенциал интернета для детей стал особенно заметен в период пандемии и самоизоляции. Но даже вне подобных кризисных ситуаций соцсети расширяют горизонт возможностей для творчества и общения. Многие дети и подростки используют свои аккаунты в социальных сетях для того, чтобы делиться своей деятельностью с аудиторией, которая может состоять из близких друзей, одноклассников, друзей по переписке, сообщества людей со схожими интересами (самый яркий пример — фандомы произведений популярной культуры).

Для большинства пользователей, и детей в том числе, интернет функционирует как территория исследований. Расширение информационного поля за счёт доступности различных источников знаний о мире, безусловно, способствует интеллектуальной автономии подростка. Множество научно-популярных ресурсов позволяет подросткам выбрать наиболее удобный для себя формат получения знаний — для кого-то это подкасты, для кого-то статьи, для кого-то короткие видео на ютьюбе.


Другой фактор, который нужно учитывать, размышляя об автономии подростка в интернете, — выстраивание идентичности, то есть попытка рефлексировать на тему самого себя. Идентичность неразрывно связана с независимостью — только самостоятельный субъект может осознавать себя целостным.

В соцсетях можно пробовать новые модели поведения, отличающиеся от принятых в семье, ведь в интернете легче делать что-то, скрытое от родительского глаза. Часто такие эксперименты оказываются полезными для подростков, хотя и тревожны для родителей. Дети экспериментируют с образами и моделями общения в интернете, а отсутствие наблюдения снимает с них давление и стеснение. На каждой интернет-площадке — в онлайн-игре, фандоме, сообществе блогеров — есть свои ценности и сложившиеся правила общения: у детей появляется возможность для сопоставления социальных моделей из семьи и школы с чем-то новым. Это важный этап взросления, который реализуется в разных сферах жизни, одной из которых может выступать интернет-общение.

Влияние соцсетей на коммуникативные навыки

Существуют четыре равно подтверждённые и принятые гипотезы по поводу влияния социальных сетей на коммуникативные навыки ребёнка.

Социальные сети и здоровье подростков

Согласно данным исследователей, наблюдается связь между низким эмоциональным благополучием ребёнка и чрезмерным использованием интернета. По результатам теста PISA — Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся — за 2015 год, 88% школьников пятнадцатилетнего возраста воспринимают интернет как важнейший информационный ресурс, 84% считают, что обладание аккаунтами в соцсетях полезно. Однако при использовании соцсетей более шести часов в будни у детей снижается удовлетворённость жизнью и самооценка, такие дети чаще становятся жертвами буллинга и агрессии.

В современных условиях пандемии, а также в зависимости от условий жизни конкретного ребёнка, оптимальное количество часов использования интернета в сутки может меняться, и оно растёт с каждым годом в связи с переходом на онлайн-образование. Важный показатель — самочувствие ребёнка в ситуациях, когда интернет и цифровые устройства недоступны.

Основные негативные последствия того, что ребёнок слишком долго сидит в интернете, и как с ними справляться

  • Снижение физической активности. Этого можно избежать, например, составляя план на день, в котором онлайн-занятиям будут отведены определённые промежутки между делами, которые требуют движения;
  • Нарушения сна. Для профилактики важно учить ребёнка ограничивать использование цифровых девайсов за пару часов до сна и тем более в ночное время;
  • Набор веса и переедание в связи со сбитым режимом отдыха и активности. Желательно разграничивать в квартире зоны приёмы пищи и досуга, приучать ребёнка к полноценным приёмам пищи вместо перекусов за компьютером;
  • Проблемы с концентрацией и вниманием. Для профилактики важно, чтобы ребёнок умел получать удовольствие от вещей, которые требуют сосредоточенности на протяжение длительного времени, например, от чтения.

Вероятно, общение и досуг в соцсетях сами по себе не влияют на ухудшение эмоционального состояния ребёнка. Однако резкое увеличение времени, проводимого онлайн, скорее всего, будет сигнализировать об имеющейся проблеме в жизни ребёнка. Чрезмерное использование интернета может усугублять или даже вызывать проблемы с психологическим и физическим здоровьем, но чаще всего избыточное времяпрепровождение онлайн — это не причина, а симптом серьёзной неудовлетворённости жизнью. Для детей, которые сталкиваются с депрессией, одиночеством, стигматизацией, нездоровой обстановкой дома, соцсети становятся формой эскапизма от неблагополучной среды.

Согласно последним данным, 59,6% времени в интернете подростки проводят в социальных сетях. Эти сайты и мессенджеры имеют огромное значение для ребят - здесь они формируют свое мнение о происходящем в мире, заводят новые знакомства, самореализуются и делятся сокровенным. Может ли виртуальный социум навредить детям, каковы признаки зависимости от социальных сетей и как оградить ребенка?

зависимость от социальных сетей

Неутешительная статистика

При этом у каждого 6-го ребенка более 100 друзей (и это далеко не все его собеседники!). Более 40% детей в русскоязычном интернете встречаются с виртуальными знакомцами в реальной жизни - это отдельный фактор риска, представляющий для ребенка физическую угрозу.

Недетская компания

Трудности возраста

Хотя в крупных социальных сетях действуют ограничения на минимальный возраст пользователей (ВКонтакте является сервисом 6+, а Facebook - 13+), дети с легкостью обходят это правило, указывая “левый” год рождения. Поэтому официально дети от 6 до 14 лет составляют 5% аудитории ВКонтакте (это уже порядка 4,5 млн. аккаунтов) - а сколько из них еще просто не “отловили” модераторы?

Часы в интернете

Популярные соцсети (Facebook, Instagram, ВКонтакте) отнимают у подростков более 3 часов каждый день. При этом каждый 5-й (а по другим данным - каждый 2-й) подросток находится в интернете почти постоянно, от чего страдают его сон и учеба. Соцсети уже вошли у детей в привычку, и их влияние сложно переоценить: 92% подростков общаются в различных мессенджерах ежедневно, а проблема подростковой зависимости от социальных сетей беспокоит родителей уже два десятилетия.

Плюсы и минусы социальных сетей для ребенка

Родители нынешних детей и сами застали начало эпохи интернета - с его Живым Журналом, “аськой” и многочисленными форумами по интересам. Кто-то делился там проблемами и находил друзей, кто-то занимался самообразованием, а кто-то - даже познакомился с будущим супругом. Поэтому мы понимаем, что полностью ограждать современного ребенка от социальных сетей и тех благ, которые они предлагают - кощунство. Но количество опасностей в сети с тех пор значительно возросло - и игнорировать их, думая, что подобное может произойти только у соседа, тоже нельзя. Ведь некоторые из нас и сами были жертвами подростковой зависимости от социальных сетей - а может, не могут избавиться от взрослой. Какие же плюсы и минусы лежат на чашах весов?

влияние соцсетей

Блага цивилизации

Проще всего расширять кругозор через общение. Люди из других социальных слоев, культур и стран могут многое рассказать ребенку, помочь ему в формировании собственного мировоззрения и морально-этических ориентиров. А международные соцсети даже помогают учить языки - ведь новый друг может жить на другом краю земли!

Можно поддерживать связь с друзьями и родственниками. Переезд, смена школы - причин, по которым ребенок может расстаться с привычным окружением, великое множество. Но теперь этот травмирующий переход можно сгладить, ведь в социальных сетях пользователь может связаться с собеседником в любой точке мира. Ребенку проще получить психологическую поддержку от близких и приятных людей, он чувствует себя защищеннее и не ищет утешения у незнакомцев в сети.

Тренировка общения. Если ребенок стесняется из-за деталей внешности, если его застенчивость мешает ему ладить со сверстниками, отточить навыки общения, попробовать разные стили поведения и получить подтверждение своих лучших сторон он может в интернете. Здесь имеет значение только то, что он говорит и думает, а мнение можно выражать свободнее, не боясь давления окружения. Здесь он не рискует потерять репутацию из-за неудачных экспериментов. Ученые уже доказали положительноевлияние соцсетей на ребенка - они помогают развивать доброту, чувство юмора и чувство прекрасного, чувство социальной справедливости!

Простор для самовыражения. Опубликовать стих или рисунок? Выложить видео с танцем или песней? Социальные сети идеально подходят для того, чтобы смело заявить о себе и получить обратную связь и внимание! Это - прекрасный стимул для того, чтобы продолжать заниматься любимым делом.

Доступ к новой информации для саморазвития. Бесплатные курсы, видео, фильмы, книги и новостные материалы распространяются в соцсетях благодаря тематическим группам - и подписки помогают ребенку заниматься систематически.

Безопасное времяпровождение. Статистика показывает, что дети, которые проводят время в соцсетях, реже гуляют по ночам, менее склонны к употреблению сигарет, алкоголя и половой жизни в подростковом возрасте. Родителям спокойнее - ведь чадо под боком!

Скрытые угрозы

Информационный “хлам”. Далеко не вся информация в соцсетях приносит пользу и развитие. Значительную часть контента составляют “желтые”, развлекательные посты, а привлекательно упакованная, но совершенно ненужная информация оттягивает у ребенка внимание и время. И даже отнимает здоровье, ведь зависимость от телефона и социальных сетей, избыточное потребление информации связаны с высокими нагрузками на нервную систему!

Меньше сна и больше окситоцина. Увлеченные социальными сетями дети “отодвигают” сон и другие полезные занятия, чтобы узнать больше, пообщаться больше. Такое поведение влечет усиленную выработку гормона окситоцина, который отвечает за сопереживание и доверие. “Сетевые” дети более чувствительны и могут доверять вовсе не тем людям, которые этого заслуживают.

Ухудшение социальных навыков. Свои способности к общению и письменную речь можно не только улучшить, но и ухудшить в социальных сетях. В мессенджерах дети игнорируют синтаксис и пунктуацию, выражают эмоции стикерами и словами-паразитами и забывают, как важна мимика, интонация и “проговаривание” эмоций для окружающих в реальном мире. Это часто делает детей непредсказуемыми, нетерпеливыми, вспыльчивыми и нетерпимыми.

Страдают и реальные жизненные навыки, которые оказываются “не нужны” для того, чтобы получать внимание и восхищение в виртуальном мире. 27% детей, имеющих зависимость от телефона и социальных сетей, имеют также расстройства коммуникативной сферы.

Снижение навыков работы с информацией. Информации так много, что дети просто не могут тратить время на то, чтобы в ней разбираться. Поэтому они слишком легко доверяют прочитанному, а их способность к логическому мышлению постепенно снижается.

Конфликт между ожиданиями и реальностью. Друзья, приобретенные в соцсети, могут оказаться не теми, за кого они себя выдают. А восторженное отношение юзеров соцсетей может резко контрастировать с отношением сверстников в школе. Влияние соцсетей на ребенка может сделать замкнутым и даже стать причиной депрессии.

Ненадлежащий контент и другие угрозы. Наркотики, алкогольная и табачная продукция, материалы для взрослых, системы электронных платежей и другие нежелательные запросы составляют 0,3-0,5% от общего количества интернет-поисков, совершенных с детьми. Свыше 60% детей до 14 лет хотя бы раз сталкивались с подобными материалами, около 19% видят или сами просматривают их регулярно. И соцсети - не исключение. Здесь ребенок может увидеть то, что ему не следует знать по возрасту, “попасть на деньги” или столкнуться со злоумышленниками.

Помимо упомянутых угроз, существует риск зависимости подростков от социальных сетей. Эта проблема требует отдельного рассмотрения.

Какой вред таит в себе зависимость детей от социальных сетей?

Уязвимая и нестабильная психика подростков особенно уязвим перед зависимостями - и зависимость от соцсетей не стала исключением. Желание самоутвердиться, отсутствие реального жизненного опыта, психологические травмы и неблагоприятное окружение - все это повышает риск зависимости детей от социальных сетей, которую ВОЗ уже признала психологическим расстройством.

Зависимость от общественного мнения и завышенные стандарты. Лайки и одобрительные комментарии могут стать допингом для ребенка. Ожидание похвалы от пользователей соцсети - мощный инструмент формирования зависимости от соцсетей. В то же время, ребенок придает большое значение негативным комментариям от завистников или язвительных комментаторов с чувством собственной неполноценности. При этом влияние соцсетей на ребенка заключается не только в комментариях в адрес самого пользователя, но и вообще все, которые он может прочесть. Сравнивая себя с сетевыми идеалами красоты и социальной успешности, дети начинают страдать от заниженной самооценки, синдрома упущенных возможностей. 82% подростков, которые сидят в соцсетях, недовольны своей внешностью - почти в 2 раза больше, чем те, которые ими не пользуются!

Нарушения осанки и здоровой работы нервной системы. От хронических перегрузок страдает зрение, нервная система и шейный отдел позвоночника. Кроме того, интернет-зависимые дети менее подвижны, чем их сверстники, что повышает их восприимчивость к болезням, связанным с гиподинамией.

Повышенная уязвимость перед киберпреступниками. Дети с низкой самооценкой, ищущие поддержки в сети, становятся более уязвимыми для травли и манипуляций, чем могут воспользоваться злоумышленники. Шантаж, кража личной информации, секстинг (пересылка интимных данных), высмеивание - все это распространенная практика среди мошенников и психически нездоровых пользователей сети.

Чувство одиночества и депрессия. Как ни парадоксально, но общение в социальных сетях лишь усиливает ощущение одиночества. Собеседник, до которого нельзя дотянуться, с которым нельзя пойти в кино или по-дружески обнять, только маскирует реальное отсутствие близости.

Потеря времени. Меньше учебы и спорта, меньше общения с родителями и друзьями - зависимость подростков от социальных сетей пожирает время ребенка, не оставляя ему возможностей для саморазвития. Он постоянно прячется в зону комфорта от решения реальных житейских трудностей и получения ценного опыта.

Сколько времени можно проводить в социальных сетях?

Каждый 5-й ребенок проводит в соцсетях свыше 21 часа еженедельно. Психологи настаивают, что это граничная отметка - если чадо уделяет сервисам для общения более 3-х часов в день, пора менять его образ жизни и отношения с ним. Ведь это - явный маркер зависимости подростка от социальных сетей.

Ученые из Пенсильванского университета вообще рекомендуют проводить в соцсетях менее 30 минут в сутки - по их мнению, это снижает тревожность и синдром упущенных возможностей, а также чувство одиночества и подавленности.

Но важно не только количество времени в соцсетях, а еще и качество. Если ребенок ведет свой блог, слушает музыку, учится там или общается с друзьями “из реала” - разве это плохо? Беспокоиться стоит только если он раз за разом обновляет страничку и судорожно хватается за телефон при каждом оповещении - это первые признаки зависимости от социальных сетей.

Как ограничить использование социальных сетей детьми?

Отлучить ребенка от интернета нельзя, а вот сделать для него более интересным реальный мир - вполне. Поэтому к решению вопроса зависимости от социальных сетей стоит подходить комплексно:

Помогите ребенку найти хобби. Ученые выяснили, что у 100% детей, не имеющих интернет-зависимости есть любимое занятие вне сети. А у свыше 80% детей, страдающих от этого расстройства сторонние хобби отсутствуют (большинство из них считают увлечением сами соцсети).

Уделяйте достаточно внимания ребенку, проводите с ним время и добейтесь взаимопонимания с ним. Ученые сообщают, что в семьях, где чадо не слушают или отмахиваются от него влияние соцсетей на ребенка оказывается сильнее в несколько раз. В группу риска входят дети, чьи родители много работают или не имеют доверительных отношений с сыновьями и дочерьми. Спровоцировать уход в соцсети также может отсутствие личного физического пространства - например, собственной комнаты или пространства для творчества.

Поддерживайте распорядок дня и поощряйте самодисциплину у ребенка. Все независимые от интернета дети умеют планировать свое время и активно делают это. Из группы слабозависимых этот навык освоили всего 40%. Средняя степень зависимости сформировала группу, в которой планирует время 30%, а сильная - только 3%. В группе абсолютно зависимых ни один ребенок не умел поддерживать распорядок.

Честно предупредите ребенка обо всех угрозах. Предупрежден - значит, вооружен. Уделите время тому, чтобы самостоятельно ознакомиться с данными фондов и другими ресурсами, которые предупреждают о возможных опасностях соцсетей и освещают мошеннические схемы. А затем поделитесь словами экспертов с детьми. Зная о зависимости от телефона и социальных сетей, некоторые дети учатся самостоятельно контролировать себя.

Используйте специальные сервисы и программы. Ряд программ позволяет полностью блокировать доступ ребенка к интернету в то время, когда он не находится под присмотром взрослых. Однако подростки идут на всевозможные ухищрения, чтобы избавиться от такого контроля. Поэтому лучше отдавать предпочтение сервисам типа UniSafeKids, которые позволяют отслеживать что чадо делает в интернете. А в крайних случаях - закрыть доступ в интернетах дисциплины, пока не будут сделаны уроки.

Читайте также: